Чем отличались различные типы монополистических объединений таблица
История экономики
Формы монополистических объединений
Отличительные признаки
Объединение сохраняющих коммер-ческую и производственную самостоятельност
ь предприятий, проводящих единую ценовую политику на поделенных рынках
Объединение, в котором распределение заказов, приобретение сырья и реализация готовой продукции осуществляются через единую сбытовую контору
Полное объединение производственной, сбытовой, финансовой деятельности предприятий, производящих однородную продукцию
Многоотраслевые объединения трестового типа на основе комбинирования диверсификации
Технологической вершиной монополии стало массовое поточно-конвейерное производство с единичным разделением труда, обязанное своим происхождением предприятиям Форда в США.
Для монополий и финансовой олигархии, образованной в результате слияния банковского капитала с промышленным, самым эффективным способом получения прибыли был вывоз капитала в более отсталые страны. Рост международной торговли и развитие средств транспорта и связи, относительная узость внутреннего рынка, а также стремление увеличить прибыль при помощи международных соглашений приводят к образованию международных монополистических союзов. В целом действие монополизирующих факторов на макроуровне способствовало возникновению особого режима международного экономического регулирования, получившего в марксистской литературе название «империализма».
В конце XIX-начале XX вв. движение экономики изменило свой темп. Наиболее высокие темпы экономического развития показывали молодые капиталистические государства – США и Германия. Англия потеряла промышленную монополию, а ее торговая гегемония сильно пошатнулась. Это было связано со следующими причинами:
· моральным и физическим износом оборудования времен промышленного переворота;
· усилением конкуренции на внешнем рынке;
· мировым аграрным кризисом 1874-1894 гг.;
· недостаточной мощностью и слабой концентрацией электростанций;
· увеличением экспорта капитала.
Нехватка денежных средств внутри страны привела к необходимости их мобилизации с помощью акционерных компаний. В стране складываются предпосылки к монополизации промышленности, преимущественно в форме картелей. При этом тенденция к возникновению монополий была сильнее в новых отраслях, чем в старых.
Особенности английских монополий:
* более позднее возникновение;
* ориентация на экспорт;
В 1870-1913 г. Англия продолжала быть ведущей страной в мировой торговле. Однако характерной чертой этого времени стал более быстрый рост ввоза товаров по сравнению с их вывозом. При этом наблюдался рост доходов на капитал, помещенный за границей, за посреднические и банковские операции, фрахт и страхование морской торговли, пользование услугами портов и т.д. Англия оставалась крупнейшей колониальной страной, что позволяло сохранять ориентацию промышленников на использование дешевого сырья и гарантированных рынков сбыта.
В конце XIX в. в мировом промышленном производстве снижается удельный вес и Франции. На ее экономическом положении сказались следующие факторы:
1) ростовщический характер капитализма, связанный с мальтузианской моделью развития и направленный на минимизацию риска, на простое воспроизводство;
2) поражение во Франко-прусской войне (отторжение Эльзаса и Лотарингии, вывоз ценностей, уплата контрибуции и т.д.). Общий итог – 13 млрд. франков;
3) моральный и физический износ оборудования;
4) вывоз капитала, способствовавший сохранению ростовщического характера экономики;
5) нехватка сырья и топлива;
6) неразвитый аграрный сектор.
Отсталой во Франции была и структура экономики, где в отличие от других развитых стран ведущее место занимало производство предметов потребления, ориентированное на внешний рынок. В связи с началом милитаризации экономики в начале XX в. в хозяйственном развитии страны происходят серьезные изменения, связанные с развитием тяжелой промышленности и началом процесса концентрации производства. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объединений были картели и синдикаты, однако возникали и концерны. Более эффективно в стране действовал финансовый капитал. Хотя по размерам экспорта капитала первое место в мире занимала Англия, главным мировым ростовщиком была Франция, экспортировавшая капитал не в форме инвестиций, а в форме ссуды. После 1900-1903 гг. в стране происходит промышленный подъем, но темпы развития низкие: уменьшение промышленного производства с 1871 по 1913 г. с 10 до 6%, соответствующих 4-му месту в мире.
В Японии, несмотря на активное и целенаправленное развитие тяжелой промышленности, господствующее положение занимала текстильная промышленность. Страна оставалась аграрно-индустриальной, а в ее общенациональной продукции промышленность занимала 40 %. При этом особое значение играла военная промышленность, получавшая государственные дотации и субсидии и способствовавшая агрессивному внешнему курсу. Продолжался процесс концентрации производства и капитала, но монополистические объединения составили всего 0, 4 % от общего числа компаний, действующих в стране.
Экономическое развитие США и Германии в рассматриваемый период времени характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позволило этим странам занять места ведущих индустриальных держав. Для американской экономики это объяснялось следующими факторами:
* наличием природных ресурсов;
* высоким уровнем накопления национального капитала;
* быстрым ростом населения за счет притока иммигрантов из других стран;
* расчетливой протекционистской политикой государства;
* удаленностью от основных конкурентов;
* поздним завершением промышленного переворота.
Индустриализация конца XIX-начала XX в. в отличие от предшествующего периода опиралась на внутренние возможности США. В промышленности наряду с использованием достижений мирового опыта был сделан акцент на собственные технические идеи ( изобретения Т. Эдисона, А. Белла и т. д.). США стали родиной трестов, первый из которых – объединение «Стандарт Ойл Траст» – был создан в 1879 г. Рокфеллером. Важное значение для становления новых форм организационно-экономической структуры экономики имело возникшее на уровне трестов отделение функций управления от исполнителей, легшее в основу идей «научного управления» – менеджеризма Ф. У. Тейлора.
Процессы монополизации протекали в банковской сфере. В США были созданы две крупнейшие финансовые группы – Моргана и Рокфеллера. Монополизация в стране приобрела наиболее законченные формы, но здесь сильнее всего проявились и антимонопольные тенденции. По принятому Конгрессом США закону Шермана 1890 г. всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Усиление регулирующей роли государства в промышленной и банковской сфере ярко проявилось в серии реформ начала XX в., получившей название «прогрессивной эры» в рамках «честного курса» президента Т. Рузвельта (1901-1909 гг.) и характеризовавшейся принятием законов о контроле за деятельностью трестов. Продолжением этих реформ стала политика «новой демократии» президента В. Вильсона (1913-1921), основанная на идее регулирования конкуренции. Важнейшим законом, положившим начало реорганизации кредитной и банковской систем США, был закон о создании Федеральной Резервной системы (ФРС), принятый в декабре 1913 г.
Формы монополистических объединений
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии охватывают все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют право на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляются такие более высокие формы монополистических объединений, как трест, концерн.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах XX в. в США и некоторых странах капитала появились, начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные позиции, монополии рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Монополистические объединения: понятие, сущность, цели
Варианты монополистических объединений.
Чистая монополия (от греч. monos — ≪один≫, poleo —≪продаю≫) — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Понятие чистой монополии обычно является абстрактным. Понятие ≪монополия≫ имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, —положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1) единственный продавец-производитель;
2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаровзаменителей;
3) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Различают несколько типов монополийРазличают несколько типов монополий.
1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).
2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений. В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.
1. Картель — простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли,попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором — соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.
В настоящее время крупнейшим картелем считается Международный электротехнический картель, объединяющий 55 компаний из 11 стран мира (≪Телефункен≫, ≪Сименс≫, ≪Хитачи≫ и др.).
2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распределены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Так, алмазный синдикат ≪Де Бурс≫ сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.
3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределя
4. Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна,кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.
Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.
5. Пул получил распространение в области использования5. Пул получил распространение в области использованияпроектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
6. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.
7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений
исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.
Картель — это монополистический союз, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д. при сохранении их хозяйственной самостоятельности. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудитеJ лъные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота — это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товарор для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат «Продаст», которые выплачивал премии за недовыполнение квот и штрафовал тех, которые производили металл сверх квоты.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест — это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
Концерн — это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Общие особенности таких рыночных структур:
Предельный доход становится ниже цены единицы продукции.
Неравенство объема производства фирмы в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с совершенной.
Изменение условий равновесия фирмы.
Существование монопольной власти.
Наличие ценовой дискриминации.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы. Все отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Считается, что существование предпринимательских монополий снижает экономическую эффективность отрасли потому, что когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм разрушает рыночные механизмы, так как ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и препятствует появлению новых капиталов в производстве. Поэтому государство берет на себя функцию контроля деятельности монополий.
Проблема монополий актуальна и в настоящее время. Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Целью моей работы является изучение видов монополистических объединений.
1. Основные классификации
Существуют различные виды монополий, которые можно классифицировать тремя основными способами.
Естественная монополия
Естественная монополия – отрасль, в которой конкуренция вредна потому, что действие положительного эффекта масштаба довольно сильно, и наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере.
Естественной монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, нефть, газ и т.п.). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (ЖД транспорт, ВПК и т.д.). Наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Еще одной особенностью естественных монополий является наличие относительно высоких барьеров для вхождения в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для входа в отрасль. Общество обычно просто не может выдержать второго такого производителя (в связи со значительными постоянными затратами). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к полному объему внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
В российском законодательстве предусмотрена и регулируется деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;
7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8) услуги по передаче тепловой энергии;
9) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Отличительная черта естественных монополий – наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения средних издержек по мере увеличения объёмов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
1.2. Легальная монополия
Легальная (законная) монополия – монополия, образованная на законных основаниях.
К легальным монополиям можно причислить следующие формы монополистических организаций:
1) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.
2) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода.
3) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).
1.3. Искусственная монополия
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.
Картель – союз нескольких предприятий одной промышленной отрасли, при котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и других факторов.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а продукция реализуется как общая через созданную для этого контору.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть дохода.
Концерн − финансово-промышленная группа фирм. Характерная черта концерна состоит в сохранении хозяйственной и юридической автономии фирм-участниц, но с учётом координации со стороны главенствующих финансовых структур. Как правило, фирмы-участницы, входящие в концерн, соединяют не только экономические ресурсы, но и маркетинговые усилия. Главным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других разнообразных ресурсов.
Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Другие классификации
Также монополии можно различать, опираясь на другие параметры, такие как способ ценообразования, характер возникновения, форма собственности и т.д.
По форме собственности
По форме собственности выделяют два типа монополий: государственную и частную.
Частная монополия добивается в ходе хозяйственной и экономической деятельности целей, вытекающих из интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением преимуществ и укреплением положения на рынке, увеличением эффективности функционирования, обеспечением в перспективе удобных условий для деятельности.
Особенностью государственной монополии является то, что ее деятельность контролируется и регулируется определенными органами власти, имеющими полномочия государства, которые защищают интересы потребителей и общества. Как правило, контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта и т.д.
По способу ценообразования
Квазимонополия буквально означает «как бы монополия». Это ситуация на рынке, когда в какой-либо сфере деятельности есть единственный крупный производитель и множество маленьких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает цену, которая дает ему максимум прибыли. За ним закрепляется ведущая роль в ценообразовании. Мелкие же производители не могут изменить цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и принимают ее как заданную извне.
Монопсония – ситуация на рынке, когда в роли монополиста выступает покупатель. Монопсония представляет собой такую модель рынка, при которой какой-либо товар производится несколькими конкурирующими изготовителями при наличии одного покупателя. Примером может служить монополия государства на приобретение военной техники. В условиях монопсонии покупатель имеет большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает закупочную цену, на которую ориентируются производители.
Кроме того, возможна также и двухсторонняя монополия – ситуация, когда каждый субъект торговой сделки (как продавец, так и покупатель) является монополистом.
По характеру возникновения
По характеру возникновения монополии бывают технологические, организационные и экономические.
Организационная монополия возникает в результате соглашений и договоренностей между хозяйствующими субъектами и существует в виде картелей, синдикатов, конгломератов и т.п. Такая монополия не является юридически оформленной, но в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка есть общая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и т.д.).
Технологическая монополия появляется обычно при наличии уникальных продуктов, технологий производства или при ограниченности спроса. Длительность существования подобных монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и наличия или появления товаров-заменителей.
Экономическая монополия возникает при заключении сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, запускает процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.
По видам
По видам выделяют открытую и закрытую монополию.
свидетельство, дающее право пользования изобретением, определенный род деятельности, связанный с добычей, изготовлением, реализацией какого-либо товара или оказания каких-либо услуг;
регистрационный документ на торговый знак (то есть использование уникального изображения, названия, символики), который обеспечивает идентификацию продукции или компании в целом и не может быть использован другими фирмами.
Временные формы монополий
Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, консорциумами и т.п. Название таких объединений связано с предметом соглашения. Это могут быть соглашения о ценах на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях по отношению к конкурентам, не вошедшим в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Так как соглашения носят временный характер, такие объединения являются довольно неустойчивыми.
Пул − временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд и распределяется между участниками соглашения в соответствии с оговоренными условиями.
Ринг − кратковременное соглашение предпринимателей о покупке товара с целью монополизации рынка при его продаже.
Консорциум − временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Заключение
Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих ситуациях деятельность монополий оправдана.
Классификация монополий носит условную форму. Существуют компании, которые сложно отнести к одному типу хозяйствующих субъектов. Они обычно принадлежат к нескольким разным видам монополий. Примером могут служить электрические и газовые компании. Сюда же относятся субъекты, обслуживающие телефонные сети. Они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут относиться и к другим сферам деятельности, но часто положение субъекта хозяйствования значительно изменяется. Так, имеющиеся преимущества естественных монополий не являются их неотъемлемой стороной. Положение на рынке таких субъектов может быть изменено при разработке новейших технологий конкурентами. Положение закрытых монополий тоже неустойчиво: данные им льготы и привилегии могут быть впоследствии отменены новыми законодательными актами.
Список использованных источников
1.Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н., Квасов А.С., Пермякова Л.И. Экономическая история − М.: ООО «ИД Юрайт», 2013. − 315 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов − М.: «Айрис-пресс», 2008.
4.Родина Г.А., Тарасова С.В. Микроэкономика − М.: ООО «Издательство Юрайт»», 2012. − 129 с.