Чем отличается самолюбие и себялюбие
Самолюбие и себялюбие — есть ли разница, примеры
Самолюбие и себялюбие…На первый взгляд кажется, что это идентичные понятия. На самом же деле они сильно отличаются друг от друга. Разница кроется не только в проявлениях, но и в том, как эти качества влияют на жизнь самого человека и окружающих его людей. Рассмотрим подробнее.
Есть ли различие между самолюбием и себялюбием
Самолюбие и себялюбие — совершенно разные понятия, не являющиеся тавтологией. Нет, они оба связаны с отношением к самому себе. Но это, пожалуй, единственное, что их объединяет.
Что такое самолюбие
Самолюбием называют черту характера, которая проявляется в уважении к себе как к личности, а также в чрезмерном внимании к мнению окружающих о своей персоне. Можно сказать и по-другому: это переоценка собственных возможностей и завышенные требования к людям вокруг в вопросе выражения их мнения о нас.
Как видите, здесь два противоположных полюса. С одной стороны, самолюбие — это хорошо. Оно побуждает человека уверенно идти к достижению своих целей, заниматься саморазвитием, совершенствовать навыки и умения. Человек, который любит себя, обладает чувством собственного достоинства. Он всегда будет отстаивать свое мнение и занимать лидерские позиции в коллективе.
С другой стороны, излишнее самолюбие делает людей слишком надменными. Они смотрят на себя как будто через грязное стекло, кажутся себе самыми лучшими, умными, красивыми и т.д. И при этом требуют такого же отношения со стороны родных, друзей и знакомых.
Получается, что от хамовитой самовлюбленности самолюбие отделяет крайне тонкая грань. Исчезает все хорошее, что есть у человека в характере, пропадает разница между добром и злом. В итоге он просто остается один на один с собой. Согласитесь, неприятно общаться с тем, кто постоянно говорит о себе и требует петь ему дифирамбы.
Что такое себялюбие
Себялюбие — это качество, побуждающее человека концентрировать внимание исключительно на себе самом, своем удовольствии, комфорте и т.д. Причем это касается всех сфер жизни, в том числе эмоционального и психологического здоровья.
Себялюбивый человек никогда не спросит вашего мнения, обязательно проигнорирует не только ваши просьбы, но и данные вам обещания. Ему все равно на ваши предпочтения. И, что естественно, его любимое слово — «Я».
Себялюбие считается синонимом эгоизма. Ни себялюбивых людей, ни эгоистов никто не любит. Наверняка вам тоже не захочется общаться с теми, кто говорит только о себе, используя вас лишь как того, кому можно высказаться.
Главные спутники себялюбия — равнодушие и высокомерие.
Примеры самолюбия
Если говорить о здоровом самолюбии, его примеров более чем достаточно. Представьте себе любого человека, который несмотря ни на что упорно шел к поставленным целям. Помех на пути может быть много. Это и неожиданные трудности, которые невозможно было предусмотреть, и форс-мажорные обстоятельства, и навязчивые советы окружающих относительно того, что и как лучше делать. Любящий и уважающий себя человек всегда идет вперед, не обращая внимание на советчиков и то, что происходит вокруг.
Примеров уязвленного или чрезмерного самолюбия тоже предостаточно. Вспомните людей из вашего окружения, которые в детстве были такими себе кумирами семьи. Они выросли, но так и не научились правильно смотреть на себя. Они не только не видят своих недостатков, но и сильно обижаются на критику и замечания.
В моем окружении был такой человек. Сейчас общение с ним сведено на нет. Любой «не такой» взгляд в его сторону или попытка высказать свое мнение воспринимались как трагедия. О критике вообще говорить не стоит.
Примеры себялюбия
Проявления себялюбия или эгоизма можно проследить на примере фашистской Германии времен Второй мировой войны. Во главе с Гитлером немцы горели желанием покорить весь мир. При этом они считали себя наилучшей расой, представители которой имеют право не только унижать, но и лишать жизни других людей. Вспомните только, сколько бесчеловечных опытов было проведено в концентрационных лагерях.
Себялюбие может проявляться даже в раннем детстве. Возможно, и у вас был друг, который всегда присваивал себе все игрушки, не подпуская к ним других детей. Во взрослом возрасте эта черта характера заметна, например, в профессиональной деятельности. Допустим, двум коллегам дали один проект. По результатам работы один из них получит либо повышение зарплаты, либо продвижение по карьерной лестнице. Человек с себялюбием сделает все, чтобы победить. Причем не всегда он будет использовать честные методы. В ход пойдет все: унижение, сплетни, разговоры за спиной и т.д.
Заключение
Итак, есть ли разница между самолюбием и себялюбием? Да и очень серьезная. Если первое качество может быть мотиватором к действию, то второе имеет только негативные проявления. Общаться с себялюбивым человеком очень неприятно, поскольку для него существует только он, все остальные не заслуживают внимания.
Чем отличается любовь к себе от себялюбия
Архимандрит Павел Пападопулос
Но страсть, именуемая себялюбием, является искажением этой добродетели. Страсть себялюбия есть страстная любовь к своему эго, к падшему «я», отвергнувшему Бога и обращенного исключительно к материальному миру, то есть живущему лишь земной, плотской жизнью вместо жизни духовной. Именно из-за этого любовь к себе — это, в первую очередь, любовь (или страсть) к своему телу и плотским удовольствиям.
Себялюбивый человек постоянно ищет чувственных, телесных удовольствий. Но именно они определяют скорость грехопадения. Ведь чем глубже человек погружается в удовольствия, тем быстрее он забывает о Боге. Так что себялюбие – это еще и отчуждение от Бога. Получается замкнутый круг: незнание Бога усиливает любовь к своему «я», а любовь эта отдаляет от Бога еще на большее расстояние.
Почему же мы часто принимаем страсть себялюбия за разумную, добродетельную любовь к себе, о которой шла речь выше? Дело в том, что, будучи христианином по своему существу (ведь все мы существуем в Боге), человек, впадая в страсть себялюбия, то есть отделяя себя от Бога, не может отличить это чувство от добродетели. Ему кажется, что он любит себя так, как и должно это делать согласно заповеди. Однако получается неожиданный результат, о котором говорит Феофилакт Болгарский: себялюбивый человек, сосредоточенный исключительно на себе, на самом деле не любит не только других людей, но даже и самого себя. Более того: он себя ненавидит. Ведь, отвергая Бога любовью исключительно к своему «я», мы отвергаем по сути и себя — как образ Божий, — совершая тем самым духовное самоубийство.
Человек, страдающий себялюбием, перестает упражняться в добродетели, которая помогала бы ему жить с Богом, и открывает путь всем страстям, нанося непоправимый вред своей душе и телу.
Смущение, раздвоение, всяческие страдания — все это сопровождает тех, кто болен себялюбием.
Себялюбивый ненавидит Бога и ближних. При чем тут ближние? Дело в том, что, любя Бога и себя в Боге, мы непременно возлюбим и ближнего — как самих себя. Ведь наш ближний, как и мы, несет в себе образ Божий, является чадом Божиим, богом — по той благодати, что дает Господь. И каждый из нас друг другу — брат и ближний, потому что в лице твоем я могу увидеть Бога и одновременно самого себя, так как все мы являемся частью единой человеческой природы.
Но страсть себялюбия лишает человека этой связи. Он не видит в ближнем того, что является смыслом нашего бытия и существования, и прерывает духовное сообщение. Именно так между людьми развиваются поверхностные, неглубокие отношения, в основе которых — безразличие друг к другу, пренебрежение, бесчувствие и нежелание искреннего, подлинного общения. Для себялюбца не существует ближних, нет братьев и сестер — тех, кто, как и он сам, являются детьми Бога Отца и причастны в Боге одной природе. Напротив: ближний становится для него противником и врагом.
Себялюбец ищет прежде всего возможности самоутвердиться. Для него представляют ценность лишь собственные интересы, а об интересах и благе других людей он даже не думает. Ближний для него становится средством получения различных благ, и таким образом он начинает относиться к другому человеку как к вещи — механизму или инструменту.
В то же время ближний для себялюбца — конкурент, потому что своими успехами он способен затмить его «я» и тем самым лишить каких-то благ и наслаждений. Поэтому себялюбивый человек со временем становится агрессивным.
Там, где есть любовь Божия, «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11), «нет ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). А там, где властвует себялюбие, — противостояние, противоборство, зависть, распри, вражда, споры, агрессия, неправда, жестокость, войны и смертоубийства.
Себялюбие — это болезнь. Болезнь по своим последствиям и природе. Именно поэтому святые отцы называют таких людей безумцами, лишенными рассудка.
В себялюбии нет места рассуждению. Это состояние абсурда.
Как пишет современный православный философ Жан-Клод Ларше, «болезненные последствия себялюбия происходят по той причине, что себялюбие само по себе — болезнь, выражающаяся в противоестественном выражении абсолютно естественной человеческой наклонности — добродетельной любви к своему “я”, непременно связанной с любовью к Богу и ближнему».
Себялюбие и самолюбие
Себялюбие и самолюбие
Кому нужна самооценка? Себялюбие, самолюбие и любовь к себе.
Вроде бы все три слова о любви к себе, но если присмотреться поближе – выходит иначе.
Себялюбие это проявление эгоизма, как состояния нехватки любви в себе. Именно в себе, а не к себе. Но эгоист упорно пытается получить любовь к себе извне, себялюбие его идея «Х», он делает всё, что заслужить к себе любовь, при этом себя любить пытается и он сам. Пытается — пытает себя, различными манипуляциями во взаимодействии с людьми.
Самость – это концентрация всего своего внимания на себе
Самолюбие — это проявление эгоцентризма, как состояние нехватки любви. В отличие от эгоиста, осознав, что получить вымоганием, любовь извне нельзя, эгоцентрист пытается «любить» себя невзирая ни на кого – бросание в иную от эгоизма крайность. Эгоцентрист, склонен требовать от людей любовь к себе.
Самолюбие проявляется как самолюбование, самовлюбленность, самовозвеличение, самомнение.
И эгоисту и эгоцентристу обоим свойственно также :саможаление, самоуничижение, самобичевание, самокопание. в случае есть нет желаемого результата в получении любви к себе..
В обоих случаях первична самость – себялюбие, самолюбие, а любовь вторична.
Любить себя – это действия направленные на самого себя, которые активируют источник любви внутри человека – в его сердце. Любить людей — совершать действия направленные на других и наполненные своей любовью.
Эгоистам и эгоцентристам свойственно самооцениваться – формировать свою самооценку. У эгоистов оценка занижена, у эгоцентристов завышена. Оценка как правила основана на сравнения себя с другими. Что уже само по себе не очень мудро, а есть поиск причин для любви. Любовь по природе своей безусловна. В ней нет места причинам и оценкам. Если есть условия и оценки — нет Любви. Поэтому когда речь идет о самооценке, то это уже сигнал нехватки любви внутри человека. Как правило, это направленность на зависимые отношения.
Любящий себя человек не оценивает себя, а ценит-принимает.
Принятие себя в основе любви к себе.
В дополнение к данной статье, рекомендую прочесть следующие статьи
Эгоизм, эгоцентризм и любовь к себе
Эгоизм к любви отношения не имеет.
Любви научиться нельзя. Можно стать дивергентом
Любовь к себе в действии.
Беспощадная война с несовершенством или снова о принятии себя.
Гордость, тщеславие и самолюбие
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
Преподобный Амвросий наставлял:
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Значение слова себялюбие
Это самость, то есть себялюбие в сочетании с гордостью, проявляющаяся в «якании» Мухи и Комара и, пожалуй, ярче всего себялюбие проявляется в том трусливом предательстве, каким отблагодарили Муху её гости.
Но даже если уважение, которое мы обязаны к ним питать, не усмирит недоброхотов и они не постесняются вынести обвинительный приговор этой книге и одновременно – воззрениям святых мужей, я прошу читателя не подражать им, подавить разумом первый порыв сердца и, обуздав по мере сил себялюбие, не допустить его вмешательства в суждение о «Максимах», ибо, прислушавшись к нему, читатель, без сомнения, отнесется к ним неблагосклонно: поскольку они доказывают, что себялюбие растлевает разум, оно не преминет восстановить против них этот самый разум.
Вы не понимали, что именно себялюбие – это источник всех ваших страданий и не представляли, как же можно жить без себялюбия, без любви и привязанности к себе, не заботясь о самом себе.
Характерны: чувственность, себялюбие, лень, цинизм, эксцентричность, расточительность, умственная несамостоятельность, страсть к удовольствиям и мишурному блеску, склонность ко лжи.
Плоская его форма(разумеется тут, как и при рассмотрении других бугров, хиромант должен принять во внимание и общие признаки руки и прочее) на недостаток энергии, холодность и себялюбие.
Нельзя обвинять человека в этом его стремлении к эгоизму, он имеет на него право, но нужно и объяснить, в чем заключается истинное себялюбие.
Выявить подлинную мотивацию преступления недолго: для преступника существенны две черты безграничное себялюбие и сильная деструктивная склонность; общим для обеих черт и предпосылкой для их проявлений является безлюбовность, нехватка эмоционально-оценочного отношения к человеку.
Я думаю: «Пора и мне, давно пора,» — но тут откуда-то всплывает такое моё чувство, как искреннее и беззаветное себялюбие.
Воспитанник мой меня часто завлекал своей артистической натурой: он сразу — верно и жарко понял «Одиссею», он критически относился к Шиллеру, что мне и нравилось и не нравилось — ибо тут был и верный такт художника, но вместе и подлое себялюбие аристократа, холодность маленького Печорина.
Совлечь с себя ветхого человека
Поделиться
Выражение «Совлечь с себя ветхого человека» означает — духовно обновиться, освободиться от старых привычек, взглядов и прежнего образа жизни.
Слова, которые легли в основу фразеологизма, принадлежат апостолу Павлу и содержатся в двух его письмах. В Послании к Колоссянам, и в Послании к Ефесянам.
В Послании к Колоссянам апостол Павел пишет:
«А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Это Послание апостол пишет из римских уз, в период с 62 до 64 годы от Рождества Христова. Пишет по просьбе своего ученика, основателя Колосской Церкви — Епафраса. Поводом для просьбы послужили проблемы внутри общины колосских верующих, а именно увлечение лжеучением.
Апостол наставляет их, и призывает избавиться от негативного: отложить его как грязную одежду, стать на путь обновления. Для этого нужно забыть о всех возможных национальных и общественных различиях и иметь образцом Христа.
Примерно в это же время, из-под римского ареста, апостол Павел отправляет и Послание к Ефесянам.
Чувствуя потребность в обращении к христианам Ефесской Церкви, Апостол пишет о величии христианства и дает им общие нравоучительные наставления. Поводом к появлению Послания послужило отправление в Малую Азию апостола Тихика, ученика и верного друга апостола Павла.
Так апостол Павел призывает их вести новую жизнь, отличную от той, что они вели, будучи язычниками.
«Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Прежняя жизнь, как старая одежда уже не подходит к новому положению человека, ставшего христианином. Новой одеждой для них должны стать праведность и святость, в основе которых — Истина.
Слова апостола Павла «совлечь с себя ветхого человека» стали фразеологизмом, а выражение «ветхий человек» — библейским термином, обозначающим греховную сущность человека. Напомним, «совлечь с себя ветхого человека» означает — обновиться, избавиться от вредных и опасных привычек прежней жизни. Таким смыслом наделил эти слова ещё апостол Павел, такое же значение вкладываем в это выражение сегодня и мы.
Определите разницу в лексическом значении слов. ГДЗ. Упр. 63, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Самолюбие — чувство собственного достоинства, самоуважение, себялюбие — забота только о себе, своих интересах; эгоизм; союзник — тот, кто действует в союзе с кем-л., чем-л., связан с кем-л. общностью интересов, взглядов.; сообщник — соучастник преступления; передний — находящий ся, расположенный впереди по отношению к таким же предметам, в ряду та ких же предметов, передовой — находящийся, действующий впереди, в авангарде, ближайший к неприятельскому фронту; чужой — принадлежащий другому или другим; не собственный, не свой, чуждый — не обладающий чем-л., такой, которому нельзя приписать что-л.; эффектный — производя щий сильное впечатление, эффект, эффективный — дающий эффект, дейст венный; гуманистический — свойственный гуманизму, характерный для не го, гуманный — проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; демонстративный — совершаемый с целью демонстрации, демонстрационный — относящийся, свойственный публичному показу; угодный — соответствующий чьей-л. воле, желанию, вкусам; нужный, полезный, желательный, угодливый — излишне услужливый, стремящийся всем угодить, чтобы вызвать расположение, благосклонность; здравица —Краткая речь в честь кого-л. с пожеланием здоровья, здравница — учреждение для лечения и отдыха (санаторий, дом отдыха и т.п.); адресат — тот, ко му адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление, адресант — лицо или организация, адресующие почтовое отправление кому-л.; наследие — явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников, наследство — имущество, пере ходящее после смерти его владельца новому лицу.
Оскорбленное самолюбие — безграничное себялюбие, военный союз ник — сообщник преступления, передний план — передовой отряд, чужой язык — чуждый русскому менталитету, эффектное зрелище — эффектив ный способ лечения, гуманистический идеал — гуманный поступок, демон стративный уход — демонстрационный ролик, угодное кому-либо реше ние — угодливый прислужник, провозгласить здравицу за кого-либо — южные здравницы, адресату лично в руки — адресант неизвестен, культур ное наследие — дядино наследство.