Чем отличается летопись о вещем олеге
Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет»
Сравните тексты баллады и летописи о Вещем Олеге. В чем вы видите разн…
Сравните тексты баллады и летописи о Вещем Олеге. В чем вы видите разницу и что в них…
«Летописный источник «Песни о Вещем Олеге»»
1. Знаменитый памятник древнерусской литературы. 2. Основа баллады А. С. Пушкина. 3. История героя и страны. «Повесть временных лет» — знаменитый памятник древнерусской литературы. Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило на русской земле. Такие памятники древнерусской литературы представляют интерес не только для историков, но и для художников слова — писателей и поэтов. Многие авторы не раз обращали свой взор на наследие предков. Не обошел своим вниманием «Повесть временных лет» и Александр Сергеевич Пушкин.
Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума. Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны. В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.
Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью, он был насыщен самыми неожиданными приемами.
К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Именно в этот период Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822). Материалом для произведения послужило событие; взятое из истории родной страны поэта. Пушкин обращается к «Повести временных лет», которая рассказывает о важнейших событиях IX века: призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, о его княжении, приводятся тексты договоров князя с Византией и народные предания о нем: рассказ о походе на Царь- град с эпизодами фольклорного характера.
То, что в основе сюжета «Песни 6 вещем Олеге» лежит летописный рассказ, играет важную роль: Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события. Для этого он вводит исторические реалии: Воителю слава-отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда… И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.
Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
Если сравнивать «Песнь о вещем Олеге» с балладами других авторов, то пушкинская представляется мне более национальной, более народной. Строки баллады подтверждают это. Их тем ного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник…
Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше — на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге. Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне. Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик
Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщательно вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости…
Следующие строки баллады наполнены теплыми чувствами главного героя по отношению к погибшему коню. Олег искренне оплакивает его, ведь животное было для него настоящим и, может быть, самым близким другом: Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!»
Главный мотив этого произведения — мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала… Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких.
Александр Сергеевич не только рассказывает нам романтическую историю, он показывает сам ход, развитие исторический событий. Пожалуй, именно благодаря таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.
Чем отличается баллада от летописи в песне о вещем Олеге
Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Песни…».
Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.
Кудесник наделен всевидением, таинственной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, независим и смел.
Князь понимает духовную высоту кудесника, и потому называет его «любимцем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение.
…Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…
Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.
В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.
Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
План отрывка из летописи
Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.
Особенности баллады
При создании баллады, автор руководствуется либо историческим событием, которое его вдохновляет, либо фольклором. В таком жанре редко присутствуют специально выдуманные персонажи. Людям нравится узнавать понравившимся им ранее героев.
Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности:
Таким образом, мы разобрались со спецификой данного литературного жанра и дали определение, что такое баллада.
Образ князя Олега в летописи
Есть очень важный эпизод, который послужил для поэтов будущих поколений источником их творчества. Этот эпизод рассказывает о реальном русском князе Олеге, жившем в конце IX века. Это языческий князь. Он жил до того, как Владимир решил крестить Русь. Именно Олег решил объединить земли, он создал то, что мы называем Киевской Русью. Среди его подвигов было взятие Константинополя – столицы Византии, раньше этот город назывался Царьград. Был знаменитый рассказ о том, как Олег прибил свой щит на воротах города. Это был знак победы. Об Олеге говорится в следующей тональности:
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!»
И дальше в таком же темпе. Летописцы люди спокойные, они всегда смотрят на происходящее через призму вечности. Автор рассказывает, как Олег велел поставить в стойло своего коня, чтобы не умереть от него. Спустя годы князь поинтересовался о том, где его конь, и посмеялся над предсказанием волхва. Велел привести его на могилу умершего коня. Из черепа коня выползла змея ужалила князя, и он умер. Сбылось предсказание кудесника: «князь умер от коня своего». Никаких эмоций летописец по этому поводу не испытывает. Так было, и летописец зафиксировал историю.
Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение «Песнь о вещем Олеге».
Сказание А.С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная жрецом славянского бога Перуна. В летописи рассказывается о победе Олега над столицей империи Константинополем, которую русские назвали Царьградом, о княжении в Киеве тридцать три года, о предреченной волхвом смерти князя. Обращаясь к историческим источникам.
А.С. Пушкин дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
Пушкин обогащает летописный язык легенды разными поэтическими приемами, художественно-выразитель
ными средствами. В «Песне о вещем Олеге» появляется множество синонимов, не только называющих волхва,
но и характеризующих его: «вдохновенный кудесник», «заветов грядущего вестник», мудрый старец, «любимец богов». В пушкинском сказании используется множество сравнений, которые делают текст эмоционально-выразительным:
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В отличие от летописи появляется собственно авторское отношение к изображаемому:
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевой Олега…
Сохраняя стиль летописи, А.С. Пушкин использует старославянизмы, устаревшие формы слов, архаичные синтаксические конструкции:
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег…
Получается своего рода летописная стилизация. Поэт относит свое произведение к жанру песни. Таким образом, Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.
А.С. Пушкин, взяв за основу летописный источник, создает самобытное поэтическое произведение «Песнь о вещем Олеге».
В А.С. Пушкина встреча двух мудрых людей. Они встретились на границе поля и леса. Обращаешь внимание, когда читаешь произведение, что Олег всегда на открытом пространстве («по полю едет», «над славной главою кургана», «на холме, у брега Днепра), символизирующем ратное поле, поле действия. Кудесник же выходит «из темного леса», места мольбы и гаданий. Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям. «Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!». Давно умер не только конь, но и сам кудесник, но пророчество все же сбылось: не ушел князь от предсказанной судьбы. Легендарные имена окружены легендами. Нельзя допустить, чтобы жизнь столь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.
Фантазия поэта, родившегося через много веков после описываемых им событий, проводит параллели между волхвами и поэтами, между князьями и царями, предостерегая, заставляя прислушаться к словам вещим. И не тягаться летописи в силе воздействия на сознание с балладой, где каждое слово – образ, западающий в душу. А задача, как у летописи, так и у песни одна: задумайтесь, потомки! Вы только люди, вы не бессмертны.
Чем отличается «Песнь о вещем Олеге» от летописи про вещего Олега?
Кто же такой вещий Олег? Вот как то странно, столько лет прошло после окончания школы, не все стихи из школьной программы запомнились, а вот строки: «Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам».
до сих пор «сидят» в голове. Пушкин удивительно точно передавал свои мысли, и многие его произведения, вернее, какая-то часть из них, остаются в памяти на всю жизнь. В школьные годы Олег представлялся нам таким, каким мы видели его на картинках.
Слово «вещий» означает «предвидящий будущее», а это, в свою очередь, предполагает, что человек достиг мудрости, и убелен сединами. Но обратимся к истории. Олег был Новгородским князем с 879 года. После смерти Рюрика он получил власть над новгородскими землями, захватил Киев и перенёс туда столицу. С 879 года он стал великим князем Киевским. Историки утверждают, что князь Олег был скандинавом, так как имя Олег произошло от скандинавского Helg, Helge, что означает «святой».
Споры об этом ведутся до сих пор, но если предположить, что он был шведом, то выглядеть он мог так:
Как сравнить летопись и «Песнь о вещем Олеге» Пушкина? Чем похожи?
Как сравнить летопись «Смерть Олега от коня своего» и балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? Чем они похожи? Чем различаются?
Известно, что на создание «Песни. » Пушкина вдохновил не только фрагмент летописи. Во время одной из своих поездок в Киев поэт посетил легендарные Щекавицы, где, по одной из версий, был похоронен князь Олег.
Если сравнивать два эти произведения, то в них, помимо общего сюжета, можно найти много сходных черт:
Трусоватый Фарлаф после того, как бежал от Рогдая, встретил старую волшебницу Наину, которая успокоила его и велела возвращаться домой, убедив его (это ей легко удалось), что ему, Фарлафу, дальнейшее путешествие будет опасно, и лучше ему вернуться домой и спокойно ждать. Наина сделала намек, что поможет ему, сказав напоследок, что
Этот эпизод хорошо освещен в опере «Руслан и Людмила».
Интересный вопрос, который касается не только одежды времён Александра Сергеевича Пушкина, но и наших времён.
А у дворянок не было привычки носить сарафаны, которые являлись (и являются до сих пор) прерогативой простолюдинок, то есть крестьянок. (Помните, как у А.С. Пушкина барышня быстро, легко и до неузнаваемости превращалась в крестьянку в повести Барышня-крестьянка?).
Между прочим, на крепость наступали вооружённые мужики, которые дворянство на дух не переносили. А в сарафане можно было и за свою сойти.
Рогдай, действительно, вместо того, чтобы поспешить за Людмилой, бросился вначале за своим соперником. Он понимал, что, пока жив Руслан, Людмила не будет его, Рогдая. Даже если он ее найдет, все равно любить она будет своего мужа. В поэме вообще оказывается, что никто, кроме Руслана, Людмилу и не любил. У каждого «любящего» какие-то свои, более важные дела нашлись, когда Черномор похитил девушку.
Кажется, в вопросе под словом «он» следует понимать Рогдая, как это сделали другие до меня, хотя и не совсем понятно, откуда они это поняли. 🙂
Не знаю, нужен ли какой-то культ. Хоть Пушкину, хоть Гагарину.
Просто кто любит поэзию, то читает и знает. Без официального напоминания. Школьные годы никоим образом лично у меня не могли отбить охоту читать Пушкина ли, Чехова.
Я вообще не представляю, какими должны быть монстрами те учителя литературы, чтобы у такого количества людей напрочь уничтожить любовь к истинной красоте, стилю, гармонии, изяществу и мысли.
Возможно, мне понятен и дорог Пушкин ещё и потому, что я живу в Петербурге. Этот город немыслим без поэзии, Пушкина ли, Блока, Бродского, без музыки, ты сопричастен так или иначе, ты вовлечён в русскую культуру.
Пушкин для меня не только гений поэзии, он настоящий, живой человек, страдающий, мыслящий, любящий. Я недавно перечитала его письма. Какой он друг! Он язвителен, остроумен, в то же время необыкновенно заботлив, деликатен, умен, мудр и все понимает и предвидит.
И это все есть в его поэзии.
Одна строчка может просто так много вам сказать. Это гению подвластно.
«И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».4 класс
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
Предмет. Литературное чтение.
Тема. «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источниками.
Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
формировать мотивацию к обучению;
давать оценку своим действиям;
формировать умение ориентироваться в учебнике;
создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения;
формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать,;
выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
учиться ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность.
сотрудничать с учителем и одноклассниками;
оценивать действия партнёров по работе, работать в группе;
умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Материал для ведения урока.
УУД на этапах урока
Рады слышать мы звонок,
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Что вы любите читать больше всего? Почему?
Личностные: формировать мотивацию к обучению.
Актуализация знаний учащихся
1.Повторение знаний о летописях.
Какой раздел мы с вами начали изучать?
Что такое летопись?
Зачем люди записывали свое прошлое?
Чем отличается летоисчисление в Древней Руси от принятого сейчас?
2.Повторение сведений о летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?
Что получил Олег в результате победы над врагами?
Какой веры придерживались греки, а какой – русичи?
Какие города уже существовали на Руси?
Что вы можете сказать о князе Олеге?
Дети отвечают на вопросы, используя текст летописи.
Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе, умение высказывать своё мнение.
Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы, сравнивать, противопоставлять.
слушать и понимать речь учителя.
Самоопределение к деятельности.
1.Просмотр видео о князе Олеге.
Посмотрите видео и определите, о ком мы сегодня будем читать летопись.
— Что нового вы узнали о князе Олеге?
Дети смотрят видео.
Князь Олег завоевал хитростью для Игоря город Киев.
Киев стал столицей Древней Руси.
Описывается поход Олега в Царьград.
Олега прозвали Вещим. Встреча Олега с кудесником, предсказание о смерти. Предсказание кудесника сбылось.
Игорь становится русским князем.
Регулятивные: умение ставить учебные задачи.
умение правильно строить речевое высказывание;
Сегодня мы продолжим чтение летописи, рассказывающей о необычной судьбе новгородского и киевского князя Олега.
1.Чтение второго отрывка летописи «И вспомнил Олег коня своего. «
Посмотрите на слайд 5. Перед вами отрывок летописи, написанный летописцем Нестором. Перевод этой летописи на современный русский язык помещён в учебнике на стр.10-11. Откройте учебники.
– Что нового вы можете добавить к характеристике князя Олега, прослушав этот отрывок?
Как вы думаете, мог ли летописец слышать разговор кудесника и Олега? Значит, он домыслил эти слова, предположил, какой разговор мог состояться между ними. Значит, мы можем говорить о наличии вымысла в тексте летописи.
Читает летопись хорошо читающий ученик. Остальные дети слушают.
Ответы детей: Олег очень любил своего коня, вместе с которым он одерживал победы в сражениях. Олег был очень самоуверенным человеком, не верил в судьбу, с насмешкой отнесся к словам кудесника.
умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Прослеживается ли отношение автора летописи к описываемым событиям?
Заметили ли вы в этом отрывке особенность построения предложений? Приведите примеры.
3.Самостоятельная работа с текстом.
Перечитайте еще раз отрывок. Отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа. ( слайд 6)
ВОЛХВЫ — у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.
КУДЕСНИК – чародей, колдун.
СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.
Посмотрите на изображение волхвов. Ребята приготовили нам сообщение о них.
Автор осуждает Олега за вызов богам, насмешку над судьбой.
Дети читают текст про себя.
Находят слова, ищут значение слов в словаре учебника.
Выступают с мини- проектами ученики.
формировать умение ориентироваться в учебнике, умения целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.
Регулятивные: планировать свою деятельность, корректировать работу.
4. Работа над содержанием прочитанного. Анализ текста.
– Почему Олег решил найти кости своего коня?
— Сколько лет княжил князь Олег?
— Как народ отнесся к смерти Олега? Почему?
Отвечают на вопросы: Наверное, он хотел поклониться им, еще раз поблагодарить коня, который был ему верным другом во время походов против врага.
«И было всех лет княжения его тридцать и три», то есть 33 года.
Все любили Олега, уважали его за смелость, мужество, были благодарны за покровительство и защиту, поэтому , когда он умер, «оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица».
Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
1.Первичное восприятие «Песнь о вещем Олеге».
В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…» ( слайд 7) Перед вами могила князя Олега.
2.Посмотрите мультипликационный фильм.
3. Словарная работа (слайд 8)
4. Сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.
— Какое произведение вам понравилось больше? Почему?
— Чем отличаются фрагмент летописи и баллада?
5. Работа в группах.
Заполнение таблицы. Приложение 1.
А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива.)
5. Обобщение работы по таблице. Выступление групп.
Проверим работу групп. (слайды 10-12)
6. Работа с иллюстрациями к произведению.
Рассмотрите иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и определите, какому эпизоду песни они соответствуют.
Дети слушают учителя, смотрят мультфильм.
Рассматривают иллюстрации, находят в тексте «Песнь о вещем Олеге» отрывки к иллюстрациям.
Познавательные: выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других.
1.Тест по теме урока.
Выполните тест по теме
Мы с вами закончили работать над летописями.
Что такое летопись?
Фрагменты, какой летописи мы читали?
Кто автор этой летописи?
С произведением, какого автора мы сегодня ещё познакомились?
Почему А.С. Пушкин решил написать это произведение?
Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
Выполняют интерактивный тест, называют свою оценку.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
доказывать и аргументировать свою точку зрения;
умение высказывать свое мнение.
Выразительное чтение летописи.
Выучить отрывок «Песнь о вещем Олеге».
Регулятивные: формировать умение самостоятельно выбирать задание, решать проблемы.
Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.
проведение общественных кологодных праздников;
изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
исцеление людей и животных;
проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
участие в войнах силами магии, заклинании.
Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:
ход проведения обрядов;
символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);
ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);
свойства лекарственных и магических трав;
способы и методы волшбы;
технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;
астрологию, вычисления по календарям событийных дат;
магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.
На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что были также и женщины-волхвы, которых называли:
ведуньями («ведать» — значит «знать»);
и даже «старая женщина».
Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-волхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.
Таблица. Сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.
Летопись « И вспомнил Олег коня своего…»
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Проза («Повесть временных лет»)
Лирика ( стихотворение, песнь)
1.Летописное предание о вещем (мудром, прозорливом) Олеге Пушкин положил в основу баллады «Песнь о вещем Олеге».
2.В летописи говорится, что Олег жил тихо-мирно «Мир имея» ко многим странам».
3. В летописи говорится о предсказании волхва: о том, что «смерть Олег примет от коня».
4. По летописи, прошло 4 года после того, как Олег отказался от любимого коня.
5. По его приказу, коня «блюли», то есть, заботились о нем, хорошо кормили, ухаживали.
6. В летописи говорится о всенародном горе, оплакивали народом князя, который правил 33 года!
1.Пушкина эта история описана более подробно.
2. У Пушкина Олег собирается «мстить неразумным хазарам», причем жестоко, и не первый раз, как видно из текста. За то что кочевой народ хазары регулярны совершали набеги на русичей, Олег решил их серьезно наказать.
3. У Пушкина волхв, прорицатель, ясновидящий предсказывает сначала то, как Олег будет прославлен, как сложится его жизнь.
4. У Пушкина в «Песне» ничего не говорится, о том, сколько времени прошло с момента отказа князя от коня. Понятно, что довольно много времени утекло. Князь и его дружина уже стали седыми, они пируют, вспоминая «.
В «Песне» Олег вспоминает о коне во время пира, и ему кто-то,(но не конюх!) сообщает о смерти верного друга. Князь считает, что старец его обманул: ведь коня уже нет, а он все еще жив-здоров.
5. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой.
6. У Пушкина справляют «тризну»,поминки по Олегу дружина и новые правители государства: Игорь и Ольга.
Сообщить о событии.
Создать определённый образ, чтобы можно было повлиять на читательское отношение к герою
Судьбу не изменить, не надо искушать ее, нужно беречь себя.