Чем отличается компрессор масляный и безмасляный
Компрессор маслом не испортишь? Какой компрессор лучше: масляный или безмасляный
Обновлено 29 января 2021
Компрессор — незаменимый аппарат, без которого не обойтись ни в гараже, ни на стройке, ни на производстве. Вот только выбрать компрессор не так-то просто, ведь их разовидностей очень много. Нас часто спрашивают, какой компрессор лучше: масляный или безмасляный? Что ж, сейчас разберёмся.
Воздушные компрессоры: краткий ликбез
Компрессор — это устройство для нагнетания и перекачки газа. По сути, это один из видов насосов, только предназначенный для работы не с жидкостями, а с воздухом или другими газами. Компрессоры используют почти во всех сферах человеческой жизни. Самыми простыми и портативными накачивают надувные матрасы и колёса автомобилей — такие устройства возят в багажнике автомобилисты. Более мощные агрегаты питают пневмоинструменты и помогают в покраске машин и деталей. Самые тяжёлые и могучие компрессоры применяют на стройках и заводах. В общем, в зависимости от тех целей, которые преследует человек, каждый вид компрессоров находит своё место. Соответственно, чтобы выбрать правильный компрессор, нужно представлять себе, для чего он вам нужен, иначе недолго и запутаться, ведь видов компрессоров целая уйма.
Есть компрессоры объёмные и динамические, электрические и дизельные, мобильные и стационарные. Все эти приборы различаются и по внутреннему устройству, и по принципу работы, и по способу питания, и по миллиону других параметров. В этом материале нас больше всего интересует разница между компрессорами масляными и безмасляными.
В чём разница между масляными и безмасляными компрессорами
Если смотреть в общем, то масляные и безмасляные компрессоры устроены очень похоже: тот же силовой агрегат, та же поршневая группа, тот же коленчатый вал, та же приводная система. Кроме того, неправильным было бы считать, что безмасляным компрессорам совсем не нужно масло или смазка. Здесь дело немножко в другом: у масляных компрессоров каналы для смазки и для жидкости пересекаются, а у безмасляных они изолированы друг от друга.
Масляные компрессоры требуют залива компрессорного масла в картер коленчатого вала. Смазочная жидкость распределяется по всем внутренностям аппарата и участвует непосредственно в процессе перекачки воздуха. За уровнем масла нужно следить, иначе компрессор не сможет нормально работать. Безмасляные модели такой заботы не требуют.
Преимущества и недостатки масляных компрессоров
Масляные компрессоры требуют надлежащего ухода: в первую очередь, это касается поддержания уровня смазки. После каждого использования нужно проверять уровень масла и подливать его при необходимости до рабочих значений. Но именно это делает компрессоры данного типа чрезвычайно выносливыми, мощными и эффективными машинами. Масляные компрессоры, даже не промышленного назначения, способны подолгу поддерживать нужное давление и работать почти без перерыва. Смазка повышает эксплуатационный ресурс и производительность компрессорного оборудования до предела. В то же время, в воздухе, который качают эти машины, неизбежно будут присутствовать частицы масла, так что использовать масляные компрессоры можно не везде.
Преимущества и недостатки безмасляных компрессоров
Безмасляным компрессорам тоже нужна смазка, но воздушные и масляные контуры у них, как было сказано выше, не пересекаются. Поскольку непосредственно в перекачке воздуха масло не участвует, дела со смазкой и охлаждением у компрессоров этого типа обстоят не так радужно, как у масляных. Здесь используют современные материалы с низким коэффициентом трения, но ресурс работы у безмасляных аппаратов не слишком высок. Желательно, чтобы они работали не больше 10-15 минут в час, иначе перегрев запросто может привести к поломке. Главные плюсы компрессоров этого типа в том, что они гораздо компактнее, легче и проще в уходе, чем масляные модели. К тому же выдаваемый ими воздух гораздо чище, так что применять безмасляные аппараты можно на производствах, чувствительных к качеству подаваемого газа.
Особенности эксплуатации масляных и безмасляных компрессоров
Достоинства и недостатки, присущие масляным компрессорам, делают их наиболее подходящими для промышленного и профессионального использования. Поскольку эти агрегаты способны на длительную работу, их применяют на предприятиях с непрерывным производственным циклом. Кроме того, высокая мощность делает масляные компрессоры незаменимым оборудованием в строительстве и в других сложных условиях. Наконец, для покраски, например, автомобилей желательно использовать именно масляные компрессоры — краска из безмасляных агрегатов пузырится из-за большого количества водорода в подаваемом ими воздухе.
Безмасляные компрессоры не обладают такими выдающимися характеристиками, как их масляные собратья. Однако они легче, компактнее, неприхотливы в обслуживании, а самое главное — дешевле масляных. Поэтому аппараты данного типа лучше всего подходят для работы в гараже и вообще в быту. Ухода они почти не требуют, а при аккуратной эксплуатации способны годами накачивать шины, питать электроинструмент и выполнять прочую повседневную работу. К тому же, воздух, подаваемый этими аппаратами, куда чище, поэтому, скажем, питаемые ими пневмоинструменты работают дольше и надёжнее.
Популярные вопросы
Какая производительность компрессоров необходима для покраски автомобиля?
Для покраски автомобиля подойдёт масляный компрессор с производительностью где-то от 190 литров в минуту.
Подходят ли масляные и безмасляные компрессоры для накачки шин?
Обычно для подкачки шин используют простые безмасляные компрессоры — их возможностей для этого хватает с головой.
Выводы
Итак, какие же компрессоры лучше: масляные или безмасляные? Всё зависит от точки зрения и ваших потребностей. На производстве используют дорогие, мощные и надёжные масляные аппараты. В быту куда лучше смотрятся недорогие и простые в эксплуатации безмасляные.
Сравниваем масляный и безмасляный компрессоры
Подбирая поршневой компрессор для использования в домашней мастерской, покупатель часто встает перед выбором: масляный или безмасляный? Несмотря на близость конструкции, эти два типа устройств имеют и существенные различия, влияющие на выбор пользователя.
Конструктивные особенности: в чем разница
Принцип действия и основные элементы конструкции у двух типов компрессоров совпадают. Различия начинаются в способе смазки подвижных частей, прежде всего, поршневых колец.
В масляном компрессоре картер наполнен минеральным или полусинтетическим смазочным материалом. противовесы коленчатого вала каждый оборот окунаются в смазку и разбрызгивают его по всему объему картера. В этот момент поршень достигает верхней мертвой точки и начинает обратное движение такта всасывания. Поднятая в воздух взвесь смазывает скользящие подшипники коленвала и, самое главное, поршневые кольца, обеспечивающие герметичность. Остаток масла стекает обратно в картер и ждет следующего удара противовеса. При движении поршня вниз кольца собирают со стенок остатки смазки. Поршневые кольца изготавливаются из высокопрочной стали. Они должны выдержать много миллионов циклов скольжения вверх и вниз по стенкам цилиндра.
Безмасляный тип устройств решает проблему смазки иначе. Стенка цилиндра анодируется, на него вместо трех стальных колец надевается единственный кольцевой уплотнитель из специального материала. Используются композиты на керамической основе или фторопласт. Эти вещества обладают очень низким коэффициентом трения и заменяют собой и смазку, и уплотнение. Подшипники коленчатого вала выполняются герметичными, консистентная смазка закладывается в них на весь срок службы. Картер заполнен воздухом и служит лишь для ограждения подвижных частей коленчатого вала и для предотвращения попадания к ним пыли, влаги, других загрязнений. Требования к его прочности и герметичности снижены во много раз.
Какой же компрессор лучше: масляный или безмасляный? Сравним для этого их плюсы и минусы.
Преимущества и недостатки
И плюсы, и минусы каждого типа компрессоров вытекают из их конструктивных особенностей.
Масляные имеют следующие преимущества:
К недостаткам обычно относят:
Безмасляные модели, в свою очередь, характеризуются такими достоинствами, как:
Минусами их являются:
Можно провести сравнение масляных и безмасляных компрессоров и определить для них подходящие сферы применения.
Сфера применения
Нельзя однозначно сказать, что лучше: масляный или безмасляный компрессор
эксперты приходят к следующим выводам: первый вариант имеет преимущества там, где требуется высокая производительность и продолжительная работа без остановки. Там же, где потребители не столь мощные и включаются периодически, но требуют чистого воздуха и низкого уровня шума, выигрывают безмасляные модели.
Пример 1. Так, для небольшой домашней мастерской, где используется краскопульт, периодически подкачиваются колеса транспорта и садовой техники, проводится продувка полостей и очистка поверхностей сжатым воздухом после шлифовки вполне подойдет безмасляный компрессор. Можно будет сэкономить деньги при покупке и не тратиться на установку маслоулавивателя, не заботиться о смене смазки. Несколько больший расход электроэнергии на кубометр сжатого воздуха буде скомпенсирован экономией на покупке смазочных материалов.
Пример 2. Шиномонтаж. В сезон гайковерты работают без умолку, постоянно подкачиваются колеса. Шум компрессора заглушается рабочими звуками. В этом случае лучше поставить производительный масляный компрессор с большим объемом ресивера, а наличие взвеси в сжатом воздухе снизит расходы на приобретение масла для лубрикаторов. Будет заметной и экономия на электроэнергии, достигаемая за счет более высокой энергоэффективности. В этом случае она покроет издержки за периодическую закупку масла и его замену.
Если говорить об агрегатах индустриального уровня, при их сравнении вступают в действие дополнительные параметры:
Говоря о стоимости изделия при покупке, следует отметить, что масляный агрегат будет стоить дороже безмасляного при равной производительности.
Установка масляных и воздушных фильтров
Если по условиям применения нужен чистый воздух без содержания масла, а требованиям по производительности и времени непрерывной работы безмасляные компрессоры не удовлетворяют — решение существует. Это масляный воздушный фильтр. Он устанавливается на выходе компрессора и, пропуская через себя весь воздух в магистрали, задерживает на своих пластинах содержащуюся в нем взвесь.
Конструктивно он выполнен в виде колбы с двумя патрубками, включаемую в разрыв воздушной линии. Внутри колбы размещен фильтрующий элемент, его следует регулярно заменять. Снизу колбы может быть предусмотрен вентиль для слива задержанного масла.
Фильтр обладает рядом недостатков:
Поэтому там, где требуется абсолютная чистота рабочей среды, сборка (масляный компрессор + воздушный фильтр) не применяется.
Отличия при эксплуатации
Главные отличия при эксплуатации масляного компрессора от безмасляного:
Смазочные материалы следует приобретать строго рекомендованное изготовителем. В противном случае при поломке можно лишиться гарантии, да и вероятность такой поломки существенно возрастает.
Работать такие агрегаты должны в горизонтальном положении без превышения указанного в паспорте допустимого уклона. Иначе ухудшатся условия смазки или масло попросту вытечет из картера.
Для безмасляных машин требуется только периодически менять поршневые кольца.
Очистка воздушных фильтров, проверки и обслуживание арматуры на безмасляном компрессоре проводится без каких либо отличий.
Чем отличаются масляный или безмасляный компрессор
Сказать точно, какой компрессор лучше, невозможно. Перед тем, как определить, масляный или безмасляный агрегат использовать в конкретной ситуации, важно рассмотреть достоинства и недостатки обоих типов.
Отличия
Основным отличием масляного компрессора от безмасляного является наличие смазочного состава. Когда агрегат начинает работать, металлические детали образуют трение. Так как они расположены близко друг к другу, элементы стираются. Поршень и коленвал сильно нагреваются.
Чтобы этого избежать, добавляют масло.
Оно преобразуется в тонкую пленку и защищает аппарат от:
Смазка обеспечивает масляным агрегатам длительный срок производительности. Они способны переносить безостановочную работу. Во время эксплуатации важно использовать только то масло, которое прописано в техническом паспорте оборудования. Не рекомендуется использовать моторные и трансмиссионные масла. Изготовители зачастую отмечают вид синтетического масла, которое можно заливать в компрессор.
Отсутствие смазки — это то, чем безмасляный компрессор отличается от масляного. Движение и трение деталей происходит двигаются в сухом режиме. Это приводит к повышению температуры. Изготовители моделей пытаются минимизировать перегрев в таком оборудовании некоторыми способами:
Несмотря на усилия производителей, сила трения всегда присутствует. Поэтому и служат безмасляные компрессоры недолго.
Плюсы и минусы агрегата с маслом
У масляного компрессора есть ряд преимуществ:
Выброс в сжатый воздух масляных частиц. Производители пытаются с этим справиться и используют встроенные в пневмолинию циклонные сепараторы и магистральные фильтры. Однако в воздухе все равно присутствует масло и полностью от него избавиться не получается. Эксплуатация маслозаполненного агрегата возможна только в той среде, где допускается наличие масляных крошек.
Масло нужно постоянно доливать и постоянно менять после 2 тысяч часов работы. Регулярно должны меняться сепараторы и картриджи фильтров. Длительность их эксплуатации зависит от изготовителя.
Плюсы и минусы аппарата без смазочного состава
В химической, медицинской отрасли и в сфере питания нельзя загрязнять воздух, поэтому использование масляного компрессора запрещено. В таком случае эксплуатируется только безмасляное оборудование.
Правила выбора аппарата
Перед приобретением компрессора стоит определить, нужен масляный или безмасляный агрегат. Важно проанализировать несколько факторов, прежде чем совершить покупку.
Назначение оборудования
Прибор может быть бытовым, профессиональным и промышленным. Бытовой используется для кратковременной работы в мастерской, собственном гараже или на дачном участке. Он может покрыть краской деталь автомобиля, подключить пневмоинструмент или раскрасить материал. В бытовом аппарате один цилиндр и прямая передача. Стоимость данного типа компрессоров небольшая. Они легкие по весу и маленького размера.
Если нужен профессиональный аппарат, то важно понимать, что он обладает повышенным ресурсом — от 500 л/мин и мощной производительностью. Благодаря ременному приводу такие модели эффективно охлаждают мотор и детали.
Промышленный агрегат обладает высокой мощностью и производительностью.
Производительность
Параметр, единицы измерения которого, литры в минуту.
Мощность
Показатель, который влияет на производительность аппарата. При выборе важно учитывать электросеть. Если отсутствует трехфазное подключение — подойдет бытовая модель. Перед покупкой оборудования нужно обращать внимание на работоспособность проводки, отсутствие скрутки и на подходящее сечение проводов.
Ресивер
Важный аппарат для регулирования давления сжатого воздуха. Сосуд ресивера может быть разным объемом, как на 3 литра, так и на 50 и более.
Отзывы об изготовителях
На российском рынке представлено несколько иностранных марок компрессоров: Abac, Elitech, Daewoo, Hyundai и FUBAG. Оборудование профессиональное и полупрофессиональное. По отзывам покупателей, они обладают отличным качеством сборки и длительным сроком службы.
В строительстве отдают предпочтение таким маркам, как Hitachi, Metabo и Sturm. Независимо от того, какого типа аппарат — со смазкой или без, их рекомендуют к покупке.
Среди отечественных производителей есть ряд неплохо себя зарекомендовавших компрессоров: «Зубр», «Интерскол», Prorab и «Калибр». Могут использоваться как в масляном типе, так и безмасляном.
Согласно отзывам покупателей, в них есть небольшой минус. По сравнению с зарубежными марками в российских агрегатах отсутствуют качественные фильтрационные блоки для приготовления смазочных составов.
Никто не сможет дать конкретный ответ, какой компрессор лучше: масляный или безмасляный. Если для производства недопустимо наличие масляных частиц в воздухе, то выбрать стоит аппарат без смазки. Если же это не имеет значения, логичнее приобрести масляный агрегат. Он дешевле и служит намного дольше.
Если неправильно подобрать тип оборудования, будет повреждено остальное оборудование и испортится конечный продукт.
Среди отзывов покупателей часто встречаются приверженцы только масляных аппаратов. Они считают, что такой компрессор прослужит в два раза дольше, так как не придется переплачивать за покупку нового оборудования раньше времени.
Масляные агрегаты обладают большей производительностью, высоким давлением. Отсутствуют приостановки в работе. Без перерыва смогут проработать около 30 минут. Легко и быстро меняется масляный фильтр, а это важно в том случае, если требуется чистый воздух.
Какой компрессор лучше: масляный или безмасляный
Компрессор — это силовое оборудование для производства (подготовки и подачи) сжатого воздуха. Активно используется дома, в частных мастерских или на крупных производственных предприятиях. Устройство применяется не только для питания пневматического инструмента, некоторые модификации также успешно обслуживают медицинские приборы и другую сложную технику. Выбор напрямую зависит от наличия или отсутствия в компрессоре смазки.
Конструкция масляных и безмасляных компрессоров: в чем разница
Стандартно в состав компрессора входит рабочий блок и модуль управления. Аппараты также комплектуются электроприводом с подключением к электросети 220 или 380 В. Принцип работы основан на преобразовании механической энергии в пневматическую. В зависимости от конструкции можно выделить следующие виды компрессоров:
Поршневые: наиболее популярные и востребованные модели. Повсеместно применяются в быту и промышленности. Под воздействием коленчатого вала поршень в камере совершает возвратно-поступательное движение. Происходит принудительное нагнетание и повышение давления газа вследствие его сжатия. Далее воздух через выпускной клапан переходит в накопительную емкость и поступает на оборудование (конечному потребителю). Процесс передачи крутящего момента двигателя осуществляется прямым или ременным приводом. Герметичность цилиндра обеспечивают поршневые кольца.
Винтовые: надёжные и долговечные агрегаты. Нагнетание воздушной смеси осуществляется в результате вращения шнековой пары (два ротора, витки которых расположены на минимальном расстоянии друг от друга). Эффективно приспособлены к длительной непрерывной эксплуатации, в основном используются для производственных нужд.
Спиральные: компактные и практически бесшумные. Взаимодействие подвижной и неподвижной спиралей приводит к изменению объёмов рабочей камеры: перемещению и сжатию газа. Разработаны для кондиционирования воздуха, но в последнее время, ввиду высокой надёжности, приобретают популярность во многих других областях деятельности.
В маслозаполненном агрегате предусмотрена специальная система смазки. Полусинтетическое или минеральное вязкое вещество заливается в картер и в ходе работы разбрызгивается по всему объёму камеры, смазывая подшипники коленвала и другие детали. При этом образующаяся между стенками тонкая маслянистая плёнка способствует уменьшению силы трения. Для удаления из воздуха остатков масла устанавливаю сепараторы и фильтры очистки. Безмасляные компрессоры изготавливаются из высокопрочных материалов с пониженным коэффициентом трения. Смазка закладывается на весь период эксплуатации. Каждая из представленных машин даже с идентичными техническими показателями имеет свои отличия.
Сфера применения масляных и безмасляных компрессоров
Представленные отличия конструкций во многом определяют область применения компрессорных установок. Безмасляный компрессор используется на объектах, где требуется воздух высокого качества без масла и сторонних примесей. Это могут быть:
заводы производства пищевой продукции;
покрасочные цеха и т.д.
Область применения масляного компрессора значительно шире безмасляных аналогов. Данные модели размещают в гараже, автомастерских или на крупных промышленных предприятиях для подкачки шин, продувки различных систем и других целей. Помимо этого, некоторый пневмоинструмент (пневмодрели, гайковёрты и т.д.) требует дополнительной смазки, снижающей трение сопряжённых деталей, и как следствие, износ всего механизма. Подобное оборудование не подходит для малярной мастерской: покраски поверхностей или отдельных изделий.
Преимущества и недостатки масляных компрессоров
Главное достоинство техники — это длительный срок службы. Смазка позволяет существенно снизить коэффициент трения элементов, выступает в роли охладителя и улучшает отвод тепла. Масло обеспечивает дополнительную защиту от коррозии. Установка отличается высокой производительностью и эффективностью. Также можно выделить и другие преимущества оборудования:
выносливость, возможность проведения работ в тяжёлых условиях (повышенная нагрузка, экстремальные температуры);
длительное время функционирования без остановки;
универсальность использования в бытовой и промышленной сфере;
Компрессоры имеют и недостатки, среди которых:
необходимость смены масла;
сторонние примеси в воздухе;
большой вес и высокая стоимость ввиду более сложной конструкции;
строгие требования к условиям работы (горизонтальная поверхность без уклонов).
Перед каждым запуском компрессор следует осматривать и проверять масло.
Безмасляные компрессоры: плюсы и минусы использования
Безмасляный компрессор производит абсолютно чистый продукт без капель масла, обладает более компактными размерами и может работать в любом положении. Изготавливается из прочных материалов. Помимо качества сжатого воздуха и мобильности, существуют следующие преимущества компрессорной установки:
нет необходимости в замене смазки;
незначительный уровень шума;
стабильная работа без биения и вибраций;
экономичное энергопотребление (на 30% меньше).
Среди минусов данных видов отмечают:
склонность к поломке и потребность частого ремонта;
малый технический ресурс;
низкое рабочее давление.
Перечисленные недостатки являются следствием отсутствия смазки. В результате попадания частиц пыли происходит загрязнение цилиндра, коленчатого вала и других компонентов, что вызывает повышенный износ детали и преждевременный выход из строя машины. Также по этой причине агрегаты не применяются для питания пневмоинструментов. Помимо этого, избыточное трение становится причиной перегрева двигателя.