Чем отличается компрессорное масло
Компрессорное масло
Компрессорное масло представляет собой особую разновидность горюче-смазочных материалов, специально разработанную для использования в подвижных узлах и агрегатах компрессорного оборудования. Имеется несколько разновидностей компрессорных масел, имеющих свою область применения и различающиеся эксплуатационно-техническими характеристиками.
Описание и особенности
Подобно остальным маслам, используемых для смазки двигателей внутреннего сгорания, компрессорные смазочные материалы создаются на минеральной, синтетической или полусинтетической основе.
Особенность использования смазки для компрессоров состоит в их техническом устройстве.
В компрессоре же смазка, попадающая в поршневую группу, неизбежно в дальнейшем окажется в камере ресивера или в той среде, в которую подаётся сжатый воздух. Подобное загрязнение частицами ГСМ может привести к негативным последствиям, поэтому к компрессорным маслам предъявляются особые технические требования.
Состав и эксплуатационно-технические характеристики
Для обеспечения безаварийной работы и длительного срока эксплуатации механизмов, смазка должна отвечать следующим требованиям:
Для достижения вышеперечисленных требований, компрессорные масла имеют такие эксплуатационно-технические характеристики:
По своему составу масла для компрессоров разделяются на сорта, созданные на минеральной основе. Это либо чистые минеральные масла, либо имеющие некоторый процент присадок, обеспечивающих антикоррозийные свойства, окислительную стабильность, увеличивающие сроки эксплуатации ГСМ.
Классификация компрессорных масел и область их применения
Все современные компрессоры подразделяются на две основных разновидности, отличающихся своей конструкцией и особенностью работы. К ним относятся:
На выходе из компрессорной камеры устанавливается фильтрующее устройство, сепарирующее масло от газообразного вещества. Поэтому для использования в роторных и винтовых компрессорах применяются масла, имеющие повышенные деаэрационные и деэмульгирующие характеристики.
Особые требования предъявляются и к повышенным антикоррозийным свойствам, максимальному количеству отложений в процессе эксплуатации. Большая часть производителей подобной техники в сопроводительных инструкциях дают указания относительно выбора подходящей смазки.
В динамических модификациях компрессорных установок смазка производится через контур принудительной подачи: зубчатых передач, уплотнителей валов, подшипников. Приветствуется использование одного сорта масла для рабочего механизма компрессора и системы его приводов. Рекомендуется использовать в динамических установках специальные турбинные масла следующих сортов, соответствующих стандарту ISO/DP-6521:
Классификация обычных моторных масел производится по температуре вспышки.
Компрессорные смазки подразделяются, в отличие от моторных, по температуре нагнетаемого вещества.
В России, наряду с международной классификацией компрессорных масел, до сих пор часто используется отечественная классификация, принятая Гостехнадзором ещё во времена СССР.
По ней, все компрессорные масла разделены на 4 группы:
Каждая группа имеет особый перечень эксплуатационно-технических свойств, которые нужно учитывать при выборе сорта масла для компрессора.
Следует заметить, что иностранные производители не выработали единой классификации по показателю рабочей температуры, и каждая крупная компания использует свои собственные стандарты.
Инструкция по применению
Чтобы компрессорное масло смогло обеспечить эффективную защиту механизма, нужно соблюдать главные правила его использования:
Правильное применение масел позволит увеличить моторесурс компрессорного оборудования, снизив износ его агрегатов и узлов.
Запрещается смешивать при заливке масла различных сортов, а при замене масла нужно промывать масляную систему механизма.
Преимущества
Компрессорные масла отличаются от обычных моторных разновидностей рядом преимуществ, позволяющих эксплуатировать их в особо тяжёлых условиях.
Марки компрессорных масел и их зарубежные аналоги
Сегодня на отечественном рынке можно встретить большой ассортимент смазочных материалов для компрессоров. Среди отечественных марок в продаже можно встретить:
Практически все крупные мировые производители смазок поставляют на рынок специализированные компрессорные масла. При их выборе следует руководствоваться европейским стандартом DIN-51506 в соответствии с ним, все поставляемые на отечественный рынок сорта маркируются таким образом:
К приведённым выше обозначениям в ряде случаев может добавляться буква L. Она означает, что в составе ГСМ имеются легирующие добавки, повышающие его качество.
Масла, специально разработанные для использования в компрессорах, способны надолго продлить моторесурс оборудования. Для этого требуется лишь правильно подобрать сорт и тип смазки, а также соблюдать нехитрые эксплуатационные требования, данные в инструкции по использованию.
Чем отличается компрессорное масло
20.11.2019
Компрессорные и вакуумные масла.
Ранее мы рассказывали об отличия специальных компрессорных масел от трансмиссионных масел.
Масла этого класса широко применяют для смазки компрессоров, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности.
Отдельно необходимо отметить смазочные материалы для использования в динамических и газовых компрессоров.
Исходя из особенностей оборудования эксплуатируемого в промышленности, есть существенные различия между воздушными и газовыми компрессорами, вакуумными насосами и компрессорами для холодильных машин.
И для каждого из перечисленных компрессоров предусмотрены свои уникальные масла.
Рассмотрим каждый вид оборудования в отдельности.
Динамическими турбокомпрессорами называют компрессора по производству сжатого воздуха.
При их работе колеса турбины ускоряют среду, которая затем внезапно тормозиться.
Соответственно, что и к маслу, используемому в данном типе компрессора, предъявляются другие требования по сравнению с объемными компрессорами.
Газовыми называются кислородные компрессоры, предназначенные для перекачивания кислых и инертных газов.
Турбокомпрессор превращает динамическую энергию в силу сжатия. Среда ускоряется с помощью одного или нескольких роторов.
У данного типа компрессора есть неоспоримые преимущества в использовании.
За счет сжатия перекачиваются крупные объемы, при допустимой минимальной вибрации и отсутствии воздуха в масле.
При эксплуатации турбокомпрессоры создают для обслуживающего персонала меньше проблем, чем поршневые.
Масло смазывает только подшипники, а камеры высокого давления не нуждаются в смазке.
Компрессоры со смазываемыми камерами требуют квалифицированного обслуживающего персонала и высокой степени безопасности, если воздух или агрессивные среды контактируют со смазочным материалом.
В процессе работы образуются твердые продукты распада и уплотнения масла, что может являться причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах.
Здесь можно провести некоторую аналогию с отложениями нагара в двигателях автомобилей.
В турбокомпрессорах масло смазывает подшипники, уплотнения радиальных валов и зубчатые передачи. Используется специальный контур принудительной подачи масла. В некоторых случаях можно использовать турбинные масла с допуском по DIN 51515.
Для импортного компрессорного оборудования, одним из наиболее распространённых, и часто используемых, является масло TOTAL PRESLIA с классами вязкости от 32 до 100.
В отечественном оборудовании (центробежных и турбокомпрессорных машин) применяют турбинное масло ТП-22С марка 1.
В турбокомпрессорах, спаренных с высоконагруженными редукторами, условия работы предполагают использование более вязкого, специального компрессорного масла КП-8с.
Но если прокачивается аммиак по трубопроводам, то необходимо использовать только масло турбинное ТП-22Б.
Компрессора для производства сжатого воздуха.
Масло, впрыскиваемое в винтовые или ротационные поршневые компрессоры, в последствии, всегда удаляют из сжатого воздуха.
Особенность данного рабочего цикла состоит в том, что масло и сжатая среда хорошо перемешиваются, и поэтому в компрессорах предусматривают многоступенчатые масляные сепараторы.
Перед началом процесса рециркуляции масло подвергают охлаждению и последующей фильтрации.
В зависимости от специфических требований сжатый воздух подвергают ряду последующей обработки, например пропусканию через сушилки для хладагентов (для снижения уровня воды, образовавшейся вследствие влажности воздуха или газа).
Если устанавливать несколько последовательных масляных сепараторов на потоке, можно достичь очень малого остаточного количества масла в воздухе.
Внутри компрессора смазка способствует герметизации зазоров между элементами винта, помогая с процессом обжатия.
Тепло, получаемое при сжатии воздуха, поглощается маслом и далее отправляется в охладитель компрессора.
В этом процессе тепло и кислород, содержащиеся в сжатом воздухе, разрушают свойства масла, вызывая избыточное старение, если превышен уровень температуры.
Технический персонал, обслуживающий оборудование, должен постоянно следить за уровнем масла, его состоянием и цветом.
Масло компрессора, утрачивая свои свойства, влияет на чрезмерный износ подшипников, а также образует лак, покрывающий внутренние поверхности компрессоров.
Все эти факторы снижают эффективность теплообменников, что может вызывать повреждение оборудования.
Необходимо отметить вопрос безопасной эксплуатации компрессоров.
В процессе работы масло сжимается, что повышает вероятность взрывоопасности кислорода.
Поэтому смазочные материалы камер высокого давления, не должны содержать в своем составе минеральные масла.
Продукты на базе минеральных масел могут применяться для смазки приводных механизмов, если они не контактируют с камерами высокого давления.
Следовательно, масла должны иметь следующие характеристики: низкая (малая) вспениваемость, превосходные деаэрационные свойства для отделения конденсированной воды и лучшие противоизносные свойства.
Те же правила действительны и для компрессоров для перекачки инертных газов.
Углеводородные компрессорные масла.
Углеводороды (пропан, этан) легко растворяются в минеральном масле, а значит, что использование продуктов, произведенных на этой основе, приводит к снижению вязкости самого масла.
Поэтому в поршневых компрессорах, где картеры подвергаются низкому давлению на входе (1-3 атмосферы), следует примять высоковязкие минеральные масла (пример ISO VG 100, VG 150).
А в винтовых компрессорах, где давление 10 – 15 атмосфер, необходимо использовать компрессорные масла, изготовленные только на основе сложных эфиров или ПАГ, с более низкой растворяющей способностью по отношению к углеводородам (пример ISO VG 68, VG 100).
Одним из наиболее востребованных масел для использования в компрессорах по перекачки углеводородных газов является масло TOTAL DACNIS LPG 150, производимое на основе синтетических ПАГ.
Масло отличается улучшенными качественными характеристиками: высокое сопротивление к разжижению углеводородными газами и препятствие к химическому воздействию.
Еще одной отличительной чертой является срок службы масла.
Синтетические продукты позволяют продлить время между сервисными интервалами и уменьшить количество замен масла.
Вакуумные насосы – это то же разновидность компрессоров. Следовательно, вакуумные масла следует рассматривать как один из видов компрессорных масел.
Их особенность заключается в том, что впуск в вакуумных насосах соединен с камерой, где создается разряжение.
Для создания низких вакуумов можно использовать минеральные масла с классификацией VDL.
Для этого класса масел характерно использование в производстве ингибиторов коррозии, присадок, повышающих стойкость к старению, образованию отложений.
Масло класса VDL обладают лучшей термоокислительной способностью и образуют меньше всего коксовых осадков.
Для более высоких вакуумов требуется масло синтетическое с низким давлением насыщенных паров.
Масло вакуумного насоса служит механическим смазочным материалом и средой для улавливания молекул газа.
У него химически стабильная компонентная база, что позволяет не вступать в реакцию с большинством газов и материалов, а так же имеет низкое давление пара.
В процессе работы насоса повышается рабочая температура и растет давление. Постепенно давление возрастает, называемое давлением пара, и загрязняет вакуум.
Некоторые вещества, такие как вода, много кипят в вакууме, другие, как стекло, кипят очень мало. Чистая вакуумная система требует, чтобы все детали, включая масло, имели давление пара 10-5 Па или ниже.
Механический вакуумный насос оснащен клапанами и вращающимися деталями, предназначенными для перекачивания высокого атмосферного давления.
Диффузионный вакуумный насос собирает молекулы газа в нагретой масляной струе. Он предназначен только для низкого давления.
В этом вакуумном насосе используется силиконовое, углеводородное или перфторированное полиэфирное масло (PFPE), в зависимости от применения.
Срок полезного использования масла вакуумного насоса зависит от вида масла, частоты его использования и загрязнений, возникающих в результате использования.
Механический насос имеет смотровое окно для проверки состояния масла. Если цвет стал темно-коричневым, то масло необходимо срочно заменить.
После производства готовой продукции проводят испытания. Существует множество различных стандартизированных методов тестирования параметров масел.
Большинство методов основано на воздействии кислорода или воздуха на испытуемые масла при относительно высоких температурах в присутствии металлов-катализаторов для повышения скорости окисления и уменьшения длительности периода испытания.
Окислительную стабильность оценивают по результатам количественного анализа продуктов окисления и эмульгирования смазки, поглощения кислорода и по изменению вязкости и кислотности.
Вакуумные масла ВМ-3, ВМ-4, ВМ-11 являются рабочими жидкостями для высокопроизводительных паромасляных бустерных, вспомогательных пароструйных и специальных форвакуумных насосов.
Масло ВМ-6 предназначено для механических вакуумных насосов, работающих при остаточном давлении до 1,3*10-1 Па.
При выборе масла необходимо учитывать экстрагируемую среду. Если это не воздух, а, например, хладагент, то в таких случаях требуется применение специальных масел для холодильных компрессоров.
Неправильный подбор масла, его марка приведет к рискам сокращение срока службы оборудования, образованию отложений в масляном контуре и на движущихся деталях.
Масло для одного типа компрессоров может совершенно отличаться по рабочим характеристикам в другом типе, пениться, ухудшить герметизацию, вызвать коррозию металлических деталей из-за процесса окисления.
Избегайте этих рисков, выбирая смазочные материалы строго соответствующие типу оборудования, чтобы исключить поломку дорогостоящего оборудования.
Подробная информация по видам компрессорных и вакуумных масел, их технических параметров, соответствия ГОСТам или ТУ, на основании которых они производятся, находится на нашем сайте в разделе Компрессорные масла.
«Эксперт-ойл» производит весь спектр вакуумных масел: ВМ-1, ВМ-1С, ВМ-3, ВМ-5, ВМ-5С, ВМ-4, ВМ-6, ВМ-11.
Специфика данных масел в том, что они не взаимозаменяемые, и надо строго соблюдать требования производителей оборудования!
Обратившись в нашу компанию, Вы всегда можете получить консультацию по применению и покупке вакуумных и компрессорных масел по низким ценам от производителя.
Заказать продукцию можно по телефону отдела продаж в Москве 8-495-77-11-09.
Компрессорное масло – состав, особенности
Как работает компрессор? Так же точно, как и поршневой двигатель внутреннего сгорания, только наоборот. Крутящий момент передается не от шатуна на коленчатый вал, а от коленвала к поршневой группе.
Как и в любом механизме, детали трения и вращения требуют смазки. Если с валом и шатунами проблем нет: можно применить классическую картерную схему смазки, то поршневая группа требует особой организации и типа расходного материала. Компрессорное масло может попасть в среду, которую перекачивает компрессор.
В двигателе внутреннего сгорания, масло, попавшее в рабочую камеру цилиндра, просто сгорает. А в компрессоре, смазка, попавшая в материал, может привести к негативным последствиям.
Виды компрессоров и соответствующих масел
Поршневые и ротационные, масло соприкасается со средой перекачки только с одной стороны поршня. Требуется фильтрация.
Чтобы оценить разнообразие видов компрессорных установок, взгляните на иллюстрацию:
Для каждой конструкции предусматривается особая смазка, унификации не существует. Рекомендации по расходным материалам есть в паспортной документации или руководстве по проведению регламентных работ.
Масло компрессорное – в чем отличие от моторного?
По сути применения, смазочные материалы для компрессоров относятся к моторным. Они работают в схожих механизмах, испытывают воздействие температур, резкую смену режима эксплуатации.
Однако, особые свойства расходных материалов для компрессоров, и высокие требования к этому материалу, выводит масла в отдельный класс.
В чем схожесть смазочных материалов?
Компрессорное масло Лукойл Стабио для компрессоров различного класса — видео
Отличия в классификации и способе применения
Если моторное масло просто классифицируется по температуре воспламенения или вспышки, то компрессорные технические жидкости разделяются по температуре нагнетания.
Жидкости или газы, которые перекачивает компрессор, имеют температуру на входе и выходе. Для смазочных материалов предусмотрено 4 группы (отечественная классификация):
Сложность подбора заключается в том, что в отличие от моторных масел, «компрессорщики» не вырабатывали единых правил совместимости, типа SAE, ACEA, или API.
Например, зарубежные производители технических жидкостей для поршневых перекачивающих установок, руководствуются классификацией VCL DIN 51 506. А винтовые компрессоры обслуживаются маслами, которые соответствуют иному стандарту: ISO/DP 6521.
Свойства компрессорного масла Total, грамотный подбор для оборудования — видео
В этом нет ничего страшного, однако пользователь компрессора затруднен в выборе расходных материалов. Не найдя совместимого продукта, приходится покупать именно тот тип (а зачастую и бренд) компрессорного масла, который указан в документации.
Если у вас отечественный компрессор – можно смело руководствоваться ГОСТ 1861-73. Он устанавливает два основных типа расходников:
В качестве примера можно привести классификацию импортных аналогов:
Синтетическое компрессорное масло Shell:
На иллюстрации изображена таблица совместимости с условиями эксплуатации по ISO, при этом остальные производители этим же стандартом пользуются по-своему.
Есть еще один вариант применимости стандартов: DIN 51506 и ISO 6743/3 с дополнительной информацией. Он похож на Шелловский формат, но со своими особенностями. Импортные масла могут использовать присадки, либо выпускаться без них.
Посмотрим вариант классификации по температурному признаку производителя Klüber Lubrication.
Диапазон совместимости шире, чем по российскому ГОСТ, а групп меньше. Это говорит о некоторой унификации. Тем не менее, тот же Klüber Lubrication вводит собственные стандарты компрессорных масел, для совместимости которых с иными производителями потребуются сравнительные таблицы.
Следующий вариант классификации: совместимость для российского ГОСТ по температуре и условиям эксплуатации:
Рекомендации по выбору и замене масла в поршневом воздушном компрессоре
Важный момент обеспечения бесперебойной и длительной работы воздушного поршневого компрессора – использование качественного масла. Смазочный материал выбирают в соответствии с конструктивными особенностями компрессорного агрегата и запланированными условиями его эксплуатации.
Функции компрессорного масла
Материал для смазки решает ряд задач, направленных на обеспечение стабильной работы компрессора:
Недостаточный уровень или отсутствие масла приводят к снижению герметичности камеры сжатия и ухудшению производительности компрессора.
Какое масло лучше заливать в поршневой воздушный компрессор – основные свойства
Конструктивные особенности поршневого агрегата диктуют специальные требования к смазочным материалам, способным обеспечить его бесперебойную работу. Идеальной для смазки является замкнутая система маслопровода и герметичный корпус. В поршневом компрессоре верхние части поршня и цилиндра соприкасаются с окружающей средой, а масло, подаваемое к поршневой группе, загрязняет сжатый воздух. Механическое отделение зоны смазки от зоны генерации сжатого воздуха отсутствует. Такая конструктивная особенность требует найти решение двух разнородных задач:
Для решения этих проблем масло, которое нужно лить в воздушный компрессор, должно отличаться особыми свойствами:
Есть еще одно важное требование, которое предъявляется ко всем смазочным материалам – отсутствие веществ, вредных для окружающей среды и здоровья человека.
Владельцы воздушных поршневых компрессоров часто задают вопрос – можно ли применять автомобильные масла для ДВС?
Ответ: в поршневой группе их использовать не рекомендуется, поскольку они не обладают необходимыми качествами. Компрессорное масло соответствует повышенным экологическим характеристикам по сравнению с автомобильным, обеспечивает более высокую пожарную безопасность, имеет другие оптимальные параметры вязкости.
Воздушный компрессор. Заливка Масла. Первый Пуск.
Основные характеристики, учитываемые при выборе компрессорных масел
Основные свойства смазочных материалов для компрессоров, работающих на электрическом двигателе или ДВС:
Как правильно выбрать масло для заливки в воздушный поршневой компрессор
Оптимальный вариант – приобретение масла, указанного в техническом паспорте на компрессор, и его заливка в объеме, который немного превышает показатель, рекомендованный производителем.
Если техпаспорт на оборудование по каким-либо причинам отсутствует, можно прибегнуть к следующим способам:
Особо важной характеристикой, которую необходимо учитывать при выборе смазки, является температурное ограничение.
Примеры маркировки масел
Какое масло идет в воздушный поршневой компрессор – рекомендуемые марки
Для бесперебойной работы воздушного компрессорного оборудования рекомендуется использовать только специальные сертифицированные составы. Возможные варианты:
Какое масло лучше лить в компрессор – минеральное или синтетическое
Минеральные продукты стоят дешевле. Их обычно применяют в компрессорном оборудовании, используемом периодически, поскольку они имеют небольшой эксплуатационный период. Для минеральных смазок характерно жесткое ограничение по температуре, обычно +90 °C. При более высоких рабочих температурах минмасло может воспламениться или вызвать детонацию.
Синтетические компрессорные масла отличаются более высокой ценой, оправданной комплексом ценных характеристик:
Синтетические компрессорные масла обычно приобретают для мощных, часто эксплуатируемых агрегатов.