Чем отличается древнерусская литература

Чем древнерусская литература отличается от современной?

Древнерусская литература ставила перед собой совершенно иные цели, чем литература нового времени. Это было назидательное душеспасительное чтение либо сугубо прикладная литература. Жития читали для внутреннего самоусовершенствования, а летописи протоколировали официальную (единственно верную и бессмертную) версию событий с точки зрения местной власти. Интересных книжек для чтения на диване (впрочем, как и самих диванов) в то время просто не было.

Вот, пожалуй, и все основные отличия древнерусской литературы от современной.

я предлагаю слово «литература» заменить на определение «литературный процесс» или «словотворчество».

этот процесс был примерно одинаков и тысячу, и две тысячи лет назад. То есть история западно-европейской литературы начинается гораздо раньше, чем появление станка Гутенберга. Не надо определять в литературу только то, что издано на бумаге.

Мне лень сейчас мучить поисковик для точной цитаты, перескажу своими словами. как-то я собирала в сети материал по первым школам на Руси. То есть Кирилл принёс азбуку, её должны были учить. И строили храмы, и учили детей читать и вести службу. И был издан в те времена указ, что тех кто гвоздями ковыряет всякие слова и фразы на белокаменных стенах, тех в острог и на батоги. Сейчас существует целая научная отрасль, изучающая эти средневековые графити.

Грубо говоря, во все времена был свой мейнстрим, свой госзаказ и свои звёзды. Но что именно дошло до нас за 500-1000 лет, это никому не ведомо.

Источник

Чем древнерусская литература отличается от современной?

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Говоря об отличиях древнерусской литературы от современной следует обратить внимание на следующие характеристики. Итак, древнерусская литература:

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Древнерусская литература ведёт свой отсчёт от момента крещения Руси. Если что-то было написано до этого, оно до нашего времени не сохранилось. Упоминающиеся «черты и резы» не встречаются ни на одном историческом артефакте. Возможно, археологи нас ещё порадуют в будущем, а в настоящий момент мы говорим лишь о литературе Руси христианской.

Общенационального эталонного литературного языка не существовало, были лишь многочисленные диалекты. Роль средства общения на межплеменном уровне выполнял церковнославянский язык, который представлял собой не восточнославянский, а южнославянский искусственный язык, созданный на основе болгарских диалектов с добавлением греческих слов и нескольких синтаксических конструкций. В X разница между реальным языком восточнославянских племён и старославянским языком была минимальна, поэтому он был понятен всем и считался образцом. С течением столетий «вилка» между диалектами древнерусского и старо-, а затем и церковнославянским языком увеличивалась. Начиная с послемонгольского периода можно говорить о том, что рядовому неподготовленному человеку эти тексты были уже непонятны без усиленных раздумий.

Дидактичность и прагматичность. Древнерусская литература не ставила целью развлекать кого-либо. Этим объясняется её жанровое своеобразие, выражавшееся в существовании двух функциональных стилей речи: официально-делового и обслуживающего нужды церкви. Деловой стиль проявлялся в законодательных актах (Русская правда, Судебник, указы), а для церкви существовала агиографическая литература (жития) и дидактическая (поучения). Древнерусская литература минимально касается частной жизни человека (лишь к его закату), но активно наставляет на путь истинный: учит, что можно и нужно делать, порицает порок и рассказывает, что бывает с теми, кто пошёл кривой дорожкой. Будить воображение либо скрашивать пасмурный день она не собиралась принципиально.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Я напишу свое видение этого вопроса и вспомню, то что осталось в голове.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

В развитии русской литературы условно можно выделить такие этапы:

Долитературный или Дохристианский

Период, когда на Руси еще не была развита письменность, но существовало устное народное творчество и мифология. Условно до 10 века.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

В Европе этот период называется Средневековым, и уходил истоками в Римскую империю. Русь же сблизилась с Византией (наследницей древнегреческого искусства), и стала преемницей византийской культуры и религии, которые «обрусели», приобрели свою самобытность и колорит.

Отсюда и патриотические сюжеты древнерусской литературы, как продолжение высокого искусства трагедии и драмы, иногда переходящие в пафос. Служение земле русской и русским людям, иногда доходящее до самопожертвования. Более того, прототипами главных героев, чаще всего, становятся реальные исторические личности.

Наверное, именно с этого периода можно говорить о «загадочной русской душе», ибо именно тогда стала более глубоко осмысляться тема: душевной красоты русского человека, способного ради общего блага, пожертвовать своей жизнью. Безоговорочной веры в добро и справедливость, когда человек способен возвысится духом и победить зло.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Когда в «прорубленное окно» хлынул поток знаний из Европы. Была заложена основа русской классической литературы такими авторами как Ломоносов, Фонвизин, Сумароков, Карамзин. 18 век.

Русские писатели выходили на мировую арену. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов. Целая плеяда писателей, которые остаются столпами мировой литературы. 19 век.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Расцвет русской поэзии. Период не продолжительный но значимый и яркий. Эксперименты в искусстве, новые течения и направления литературы связаны с этим веком, и такими именами как Блок, Ахматова, Есенин, Гумилев, Цветаева, Маяковский. Конец 19 начало 20 веков.

Время «раздробленности» в литературе. Многие писатели эмигрировали за границу, в самой России была литература официальная и «убранная под сукно». Однако, несмотря на трудности, и в это время были истинные творцы, заслужившие мировую признательность: Симонов, Солженицын, Беляев, Евтушенко, Ильф и Петров, Вайнеры.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Начинается с распада СССР. Когда падает «железный занавес», но приходит полная социальная и политическая незащищенность. Период, который можно сравнить лишь со смутным временем. На мой взгляд, это еще незаконченный и не сформировавшийся до конца период, поэтому, дабы не создавать рекламы или антирекламы не буду перечислять имена.

Возможно, что это время наши внуки и правнуки назовут «Эпохой переосмысления, возвращения и воссоединения». Ведь именно в этот период вернулись и стали издаваться многие писатели-эмигранты. Именно сейчас мы пытаемся вернуться к нашим корням в искусстве. Происходит воссоединение истории Руси, России, СССР и самосознания людей.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

И лично я, скорей вижу схожесть литературы того и этого времени, естественно, если откинуть устаревшие слова или шагнувшую вперед науку. Древнерусская и Современная литература являются концом некого длительного исторического отрезка, и началом нового.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Давайте разберемся, в чем главные отличия древнерусской литературы от современной.

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Итак, чем же древнерусская литература отличается от современной?

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Источник

Писатель Евгений Водолазкин рассказал воронежцам, чем древнерусская литература отличается от современной

Чем отличается древнерусская литература. Смотреть фото Чем отличается древнерусская литература. Смотреть картинку Чем отличается древнерусская литература. Картинка про Чем отличается древнерусская литература. Фото Чем отличается древнерусская литература

Писатель Евгений Водолазкин рассказал воронежцам, чем древнерусская литература отличается от современной

6 июня в книжном клубе «Петровский» состоялась встреча известного филолога, писателя, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина с воронежцами. В своей лекции «Литература возвращается? Современная словесность глазами специалиста по древнерусской литературе» автор романов «Лавр» и «Соловьев и Ларионов» рассказал, чем схожи древнерусская и современная литература. По словам писателя, культура развивается по принципу преодоления своего родителя: как человек зачастую похож на бабушку, а не на мать, так и в современном искусстве часто заметны черты Средневековья.

Писатель признал, что многие великие авторы все стремительнее устаревают: такие блестящие поэты, как Державин и Баратынский, стали не востребованы.

— И Пушкина с Толстым современные школьники не понимают. Лермонтова еще куда ни шло – он современнее. Литература устаревает, к сожалению. Для тех, кому тяжело с давно написанными текстами, у меня есть рецепт: нужно просто много читать. И тогда будешь «въезжать» в любой стиль, сможешь увидеть писателя таким, каким видели его современники. Именно таким классным читателем и надо быть, к такому стоит стремиться. А насчет древнерусской литературы меня спрашивают в интервью: «Вам не скучно заниматься ей?» А наука вообще скучна, она должна такой быть. Для увеселения есть много других вещей.

По словам приехавшего в Воронеж в рамках литературной программы Платоновского фестиваля писателя, Россия становится все более читающей. Водолазкин заявил, что чувствует востребованность литературы обществом.

Источник

Своеобразие древнерусской литературы (текст лекций)

ОГЛАВЛЕНИЕ

До сих пор не найдена библиотека Ивана Грозного. В Древней Руси книги переписывались и хранились в основном в монастырях. А во время военных событий монастыри превращались в крепости, за стенами которых укрывались не только обитатели монастыря, но и крестьяне окрестных сёл. И поэтому во время осады погибали не только люди, но и горели библиотеки вместе с хранившимися в них рукописями.

Появление древнерусской литературы тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства, которое складывалось в Древней Руси на протяжении IX-X веков.

Внутренние потребности формирующегося раннефеодального государства вызвали необходимость в появлении письменности. Поэтому основными факторами возникновения древнерусской литературы были формирование раннефеодального государства и создание письменности.

Русскими учёными XX в. (С. Обнорский, Д.С. Лихачёв, П. Черных, В. Истрин и др.) было доказано, что у восточных славян, в том числе и на Руси, ещё до принятия христианства была уже своя письменность.

Свидетельства об этом оставили иноземные путешественники, побывавшие на Руси в X веке. Так, арабский путешественник ибн-Фадлан, путешествуя по Волге в 920 году, видел захоронение одного богатого человека (воина). Он утверждает, что на могиле этого человека был установлен камень с высечен ным именем погребённого и царя русских.

Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается и археологическими находками. Особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка археологов во время раскопок курганов под Смоленском. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти X в.кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают как «гороушна». И в том, и в другом случае это слово обозначает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности.

Ёще одним важным фактором формирования древнерусской литературы было наличие фольклора. Фольклор способствовал не только формированию литературы Древней Руси, но и определял её идейную направленность и художественную ценность. Устное народное творчество было той почвой, богатейшим арсеналом, из которого молодая, формирующаяся литература черпала сюжеты, идеи, образы, художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства. Древнерусская литература создавалась в княжеской, дружинной среде, однако в лучших своих произведениях она выражала общерусские идеалы. Именно через фольклорный опыт в литературу проникало народное мировоззрение, народная оценка тех или иных событий, народные нравственные и эстетические представления. Иначе говоря, через фольклор в литературу проникало демократическое начало, что расширяло горизонты литературы, поднимало её на общерусскую высоту, придавало ей широкое звучание.

Ценнейший материал по истории русской письменности представляют собой берестяные грамоты, которые были найдены во время новгородских раскопок в 1951 году археологом А.В. Арциховским. Часть грамот относится к IX-XII векам. В последующие годы было найдено много грамот, которые являются своеобразным «архивом» частных писем, повествующих о повседневной жизни новгородских людей. Авторами грамот были простые горожане, которые, не имея возможности писать на пергамене, использовали бересту. И то, что археологи обнаружили не только в Новгороде, но и в других городах берестяные грамоты, а также многочисленные палочки-писала (костяные или металлические) даже в слоях X века, является ещё одним, хотя и косвенным доказательством раннего и широкого распространения грамотности среди ремесленников, мелких торговцев и крестьян.

Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Следует отметить, что не все переводные произведения изменялись в одинаковой степени. Совсем не менялись или подвергались незначительным изменениям сочинения, связанные с церковной жизнью и уставом. Произведения светского характера изменялись в гораздо большей степени. Благодаря переводной литературе, трансплантированной на русскую почву, Древняя Русь в короткий срок получила литературу, разнообразную по своим жанрам, а уже через несколько десятков лет по образцу переводных произведений стали создаваться на Руси оригинальные произведения.

Древнерусская литература является средневековой литературой, поэтому она отличается специфическими чертами от литературы нового времени. Прежде всего, отличительной особенностью является рукописный характер её бытования и распространения. Причём произведения существовали не в виде отдельных рукописей, а входили в состав рукописных сборников, которые оценивались с точки зрения их практического применения, т.е. полезности (поучать, давать наставления, утешение и т.д.).

Древнерусская литература носила анонимный характер. В Древней Руси не было понятия авторской собственности. Поэтому переписчик произведения нередко выступал и в качестве его редактора; он мог свободно вносить изменения в текст, приспосабливая его к потребностям и вкусам своего времени и своей среды. Автор, как правило, не считал нужным указывать своё имя, а иногда даже подписывался именами популярных византийских авторов, чтобы придать написанному больше авторитета. Имена многих писателей Древней Руси неизвестны. Даже в тех случаях, когда известно имя автора, о нём самом, кроме имени, неизвестно ничего или почти ничего. Это требует иного подхода к изучению древнерусской литературы, чем к литературе нового времени.

Украшением книг были и миниатюры.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра XVII в. Именно тогда искусство изготовления рукописных книг достигло наивысшего расцвета. Готовые книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные узоры, накладывались различные металлические украшения. Нередко переплеты покрывались дорогими тканями, могли быть инкрустированы драгоценными камнями.

Древнерусская литература публицистична. Писатели верили в силу слова и убеждения. Они обращались не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом о том, чтобы достойные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Отсюда поучительная сила древнерусской литературы.

Вместе с тем, как утверждает Д.С. Лихачёв, «. надо видеть в литературном этикете систему творчества, а не простую его шаблонизацию. Ни в коем случае нельзя отождествлять канон и шаблон. Перед нами своеобразие литературы, а не её бедность.» Литература Древней Руси была специфична и по своей жанровой системе. Так же, как в обществе, так и в литературе царил иерархический принцип: её значительность, авторитетность основывалась на этом принципе. В церковной книжности верхнюю ступень занимали книги священного писания. Затем шли гимнография и «слова», связанные с толкованием писания, религиозных праздников. Далее следовали жития. Переходный характер носил жанр хождения.

Литературные жанры Древней Руси резко отличаются от жанров нового времени: их существование в значительной степени определяются их применением в практической жизни. Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Например, слова произносятся в церкви и в зависимости от того, в какие дни они произносились, можно выделить отдельные их поджанры. Светская литература также была подчинена быту, обиходу, деловым интересам. Но жанры светской литературы в Древней Руси отличались от византийского состава жанров, т.к. светский быт Древней Руси был более своеобразен, чем быт церковный.

На протяжении многих веков большой известностью на Руси пользовался апокриф «Хождение богородицы по мукам». Древнейший русский список его относится к XII веку. Этот апокриф тоже был занесён в индекс. Вероятно, это объясняется тем, что в апокрифе подвергается сомнению представление о божеской справедливости, которое поддерживалось официальной церковью. Бог выступает в апокрифе как суровый и неумолимый судья, безучастный к человеческим страданиям. Популярным был и апокриф «Како бог сотвори Адама». В нем равным по силе богу выступает дьявол, который принимает активное участие (наравне с богом) в сотворении человека.

Распространение получили и патерики, сборники коротких рассказов по большей части о монахах, прославившихся своим благочестием и аскетизмом. Для них были характерны элементы занимательности, которые переплетались с бытовыми эпизодами чисто светского характера. Всё это определило их популярность на Руси.

Вместе с церковной литературой переводились и светские книги. Например, уже в XI в. на Руси существовало в переводах несколько хроник, которые излагали исторические факты в свете церковно-христианской идеологии. Из них наиболее значительны хроники Иоанна Малалы (VI в.) и Георгия Амартола (IX в.). Они знакомили русских читателей с мировой историей, кроме того, их фактическими данными пользовались древнерусские книжники. В частности, в развитии русского летописания и русской хронографии немалую роль сыграла хроника Георгия Амартола. Из светской литературы распространение на Руси получила «История Иудейской войны» Иосифа Флавия.

Немалое историко-литературное значение имели и естественнонаучные сочинения. «Шестоднев» — произведение, в котором комментируется библейский рассказ о сотворении богом мира и человека за шесть дней. «Шестодневы» характеризуются обилием фантастических элементов. «Физиолог» — книга, содержащая сведения о животных, действительно существующих (льве, орле, муравье, ките, слоне и т.д.) и воображаемых, фантастических (фениксе, сиренах, кентавре и др.), а также о растениях и драгоценных камнях (алмазе, магните, кремне и др.).

Произведения переводной литературы расширяли кругозор древнерусских читателей, приобщали их к мировой истории и культуре. С другой стороны, они способствовали становлению оригинальной литературы, выработке её жанров

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

Собирание памятников древнерусской литературы начинается ещё в XVIII веке. Свой вклад в изучение внесли В. Татищев, Г.Миллер, А. Шлецер, Н.М. Карамзин. В XIX веке возрастает интерес к прошлому, что в значительной степени связано с публикацией в 1800 году «Слова о полку Игореве». Наука о древнерусской литературе в XIX веке создавалась благодаря усилиям таких учёных, как Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пыпин, А. Шахматов и др. В XX веке она была обогащена трудами В. Андриановой-Перетц, Н.К. Гудзия, И.П. Ерёмина и др. Особенно велика заслуга Д.С. Лихачёва, чьи работы по древнерусской литературе имеют фундаментальное значение не только для изучения литературы средневековья, но и новой литературы. Свой вклад в разработку характера и художественной специфики древнерусской литературы вносят труды А.Н. Робинсона, Л.А. Дмитриева, Я.С. Лурье, О.А. Державиной, Н.И. Прокофьева, О.В. Творогова и др.

Источник

Древнерусская литература

Древнерусская литература – характерные особенности

Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?

Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.

Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.

Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.

Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.

Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *