Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Тема Современный музыкальный театр

Музыка 8 кл.

Здравствуйтеребята, посмотрите на две картины.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театраЧем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

На картинных современный музыкальный театр.

Что можно называть современным музыкальным театром и как вообще очертить границы понятия «современное искусство»?

Для современного музыкального театра характерно разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-аратория, балет-миниатюра, балет-плакат, модерн-балет, джаз-балет.

Для современных сочинений большое значение приобретает монтажный принцип композиции, который становится одним из важнейших способов обьединения контрастов окружающей действительности, воплощённых в музыке. В спектаклях вводятся не только пение, хореография, но и кинокадры на большом экране, декламация, разнообразные шумовые и световые эффекты, куклы, вставные номера( «театр в театре»).

В современном балете можно встретить все виды пластики- танцевальную, спортивную, бытовую.

Эксперементируя, хореографы иногда совсем отказываются от музыки, прибегая к актёрской импровизации и участию зрителей в представлении ( танцевальные хэппенинги).

Посмотрите на архитектуру современного музыкального театра. Это уникальное здание сразу после открытия стало визитной карточкой не только Сиднея, но и всего австралийского континента. И не удивительно – найти столь же узнаваемое, необычное и запоминающееся сооружение очень тяжело. Строительство Сиднейского оперного театра длилось целых 14 лет, воплощение задумки архитектора было связано со значительными трудностями, которые сделали проект довольно дорогостоящим. В итоге возведение театра обошлось Австралии в 102 миллиона долларов.

Строительство было завершено в 1973 году и на торжественном открытии Сиднейской оперы присутствовала королева Англии Елизавета Вторая.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Новый оперный театр в Пекине, построенный в 2007 году к летней Олимпиаде заслуженно считается одним из современных чудес архитектуры. Футуристическое здание француза Поля Андре из титана и стекла имеет эллипсоидную форму. Поэтому в народе его часто называют «Яйцом».

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Опера на воде в г. Брегенц. Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Плавучая сцена (нем. Seebühne) —площадка под открытым небом на Боденском озере с расположенным на берегу амфитеатром на 7000 мест. На этой площадке проходят масштабные представления музыкальных спектаклей, в том числе опер и балетов.

Сегодня мы поговорим с вами о спектакле Б.Эйфмана «Роденс» и мюзикле «Юнона и Авось» А.Рыбникова.

Балет Бориса Эйфмана «Роден» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

«Роден» Бориса Эйфмана – масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях («Онегин», «Чайка», «Анна Каренина», «Русский Гамлет» и др.), Эйфман не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.

Современные музыкальные инструменты( синтезатор, ударные инструменты) сопровождают пластическую композицию в современном музыкальном театре.

Источник

8 самых необычных современных оперных театров

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Национальный театр исполнительских искусств. Пекин, Китай

Начнем обзор мы с рассказа про самый большой оперный театр во всем мире. Это здание площадью 219 тысяч квадратных метров находится в Пекине, и за эллипсоидную форму люди прозвали его «Жемчужиной на воде», «Каплей» и даже «Яйцом».

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Речь идет о Национальном театре исполнительских искусств Китая – громадном многофункциональном сооружении, в котором расположены три больших зала и несколько маленьких. Крупнейших из них как раз и является оперным, он рассчитан на 2416 зрителей.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Оперный театр в Осло. Норвегия

Оперный театр в Осло – это само по себе произведение искусства. Оно стоит на берегу фьорда в центре норвежской столицы и будто бы является продолжением этого побережья, вырастая из него на несколько этажей ввысь.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Этот театр создан из стекла и мрамора. Он выделяется на фоне окружающей архитектуры благодаря своей белоснежной покатой крыше, ведущей от воды на смотровую площадку с отличным видом на фьорд и сам город Осло.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Оперный театр в городе Пусан. Южная Корея

Южная Корея является очень богатой страной, и ее правительство может позволить себе тратить огромные деньги на создание больших инфраструктурных проектов. К примеру, на строительство оперного театра в городе Пусан.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Архитектурный конкурс за право возведения этого здания привлек крупнейших архитекторов со всего мира. А победила в этом соревновании норвежская студия Snohetta, предложившая проект театра с интерактивной сценой, максимально приближающей зрителей к тому, что происходит на подмостках и, более того, позволяющей им непосредственно влиять на это действие.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Плавающая оперная сцена в Брегенце. Австрия

Каждый год в небольшом австрийском городе Брегенц проходит крупный оперный фестиваль, основные события которого происходят на огромной плавающей посреди озера Боден сцене. На ней строят по-настоящему волшебные декорации, а действие постановок часто использует преимущества этой площадки – практически бесконечное пространство, водную поверхность и открытое небо.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Зрительский же зал находится на твердой поверхности – трибуны на шесть с половиной тысяч человек обустроены на холме напротив сцены.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Wuxi Grand Theatre. Янгсу, Китай

В 2012 году в китайской провинции Янгсу появился один из самый необычных оперных театров в мире – Wuxi Grand Theatre. За необычную форму крыши это здание тут же прозвали «крылатым».

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Дело в том, что элементы многоуровневой крыши Wuxi Grand Theatre нависают над землей, что придает зданию воздушный, летающий вид. Интересно, что при взгляде с одного угла обзора здание выглядит современным, а с другого – традиционной для древнего Китая многоэтажной пагодой.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

21 MINI Opera Space. Мюнхен, Германия

21 MINI Opera Space – это совершенно небольшой по размерам, но удивительный по форме оперный театр. Он будет расположен на одной из площадей в немецком городе Мюнхен, а архитекторы признаются, что при создании этого сооружения они вдохновлялись музыкой Моцарта и Джими Хендрикса.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Так что сама необычная форма 21 MINI Opera Space по замыслу архитекторов является слепком звуковых волн. Более того, внешние стены этого здания будут построены таким образом, чтобы отводить городские шумы вверх, делая площадь тише для горожан.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Оперный театр Гуанчжоу. Китай

Глядя на здание оперного театра в китайском городе Гуанчжоу, кажется, что в нем вообще нет стен из камня – только стекло и сталь. На самом деле, это не так, но знаменитая архитектор Заха Хадид специально спроектировала сооружение с таким визуальным эффектом.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Интересно, что одно из крыльев здания этого оперного театра напоминает акулу, раскрывшую пасть над входом и поглощающую прибывающих зрителей.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Измирский дом оперы. Турция

Измир в последнее десятилетие преображается невероятными темпами. Из большого азиатского города он превращается в удобный европейский мегаполис, западную столицу Турции. В нем строится множество удивительных, восхитительных сооружений, в том числе, и новый оперный театр.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Современный музыкальный театр» 8 класс

Дата: Класс: Учитель:

Тема урока : Современный музыкальный театр

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Познакомить учащихся с современным музыкальным театром

Образовательная: поговорить о современных музыкальных театрах, анализировать музыку современного музыкального театра.

Развивающая : развить интерес к современному музыкальному театру.

Воспитательная : восприятие музыки современного стиля через произведения классической музыки.

Планируемые результаты УУД : умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Создать условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современного.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений /

Личностные: Осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.

Синтез музыки, изобразительного искусства и архитектуры.

Музыкальный материал: Презентация, фрагменты из рок-оперы «Юнона и Авось» А.Рыбникова, Балет Бориса Эйфмана «Роден».

Оборудование: Мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук.

2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, перед тем как озвучить тему урока, давайте взглянем на экран, что мы на нем видим? ( 1 слайд )

Ученики: Мы видим современный музыкальный театр.( 2 слайд )

Учитель: Совершенно верно.

3.Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете что такое современный музыкальный театр и чем он отличается от обычного театра?

Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами(«скрытое слово»,выхода на первый план ( «слово от автора»),подменяющего актёра).Часто функцию оркестра передают хору,который выступает в различных ролях- и участника действия,и собеседника героя, и комментатора,и звукового фона.

Посмотрите на архитектуру современного музыкального театра.( 3 слайд ) Это уникальное здание сразу после открытия стало визитной карточкой не только Сиднея, но и всего австралийского континента. И не удивительно – найти столь же узнаваемое, необычное и запоминающееся сооружение очень тяжело. Строительство Сиднейского оперного театра длилось целых 14 лет, воплощение задумки архитектора было связано со значительными трудностями, которые сделали проект довольно дорогостоящим. В итоге возведение театра обошлось Австралии в 102 миллиона долларов.

Строительство было завершено в 1973 году и на торжественном открытии Сиднейской оперы присутствовала королева Англии Елизавета Вторая.

Новый оперный театр в Пекине, ( 4 слайд ) построенный в 2007 году к летней Олимпиаде заслуженно считается одним из современных чудес архитектуры. Футуристическое здание француза Поля Андре из титана и стекла имеет эллипсоидную форму. Поэтому в народе его часто называют «Яйцом».

Опера на воде в г. Брегенц.( 5,6,7,8 слайд )

Плавучая сцена ( нем. Seebühne ) —площадка под открытым небом на Боденском озере с расположенным на берегу амфитеатром на 7000 мест. На этой площадке проходят масштабные представления музыкальных спектаклей, в том числе опер и балетов.

Сегодня мы просмотрим с Вами фрагменты сцен из балета Б.Эйфмана «Роденс» и мюзикла «Юнона и Авось» А.Рыбникова.

Балет Бориса Эйфмана (9 слайд) на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне.

Балет Бориса Эйфмана «Роден» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

«Роден» Бориса Эйфмана – масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях («Онегин», «Чайка», «Анна Каренина», «Русский Гамлет» и др.), Эйфман не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.

Исполнение песни «Гимн музыке» муз.А.Ермолова.

Учитель: С какими жанрами современного музыкального театра мы сегодня познакомились?

Ученики : Опера- симфония, джаз- балет, балет – плакат.

Учитель: Чем отличается архитектура современного музыкального театра?

Учитель: Какие современные музыкальные инструменты сопровождают пластическую композицию в современном музыкальном театре?

Источник

Особенности современного театра

Театральное искусство пользовалось популярностью со времен своего зарождения. Классический театр возник в Древней Греции. Театральная сцена представляла собой открытую круглую площадку, называемую орхестрой. Актеры выступали лицом к зрителям, которые сидели на деревянных или каменных скамьях. Именно в Древней Греции зародились основные жанры: драма, комедия, трагикомедия, мюзикл и буффонада.

Современный театр сильно отличается от классического – это экспериментальные жанры, зародившиеся в начале XX века. Нововведения шокировали и удивляли зрителей, привыкших к строгой классике. Несмотря на это, изменения были тепло приняты большинством ценителей жанра и успешно развиваются по сей день.

Ключевой момент современного искусства — это некие новые конвенции, заключенные между теми, кто производит это самое искусство, и реципиентом, который его воспринимает. В театре это наиболее очевидно, потому что даже самые важные знаменитые спектакли — это спектакли, где зритель приходит как некий оценщик. Он купил билет, сел, потом говорит: хороший спектакль или плохой.

Современное театральное искусство имеет несколько важных особенностей.

Стили театра

Искусствоведы выделяют несколько театральных стилей, используемых в театре. К ним относятся: абсурдизм, экспрессиониз, мелодрама, модернизм, постмодернизм, натурализм, марионетки, реализм

На сегодняшний день театр представляет собой целый мир, состоящий из десятков мини-миров (разных видов спектаклей). Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим ниже такой актуальный вид, как спектакль-перформанс.

Спектакли-перформансы

Перформанс на Западе вообще не относится к театру и, более того, считается его полной противоположностью. Королева перформанса Марина Абрамович говорит: тот, кто занимается перформансом, должен ненавидеть театр, ведь театр – это бесконечный обман. Определение перформанса в свою очередь связано со словосочетанием «живое искусство» (living art). Иначе говоря, перформанс только тогда перформанс, когда жизнь артиста сама по себе является произведением искусства, выражающим своим естеством личную философию. Если взять пример из истории, то одним из первых перформансистов был известный философ Диоген, живший в бочке. Получается, что перфоманс имеет отношение больше к стилю жизни, чем к искусству, и как раз поэтому далеко не многие искусствоведы вообще воспринимают его.

Формулировкой спектакль-перформанс пользуется только постсоветское пространство, определяя так жанр театрального искусства, в котором театр выходит за свои привычные рамки. К категории спектакль-перформанс относят спектакли, которые либо играются на нестандартных площадках (улица, завод, заброшенное место), либо спектакли без драматургии, пластические спектакли, спектакли, в которых задействуются живая музыка, взаимодействие со зрителем, инсталляции, современные технологии – другими словами, все, что подразумевает эксперимент.

С другой стороны, спектакли-перформансы могут рассматриваться как синтез театра и перформанса, выдумки и реальности. Грань между ними определяет сам режиссер. Такие спектакли зачастую включают в себя особую провокацию по отношению к зрительному залу, объекты концептуального искусства и актерскую жертвенность, начиная с наготы или реальной драки и заканчивая отправлением нужды на сцене.

Если вы ни разу не были в театре, – самое время исправить положение. Современные театры – идеальное место, где можно отдохнуть и узнать что-то новое. Выразительная игра актеров подарит живые эмоции и переживания.

Источник

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЫ

Во время второй мировой войны строительство театральных зданий в Европе было практически прекращено. В период с 1941 по 1945 год только в одной стране — нейтральной Швеции, в г. Мальмо (1942) был построен новый театр. Пожар войны принес неисчислимые бедствия народам Советского Союза и Западной Европы. Среди развалин десятков и сотен городов чернели руины некогда знаменитых театральных зданий. Полному или почти полному уничтожению подверглись здания театров Варшавы, Берлина, Дрездена, Лейпцига, Милана и другие крупнейшие театрально-архитектурные сооружения. Особенно сильно

¶пострадали театры в городах, расположенных в западных и южных районах нашей страны.

После полного разгрома Советской Армией немецкого фашизма начался период восстановления. Поднимались из пепла заново рожденные города, возвратились в строй многие театры. Одни из них были построены по новым проектам, предусматривающим новейшее оборудование, улучшенные планировочные решения, другие восстанавливались по старым чертежам. Особенно широкий размах процесс восстановления получает в СССР-Восстанавливаются Малый театр в Москве, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде, Оперный театр в Одессе. Встают из руин театры Сталинграда, Минска, Ростова и многих других городов.

Коммунистическая партия, Советское государство всегда проявляли большое внимание к культурному строительству. Даже в трудные военные годы работа по проектированию театральных зданий фактически не прекращалась.

В первые послевоенные годы строительство советских театров велось по типовым проектам, в соответствии с нормами проектирования театральных зданий, утвержденных в 1943 году. Типизация строительства, жесткие нормативы, регламентирующие размеры сцены и площади вспомогательных помещений, без карманов и арьерсцены, в этот период оправдывались соображениями экономичности. Но уже в шестидесятых годах, когда экономика страны значительно окрепла, начинается пересмотр укоренившихся позиций и разработка новых, более совершенных условий для проектирования. Архитекторы все чаще начинают выступать в соавторстве с ведущими режиссерами страны. Преодолев известные трудности, связанные с нивелировкой творческих тенденций в театральном искусстве, увлечением чрезмерной пышностью и вычурностью внешнего облика театра, советское театральное зодчество сделало решительный поворот в сторону создания новых планировочных решений, наиболее полно отвечающих насущным запросам современности.

Грандиозные планы строительства особенно остро выдвинули проблему организации театрального здания, его технологического оборудования, взаимосвязи театральной архитектуры со сценическим искусством. Для советского театра эти вопросы имеют особо актуальное значение.

Проблемы театрального строительства привлекли внимание не только практических деятелей искусства, но и социологов, психологов и других ученых.

Наиболее общими тенденциями современного театра в области архитектуры и технического оборудования сцены можно считать стремление предоставить режиссеру максимальную свободу действия в выборе для каждой постановки сценической формы, наиболее полно отвечающей задачам данного спектакля, и создание такой техники, которая бы позволила не только

¶трансформировать сценическое пространство, но и использовать различные виды движения как средство художественной выразительности. Элементарная функция театральной техники — смена декораций усложняется проблемами более сложного порядка, среди которых значительное место занимает проблема трансформации сценического времени.

Пересмотр традиционных способов механизации сцены протекает под влиянием новых методов оформления спектакля и усиления роли техники в пластическом и образном решении спектакля. Так, например, штанкетные подъемы, предназначенные для плоских декораций, расположенных параллельно рампе, начинают тесниться индивидуальными, точечными подъемниками, позволяющими поднимать декорации по диагонали сцены. Ис-пытываются принципы мостового крана-фермы, передвигающегося по глубине сцены вместе с подъемными и осветительными устройствами.

Изменился и взгляд на необходимую степень насыщения сцены стационарными механизмами в пользу применения гибких, мобильных устройств. Большого прогресса достигла осветительная и светорегулирующая техника. В арсенале выразительных средств театра свет занял одно из первых мест.

Современная мировая практика характерна активным поиском разнообразных решений театрального пространства.

Наряду с модернизированными сценами традиционного типа, проектируются и строятся здания многоцелевого назначения, трансформирующиеся универсальные театры, сцены-арены, театры на открытом воздухе, кольцевые сцены и т. д. И все же основным типом сцены остается сцена-коробка. Из числа реализованных проектов пятидесятых — шестидесятых годов более 90% театров имеют именно эту форму сцены. Краткая характеристика наиболее видных работ, представляющих различные течения, составляет общую картину развития современной театральной архитектуры.

Современная сцена-коробка

В принципе современная сцена-коробка мало чем отличается от построек конца XIX — начала XX столетия. Сохранился тип замкнутого сценического пространства, отделенного от зрительного зала портальной стеной. Сохранились карманы, арьерсцена, оркестровая яма. Широко используются поворотные круги и кольца, накатные площадки, подъемно-опускные части планшета. Для крупных сцен сложился некий стереотип механического оборудования: планшет набирается из подъемно-опускных планов, в карманах располагаются сборно-секционные фурки, а на арьерсцене — накатная площадка с вписанным в нее поворотным кругом.

Эта схема весьма характерна для музыкальных театров, которые до сих пор сохранили тяготение к большим, монументаль-ым формам, но создаваемым уже не плоскостной, а объемно-

¶конструктивной декорацией. Для быстрой смены декораций применяется весь комплекс известных механизмов сцены. Типичным решением сцены музыкального театра, воплощающим все эти характерные черты, является архитектура и механическое оборудование варшавской Большой оперы.

Первое здание варшавского «Театра Бельки», как его тогда называли, построено итальянцем А. Кораци в 1833 году. В этом здании было два зала. Большой зал предназначался для оперы, а малый для драматического театра. Во время второй мировой войны бомбы и пожары уничтожили крупнейший театр Польши. Его восстановление было начато в 1954 году по проекту архитектора Б. Пыневского (рис. 191). Открытие театра состоялось в 1965 году. Большой театр Варшавы колоссальное сооружение, объединяющее оперную сцену, национальный драматический театр, музей, выставочные залы, клуб международной прессы и т. д.

Сцена театра по своим размерам и мощи механического оборудования занимает одно из первых мест в Европе. К главной сцене размером 28X28 м с обеих сторон примыкают почти не уступающие ей по величине боковые площади, а сзади, несколько меньших размеров, пространство арьерсцены. Общая глубина сцены — от портала до задней стены арьерсцены — составляет 54 м.

Основной планшет состоит из шести главных подъемно-опускных планов и двух дополнительных. Первые подъемники выполнены в виде двухэтажных лифтов и могут подниматься на высоту 9,5 м. Таким образом, подготовленные декорации на верхнем настиле при подъеме скрываются за пределами портала,

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 191. Большая опера в Варшаве. План. Арх. Б. Пынев-ский. 1965: 1— сцена оперного театра; 2 — карман с фурками; 3 — арьерсцена с откатным кругом; 4 — сцена и зал Театра Народовы

¶а нижний настил плана подходит к уровню основного планшета. При желании расстояние между верхним и нижним этажом может сокращаться до 2,83 м. Стационарные накатные площадки, находящиеся в карманах, состоят из четырех секций. Размеры секций соответствуют размерам подъемных планов (3×23 м). Перед подачей площадок на игровую часть планы опускаются на высоту фурки, с тем, чтобы ее уровень совпадал с уровнем остальной части планшета. В откатную платформу арьерсцены вписан поворотный круг диаметром 16 м. Верхняя механизация состоит из мощного комплекса софитных батарей и развитого штанкетного хозяйства, позволяющего поднимать декорации 27-метровой ширины. Несколько необычное количество софитов объясняется большой высотой сцены и двух горизонтов, охватывающих сцену.

Пол оркестровой ямы может подниматься целиком или частями до уровня основной сцены, образуя дополнительную площадку перед главным занавесом.

Механизация оркестра является общепринятой нормой строительства новых театральных зданий.

Разбивка оркестрового пола на несколько подъемно-опускных площадок, часть из которых иногда делается в виде двухэтажных подъемников, позволяет разнообразить рельеф передней сцены, изменять ее конфигурацию в тех случаях, когда предпортальная зона служит местом для игры. В этом смысле большой интерес представляет оригинальное оборудование Кремлевского Дворца съездов.

Уникальное здание Дворца было сооружено в 1961 году по проекту группы советских архитекторов во главе с членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры М. Посо-хиным. Завершение строительства было приурочено к открытию XXII съезда КПСС, который начал свою работу в этом замечательном здании. Грандиозное сооружение, предназначенное для съездов, концертов, оперных и балетных постановок, показа широкоформатных фильмов со зрительным залом на 6000 мест, было возведено за поразительно короткий срок — полтора года. Кремлевский Дворец съездов по праву считается выдающимся произведением советской архитектуры, пионером строительно-концертных зданий нового типа.

Механическое и светотехническое оборудование спроектировано и изготовлено на основе новейших достижений техники. Среди многих новинок, использованных на этой сцене, особенно привлекает оригинальное решение проблемы сочетания подъемно-опускного планшета с поворотным кругом. Внешние границы площадок совпадают с обрезом круга, а не отступают, как обычно, от его кромки на какое-то расстояние. Эта независимость достигается применением особой конструкции круга — его каркас не цельносварной, как это обычно делается, а составной и может разъединяться при использовании подъемников.

¶Уникальность решения механизации предпортальной зоны заключена в применении подъемно-опускного барьера оркестра и накатной фурки, находящейся под передней частью зрительного зала. Автоматические устройства выкатывают фурку вместе с установленными на ней предметами оформления на подъемники оркестра, которые в свою очередь поднимают ее до установленной отметки. Данная механизация позволяет не только пластически разнообразить пол авансцены, превращать его в оркестровую яму, но легко и быстро производить смену оформления.

В условиях традиционного решения барьер, отделяющий места для зрителей от оркестра и сцены, является зримой границей, разделяющей обе части театрального пространства. Во Дворце съездов эта граница уничтожается опусканием барьера. Наибольший эффект слияния зрительного зала со сценой происходит при установке подъемников оркестра или специальных станков в виде лестничных маршей, идущих вдоль линии рампы. Это принципиально новое решение предпортальной зоны нашло отражение и на сцене Ленинградского Большого концертного зала «Октябрьский», построенного по проекту А. Жука в 1967 году. Это здание, как и Дворцы искусств в Ташкенте, Киеве, Тбилиси и других городах, продолжает серию зданий универсального типа. В области механизации сцены здесь также немало нового. К его числу относятся стационарные транспортерные дорожки с жестким реечным покрытием и главный занавес, поднимающийся по принципу французской шторы. Каждая из 24 тяг занавеса-шторы имеет индивидуальный электропривод. Автоматическим включением и остановкой тех или иных двигателей по заданной программе изменяется рисунок раскрытия занавеса.

| Итак, стремление современной режиссуры выйти за пределы коробки и перенести действие в объем зрительного зала привело к развитию механизации авансцены и оркестровой ямы. Подъемно-опускной оркестр — это лишь первый, начальный этап превращения авансцены в активную игровую площадку. Следующим этапом освоения передней сцены явилась механизация, предназначенная для смены декораций. Принципиальные шаги в этом направлении были сделаны советскими инженерами при постройке Кремлевского Дворца съездов. Но для того чтобы еще более полноценно можно было использовать предпортальную зону, потребовался дополнительный антрактовый занавес, перекрывающий площадь авансцены и оркестра. Эта идея получила реализацию в устройстве Большой сцены театра в г. Касселе (ФРГ, 1959). Большой зал и его сцена (в этом же здании находится еще один — малый театр) в основном предназначены для оперных спектаклей (рис. 192). Планировка и оборудование этой сцены — типичный образец театра середины XX столетия. В боковых карманах и в объеме арьерсцены находятся стацио-

¶нарные фурки, состоящие из нескольких сборных секций. Планшет игровой части механизирован подъемно-опускными планами. Раздвижные стенки и портальные башни диафрагмируют зеркало сцены с 16 до 12 м. Минимальное раскрытие сцены предназначено для драматических постановок. Но главным образом для этой цели служит обширное пространство авансцены с минимальными размерами, равными 21 м в ширину и 6 м в глубину. Помимо подъемно-опускного планшета авансцена оборудована подвижным мостиком и несколькими штанкетными подъемами для смены подвесных декораций. А в плоскости барьера оркестра проходит передний раздвижной антрактовый занавес. Таким образом, в случае игры на передней сцене используется один занавес, а при постановках на главной сцене — другой, находящийся на традиционном месте, позади строительного портала.

Серьезным препятствием на пути развития авансцены как игровой площади встали требования противопожарной безопасности, согласно которым вынесение декорационного оформления за пределы огнестойкого занавеса категорически запрещено. Даже в условиях обычной сцены это общее для всех стран правило чрезвычайно затрудняет активное использование передней сцены. Кардинальное решение этой проблемы было найдено как в театре Касселя, так и в Лейпцигской опере (1960).

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 192. Театр в Касселе: 1—огнестойкий занавес; 2 — антрактовый занавес; 3 —оркестр; 4 — передвижной портал; 5 — подъемно-опускной план сцены; б — фурки карманов; 7 —горизонт; 8 —фурка арьерсцены; 9 — карман

В этих театрах противопожарный огнестойкий занавес размещен в плоскости барьера оркестра. Таким образом, все пространство главной и передней сцены надежно изолируется от зрительного зала. Художники получили полную свободу в использовании авансцены. Противопожарный занавес оперного театра Лейпцига имеет еще одну особенность, отличающую его

¶от общепринятых конструкций. Вопреки традициям, он сделан не сплошной стеной, а разделен по высоте на две части. Верхняя, составляющая 7з высоты занавеса, поднимается наверх, проходя через щель в потолке зрительного зала. Подошва этой части обработана декоративно под потолок, и поэтому в поднятом виде занавес совершенно не заметен. Нижняя часть выступает над полом зрительного зала и служит барьером, ограждающим оркестровую яму (рис. 193). При закрытии занавеса обе части движутся навстречу друг другу, надежно перекрывая сцену. Оригинальная конструкция, получившая название «акулья пасть», помимо всего, значительно сократила время, необходимое для изоляции сцены, и обеспечила высокую степень безопасности для работающих на сцене людей.

Как уже говорилось, авансцена театра Касселя имеет верхнее оборудование — штанкетные подъемы. Такая же механизация предусмотрена и в оперном театре Лейпцига. Применение штанкетных подъемов влечет за собой необходимость устройства колосников. Таким образом, коробка сцены заключает уже не только основную сценическую площадку, но и авансцену. Перенесение антрактового и огнестойкого занавесов, колосниковое оборудование фактически выдвигает портальную раму на линию барьера оркестра. Основная сцена как бы поглотила подмостки, находящиеся в зрительном зале. Из вспомогательной площади авансцена превратилась в полноценную игровую площадку. Правда, в большинстве случаев внешне авансцена сохранила свою форму — по бокам ее обрамляют стены, служащие продолжением стен зрительного зала, а верхнее пространство маскируется специальными щитами, сливающимися с потолочным перекрытием. При постановках с использованием штанкетных подъемов авансцены щиты поворачиваются вокруг горизонтальной оси или убираются совсем.

Борьба за практическое освоение авансцены ведется параллельно с борьбой против портальной рамы и портальной стены. В старых театральных зданиях ширина раскрытия сцены всегда меньше ширины и высоты зрительного зала. Разграничение зрительного зала и сцены капитальной стеной с вырезанным в ней

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 193. Оперный театр в Лейпциге. Общий вид зрительного зала. I960. Подошва огнестойкого занавеса видна в виде темной полосы на потолке

¶отверстием, окаймленным лепной рамой, является одним из основных признаков, определяющих тип классической сцены-коробки. В современных постройках ясно видно стремление ликвидировать четвертую стену зала, уничтожить архитектурную раму портала. Раскрытие сцены во всю ширину зрительного зала способствует слиянию двух пространств, создает новые художественные качества восприятия театральной постановки.

В ряде театров новое решение портала сочетается с активизацией роли авансцены и всей портальной зоны. Авансцена получает дополнительные боковые площадки, идущие вдоль зрительного зала, а сами стены делаются в виде подвижных ширм-панелей. В случае надобности боковые панели откатываются в глубину, открывая сценические площадки, охватывающие первые ряды партеров с трех сторон. При полном раскрытии центральная сцена сливается в единое целое с пространством боковых сцен, создавая зрительный эффект, аналогичный панорамному киноэкрану. Трапециевидная в плане сценическая площадка, расположенная в объеме зрительного зала, не только уничтожает жесткое разграничение двух пространств, объединяя переднюю сцену с основной игровой площадкой, но и отвечает современным тенденциям максимального приближения действия к зрителям. Такое решение позволяет осуществлять симультанные принципы постановки спектакля, используя все части объединенной сцены для расстановки декораций отдельных картин.

Наиболее наглядно новые принципы простроения припор-тальной зоны продемонстрированы на сцене Театра торжественных представлений в г. Зальцбурге (автор проекта архитектор-инженер К. Хольмейстер). Передняя сцена этого театра состоит из обширной авансцены, глубиной 7 м, и боковых площадок, охватывающих десять рядов партера (рис. 194). В передней части авансцены размещен подъемно-опускной оркестр. Панели, ограничивающие боковые сцены, могут откатываться в глубину, открывая дополнительные игровые пространства, размером 5x x12 м каждая. Для организации выходов в панелях предусмотрены открывающиеся створки. Здесь же смонтированы световые установки для освещения как передней, так и главной сцены.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 194. Театр торжественных представлений в Зальцбурге. Общий вид. Арх. К. Хольмейстер. 1960

¶Портальные башни главной сцены позволяют диафрагмировать зеркало сцены от 14 до 30 м по ширине. При максимальном раскрытии портальных башен и панелей зрительного зала главная сцена органически сливается с площадками припортальной зоны.

Ликвидация четвертой, портальной стены зрительного зала — это новый важный этап в развитии театральной сцены. Следующей задачей, которую поставила развивающаяся практика театра, является создание такого портала, который, по желанию постановщиков, мог бы изменять не только свои размеры, пропорции, но и форму, конфигурацию. Гибкая, изменяющаяся от картины к картине «рама» спектакля сулит большие возможности в обогащении художественного потенциала сцены.

Идея универсального портала пока еще не получила практического воплощения. Первые попытки решить эту технически сложную, но важную для театра задачу вселяют оптимистические надежды на самое ближайшее будущее.

Театры с пространственной сценой

В современном театральном строительстве этот тип сцены встречается относительно редко. Наибольшую известность среди построенных зданий получили Ленинградский театр юных зрителей и театр в шведском городе Мальмо.

Открытие нового ТЮЗа, сооруженного по проекту архитектора А. Жука, состоялось в 1962 году (рис. 195). Сохраняя основные принципы старой сцены, новая площадка представляет собой современное механизированное сооружение. Зрительный зал на 1000 мест решен единым амфитеатром с широким углом охвата передней сцены (около 125°). Под широким барьером, идущим по переднему краю сцены, расположены помещения регулятора, пульт помощника режиссера и линия рампы. Здесь же находятся противопожарный и антрактовый занавесы. Настил площадки плавно переходит в уровень пола зрительного зала, подчеркивая тем самым связь между двумя пространствами. В отличие от старой сцены, передняяя сцена не только приподнята над уровнем зала, но и имеет штанкетное оборудование.

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 195. Театр юных зрителей в Ленинграде. Общий вид. Арх. А. Жук.

¶Глубинная часть представляет собой развитую сцену с барабанным кругом (диаметр 11 м) и поворотным кольцом шириной 1 м. В барабане круга находятся подъемно-опускные площадки, причем одна из них изготовлена в виде моста арочной конструкции. По первоначальному замыслу в карманах должны были находиться полукруглые фурки, размеры которых соответствовали размерам поворотной части сцены.

Опыт строительства послужил основой для широкого проектирования детских театров в нашей стране. Театры юных зрителей Омска, Горького и других городов продолжают и развивают принципы, заложенные в Ленинграде.

Обращение театра к комбинации открытой сцены со сценой-коробкой связано со стремлением к универсализации сценического пространства. Соединение двух типов сцены дает возможность выбора той или иной формы для постановки спектакля. Одни спектакли могут быть поставлены на просцениуме, другие с преимущественным обыгрыванием глубинной сцены и на обеих площадках.

Вместе с изменением сценических условий появляется потребность в изменении размеров зрительного зала. Для одних постановок может потребоваться небольшой зал камерного характера, для других — большое пространство, заполненное сотнями зрителей. Передвижные перегородки театра в Мальмо (архитекторы Е. Лаллерстедт, С. Леверенс и Д. Хелленден, 1942), выдвигаемые по монорельсам из специального кармана, находящегося в припортальной зоне, регулируют вместимость, отсекая ненужные части зрительного зала. Здесь предусмотрены три значения вместимости: 400, 600 и 1100 мест. Открытый просцениум этого театра состоит из подъемно-опускных секций, при помощи которых он может целиком опуститься до уровня зрительного зала. Барьер, отделяющий сцену от зала’, либо остается на месте, либо опускается вместе с секциями просцениума.

Изменяемое театральное пространство в пятидесятых — шестидесятых годах заняло заметное место в театральном проектировании.

Универсальные театры

Современное понятие «универсальный театр» охватывает различные категории театрально-зрелищных сооружений. Сюда

¶входят здания многоцелевого назначения, театры с трансформируемой сценой, театры с изменяемым зрительным залом.

Здания многоцелевого назначения — это сооружения, в которых путем соответствующей перестройки можно демонстрировать театральные постановки, спортивные соревнования и т. д. Так, например, проект Малого театра для Штутгарта инженера Р. Доблхофа предусматривает восемнадцать вариантов трансформации — от сцены классического типа до цирковой арены, стадиона и павильона телевидения. Места для тысячной зрительской аудитории автор поместил на подвижной платформе, которая свободно перемещается в пространстве закрытого помещения. Формообразование театрального пространства осуществляется за счет подвески занавесов, заменяющих капитальные стены обычного театра. Занавесы образуют портальную сцену с аркой в варианте «сцена-коробка», они же изолируют зрителей от окружающего пространства и служат передней стеной древней скенэ при компоновке «сцена-арена» и т. д. Передвижение занавесов происходит при помощи системы мостовых кранов, рельсовые пути которых спрятаны в потолке всего зала. В проекте нет никакой нижней механизации — фурок, кругов и пр. Декорации спектакля устанавливаются заранее в определенных местах зала, и в момент перемены места действия платформа со зрителями подкатывается к соответствующему участку.

Подобные варианты многоцелевого здания разрабатывали и другие архитекторы и инженеры. Но к реальному осуществлению были приняты не эти сверхуниверсальные театры, а более простые сооружения типа Дворцов спорта.

В новых Дворцах спорта предусмотрены простые средства трансформации, позволяющие довольно успешно сочетать спортивную и театрально-концертную деятельность. Здания многоцелевого назначения играют заметную роль в культурной жизни разных народов. Но что касается театра, то сооружения подобного характера не могут удовлетворить даже самые основные требования, предъявляемые этим видом искусства. Передвижные зрительные залы, отсутствие надлежащей механизации для перемены декораций и их движения во время действия, весьма примитивное обозначение той или иной формы сцены создают лишь внешние признаки театра, отрывают его от присущей каждому типу сцены архитектуры. Так, например, обозначение занавесами или панелями сцены-коробки еще не означает действительной организации сцены этого типа. Сцена-коробка, как и всякая другая, это комплекс взаимосвязанных между собой элементов техники, архитектуры и пр., а не только формальное разделение сцены и зала портальной плоскостью. Другое дело, когда мы встречаемся со специально построенным театральным зданием, рассчитанным только на театральные постановки, в котором предусмотрена возможность

¶изменения специфических условий в двух или более вариантах. Трансформация сцены и зала в таких театрах приводит к подлинной перестройке театрального пространства, сохраняющего все качества того или иного вида.

К числу наиболее простых и рациональных решений универсального театра относится Театр Центра изящных искусств Кнокс-колледжа в США (рис. 196—197). Главная сцена и авансцена вместе с первыми пятью рядами партера установлены на одном поворотном круге. При повороте круга на 180° часть партера перемещается в глубь сценического пространства, за пределы портала, а ее место занимает планшет основной сцены. Сцена-коробка моментально превращается в пространственную-площадку.

Более сложные системы трансформации позволяют осуществлять большое количество вариантов компоновки сцены и зрительного зала. Театр-студия Гарвардского университета, которую часто называют «автоматическим театром», трансформируется в три различных типа сцены. Построенный в 1960 году по проекту архитектора О. Стаббинса и инженера по механизации А. Айзенауера, он сразу привлек внимание мировой театральной общественности.

В принципе — это театр традиционного типа на 556 мест с партером и амфитеатром, ориентированным на обычную сцену-коробку. Трансформация осуществляется при помощи четырех гидравлических подъемников, расположенных под передней частью зрительного зала (рис. 198). Их суммарная

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

¶Рис. 196. Театр Центра изящных искусств Кнокс-колледжа в США. Арх. Перкинс:

а — вариант сцены-коробки со зрительным залом на 600 мест; б — вариант пространственной сцены со зрительным залом на 450 мест; 1 — поворотная часть амфитеатра; 2 — амфитеатр; 3 — сцена; 4 — занавес; 5 — экран

Рис. 197. Театр Центра изящных искусств Кнокс-колледжа. Общий вид зала и сцены

¶площадь соответствует площади всего партера и оркестровой ямы. Первый центральный подъемник играет роль трансформирующего оркестра. Второй — главный подъемник, а также два боковых несут подвижные платформы, на которых закреплены ряды партера. Боковые подъемники площадки, помимо этого, используются для заглубления зрительских мест при трехстороннем расположении зрителей вокруг сцены и для получения достаточной игровой площади при варианте «сцена-арена». Остановка и фиксация подъемников на различных уровнях осуществляется автоматически при помощи телекомандного устройства.

При игре на сцене-коробке центральная площадка партера несколько опущена. Боковые неподвижные пространства просцениума, находящиеся в зоне партера, перекрываются жесткими поворотными кулисами, стоящими под некоторым углом к портальной стене. Передняя центральная площадка либо опущена для размещения оркестра, либо поднята в уровень основной сцены.

Для того чтобы получить пространственную сцену с трехсторонним расположением зрителей, обе части партера откатываются в боковые пространства зала, а центральные площадки приподнимаются на требуемый уровень. И, наконец, третий вид трансформации — это сцена типа арены с двухсто-

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 198. Театр-студия Гарвардского университета (США). Арх. О. Стаббинс. 1960: 1, 2, 3 — подъемно-опускные площадки партера

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 199. Театр-студия Гарвардского университета. Варианты

а— сцена-коробка; б — пространственная сцена; в — арена

¶ронним расположением зрительских мест. Платформы партера передвигаются на глубинную сцену, а все подъемники составляют сценическую площадку центрального расположения. При всех видах трансформации сценическая коробка и амфитеатр остаются неизменными. Не изменяется и вместимость зрительного зала. Для трансформации не требуется дополнительное оборудование — все преобразования осуществляются из одних и тех же элементов, не требующих дополнительных площадей для складирования. Все это выгодно отличает данное решение трансформируемого театра (рис. 199).

Как показывает практика работы универсальных трансформирующихся театров, для репертуарного театра, показывающего спектакли разных названий, решающим условием являются быстрота трансформации и минимальные затраты труда на перестройку сцены. Весьма поучителен в этом отношении опыт работы Малого театра в г. Мангейме, построенного архитектором Г. Вебером в 1955—1957 годах. Здание Мангеймского театра объединяет два зала — Большой и Малый. Большой театр со зрительным залом на 1200 мест оборудован механизированной сценой-коробкой. А Малый не имеет постоянной сцены и закрепленных зрительских мест (рис. 200, 201).

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 200. Театр в Мангейме. План. Арх. Г. Вебер. 1957: 1 — сцена Малого зала; 2 — склад; 3 — арьерсцена; 4 — сцена Большого зала

Трансформация заключается в перестановке сценической площадки и откатных трибун с местами в разные точки зала. В Мангеймском театре нет верхового оборудования, что не дает возможности применения подвесных декораций во всех вариантах открытой сцены. Расчет на одни лишь строенные детали декорации, стоящие на планшете, резко уменьшает постановочные возможности сцены и служит, может быть, косвен-

¶ной,но все же причиной редкого использования открытых площадок.

Практика показала, что для репертуарного театра любая, даже механизированная перестройка весьма затруднительна, и театр в Мангейме пользуется ею в крайне редких случаях.

Что касается условий восприятия, то при игре на открытой площадке обнаруживаются неожиданные явления, которые ставят под сомнение целесообразность некоторых вариантов размещения зрителей вокруг сцены. Так, было замечено, что при двухстороннем размещении, когда сцена разделяет зрительный зал на две части, актеры чаще обращаются лицом в ту сторону, где расположено большее количество зрителей.Следовательно, условия восприятия для зрителей, сидящих по ту и другую сторону сцены, являются неравноценными.

Экспериментальный проект В. Быкова и И. Мальцина для Театра им. Маяковского в Москве тоже относится к числу универсального трансформируемого театрального пространства. На конкретное воплощение самой идеи существенное влияние оказали установки руководителя этого театра Н. Охлопкова. Принцип «взаимопроникновения пространств зрительного зала и сцены», волновавший художника, нашел свое отражение в экспериментальном проекте. Правда, здесь сохраняется развитая сцена-коробка, но все же основой решения театрального пространства является развитие действия в объеме зрительного зала, создание монументальных форм пространственной выразительности.

Глубинная сцена секториальной формы снабжена барабанным поворотным кругом, системой подъемно-опускных площадок и накатных фур, с вписанными в них кругами меньшего диаметра (рис. 202). На одном уровне с планшетом сцены находится кольцевая сценическая площадка, так называемое кольцо внешних открытых сцен, опоясывающая весь зрительный зал. Перемены декораций на этом кольце производятся с помощью фурок, выкатываемых из карманов главной сцены.

Пространство зрительного зала, вмещающего 2500 зрителей, заполнено системой поворотных кругов. Первый, самый малый,

Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Смотреть картинку Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Картинка про Чем отличается архитектура современного музыкального театра. Фото Чем отличается архитектура современного музыкального театра

Рис. 201. Театр в Мангейме. (Малый зал). Общий вид зала и сцены во время спектакля

¶служит местом для установки партера и трансформируется в поворотную арену. На втором круге размещена часть амфитеатра. Остальные места для зрителей и оба малых круга расположены на третьем, самом большом поворотном устройстве. Площадь этого круга равна площади всего зала. Основные виды трансформации производятся поочередным или совместным вращением кругов, изменением величины портального отверстия и превращением партера в игровую площадку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *