Чем определяется выбор методологии инклюзивного обучения

Понятие инклюзивного образования: подходы к организации и условия эффективности.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи инклюзивного образования:

· создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в ДОУ с целью коррекции недостатков их психофизиологического развития;

· реализация права ребенка с особыми образовательными потребностями на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

· освоение воспитанниками образовательных программ в соответствии с ФГТ;

· обеспечение познавательного, коммуникативного, социального, личностного, художественно-эстетического и физического развития;

· сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ОВЗ;

· осуществление ранней полноценной психологической, социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников;

· обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и специальной предметно-развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта;

· создание условий, способствующих гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

· оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;

· обеспечение совместной мультидисциплинарной деятельности команды специалистов, тесно контактирующей между собой и с другими участниками образовательно-воспитательного процесса для достижения максимально эффективной образовательной и социальной адаптации детей с ОВЗ;

· подготовка педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ;

· формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Для осуществления полноценной инклюзии необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении и специально организованная образовательно-воспитательная среда дошкольного учреждения. Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого следует создать необходимую среду в группе ДОУ.
Она должна быть доступной и развивающей. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровье сберегающих технологий, так как какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с различными психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.

Профессия воспитателя детского сада специфична, она отличается от других педагогических профессий тем, что педагог дошкольного образовательного учреждения не только наблюдает за детьми и осуществляет образовательную деятельность, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения. Именно педагог ДОУ первый, после семьи, кто вводит малыша в мир знаний, культурных ценностей и коммуникативного взаимодействия. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, звукового анализа и синтеза, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей коммуникативные умения, мышление, наблюдательность, самостоятельность, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами. В обязанности воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания, формирования социально желательных качеств (ответственности, дружелюбия) и развития способностей детей.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, достаточными голосо-речевыми навыками, культурно-нравственным потенциалом и эмоционально-личностной готовностью работать по новой образовательной модели. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Необходима психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование, а так же психопрофилактическая работа по снятию эмоционального напряжения у воспитателей и других сотрудников ДОУ. В профессиональную переподготовку воспитателей необходимо включить курсы по неврологическим и психо-физиологическим особенностям детей с ОВЗ, основам специальной педагогики и психологии, а также специальные методики. Психологическая подготовка сотрудников инклюзированного ДОУ может включать:

— развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, углубление профессионального самосознания, через специальные игры и упражнения, повышение профессиональной самооценки педагогов.

— ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня эмоциональных состояний и их применение на практике.

Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в ДОУ необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада. Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. В инклюзированных группах для детей с ОВЗ совместная деятельность всех работников ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.

Эффективными являются следующие формы взаимодействия:

— взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми;

— координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;

— периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями;

— подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;

— ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ;

— выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога,

— взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:

— разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ.

— обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т.п.

— широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

— построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

— установление продолжительности занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день;

— тесное сотрудничество с родителями, проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у “особых”. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в созидательный процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов города, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.

Источник

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Идея самоценности человека, какими бы особенностями он не обладал. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Принцип терпимого, толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся. Создание равных условий для всех детей. Система идёт навстречу ребёнку с проблемами в развитии, адаптируется к его потребностям.

Сочетание совместного обучения с доступностью качественного образования для всех учащихся на основе создания такого образовательного пространства, которое соответствует специфическим и индивидуальным потребностям школьников.

Предоставление школой дополнительных или особых программ обучения или услуг детям с ОВЗ.

Возможность альтернативы в выборе образовательного учреждения для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения.

Разнообразие целевых установок специального обучения, где основной акцент в целях специального обучения ставится на коррекцию ведущих недостатков каждого конкретного ребенка и предлагаемых шкал оценки эффективности обучения разных групп детей с ОВЗ, где в первую очередь фиксируются признаки, отражающие качество психического развития детей.

Осуществление комплексного сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающего:

реализацию диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер (лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих).

использование вариативных учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе, разноуровневых по содержанию и срокам обучения.

В использовании технологий и методов коррекционно-развивающего обучения опора на:

сохранённые функции и системы;

использование методик пошагового обучения;

отказ от негативных средств стимуляции поведения и учебной деятельности;

коррекционное сопровождение обучения;

обязательность охранительного педагогического режима.

10. Систематическое участие детей с ОВЗ в проведении праздников, экскурсий и других мероприятиях общешкольного процесса.

11. Трудовое обучение, включающее профессиональную практику.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Характеристика принципов инклюзии

Обучение детей, одинаковых по паспортному возрасту.

Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников расширяет сеть их контактов со сверстниками, повышает опыт общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Здоровые дети приобретают навыки по оказанию поддержки и помощи детям с ОВЗ, становятся более терпимыми по отношению друг к другу, учатся воспринимать особенных детей как нормальных членов общества, что делает общество более устойчивым и сплочённым.

Организация комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса , предполагает обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательных и коррекционных программ, а также определение комплекса мер (лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодолению недостатков, компенсации); обеспечивает создание условий, позволяющих удовлетворить их особые потребности в обучении.

Планирование социальной интеграции детей в досуговой деятельности является важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим.

Осуществление гибкого планирования, обеспечивающего, в случае необходимости, переход со специального на обычное образование.

Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, на основании промежуточных результатов, возможен переход ребенка с одного варианта обучения на другой (со специального на обычное образование).

Включение родителей в образовательный процесс (консультирование, семинары, тренинги) позволяет помочь им в обучении и воспитании ребёнка. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию к сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача школьного сообщества.

Разработка критериев оценки образовательных циклов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с ОВЗ связано с неоднородностью детей внутри одной клинической группы, что определило необходимость создания разных вариантов ФГОС для всех групп детей (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического свойства). В соответствии с ФГОС для всех групп детей с ОВЗ основными направлениями оценки достижений обучающихся являются: оценка академических знаний и оценка социального опыта (жизненной компетенции). Комплексная оценка результатов освоения учащимися с ОВЗ адаптированной образовательной программы может быть обеспечена двумя путями:

во-первых, за счет получения результатов по этим двум направлениям и последующего их обобщения их совокупности на основе количественного и качественного анализа;

во-вторых, за счет разработки интегративных показателей оценки результатов одновременно по обоим направлениям. В качестве таких показателей могут быть использованы компетенции, которые означают готовность к чему-либо, способность что-то решать, на основе использования имеющихся знаний, опыта их применения, способов деятельности и ценностного отношения к окружающему миру. Оба подхода могут быть применены относительно оценки результатов образования детей с ОВЗ.

Использование этих двух путей возможно при оценке результатов обучающихся, осваивающих разные варианты содержания образования, предложенные в тексте ФГОС: первый, второй, третий или четвертый. Однако их применение требует разработки комплекса методических материалов, в которых были бы прописаны критерии и процедуры оценки, средства их осуществления, методы обработки, интерпретации и представления.

Характеристика специального коррекционного воздействия.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач является ведущим в системе специально-педагогической деятельности.

Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности, все аспекты её развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот.

При определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволят избежать различного рода отклонений в развитии и необходимости развертывания в дальнейшем системы специальных коррекционных мероприятий. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач могут обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей программы.

2. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психолого-медико- педагогической помощи в развитии ребенка. Началу осуществления коррекционной работы обязательно предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах и на основании заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развиваюшей программы. Эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного медико-психологического обследования.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживании. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи, методы и средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. Иначе говоря, каждый шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия на ребенка с учетом конечных целей. Контроль динамики хода и эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс работы с ребенком.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Указанный принцип означает, что определяющим способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в сложных конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

При планировании и организации коррекционно-педагогической работы выбирается наиболее адекватная целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в её содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые подросток в состоянии был бы разрешить.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

5. Принцип комплексносного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности утверждает необходимость использования целого комплекса методов, техник приемов и средств, учитывающих не только индивидуальные особенности личности и состояние социальной ситуации, но и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность к его проведению учителей. Необходимы определённая логика и последовательность в применении педагогических методов и коррекционных приёмов, ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми. Выбор же конкретных методов коррекции определяется в зависимости от целей и задач программы оказания психологической помощи, возрастных и индивидуальных особенностей детей и организационных условий реализации программы коррекции.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

определяется той ролью, которую играет семья, школа, ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Ребенок не развивается, как изолированный индивидуум, отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Он развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними. Трудности и отклонения в развитии и поведении ребенка – результат не только его психофизиологического состояния, но и следствие его отношений с ближайшим окружением, характера межличностных контактов с социумом. Успех коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозможным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *