Чем определяется выбор методов исследования

ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результативность исследований СУ во многом зависит от мето­дов, которые будут использованы при проведении исследователь­ских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследова­ния необходимо учитывать:

• цели исследовательских работ;

« требования, предъявляемые к конечным результатам исследо­ваний, их точности и достоверности;

• ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследова­телей и используемым техническим средствам исследований;

• имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и факти­ческие данные о СУ, производственной системе и внешней среде;

• достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется;

1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

2) эвристически, используя приемы логики и формальные мето­дические правила;

3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

4) консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;

в-пятых, формальными методами обоснования и (или) оптими­зации (линейной оптимизации и др.).

В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем ис­пользуемого конкретного метода, наибольший эффект и объектив­ность исследовательских работ может быть достигнута комплекс­ным применением приемлемых для целей исследования СУ мето­дов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1574 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Выбор методов и методик исследования

В любом научном исследовании выделяют три составляющих: теорию, методологию и практику. Если теория дает представление о том, что изучается, т.е. об объекте и тех особенностях объекта, которые наиболее существенны при решении проблемы (т.е. о предмете), то методология определяет, каким путем идет исследователь в познании. Здесь, во-первых, важно мировоззрение, задающее определенный угол зрения, во-вторых, логика, т.е. последовательность этапов научно-познавательной деятельности и соответствующих им методов и методик.

Методы, как совокупность способов научного познания, принято делить на общие для ряда наук и специальные, или частные. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы в познании, которые применяют в исследованиях. Так, для психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы. Специальные методы обусловлены характером исследуемого объекта, т.е. определяют принципы, применяемые в данной области знания.

Выбор методологических основ исследования связан с присоединением к той или иной теоретической школе. Он определяет, в каких понятиях и терминах будут описаны объект и предмет исследования и его проблема, а также выбор конкретных методов и процедур исследования. В качестве таких методологических оснований психологического исследования могут выступать, например, деятельностный подход к пониманию психики А.Н. Леонтьева, теория деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского, экологический подход к восприятию Г. Гибсона и т.д. В качестве методологических оснований исследования выступают и отдельные принципы психологии, такие, как принцип активности, развития, субъектности и т.д., которые акцентируют те или иные аспекты этих теорий.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сборки, обработки и анализа информации. В отечественной психологии (Б.Г. Ананьев) выделено четыре группы методов:

1 группа – организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный и т.д.);

2 группа – эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методики, психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа, социометрия, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, биографические методы и т.д.);

3 группа – методы обработки данных включают: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К количественным относятся такие виды анализа, как анализ средних значений параметров и степени их вариативности, корреляционный, факторный, дивергентный и конвергентный анализ и др. Качественный анализ подразумевает подробный содержательный анализ отдельных случаев.

4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане выделения отдельных фаз и последовательности его развития) и структурный (установление структурных связей между частями и целым). Сюда относится построение различных типологий, психологических профилей и т.п.

Методы подбираются для решения поставленных задач. При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологических дисциплин. Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки.

В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием для каких выводов будут служить.

Измерение изучаемых психических явлений — неотъемлемая черта научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений.

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Самая важная задача при выборе конкретных методов исследования – обеспечить соответствие метода организации эксперимента и методов сбора эмпирического материала предмету исследования. Необходимо понимать, что в исследовании можно получить только то, что могут дать использованные методы.

Типичной ошибкой студентов является расширительная трактовка результатов исследования, не учитывающая ограниченность тех методов, которые они использовали. Например, автор в качестве метода использует метод оценки испытуемыми качеств собственной личности и каждое из них оценивает как типично мужское, типично женское или нейтральное. А в выводах автор говорит о различной сформированности половой роли у разных групп испытуемых. Это яркий пример несоответствия метода предмету исследования. Для исследования сформированности половой роли необходимо было использовать методики, позволяющие определять разные пласты этого сложного явления. Поскольку метод мог определить только восприятие испытуемыми своих качеств, то правильные выводы могли касаться только этого пласта половой роли, а именно, полового самосознания и восприятия степени своего соответствия мужским и женским качествам.

Организация исследования

Для осуществления исследования необходимо правильно организовать сбор экспериментального материала и решить ряд технических вопросов.

Во-первых, правильно подобрать контингент испытуемых, которые бы соответствовали по своим психологическим и социально-демографическим параметрам целям исследования.

Во-вторых, обеспечить необходимый уровень и качество мотивации испытуемых к участию в исследовании.

В-третьих, осуществить обоснованный выбор методического инструментария.

В-четвертых, четко определить процедуру сбора материала и сохранять ее стандартной в процессе всего исследования.

В-пятых, продумать формы фиксации эмпирических данных, удобные как для осуществления в процессе сбора материала, так и для дальнейшей обработки данных.

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты.

Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей,а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0.35 значимы при р = 0,05.

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере на 5-10 %, поскольку часть из них будет отбракована в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты).

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Студент-исследователь должен уметь установить такой доверительный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия будут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога.

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методики, которая используется.

В ходе работы студента могут ожидать некоторые разочарования, поскольку добиться идеальных условий исследования часто не удается. Как правило, реальные обстоятельства корректируют планы и исследовательские процедуры. Первое пробное исследование позволяет выявить недостатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называют пилотажным. Его данные, позволяющие усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 2393 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Выбор методов исследования

Успешность выполнения курсовой работы в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее результативные методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

При проведении исследования по теме курсовой работы и обработке ее результатов студентам рекомендуется использовать следующие методы научного исследования:

1. Анализ научно–методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Беседа интервью и анкетирование.

5. Антропометрические измерения.

7. Экспертное оценивание.

9. Контрольные испытания.

10. Педагогический эксперимент.

11. Математико-статистические методы.

Именно с анализа научно–методической литературы, документальных и архивных материалов начинается любое исследование. Поиск следует начинать с просмотра справочно-библиографического аппарата библиотеки, в частности, различных каталогов (систематического, алфавитного, периодических изданий, журнальных и газетных статей).

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск нового материала. Обязательно следует ознакомиться с фундаментальными трудами в области физической культуры и спорта, сборниками научных трудов, материалов научно-практических конференций, журналами «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе», «Спорт и мир», «Адаптивная физическая культура».

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

4. выборочное чтение и выписка представляющих интерес материалов;

5. критическая оценка записанного, его редактирование.

К документам и архивным материалам относятся Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ, Законы РФ, решения руководящих органов управления физической культурой и спортом в стране и регионах, а также педагогическая документация (конспекты уроков, планы и дневники тренировок, тетради педагогов и воспитателей; протоколы и отчёты соревнований (обследования), учебные планы и программы, журналы учёта успеваемости и посещаемости, личные дела и медицинские карточки, статистические данные и т.п.).

Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию физического воспитания и спортивной тренировки, других явлений, представляющих интерес для исследователя. Можно использовать только те документы, которые официально утверждены и опубликованы.

Анализ научно-методической литературы является основным методом исследования в реферативных работах.

Большое значение имеет изучение и обобщение передового педагогического опыта. Оно позволяет открыть новые составляющие учебно-воспитательного процесса или физкультурно-оздоровительной деятельности, увидеть новые факты, которые не входят в рамки широкой повседневной учебно-воспитательной работы или физкультурно-оздоровительной практики и до сих пор неизвестны или мало известны. В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приёмы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения.

Признаками передового педагогического опыта, являются:

· высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам;

· общественная направленность личности;

· познавательные интересы и потребности занимающихся;

· ценностные ориентации в учебной и тренировочной деятельности;

· образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков грамотного письма, вычислительных, графических, физических и др.);

· рационализаторский подход к профессиональной педагогической деятельности;

· устойчивость, стабильность результатов;

· возможность творческого использования опыта;

· научная обоснованность опыта [4].

Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. После посещения открытых занятий, в дальнейшем проводят коллективное обсуждение, раскрывая те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых данный опыт может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам физического развития и воспитания подрастающего поколения. Перед их проведением посещаются и анализируются учебно-воспитательные (тренировочные) занятия разных педагогов (тренеров), изучается литература, готовится выставка, отражающая опыт работы, доклады и содоклады. После обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Педагогическое наблюдениекак метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого–либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает фактические материалы, сам не вмешиваясь в этот процесс (Ашмарин Б.А., 1978).

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требованиям, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

Основным условием успешности любого педагогического наблюдения является выбор объекта наблюдения, анализ и оценка учебно-воспитательного процесса. Организуется само наблюдение по следующей примерной схеме: 1) определение задач, 2) выбор объекта, 3) определение способа проведения наблюдения, 4) выбор приемов фиксации полученных данных, 5) установление метода анализа собранного материала.

К возможным объектам педагогического наблюдения в области физической культуры можно отнести следующие:

· содержание учебного процесса (задачи, методы обучения и воспитания);

· средства физического воспитания и спортивной тренировки, их место в занятии, на этапе обучения и в периоде;

· поведение педагога и учащегося (спортсмена);

· продолжительность процесса (отдельного упражнения, урока, занятия, этапа, периода и др.);

· характер, величина тренировочной (физкультурной) нагрузки и её структурная взаимосвязь;

· элементы техники двигательных действий (их форма и характер выполнения);

· продолжительность и величина пространственных и временных характеристик (длина разбега, дальность полёта снаряда, длина дистанции и время ей преодоления и т.п.); количественная сторона процесса (темп движения, количество бросков, ударов, прыжков и др.);

· внешние условия среды (температура, сила и направление ветра, состояние места соревнований и т.п.).

В зависимости от поставленных задач выделяют виды педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, длительное и кратковременное. При наблюдении исследователь может занимать три позиции: свидетель процесса, участник, руководитель.

Непосредственное наблюдение выполняется «изнутри», когда сам исследователь превращается в участника процесса, испытывая на себе всё то, что происходит с занимающимися. В этом случае исследователь получает дополнительную объективную информацию.

Опосредованное или косвенное наблюдение осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают, когда производится комплексное наблюдение за разными сторонами педагогического процесса.

Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц.

Скрытое наблюдение дает реальную картину педагогического процесса и осуществляется с помощью телевизионных установок с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связью для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью педагога в естественных условиях (на уроке, внеурочных мероприятиях, на спортивных площадках, во время соревнований, контрольных испытаниях и т.п.).

Длительные наблюдения предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса (урока, тренировки, цикла и т.д.).

Кратковременные (дискретные) наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается не всё педагогическое явление в целом, а лишь отдельные его этапы (например, разминка высококвалифицированного лыжника, работа спасателя в конкретной ситуации).

При проведении педагогического наблюдения чаще всего используются такие способы регистрации результатов, как протоколирование (словесное или графическое описание, стенографирование), фотографирование, киносъемку, аудио или видеозапись.

В группу методов опросавходят анкетирование, интервью, беседа, с помощью которых исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).

При составлении опросника. следует придерживаться следующих правил:

· опросник должен быть логичным и целенаправленным;

· число вопросов должно быть строго ограниченным, так как обилие вопросов делает ответы формальными;

· вопросы должны ставиться в корректной форме;

· предпочтение должно отдаваться анонимному опроснику;

· вопросы должны составляться с учётом их возможной обработки на компьютере.

Наиболее распространённой формой опроса является анкетирование.

Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

В исследованиях, проводимых студентами в области физической культуры и спорта, анкетирование направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы педагогов образовательных учреждений по самым различным вопросам: содержание и методика проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом занимающихся, методика обучения или освоения элементов техники физических упражнений и т.д.

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимуществом анкетирования перед другими методами опроса в том, что этот метод удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Интервью – это метод получения информации путём устных ответов респондентов, при котором запись ответов проводится либо исследователем или механически с помощью записывающих устройств на различные носители информации. В отличие от беседы, вопросы, построенные в определённой последовательности, задаёт только исследователь, а респондент только отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

Беседа – это продуманный и тщательно подготовленный разговор исследователя с респондентом с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации, на прямом социальном воздействии, что определяет большие возможности этого метода. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринуждённости и взаимного доверия, соблюдая при этом педагогический такт и этику.

В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные и групповые. По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные) и нестандартизированные (неструктурированные) беседы. Стандартизированная беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очерёдности. Получаемая в этом случае информация легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. Нестандартизированная беседа проходит более свободно.

Антропометрия (соматометрия)как метод исследования включает в себя измерение роста и массы тела, окружности грудной клетки, силы кистей, становой силы, окружностей талии, плеча и др. Студентам вполне по силам самостоятельно определить у исследуемых рост и вес тела, а также другие показатели, необходимые для решения задач курсовой работы.

Для исследования функционального состояния системы внешнего дыхания доступным является измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с использованием различных спирометров.

Хронометрированиепредназначено для определения времени, за-трачиваемого на выполнение каких-либо действий и последующего расчета общей и моторной плотности учебного занятия или спортивной тренировки.

С целью определения динамики физической нагрузки на занятияхфизическими упражнениями используется такая процедура, как пульсометрия— фиксирование в специальном протоколе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у одного из занимающихся при выполнении различных действий на практическом занятии и последующее графическое изображение изменения физической нагрузки на протяжении занятия или спортивной тренировки.

После нагрузки надежнее подсчитывать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца (область 4 межреберья под грудной мышцей); в области височной, сонной артерии.

Динамика ЧСС зависит от возраста, пола и интенсивности предстоящей работы. Примерно к 3-4 минуте равномерной работы наступает устойчивое состояние, и колебания ЧСС существенно снижаются. Исследуя пульс, определяют его частоту и ритм.

Контрольные испытания – это научные процедуры, позволяющие с помощью специально подобранных контрольных упражнений или тестов оценивать уровень подготовленности на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Контрольные упражнения должны быть стандартизированными по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий. В исследованиях применяют не одно контрольное упражнение, а батарею тестов, что позволяет объективно и всесторонне оценить изменения [8,12].

Студенты в своих исследованиях используют тесты (контрольные упражнения) для определения исходного уровня развития того или иного двигательного качества, для сравнения подготовленности как отдельных занимающихся, так и целых групп, для определения эффективности используемой методики воспитания двигательных качеств и методики обучения, для выявления преимущества и недостатков применения средств, методов и форм организации занятий.

Четвертое требование – воспроизводимость (надёжность) тестов. Под данным требованием понимается способность теста давать идентичные результаты при условии многократного тестирования одних и тех же или разных занимающихся.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, различают следующие их разновидности:

· для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;

· для антропометрических измерений с целью определения зависимости результатов от телосложения;

· для исследования физической работоспособности;

· для определения владения техническими навыками;

· для выявления уровня развития физических качеств.

При проведении контрольных испытаний, если необходимо получить надежные результаты, объективно отражающие действительность, необходимо соблюдать точность, аккуратность и тщательность. Поэтому важно соблюдать инструкции проведения тестов и контрольных упражнений.

При проведении тестирования в целях получения наиболее достоверной информации обязательным является проведение стандартной разминки, выполнение двух-трех пробных попыток (в тех упражнениях, где физическая нагрузка по своему воздействию является незначительной) и двух-трех зачетных попыток. Необходимо при этом соблюдение единых для всех обследуемых условий выполнения упражнений. По каждому измерению оформляется протокол с указанием даты и места проведения тестирования, возраста и пола исследуемых, погодных условий и других факторов.

Педагогический эксперимент— это специально организуемое исследование, проводимое с целью выявления эффективности тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки [8]. Каких-либо норм продолжительности педагогического эксперимента не существует. Она зависит от задач исследования, сложности решаемого вопроса.

Студентам вполне по силам проведение следующих видов педагогического эксперимента.

По направленности: 1) независимый (абсолютный); 2) сравнительный.

Независимый эксперимент проводится на основе изучения экспериментальной группы (ряда групп) без сравнения её (их) с контрольными.

Сравнительныйэксперимент проводится на основе сравнения двух сходных групп, работающих одна – по традиционной, а другая – по экспериментальной методике. Сравнительные эксперименты могут быть прямыми и перекрестными.

При проведении прямого эксперимента, занятия в экспериментальной и контрольной группе проводятся параллельно и после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов.

В перекрестном эксперименте экспериментальная и контрольная группы поочередно меняются местами, работая то по экспериментальной, то по общепринятой методике, что повышает достоверность получаемых результатов, снижает возможность влияния случайных факторов.

В зависимости от условий проведения педагогические эксперименты подразделяют на естественные и лабораторные.

Естественным можно назвать эксперимент, в котором не нарушаются условия, ход учебно-тренировочного процесса и контингент занимающихся. В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или нескольких занимающихся от основной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных [8].

По этапам выделяют: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный эксперименты.

Констатирующий (проверочный)эксперимент проводится, как правило, в начале экспериментального исследования, задачей которого является выяснение на практике изучаемого явления (срез показателей, характеризующих различные стороны изучаемого объекта). Это позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определённости и конкретности.

Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и систематизации результатов констатирующего эксперимента, и в ходе него исследователь корректирует выдвинутую гипотезу и организует её проверку.

Контрольный эксперимент дает возможность проверить результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердить гипотезу исследования или опровергнуть ее.

С целью получения наиболее объективных (достоверных) результатов исследования необходимо, чтобы и в контрольной, и в экспериментальной группах был примерно одинаковый состав испытуемых по числу, уровню физической подготовленности, полу, спортивной квалификации и т.д.; имелись примерно одинаковые условия проведения занятий (стандартный спортивный инвентарь, типовые спортивные залы, бассейны и др.). Как правило, в каждой из групп число испытуемых должно составлять не менее 10 человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *