Чем определяется выбор исследователем стратегии сбора информации
Основные исследовательские стратегии.
Стратегический план исследования.Взависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.
Состояние знаний об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый планприменяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той области, где мало соответствующей научной литературы или ее нет, исследование начинается с общего поиска.
Поисковый план предполагает следующие основные подходы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований.
Работа по поисковому плану завершается более ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.
Описательный плансоциологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. При описательном плане исследования, как правило, помимо изучения литературы, использования качественных методов, используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д.
Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный плансоциологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.
Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Явно или не явно социолог стремится разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изучаемых социальных объектов.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так, что хотя бы один из трех описанных типов стратегического плана существует в чистом виде.
Исследовательские стратегии.При реализации вышеназванных стратегических планов социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.
Монографическое исследованиенацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, город может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования и как типичный представитель определенной группы городов.
Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.
Сравнительное исследованиенацелено на изучение сходства или различий двух или нескольких объектов. Сравнение политических ориентации парламентариев Государственной Думы России и Верховной Рады Украины, факторов безработицы в Москве и Владивостоке и т. д. — примеры сравнительных исследований.
Сравнение и сопоставление явлений и процессов — одни из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако во многих случаях сравнение выступает как специальная задача.
Выборочные исследованиянацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса, на совокупности объектов отобранных по специальной процедуре из всей возможной совокупности объектов. Например, если объектом изучения являются некоторые социальные процессы в городах страны, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать один «типичный» город и изучать проблему, ограничившись этими городом. В случае выборочного исследования необходимо из всей совокупности городов страны отобрать, основываясь на принципах выборочного метода, группу городов и изучать проблему на этой группе. Выборочный метод позволяет с некоторой вероятностью обобщить на всю совокупность.
Выборочный метод играет фундаментальную роль в социологических эмпирических исследованиях и, как правило, используется внутри каждой из вышеназванных исследовательских стратегий.
Каждая из вышеназванных стратегий может рассматриваться во временном аспекте.
Стратегии временных исследованийориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии:
· При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т. д.). Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения в социальной когорте в целом.
· Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов в изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.
· Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.
В последние годы в российской социологической литературе часто обозначают этот вид исследований как лонгитюдные.
Проблема выбора исследовательской стратегии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблема концептуального замысла
Аксиоматичным является то, что выбор средств получения эмпирических данных тесно связан с концептуальным замыслом исследователя и поэтому их система должна «вкладываться» в общую методологию конкретного научного исследование. Важным (если не самым важным) фактором определения методологических основ научного поиска традиционно принято считать специфику объекта исследования.
Например, изучение високоформализованих иерархических структур, которыми, в частности, являются органы власти, традиционно ассоциируется с количественным подходом. В данном контексте в большинстве случаев ведущим средством получения эмпирической информации является контент-анализ официальных документов, отображающие не только события и процессы учреждения внутреннего характера, но и ее связи с другими учреждениями и организациями, в том числе негосударственными. Благодаря анализу документов можно проследить степень юридической регламентации указанных отношений, их направление (из сторон является инициатором), определить характер и продолжительность (осуществляются они на постоянной основе или же имеют эпизодический характер), которые еще субъекты задействованы в реализации указанных инициатив.
Примером применения количественного анализа документов в рамках изучения взаимодействия власти и общественности может быть осуществлен контент-анализ отчетов областных управлений. Метод, в частности, позволил выяснить, какое внимание в указанных документах (и, некоторым образом, в деятельности молодежных региональных структур власти) уделяется таким направлениям, как развитие общественной активности молодежи, обеспечение постоянного сотрудничества органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями, привлечение молодежи к работе в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. По результатам анализа были предоставлены рекомендации органам власти по оптимизации структуры и содержательного наполнения отчетных документов.
В поле зрения исследователя, интересуется состоянием и перспективами взаимодействия различных учреждений и организаций с ювенальных вопросов, попадают не только документы организационно-распорядительного характера. Важную информацию также могут содержать публикации в прессе, телесюжеты и радиосообщения.
Выяснение мнения представителей власти и общественности по различным аспектам их сотрудничества в ювенальной сфере опираться, при условии использования количественных методов получения эмпирических данных, на формализованное опроса. Например, в рамках разработки областной программы внедрения политики межсекторного партнерства ради развития местных общин нами был проведен анкетный опрос работников органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-структур. Отдельные вопросы анкеты касались возможностей решения совместными усилиями различных местных и региональных структур проблем молодежи.
Применение стандартизированного унифицированного (в основной части) опросника, помимо прочего, позволило сравнить позиции трех подгрупп респондентов из ключевых аспектов проблемы, которая изучалась.
Готовые работы на аналогичную тему
Выбор стратегии исследования
Важно отметить, что в реальных исследовательских ситуациях влияние такого фактора, как специфика объекта исследования на выбор стратегии научного поиска оказывается меньше, чем это принято считать согласно сложившимся в научной среде стереотипами. Подтверждением этому является опыт изучения местной политики с привлечением арсенала качественных методик, в частности стратегии кейс-стади. осуществление «Плотного» описания отобранных для анализа случаев позволяет исследователям «выйти» на латентные аспекты формирования и внедрения местной политики, установить наличие различий между ее декларируемыми и реальными императивами, определить способы принятия решений по тем или иным вопросам.
Другим примером, когда наряду с «традиционным» количественным подходом оказывается информативной качественная стратегия исследования, является определение приоритетов деятельности ключевых актеров реализации молодежной политики. Если традиционный путь проходит через массовые опросы молодежи и экспертные опросы по указанному вопрос, то альтернативный может предусматривать привлечение фокусированная интервью (с молодежью, родителями, учителями, специалистами по социальной работе) и даже биографического метода. Опыт проведения подобных исследований позволяет их авторам говорить о том, что, в частности, биографический метод «позволяет получить уникальную, время неожиданную информацию о самых острых проблем современной молодежи»; полученные с его помощью данные «вносят существенные коррективы в перечень молодежных проблем, которые обычно применялись в формализованных методиках, их иерархию».
Без внимания исследователя могут остаться те черты объекта, аспекты его жизнедеятельности, формализация которых в системе четких эмпирических индикаторов невозможна или слишком сложной задачей. Уступая формализованном подходе в вопросах репрезентативности отобранных для анализа случаев, качественный подход позволяет «работать с деталями»; этому способствует и разнообразие применяемых на полевом этапе исследовательских техник: работа с архивами, интервью, наблюдения и т.д.
Даже такие «поверхностные» (в смысле глубины погружения до индивидуальных жизненных ситуаций) опрос, как фокусированный групповые интервью, создают условия для фиксации спонтанных, максимально естественных реакций со стороны респондентов. Это дает возможность зондировать с помощью фокус-групп «сенситивные» вопросы деятельности структур власти, изучать их как изнутри, так и с позиции представителей общественности.
Особенность современного этапа развития
Особенность современного этапа развития научной методологии заключается в усилении экспансии технических средств в исследовательский процесс. Сегодня не только количественные, но и качественные исследования по вопросам взаимодействия власти и общественности в ювенальной сфере могут проводиться с применением технических ресурсов, причем как на этапе получения данных, так и во время их обработки. Примером, в частности, служат онлайн фокус-группы с представителями общественных организаций, опрос молодежи с применением ресурсов электронной почты и т.п.
Включения в методологическую схему исследования качественных методов не мешает формированию многочисленных выборок и применению формализованных схем анализа данных. Стереотип, согласно которому качественные методы в случае их совмещения с количественными рассматриваются как средство «разведки», постепенно теряет свою актуальность: даже на этапе анализа количественных данных качественные методы могут пригодиться, помогая уточнить специфику наиболее «экстремальных» случаев.
Лекция 2. Виды и стратегии исследований
I. Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний исследователей об изучаемом объекте и предмете. Различают три основные исследовательские стратегии.
Первая стратегия – разведывательная (полевая). Она используется в случаях недостатка знаний для формулировки гипотез, определения предмета и постановки задач. Разведывательная стратегия предполагает:
– изучение имеющихся по данной теме литературных источников;
– беседы с компетентными по данной проблеме людьми;
– наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике.
Полевым исследованием является процедура сбора информации об объекте, необходимая для отработки методологии исследования, совершенствования системы наблюдения объекта, обоснования моделей выборки и корректировки плановых заданий. Результатом полевых исследований являются рабочие документы, включающие окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации первичных данных.
Вторая стратегия – описательная (монографическая). Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта стратегия возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки. Монографическое исследование – это исследование, направленное на изучение отдельного социального явления, процесса, события, характерной чертой которого является сбор максимально полной информации о состоянии исследуемого объекта. Монографическое исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные на основе его изучения, могут быть распространены на всю совокупность
Третья стратегия – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, – цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют объяснительный характер, т. е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Специфическим свойством экспериментального исследования является получение информации об исследуемом объекте путем воздействия на него управляемых и контролируемых факторов (переменных).
II. В зависимости от того, изучается предмет в статике или динамике,различают два вида исследования — точечное и повторное.
Точечное исследование — позволяет получить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный «срез», но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Повторное исследование — ориентировано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные промежутки времени проводятся несколько исследований. В зависимости от цели, сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, т. к. разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Обязательной должна быть только их принадлежность к одной социальной группе.
Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное.
Панельное исследование— это изучение одних и тех же лиц через определенные интервалы времени. Главная цель панельного исследования — это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей, в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса производственной адаптации молодых рабочих.
Лонгитюдное исследование — вид повторного социально-психологического исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, а завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и т. д.).
Общее для лонгитюдных и панельных исследований — то, что объектом длительного наблюдения в них является один и тот же контингент изучаемых. Различия между этими видами исследований в том, что: в панельных исследованиях в качестве объекта могут выступать любые возрастные группы (например, пенсионеры), а в лонгитюдных исследованиях — только молодежь; в панельных исследованиях время проведения последующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т. д.), а в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.
В лонгитюдных исследованиях важную роль играют понятия «поколение» и «когорта», в связи с чем выделяются еще два вида исследования: поколенное и когортное.
Поколенное исследование — это исследование, главная цель которого — изучение динамики социальной структуры и ценностей общества через исследование взаимоотношений поколений. К одному поколению относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинство исследователей определяют интервал между поколениями в 20 — 25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юношества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, поведения, ценностей. Все перечисленные критерии подвижны и социально обусловлены. В обществе всегда одновременно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам.
Когортное исследование— изучает более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Когорта — это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наиболее распространенным было понятие «когорта рождения», т. е. группа людей, рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследования производится опрос членов этой когорты по достижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т. д.
Также различают монографическое и сравнительное исследование.
Монографическое исследование— вид исследования, главная цель которого — изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, являющимся представителем класса подобных объектов. Объект отбирается на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, поскольку отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации.
Сравнительное исследование — вид исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, которая может быть получена: 1) в разные периоды исторического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах (группах, общностях, институтах и т.д.; 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или измерения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические задачи, как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объяснение, предсказание, практические рекомендации).
В зависимости от места и условий проведения исследование может быть полевым или лабораторным.
Полевое исследование (синонимы «обследование», «эмпирическое обследование», «полевое обследование», «полевые работы») — в узком смысле — это опрос на «месте» (на дому, в школьном классе, на производстве и т. п.), в широком смысле — изучение объекта исследования в естественных, «полевых» условиях, в условиях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социальных объектов для получения информации, которая необходима для объяснения социальных явлений и процессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты определенного вуза, территориальная общность и т. д.).
Лабораторное (экспериментальное) исследование — антоним понятия «полевое исследование». Если при полевом исследовании изучение социального объекта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по возможности сводится до минимума, то при лабораторном исследовании поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации.
Исследовательские стратегии
В начале немного о так называемом стратегическом плане исследования.
В зависимости от целей и задач исследования, наличия информации об изучаемом объекте, иных факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (или, что одно и тоже стратегический план), которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.
Состояние (объем, характер) информации об изучаемом объекте определяет характер плана. Он может быть:
Поисковый – применяет в том случае, когда нет ясного представления об объекте исследования или о проблеме. В процессе конкретного исследования формируется проблема, определяются методики исследования, порядок применения. Он предполагает три главных этапа работы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений.
Описательный план принимается тогда, когда научные знания позволяют выделить предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу о структурно функциональных связках и классификационных характеристиках социального объекта. Чтобы проверить затем гипотезу.
Экспериментальный план применяется тогда, когда имеющиеся знания позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – найти причинноследственные связи объекта; раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обуславливающие его функционирование и изменение.
В некоторых (и весьма не редких случаях) все эти три плана применяются одновременно.
Теперь собственно об исследовательских стратегиях (специфических исследовательских стратегиях).
А. Монографическое исследование.
Это-изучение какого-либо социального явления на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.
Б. Сравнительное исследование.
Их существуют два вида: а) территориальное, б) временное.
Это последнее, то есть (временное), нацеленное на изучение изменений явлений во времени, может быть:
2) трендовым (повторным);
Первое связано с изучением одних и тех же объектов во времени, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.).
Второе – с изучением во времени данной социальной группы как определенной целостности (при повторном исследовании нет нужды опрашивать одних и тех же индивидов группы – важно, чтобы была принадлежность к группе).
Третье – касается изучения специфических групп в течение определенного времени (через 5, 10, 15 лет и т.д.). При этом в группу опрошенных могут попадать разные индивиды – главное, чтобы они принадлежали к одной и той же когорте (скажем, родившихся в 1940 году).
Теперь о стратегиях так называемого выборочного исследования.
Казалось бы, что для того, чтобы обследовать какую – то большую социальную группу, скажем, на предмет ее общественного мнения, необходимо опросить всех представителей данной группы. Нет, этого делать вовсе не надо. Важно сделать правильную выборку опрашиваемых (из данной группы скажем 1000 человек из 500000 – 1000000 не важно). То есть, чтобы выборка была репрезентативной (представительной). Иными словами, чтобы она обеспечивала надежный результат, правильность вывода. Репрезентативная выборка-та, которая хорошо предсказывает (представляет) структуру всей обследуемой совокупности.
Выборка-это процедура отбора множества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений.
Выборочное обследование не так дорого; можно провести сравнительно быстро; а иногда оно даже продуктивно.
Если все члены группы идентичны (похожи, сходны, одинаковы), то в выборке нет необходимости. Выборка нужна в том случае, когда обследуемая социальная группа является разнородной.
1) простая, случайная;
1) Все элементы из списка основы выборки прономеровываются. Затем можно использовать таблицу случайных чисел для случайного отбора элементов списка в выборку. Эта стратегия выборки редко используется.
2) Из списка (основа выборки) выбирается каждый, скажем, 10-й элемент. Чтобы выборка была надежной, необходимо 1-й элемент выбрать случайным образом (например, по таблице случайных чисел). Такая выборка называется “систематической со случайным началом”.
3) При этой выборке расчленяют генеральную совокупность (множество элементов, которые являются объектом социологического исследования), так, чтобы части (строты) оказались более однородными, чем исходная совокупность. После разделения совокупности на однородные группы извлекается выборка из тех последних, каким-либо из уже известных способов.
4) Из генеральной совокупности (предприятия города) отбирают (группы разных предприятий), а затем отбирают элементы внутри уже отобранных групп (каким-либо из уже известных способов). Эта выборка бывает двух и более ступенчатой.
5) Это-метод невероятностного отбора. Этот способ отбора широко используется при массовых опросах населения. Сначала составляется список. Далее устанавливается доля мужчин, женщин, молодежи, лиц среднего возраста и т.д. Так формируется модель генеральной совокупности по выделенным переменным. Затем на основе полученной статистики осуществляется поиск респондентов в виде квоты: сколько мужчин и женщин; сколько молодых лиц; среднего возраста и т.д. следует опросить.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет