Чем определяется выбор исследователем стратегии сбора информации плана исследования
Проблема выбора исследовательской стратегии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблема концептуального замысла
Аксиоматичным является то, что выбор средств получения эмпирических данных тесно связан с концептуальным замыслом исследователя и поэтому их система должна «вкладываться» в общую методологию конкретного научного исследование. Важным (если не самым важным) фактором определения методологических основ научного поиска традиционно принято считать специфику объекта исследования.
Например, изучение високоформализованих иерархических структур, которыми, в частности, являются органы власти, традиционно ассоциируется с количественным подходом. В данном контексте в большинстве случаев ведущим средством получения эмпирической информации является контент-анализ официальных документов, отображающие не только события и процессы учреждения внутреннего характера, но и ее связи с другими учреждениями и организациями, в том числе негосударственными. Благодаря анализу документов можно проследить степень юридической регламентации указанных отношений, их направление (из сторон является инициатором), определить характер и продолжительность (осуществляются они на постоянной основе или же имеют эпизодический характер), которые еще субъекты задействованы в реализации указанных инициатив.
Примером применения количественного анализа документов в рамках изучения взаимодействия власти и общественности может быть осуществлен контент-анализ отчетов областных управлений. Метод, в частности, позволил выяснить, какое внимание в указанных документах (и, некоторым образом, в деятельности молодежных региональных структур власти) уделяется таким направлениям, как развитие общественной активности молодежи, обеспечение постоянного сотрудничества органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями, привлечение молодежи к работе в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. По результатам анализа были предоставлены рекомендации органам власти по оптимизации структуры и содержательного наполнения отчетных документов.
В поле зрения исследователя, интересуется состоянием и перспективами взаимодействия различных учреждений и организаций с ювенальных вопросов, попадают не только документы организационно-распорядительного характера. Важную информацию также могут содержать публикации в прессе, телесюжеты и радиосообщения.
Выяснение мнения представителей власти и общественности по различным аспектам их сотрудничества в ювенальной сфере опираться, при условии использования количественных методов получения эмпирических данных, на формализованное опроса. Например, в рамках разработки областной программы внедрения политики межсекторного партнерства ради развития местных общин нами был проведен анкетный опрос работников органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-структур. Отдельные вопросы анкеты касались возможностей решения совместными усилиями различных местных и региональных структур проблем молодежи.
Применение стандартизированного унифицированного (в основной части) опросника, помимо прочего, позволило сравнить позиции трех подгрупп респондентов из ключевых аспектов проблемы, которая изучалась.
Готовые работы на аналогичную тему
Выбор стратегии исследования
Важно отметить, что в реальных исследовательских ситуациях влияние такого фактора, как специфика объекта исследования на выбор стратегии научного поиска оказывается меньше, чем это принято считать согласно сложившимся в научной среде стереотипами. Подтверждением этому является опыт изучения местной политики с привлечением арсенала качественных методик, в частности стратегии кейс-стади. осуществление «Плотного» описания отобранных для анализа случаев позволяет исследователям «выйти» на латентные аспекты формирования и внедрения местной политики, установить наличие различий между ее декларируемыми и реальными императивами, определить способы принятия решений по тем или иным вопросам.
Другим примером, когда наряду с «традиционным» количественным подходом оказывается информативной качественная стратегия исследования, является определение приоритетов деятельности ключевых актеров реализации молодежной политики. Если традиционный путь проходит через массовые опросы молодежи и экспертные опросы по указанному вопрос, то альтернативный может предусматривать привлечение фокусированная интервью (с молодежью, родителями, учителями, специалистами по социальной работе) и даже биографического метода. Опыт проведения подобных исследований позволяет их авторам говорить о том, что, в частности, биографический метод «позволяет получить уникальную, время неожиданную информацию о самых острых проблем современной молодежи»; полученные с его помощью данные «вносят существенные коррективы в перечень молодежных проблем, которые обычно применялись в формализованных методиках, их иерархию».
Без внимания исследователя могут остаться те черты объекта, аспекты его жизнедеятельности, формализация которых в системе четких эмпирических индикаторов невозможна или слишком сложной задачей. Уступая формализованном подходе в вопросах репрезентативности отобранных для анализа случаев, качественный подход позволяет «работать с деталями»; этому способствует и разнообразие применяемых на полевом этапе исследовательских техник: работа с архивами, интервью, наблюдения и т.д.
Даже такие «поверхностные» (в смысле глубины погружения до индивидуальных жизненных ситуаций) опрос, как фокусированный групповые интервью, создают условия для фиксации спонтанных, максимально естественных реакций со стороны респондентов. Это дает возможность зондировать с помощью фокус-групп «сенситивные» вопросы деятельности структур власти, изучать их как изнутри, так и с позиции представителей общественности.
Особенность современного этапа развития
Особенность современного этапа развития научной методологии заключается в усилении экспансии технических средств в исследовательский процесс. Сегодня не только количественные, но и качественные исследования по вопросам взаимодействия власти и общественности в ювенальной сфере могут проводиться с применением технических ресурсов, причем как на этапе получения данных, так и во время их обработки. Примером, в частности, служат онлайн фокус-группы с представителями общественных организаций, опрос молодежи с применением ресурсов электронной почты и т.п.
Включения в методологическую схему исследования качественных методов не мешает формированию многочисленных выборок и применению формализованных схем анализа данных. Стереотип, согласно которому качественные методы в случае их совмещения с количественными рассматриваются как средство «разведки», постепенно теряет свою актуальность: даже на этапе анализа количественных данных качественные методы могут пригодиться, помогая уточнить специфику наиболее «экстремальных» случаев.
Основные исследовательские стратегии.
Стратегический план исследования.Взависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.
Состояние знаний об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый планприменяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той области, где мало соответствующей научной литературы или ее нет, исследование начинается с общего поиска.
Поисковый план предполагает следующие основные подходы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований.
Работа по поисковому плану завершается более ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.
Описательный плансоциологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. При описательном плане исследования, как правило, помимо изучения литературы, использования качественных методов, используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д.
Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный плансоциологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.
Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Явно или не явно социолог стремится разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изучаемых социальных объектов.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так, что хотя бы один из трех описанных типов стратегического плана существует в чистом виде.
Исследовательские стратегии.При реализации вышеназванных стратегических планов социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.
Монографическое исследованиенацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, город может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования и как типичный представитель определенной группы городов.
Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.
Сравнительное исследованиенацелено на изучение сходства или различий двух или нескольких объектов. Сравнение политических ориентации парламентариев Государственной Думы России и Верховной Рады Украины, факторов безработицы в Москве и Владивостоке и т. д. — примеры сравнительных исследований.
Сравнение и сопоставление явлений и процессов — одни из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако во многих случаях сравнение выступает как специальная задача.
Выборочные исследованиянацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса, на совокупности объектов отобранных по специальной процедуре из всей возможной совокупности объектов. Например, если объектом изучения являются некоторые социальные процессы в городах страны, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать один «типичный» город и изучать проблему, ограничившись этими городом. В случае выборочного исследования необходимо из всей совокупности городов страны отобрать, основываясь на принципах выборочного метода, группу городов и изучать проблему на этой группе. Выборочный метод позволяет с некоторой вероятностью обобщить на всю совокупность.
Выборочный метод играет фундаментальную роль в социологических эмпирических исследованиях и, как правило, используется внутри каждой из вышеназванных исследовательских стратегий.
Каждая из вышеназванных стратегий может рассматриваться во временном аспекте.
Стратегии временных исследованийориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии:
· При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т. д.). Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения в социальной когорте в целом.
· Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов в изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.
· Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.
В последние годы в российской социологической литературе часто обозначают этот вид исследований как лонгитюдные.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ) ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска (Схема 4).
1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.
2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.
3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана — исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений. 18
18 Особенности экспериментального анализа рассматриваются в гл. 5, § 3, а практические задачи организации инновационных экспериментов: в гл. 7, § 2.
Особую разновидность аналитико-эксперименталь-ного плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитике-экс пе-риментному плану в научных целях.
Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.
4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах. 17
17 См. об этом Гл. 5, § 5.
На схеме 4 выделены существенные особенности каждого исследовательского плана, включая требования, предъявляемые к организации выборки, которые более обстоятельно рассматриваются в следующем параграфе.
Нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдо-экспериментального плана исследования.
Рассмотрим некоторые процедурные особенности, характерные для трех типов стратегии исследовательского поиска.
Формулятивный, или разведывательный) план [364. С. 91—100]. В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки. Это позволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования проблем, разработки гипотез.
Формулятивный план предполагает три основные стадии работы.
(1) Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой литературных источников.
(2) Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области. Целесообразно предварительно составить список лиц и учреждений, к которым мы обратимся за консультацией.
Беседы со специалистами преследуют несколько це-лег. Надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему, что мы не упустили чего-то важного. Беседы с практиками также имеют целью поиск дополнительной информации. Допустим, мы собираемся изучать социальные проблемы конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Первый человек, с которым мы будем разговаривать, — один из руководителей соответствующего оборонного предприятия. А первый вопрос к нему: «Кто, вы или кто-то из ваших помощников или сотрудников, мог бы рассказать, с какими проблемами сталкивается предприятие, что особенно мешает перестройке производства?»
Другая задача таких интервью — поиск надежных документальных сведений: картотек, протоколов решений, справок, отчетов и т. п., третья — набросок первичных гипотез.
Беседы такого рода требуют некоторого навыка и умения. Нужно создать атмосферу откровенного разговора. Иногда полезно снять личную ответственность собеседника в самой форме постановки вопросов. Не спрашивать прямо «Какие факторы влияют на такой-то процесс?», а задать тот же вопрос в косвенной форме: «Некоторые считают, что такие-то факторы влияют на данный процесс», и затем узнать мнение нашего собеседника, В его ответах часто выявляются новые идеи или высказываются оригинальные контраргументы против названных.
Весьма опасно прикидываться совершенно некомпетентным в вопросе из желания получить новую информацию. В таком случае собеседник ограничивается самыми общими, тривиальными суждениями, и мы не достигнем цели.
(3) Завершающая стадия — разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. У нас имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.
Целесообразно наблюдать поведение новичков, недавно появившихся на изучаемом объекте. Они подмечают те особенности, которые не заметны старожилам. Важно обратить особое внимание на конфликтные и необычные ситуации, которые наиболее рельефно обрисовывают нормальные условия деятельности, ибо конфликт — выход за рамки нормы, обозначающие ее границы. Интересны переходные стадии объекта в момент реконструкции, осуществления социальных и экономических экспериментов, бурного развития, когда анализ социальных явлений особенно продуктивен для выдвижения объяснительных гипотез.
Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования. Вместе с тем такой план имеет и самостоятельную ценность, особенно в прикладной социологии, где полезно выявить максимально полный комплекс проблем, установить очередность их решения с точки зрения главных интересов данной организации. Только после этого целесообразно развертывать исследование по выделенным направлениям.
Формулятивный план нужно отличать от пробы или пилотажа методик для сбора данных. Цель формулятивного плана — выявление проблем и выдвижение гипотез; проба же проводится для проверки конкретных методов, процедур, приемов организации всего исследования. Она осуществляется при любом стратегическом плане.
Описательный план. Его цель — систематическое качественно-количественное описание объекта, а главное отличие от формулятивного в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.
Типичные примеры исследований описательного плана — опросы общественного мнения, в которых фиксируются оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной, политической и культурной жизни, 18
18 Опросы общественного мнения особенно чувствительны к требованиям представительности выборки опрашиваемых. Если по существу заданных вопросов и полученных ответов каждый может делать собственные умозаключения, то ответственность за аккуратность представительства данных целиком ложитсяцна исследователя. В известном смысле социологи, проводящие такие опросы, несут основную ответственность за престиж и уважение к нашей профессии в обществе.
Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета (например, свободного времени) с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В дескриптивный план вводят элементы аналитического, т. е. изучают взаимосвязи между социальными показателями, будь то оценки общественного мнения или другие «переменные».
Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала. *
Аналитико-экспериментальный планиспользуется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы. Цель плана — установление функциональных и казуальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента — поиск управленческих решений.
Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или «псевдоэкспериментальным» вариантом плана исследования.
Практически описательный план всегда содержит какие-то элементы аналитического — явно или интуитивно мы стремимся разрабатывать классификационные и структурные гипотезы, опираясь на хотя бы смутные представления о некоторых функциональных и причинных связях изучаемых явлений. Например, изучение бюджетов времени различных социальных групп подсказыват, что характер труда и характер досуга взаимосвязаны. Это предположение может быть проверено на имеющемся материале. Достаточно построить перекрестные таблицы по группировкам профессий и группировкой занятий в свободное время.
Натурный эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых оно проводится. Это и есть особый способ сбора первичных данных, и спрсоб их анализа, которые мы рассмотрим отдельно (гл.5 § 3), а особенности интерпритационного или качественного анализа рассматриваются в гл.6.
6. принципиальный (стратегический) план исследования
6. принципиальный (стратегический) план исследования
Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска (Схема 4).
1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.
2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.
3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана — исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений.
Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментному плану в научных целях.
Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.
4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.
На схеме 4 выделены существенные особенности каждого исследовательского плана, включая требования, предъявляемые к организации выборки, которые более обстоятельно рассматриваются в следующем параграфе.
Нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдоэкспериментального плана исследования.
Рассмотрим некоторые процедурные особенности, характерные для трех типов стратегии исследовательского поиска.
Формулятивный, или разведывательный, план [364. С. 91—100]. В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки. Это позволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования проблем, разработки гипотез.
Формулятивный план предполагает три основные стадии работы.
(1) Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой литературных источников.
(2) Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области. Целесообразно предварительно составить список лиц и учреждений, к которым мы обратимся за консультацией.
Беседы со специалистами преследуют несколько целей. Надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему, что мы не упустили чего-то важного. Беседы с практиками также имеют целью поиск дополнительной информации. Допустим, мы собираемся изучать социальные проблемы конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Первый человек, с которым мы будем разговаривать, — один из руководителей соответствующего оборонного предприятия. А первый вопрос к нему: «Кто, вы или кто-то из ваших помощников или сотрудников, мог бы рассказать, с какими проблемами сталкивается предприятие, что особенно мешает перестройке производства?»
Другая задача таких интервью — поиск надежных документальных сведений: картотек, протоколов решений, справок, отчетов и т. п., третья — набросок первичных гипотез.
Беседы такого рода требуют некоторого навыка и умения. Нужно создать атмосферу откровенного разговора. Иногда полезно снять личную ответственность собеседника в самой форме постановки вопросов. Не спрашивать прямо «Какие факторы влияют на такой-то процесс?», а задать тот же вопрос в косвенной форме: «Некоторые считают, что такие-то факторы влияют на данный процесс», и затем узнать мнение нашего собеседника. В его ответах часто выявляются новые идеи или высказываются оригинальные контраргументы против названных.
Схема 4 Разновидности принципиального плана исследования
Основания для принятия данного плана
Цель исследования по этому плану
1. План-разведка, или формулятивный
проблем, формулировка гипотез
на основе структурирования
Изучение по возможности
«полярных» случаев (групп,организаций, условий деятельности индивидов)
2.Описательный, или дескриптивный
Наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез
описание объекта, его свойств, состояний
Представительная (репрезентативная) выборка или
сплошное обследование на
Наличие данных для формулировки объяснительных гипотез
функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз
Целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях
гипотез о способах управления социальными
объектами и процессами
Поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента
Целевая аналитическая выборка или сплошное обследование с выравниванием существенных характеристик сравниваемых объектов
4. План повторно-сравнительного исследования
Наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период
Выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени
Повторение модели выборки
Весьма опасно прикидываться совершенно некомпетентным в вопросе из желания получить новую информацию. В таком случае собеседник ограничивается самыми общими, тривиальными суждениями, и мы не достигнем цели.
(3) Завершающая стадия — разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. У нас имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.
Целесообразно наблюдать поведение новичков, недавно появившихся на изучаемом объекте. Они подмечают те особенности, которые не заметны старожилам. Важно обратить особое внимание на конфликтные и необычные ситуации, которые наиболее рельефно обрисовывают нормальные условия деятельности, ибо конфликт — выход за рамки нормы, обозначающие ее границы. Интересны переходные стадии объекта в момент реконструкции, осуществления социальных и экономических экспериментов, бурного развития, когда анализ социальных явлений особенно продуктивен для выдвижения объяснительных гипотез.
Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования. Вместе с тем такой план имеет и самостоятельную ценность, особенно в прикладной социологии, где полезно выявить максимально полный комплекс проблем, установить очередность их решения с точки зрения главных интересов данной организации. Только после этого целесообразно развертывать исследование по выделенным направлениям.
Формулятивный план нужно отличать от пробы или пилотажа методик для сбора данных. Цель формулятивного плана — выявление проблем и выдвижение гипотез; проба же проводится для проверки конкретных методов, процедур, приемов организации всего исследования. Она осуществляется при любом стратегическом плане.
Описательный план. Его цель — систематическое качественно-количественное описание объекта, а главное отличие от формулятивного в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.
Типичные примеры исследований описательного плана — опросы общественного мнения, в которых фиксируются оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной, политической и культурной жизни.
Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета (например, свободного времени) с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В дескриптивный план вводят элементы аналитического, т. е. изучают взаимосвязи между социальными показателями, будь то оценки общественного мнения или другие «переменные».
Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала.
Аналитико-экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы. Цель плана — установление функциональных и казуальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента — поиск управленческих решений.
Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или «псевдоэкспериментальным» вариантом плана исследования.
Практически описательный план всегда содержит какие-то элементы аналитического — явно или интуитивно мы стремимся разрабатывать классификационные и структурные гипотезы, опираясь на хотя бы смутные представления о некоторых функциональных и причинных связях изучаемых явлений. Например, изучение бюджетов времени различных социальных групп подсказывает, что характер труда и характер досуга взаимосвязаны. Это предположение может быть проверено на имеющемся материале. Достаточно построить перекрестные таблицы по группировкам профессий и группировкам занятий в свободное время.
Натурный эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых оно проводится. Это и особый способ сбора первичных данных, и способ их анализа, которые мы рассмотрим отдельно (гл. 5, § 3), а особенности интерпретационного или качественного анализа рассматриваются в гл. 6.