Чем определяется успех человеческой деятельности обществознание 8 класс
Чем определяется успех человеческой деятельности обществознание 8 класс
Подробное решение Параграф § 5 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016
Вопрос 1. Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность?
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Сильную личность характеризует следующее:
• сильная личность обладает высоким уровнем независимости: независимости от окружающих, от общественного мнения, от предрассудков.
• сильная личность обладает высоким уровнем уверенности в себе, веры в себя.
• сильная личность умеет сдерживать и контролировать свои эмоции.
• сильная личность хорошо понимает, чего хочет от жизни, обладает четко поставленными целями и обладает высокой настойчивостью в достижении целей.
• сильная личность смотрит на мир незамутненным взглядом и подходит к нему с позиций разума.
Вопрос 2. Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?
Для этого существует очень простая, но очень эффективная техника.
1. Четко сформулируйте своё желание: чего бы вам хотелось, какие варианты развития событий вы видите?
2. Встаньте таким образом, чтобы по сторонам у вас было примерно по 1,5 м свободного пространства.
3. Стоя на воображаемой границе, определите для себя, какой вариант у вас будет слева, а какой справа (пример: 1 вариант – стать юристом (слева), 2 вариант – стать врачом (справа)).
4. Представьте образ первого желания, затем визуализируйте второе.
5. Повернитесь спиной к первому варианту и начинайте медленно, не торопясь приближаться к нему. Прочувствуйте, как сильно он вас притягивает. Вы можете сделать шаг «в картинку» и прочувствовать, «прожить» момент, когда ваше желание исполнилось (пример: вы стали успешным юристом, вокруг много людей, вы отвечаете на звонки, на вас дорогая одежда и т.д.). Что вы чувствуете в этот момент? Это могут быть какие-то картинки, чувства, переживания. Затем сделайте небольшой шаг вперёд и выходите из образа.
6. Разворачивайтесь и начинайте так же приближаться спиной ко второму варианту. Подойдите к образу, сделайте шаг внутрь картинки. Позвольте себе «прожить» данную альтернативу (пример: вы стали врачом, вы помогаете людям, чувствуете запах лекарств, на вас медицинский халат, вы идете по коридору клиники и т.д.). Прочувствуйте, насколько вам это нравится. Когда вы достаточно поймёте перспективу развития в данном направлении, также сделайте шаг вперед.
7. Вы побывали в двух образах и теперь, стоя на границе между ними, представьте, что ваша левая рука связана нитью, верёвкой или канатом с первым вариантом, а правая со вторым. Прочувствуйте, какой из образов притягивает сильнее, попробуйте походить: шаг вправо, шаг влево. По своим ощущениям – вы поймете, какой вариант притягивает ваше тело. Если вы не чувствуете притяжения ни к одному из вариантов, то спросите себя, что же для вас важно? В этом случае вы себя обманываете, вы не хотите ни того и ни другого, либо задали неточный вопрос, или для вас не важен ответ.
Вопрос 3. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие — как личность? Приведи примеры.
Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид. Индивид — это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.
Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному. Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда — писатели, поэты, художники, актёры, музыканты.
Ещё один признак, присущий только человеку, — быть личностью. Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.
Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.
Вопрос 4. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ.
Нет, потому что человек – это социальное существо. Личность человека формируется под влиянием институтов социализации, а значит общества. Поэтому справедливо высказывание: «Личностью не рождаются, личностью становятся».
Вопрос 5. Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности?
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.
Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.
Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными а их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.
Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.
Вопрос 6. Какие факторы влияют на выбор профессии?
Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.
Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать
профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек — техника», где главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек — природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек — знак» — здесь ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек — человек» — область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек — художественный образ» — эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.
В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех — удел тружеников.
В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, — всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.
Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.
Вопрос 7. Какие этапы проходит личность в процессе становления?
Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.
Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все. Данная фаза может быть названа адаптацией.
Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.
Третья фаза — интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого — группы, общности, всего общества.
Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности — в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.
Вопрос 8. О человеке говорят: «Он — яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.
Сильный духом, уверенный в себе человек, имеющий принципы и собственное мнение, и умеющий убедить в своей правоте окружающих. Заражающий своей энергией всех вокруг. Которого непросто забыть.
Вопрос 9. Составь (в тетради) схему «Агенты социализации», указав, какие агенты социализации относятся к первичным, какие — к вторичным.
В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для человека, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.
Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?
Я согласен с Татьяной. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
§ 1. Человек, его личность и деятельность
Значение этих слов нужно знать: деятельность, личность, поведение, человек.
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Разговор о взаимоотношениях человека и общества, о человеке в обществе мы начинаем с вопроса о человеке. Что такое человек? В чем состоит его сущность? Что делает человека человеком?
Эти вопросы интересны и очень трудны. Мудрецы утверждают, что человек – это самое сложное и загадочное явление во всей Вселенной. Над тайной человека столетиями размышляют ученые. Вызывают удивление противоположность, порой несовместимость их суждений.
Давайте хотя бы кратко познакомимся с некоторыми представлениями о человеке. Это мнения людей, к словам которых следует отнестись с уважением и вниманием. Выделяются две точки зрения на человека – пессимистическая (ее сторонники не верят в лучшее в человеке) и оптимистическая (основана на вере в человека).
Пессимисты обычно обращают внимание на биологическую, животную, как они подчеркивают, сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт: «Как ничтожен ты, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!» Утверждает французский мыслитель: «Человек – существо самое жалкое, имеющее несколько часов отдыха… и длинный ряд дней страдания в своей жизни».
Высказываний, подобных этим, можно привести много. Можно, не рискуя ошибиться, утверждать, что и сегодня найдется немало тех, кто с ними согласен. Убийства, избиения, издевательства, войны – все это, увы, деяния человека. Но не будем торопиться.
Мыслителей, верящих в то, что человек есть в первую очередь существо духовное, наделенное сознанием, стремящееся к Божественным истинам, все-таки больше. И это легко объяснить: в жизни людей хорошего больше, чем плохого, особенно если мы сами стремимся жить по законам добра и справедливости.
Особенно щедры в похвалах человеку поэты и писатели: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, – это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»; «все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не Богом, а человеком и умом человеческим». А это утверждение люди старших поколений знали с самого детства: «Человек – это звучит гордо!»
Постараемся не судить о человеке предвзято. Он, конечно, не святой, не дух небесный, но он и не животное. В его душе есть место добру и злу. Человек ведет себя в соответствии с тем, на чьей стороне – добра или зла, ангела или дьявола – он в конце концов оказывается.
Попытаемся обобщить сказанное. Человек, с одной стороны, – это наделенное разумом психосоциальное (общественное) существо, которое обладает способностями мыслить и говорить, решать самые сложные проблемы и может полноценно развиваться только в обществе себе подобных. С другой стороны, он является существом биологическим, частью живой природы, его организм живет и развивается по биологическим законам. В дальнейшем мы поговорим об этих его основных сторонах подробнее.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Это один из самых трудных вопросов мировой науки. Как, когда, почему появился на Земле человек?
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Так рассказывает о сотворении человека первая книга Ветхого Завета, которая называется «Бытие». Для верующих христиан это объяснение не нуждается в доказательствах. В него просто верят.
Наука предлагает свои ответы на вопрос о происхождении человека. Английский ученый-естествоиспытатель Чарлз Дарвин (1809–1882) доказывал, что человек выделился из животного мира в результате длительной эволюции. Дальним предком человека он считал человекообразную обезьяну, которая под влиянием естественных условий встала на задние конечности, высвободила руку научилась производить довольно сложные операции, приобрела способности к мышлению, к познанию окружающего мира.
О теории Дарвина ученые продолжают спорить. Многие антропологи считали и считают ее недоказанной. Человек столь сильно отличается от братьев наших меньших, что найти все необходимые звенья в длинной цепочке, у начала которой стоит человекообразная обезьяна, не удается. Ряд специалистов в то же время полагают, что предками современного человека являлись гоминиды – ископаемые люди (питекантропы, неандертальцы и, вероятно, некоторые австралопитеки).
Существуют и экзотические теории происхождения человека. Утверждают, например, что род человеческий произошел от космических пришельцев. Это были красивые совершенные существа, но под воздействием неблагоприятных земных условий они приобрели физический облик людей.
Впрочем, пока никто не сумел обосновать такую теорию происхождения человека, с которой согласились бы все специалисты. В науках о человеке так бывает довольно часто.
ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Говоря о конкретном человеке, мы часто используем понятие «личность». Что оно означает?
Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом, которые делают его общественным, социальным существом.
Говоря иначе, он не является личностью. Личность — это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Мы будем говорить о том, что такое гражданин. Здесь же отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным.
Основой человеческого существования является деятельность. Только в деятельности человек развивается, совершенствуется, становится личностью. «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем», – воскликнул философ.
Деятельность — это способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя. Человеческая деятельность – явление в этом смысле уникальное. И животные, и даже растения взаимодействуют с окружающей средой. Уменьшается световой день – деревья сбрасывают пожелтевшие листья, наступают холода – медведь погружается в зимнюю спячку. Это поведение ученые называют приспособительным. Но только человек способен преобразовывать мир, изменять его – целенаправленно, последовательно, сознательно. Люди умеют изготавливать орудия труда, шить одежду, строить многоэтажные дома, пользоваться компьютером, создавать произведения искусства. Важнейшие виды деятельности – трудовая, учебная и общение. Различают также деятельность практическую и теоретическую. О них мы подробнее поговорим в следующих параграфах.
Деятельность, как дом из кирпичиков, складывается из действий. Деятельность и действие имеют одинаковое строение: сначала человек осознает цель (что делать, к чему стремиться?), потом мотив (для чего, ради чего действовать?) и, наконец, выбирает способ действия, деятельности (как, с помощью чего действовать?).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ, ПОТРЕБНОСТИ. Понятиями «деятельность» и «поведение» в обыденной речи нередко пользуются как равнозначными. Это не совсем верно, между ними есть существенная разница.
Термин «поведение» многозначен, его применяют даже при описании роботов («их поведение четко запрограммировано») или, например, атома («атом ведет себя в этом опыте непривычно»). По отношению к человеку это слово приобретает нравственное содержание. Когда мы говорим: «Таня совершила дурной поступок», мы соотносим то, что она сделала, с нравственными нормами. А из поступков, дурных или хороших, складывается поведение. Вспомните, в школьном дневнике помимо оценок по физике, математике, литературе выставляется отметка «за поведение», не так ли? Что оценивают ваши учителя? В первую очередь следует ли учащийся правилам школьной жизни, соблюдает ли он общечеловеческие нравственные нормы (вежлив или груб, честен или лукав, трудолюбив или лентяйничает). Следовательно, поведение — это деятельность человека, имеющая нравственный или, увы, безнравственный смысл.
Деятельность обусловлена потребностями. В соответствии с природной и общественной сущностью человека его потребности разделяются на биологические (в движении, питании, воде, самосохранении, продолжении рода и др.) и социальные (в труде, познании, красоте и др.).
Успех деятельности человека в той или иной области определяется уровнем развития его способностей – организаторских, например, или педагогических, технических и художественных и многих других.
Еще раз подчеркнем: человек сложен, загадочен, часто противоречив, непредсказуем. Постичь человека во всем многообразии его внутренних качеств, мыслей, чувств, действий, поступков вряд ли возможно, но тем увлекательнее стремиться к разгадке тайн человеческого бытия. Попробуйте и вы стать на путь познания самих себя и окружающих вас людей. И еще: человек достоин того, чтобы относиться к нему с любовью, почтением, иногда и с жалостью. Мы сможем не только выжить, но и достойно жить в нашем непростом мире, только научившись держаться вместе, поддерживать, ценить и уважать друг друга.
Вопросы к параграфу
1. Легко ли изучать человека? Почему?
2. Какие существуют точки зрения на сущность человека? Чем они отличаются одна от другой?
3. Как вы понимаете утверждение о том, что человек является существом и социальным (общественным), и биологическим?
4. Какие теории происхождения человека вам известны?
5. Что такое личность?
6. Что такое деятельность и чем она отличается от поведения? Из чего складывается деятельность?
7. Какие потребности есть у человека? Почему именно они обусловливают деятельность?
8. Чем определяется успех человеческой деятельности?
Калейдоскоп мнений
Нет людей чисто беленьких и совершенно черненьких; люди все пестрые (М. Горький, писатель).
Нельзя судить о человеке с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего, ибо и совершенная добродетель и закоренелый порок обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением обстоятельств (Ж. Лабрюйер, мыслитель).
Человек, которому никто не нравится, гораздо более несчастлив, чем тот, который никому не нравится (Ф. Ларошфуко, мыслитель).
Человек обнаруживает свой характер именно в мелочах и пустяках, при которых он не сдерживается (А. Шопенгауэр, философ).
Человек не способен постичь соединение духа с телом, а между тем это и есть человек (древнеримский афоризм).
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда (Екклесиаст. 9, 4).
Задания для самостоятельной работы
1. Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны вы с этой оценкой значения человека? Почему?
2. Закончите фразы. Какую из них вам было продолжать легче и почему?
«Человек силен и могуч, потому что он…».
«Человек слаб и немощен, потому что он…».
3. Кто из описанных ниже людей, по вашему мнению, больше соответствует понятию «личность»? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?
Ш. живет тихой жизнью, ходит на футбол, любит смотреть телевизор.
Д. – бандит, грабит банки.
Е. – изобретатель, сконструировал аппарат для стимулирования работы сердца.
В. стала монахиней и открыла приют для детей-сирот.
4. Какие способности необходимо развить для успешной деятельности: скульптору; конструктору; автослесарю; учителю истории; директору школы; декоратору; менеджеру; водителю автобуса?
Это полезно знать
Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает (Ф. Рабле, писатель).
Каждый человек стоит столько, сколько он сделал, минус тщеславие (Фридрих II Великий).
Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель, философ).
Ставить цель своим желаниям, держать в поводу свои страсти, укрощать гнев, постоянно памятуя, что для отдельного человека достижима только бесконечно малая частица всего желательного, а множество зол и бедствий должны постигнуть каждого, – вот правило, без соблюдения которого ни богатство, ни власть не помешают вам чувствовать себя злополучными и жалкими (А. Шопенгауэр).
Силы, заложенные в нем (человеке. – А. Н.), не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя (Р. Эмерсон, поэт, философ).
Словарь урока
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ.
Горький, Максим (настоящее имя Пешков Алексей Максимович) (1868–1936) – русский советский писатель.
Лабрюйер, Жан де (1645–1696) – французский писатель, сатирик-моралист.
Ларошфуко, Франсуа де (1613–1680) – французский писатель, автор афоризмов.
Паскаль, Блез (1623–1662) – французский ученый и писатель.
Рабле, Франсуа (1494–1553) – французский писатель, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Фридрих II Великий (1712–1786) – прусский король.
Шопенгауэр, Артур (1788–1860) – немецкий философ.
Эмерсон, Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ и поэт.
Антрополог – специалист в области антропологии, науки о происхождении и эволюции человека.
Ветхий Завет – часть Библии; является Священным Писанием в иудейской и в христианской религиях.
Потребность – психическое явление, отражение нужды человека как организма или личности в чем-либо.
Теория – система основных мыслей, идей в той или иной области знания.
Эволюция – медленное, постепенное количественное изменение, приводящее при определенном условии к новому качеству.
Темы для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Человек, по мнению многих ученых, произошел от обезьяны. Почему же современные виды обезьян не превращаются в человека?
2. Согласны ли вы с утверждением: «Цель оправдывает средства»?