Чем определяется целесообразность применения технических приемов

Техническая целесообразность

Требования к зданиям и их классификация.

Любое здание должно отвечать следующим основным требованиям:

1. функциональной целесообразности, т.е. здание должно полностью отвечать тому процессу, для которого оно предназначено (удобство проживания, труда, отдыха и т.д.);

2. технической целесообразности, т.е. здание должно надежно защищать людей от внешних воздействий (низких или высоких температур, осадков, ветра), быть прочным и устойчивым, т.е. выдерживать различные нагрузки, и долговечным, т.е. сохранять нормальные эксплуатационные качества во времени;

3. архитектурно-художественной выразительности, т.е. здание должно быть привлекательным по своему внешнему (экстерьеру) и внутреннему (интерьеру) виду, благоприятно воздействовать на психологическое состояние и сознание людей;

4. экономической целесообразности, предусматривающей наиболее оптимальные для данного вида здания затраты труда, средств и времени на его возведение. При этом необходимо наряду с единовременными затратами на строительство учитывать и расходы, связанные с эксплуатацией здания.

Главным из перечисленных требований является функциональная или технологическая целесообразность. Так как здание является материально-организованной средой для осуществления людьми самых разнообразных процессов труда, быта и отдыха, то помещения здания должны наиболее полно отвечать тем процессам, на которое данное помещение рассчитано.

Функциональная целесообразность

Следовательно, основным в здании или в его отдельных помещениях является функциональное назначение.

Все помещения в здании, отвечающие главным и подсобным функциям, связываются между собой помещениями, основное назначение которых – обеспечение движения людей. Эти помещения принято называть коммуникационными. К ним относятся коридоры, лестницы, вестибюли, фойе, кулуары и т.п.

Таким образом, помещение должно обязательно отвечать той или иной функции. При этом в нем должны быть созданы наиболее оптимальные условия для человека, т.е. среда, отвечающая выполняемой им в помещении функции.

Качество среды зависит от таких факторов, как

· пространство для деятельности человека, размещения оборудования и движения людей;

· состояние воздушной среды (температура и влажность, воздухообмен в помещении);

· звуковой режим (обеспечение слышимости и защита от мешающих шумов);

· видимость и зрительное восприятие;

· обеспечение удобств передвижения и безопасной эвакуации людей.

Следовательно, для того чтобы правильно запроектировать помещение, создать в нем оптимальную среду для человека, необходимо учесть все требования, определяющие качество среды. Эти требования для каждого вида зданий и его помещений устанавливаются Строительными нормами и правилами (СНиП)- основным государственным документом, регламентирующим проектирование и строительство зданий и сооружений в стране.

Техническая целесообразность

Техническая целесообразность здания определяется решением его конструкций, которое должно учитывать все внешние воздействия, воспринимаемые зданием в целом и его отдельными элементами.

Эти воздействия подразделяют на силовые и несиловые (воздействие среды) (рис.1.1).

Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов

ЗемлетрясениеРис.1.1 – Внешние воздействия на здание

Силовые воздействия

· нагрузки от собственной массы элементов здания (постоянные нагрузки),

· нагрузки от массы оборудования, людей, снега,

· нагрузки от действия ветра (временные)

· нагрузки особые (сейсмические нагрузки, воздействия в результате аварии оборудования и т.п.).

Несиловые воздействия

К несиловым относят

· температурные воздействия (вызывают изменения линейных размеров конструкций),

· воздействия атмосферной и грунтовой влаги (вызывают изменение свойств материалов конструкций),

· движение воздуха (изменение микроклимата в помещении),

· воздействие лучистой энергии солнца (вызывают изменение физико-технических свойств материалов конструкций),

· воздействие агрессивных химических примесей, содержащихся в воздухе (могут привести к разрушению конструкций),

· биологические воздействия (вызываемые микроорганизмами или насекомыми, приводящие к разрушению конструкций),

· воздействие шума от источников внутри или вне здания, нарушающие нормальный акустический режим помещения.

С учетом указанных воздействий здание должно удовлетворять требованиям прочности, устойчивости и долговечности.

Прочностью здания называется способность воспринимать воздействия без разрушения и существенных остаточных деформаций.

Устойчивостью(жесткостью) здания называется способность сохранять равновесие при внешних воздействиях.

Долговечностьозначает прочность, устойчивость и сохранность как здания в целом, так и его элементов во времени.

Степени долговечности:

1. I – срок службы более 100 лет;

2. II – от 50 до 100 лет;

3. III – от 20 до 50 лет;

4. IV – от 5 до 20 лет.

Пожарная безопасность

Важным техническим требованием к зданиям является пожарная безопасность, которая означает комплекс мероприятий, уменьшающих возможность возникновения пожара и, следовательно, возгорания конструкций здания.

Применяемые для строительства материалы и конструкции делятся на

Конструкции здания характеризуются также пределом огнестойкости, т.е. сопротивлением воздействию огня (в часах) до потери прочности или устойчивости либо до образования сквозных трещин или повышения температуры на поверхности конструкции со стороны, противоположной действию огня, до 140 0 С (в среднем).

Степени огнестойкости ( 5степеней) в зависимости от степени возгорания и предела огнестойкости конструкций.

1. К зданиям I, II и III степеней огнестойкости относят каменные здания,

2. к IV – деревянные оштукатуренные,

3. к V – деревянные неоштукатуренные здания.

4. В зданиях I и II степеней огнестойкости стены, опоры, перекрытия и перегородки несгораемые.

5. В зданиях III степени огнестойкости стены и опоры несгораемые, а перекрытия и перегородки трудносгораемые.

6. Деревянные здания IV и V степеней огнестойкости по противопожарным требованиям должны быть не более двух этажей.

7. Наибольшую огнестойкость имеют здания I степени, а наименьшую V степени.

Источник

«Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования»

Рациональная организация учебной деятельности на уроках русского языка предполагает, прежде всего. разнообразие методов, приемов, средств обучения с целью повысить интерес учащихся к предмету.

Просмотр содержимого документа
««Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования»»

«Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования»

Современные условия жизни, изменившаяся система итоговой аттестации учащихся на выходе из школы требуют от школьников крепких основ знаний о родном языке, устойчивых орфографических и пунктуационных навыков, языковой коммуникативной компетенции, умений связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Концепция качества образования выдвинула на первый план совместную деятельность учителя и ученика. От целесообразности и эффективности методов, приемов, средств обучения на каждом уроке непосредственно зависит уровень обучаемости школьников и соответственно результаты образования в целом.

Рациональная организация учебной деятельности на уроках русского языка предполагает, прежде всего. разнообразие методов, приемов, средств обучения с целью повысить интерес учащихся к предмету.

В школьной практике накоплен богатый опыт рациональной организации учебной деятельности на уроках. Что касается уроков русского языка, то здесь можно выделить три направления в работе:

Можно увеличивать объем работы учащихся не за счет количества записанных слов, словосочетаний или предложений, а за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Этот путь более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению изученного. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер: найти слова с чередующимися гласными, слова, где нет соответствия между буквами и звуками, однокоренные слова и формы одного того же слова, составить графические схемы предложений и т.д.

Упражнения с комплексными заданиями, в основе которых лежат логический связи между изученными явлениями, способствуют формированию у детей системных знаний.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень. Умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление в работе.

Какие же формы и приемы помогут его реализовать?

1). Самостоятельный выбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;

2). Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнению их;

3). Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями на осмысление практической значимости полученных знаний;

4). Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий.

Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные языковые понятия не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки следующих слов:

Сторож, мышь, течь, молодежь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош.

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов:

-наличие мягкого знака и его отсутствие;

-собственные мили нарицательные существительные;

=одушевленные или неодушевленные существительные;

-с предлогом или без предлога;

-имеющие форму единственного или множественного числа и т. д

5). (задания на сравнение;

6). задания исследовательского характера.

В процессе такой работы реализуется межпредметные связи, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.

Пример задания такого типа:

а) докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и четкостью». Использовать учебники, толковые словари.

б) формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала: сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри»; модальные частицы в баснях Крылова «Осел и Соловей», «Ворона и Лисица»).

7) Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий.

8) Здания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний.

Цель таких заданий – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, работая над прилагательными, учитель преднамеренно сталкивает детей с проблемной ситуацией: в предложении для разбора слова «таинственный» и «мерцающие» дети классифицируют как прилагательные. Учитель исправляет ошибку и предлагает шагнуть «за горизонт программы» на два года вперед, указав, куда можно обратиться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения «разведчиков» из страны будущего, учитель показывает, как отличить прилагательное от причастий. в дальнейшем этот термин систематически звучит на уроке и понятие практически усваивается учащимися.

9). Творческие задания.

Чаще всего на уроках русского языка используются не естественные ситуации, а ситуации учебные, искусственные, созданные на основе определенной установки, устной зарисовки, иллюстративного материала из специально подобранного текста.
Представьте себе, что это не две девочки, а вы сидите на киле перевернутой лодки (картина Яновской «Ждут») и смотрите в бескрайнюю и загадочную даль моря. Опишите, что вы видите там, используя наречия и деепричастия.

Возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание. его форма, содержание и отбор языковых средств определяется темой. Например: «Есть вещи, которые лучше бы не делать» (Эйнштейн) (СПП).

С этой целью используются книги по занимательной грамматики, книги для внеклассного чтения, «Энциклопедический словарь юного филолога».

Для того, чтобы работа была планомерной и систематической, ввожу в уроки этимологические пятиминутки «В мире слов», «В гостях у фразеологизмов», «Загадки слов. Материалы, используемые на пятиминутках, должны быть лексически связаны с темой урока, с дидактическим материалом, используемым для отработки умений и навыков.

10) Задания, формирующие навыки использования полученных знаний в жизненной практике.

Использование ролевых игр на уроке, когда ученик выступает в роли учителя. Таким образом идет шлифовка знаний, более глубокое их осмысление, формируются навыки применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.

В заключение хочется сказать, что оптимальные результаты в обучении могут быть достигнуты лишь при тщательной подготовке учителя к уроку, когда учитель продумывает дидактический материал, оформление карточек с индивидуальными заданиями, подбирает и составляет познавательные задачи, использует справочную и научно-популярную литературу по предмету, четко продумывает структуру урока. Эта трудоемкая работа, как показывает практика, оказывает благотворное воздействие не только на отдельных учащихся, но и на класс в целом.

Источник

Чем определяется целесообразность применения технических приемов

В группе собран материал о возможностях улучшения качества градостроительных и.

Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЗДАНИЯ

Техническая целесообразность здания определяется решением его конструкций, которые должны учитывать все внешние. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЗДАНИЯ

Техническая целесообразность здания определяется решением его конструкций, которые должны учитывать все внешние воздействия среды, воспринимаемые зданием в целом и его отдельными элементами. Внешние воздействия подразделяют на силовые и несиловые нагрузки.

К силовым нагрузкам относятся:
— постоянные — нагрузки от собственной массы элементов дома;
— временные — нагрузки от массы оборудования, людей, снега, воздействия ветра;
— особые — сейсмические нагрузки, воздействия в результате аварии оборудования и т.д.

К несиловым нагрузкам относятся:
— температурные воздействия – нагрузки, вызывающие изменения линейных размеров конструкций;
— влияние атмосферной и почвенной влаги – нагрузки, вызывающие изменение свойств конструкций;
— движение воздуха – нагрузки, меняющие микроклимат в помещении;
— воздействие лучистой энергии солнца — нагрузки вызывающие изменение физико-технических свойств материалов конструкций;
— воздействие агрессивных химических примесей, содержащихся в воздухе – нагрузки, приводящие к разрушению конструкций;
— биологические воздействия, вызываемые микроорганизмами или насекомыми – нагрузки, приводящие к разрушению конструкций;
— воздействие шума от источников внутри или вне дома – нагрузки, нарушающие нормальный акустический режим в помещении.

С учетом указанных воздействий здание должно удовлетворять требованиям прочности, устойчивости и долговечности.

Прочность — способность здания воспринимать влияние без разрушения и существенных остаточных деформаций.
Устойчивость (твердостью) — способность здания сохранять равновесие при внешних воздействиях.
Долговечность — прочность, устойчивость и сохранность как здания в целом, так и его элементов во времени.

По долговечности строительные нормы и правила разделяют здания на IV степени:
I-срок службы более 100 лет;
II-от 50 до 100 лет;
III — от 20 до 50 лет;
IV-от 5 до 20 лет.

Важным техническим требованием к зданиям является пожарная безопасность, означающая меры, которые уменьшают возможность возникновения пожара и, следовательно, загорание конструкций здания.
По требованиям пожарной безопасности, применяемые для строительства материалы и конструкции делятся, на:
— несгораемые,
— трудно сгораемые и сгораемые.

В зданиях I и II степеней огнестойкости стены, опоры, перекрытия и перегородки несгораемые.

В зданиях III степени огнестойкости стены, опоры, перекрытия и перегородки несгораемые.

В зданиях III степени огнестойкости стены и опоры несгораемые, а перекрытия и перегородки трудно сгораемые. Деревянные дома IV и V степеней огнестойкости по противопожарным требованиям должны быть не более двух этажей. Показать больше

Источник

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Владимир Федорович Шумеев

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов № 28» г.Курска.

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения
в достижении оптимальных результатов образования

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».

Специфика современного этапа совершенствования урока состоит в том, что в новых условиях показатели эффективности основной формы организации обучения не ограничиваются внешними проявлениями (четкости, организованности, использования комплекса методов и средств), а определяются конечными результатами урока и системы уроков, уровнем овладения учащимися научными знаниями, сформированностью уровня познавательных интересов, качеств всесторонне развитой личности.

Важнейшее направление совершенствования урока — оптимальное сочетание и взаимодействие основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития, содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности уч-ся. Качество урока, его высокая результативность зависят от комплексного планирования и целенаправленного осуществления учебно-воспитательных задач. Много значит и то, как учитель продумывает организацию учебной деятельности учащихся в системе уроков: сосредоточивает внимание учащихся на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемого материала, организует их творческую поисковую познавательную деятельность, ориентируясь на конечные результаты с учетом реальных возможностей учеников, учителя, школы).

Эффективность современного урока основывается на творческой работе учителя и обучаемых, на формировании самостоятельности и системности мышления учащихся, широкой реализации меж предметной связи, связи обучения с жизнью и их вне учебной деятельности.

Известно, что применяемая в наших школах стандартах классно-урочная система «вопрос-ответ» не лишена существенных недостатков: стираются индивидуальные особенности личности ребенка, не учитываются его психофизиологические способности.

Не зря А. Кушнир говорит «Проектирование методических конструкций на основе точного знания психофизиологической природы человека — вот нормальное положение дел».

Для того, чтобы успешно прошел урок, учащиеся освоили данный материал и показали результативность, в современной школе, как и нашей, учителя претворяют в жизнь различные педагогические методики.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) По источникам передачи и характеру восприятия информации на

2) В зависимости от поставленных задач:

— методы приобретения знаний;

— формирования умений и навыков;

— применение полученных знании;

— проверки знаний, умений и навыков.

3) В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования:

В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности. Это:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

— словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации (рассказ, лекция, семинар, беседа);

— индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

— репродуктивные и проблемно-поисковые методы — (аспект мышления).

— методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2) Методы стимулирования и мотивации учения:

— методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

— методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении:

— методы устного контроля и самоконтроля;

— методы письменного контроля и самоконтроля;

— методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В настоящее время предметные методики переживают определенный кризис. По мнению А. Кушнира, в основе его лежит традиционная ориентация авторов методик изучения школьных предметов на логику соответствующих наук.

Учение — один из видов деятельности школьника, потому, организуя этот процесс, учитель не игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Человек начинает действовать только тогда, когда у него появляется желание действовать. И вот здесь я обращаюсь к тесту изучения удовлетворительности учащихся школьной жизнью, проведенному в 8—9 классах (48 человек опрошенных), где на вопросы «Я иду в школу с радостью» — 12 положительных ответов, «затрудняюсь сказать» — 26, отрицательных ответов — 10 человек. Но при этом на вопрос «Школа нужна, чтобы. » все ответили однозначно: «учиться», «получать образование» и даже «учиться быть человеком».

Таким образом, если у детей не будет желания заниматься школьными делами, или относиться к ним они будут инертно, то учебно-воспитательный процесс будет обречен не на успех. Отсюда неизбежно следует вывод о ключевой роли педагогического стимулирования в обучении. Когда школьник хочет учиться и стремиться участвовать в многообразной деятельности, организуемой его педагогами, процесс обучения в школе, классе станет эффективным.

И вот здесь уже необходимо применить термин не «целесообразно подобранный метод», а вернее сказать «используемая педагогическая технология», основанная на методике.

Под технологией, обычно, разумеется твердо установленный порядок действий, соответствующий некоторой жестко определенной последовательности алгоритмов, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и приводящая к достижению запланированного результата.

Учителя, уставшие от трудностей школьной жизни, чрезмерной сложности задачи формирования личности учащихся, ищут в предлагаемых педагогических технологиях простые, понятные, легкие и эффективные способы обучения и воспитания. Они используют скорее не предложенные технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Полное и точное применение в школе разработок ученых оказалось трудной, а порой и не выполнимой задачей. И причина этого вовсе не в том, что учителя — практики плохо разбираются в определенных технологиях и недостаточно точно выполняют их предписания, а причина кроется в другом: «Целесообразны ли объекты педагогической деятельности. Подходят ли они для системного применения технологий. И, как правило, ответ «нет, не целесообразны», потому что мы имеем дело со сложнейшими объектами-личностями детей и детскими группами. Они постоянно изменяются, имеют бесчисленное число связей между собой, испытывают множество влияний. Уникальность и непредсказуемость этих объектов не позволяют применить по отношению к ним любую, даже самую прогрессивную технологию. Поэтому, можно сделать вывод, что технология применима лишь частично, элементно, что и способствует повышению результативности учебно- воспитательного процесса как на уроке, так и в школе в целом.

Технологической обработке поддаются только формы учебно-воспитательной деятельности. А уже технология проведения каждой конкретной формы работы с детьми включает свои средства, методы и приемы действий учителя. И с этой точки зрения урок, учебно-воспитательный процесс будет представлять собой некоторую целостность.

Конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств.

Целесообразность используемых технологий подтверждает тот факт,
что в том же тестировании учащихся 8—9 классов на вопрос «Когда в вашем классе
открытый урок, ты с удовольствием идешь на занятия», большинство оценили «4» и «3»
баллами («совершенно согласен» и «согласен» соответственно), т. к. на таких мероприятиях учитель старается использовать элементы педтехнологии, а учащимсяся предоставляется возможность самому реализоваться, самоутвердиться.

Но нельзя забывать, что целесообразным и эффективным будет урок в том случае, если конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств. Это соотношение каждый раз уникально. Именно данное соотношение заставляет учителя выбирать в каждый момент приоритеты, логику и порядок действий, педагогические методы общения.

Однако, все это — составные части не педтехнологии, а методики!

Педагогическая методика — более широкое понятие, чем педтехнология. Методика не подсказывает способ решения конкретной задачи в конкретных условиях, но предлагает логику, обоснование и выбор средств для такого решения. Если применение технологии рассчитано на обученного и точного исполнителя, то методика предлагает и творчество работника, ибо никто не исключит из деятельности учителя самостоятельность в принятии решений и творческий поиск, отбор и комбинирование различных педагогических средств, методов, приемов и технологий, что и осуществляется учителями нашей школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *