Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе

Технические приемы и элементы игры баскетбол

Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе

Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе

Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе

Баскетбол – командная игра, в которую играют 5 человек.

Главное в баскетболе – результативный бросок. Именно в нем смысл и цель игры: побеждает команда, игроки которой большее число, раз забросят мяч в кольцо соперников. Все остальные элементы техники призваны создавать наилучшие условия для результативного броска.

Рассмотрим основные элементы техники баскетбола.

Держание броска выполняется двумя руками с широко расставленными пальцами, уверенно охватывающими мяч со всех сторон.

В момент прикосновение мяча к пальцам руки слегка сгибаются, амортизирующим движением перевода мяч к груди. Ловля высоко летящего мяча осуществляется аналогичным способом с той лишь разницей, что амортизирующее движение, гасящее скорость полета мяса, выполняется сверху-спереди, после чего мяч также опускается к груди.

Наибольшую трудность представляет ловля мяча, летящего вслед бегущему игроку (применяется при атаке быстрым прорывом). Не снижая скорости, выполняют небольшой поворот плеч и головы в сторону ожидаемого мяча. Одновременно в эту же сторону выставляется дальняя от мяча рука. При касании пальцев мяч загребающим движением подтягивается к себе и подхватывается другой рукой.

Передача мяча. Передачи выполняются партнеру, свободному от опеки соперников, находящемуся в местах, наиболее удобных для бросков мяча по кольцу соперника.

Чаще выполняется передача мяча двумя руками от груди. Ее преимущества заключаются в том, что, во-первых, в исходном положении мяч удерживается двумя руками в хорошо защищенном от соперника месте и, во-вторых, эта передача наиболее точная и надежная, ее можно выполнять как стоя на месте, так и при движении.

В игре чаще применяется передача двумя руками снизу после остановок и поворотов. Мяч при замахе опускается к колену и отводится назад к бедру, после чего резким движением двух рук с одновременным шагом вперед посылается в нужном направлении. Передача эффективна при обыгрывании высокорослого соперника. Двумя руками можно осуществлять передачи сверху, сбоку, от головы.

Передача одной рукой от плеча применяется, когда надо передать мяч быстро и далеко.

Передача одной рукой снизу. При этом способе ноги и руки в момент замаха работают также, как и при передаче двумя руками снизу.

Передача отскоком от площадки – применяется против подвижного и ловкого соперника, способного прервать передачу и завладеть мячом. Передачу отскоком можно выполнять как двумя, так и одной рукой. Основные условия при этом: толчок мяча должен быть сильным, а точка отскока всегда должна быть ближе к принимающему мяч и дальше от передающего.

Ведение мяча (дриблинг) – важный элемент техники баскетбола, т.к. позволяет игроку, владеющему мячом, не нарушая строгих баскетбольных правил, выходить на удобную для атаки позицию, приближаться к кольцу и забрасывать мяч. Ведение мяча осуществляется толчками мяча в пол (площадку) упругими движениями пальцев (но не шлепками по мячу).

Отбор мяча сначала выполняется не активно, но по мере улучшения дриблинга все более агрессивно и настойчиво. Это упражнение является отличным средством для совершенствования качества дриблинга.

Остановки и повороты позволяют не потерять мяч при встрече с агрессивно играющем соперником, дают возможность оценить ситуацию и выбрать лучший вариант ля передачи мяча. Остановки выполняются или двумя последовательными шагами (на два счета), или одновременным приземлением на две ноги (прыжком). Повороты после остановки прыжком разрешается делать на любой ноге; после остановки на два счета – только на осевой ноге; осевой считается нога, поставленная на площадку первой.

Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Смотреть картинку Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Картинка про Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе. Фото Чем определяется целесообразность применения технических приемов в баскетболе

Броски мяча в кольцо.

Без результативных бросков нельзя победить даже слабую команду.

Бросок двумя руками от груди выполняется после короткого петлеобразного замаха быстрым, но мягким набрасыванием мяча на кольцо по нужной траектории.

Бросок двумя руками снизу в настоящее время применяется не часто, хотя он прост в исполнении и результативен при штрафных бросках.

Бросок двумя руками сверху во многом сходен с броском от груди с той разницей, что в исходном положении мяч удерживается выше лба, а локти согнутых рук подняты на уровень лица и направлены вперед – в стороны. Особенно эффективен этот бросок в прыжке, т.к. высокое положение мяча затрудняет перехват его в полете. Бросок часто осуществляется при добивании мяча, отскочившего от щита.

Бросок одной рукой от плеча по характеру подготовительных движений и по работе ног сходен с броском двумя руками от груди.

Бросок одной рукой сверху выполняется аналогично предыдущему, но мяч при замахе в этом случае поднимается выше и выбрасывается от головы (ото лба). Ноги при этом работают так: при броске правой рукой надо оттолкнуться левой ногой, и наоборот.

Бросок «крюком» выполняется широким дугообразным движением одной руки. Бросок «крюком» обычно выполняется из положения, стоя спиной или боком к щиту, при получении мяча на своей точке. Бросок «крюком» эффективен против высокорослых защитников. Преимущества этого броска в том, что длинная траектория замаха и высокая точка выбрасывания мяч отдалены от защитника и закрыты телом бросающего игрока.

Источник

Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза

Гнездилов Михаил Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им Т.Ф. Горбачева», г. Кемерово g1m1a1@yandex.ru

Целесообразность применения метода сопряженного воздействия

в процессе подготовки баскетболистов в условияхвуза

Аннотация.На современном этапе развития общества студенческийспорт является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства спорта итуризма Россиии требуетразработки эффективной системы физической подготовкии внедрения инновационных спортивных технологий. В данной статье автор анализирует метод сопряженного воздействия как одного из ведущих методов специальной физической подготовки.Ключевые слова: студенческий спорт,учебнотренировочный процесс, процесс подготовки баскетболистов, метод сопряженного воздействия.

Развитие студенческого спорта является одним из приоритетных направленийдеятельности Министерстваспорта и туризма России, что отражено в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года», утвержденнойПравительством[1]. Усиленное внимание Правительства в отношении студенческого спорта на современном этапе связано с неутешительными показателями анализа, представленногов Стратегииразвития. Так, согласно данным, в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.Первой проблемой являетсяухудшение здоровья, физического развития ифизической подготовленности населения.В целом в России около60процентов обучающихся имеют нарушения здоровья, при этом только 40 процентовдетей, подростков имолодежизанимаются систематически физической культурой испортом.Существующие ограничения в использовании государственночастного партнерства не позволяют активно развивать спортивнозрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурнооздоровительных услуг[2].Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детскоюношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.Проблемы нормативноправового, организационноуправленческого, материальнотехнического, научнометодического, медикобиологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детскоюношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений.В Стратегии отмечается, что за последние годы значительно возросла конкуренция намеждународной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты–это отражение социальноэкономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Четвертая проблема–значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий, что существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.Тем самым, студенческий спорт в условиях вуза также нуждается в пересмотре организационного и научнометодического сопровождения, выявлениипутей и механизмов, повышающих эффективность спортивной подготовкиобучающихся.Стоит отметить, что встуденческой среде наиболее массовымии прогрессивнымисредствами физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности являются игровые виды спорта. Игровые виды спорта являютсядинамичными и технически сложными видами двигательной деятельности, где эффективность игровых действий, прежде всего, определяется совершенством технических приемов и высоким уровнем развития специальных физических качеств.

Несомненно, что одним из самых популярных игровых видов спортав условиях вуза можно считать баскетбол. Уровень студенческого баскетболана современном этапе требует поиска эффективных средств и методов спортивной тренировки, позволяющих значительно повысить эффективность процесса подготовки. Период обучения студентов в вузе совпадает с этапом углубленного спортивного совершенствования,который характеризуется максимальной реализациейиндивидуальных возможностей. В этот период значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также соревновательнойдеятельности.Достигают максимума суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, значительное место занимают занятия с большими нагрузками, число занятий в недельных микроциклах может достигать 1520 и более. В этот периодрезко возрастает объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.Принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности баскетболистовк достижению наивысших результатов совпадает с периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении тренировочных нагрузок. При таком совпадении баскетболистуудается добиться максимально возможных результатов,в противном случае,они оказываются значительно ниже.В процессе игровой деятельности баскетболистов,особенно на этапе спортивного совершенствования ведущая роль принадлежит физической подготовке, поскольку игра протекает в непрерывно изменяющихся условиях, контакте с соперником и при внезапно возникающих двигательных задачах,требующих проявления высокого уровня физических способностей.Качественное формирование и совершенствование специальной подготовки баскетболистовв период обучения в высшем учебном заведении во многом зависит от рационального применения форм, средств и методов спортивной тренировки,позволяющих одновременно развивать физические качества и совершенствовать техникотактическиенавыки. В замкнутой системе тренировочного процесса ни один процесс, ни одно действие ее элементов не может протекать изолированно, самостоятельно. В ответ на локальное изолированное включение в работу ее составляющих(развитие физических качеств или совершенствование технических приемов игры)вовлекаются в большей или меньшей степени и другие процессы и элементы. Поэтому в упражнениях, направленных на развитие определенных двигательных качеств, формируются соответствующие взаимосвязи этих качеств и требуемые соотношения их уровней и одновременно технических навыков их использования. Этим неразрывным и сопряженным процессом взаимосвязи физической, технической и тактической подготовки спортсменовбаскетболистов в известной степени можно управлять для получения нужных количественных и качественных характеристик взаимосвязей параметров двигательной деятельности. На этом основано применение метода сопряженных воздействий[3]. Согласно В.М. Дьячкову, среди методов, наиболее полно соответствующих особенностям специальной физической подготовки, выделяется сопряженный метод, которыйхарактеризуется целесообразным подбором средств и методов, обеспечивающихвозможность развития специальной физической подготовки и совершенствования спортивной техники [4].ПоЮ.В. Верхошанскому,метод сопряженного воздействияприменяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках бросает или ведет утяжеленный мяч, прыгает в длину или высоту с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [5].В работахА.Я. Гомельского указано, что результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействуетметод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного выполнения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу [6].Тем самым, воснове метода сопряженных воздействийзаложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, техникотактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.При конструированииупражнений с чередованием заданий необходимо учитывать особенности тактического ведения игры, например,последовательное моделирование в одном упражнении защитных действий, перехода от защиты к атакующим действиям, что позволяет одновременно совершенствовать физические качества необходимые в данном техникотактическом взаимодействии.Выделяютсяследующиевозможныевариантысопряженных воздействий на различные стороныспортсменов в игровых видах спорта, в частностипри подготовкебаскетболистов: физическая –техническая, физическая –тактическая, техническая –тактическая.

Тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовку баскетболистов осуществляется в двух основных формах:1.Выполнение легкоатлетических упражнений в сочетании с техникой владения мячом: беговые упражнения в сочетании с ведением мяча,специальные упражнения в защитной стойке баскетболистав сочетании с передачами мяча, выполнение разнообразных кувырков (вперед, назад, через правое и левое плечо)в сочетании с выполнением передач и броскови т.п.2.Выполнение упражнений по совершенствованию техники владения мячом в нестандартных условиях: совершенствование техники ведения мяча на дорожке стадиона,на парковой дорожке,

при подъеме и спуске по ступенькам и т.п.

Тренировки с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и тактическую подготовку представляют собой вариант, когда осуществляются скоростные тактические взаимодействия в двойках, тройках, пятерках на увеличенной площади: в парах или в тройках на футбольном поле,в парахилив тройках по дорожке стадионаи т.п.Техническая и тактическая подготовка квалифицированных игроков сливается в целое техникотактическое мастерство. При этом практически любое упражнение по совершенствованию техники или тактики обладает сопряженным эффектом:1.Выполнениеупражнений на совершенствование индивидуальныхтехникотактических действий. 2.Выполнение упражнений на совершенствование приемов освобождения от опеки защитника для получения мяча.3.Выполнение упражнений на совершенствование групповых действий в нападении и защите (взаимодействия в двойках или в тройках).4.Выполнение упражнений,направленных на совершенствование командного нападения и защиты (быстрого прорыва и позиционного нападения, зонной и личной защиты и т.п.). Итак,метод сопряженных воздействий является инновационнымспортивнымметодом подготовки спортсменов. Его применение в процессе подготовки баскетболистов в условиях вузавносит значительный вклад в систему общей и специальной спортивной подготовкии позволяет в некоторой степени решить проблемы организационноуправленческого, научнометодического имедикобиологического обеспечения эффективной системы студенческогоспорта.

Ссылки на источники

1.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020года / Утверждена распоряжением Правительства от 7 августа 2009 г. № 1101р.–31 с.2.Там же. –С. 2.3.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. –М., 2000. –С. 56.4.ДьячковВ.М. Точка отсчета // Высоте нет предела.–М.: Физкультура и спорт, 1980.–232с.5.ВерхошанскийЮ.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. –1991. № 2. –С. 2430. 6.ГомельскийА.Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. –1982. № 3. –С. 811.

Источник

Методическая разработка по обучению техническим приемам в игре баскетбол.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методическая разработка по обучению техническим приемам в игре баскетбол.

Оглавление

Держание мяча, передвижения без мяча, ведение мяча 1

Упражнения для обучения 2

Техника нападения, стойка в нападении 4

Упражнения для обучения 4

Баскетбол- популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей по всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча(остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а так же с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

В баскетболе применяются разнообразные приемы, которые в зависимости от техники выполнения классифицируются по разделам и группам на основании сходных признаков.

Различают технику игры в нападении и в защите. Каждый из этих разделов состоит из приемов, которые, в свою очередь, разделяются на способы, выполняемые в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке).

Техника выполнения отдельных способов передач, бросков, ведения и др. постоянно изменяется с развитием игры. В настоящее время увеличивается быстрота, совершенствуется точность выполнения приемов.

Техника игры в нападении.

В нападении применяются следующие приемы: передвижение, прыжки, остановки и повороты, ловля и передача мяча, броски в корзину, ведение мяча и финты.

ДЕРЖАНИЕ МЯЧА. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ БЕЗ МЯЧА. ВЕДЕНИЕ МЯЧА.

Мяч с ладонью не соприкасается и удерживается только фалангами пальцев. Если у игрока взять мяч, а кисти оставить в том же положении, то они как будто образуют воронку.

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ БЕЗ МЯЧА.

При беге баскетболиста соприкосновение ноги с площадкой осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на всю ступню. Только при коротких, прямолинейных рывках первые 4-5 ударных шагов делаются резкими и короткими, с постановкой ноги с носка. При изменении направления бега игрок мощно отталкивается выставленной вперед ногой в сторону, противоположную намеченному направлению, туловище же отклоняется внутрь описываемой при передвижении тела дуги.

Ведение с изменением скорости и высоты отскока. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем выше скорость передвижения. При отскоке низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

ОШИБКИ ПРИ ДЕРЖАНИИ МЯЧА.

Кисти располагаются на задней поверхности мяча.

Мяч касается ладоней.

пальцы направлены вниз.

ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯХ.

Ноги в коленном суставе прямые.

ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ МЯЧА

Ведение правой рукой влево и наоборот.

При переводе мяча с руки на руку отсутствует низкий отскок.

Туловище в момент перевода не укрывает мяч.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ДЕРЖАНИЮ МЯЧА.

Принять положение имитация держания мяча, образуя воронкообразное положение кистей;

Наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч на уровне груди;

Подбросить мяч вверх и поймать его на уровне груди;

В парах занимающиеся поочередно поднимают мяч и выполняют им движения в разных направлениях, а партнеры проверяют правильность держания, положение пальцев, ладоней;

Занимающиеся перемещаются с мячом в руках и по сигналу стойки с мячом;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМ.

Бег по периметру площадки с ускорениями на определенных участках площадки.

Ускорение по сигналу.

Бег по кругу. По сигналу, последующий догоняет впереди бегущего.

Бег по кругу. По сигналу, последующий «змейкой» обегает впереди бегущих и продолжает бег во главе колонны.

То же, но ученики в колонне перемещаются спиной вперед.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ МЯЧА ПО ПРЯМОЙ

Ведение мяча на месте.

Ведение мяча в ходьбе.

Ведение мяча медленным бегом.

Ведение мяча на максимальной скорости.

Ведение с изменением высоты отскока.

Ведение с изменением скорости.

Ведение с изменением высоты отскока и скорости.

9 и 10 упражнения в условиях сопротивления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ

левой рукой в левую сторону и т.д.

Ведение с изменением направления бегом.

Ведение с изменением направления, меняя направление перед препятствием (стойки, набивные мячи).

Ведение с изменением направления в условиях сопротивления.

СОВЕТЫ ДРИБЛЕРУ (ВЕДУЩЕМУ МЯЧ)

Держать голову поднятой и вести мяч без зрительного контроля.

Не бить по мячу ладонью.

Изменить длину шага и направление движения.

Не ударять мячом о пол, если не хочешь продвинуться.

Контролировать мяч пальцами.

Снижать высоту отскока мяча при подходе к сопернику.

Увеличивать высоту отскока мяча для ускорения ведения.

Быть готовым сделать передачу или бросок по корзине.

ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ. СТОЙКА В НАПАДЕНИИ.

Тяжесть тела перенесена на одну ногу, а вторая недостаточно согнута в коленном суставе.

Пятки касаются пола.

Туловище чрезмерно наклонено вперед, а таз отведен назад.

Носки ног чрезмерно разведены наружу.

Голова и руки опущены.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Принять положение стойки без мяча стоя на месте.

Ходьба обычная, варианты ходьбы, по сигналу (слуховому, зрительному) принять стойку баскетболиста.

Бег, варианты бега, по слуховому, зрительному сигналу принять стойку баскетболиста.

Из различных исходных положений, после выполнения общеразвивающих упражнений принять стойку баскетболиста.

ОСТАНОВКА ДВУМЯ ШАГАМИ.

Данная остановка чаще всего выполняется, если игрок владеет мячом. Игрок ведет мяч, с шагом правой (длинный шаг, с небольшим приседом и некоторым отклонением туловища назад, постановка ноги осуществляется перекатом с пятки на носок) берет мяч в руки, подтягивая его к груди. Второй шаг левой, более короткий, сопровождается небольшим разворотом туловища в сторону ноги стоящей сзади. После этого тяжесть тела распределяется на обе ноги, которые сильно сгибаются во всех суставах, остановка фиксируется.

Данную остановку можно выполнять как с мячом так и без мяча. После разбега игрок отталкивается ногой и делает невысокий стелющийся прыжок по ходу движения. Плечи в полете отводятся несколько назад. Приземление осуществляется либо одновременно на обе ноги, либо сначала на одну ногу с последующей постановкой другой. Туловище при этом разворачивается в пол оборота в сторону сзади стоящей ноги, на которую приходится большая часть тяжести тела. Чем быстрее передвигается игрок, тем сильнее сгибается при остановке ноги.

Повороты могут выполняться как с мячом, так и без мяча, для ухода от опекуна или укрывания мяча от выбивания или вырывания.

Игрок с мячом поворачивается в нужном направлении, переступая одной ногой вокруг другой, которую по правилам баскетбола нельзя отрывать от пола во избежание пробежки. Вся тяжесть тела переносится при повороте на опорную ногу, являющуюся как бы осью вращения и поэтому называемую осевой. Осевая нога во время поворота опирается на носок, который не смещается, а лишь разворачивается в сторону шага. Центр тяжести при этом не должен подниматься и опускаться. Руки могут принимать различные положения, которые определяются игровой ситуацией. Повороты выполняются как вперед, так и назад.

ОШИБКИ ПРИ ОСТАНОВКАХ.

Стопа на одной линии по ходу движения, перенос массы тела на выставленную вперед ногу и как правило потеря равновесия.

Шаги выполняются с постановкой стоп с носка и недостаточно сгибаются в коленных суставах.

ОШИБКИ ПРИ ПОВОРОТАХ.

Отрыв или смещение осевой ноги.

Вертикальные колебания высоты центра тяжести.

Перенос массы тела на маховую ногу.

Выпрямление осевой ноги.

Туловище сильно наклонено вперед.

Мяч не укрыт туловищем от защитника.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ОСТАНОВКИ ДВУМЯ ШАГАМИ.

Ходьба, один шаг короткий, 2-ой длинный.

Бег, один шаг короткий, второй длинный.

Тоже, но медленно бегом.

Остановка двумя шагами после ловли мяча.

Остановка двумя шагами после ведения по зрительному, слуховому сигналу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОСТАНОВКИ ПРЫЖКОМ.

Ходьба. Остановка прыжком.

Бег. Остановка прыжком.

Бег. Остановка после слухового, зрительного сигнала.

Остановка прыжком после ловли мяча.

Остановка прыжком после ведения мяча.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПОВОРОТОВ НА МЕСТЕ

Выполнение поворота стоя на месте без мяча.

То же в сочетании с ловлей мяча на месте.

То же в сочетании с ведением мяча, остановками.

То же с добавлением ловли и передачи мяча.

То же с сопротивлением защитника.

СОВЕТЫ ПО ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ.

Выполняй остановки и повороты быстро.

Удерживай ноги на ширине плеч.

Сохраняй низкую стойку и равновесие.

Укрывай мяч от защитника телом.

Для этого рука выносится навстречу летящему мячу с широко расставленными и слегка согнутыми пальцами. При соприкосновении пальцев с мячом производится уступающее движение руки за счет сгибания ее в локтевом суставе, что затормаживает скорость полета мяча и дает возможность легко поймать его. Затем мяч захватывается второй рукой и занимающийся принимает основную стойку баскетболиста.

ЛОВЛЯ ВЫСОКОЛЕТЯЩИХ МЯЧЕЙ.

При ловле мяча, летящего высоко над головой, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти рук разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцев, кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки сгибаются в локтевых суставах и мяч притягивается к туловищу. После приземления занимающийся сохраняет основную стойку нападающего с мячом.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ, СТОЯ НА МЕСТЕ

ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ

ПЕРЕДАЧА В ДВИЖЕНИИ

О бманные движения (финты). Финт это ловкое движение, незаконченной технический прием, задачей которого является отвлечение внимания противника от истинных намерений нападающего. Финты могут быть с мячом и без мяча. Финты без мяча выполняются руками, туловищем, ногами, головой, взглядом, мимикой как на месте, так и в движении. Финты без мяча применяются для освобождения от защитника. Существуют финты на передачу, на бросок, на ведение.

ОШИБКИ ПРИ ЛОВЛИ МЯЧА

Отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу.

Кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны и мяч проходит между кистей.

Руки (рука) не вытягиваются навстречу мячу.

Пальцы встречаются с мячом, когда руки (рука) значительно согнуты в локтевых суставах.

Мяч принят ладонями (ладонью), а не кончиками пальцев.

ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА ОДНОЙ РУКОЙ.

Несогласованность движения рук и ног.

Широкое расставление локтей, чрезмерная амплитуда замаха.

Отсутствие захлестывающего движения кистями.

Туловище чрезмерно наклонено вперед.

При передаче одной рукой: поднимают мяч высоко над плечом.

При передаче в движение так же вертикальное колебание туловища или прыжки, вместо скользящих «мягких» шагов.

7.Передача и ловля мяча разучиваются одновременно.
ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА В ДВИЖЕНИИ

При ловле мяча игроки останавливаются или подпрыгивают.

Бегут в руках с мячом, т.е. больше 2-х шагов.

Двигаются в сторону, а не на встречу мячу (упр. при встречном беге в колоннах).

Передача очень высоко или низко, а не а грудь.

Очень сильная передача.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕ В ДВИЖЕНИИ

«Мертвый мяч». Занимающиеся разбиваются на пары. В 5-6 м от стены у занимающегося, на вытянутой в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широкими шагами с расстояния 3-4 м и с шагом правой ноги берет мяч с руки, выполняет замах, шаг левой, выносит руки вперед и, не ставя на опору правую ногу, финальным, захлестывающим движением посылает мяч в стену, ставит правую ногу на опору.

То же, но медленно бегом.

Передача в движении после ловли.

Передача в движении после ведения.

Передачи в движении во встречных колоннах.

Передачи в движении при параллельном передвижении игроков к противоположному щиту.

Передачи в движении по кругу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СТОЯ НА МЕСТЕ

Замах и передача без работы ног.

Передача с работой ног.

Передача на длинное и короткое расстояние.

Передача в разных направлениях.

Передача в сочетании с другими техническими приемами.

Методические указания: игра универсальная, в ней закрепляется техника передвижения без мяча, остановки, повороты, передачи стоя на месте и в движении.

«Салки и мяч». Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего и передают друг другу мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках играющего. Последний, в этом случае, становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если водящий сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.

«Чья команда сделает больше передач». Две команды. Игра начинается с подбрасывания мяча в центральном кругу. Команда, овладевшая мячом начинает выполнять передачи между своими игроками, перемещаясь в любом направлении по площадке. Вторая команда старается перехватить мяч, не давая игрокам получить точную передачую,Препадаватель считает количество передач сделанных командой до тех пор, пока мячом не овладеет вторая команда. Затем он начинает считать выполненные передачи. Можно играть до определенного количества передач или времени. Бегать с мячом в руках нельзя.

СОВЕТЫ ЛОВЯЩЕМУ МЯЧ

Не отводить взгляда от летящего мяча до тех пор, пока он не коснется кончиков пальцев.

Вытягивать руки навстречу летящему мячу, расслабляя при этом локти и кисти.

При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.

При приближении мяча руки в локтевых суставах согнуть, а пальцы расставить в стороны, образуя ими полусферу.

Не касаться мяча ладонями.

Выходить навстречу летящему мячу.

СОВЕТЫ ПЕРЕДАЮЩЕМУ МЯЧ

Не допускать небрежности при выполнении передач.

Выполнять передачи быстро.

При выпуске мяча контролировать его кончиками пальцев.

Передавать мяч в точку, где будет партнер, а не туда, где он находится в настоящее время.

Смотреть в сторону от партнера, принимающего передачу, а не на него.

Не стоять после передачи, выйти на свободное место.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОБМАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПЕРЕД ПЕРЕДАЧЕЙ, ЛОВЛЕЙ ИЛИ БРОСКОМ.

Движение на передачу вправо (влево), не выпуская мяч, резко изменить направление и передать его.

Движение на передачу вправо (влево), изменить способ передачи после ложного движения.

4. Передачи в парах на расстоянии 5-7 м, между ними защитник. Задача защитника
перехватить мяч. Перед передачей, чтобы вывести из равновесия защитника, выполнить
обманное движение на передачу вправо или влево.

Бросок одной рукой от плеча стоя на месте. В исходном положении ноги располагаются на ширине плеч. Нога, одноименная бросающей руке, выдвинута вперед на 10-15 см., носок и колено ее развернуты точно в направлении корзины, вес тела равномерно распределен на обе ноги, мяч располагается на уровне груди. Одновременно ноги слегка сгибаются, центр тяжести смещается на передние части стоп, мяч кратчайшим путем выносится над правым плечом, левая рука поддерживает мяч сбоку. Мяч должен полностью лечь на все фаланги пальцев. Локоть бросающей руки направлен вперед, кисть с мячом максимально сгибается назад. Линия плеча приблизительно параллельна полу. Одновременно с разгибанием ноги «бросающей» руки (правой) левая отводится в сторону. Мяч перемещается вперед-вверх под углом 65-70 градусов. Отрыв мяча от пальцев происходит, когда плечо, предплечье и кисть образуют почти прямую линию. После отрыва мяча от пальцев кисть сгибается до отказа (захлест кисти). Затем рука расслабленно опускается вниз и игрок принимает исходное положение.

Бросок одной рукой сверху в движении выполняют после ведения и ловли мяча. Игрок ведет мяч с шагом правой (1-ый шаг, длинный) берет мяч в руки, второй шаг левой ногой короткий, стопорящий, перекатом с пятки на носок, и одновременно выполняется отталкивание левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом так, чтобы он лежал на правой руке, а левая поддерживала сбоку. В наивысшей точке прыжка рука выпрямляется до конца в локтевом суставе, бросок заканчивается захлестывающим движением кисти. После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги. Описание техники броска в движении дана для игроков бросающих с правой стороны.

Бросок в прыжке выполняется с места, после ведения и ловли мяча. Стойка баскетболиста с мячом, стопы ног располагаются параллельно друг другу. Мяч на уровне груди. Игрок выполняет сгибание ног в коленном суставе, отталкивается перекатом с пятки на носки вертикально вверх и одновременно выносит мяч вдоль средней линии туловища, выполняя вращательное движение кистью вместе с мячам влево так, чтобы мяч полностью лег на все фаланги пальцев правой кисти, а левая кисть поддерживала мяч сбоку. Линия плеча, приблизительно параллельна полу. В верхней точке полета, когда игрок как бы зависает в безопорном положении, бросающая правая рука разгибается в локтевом и лучезапястном суставах, происходит вьшуск мяча за счет захлестывающего движения кистью. После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги, принимая стойку баскетболиста для выполнения дальнейших действий.

ОШИБКИ ПРИ БРОСКЕ ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ

Руки выпрямляются вертикально вверх.

Бросок выполняется без работы ног, траектории обратного вращения.

Отсутствует захлестывающее движение кистями.

Отсутствие расслабления после броска.

Отсутствие согласованности роботы рук и ног.

ОШИБКИ ПРИ БРОСКЕ ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА

Несогласованность в работе рук и ног.

Неполное разгибание руки в локтевом суставе.

Отсутствие захлеста руки.

ОШИБКИ ПРИ БРОСКЕ ОДНОЙ РУКОЙ СВЕРХУ В ДВИЖЕНИИ

Мяч ловится под разноименную бросающей руке ногу.

Вынос руки с мячом для броска при выполнении шага.

Выпуск мяча с руки, согнутой в локтевом суставе.

Резкое, сильное движение руки с мячом.

Отсутствие маха правой ногой, а просто сгибание ее в коленном суставе.

Сгибание пальцев, а не захлестывающие движения кистью

ОШИБКИ ПРИ БРОСКЕ В ПРЫЖКЕ

Мяч выносится в исходное положение для броска до прыжка.

При «подседании» наблюдается размахивание мячом.

Локоть бросающей руки низко опущен и отведен в сторону.

Мяч лежит на всей ладони.

Мяч в верхнем положении выносится далеко вперед или назад.

Не выпрямляется полностью рука при броске.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ С МЕСТА

Имитация захлеста кистями (кистью) с фиксацией финального положения.

Имитация замаха (кругообразного), выноса мяча, захлест кистями, фиксация финального положения.

Имитация броска с работой ног.

Бросок партнеру или в стену без работы ног.

Целостное выполнение броска в стену или партнеру.

Броски мяча в корзину с близкого расстояния сначала под углом 45 градусов к щиту (с отскоком), затем прямо перед корзиной.

Броски мяча с линии штрафного, соблюдая все правила его выполнения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА ОДНОЙ РУКОЙ СВЕРХУ В ДВИЖЕНИИ

Правая нога впереди на пятке и с шагом левой тоже, что и в 3 упражнении.

То же, медленно бегом.

То же, но партнер с мячом располагается на боковой линии 3-х секундной зоны и бросок в кольцо с отражением от щита.

Бросок в движении, после ловли мяча.

Бросок в движении, после ведения мяча.

10. Эстафеты, комплексные упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА В ПРЫЖКЕ

Вынос мяча для броска одновременно с отталкиванием.

То же, но исходное положение перед гимнастической скамейкой.

Бросок в прыжке выполняют полностью около стенки или в парах.

Бросок с расстояния 1,5-2 м.

Бросок после ловли мяча. Одновременно с ловлей мяча игрок выполняет напрыгивание на пятки (с одновременной постановкой пяток на пол или с разновременной, т.е. сначала ставит ногу на пятку, а затем подставляет другую то же на пятку).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *