Чем определяется исторический тип философии
Исторические типы философии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Типы философии – это сложившиеся на определенном историческом этапе философские школы и учения, которые объединяются единой направленностью на определенные вопросы и схожим мировосприятием.
Классификация типов философии
Философия представляет собой культурный феномен, который сопровождает человечество на протяжении практически трех тысячелетий. Возникновение и развитие философских идей оказало значительное влияние на исторический путь человеческой цивилизации как в локальных, так и глобальных масштабах.
За время своего существования философия не только меняла общество, но и сама активно развивалась и видоизменялась. В отличии от догматизированных учений (напр. религиозных), которые стремятся к сохранению исходных идей и положений, философия всегда находится на острие социальных запросов общества, динамически отражает те изменения которые происходят с социумом, культурой и их элементами. При этом философия всегда стремится заглянуть за край и представить прогностическую картину мира, его завтрашний день, то направление в котором общество может двигаться.
Как следствие в разные периоды развития человеческой цивилизации перед философией стояли различные задачи, она отражала различные ценности и убеждения, что нашло свое выражение в существовании исторических типов философии, в рамках которых одни и те же вечные вопросы – о бытие, о развитии и движении мира, о соотношении мира и человека, о первоначалах, о этике и т.д., получают различное разрешение.
Рассматривая развитие философии, в настоящее время принято выделять следующие ее исторические типы:
Характеристика древней философии Индии, Китая, Греции
Изначально философия складывается независимо в трех центрах древнего мира приблизительно в один временный период в восьмом-шестом веках до н.э. в древней Греции, Индии и Китае. Между философскими системами этих трех регионов и культур есть как общие черты, так и существенные различия.
Готовые работы на аналогичную тему
Философия Индии основывается на мощном культурном и сакральном источнике – Ведах. Веды представляют собой религиозные писания, сборники текстов, посвященных как вопросам происхождения и устройства мира, так устройства общества и его механизмам, а также и сугубо практическим моментам. Вся культура Индии, с древнейших времен, до наших дней может быть понята как система интерпретации Вед. Даже внешние влияния – религиозные (ислам и христианство), философские, научные, в конечном итоге ассимилируются в индийскую культуру и становятся лишь еще одни взглядом на проблемы и истины, изложенные в Ведах.
Древнеиндийская философия представляет собой с одной стороны на основании Вед выстроить систему мира, очищенную от излишнего мистицизма и религиозности, а с другой через критику Вед взглянуть на мир под другим углом. В ней поднимаются как натуралистические вопросы строения и возникновения мира, так и вопросы человеческого бытия, этического идеала, цели человеческого существования, которым отдается основное предпочтение.
Философия древнего Китая складывается в бурный период кризиса и раздробленности Китайского государства, постоянных междоусобных войн и падения традиционных авторитетов. Отличительной чертой древнекитайской философии выступает сильный социальный акцент, стремление выстроить идеальную общественную систему, основанную на жесткой регламентации взаимоотношений всех ее членов, от простого крестьянина до императора. С объединением Китая, философское учение становится опорой власти, государственной идеологией и сильно догматизируется, что становится серьезным препятствием на пути его дальнейшего развития.
Философия древней Греции складывается в условиях культурного плюрализма, пересечения идей и традиций ближнего востока, Египта, собственных греческих традиций. В античной философии последовательно сменяется центральный акцент исследования мира – от натурфилософских размышлений о сущности и первоначалах бытия, к проблеме человека, этики и блага, как личного, так и общественного. Именно в древнегреческой философии складывается представление о научном подходе к изучению мира и вырабатывается аппарат формальной логики. Поздняя эллинистическая философия полностью сосредоточена на проблеме человека, его месте в мире и предназначении, сущности и путях достижения блага. Учения философских школ стоиков, киников, неоплатоников были позднее заимствованы христианскими богословами и легли в основу уже христианских учений и философии.
Отличительные черты исторических типов европейской философии
В то время как философия Китая идеологизировалась, а философия Индии оказалась неразрывно слита с религиозной и культурной традицией Вед, философия Европейского континента продолжила свое существование и развитие.
В центре внимания средневековой философии находилась проблема бога, соотношения бога и человека, а также этического облика и ценностей человека, как пути к богу и посмертию. Вместе с тем в схоластике продолжается развитие материалистических взглядов в учениях отдельных философов, и даже представлений о науке, как способе познания мира, отличном от откровения.
В эпоху Возрождения эти взгляды освобождаются от религиозного диктата, а философия становится антропоцентрированной, ее главной проблемой становится человек, его потенциал, пути достижения человеческого совершенства, а также покорения человеком природы, через науку, искусство, деятельность.
В Новое время и эпоху Просвещения центр философских изысканий смещается в область гносеологии – проблемы знания, методов его получения, проблемы истинности получаемого знания, а также его практического применения, использование достижений науки в организации социального устройства общества, распространения блага всеобщей образованности.
Классическая немецкая философия – это философия рационализма, торжества разума. Мир, общество, человек, рассматриваются как рационально организованные системы, которые функционируют по определенным законам и механизмам, подвластным для изучения и понимания человеческого разума. Предполагалось что поняв эти законы человек сможет управлять миром.
Однако стремительное изменение мира, прежде всего социальное, непредсказуемый исход реформ и преобразований, а также негативные последствия научно-технического прогресса породили критику разума и иррациональную философию, доминирующую на современном этапе.
Исторические типы философии. Этапы ее развития.
Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые философские проблемы и по-своему их решала. Поэтому развитие философии разделяется на ряд этапов:
1) Философия древнего и античного мира (6 в.до н.э.-5/6 в.н.э.). Философия была во многом наивной, стихийной. Господствующей идеей был космоцентризм, согласнокотороймир изучался в целом как макрокосмос, а человек как микрокосм. Земля представлялась центром мира (геоцентризм Птолемея).
2) Философия Средневековья (5/6-14вв.). Из-за господства религии (христианства) в Европе философия была в основном схоластикой (тип религиозной философии, подчиняющейся теологии – науке о Боге), развивалась в рамках религиозных догм. Развивается теоцентризм – идея, согласно которой Бог – центр бытия.
3) Философия эпохи Возрождения (14-16вв.). С развитием научных исследований философия стала натурфилософией – философией природы. Развиваются идеи антропоцентризма, согласно которым человек есть центр Вселенной и высшая цель мироздания.
В эти три эпохи философия развивалась, прежде всего, как онтология – учение о бытии.
4) Философия Нового времени (17-19вв.). С развитием производства, науки, техники философия все больше опирается на научные знания, расширяются ее направления и течения, прежде всего рационализм – течение в философии, признающее силу разума в познании. Появляется идея геоцентризма, по которой Солнце – центр Вселенной. Развивается гносеология – учение о познании.
5) Современная философия (20-нач.21вв.). Впитала в себя философские взгляды предыдущих эпох. Опирается на новейшие научные знания. Но большое влияние имеет иррационализм – течение в философии, отрицающее силу разума в познании, утверждает роль бессознательного. Развивается аксиология – учение о духовных ценностях человека. Исследуется философская антропология,социальная философия, философия истории.
Вопросы к лекции №2:
1. Чем отличаются взгляды материалистов от идеалистов?
2. Что такое объективное и субъективное?
3. Чем отличается метафизика от диалектики?
4. Каковы отличия между рационализмом и иррационализмом?
5. Что представляет собой материя?
6. Что подразумевает философия под идеализмом?
7. Какие исторические типы прошла философия в своем развитии?
Лекция №3
Тема: «СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ»
Цель:Изучить особенности философского знания и определить его функции.
План лекции:
Основные разделы философии.
Особенности философского знания.
Функции философии.
Основные разделы философии.
Философия явилась первой зрелой формой теоретического мышления и стала предшественницей других форм теоретического знания, например, научного, которое лишь со временем отделилось от философского, постепенно структурируясь на отдельные научные дисциплины. Многие античные философы являлись одновременно основателями таких наук о природе как физика, математика, ботаника, зоология.
Особенности философского знания.
С древнейших времен не утихает спор «Чем в большей степени является философия: наукой, областью искусства или практикой?»
Отвечая на вопрос, является ли философия наукой, одни считают ее наукой, другие отвергают статус научности. Наука – это систематическое, доказательное и проверяемое знание. Эти признаки были выработаны именно в философии, философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы, проверять их фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой. Другие считают, что наука в отличие от философии безлична, объективна, занимается поиском истины. Т.к. в философии поиску истины также уделяется первостепенное значение, с данной точки зрения также можно утверждать, что философия – родственница науке.
Наука, исследуя объективные закономерности и отношения в окружающем мире, является источником объективного знания, которое становится отправным пунктом для философского осмысления действительности с учетом достоверного научного знания. Такая система взаимосвязи науки и философии является основой для формирования научно-философского мировоззрения.
Артур Шопенгауэр утверждал: «…Философия есть искусство, а не наука». Главная ценность науки – истина, искусства – красота. Философия, действительно имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В этом плане философия больше, чем наука, похожа на искусство. Но искусство, по сравнению с философией, более выборочно и занято поиском не наиболее важного, а художественно значимого.
Философия также вступает в непосредственный контакт с практической деятельностью человека. Она выявляет и вырабатывает смысл человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуется практический потенциал философии. Философия придает практике благородную, этическую осмысленность.
Таким образом, философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. Философия же избегает их фрагментарности. Философия – это реализация полноты жизни человека, она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. Философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции.
Функции философии.
Философия, как и любая другая наука, имеет определенное значение, которое определяется ее функциями. Основными функциями философии являются:
1) Мировоззренческая. Заключается в способности философии определять картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик для осознания некой основы всех сфер реальности.
2) Методологическая. Состоит в определении философией способов, законов, которые являются основой для познания мира. В соответствии со своей спецификой философия вырабатывает не узколокальные, а фундаментальные (общенаучные) методы и принципы действия.
3) Критическая. Состоит в том, что философия подвергает сомнению идеалы и смыслы. Критичность – основа движения философской мысли.
4) Гуманистическая. Реализуется в предельно внимательном отношении к человеку на основе этического и эстетического подходов.
5) Практическая. Заключается в моральности и заботе о благе людей путем наделения целеполагательным смыслом деятельности человека.
6) Гносеологическая. Состоит в разработке философией форм иметодов научного познания, с целью его преобразования в соответствии с потребностями человека.
7) Аксиологическая. Философия восстанавливает иерархию ценностей, способствует их переоценке в меняющемся мире.
8) Интеграционная. Философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта.
9) Прогностическая. Философия прогнозирует модели будущего развития.
Для Сократа и Платона назначение философии заключалось в воздействии на человека для «становления более совершенным». В.С. Соловьев определял значение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».
Предназначение философии – поиск человеком смысла жизни и своего места, возвышение человека, его совершенствование.
Вопросы к лекции №3:
1. Как называются основные разделы философии?
2. Что является объектом изучения онтологии?
3. Что представляет собой гносеология?
4. С какими областями знания исторически связана философия?
5. Чем в большей степени выступает философия: наукой, практикой, духовной составляющей, областью искусства?
6. Какие основные функции выполняет философия?
7. Почему методы философии называют фундаментальными, общенаучными?
Философия. Учебное пособие
Цель данного учебного пособия, представляющего собой курс лекций для студентов высших учебных заведений по основным темам философии, в том, чтобы помочь обучаемым в их самостоятельной работе. Автор стремился изложить учебный материал таким образом, чтобы у будущих специалистов с высшим профессиональным образованием не сложился стереотип восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые следует, не задумываясь, заучить, а затем воспроизвести; в то же время – представить живое развитие философии как углубление познания человеком мира и себя в нем.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. Философия в жизни человека и общества. Философское знание и исторические типы философии
1.1. Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. Мировоззрение определяется как переосмысленная человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая определяет их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует те же вопросы, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Сам термин «философия» возник в Древней Греции в конце VI — начале V вв. до н. э. из словосочетания «любить мудрость». Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII–VI вв. до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали богов, но были известны также 7 мудрецов из людей. К их числу в разных регионах относили различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Но термина «философия» еще не существовало. Он появился примерно 60–80 лет спустя после Фалеса.
Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 66) Два слова «phileo» — люблю и «sofia» — мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Оно означало любовь к мудрости, а потом — особую область знаний.
Философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта — носителя этого мировоззрения. Сущность мировоззрения выражена в первую очередь философскими знаниями и позициями субъекта.
В истории философии могут быть выделены следующие философско-мировоззренческие системы: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Социоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого объяснение всего существующего стоит общество, его структуры, социальные институты и т. д. Только на основе них и возможно объяснение и человека, и Бога и всех иных структур бытия. (Это характерно для философии нового и новейшего времени, в частности эта позиция ярко выражена в философии марксизма.)
1.2. Философия и наука
По вопросу о соотношении философии и науки в современной отечественной литературе нет единой точки зрения.
Одни авторы доказывают, что философия — это наука. (См., например, Каверин Б. И., Демидов И. В. Философия: учебное пособие. М., 2001. С. 10–11.) С их точки зрения, к основным признакам всякой науки можно отнести: получение объективно истинного теоретического знания, предмет исследования, рациональность, наличие кадров и институтов науки (исследовательских, внедренческих, образовательных и т. д.), категориальный аппарат, методологию исследования, систему критериев проверки истинности знания.
Философия, с точки зрения этих авторов, обладает всеми этими признаками науки. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объектом изучения философии является все бытие в целом. Предмет и объект философии отличаются от предмета и объекта других наук прежде всего своей всеобщностью, достаточно высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия — это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни.
Современная философия как наука обладает и другими необходимыми атрибутами: философскими кадрами, научными учреждениями и отношениями, развитым категориальным аппаратом. Она поддерживает связи с другими науками, обогащает свое содержание от них конкретными научными знаниями. В свою очередь, философия оказывает методологическую и иную помощь в совершенствовании конкретно-научных исследований, в совместном объяснении сложных явлений и процессов.
Ряд других авторов считают, что философское знание обладает двойственным характером. (См., например, Философия: конспект лекций; автор-составитель: Якушев Л. В. М., 1999. С. 5–6.) С одной стороны, оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат. С другой стороны, однако, не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Можно выделить следующие особенности философского знания (по сравнению с научным): оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождения бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир и др.)
Третья группа авторов (См., например, Чукин С. Г., Сальников В. П., Бапахонский В. В. Философия права. Санкт-Петербургский университет, МВД России, 2002. С. 15–17.) утверждают, что философия — не наука, ибо по многим параметрам она не отвечает критериям научности. Философию и науку сближает то, что в познании мира они опираются на рациональные когнитивные механизмы. Но на этом сходство, пожалуй, и заканчивается. Философия по-другому, чем наука, смотрит на мир. Мир открывается философии иначе, чем науке.
Первое, что бросается в глаза при сравнении науки и философии, это то, что для философии познавательная функция не является главной, между тем как основной задачей науки является производство объективных, надежных и полезных знаний о мире. Для науки мир есть совокупность голых фактов, имеющих объективную структуру, которая существует вне индивидов и никак не зависит от теорий, языка или практики. Философия не производит положительных знаний о мире в том виде, как это делает физика, биология или этнография. Её первостепенная задача — критическая рефлексия господствующих тенденций времени, их исследование в перспективе всеобщих и необходимых принципов и ценностей бытия. Если наука старается донести до людей знания о том, каким мир является на самом деле, то философия пытается выяснить, каким этот мир должен быть, чтобы человек чувствовал себя в нем свободным. Философия дарована человеку в качестве средства самопознания и помогает ему познать смысл своего бытия в контексте бытия мира, уяснить свое родовое и индивидуальное предназначение. Именно поэтому весь мир рассматривается философией сквозь призму бытия человека, то есть как совокупность условий, участвующих в процессе становления человеческой сущности.
Другое различие науки и философии касается роли ценностей в познании. Для науки характерно то, что источник научных теорий не имеет особого значения, а во внимание принимается лишь то, могут они или нет быть проверены через эксперимент и наблюдение. То есть она является чисто эпистемологической деятельностью, которая в идеале не связана с расой, национальностью, языком, полом, идеологией. Существует дихотомия науки и ценностных суждений. Из фактов нельзя извлечь ценностные суждения, а ценностные суждения никогда не будут научными фактами. Философия же изначально является ценностно отягощенной познавательной деятельностью. Для неё бытие мира имеет значение лишь в перспективе бытия человека. Философия отличается от науки и тем, что она всегда контекстуально обусловлена. Никто не говорит о специфике «китайской физики» или «французской математики», потому что это нелепо. Между тем философия всегда имеет особенности, проистекающие из особенностей культуры, квинтэссенцией которой она является.
Философия и наука различаются и по форме организации. Высшей формой организации научного знания является теория — комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Именно теория дает целостное представление о закономерностях и существенных взглядах определенной области действительности — объекта данной науки. Философская теория представляет собой результат творчества конкретного автора — философа и является уникальной. Нет двух одинаковых философских теорий человека или права. По содержанию философская теория есть логически непротиворечивая система, объясняющая мир в целом. Если научная теория описывает какой-то ограниченный фрагмент бытия, то философская теория претендует на систематическое описание бытия в целом, во всех его взаимосвязях. По способу построения философская теория чаще всего является дедуктивной и не имеет явной эмпирической базы, составляющей исходный пункт построения научной теории.
Наука является полностью рациональной деятельностью и не допускает в свои построения иррациональные компоненты, к которым относятся субъективные установки и ценности, психические и мистические элементы. Многие же философские теории основываются на предпосылках, имеющих религиозно-мистический или психологический источник, и могут быть квалифицированы как иррациональные.
Философия появилась намного раньше науки и длительное время оставалась единственной формой рационального познания. Наука как систематическая организованная деятельность, направленная на производство объективных и пригодных на практике знаний, возникает лишь в XVII в. В этом смысле философия права имеет более древнее происхождение, опирается на авторитет таких мыслителей, как Конфуций, Платон, Фома Аквинский, Гегель, и выступает в качестве методологической базы общей теории права.
Таким образом, науку можно определить как сферу человеческой деятельности, задачей которой является производство и схематизация объективных знаний о мире, имеющих непосредственное практическое значение. Философия представляет собой способ человеческого отношения к миру, целью которого выступает открытие или выработка предельных оснований бытия и мышления, сквозь призму которых рассматривается и оценивается все существующее.
Видимо не случайно, один из крупнейших мыслителей средневекового Востока Аль-Кинди, писал, что из человеческих искусств самым возвышенным и благородным является искусство философии, которое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческих способностей (См.: Аль-Кинди. О первой философии // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969–1972. Т 1. Ч. 2. С. 711).
1.3. Предмет философии, ее структура, функции
Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался в прошлом и уточняется сегодня различными философскими школами и направлениями. Так, предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений, символы веры и культ. Предметом натурфилософских школ выступает природа, космос, их организация, закономерности, способы и формы существования. Предмет экзистенциализма и других философских школ антропологического направления — человек, его существование, свобода, смысл жизни.
Каждое направление в философии или философская школа определяют структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому структура философии в той или иной конкретной интерпретации может быть различной.
В современной отечественной философии общепринятым считается следующее мнение. Общую структуру философии составляют следующие основные разделы: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); философская антропология (философское учение о человеке); социальная философия (учение об обществе и истории).
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.
Исходя из перечисленных выше вопросов, рассматриваемых философией, и ее отличительных особенностей как формы мировоззрения (понятийная форма, логичность, рефлексивность), в целом, думается, можно следующим образом определить предмет философии.
Предметом философии является осмысление в понятийной форме всеобщих, предельных оснований бытия, познания, человека и общества.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую, аксиологическую, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии.
Мировоззренческая функция означает способность философии формировать мировоззрение человека, составлять его ядро и определять тип. Это «ствол» мировоззрения, где «крона» — все другие переосмысленные и переоцененные знания, идеалы, принципы, верования. Философия формирует в мировоззрении:
а) знания и отношения по наиболее общим и фундаментальным проблемам (о бытии, человеке, сознании, познании, обществе и т. д.);
б) целостное восприятие и понимание объективного мира, соотнесенность его с духовностью человека, верованиями;
в) осмысленное в самом существенном взаимоотношение человека с природой — через диалектику материального и идеального, физического и духовного, постоянного и изменчивого, абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, познаваемого и непознаваемого. Как правило, именно эти знания и ценностные ориентации составляют ядро, главное содержание мировоззрения.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Эта функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности.
В общем плане методология — это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. По степени общности методология разделяется на всеобщую, общенаучную и методологию конкретных наук.
Философия формирует всеобщую и часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности юриста имеют принципы бытия: связи, развития, материальности, идеальности, дуализма, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единство чувственного и рационального, единство отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и обратно; многозначность познания, единство объективного и субъективного в познании, абсолютного и относительного и др.
Познавательная — одна из основополагающих функций философии, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности. Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала XX вв. и др.).
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
1.4. Историко-философский процесс, его периодизация. Основной вопрос философии
Основные направления и школы в философии
Историко-философский процесс — это существование множества философских учений, школ, течений и направлений, характеризующийся столкновением философских подходов, борьбой идей, принципов, личностей. Этот процесс обусловлен не только внутренней логикой развития самой философии, но и конкретными историческими условиями: экономическими, политическими, идеологическими и т. д. Философские системы своего времени выступают, по словам Г. Гегеля, как «духовные квинтэссенции эпохи».
В истории философии принято выделять следующие разделы: античную философию (VII–VI вв. до н. э. — II–V вв.); средневековую европейскую философию (II–V вв. — XIV в.); философию Нового времени (XVII–XVIII вв.); немецкую классическую философию (конец XVIII — перв. пол. XIX в.); современную западную философию XX века.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: идеализм (объективный, субъективный), материализм, дуализм; гносеологической (познавательной) стороны: гносеологический оптимизм, эмпиризм (сенсуализм) рационализм; агностицизм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.
Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, ДУХ).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно его концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир» вещей»; «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.); большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная; материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: гносеологическим оптимизмом (или гностицизмом) и агностицизмом. В свою очередь гносеологический оптимизм делится на эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Агностики считают: мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует — Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
Представители гносеологического оптимизма (гностицизма) считают, что: мир познаваем; возможности познания не ограничены. Разновидностями гностицизма могут быть названы эмпиризм и рационализм.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон (1561–1626 гг.). Эмпирики считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт (1596–1650 гг.). Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам, мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической сторон и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии — проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика.
Диалектика — направление и метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — направление и метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 22–58.
Гадамер Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 26–43.
Дерюгин С. В. Основной вопрос философии: варианты решения проблемы // Философские науки. 1991. № 1.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. Разд. 1.
Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988. С. 177–197.
Перцев А. В. Типы методологий историко-философского исследования. Свердловск, 1991. Разд. 1. С. 36–60.
Соколов В. В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1995. № 2.