Чем опасны конфликты сочинение гроза
Сочинение на тему: Конфликт в пьесе Островского «Гроза»
Главным персонажем пьесы Островского «Гроза» является молодая женщина Катерина Кабанова. Я считаю, что в этом произведении существует сразу несколько конфликтов.
Во-первых, это конфликт поколений. Наиболее важными людьми в городе Калинов, где разворачивает действие пьеса, являются Марфа Игнатьевна Кабанова (свекровь Катерины) и Савел Прокофьевич Дикой. Оба состоятельные купцы, представители старшего поколения, выросшего на патриархальных устоях и нравах, которые уже устарели. И Кабаниха, как ее называют в городе, и Дикой чувствовали, как меняется мир вокруг них, меняется общество, поэтому и давили на всех остальных еще больше своим авторитетом, они не хотели терять власть, основанную на материальных возможностях и слепому подчинению старшим.
Во-вторых, я думаю, что также одним из конфликтов является столкновение племянника Дикого Бориса и Катерины, которая уже была замужем за сыном Кабанихи Тихоном. Островский показывает нам взаимоотношения людей, несоизмеримых по глубине своих чувств. Если же Борис воспринимает тайные встречи с Катериной как моменты радости и простое увлечение, то для Катерины они служат встречами со своим любимым, с тем, с кем она готова быть всю жизнь. Даже во время последнего свидания главная героиня просит возлюбленного забрать ее с собой, но в итоге получает отказ и следующие слова, показывающие всю суть чувств Бориса к главной героине: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб умерла поскорее, чтобы не мучиться долго!». После этого мы видим, как поверхностны чувства Бориса, которые можно даже сравнить с безразличием к судьбе Катерины.
К самоубийству главной героини своего произведения А.Н.Островский относится с состраданием, так как он понимает, что только одна Катерина смогла выступить против того патриархального уклада, царившего в Калинове. Только она смогла выразить свое мнение деспотичной Кабанихе, которую остерегались все в городе, а также она отличалась от остальных жителей города своей совестливостью и честностью. Катерина являлась настоящим лучом света во тьме.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Конфликт в пьесе Островского «Гроза» читают:
Особенности конфликта драмы А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)
Конфликт в литературе — это столкновение нескольких противоположных взглядов, противопоставление одним персонажам других. «Гроза» является одним из самых знаменитых произведений Александра Николаевича Островского. В нём поднимается ряд важнейших социальных проблем, таких как проблема поколений и противоречие старых и новых жизненных укладов. В чём же заключаются особенности конфликта в драме Островского?
Основным конфликтом произведения является конфликт двух поколений.
С одной стороны — это Дикой и Кабанова, с другой — Катерина, Варвара, Борис и Кудряш. Дикой и Кабанова придерживаются патриархальных взглядов, женщина чтит традиции «Домостроя», на протяжении всего сюжета автор показывает нам, как героиня пытается всем вокруг навязать свои ценности. Дикой же держит в страхе всех домашних, его племянник Борис терпит унижения и оскорбления ради наследства. В этом случае представители старого поколения изображены Островским настоящими деспотами и тиранами, они никак не могут смириться с мыслью, что наступило другое время, и люди теперь должны жить по-другому. Это ярко демонстрирует сцена, в которой Кабаниха упрекает Катерину в том, что та не «воет» по мужу, находящемуся в поездке. Для неё это является признаком любви и преданности супругу. Дикой же настолько запугал свою семью, что они могут спокойно жить только когда тот уходит по делам. Автор подчеркивает, что для Дикого и для Кабановой жестокость является синонимом силы и превосходства.
Ещё одним конфликтом является внутренний конфликт Катерины. В душе девушки настоящая война, с одной стороны её чувства к Борису, с другой стороны верность мужу. Из её предыстории мы узнаем, что Катерина раньше жила с матушкой, любила ходить в церковь, слушать рассказы странниц и любоваться природой. В образе Катерины Островский воплощает идеал чистоты и нежности. На протяжении всего сюжета автор подчёркивает это деталями, например, на свидание с Борисом девушка идёт, прикрыв плечи белым платком, а, как известно, белый цвет — это символ чистоты и непрочности. Теперь же жизнь Катерины — настоящий ад, в котором воплощением зла является Кабанова со своими патриархальными устоями. Душа девушки противится воли свекрови, ей невыносимо тесно жить с ней, героиня признаётся, что мечтает летать словно птица. В сюжетной линии Катерины немалую роль играет природа, она является отождествлением внутреннего состояния героини. По ходу развития сюжета пейзаж становится всё мрачнее, тучи сгущаются над городом Калинов, так же как и нагнетается конфликт между персонажами и внутреннее состояние Катерины. Истерика девушки и признание её в измене мужа совпадают по сюжету с раскатами грома. Этим эпизодом автор даёт понять, что если был гром, то стоит ждать грозы, а значит и развязки конфликта. Кульминационным моментом становится самоубийство Катерины, которое сопровождается разгаром природной стихии.
Таким образом, в своей драме Островский отобразил не только социальный конфликт, заключающийся в столкновении поколений, но и внутренний конфликт главной героини. Наряду со всеми персонажами ещё одним участником действий является гроза. Сцены описания природы отображают внутренние переживания Катерины и общее развитие действия. В этом и состоит особенность конфликтов в произведении.
Чем опасны конфликты? Аргументы И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. Н. Островский «Гроза» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что такое конфликт? На мой взгляд, конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, спор. Кроме того, конфликт выполняет двоякую функцию: с одной стороны, в ходе спора может родиться истина, с другой стороны, конфликт может привести к трагической развязке. О разногласиях в жизни своих героев рассказывают писатели-классики. Обратимся к произведениям художественной литературы.
В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» столкнулись две противоположности, кабаниха и Катерина.
Марфа Игнатьевна — самовлюбленная женщина консервативных взглядов. Кабаниха любит власть. Она следует устаревшим патриархальным порядкам. Катерина же, в свою очередь, мечтательная, добрая и свободолюбивая. Женщина беззащитна. Катерине трудно оставаться в обществе чуждых ей людей, она в знак протеста против устоев Кабанихи решает покончить жизнь самоубийством. Таким образом, автор показывает, что конфликт может привести к трагедии.
Ещё одним примером драматической развязки является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Два поколения противопоставлены в произведении. Базаров — нигилист. Он «…человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Евгений Васильевич не признает искусство, осуждает Николая Петровича за игру на виолончели. Павел Петрович — представитель старшего поколения. Мужчина придерживается консервативных взглядов. Кирсанов говорит: «Без принципов… шагу ступить, дохнуть нельзя». Павел Петрович восхищается искусством и поэзией. Он считает, что каждый человек должен читать классическую литературу, чтобы стать образованным. Споры Базарова и Кирсанова из-за взглядов и интересов приводят к дуэли. Этот конфликт тоже мог закончиться трагедией для одного из участников поединка. Можно сделать вывод, что разногласия между Базаровым и Павлом Петровичем неизбежны, ведь это две противоположности, которые не нашли бы общего языка, так как у каждого героя свои ценности и нравы.
Таким образом, на примере двух произведений мы убедились, что конфликт действительно опасен. Он может привести к непредсказуемым последствиям, например, к войне, самоубийству и разрушению моральных устоев и нравственных ценностей человека.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение Основной конфликт в пьесе Гроза Островского
Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире. Сюжет разворачивается в типичном поволжском городке Калинове, где главная героиня, Катерина, живёт в браке по расчету с Тихоном Кабановым. Семья находится под гнётом жестокосердной овдовевшей купчики Кабанихи, которая хотя и живёт по старым, христианским традициям, в действительности не признаёт никаких ценностей, кроме материальных. Кабаниха на пару с С.П. Диким является самым богатым и влиятельным лицом в городе.
Внешнему конфликту произведения присущи черты драмы. Этот конфликт заключается в противостоянии Катерины прогнившему обществу города, которое пытается подмять под себя девушку, живущую в чистоте и правде. В отличие от всей семьи Кабановых, Катерина действительно религиозна, искренне верит в Бога и живёт по заповедям, а не просто создаёт вид христианки. Девушка пытается сохранить душевную чистоту, но на грех подталкивает её сестра мужа, Варвара.
Для Варвары ночные тайные свидания с Кудряшом, конторщиком Дикого, и ложь матери давно стали повседневностью. Она подговаривает Катерину на время отъезда мужа видеться с симпатизирующим ей Борисом Григорьевичем, порядочным и образованным племянником Дикого. Это первая страсть, которой поддаётся Катерина, игнорируя свою совесть. Также ломает её характер мягкотелость мужа. Для него нормой является слепое подчинение Кабанихе, он не думает о том, что правильно, а что нехорошо: ведомый её указаниями, он избивает Катерину после известия об измене. Именно через него Кабаниха воздействует на непокорную невестку.
В этом городе остались ещё ясные головы, как, например, мещанин Кулигин, который постоянно изобретает что-то для улучшения жизни в Калинове. Однако его идеи постоянно отвергают: Дикой и Кабаниха крепко держат в своих консервативных руках общественное мнение. Бороться с этим укладом у Катерины не получается, её нравственный протест царящей здесь лжи и жестокости пресекается.
Другой конфликт, трагический, протекает внутри самой Катерины. В отличие от окружающих, в ней ещё остались нравственные ценности, благодаря которым она различает худое от доброго. Идя на измену, она постоянно испытывает муки совести. Она воспринимает отношения с Борисом серьезно, её чувства к нему неподдельны: однако молодому человеку нет до этого дела, он отказывается от её предложения сбежать. Куда сильнее давления окружающих те внутренние переживания, которые испытывает Катерина, борясь со страстями внутри себя.
2 вариант
Пьеса А.Н. Островского «Гроза», как драматическое произведение, построено на конфликте. Пьеса достаточно многогранна, поэтому в ней присутствует несколько конфликтов.
В городке под названием Калинов неискоренимо популярны постулаты «Домостроя». Между новым и старым поколением происходит конфликт на почве кризиса давно устаревшего общества. Бессовестные нравоучения взрослых выносили некоторые семейные заботы на всеобщее обозрение. Сталкиваются лбами Дикий и Кабаниха, да и молодежная среда не живет спокойно. Благодаря таким столкновениям общество находится в напряженном состоянии, но от этого ничего не меняется.
Основным конфликтом произведения является разногласие, которое происходит у Катерины, главной героини, и обществом города. Катерина вышла замуж и переехала к мужу – эти моменты являются завязкой конфликта. Героиня попала в непривычную для ее сердца среду. С младенчества ее окружала искренняя любовь и доброта, она не знала что такое лицемерие. Семья мужа была полной противоположностью. Там царили деспотизм и лживость, как, впрочем, и в остальных домах города Калинова.
У Катерины доброе, горячее сердце. Она очень любит супруга и готова все делать для него, но деспотичная свекровь, которую свободно можно назвать ханжой, пресекает все ее душевные порывы. Бесхарактерный Тихон не способен защитить жену от матери. И при таком раскладе искренний блеск в глазах героини может только угасать.
Заточение, лживость, отсутствие любви – ей не по душе. Катерина нужда в любви, это как символ жизни для нее. Героиня знакомится с Борисом. Христианские традиции до последнего не позволяли ей пойти на измену. Но Тихон уехал, и она осмелилась переступить через свою нравственность.
Катерина не могла хранить в душе этот груз и публично признается в своем проступке. Только никого не тронуло ее искреннее раскаяние. Свекровь без конца истязала супругов. Жизнь героини стала невыносимой. К тому же возлюбленный все-таки ее разочаровал.
Происходит развязка пьесы – Катерина решается на страшный грех, самоубийство. Конечно же, у нее был иной выход их сложившейся ситуации, но она не нашла в себе силы его увидеть. Ее гибель стала противостоянием разных эпох.
Это произведение показывает какими были отношения между людьми того времени. И как многолетние обычаи, которые только тормозят прогресс, только разрушаются с приходом нового поколения.
Также читают:
Картинка к сочинению Основной конфликт в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
Антон Павлович Чехов в свое время написал множество произведений. Среди них было значительное число коротких рассказов, в которых автор мог поделиться своими мыслями и переживаниями. Смотря на мир глазами
Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество
Главным героем романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Его жизнь полна разными событиями, среди которых есть и хорошие, и плохие.
В данном великолепном произведении рассказывается о замечательном человеке, который благодаря тому, что проявил доброту и профессионализм в своем деле, сумел спасти членов семьи от болезней и невзгод.
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» стало одним из самых значимых в его прозаическом творчестве.
Драма «Гроза» — «глоток свежего воздуха»
Школьное сочинение
В заключительной части статьи «Луч света в темном царстве» критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, «Гроза» есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее». Это «что-то», по мнению критика, «фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства», и «характер Катерины, рисующийся на этом фоне», от которого веет «новой жизнью», открывшейся «в самой ее гибели».
Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего » внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Но разницу сама героиня определила так: «Да здесь все как будто из-под неволи!» Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее «созидающий, любящий, идеальный», поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в «золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. «
Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. «В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце». В душе она строила свой идеальный мир, «посвященный добру и наслаждению», но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый «период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец», закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.
Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.
Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: «. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. «
После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать «беспрекословной угодницей» свекрови и «кроткою рабою» своего мужа. «Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи «. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, «законно и свято», «при свете белого дня», «перед народом», то и жизнь для нее не имеет смысла.
«Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее. «
Другой критик, Д. И. Писарев, в статье «Мотивы русской драмы» оспорил такую трактовку образа Катерины. «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. » «Светлым явлением. «, продолжает критик, должно считать «. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. » И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: «Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством» которое является совершенно неожиданным для нее самой».
Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины» каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.
Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье «Мотивы русской драмы» он резко критикует «темное царство», выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.
А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения», которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: «Что домой, что в могилу — все равно!», прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: «человеческое достоинство», не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.
В «темном царстве» российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл «самое решительное» произведение Островского «глотком свежего воздуха» и утверждал, что в нем «есть что-то освежающее и ободряющее».