Чем опасны батарейки для детей рассказ
Конспект НОД «Вред батареек»
Черепанова Людмила Васильевна
Конспект НОД «Вред батареек»
Цель: Знакомство детей с принципами сбора и утилизации батареек.
Задачи:
1. Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
2. Стимулировать интерес детей к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость и сдавать некоторые отходы в приемные пункты.
Ожидаемые результаты: Понимание детьми, что утилизация батареек – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Словарь новых слов: батарейка, утилизация, экосфера
Технические средства: магнитофон, музыкальная запись, игры-танцы «Помогатор»
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от моей подруги. Она написала, что нуждается в помощи, но одна я не справлюсь, поможете мне?
А что за гость к нам придёт вы догадаетесь сами, когда отгадаете мою загадку.
Человечки очень споро
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики).
Заходит Симка, в руках горшочек с посаженным луком.
Симка: Здравствуйте ребята. Мне нужна ваша помощь, помогите мне пожалуйста.
Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?
-Они похожи на пальчик!
Да, и это одни из самых распространённых батареек! (демонстрирует, даёт ребятам посмотреть и покрутить в руках). А какие ещё бывают батарейки?
-Посмотрите, в магазине часто можно увидеть ещё мизинчиковые батарейки, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. (Демонстрирует и даёт рассмотреть ребятам).
-Ребята, а кто из вас знает, зачем приборам нужны батарейки?
Ребята, нолик спрятам предмет и просит догадаться, что там лежит.
— Это предмет, который работает на батарейке. Он висит на стене практически в каждом доме. На него мы смотрим несколько раз в день, особенно когда куда-нибудь торопимся. (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель добавляет: «У него есть циферблат и 2-3 стрелки»).
— Молодцы, это действительно настенные часы.).
фиксики часто используют их когда чинят электроприборы и танцуют при этом танец «Помогатор»
Ребята, что же произошло? (батарейки стали отравлять землю) А почему?
Использованные батарейки землю отравляют. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?
А теперь давайте проведем эксперимент с водой! (опыт с банкой)*.
В банку наполненную водой, поместить батарейку. Крышка плотно закрыть, а банку интенсивно потрясти. Крышку банки заранее смазать черной гуашью изнутри. Когда вы будете трясти банку, гуашь с крышки окрасит воду в черный цвет
Это, конечно, просто эксперимент. На самом деле воду батарейка, помещенная в нее, не окрашивает. Но загрязнении воды происходит и достигать может аж 400-сот литров!
— Ну что, ребята, будем мы батарейки в землю закапывать?
— А в воду выбрасывать?
— А что будет, если мы батарейку просто в мусорное ведро выбросим?
— Ее отвезут на свалку.
— А на свалке она снова будет землю отравлять. Значит в ведро батарейки выбрасывать не нужно.
Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка? А что же сделать с использованными батарейками?
-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать.
А что же сделать с использованными батарейками?
-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать.
Очень хорошо, что мы с вами собирали макулатуру (ненужную бумагу, а взамен нам дали экзосферу для отработанных батареек, затем её отвезут на специальный завод, извлекут батарейки и переработают.
Почва в горшке безнадежно испорчена. Как помочь фиксикам спасти лук?
батарейки нужно извлечь из горшка и сложить в специальную экосферу.
— А росток Симка и Нолик пересадят в горшок с чистой почвой.
Достают батарейки, кладут в экосферу
— Ребята, если правильно обращаться с батарейками, то и вреда от них никакого не будет!
(Ответы детей: бывают большие и маленькие, круглые, пальчиковые и мизиньчиковые)
(На батарейках работают разные приборы: часы, телефоны, пульт от телевизора. А от больших батареек работают автомобили и даже корабли.)
Вы такие молодцы, ребята! Вы сегодня научились не просто утилизировать батарейки, а вы научились беречь природу, ее богатство.
Чтобы наш город был чистым, поделитесь своими новыми знаниями, которые приобрели сегодня с родителями, с друзьями, соседями.
Фотоотчёт «Газированные напитки — польза или вред?» В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться.
Конспект НОД в области по познавательному развитию «Вред кока-колы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №190 Конспект НОД в области «Познавательное.
Конспект ООД «Вред и польза продуктов питания» Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет по теме.
Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Керимова Амина Какие мультфильмы показывать детям? За последние несколько.
Консультация для родителей «Скрытый вред телевизионного экрана» Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь.
Консультация «Компьютер и дети — польза или вред?» Жизнь человека в современном мире трудно представить без компьютера, многие дети начинают с ним знакомство еще в возрасте до трех лет. А.
Пластиковая бутылка польза или вред Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки» 1. Когда в 1869 году американец А. Хэйят получил пластическую массу, которую он назвал целлулоид,.
Консультация «Телевизор и компьютер — вред или польза?!» Многие дети очень любят смотреть телевизор и могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей.
Проект по экологии «Опасные батарейки»
1.2. Маленькая батарейка и окружающая среда
1.3.Кто виноват: маленькая батарейка или человек?
1.4. Правильный путь маленькой батарейки
1.5. Вторая жизнь маленькой батарейки
Итоги и результаты исследования.
Советы по применению батареек для уменьшения их экологическо вреда.
Но откуда же в этих маленьких трубочках берется электрический ток, заставляющий работать все устройства? Попробуем разобраться.
У обычной, «одноразовой» батарейки есть и другое название – «гальванический элемент». Электрический ток в нем появляется из-за химического взаимодействия веществ. Впервые этот способ получения электричества был придуман знаменитым итальянским физиком Алессандро Вольта.
Именно в честь него была названа единица измерения электрического напряжения – 1 вольт. А название «гальванический элемент» дано в честь итальянского физиолога Луиджи Гальвани из Болоньи. Который также проводил опыты и наблюдения в этой области.
После множества опытов с разными металлами Вольта сконструировал столб из пластинок цинка, меди и войлока, смоченного раствором серной кислоты. Цинк,медь и войлок он накладывал друг на друга в таком порядке: внизу находилась медная пластинка, на ней войлок, затем цинк, опять медь, войлок, цинк, медь, войлок и т. д. И в итоге столб оказывался заряженным на нижнем конце положительным, а на верхнем — отрицательным электричеством.
Современные батарейки устроены, конечно, немного иначе – в них уже нет ни металлических дисков, ни войлочных пластинок, пропитанных раствором кислоты.
Но принцип тот же – батарейка содержит в себе химические вещества-реагенты, в состав которых входят два разных металла.
В батарейке есть два электрода – положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними –жидкость-электролит: раствор, который хорошо проводит электрический ток и участвует в химической реакции
Когда металлы начинают взаимодействовать через этот раствор, возникает движение заряженных частиц из анода к катоду – и вырабатывается электрическая энергия.
А по типу электролита все батарейки делятся на:
. Маленькая батарейка и окружающая среда
Проблемы экологии, вызванные разложением отслуживших свой срок батареек и аккумуляторов, вызывают серьезные опасения у современных ученых. В чем же заключается вред батареек для окружающей среды и человека?
При правильном использовании батареек, они представляют собой относительно безопасные элементы питания, без которых трудно представить жизнь современного человека, однако после того, как срок их эксплуатации истекает и мы отправляем их в мусорное ведро, опасные вещества вместе с остальным мусором оказываются на свалке, где, в результате неблагоприятных факторов хранения батарейки повреждаются и выпускают наружу сильнейшие яды, отравляющие воздух, землю и грунтовые воды.
Как известно, все современные батарейки вырабатывают электричество за счет химических реакций, происходящих в процессе взаимодействия тяжелых металлов с щелочными и кислотными электролитами. Такие вещества, как свинец, ртуть, кадмий, магний, никель, кислоты и щелочиоказывают уничтожительное воздействие на все живое.
По подсчетам ученых, вред использованных батареек гораздо страшнее,чем мы можем представить: одна батарейка, к примеру, способна сделать ядом более 400 литров воды и загрязнить около 20 квадратных метров почвы, убивает 1 ежика, 2 кротов и несколько тысяч дождевых червей. Это может привести к гибели растений и животных.
Разумеется, вред батареек распространяется и на людей, в организме которых токсичные отходы могут вызывать необратимые повреждения и такие заболевания, как рак, заболевания мозга, почек и печени.
Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, можно всегда увидеть знак в виде зачеркнутого мусорного бака.
Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в специальные пункты для утилизации». И этот знак на ней стоит неспроста! В каждой такой батарейке содержится от 10 до 20 химических элементов, многие из них являются токсичными ядовитыми веществами.
Это – ртуть, никель, кадмий, свинец, которые имеют свойства накапливаться в живых организмах, в том числе в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
Она воздействует на печень и почки, нервную систему и мозг, вызывая заболевания дыхательной системы, нервные расстройства, нарушения двигательного аппарата, ухудшение слуха и зрения.
Свинец главным образом накапливается в почках, он вызывает нервные расстройства и заболевания мозга, суставные и мышечные боли, может повредить плоду в утробе женщины, затормозить рост ребенка.
Многие из вас могут сказать, то выброшенные в мусорное ведро батарейки вместе с остальным мусором вывозят на специальные свалки, где и так много разных отходов и ничего не растет.
Однако под воздействием солнечных лучей или при возгорании, содержащиеся в батарейках токсичные ядовитые вещества, способны поразить организм человека, находящегося на расстоянии нескольких десятков километров, попадая в почву и подземные воды, а оттуда в реки и озера и другие природные водоемы.
Гипотеза: жители города Дубна мало осведомлены о пунктах приема переработанных батареек и основным принципом утилизации батареек является их выброс в мусорное ведро.
Цель исследовательской работы: проинформировать большее количество жителей моего города о правильных способах утилизации отработанных батареек; развить привычку у жителей правильно утилизировать отработанные батарейки.
Задачи исследовательской работы:
• провести опрос детей и их родителей для выявления способов утилизации батареек, их осведомленности о специальных местах сбора батареек и их отношения к проблеме загрязнения батарейками окружающей среды;
• обозначить и доказать, что неправильная утилизация отработанных батареек приносит непоправимый вред окружающей среде города;
• проинформировать как можно большее количество жителей моего города о специальных пунктах сбора отработанных батареек посредством распространения печатной продукции, демонстрации обучающего видеоролика.
• организовать в своем детском саду пункт сбора батареек и их дальнейшую правильную утилизацию с помощью родителей.
Степень изученности: батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Элементы питания могут быть разных размеров и типов. При этом они также могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми.
По данным ученых из агентства по охране окружающей среды США стало понятно, что на долю батареек приходится более 50% токсических выбросов из всех бытовых отходов. При этом батарейки составляют 0,25% от всех выбросов. В составе использованных батареек содержится ртуть, кадмий, магний, свинец, олово, никель, цинк.
Например, в Европе вопрос, куда необходимо утилизировать батарейки, не поднимается. Контейнеры для батареек расставлены во всех магазинах и учреждениях. В стоимость новых элементов питания изначально заложен определенный процент с учетом утилизации, и приобретая новые изделия, покупатель может рассчитывать на скидку, если сдаст старые. В Европе, в общей сложности, работает не менее 40 перерабатывающих предприятий, которые утилизируют до 45% всех химических источников питания.
В США пункт приема, куда можно выкинуть использованные батарейки, есть при каждом магазине, который осуществляет их продажу.
Сбор и переработка элементов возложена на продавцов и дистрибьюторов соответствующей продукции, а финансировать все необходимые мероприятия обязаны производители. Количество ежегодно перерабатываемых элементов питания в США составляет до 60%.
В Японии разрабатывается наиболее эффективный способ переработки, поэтому батарейки пока что оставлены на хранение на складах с соблюдением требований безопасности. В Австралии самый высокий показатель утилизации батареек – количество переработанных элементов питания достигает 80%. Изделия, которые местные предприятия не в состоянии утилизировать самостоятельно, отправляются в Европу.
Многочисленные пункты приема цветных металлов и бытовых отходов не решают проблемы. Поэтому именно здесь имеет особо важное значение личная ответственность каждого жителя за экологическую обстановку.
Да, мы не сможем решить глобальные проблемы загрязнения окружающей среды нашей территории бытовыми отходами, выбросами нефти и газа, загрязнения водоемов канализационными стоками, предотвратить массовую вырубку леса и т. п.
Но, как правило, неправильное поведение людей по отношению к окружающей среде, связано с отсутствием правильной и достоверной информации или малой информационной осведомленности.
Поэтому и цель моей исследовательской работы будет разделена на две части:
информация о вреде и способах правильной утилизации батареек и развить привычку у жителей моего города правильно утилизировать отработанные батарейки.
Место и сроки проведения исследования:
•место проведения вопросника: Московская область, город Дубна;
• место проведения акции,распространение демонстрационного материала и печатной продукции: Город Дубна, ДОУ №2 изучение мест приема батареек: г. Дубна,
• анализ литературных источников и источников сети Интернет;
• качественный анализ полученных результатов;
•презентация данных: презентация «слайд», демонстрация видеоролика.
• разработка и распространение печатной продукции.
Методы реализации поставленной цели и задач:
• распространение вопросника «Батарейка в моей жизни«;
• организация и проведение в моей группе акции «Вторая жизнь маленькой батарейки«;
• создание и демонстрация обучающего видеоролика «История маленькой батарейки«;
Кто виноват: маленькая батарейка или человек?
Мы с вами много рассуждали и приводили примеров о том, что одна маленькая батарейка может нанести непоправимый вред окружающей среде и человеку в целом.Но кто же виноват в ее вреде: сама батарейка или человек, ее выбросивших в мусорное ведро вместе с остальными отходами?
• батарейки в нашей жизни имеют огромную значимость не зависимо от возраста человека и часто используются в нашей повседневной жизни;
• в основном срок службы батарейки в быту небольшой, батарейки используют не более 1 года, что свидетельствует о значительно большом количестве скопившихся отслуживших свой срок батарейках;
• отработанные батарейки в основном просто хранятся у нас дома или выбрасываются со всем мусором в мусорное ведро;
• жители города мало осведомлены о правильных способах утилизации отработанных батареек и о специальных пунктах сбора батареек в нашем городе;
Результаты вопросника доказали что жители моего города малой информированны о способах утилизации отработанных батареек, неосознанно наносят вред окружающей среде и самим себе.
Правильный путь маленькой батарейки
По результатам вопросника я задался целью как можно больше распространить в своем городе и детском саду информацию о необходимости правильной утилизации маленькой батарейки.
Самый большой в России пункт приема, куда отправляют на утилизацию все отработавшие элементы питания Челябинский завод, компания «Мегаполисресурс». Основана организация была в 2004 году, однако непосредственно переработкой батареек компания начала заниматься лишь в октябре 2013 года.
Чтобы начать утилизацию батареек, заводу пришлось изменить собственную технологию по переработке электронного мусора. В настоящий момент предприятие сотрудничает со многими крупными торговыми сетями, устанавливая в магазинах урну для сбора, и даже имеет собственные пункты в 24 городах России. Каждая сеть имеет свой собственный небольшой пункт приема элементов питания. За 2013 год было переработано 3 тонны батареек.
С открытием перерабатывающей линии на Челябинском заводе вопрос, как правильно утилизировать источники питания, можно считать частично решенным. Конечно же, в масштабах нашей страны всего лишь один завод – это очень мало. Но теперь появилась уверенность, что переработка элементов питания позволит обезвредить хотя бы часть отработанных элементов питания и направить полученные ресурсы на производственные нужды.
Как перерабатывают батарейки
1. Ручная сортировка позволяет распределить изделия в соответствии с их типом. На первом этапе работники вручную отбирают пригодные для переработки батарейки. Компания занимается переработкой лишь марганцево-цинковых батареек, которые составляют около 80 % от общего объема потребления.
Кнопочные батарейки, содержащие большее количество ртути по сравнению с марганцево-цинковыми, отдаются на демеркуризацию – в 2013 году их было собрано около 3 кг.
Литий-ионные батарейки, которые используются в телефонах, камерах, ноутбуках, сейчас лишь накапливаются предприятием. «Мегаполисресурс» занимается поиском партнера для их дальнейшей переработки.
2. Контейнерная линия доставляет элементы питания в дробилку, где происходит их измельчение.
3. Полученное сырье попадает под магнитную ленту, которая отделяет крупные элементы металлического корпуса.
4. Оставшаяся часть подвергается повторному дроблению и отделению железа.
5. Полученная масса содержит электролит и нуждается в процессе нейтрализации.
6. В результате гидрометаллургических технологий, сырье разделяется на отдельные компоненты и упаковывается.
Далеко не все батарейки попадают на переработку. Часть подлежит захоронению на полигонах.
В стране сохраняется большое количество элементов питания, выброшенных в мусорные баки, а затем на свалки.
Вторая жизнь маленькой батарейки.
При ответственном подходе, батарейки, отслужившие свой срок, могли бы принести неоценимую пользу. После переработки из них выделяются вещества, которые в дальнейшем применяются в косметологии, при производстве пластика, электрооборудования и минералов.
А корпус батарейки используют как вторичное железо, изготавливая на соответствующем производстве металлические изделия, например, такие как скрепки, железные крышки и т. п.
Прием батареек приносит хороший доход организациям, осуществляющим их сбор, а также предприятиям, где их в дальнейшем перерабатывают. К тому же в процессе переработки производится нейтрализация ядовитых веществ, что самым положительным образом сказывается на экологической обстановке в регионе и в стране в целом.
Несмотря на тот факт, что в России слабо развит сбор отработанных батареек, на сегодняшний день в Дубне уже открыт пункт приема батареек, но проблема выброшенной на свалку батарейки всё же остается.
И я решил начать реализовывать вторую часть поставленной в исследовательской работе цели: развить привычку у жителей моего города правильно утилизировать отработанные батарейки.
И вот какие способы реализации поставленной цели мной использовались:
• организация и проведение в ДОУ №2 акции «Вторая жизнь маленькой батарейки«.
• создание и демонстрация обучающего видеоролика «История маленькой батарейки«.
Итоги и результаты исследования.
Подводя итоги исследования:
1. Отработанные батарейки нужно сдавать в специальные пункты приема.
2. Нужно стремиться, чтобы в каждом доме были установлены специальные емкости для сбора батареек.
В процессе проведения исследовательской работы были получены следующие результаты:
• в Доу №2 был установлен самодельный контейнер для сбора отработанных и ненужных батареек; ребята с удовольствием поддержали мою идею по сбору батареек и активно приняли участие в акции – за период проведения акции было собрано 137 батареек (то значит, что вместе мы не дали загрязнить вредными веществами 2 740 кв. м почвы, 54 800 литров воды, пасли от вымирания 137 ежиков, 274 крота и более 200 000 дождевых червей;
• собранные в детском саду батарейки я вместе с родителями сдал в пункт приема батареек, находящийся по адресу г. Дубна, ТЦ «Маяк»;
• подготовлены и розданы памятки «Батарейка – то не игрушка!.
• После просмотра обучающего видеоролика «История маленькой батарейки», мы решили продолжать сбор ненужных и отработанных батареек для последующей их правильной утилизации.