Чем опасна интродукция видов

А.Л. Лобанов, М.Я. Орлова-Беньковская, И.А. Забалуев

Процесс освоения интродуцированного вида на новом месте (адаптации к новым экологическим условиям) называется акклиматизацией.

Часто интродуцированные виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местной флоры и фауны.
Такую интродукцию часто называют биологическим загрязнением.

Примеры преднамеренной интродукции хищных видов насекомых для борьбы с вредителями полезных растений у нас на сайте рассматривались в разделе «Вредные жуки и борьба человека с ними», в обширной библиотеке по божьим коровкам и в книге С.С. Ижевского (1990).

Упоминания об интродукции есть и в предыдущем разделе сайта «Расширение ареалов жуков».

Много информации об интродукции фитофагов для борьбы с вредными сорняками есть в разделе, посвященном амброзиевому полосатому листоеду Zygogramma suturalis (F.).

Очень интересен случай завоза
картофельной блошки из рода Epitrix,
когда понадобилось описывать новый вид.
Такое бывает не часто.

Большой словарь терминов и понятий, связанных с интродукцией и инвазией, приведен на страницах 9-15 монографии (Масляков, Ижевский, 2011).

Наполнение этого нового раздела сайта мы начинаем с сообщений о совершенно случайной интродукции двух жуков-фитофагов. Эти интересные примеры еще не имеют продолжений и могут не привести к расширению ареалов упомянутых видов.

Ижевский С. С. 1988.
Научные основы интродукции и применения энтомофагов адвентивных вредителей растений // Автореф. дисс. на соиск. ученой степени доктора биол. наук. Л. 1988. 39 стр.

Ижевский С. С. 1993.
Чужеземные насекомые в Закарпатье: занос, интродукция, эцезис // Intern. Conf. the east Carpathians fauna; its present state and prospects of preservation. Uzhgorod. 1993. p. 192-194

Источник

ИНТРОДУ́КЦИЯ

Том 11. Москва, 2008, стр. 470

Скопировать библиографическую ссылку:

ИНТРОДУ́КЦИЯ (лат. introductio – вве­де­ние), пе­ре­ме­ще­ние жи­вых ор­га­низ­мов че­ло­ве­ком за пре­де­лы их ис­то­рич. ареа­ла. И. счи­та­ет­ся ус­пеш­ной, ес­ли вид при­спо­со­бил­ся к но­вым ус­ло­ви­ям оби­та­ния и да­ёт жиз­не­спо­соб­ное по­том­ст­во (про­ис­хо­дит т. н. на­ту­ра­ли­за­ция ви­да). Все­ле­ние ви­да в те мес­та, где он жил ра­нее, а ны­не ис­чез, на­зы­ва­ет­ся ре­ин­тро­дук­ци­ей (напр., вос­ста­нов­ле­ние ис­ход­ных ареа­лов боб­ра и со­бо­ля). Обыч­но раз­ли­ча­ют два ти­па И. – пред­на­ме­рен­ную и слу­чай­ную (за­воз с бал­ла­ст­ны­ми во­да­ми, с им­пор­ти­руе­мой с.-х. про­дук­ци­ей, про­ник­но­ве­ние с «по­лез­ны­ми» ин­тро­ду­цен­та­ми, что ха­рак­тер­но для па­ра­зи­тов, и др.). При­ме­ра­ми удач­ной И. яв­ля­ют­ся рас­про­стра­не­ние каш­та­на и бе­лой ака­ции в Ев­ро­пе, аме­ри­кан­ской нор­ки в Рос­сии, все­ле­ние пи­лен­га­са, пе­ля­ди и др. ви­дов си­го­вых рыб в во­до­ёмы Ев­ро­пы. Од­на­ко хо­ро­шо про­ду­ман­ная и обос­но­ван­ная И. не все­гда име­ет по­ло­жи­тель­ные по­след­ст­вия. Ино­гда про­хо­дит до­воль­но дли­тель­ный (ла­тент­ный) пе­ри­од, пре­ж­де чем вид дос­ти­га­ет дос­та­точ­ной чис­лен­но­сти. Не­ред­ко по­сле пер­во­го по­яв­ле­ния сле­ду­ет вспыш­ка чис­лен­но­сти, по­сле че­го «эко­си­сте­ма ста­вит все­лен­ца на ме­сто»: чис­лен­ность ви­да па­да­ет или он со­всем ис­че­за­ет. И. та­ит в се­бе и оп­ре­делён­ный эко­ло­гич. риск, т. к. все­ле­ние но­во­го ви­да мо­жет на­ру­шить эко­ло­гич. рав­но­ве­сие, из­ме­нить сло­жив­шие­ся пи­ще­вые це­пи и при­вес­ти к вы­тес­не­нию ме­ст­ных ви­дов; воз­мож­но и об­ра­зо­ва­ние но­вых форм, и по­гло­ще­ние ме­ст­ных форм в ре­зуль­та­те гиб­ри­ди­за­ции. Из­вест­ны рез­ко от­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия: при все­ле­нии греб­не­ви­ка ( Mnemiop­sis leidyi ) в Чёр­ное, Азов­ское и Кас­пий­ское мо­ря (по­еда­ние им зоо­планк­то­на при­ве­ло к со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти рыб-планк­то­фа­гов), аме­ри­кан­ской эло­деи в пре­сно­вод­ные во­до­ёмы Ев­ро­пы (их за­рас­та­ние, ухуд­ше­ние га­зо­во­го ре­жи­ма), за­воз кав­каз­ско­го бор­ще­ви­ка Со­снов­ско­го (род Heracleum ) в Ев­роп. часть Рос­сии и др.

Источник

Интродукция растений, её экологические и экономические последствия

Описание правового обеспечения, основных нормативно-правовых актов, касающихся интродукции растений, ее последствия, а также способы предотвращения и смягчения. Инвазии чужеродных растений. Интродукция, карантин и защита растений в Оренбургской области.

РубрикаЭкология и охрана природы
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления22.05.2015
Размер файла41,4 K

Чем опасна интродукция видов. Смотреть фото Чем опасна интродукция видов. Смотреть картинку Чем опасна интродукция видов. Картинка про Чем опасна интродукция видов. Фото Чем опасна интродукция видов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Кафедра природопользования и экологического права

по дисциплине Системная экология

Интродукция растений, её экологические и экономические последствия

Выполнила студентка 4 курса

дневного отделения группы ДЭ-1-09

к.б.н., доцент Смирнова Н.В.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ

1.1 Карантин и защита растений

1.2 Понятие об интродукции растений

ГЛАВА 2.ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1 Инвазии чужеродных растений

2.2 Интродукция растений в Оренбургской области

ГЛАВА 3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИНТРОДУКЦИИ И СМЯГЧЕНИЕ ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЙ

Представленная работа посвящена теме «Интродукция растений, её экологические и экономические последствия». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов об интродукции растений.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, а также вниманием к окружающей среде в современном мире.

Цель работы. Целью исследования является изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Задачи. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

· рассмотреть нормативно-правовую базу по данной теме;

· рассмотреть интродукцию растений и её последствия;

· выяснить, как предотвратить интродукцию растений и как смягчить её последствия;

· сделать выводы по всей работе.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Во введении определяются цели, предмет, объект исследования. В первой главе дается описание правового обеспечения, основных нормативно-правовых актов, касающихся данной темы. Во второй главе рассматривается интродукция растений и её последствия. В третьей главе рассматривается предотвращение и смягчение интродукции растений. В заключении приводятся выводы по теме исследования. Объем работы составляет 34 страниц, в ней приведены таблицы и рисунки, список использованной литературы содержит 25 наименования.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения.

Методика исследования: В ходе подготовки курсовой работы производился обзор литературы по выбранной теме. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «интродукция растений и её последствия», справочная литература, прочие актуальные источники информации такие как:

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ

На национальном уровне принимались следующие меры: 1) разработка стратегий борьбы с инвазивными чужеродными видами на основе межсекторальных диалогов среди соответствующих учреждений; 2) включение таких стратегий в национальную политику; 3) внесение вклада в разработку региональной нормативно-правовой базы по инвазивным чужеродным видам.

Далее приводится информация о координации деятельности и совместных мероприятиях международных организаций, которые устанавливают стандарты или разрабатывают руководящие указания касательно инвазивных чужеродных видов, включая Конвенцию о биологическом разнообразии (КБР), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО), Международную конвенцию по защите растений (МКЗР), Всемирную организация по охране здоровья животных (ВООЗЖ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). В рамках МКЗР и ВООЗЖ проводится сейчас работа по расширению их сферы охвата вредителей растений или рисков для животных с целью включению в нее инвазивных видов. На совещании Контактной группы данных организаций была признана необходимость дальнейшего стимулирования и облегчения межсекторального сотрудничества учреждений, отвечающих за охрану природы, и данной работы по санитарным и фитосанитарным мерам. Участники обсудили целый ряд вариантов реализации совместных мероприятий по созданию потенциала и производству обучающих материалов по способам применения международных стандартов и руководящих указаний.

В решении о пробелах и несоответствиях в международной нормативно-правовой базе по инвазивным видам Конференция Сторон признала 14 четких путей интродукции чужеродных видов, надлежащее устранение которых не обеспечивается в международной нормативно-правовой базе.

В этом же решении Конференция Сторон настоятельно призвала Стороны и другие правительства принимать упреждающие меры для предотвращения интродукции и распространения инвазивных чужеродных видов на своей территории и призвала их, а также региональные органы разработать процедуры и/или меры контроля, которые обеспечат рассмотрение вопроса о трансграничном воздействии потенциально инвазивных чужеродных видов в рамках национальных и региональных процессов принятия решений.

В решении Конференция Сторон предложила соответствующим организациям расширять охват и устранять пробелы и несоответствия в международной нормативно-правовой базе касательно международных стандартов по инвазивным чужеродным видам с целью включения в них инвазивных животных, не являющихся вредителями растений согласно Международной конвенции по защите растений, и инвазивных животных, которые не считаются возбудителями болезней Всемирной организацией по охране здоровья животных, и призвала Стороны и другие правительства формально поднять данные вопросы через свои национальные делегации во Всемирной организации по охране здоровья животных, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций и Всемирной торговой организации.

В целях дальнейшего включения в сферу охвата вредителей растений секретариат Международной конвенции по защите растений (МКЗР) подготовил документ для обсуждения по инвазивным чужеродным видам, который был изучен Комиссией по фитосанитарным мерам на ее шестой сессии. В рамках дальнейшей разработки стандартов для защиты растений в экосистемах, включая водную окружающую среду, МКЗР разрабатывает в настоящее время проекты стандартов для «сведения к минимуму перемещения вредителей в морской таре и путем морских перевозок» и «сведения к минимуму перемещения вредителей в авиаконтейнерах и в воздушных судах» в качестве международных стандартов для фитосанитарных мер (МСФМ). Кроме того, проект МСФМ по «подходу на основе принятия комплексных мер в международной торговле к растениям, предназначенным для посадок», изучается в настоящее время в ходе консультаций и должен быть представлен на седьмой сессии Комиссии по фитосанитарным мерам в 2012 году. МСФМ распространяются также на инвазивные чужеродные виды растений.

Контактная группа признала необходимость создания потенциала для выявления и устранения пробелов в международной нормативно-правовой базе по инвазивным чужеродным видам, чтобы дать странам возможность эффективно внедрять существующие международные стандарты во всемирном масштабе и гармонизировать среди стран санитарные и фитосанитарные меры. В рамках своих усилий по оказанию Сторонам содействия в осуществлении Конвенции и Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы секретариат Конвенции о биологическом разнообразии включает инвазивные чужеродные виды в качестве одного из пунктов повестки дня серии семинаров по обновлению национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия. Секретариат Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер (СПСФМ-ВТО) помогает повышать осведомленность об инвазивных чужеродных видах путем включения данного вопроса в повестку дня различных семинаров, организуемых для членов Соглашения.

1.1 Карантин растений

Федеральный закон о карантине растений.

Принят Государственной Думой 5 июля 2000 года. Одобрен Советом Федерации 7 июля 2000 года.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права определяет основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации.

Обеспечение карантина растений

При выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации по обеспечению карантина растений устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин.

В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.

Государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений.

Ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосани-тарным сертификатом.

Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.

Ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений.

Ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений.

Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.

Ввозимая на территорию Российской Федерации подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вторичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.

Государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляется специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений.

Ввоз на территорию Российской Федерации карантинных объектов для научных исследований регламентируется правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Запрещается использование подкарантинных объектов, зараженных карантинными объектами, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Запрещается применение карантинных фитосанитарных мер и ограничений (в любых их формах) для решения задач, не относящихся к обеспечению карантина растений.

Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в местах назначения, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации из стран распространения карантинных объектов, подлежит профилактическому обеззараживанию в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Транспортные средства, использованные для перевозок подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежат обязательной очистке или в случае необходимости обеззараживанию в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений.

Обеззараживание, очистка, дегазация подкарантинных объектов осуществляются в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений.

В целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию.

При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим в порядке, определенном статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на территории Российской Федерации карантинных объектов подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) может быть изъята, уничтожена или возвращена по предписаниям должностных лиц специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации по обеспечению карантина растений.

Финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

1.2 Понятие об интродукции растений

Поэтому правильней различать простую и сложную интродукцию.

Простой интродукцией называется метод введения новых пород без предварительного изменения их свойств. При проведении простой интродукции есть два пути: 1) предварительный эксперимент и изучение его результатов; 2) предварительное изучение интродуцируемой породы и затем эксперимент.

Сложной интродукцией называется метод введения новых пород с предварительным изменением их свойств.

К условиям, определяющим возможность интродукции, относятся: климат, почвы, явления фотопериодизма, стадийность и цикличность развития растений.

Приспособиться к новым климатическим и почвенным условиям растениям позволяет их большая пластичность. Если же эти условия значительно отличаются от климата и почв родины интродуцируемого растения, то лесовод соответствующим уходом за культурами или даже изменением природы растения способствует успеху интродукции его в данном районе. Воздействия на растения должны проводиться с учетом их стадийного развития.

Свет имеет огромное значение в жизни растений, но на каждой Стадии их развития и для разных пород потребность в свете и продолжительности освещения бывает различной. Изменения соотношения продолжительности дня и ночи в течение вегетационного периода и влияние этого соотношения на развитие растений носит название явления фотопериодизма.

Изменять природу растений можно и путем воздействия на семена, проростки или сеянцы различными химическими и физическими воздействиями. Предпосевная обработка семян ростовыми веществами способствует не только повышению их всхожести, но и увеличению роста и морозостойкости сеянцев. Обработка семян ультразвуком или звуком в некоторых случаях способствовала повышению морозоустойчивости сеянцев. При закаливании растений к действию пониженных температур у них повышается количество сульфгидрильных групп в белках.

В природных экосистемах интродукции растений часто способствует восстановлению состава и функции нарушенных фитоценозов, уменьшает риск вымирания видов. Вместе с тем работы с интродуцентами могут привести и к нежелательным последствиям, напр. переносу вместе с семенами, черенками, саженцами возбудителей болезней (грибы, бактерии), насекомых-вредителей, а также сорняков, которые могут вызвать негативные изменения в биоценозах или даже формирование новых экологических комплексов с резко обеднённой местной флорой. Интродукция растений должна осуществляться с соблюдением карантинных правил.

Материал для интродукции растений поставляют главным образом научные экспедиции, направляемые многими странами мира в первичные и вторичные центры происхождения культурных растений. Повседневную интродукцию дикорастущих видов с последующей их акклиматизацией ведут Ботанические сады и др. ботанические и селекционные учреждения.

Интродукция растений оперирует своими понятиями и терминами, такими, например, как объект интродукции, пункт интродукции, интродукционный поиск, первичное и вторичное интродукционное испытание, подведение итогов интродукции и т.п. Интродукции растений присущи свои методы и методики: методы подбора интродуцентов для первичного интродукционного испытания, методики определения степени адаптации интродуцентов и так далее. Присущ интродукции растений и целый ряд достаточно четко сформулированных закономерностей.

Все это диктует настоятельную необходимость последовательно и методично рассмотреть весь круг вопросов, связанных с интродукцией растений, во всем многообразии проявления внешних признаков и выявления внутренних взаимосвязей. Непременными предпосылками осуществления процесса интродукции растений является наличие объектов интродукции, пунктов интродукции и интродукторов, людей, занимающихся интродукцией растений. Сам же процесс интродукции протекает последовательно и состоит из нескольких этапов, основными из которых являются: интродукционный поиск, первичное и вторичное интродукционное испытание.

ГЛАВА 2. ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1 Инвазии чужеродных растений

Настоятельно необходимо создание национальной системы контроля инвазионных видов.

Динамика расселения может быть различной. Многие годы растение может не проявлять явной активности, а затем перейти к быстрому расселению. Например, Клён ясенелистный (Acer negundo)долго не удавалось ввести в культуру: деревья страдали от морозов, нередко вымерзали до корневой шейки. Опыты были начаты еще в конце XVIII века, и лишь к концу XIX века удалось достичь успеха после использования посадочного материала из северной части природного ареала этого клена (Виноградова и др., 2010). И только в середине XX века A. negundo стал активно расселяться. Это время адаптации к новым условиям во вторичном ареале принято называть лаг-фаза (lag-phase). В редких случаях лаг-фаза минимальна. Так, Борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi) практически сразу «ушел» с полей на обочины дорог, а затем стал расселяться по опушкам и речным долинам. С другой стороны, можно считать, что эфемерофиты находятся в состоянии лаг-фазы. До конца неясно, что происходит с видом растения при переходе к активному расселению во вторичном ареале. В ряде случаев выявлены генетические отличия адвентивных популяций от растений в природном ареале. Одним из путей адаптации к более северным условиям является ускоренный переход к репродуктивной фазе, что достигается способностью цвести при меньшем числе метамеров (Виноградова и др., 2010).

Можно ли остановить расселение наиболее опасных инвазионных видов? В ряде случаев такой успех был достигнут. Наиболее известен случай борьбы с опунцией в Австралии, когда ее численность удалось существенно снизить благодаря биологическим методам контроля. Однако, несмотря на достигнутые успехи, биологический контроль имеет ряд ограничений. Этот метод требует стабильного финансирования, разработка метода от поиска агента воздействия до готовой технологии занимает продолжительное время., существуют биологические риски. И никаких гарантий на успех! Например, многолетние исследования в нашей стране по использованию амброзиевого полосатого листоеда Zygogramma suturali (Fabricius) для борьбы с амброзией получают противоречивую оценку (Биологические…, 2004).

2.2 Интродукция в Чувашской Республике

В Чувашской Республике интродукцией растений занимаются с 1952 года.

Растения интродуцированные в Чувашской Республике:

· Щирица белая / Amaranthus albus L./ родом из Средиземноморья.

· Горчак ползучий, розовый /Acroptilon repens (L.) DС./ Средняя Азия (Москаленко, 2001).

ГЛАВА 3.ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИНТРОДУКЦИИ И СМЯГЧЕНИЕ ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЙ

Принцип 1: Осмотрительный подход

Ввиду непредсказуемости воздействия интродукции чужеродных видов на биологическое разнообразие, следует основывать деятельность по выявлению и предотвращению непреднамеренных интродукций, а также решения, касающиеся преднамеренных интродукций, на принципе осмотрительного подхода. Отсутствие знаний, основанных на научных данных относительно экологического, социального и экономического риска, связанного с потенциально инвазивными чужеродными видами или с путями их проникновения, не должно служить причиной отказа от принятия превентивных мер против интродукции потенциально инвазивных чужеродных видов. Таким же образом, отсутствие знаний, основанных на научных данных относительно долговременных последствий инвазии, не должно быть причиной отсрочки в принятии мер по искоренению, локализации или регулированию.

Принцип 2: Трехэтапный иерархический подход

Предотвращение интродукции считается, как правило, более рентабельным и экологически желательным мероприятием, чем меры, принимаемые вслед за интродукцией чужеродного инвазивного вида. Следует в первую очередь предотвращать проникновение чужеродных инвазивных видов (как между государствами, так и внутри них). Если же проникновение все-таки имело место, то необходимо принимать меры, предупреждающие укоренение и распространение чужеродных видов. Предпочтительнее всего было бы искоренение таких видов на самых ранних этапах (принцип 13). В случае, если меры по искоренению невыполнимы или если они оказываются нерентабельными, следует принимать меры по локализации (принцип 14) и меры долгосрочного регулирования (принцип 15). Любое рассмотрение выгод и расходов (как экологических, так и экономических) должно проводиться на долгосрочной основе.

Принцип 3: Экосистемный подход

Все меры по борьбе с чужеродными инвазивными видами следует строить на экосистемном подходе / в соответствии с относящимися к делу положениями Конвенции и решениями Конференции Сторон.

Принцип 4: Государственная ответственность

Государства должны признавать тот риск, которому они могут подвергать другие государства, являясь потенциальным источником чужеродных инвазивных видов, и, следовательно, принимать надлежащие меры с целью максимального уменьшения такого риска. В соответствии со статьей 3 Конвенции о биологическом разнообразии и принципом 2 Декларации Рио-де-Жанейро 1992 года об окружающей среде и развитии государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Применительно к чужеродным инвазивным видам, следующие виды деятельности могут подвергать риску другое государство:

a) преднамеренная или непреднамеренная передача чужеродного инвазивного вида другому государству (даже если он является безвредным в государстве происхождения); и

б) преднамеренная или непреднамеренная интродукция чужеродного вида на свою собственную территорию при наличии риска того, что данный вид впоследствии распространится (с помощью или без помощи человека) на территорию другого государства и станет инвазивным.

Принцип 5: Научно-исследовательская деятельность и мониторинг

В целях разработки соответствующей базы знаний, необходимых для решения данной проблемы, государства должны проводить надлежащий мониторинг чужеродных инвазивных видов и надлежащую научно-исследовательскую работу в этой области. В рамках осуществления такой работы следует документировать историю инвазий (происхождение, пути проникновения и временные рамки), характеристику чужеродных инвазивных видов, экологию инвазии и связанные с ней экологические и экономические последствия и характер их изменений с течением времени. Мониторинг является ключевым элементом раннего выявления новых чужеродных видов. Он предусматривает проведение целевых и общих обследований, которые будут намного успешней, если привлекать к ним местные общины.

Принцип 6: Просвещение и осведомленность общественности

Государства должны содействовать просвещению и осведомленности общественности в вопросе риска, связанного с интродукцией чужеродных видов. Когда требуется принятие мер по смягчению последствий, следует начать проведение просветительских программ и программ, ориентированных на повышение осведомленности общественности, с тем чтобы информировать местные общины и группы в надлежащих секторах о том, как оказывать поддержку принимаемым мерам.

Принцип 7: Пограничный контроль и карантинные меры

1. Государства должны осуществлять пограничный контроль и проводить карантинные меры, с тем чтобы обеспечивать:

a) наличие надлежащих разрешений на реализацию международных интродукций (принцип 10);

б) сведение до минимума непреднамеренных или несанкционированных интродукций чужеродных видов.

2. Проведение данных мер должно основываться на оценке риска, связанного с чужеродными видами и возможными путями их проникновения. Следует укреплять и, по мере необходимости, расширять соответствующие государственные учреждения или органы и надлежащим образом готовить сотрудников к реализации данных мер. Системы раннего обнаружения и координация деятельности в региональном масштабе могут также принести пользу делу.

Принцип 8: Обмен информацией

Государства должны поддерживать разработку базы/баз данных, такой, например, какая в настоящее время разрабатывается в рамках Глобальной программы по инвазивным видам (ГПИВ) для компилирования и распространения информации о чужеродных видах, создающих угрозу экосистемам, естественным местам обитания и видам, в целях использования ее в рамках осуществления любых видов деятельности по предотвращению интродукции, интродукции и смягчению ее последствий. Такая информация должна включать в себя перечни происшествий, данные о таксономии и экологии инвазивных видов и данные о мерах регулирования, когда они имеются в наличии. Широкому распространению данной информации, а также национальных, региональных и международных руководящих принципов, процедур и рекомендаций, таких, к примеру, какие собирает ГПИВ, должен содействовать, в частности, и механизм посредничества.

Принцип 9: Сотрудничество, включая создание потенциала

В зависимости от обстоятельств реакция государства может носить чисто внутренний (в пределах страны) характер или может требовать совместных усилий двух или более стран, как например:

a) когда государство происхождения знает, что вид, поставляемый на экспорт, может в потенциале стать инвазивным в государстве-получателе; государство экспорта должно представить государству импорта информацию (при наличии таковой) о потенциальной инвазивности вида. Особое внимание следует обращать на случаи одинаковой природной среды со Сторонами экспорта;

б) когда необходимо разрабатывать соглашения между странами на двусторонней или многосторонней основе и использовать их в целях регулирования торговли определенными чужеродными видами, обращая при этом основное внимание на особо вредные инвазивные виды;

в) когда государства должны оказывать поддержку программам по созданию потенциала в целях проведения оценки риска, возникающего в связи с интродукцией чужеродных видов в государствах, которые испытывают недостаток в экспертных знаниях и ресурсах, включая финансовые ресурсы. Такое создание потенциала может предполагать передачу технологии и разработку программ подготовки кадров.

Принцип 10: Преднамеренная интродукция

Преднамеренная интродукция ни в коем случае не должна происходить без надлежащего разрешения со стороны соответствующего национального органа власти или учреждения. Прежде чем будет принято решение относительно того, следует ли разрешать предлагаемую преднамеренную интродукцию, необходимо, чтобы была проведена общая оценка, включающая также оценку риска и оценку экологического воздействия на окружающую среду. Государства должны разрешать интродукцию только тех чужеродных видов, которые, как показала предварительная оценка, не будут причинять недопустимого вреда экосистемам, естественным местам обитания и видам как в самом этом государстве, так и в соседних с ним государствах. Бремя доказывания того, что предлагаемая интродукция навряд ли будет причинять такой вред, должно лежать на тех, кто предлагает такую интродукцию. Кроме того, предполагаемые выгоды такой интродукции должны в значительной степени превосходить любые реальные и потенциальные неблагоприятные последствия и связанные с нею издержки. Разрешение на интродукцию может в соответствующих случаях сопровождаться рядом условий (например, подготовкой плана по смягчению последствий, процедур мониторинга или требований по локализации). Все вышеупомянутые меры следует осуществлять только с позиций осмотрительного подхода.

Принцип 11: Непреднамеренные интродукции

1. Все государства должны ввести условия, регулирующие непреднамеренные интродукции (или преднамеренные интродукции, которые укоренились и стали инвазивными). К числу таких условий относятся меры, имеющие силу закона, и меры регулирования, организации и учреждения, на которые возложена ответственность и которым даны оперативные ресурсы, необходимые для быстрых и эффективных действий.

2. Необходимо выявить общие пути, ведущие к непреднамеренным интродукциям, и разработать надлежащие положения с целью максимального сокращения числа таких интродукций. Секторальная деятельность (как например, рыболовство, сельское хозяйство, лесоводство, садоводство, судоходство, включая слив водяного балласта, наземный и воздушный транспорт, строительные объекты, благоустройство ландшафтов, декоративная аквакультура, туризм и разведение дичи на фермах) нередко ведет к непреднамеренным интродукциям. В законодательные нормы, требующие проведения оценок экологического воздействия таких видов деятельности на окружающую среду, следует включать также требования о проведении оценок риска, связанного с непреднамеренными интродукциями чужеродных инвазивных видов.

Принцип 12: Смягчение последствий

Как только будет установлен факт укоренения чужеродного инвазивного вида, государства должны принимать меры по смягчению неблагоприятных последствий, такие как искоренение, локализацию и регулирование. Методы, применяемые для искоренения, локализации и регулирования, должны быть рентабельными, не связанными с риском для окружающей среды, людей и сельского хозяйства, и должны быть приемлемыми с социальной, культурной и этической точек зрения. Меры по смягчению последствий следует принимать на самых ранних этапах инвазии и с учетом осмотрительного подхода. В этой связи раннее выявление новых интродукций потенциально инвазивных или инвазивных видов имеет важное значение и его необходимо сочетать с возможностью проведения быстрых последующих акций.

Принцип 13: Искоренение

Из всех мер по борьбе с укоренившимися чужеродными инвазивными видами первостепенное значение следует придавать процедуре искоренения в тех случаях, когда она осуществима и рентабельна. Самым удобным считается искоренение чужеродных инвазивных видов на ранних этапах инвазии, когда их популяции невелики и локализованы, поэтому чрезвычайно полезными могут оказаться системы раннего обнаружения, нацеленные на точки наиболее вероятного проникновения этих видов. Неотъемлемой частью проектов по искоренению должна стать поддержка общественности, возникшая на основе проведения расширенных консультаций.

Принцип 14: Локализация

Принцип 15: Меры регулирования

Меры регулирования следует, скорее, направлять на уменьшение причиненного вреда, чем просто на сокращение численности чужеродных инвазивных видов. Эффективное регулирование достигается зачастую посредством применения целого ряда комплексных методов. Большинство мер регулирования нужно будет применять регулярно, для чего потребуется периодическое составление оперативных смет и долгосрочных обязательств по достижению и закреплению результатов. В некоторых случаях биологическое регулирование может привести к долгосрочному подавлению чужеродного инвазивного вида, исключая необходимость в периодических расходах, но такое регулирование следует неизменно осуществлять в соответствии с существующими национальными нормативными положениями, международными правилами и с приведенным выше руководящим принципом 10.

Проделав данную работу мы, пришли к таким выводам:

1.Анализ нормативно-правовой базы интродукции растений свидетельствует о неоднозначности и непоследовательности правового регулирования в этой сфере, наряду с очевидными положительными моментами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *