Чем опасен электронный журнал
Прошло больше трех месяцев с той поры, когда начались настойчивые просьбы классного руководителя о подписании некоего «Соглашения на обработку персональных данных родителей обучающегося», в котором предлагалась «передача данных третьим лицам«, включая данные паспорта, адреса проживания и места работы, а также социального положения. Целью подобного соглашения указывалось «обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, определенных законом«.
Тем временем, размышляя о новизне степени отчужденности, вводимой электронной учетностью, я наткнулся на интересную новость: «Ростелеком» и Дневник.ру завершили внедрение системы «Контингент-регион» в трех субъектах РФ».
Из нее следует, что система «Контингент-регион» начала разрабатываться и внедряться в рамках «Распоряжения Правительства РФ №2125-р от 25 октября 2014 года об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».
Судя по комментариям на различного рода площадках, система эта располагается по адресу http://46.61.224.79/ и может быть задействована из любого региона. «Дневнику» отводится роль интегратора всей системы.
При этом, как заявляется на той же заглавной странице, к проекту уже подключены 31 626 школ, 5 633 912 учеников, 668 584 учителей, 2 935 891 родителей.
Как в этом свете нужно рассматривать пилотное внедрение этого проекта в регионах, пусть даже под брендом «Ростелекома», который на самом деле частно-государственный?
Однако, вчитываясь в текст того самого распоряжения №2125-р, начинаешь понимать, в какую западню ведут все эти красивые картинки.
Для начала зафиксируем, что указанное распоряжение утверждает некую «концепцию создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».
Что это за система, поясняется далее: «Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних«.
То есть вы не просто оказываетесь в некоем безобидном «электронном дневнике». Ваших детей «пришивают» к уже существующим ведомственным информационным системам, включая известные многим «госуслуги». Предпосылками создания подобной системы по мнению правительства является следующее:
— отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задач управления сетью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
— недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, не решена проблема выравнивания нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность;
— наличие информации о числе родившихся и зарегистрированных по месту жительства обучающихся способствует значительному повышению эффективности решения указанных проблем, однако такая информация сконцентрирована в различных ведомствах и зачастую недоступна в оперативном режиме;
— отдельный интерес представляют сведения обо всех этапах обучения детей, в частности данные о прохождении обучения в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об организациях, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, об успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении;
— известно, что образовательный процесс существенно влияет на такие факторы, как состояние здоровья, будущая социализация и профессиональная успешность обучающихся. Данная информация необходима органам власти при принятии управленческих решений, родителям и обучающимся при выборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом проблему представляет не только получение этих данных из другого ведомства, но и связь данных о здоровье с данными об обучающихся и их этапах обучения;
— несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем, содержащих различную информацию об обучающихся разных возрастных групп. Не решена проблема единой идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи гражданина значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников. Создание межведомственной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об обучающихся.
Ведь совсем не зря принципами создания этой межведомственной системы являются:
— учет обучающихся в межведомственной системе со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— обеспечение условий для персонифицированного учета данных об обучающихся;
— наполнение межведомственной системы данными из информационных систем различных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в объеме, необходимом для достижения целей, определенных Концепцией;
— обеспечение доступа заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к единым механизмам доступа к данным об обучающихся;
— использование страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве единого идентификатора обучающегося для осуществления межведомственного информационного взаимодействия.
Все это дополнятся вот таким вот перечнем персональных данных учащихся, хранимых в системе:
— фамилия, имя и отчество (при наличии)обучающегося;
— пол обучающегося;
— место рождения обучающегося;
— дата рождения обучающегося;
— номер записи акта о рождении обучающегося;
— дата государственной регистрации рождения и наименование органа,который произвел государственную регистрацию рождения;
— гражданство;
— серия и номер паспорта обучающегося (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность;
— адрес регистрации обучающегося по месту жительства (по месту пребывания);
— страховой номер индивидуального лицевого счета обучающегося;
— сведения о родителях или законном представителе обучающегося (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета);
— общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и иную информацию, необходимую для решения задач межведомственной системы.
Естественно, что кроме персональной информации система будет содержать «данные о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах«.
Это все конечно верно. Но! Глава VII указанной концепции предполагает возложить на Министерство образования и науки РФ «подготовку проектов о внесении в законодательство Российской Федерации в сфере образования изменений, необходимых для создания и функционирования межведомственной системы«, а так же «подготовку при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих установление полномочий федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по предоставлению персональных данных граждан Российской Федерации, и предложений, касающихся порядка получения, обработки, хранения и уничтожения персональных данных граждан Российской Федерации«.
Так-то! И всем понятно, что если есть заинтересованные лица, то новые законопроекты будут и создаваться и лоббироваться.
Что в итоге? В итоге мы видим попытку, под вывеской «эффективного решения задач обучения», создать систему тотального контроля за ребенком и его родителями. При участии (и под давлением) частных лиц.
Почему «электронные дневники» до сих пор ненадежны в образовании?
Добрый день, хабраюзер!
В этом топике будет затронута проблема, связанная с организацией надежности цифровых информационных систем, являющихся частью процесса современного образования. Если говорить конкретно, то электронных дневников.
Как известно, цифровые внедрения нынче повсеместны: школы и университеты заводят собственные странички в социальных сетях и блогах для информирования о происходящем, редкое учебное заведение не имеет собственного сайта, а электронные журналы вот-вот окончательно вытеснят бумажные… И это лишь часть тех перемен, которые происходят у нас на глазах. Конечно же, в информационный век этому уже не приходится удивляться: люди привыкли, что вся интересующая их информация находится интернете.
Очевидно, эти процессы инкапсулируют в себе и немалую ответственность как со стороны пользователей, так и со стороны разработчиков. Теперь недостаточно, уходя из кабинета, запирать дверь на ключ, оставляя позади нее всё важное. В цифровом мире физическая недоступность не является гарантией безопасности (однако, несомненно, этот аспект крайне важен в плане обеспечения комплексной безопасности). Но, обо всем по порядку.
Проблема #1: человеческий фактор.
«Самая большая уязвимость любой информационной системы — это её пользователь»(с)
С этим высказыванием трудно поспорить — человек есть человек. Именно эта проблема является ключевой в плане надежности и безопасности информационных ресурсов как со стороны пользователей, так и разработчиков. Эта проблема актуальна ровно столько, сколько существует сам человек, а поэтому она не относится к цифровому миру, как таковому. Ведь и во времена, предшествующие цифровым, например, бумажный журнал было доверено переносить конкретному человеку (старосте, кажется), который, в общем-то, мог бы пользоваться своим положением или быть использованным другими своими одногруппниками, что в конечном счете вполне могло привести к подделке оригинальной информации, ее компроментации. Другой пример, когда виновниками выступают уже не доверенные лица, а непосредственные «владельцы» информации. Если рассматривать это на конкретном примере, то легко представить себе обычного, скажем, секретаря, не подумавшего не только забрать, но и вообще закрыть журнал с важной информацией на время своего отсутствия в кабинете. Такое бывает и нередко. Это также может привести к утечке/подделке важных для учреждения сведений.
В современное время примеры неаккуратности человеческого фактора остаются идентичными, разве что бумажки заменяются компьютерами. На самом деле это несет еще большую угрозу. Если запрограммировать и «заразить» бумажку было нельзя, то с компьютерами все обстоит иначе.
Редкий сотрудник (по крайней мере, в сфере школьного образования) нажимает Win+L, отлучаясь по делам, некоторых в принципе не заботит, стоят ли пароли на их учетных записях Windows, а третьи вообще пускают за свой ноутбук чуть ли ни каждого встречного… Все это лишь усугубляет и без того ненадежные системы. Вы можете использовать самые безопасные браузеры, накачать дюжину различных антивирусов и даже использовать уникальный пароль учетной записи, но если пускать за свое место других людей без пристального наблюдения за их действиями, ничто не сможет гарантировать надежность рабочего места и отсутствие утечек.
Теперь хотелось бы привести простой пример эксплуатации «человеческого фактора».
Есть добрый преподаватель географии Иван Иванович, который попросил своего «ученика-компьютерщика» Антона Антоновича разобраться с тем, почему на его компьютере нет звука в презентации(обычная проблема). Ученик, быстро разобравшись с проблемой, пока Иван Иванович пишет на доске материал к следующему уроку, подумывает о перехвате данных своего учителя с этого компьютера(часто это почта, логины-пароли от соц.сетей и электронных журналов и т.д). Заранее Антоном был заготовлен злобный JavaScript-сценарий, являющийся частью его self-made сниффера:
И «ученик-компьютерщик» решает встроить свой скрипт внутрь любимого браузера Ивана Ивановича. Сделать Антон это может как стандартными средствами, предоставленными непосредственно браузерами, так и сторонними, вроде расширений TamperMonkey(Chrome), GreaseMonkey(FireFox) и т.д. После чего он довольно встает с захваченного PC и идет с улыбкой к любимому учителю географии, информируя его о починке исходной проблемы. Но с этого момента все вводимые данные на захваченном компьютере будут течь к Антону. Для более пущего эффекта он может сбросить всю историю браузера, включая запомненные ранее аутентификационные данные из форм.
Кроме того, Антон может попытать счастье и постараться вытащить пароль учетной записи Windows, используя средства наподобие wce (WindowsCredentialsEditor). Ведь вряд ли у Ивана Ивановича десяток различных паролей — так ведь неудобно — поэтому, вполне вероятно, что всего один единственный 😉
Проблема #2: ненадежность информационных ресурсов(электронных журналов)
Начать, пожалуй, следует с того, что ни один электронный журнал, встретившийся мне, не обладал должной системой защиты и системой выявления несанкционированного доступа. Я не хотел бы их перечислять. Все они, с точки зрения *безопасной* авторизации, напоминали какие-то форумы и многочисленные сайты-пиратки, построенные на движке DLE. Везде для входа в свой кабинет нужно было лишь указать логин(который часто представлял из себя email) и пароль. Ни о какой истории входов-выходов и информации об открытых «висячих» сессиях и речи нет. Однако данные, находящиеся внутри, все же представляют определенную ценность.
Рассмотрим пример на реально существующем электронном журнале, который функционировал в течении целого года.
Предположим, тот самый «ученик-компьютерщик» этим же вечером, придя домой и проанализировав свой лог, получил несанкционированный доступ к учетной записи преподавателя:
авторизовавшись, Антон увидел следующую картину:
что натолкнуло его на мысль о том, что имея в руках auth-данные лишь одного сотрудника своего образовательного учреждения(Ивана Ивановича), он может управлять всеми оценками любого юнита, входящего в состав этого учреждения. Это довольно странно, ведь это идет вразрез с простейшими правилами доступа.
Однако к служебной и конфигурационной информации у простого преподавателя доступа все же нет. Зато такой доступ есть у аккаунта администратора учебного заведения:
Здесь приведен один из ключевых конфигурационных разделов журнала. Красным выделено то, что влияет на безопасность и достоверность данных. Далее я хотел бы показать, что часто подобные настройки являются лишь иллюзией, которая еще больше усугубляет положение: ответственные лица полагают, что информация месячной/недельной(и т.д) давности была проверена и заморожена навсегда. Однако, это не так.
Что-либо изменить просто так не удастся, т.к на данный момент уже прошло слишком много времени.
Но если заглянуть в исходный код и посмотреть, как все устроено, можно увидеть следующее:
Синим обозначено то, что якобы не подлежит замене, красным — что изменяемо. Сразу появляется мысль подставить данные из уязвимого красного блока в синий, т.е заменить SPAN на INPUT. После срабатывания JS-события onChange происходит следующее:
Сработала одна из систем, отвечающих за надежность данных. Однако, если вспомнить, что есть HTML-сущности, то комментарий можно будет скрыть.
После нажатия на кнопку и обновления страницы можно увидеть:
Замороженные данные были подвержены изменению? Да. А причина тому кроется в том, что разработчики данного дневника не подумали проверять данные на серверной стороне. Они доверчиво принимают параметры от клиента, а сервер, как зомби, тупо прожевывает их, не сомневаясь в надежности…
Но, как оказалось, комментарии можно и вовсе обойти, а присутствие/отсутствие на конкретном уроке подделать, что в общем-то уже менее серьезно. Достаточно перейти на страницу урока( ↑ ссылка в заголовке таблицы ↑ ):
Здесь есть возможность добавить оценку(значок «плюсик»), но не изменить уже существующую(замороженную). Красным цветом снова показано «уязвимое» место системы, а синим — его эксплуатация. Здесь просто воспользоваться методом замены не получится( нельзя просто так взять и заменить DIV на A ), потому что тег ссылки содержит в себе служебные параметры: ID оценки и ID человека, которому она принадлежит. По нажатию на ссылку всплывает окно, ассоциированное с данными оценки. Поэтому для эксплуатации придется совсем немного подкорректировать параметры ссылки:
Теперь, если произвести замену, изменить и обновить:
Снова удалось заменить замороженные данные. Даже без указания комментария(причины)!
Здесь также наблюдается уязвимость, связанная с односторонней проверкой данных.
Вот таким достаточно простым способом удалось обойти основной раздел, отвечающий за защиту и надежность самых важных данных электронного журнала.
Исследование HTTP-запросов показало, что комментарий не учитывается вообще — это просто сторонний параметр, который может быть и пустым(значение на пустоту проверяется на клиентской стороне).
Возможно, разработчики и проектировщики(если проектировщики вообще были) точно были уверены, что данными функциями будут пользоваться исключительно сотрудники образовательных учреждений… но, на худой конец, ведь вполне может быть и так, что ученик является родственником определенного сотрудника и они пользуются общим компьютером…
Проблема #3: нежелание исправлять свои ошибки.
В начале описания проблемы#2 было сказано, что уязвимый электронный журнал функционировал в течении целого учебного года. Исследование же журнала было проведено почти в самом начале учебного года, разработчики и администрация были проинформированы, однако ни одной ошибки так и не было исправлено за всё прошедшее время. Вполне вероятно, что проблемой#1, связанной с человеческим фактором, воспользовалось множество учеников из разных образовательных учреждений, что в итоге могло привести к массовой подделке исходных данных. Проблема#2 лишь усугубляет эту ситуацию.
Сотрудники образовательных учреждений так же продолжают предоставлять доступ к своим компьютерам каждому встречному, не наблюдая за их действиями. Некоторые позаботились о смене своих «штатных» паролей(или их первоначальной установки). В целом ничего не изменилось, и уровень как безопасности, так и надежности остался на прежнем уровне.
Вывод
Проблема, как и положено, кроется в корне. Чтобы ее можно было как-то искоренить, необходимо заставлять людей задумываться о безопасности их рабочего места, о том, что вокруг «ходит» слишком много угроз. Утечка и несанкционированный доступ — часто лишь вопрос времени не только в контексте современных образовательных учреждений. Но на их примере очень легко убедиться в некомпетентности многих сотрудников. На примере электронного журнала(dnevnik.mos.ru) стало видно, что некомпетентность лишь одного человека может повлечь за собою крах, в данном случае, всей системы оценивания.
Многие школьные учителя еще только осваиваются в плане электронных ресурсов, но когда однажды(уже очень скоро) произойдет повсеместный полноценный переход от «олдскульных» бумажных журналов к электронным, необходимо будет уметь объективно оценивать угрозы не только пользователям, но и разработчикам подобных ресурсов. Необходима тщательно проработанная система авторизации, которая бы позволяла отслеживать неправомерный доступ; необходимы и системы логгирования входов и отслеживания открытых сессий текущего аккаунта; необходимо и как можно более сузить области ответственности отдельных аккаунтов.
Все это в конечном счете позволит доверять современным электронным дневникам и не сомневаться в информации, которую они призваны не только предоставлять, но и оберегать.
Что не так с электронным дневником и почему пока он проигрывает бумажному
Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.
Зачем нужен электронный дневник
Электронный дневник и журнал введены во всех школах Москвы с 2017/2018 учебного года как основной источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Также он призван облегчить общение родителей и школы. Расписание уроков в электронный дневник вносит завуч, а графы с темами уроков, домашним заданием и отметками заполняет учитель.
Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.
В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.
Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.
Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми
Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».
Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя
Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.
«Отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребенка»
Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.
Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.
«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».
Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва
В чём польза бумажных дневников
Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.
Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.
Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий
В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.
Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.
Почему бумага часто лучше экрана
Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.
Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.
Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.
Что даёт электронный дневник детям
«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.
Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.