Чем опасен электронный дневник
Ольга Баранец: Почему мы против электронного дневника
Вот, например, мнение одной из мам: «Учитель по своей воле отменила ведение дневников в начальной школе, вернее пустила все в свободное плавание, мотивируя тем, что есть электронный дневник и этого достаточно. В результате возникло много проблем. Ребенок не знает что задано, ждет домой родителей, чтобы узнать дом. задание и оценки за урок. Не сформированы привычки записи в дневник, а значит самоконтроля, нет осознания необходимости самостоятельной подготовки. Надо отметить, что эта традиция (ведения дневника) существует очень давно, и на форзаце дневника есть правила и ответственность за его заполнение и проверку! У младшего вообще проблема, он никогда не знает, что ему поставили и действительно, нет осознания ситуации, нет мотивации что-то улучшить-исправить.»
Что можно к этому добавить!? Действительно ведение бумажного дневника формирует ответственность, обязательность, системность мышления, самоорганизованность. Систематическая запись домашних заданий учит планировать, отслеживать промежуточный результат. Красная пятерка в дневнике – положительное подкрепление твоих усилий, такая же двойка дополнительный стимул к учебе, не говоря уже о записях учителя. Под предлогом освобождения учителей от проверки дневников детей лишили важной воспитательной и образовательной составляющих.
В нашу организацию были предоставлены видеоматериалы, на которых были зафиксированы изменения учителем оценок задним числом, произвольно изменялась посещаемость школы. Такой «плавающий» документ перестает быть в сознании ребенка чем-то важным и перестает нести свою функцию контроля и дополнительного стимула. Собственно все, что и нужно реформаторам – отменить обязательность, контроль, размылить процесс, а дальше наш ленивый мозг сделает свое дело. Учиться тяжело! И тут все подпорки хороши – и строгость родителей, и неминуемый контроль учителя, и наказание, и поощрение. Бумажный дневник – играет в этом процессе свою незаменимую роль именно своей неподкупностью и неизменностью конечного документа. Почему именно бумажного и запись рукой, потому что письменная речь формирует мышление, осознание, память (попробуйте трудную к осознанию мысль записать рукой – увидите как это работает или прочтите статью). Возможно, это связано с тем, что мелкая моторика руки связана с центрами речи, в которые включена вся наша мозговая активность в части сознания и мышления. Когда мы что-то пишем рукой, в мозге происходят соответствующие мыслительные процессы. Набор электронного текста так не работает. Вообще отказ от рукописного текста в обучении (и от бумажных дневников в частности) это медвежья услуга от реформаторов нашего образования, поскольку школа – это не только загрузка мозга суммой знаний, но и формирование аппарата мышления, самоконтроля, органа, который будет ответственен за правильные и быстрые решения, следовательно за будущую успешность ребенка. Рукописное письмо, в частности ведение бумажного дневника – важный способ обучения мозга!
В грефовском образовательном проекте, который постепенно внедряет Минпросвещения обучение ребенка строится без учителя и родителя, исключительно на его самоконтроле, ответственности и самоорганизованности. Какой обман! За эти высшие функции человеческого поведения отвечает префронтовая кора головного мозга, которая у ребенка не развита, а только формируется! Ребенку нечем самоорганизовываться! Именно поэтому дети и считаются детьми и нуждаются в окружении взрослых, которые обеспечивают ответственность, самоорганизованность, самоконтроль. Проверенная годами система: требовательный учитель и контролирующий родитель введена не просто так. Бумажный дневник в ней – тренажер, на котором школьник учится – ответственности (не записал, не выучил, получил неут), самоорганизованности (ты должен сделать это сам и сам отвечаешь за результат) и, наконец, самоконтроле и планированию (ты должен решать когда и что учить, чтобы сдавать домашнее задание в срок). Кстати, из исследований психологов известно, что дети, вынужденные в период взросления нести повышенную ответственность и самоорганизованность в будущем имели более низкие показатели здоровья. Их биологический возраст бы выше реального, т.е. они старели раньше, своих сверстников, у которых было нормальное детство с постепенным взрослением. Вряд ли в проекте Грефа это учитывается, как и вообще здоровье и состояние испытуемых школьников.
С принятием электронных дневников ребенок из объекта превращается в субъект образовательного процесса, пассивным наблюдателем собственной жизни, в которой учитель что-то написал, родитель что-то посмотрел, а я тут вроде и не причем. Это одна крайность. Или в невротика, которого неизмеримо повышенная ответственность за невыполнимый объем заданий толкала к суицидальным мыслям (реальные случаи из обращений в ОУЗС).
Я не пишу о том, что электронный дневник – это прекрасный сбор данных на ребенка, родителя, семью. Мы много об этом говорили в предыдущих публикациях.
Хочу напоследок отметить, что бумажный дневник – это приватное образовательное пространство между ребенком, учителем и родителем. Ведь ребенок учится и все его неудачи – это временный процесс, в котором посторонним нет места. Сегодня два – не получилось, завтра пятерка – молодец! Вот здесь как раз важен конечный результат, а промежуточные – временный процесс. Вынесение всех ошибок, неудач и фиксация их на веки вечные делают ребенка каким-то тотальным неудачником. Еще раз, электронный дневник – медвежья услуга от минпросвета!
Я бы порекомендовала родителям добиваться в школе ведения бумажного дневника, обязать своего ребенка вести бумажный дневник, даже если школа вам отказала и самим в этом случае строго следить за его заполнением.
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:
Прошло больше трех месяцев с той поры, когда начались настойчивые просьбы классного руководителя о подписании некоего «Соглашения на обработку персональных данных родителей обучающегося», в котором предлагалась «передача данных третьим лицам«, включая данные паспорта, адреса проживания и места работы, а также социального положения. Целью подобного соглашения указывалось «обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, определенных законом«.
Тем временем, размышляя о новизне степени отчужденности, вводимой электронной учетностью, я наткнулся на интересную новость: «Ростелеком» и Дневник.ру завершили внедрение системы «Контингент-регион» в трех субъектах РФ».
Из нее следует, что система «Контингент-регион» начала разрабатываться и внедряться в рамках «Распоряжения Правительства РФ №2125-р от 25 октября 2014 года об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».
Судя по комментариям на различного рода площадках, система эта располагается по адресу http://46.61.224.79/ и может быть задействована из любого региона. «Дневнику» отводится роль интегратора всей системы.
При этом, как заявляется на той же заглавной странице, к проекту уже подключены 31 626 школ, 5 633 912 учеников, 668 584 учителей, 2 935 891 родителей.
Как в этом свете нужно рассматривать пилотное внедрение этого проекта в регионах, пусть даже под брендом «Ростелекома», который на самом деле частно-государственный?
Однако, вчитываясь в текст того самого распоряжения №2125-р, начинаешь понимать, в какую западню ведут все эти красивые картинки.
Для начала зафиксируем, что указанное распоряжение утверждает некую «концепцию создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам».
Что это за система, поясняется далее: «Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних«.
То есть вы не просто оказываетесь в некоем безобидном «электронном дневнике». Ваших детей «пришивают» к уже существующим ведомственным информационным системам, включая известные многим «госуслуги». Предпосылками создания подобной системы по мнению правительства является следующее:
— отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задач управления сетью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
— недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, не решена проблема выравнивания нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность;
— наличие информации о числе родившихся и зарегистрированных по месту жительства обучающихся способствует значительному повышению эффективности решения указанных проблем, однако такая информация сконцентрирована в различных ведомствах и зачастую недоступна в оперативном режиме;
— отдельный интерес представляют сведения обо всех этапах обучения детей, в частности данные о прохождении обучения в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об организациях, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, об успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении;
— известно, что образовательный процесс существенно влияет на такие факторы, как состояние здоровья, будущая социализация и профессиональная успешность обучающихся. Данная информация необходима органам власти при принятии управленческих решений, родителям и обучающимся при выборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом проблему представляет не только получение этих данных из другого ведомства, но и связь данных о здоровье с данными об обучающихся и их этапах обучения;
— несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем, содержащих различную информацию об обучающихся разных возрастных групп. Не решена проблема единой идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи гражданина значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников. Создание межведомственной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об обучающихся.
Ведь совсем не зря принципами создания этой межведомственной системы являются:
— учет обучающихся в межведомственной системе со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— обеспечение условий для персонифицированного учета данных об обучающихся;
— наполнение межведомственной системы данными из информационных систем различных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в объеме, необходимом для достижения целей, определенных Концепцией;
— обеспечение доступа заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к единым механизмам доступа к данным об обучающихся;
— использование страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве единого идентификатора обучающегося для осуществления межведомственного информационного взаимодействия.
Все это дополнятся вот таким вот перечнем персональных данных учащихся, хранимых в системе:
— фамилия, имя и отчество (при наличии)обучающегося;
— пол обучающегося;
— место рождения обучающегося;
— дата рождения обучающегося;
— номер записи акта о рождении обучающегося;
— дата государственной регистрации рождения и наименование органа,который произвел государственную регистрацию рождения;
— гражданство;
— серия и номер паспорта обучающегося (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность;
— адрес регистрации обучающегося по месту жительства (по месту пребывания);
— страховой номер индивидуального лицевого счета обучающегося;
— сведения о родителях или законном представителе обучающегося (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета);
— общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и иную информацию, необходимую для решения задач межведомственной системы.
Естественно, что кроме персональной информации система будет содержать «данные о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах«.
Это все конечно верно. Но! Глава VII указанной концепции предполагает возложить на Министерство образования и науки РФ «подготовку проектов о внесении в законодательство Российской Федерации в сфере образования изменений, необходимых для создания и функционирования межведомственной системы«, а так же «подготовку при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих установление полномочий федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по предоставлению персональных данных граждан Российской Федерации, и предложений, касающихся порядка получения, обработки, хранения и уничтожения персональных данных граждан Российской Федерации«.
Так-то! И всем понятно, что если есть заинтересованные лица, то новые законопроекты будут и создаваться и лоббироваться.
Что в итоге? В итоге мы видим попытку, под вывеской «эффективного решения задач обучения», создать систему тотального контроля за ребенком и его родителями. При участии (и под давлением) частных лиц.
Родители делятся опытом отказа от электронного дневника и ОПД
Уважаемые родители, Хотел вам рассказать краткую историю об отказе электронной формы услуги по «предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению дневника и журнала успеваемости» и заменой ведения успеваемости ученика на бумажный носитель.
Когда мой ребенок пошел в первый класс, по решению семейного совета, было принято решение об оформлении заявления на отказ от ведения электронного дневника и второго заявления в отношении обработки персональных данных. Документы были предоставлены учителю.
Первое с чем я столкнулся- мне пришлось поработать с возражениями. При этом встретил недоумение, удивление, обвинения в неадекватности и т.д. К сожалению, с этим приходится сталкиваться и принимать учителя таким, какой он есть. Будьте готовы к тому, что школьный учитель будет задавать неудобные вопросы. Как правило, неподготовленные родители, рассеиваются на первом этапе. Например, приходилось работать вот такими возражениями:
— Зачем Вам это надо? Вы единственный родитель в школе, кроме Вас такие вопросы никто не задает;
— Я не готова брать на себя дополнительную нагрузку. Ради одного ребенка вносить оценки на бумажный носитель. А что будет, если бумажный дневник потеряется? Я должна брать на себя ответственность?
— Мы в школе электронным дневником пользуемся 2 года. Ради одного родителя, менять никто не будет.
— А как вы будете узнавать домашние задания? Расписание уроков? Ссылки на дополнительные занятия? Ссылки на видеоматериалы? В ЭЖ имеется вся информация о текущих и будущих мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и т.д.
— Вы понимаете, если в классе хотя бы один родитель откажется, то меня лишат премии. Да…Да.. именно так …
Как не странно, заведующая отнеслась с пониманием, даже поддержала, выслушав мои доводы, отправила на 3 тур полосы препятствий. Как вы понимаете, это школьный директор.
В итоге попал на прием к школьному директору, и первое наше знакомство произошло в октябре. Все отказные заявление передал директору школы. Внимательно прочитав, она начала задавать те же самые вопрос, что и учитель. Однако, также были озвучены и другие вопросы, которые учитель не задавал:
— Мы ради одного родителя не будем портить статистику. Если в школьном портале не будет данных об учащемся, то в Министерстве образования данные не совпадут. Также невозможно будет планировать ежеквартальные, ежегодные финансовые отчетности.
— Без школьного портала нельзя получить итоговый школьный аттестат;
— Переходите на семейное обучение;
При беседе со школьным директором я ответил на все ее возражения, т.к. заранее готовился к подобным вопросам.
Камнем преткновения стал следующий вопрос:
— Итоговая оценка в старших классах и баллы ЕГЭ заносятся в систему РИС и ФИС, но без обработки персональных данных это невозможно, а значит невозможно получить школьный аттестат.
Далее мы поговорили о том, что система небезопасна, что взломать систему для подготовленного айти-специалиста не составит труда. Так как сам являюсь айти специалистом, я вкратце рассказал как технически устроены реляционные базы данных, конфигурации баз данных с точки зрения безопасности, привел примеры утечки данных клиентов Банка и т.д.
Летом после окончания 1 класса, я предоставил директору школы ответ (письмо было направлено ранее другими родителями-взял в интернете) от Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации:
— На основании разъяснительного письма от Рособрнадзора от 12.03.2019 № 10-188, 16.07.2019 № 1122-10, что ГИА для учащихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, может быть организована без внесения их персональных данных в РИС и ФИС.
В сентябре текущего года директор сообщил, что комитетом по образованию было принято положительное решение, т.е. разрешили вести дневник и классный журнал.
В итоге, для оформления нам предоставили 2 заявления: отзыв на обработку персональных данных и второе заявление- отказ от услуги «Электронный дневник».
Как это будет работать на самом деле, пока не могу сказать, буду смотреть и следить внимательно в текущем году.
Хочу сказать напоследок – ничего не бойтесь, отстаивайте свои права, боритесь за своих детей. Глаза боятся- руки делают.
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:
Что не так с электронным дневником и почему пока он проигрывает бумажному
Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.
Зачем нужен электронный дневник
Электронный дневник и журнал введены во всех школах Москвы с 2017/2018 учебного года как основной источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Также он призван облегчить общение родителей и школы. Расписание уроков в электронный дневник вносит завуч, а графы с темами уроков, домашним заданием и отметками заполняет учитель.
Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.
В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.
Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.
Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми
Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».
Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя
Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.
«Отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребенка»
Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.
Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.
«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».
Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва
В чём польза бумажных дневников
Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.
Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.
Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий
В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.
Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.
Почему бумага часто лучше экрана
Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.
Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.
Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.
Что даёт электронный дневник детям
«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.
Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.