Чем обычно завершалось повествование жития
Житие как жанр древнерусской литературы
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого великого тысячелетия более 700 лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой».
Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…
Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное – не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира.
Одной из таких картин служит Житие, призванное стать биографией духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. В основе Жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного самому автору лично или по рассказам его современников. Целью Жития было прославить героя, сделать его образцом для последователей и почитателей. «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в Житии не портрет, а икона». Живые лица и поучительные типы, биографическая рамка и назидательный панегирик в ней, портрет и икона – это необычное сочетание отражает самое существо житийного художественного способа изображения. Необходимо подчеркнуть важность житийного жанра, поскольку именно в нем на протяжении всего Средневековья рассказывалось о человеке. Герой Жития, независимо от его богатства или бедности, от социального положения и учености, воспринимался любым читателем как себе подобный. Читатель мог видеть себя в этом герое, мог ему завидовать, брать с него пример, вдохновляться его подвигами. Судьба человека и более того – попытки заглянуть в его внутренний мир, поэтизация духовного подвига не могли не привлекать к этому виду литературы сердца и умы. Это было единственное в Средние века повествование о человеческой судьбе.
Если же рассмотреть структуру Жития, то мы заметим целое литературное сооружение, некоторыми деталями напоминающее архитектурную постройку. Оно начинается обыкновенно пространным, торжественным предисловием, выражающим недостоинство автора, его многогрешность, призывание помощи Божией и святых, взгляд на значение святого в деле спасения.
Вводной части также свойственны многочисленные цитаты и параллели из священных книг. Потом повествуется деятельность святого, предназначенного с младенческих лет, иногда еще до рождения, стать богоизбранным сосудом высоких дарований; эта деятельность сопровождается чудесами при жизни, запечатлевается чудесами и по смерти святого. Житие заканчивается похвальным словом святому, выражающим обыкновенно благодарение Господу Богу за ниспослание миру нового светильника, осветившего житейский путь грешным людям. Все эти части соединяются в нечто торжественное, богослужебное: Житие и предназначалось для прочтения в церкви на всенощном бдении накануне дня памяти святого.
Житие обращено, собственно, не к слушателю или читателю, а к молящемуся. Оно более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится превратить душеполезный момент в молитвенную наклонность. Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала.
Каноническая схема Жития служила, таким образом, наилучшим планом для изображения идеального героя и идеализированного мира, в котором он совершал свои праведные дела. Но с самых первых шагов в развитии житийного жанра канон нарушался под влиянием жизненных фактов. Нарушения эти обыкновенно почти не касались главного героя, но тем более осязательно затрагивали других действующих лиц. И чем талантливее был агиограф, тем значительнее было отступление его произведения от церковного шаблона.
Страница из великих Четьи Минеи
В Древнюю Русь с начала письменности переходят через посредство южных славян и переводятся непосредственно с греческого языка сборники Житий («минеи», «пролог», «патерики»), а также начинают составляться оригинальные Жития первых русских святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (XI век) и др. Русские авторы Житий несут в себе идеи независимости политической и церковной жизни молодого Киевского государства; порой они во многом отходят от канонов греческой агиографии.
Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века).
Второе южнославянское влияние (конец XIV – начало XV века) содействует развитию в русской агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес», в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает Житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (Жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (Житие Кирилла Белозерского и др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (XVI век) агиография становится на службу идеологическим задачам правительства. Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением их Житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. В XVII веке составляются собрания Четьих Миней Германа Тулупова (1627–1632), Иоанна Милютина (1646–1654) и Димитрия Ростовского (изд. 1689–1705). В XV–XVII веках создается особенно большое число новых Житий, посвященных монахам Русского Севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни, Жития постепенно сближаются с бытовой повестью (Житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине XVII – начале XVIII века создаются новые Жития, посвященные представителям религиозного движения – раскола. Героями их становятся противники государственной Церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (Жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.). Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием». Жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемической автобиографии «апостолов» раскола (Жития Аввакума, Епифания).
По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития: биографическое (биос) и мученическое (мартириос). Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма – более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа Житий лежат «протоколы» допросов христиан, поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого.
Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам; подвижники, оставив города, уходили в пустыни и жили там в полном одиночестве (отшельники). Особым видом христианского подвижничества было столпничество, при котором святой обитал долгие годы на вершине каменной башни – столпа, а в монастырях подвижники могли затворяться в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти.
Среди византийских Житий наибольшее распространение получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Екатерины, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др.
Жития русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы – с XI по XVII век. Жития эти также могут быть систематизированы по типу героев: княжеские, Жития церковных иерархов, строителей монастырей, подвижников во славу церкви и мучеников за веру, жития юродивых. Помимо этого, Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу – по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и северорусские, псковские, ростовские, московские и др.).
Об авторстве тех или иных житий в ряде случаев мы узнаем из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Нестор Летописец (XI–XII), Епифаний Премудрый (XIV–XV), Пахомий Логофет (XV) – вот наиболее известные из авторов русских житий.
Группируя жития по характеру героев, отметим:
– Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.);
– Жития иерархов Русской Церкви – митрополитов (Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа);
– Жития юродивых (Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Михаила Клопского и др.).
Из княжеских Житий наиболее известны Жития Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Дмитрия Донского и др.
Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги.
Не обошло стороной и влияние на житийную литературу легендарно-сказочных мотивов. Местные предания иногда столь сильно влияют на авторов, что к Житиям созданные ими произведения могут относиться только потому, что герои их признаны Церковью святыми и в заглавии их может фигурировать термин «Житие», тогда как по литературному характеру это ярко выраженные сюжетно-повествовательные произведения. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском». В XVII веке на Русском Севере возникают Жития, полностью основанные на местных легендах о чудесах, происходящих от останков людей, жизненный путь которых с подвигами во славу Церкви не связан, но необычен – они страдальцы в жизни. Артемий Веркольский – мальчик, погибший от грозы во время работы в поле, Иоанн и Логгин Яренские – то ли поморы, то ли монахи, погибшие в море и найденные жителями Яренги на льду, Варлаам Керетский – священник села Кереть, убивший жену, наложивший сам на себя за это тяжкие испытания и прощенный Богом.
Только древнерусское Житие дает нам возможность наблюдать личную жизнь в Древней Руси, хотя и возведенную к идеалу, переработанную в тип, с которого корректный агиограф старался стряхнуть все мелочные конкретные случайности личного существования. Нередко это и своеобразная местная летопись глухого уголка, не оставившего по себе следа ни в общей летописи, ни даже в какой-либо грамоте. Такие записи чудес иногда велись по поручению игумена и братии особыми на то назначенными лицами, с опросом исцеленных и свидетельскими показаниями, с прописанием обстоятельств дела, являясь скорее деловыми документами, книгами форменных протоколов, чем литературными произведениями. Несмотря на это, в них иногда ярко отражается быт местного мирка, притекавшего к могиле или ко гробу святого со своими нуждами и болезнями, семейными непорядками и общественными неурядицами.
Жития, в свою очередь, формировали взгляды древнерусских читателей на идеал святости, на возможность спасения, воспитывали филологическую культуру (в лучших своих образцах), создавали идеальные формы выражения подвига святого.
Тест по литературе Житие для 8 класса
Тест по литературе Житие. «Сказание о житии Александра Невского» для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
1 вариант
А1. Что такое житие?
1) историческое повествование, которое велось по годам
2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях
3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью
4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом
А2. Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав
2) Ярослав
3) Олег
4) Рюрик
А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?
1) Давид
2) Борис
3) Севастьян
4) Пелугий
А4. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?
1) раздалось пение хора ангелов
2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита
3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб
4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу
В1. В каком государстве возник жанр жития?
В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?
С1. Почему Александра Невского причислили к святым?
2 вариант
А1. Чем обычно завершалось повествование жития?
1) похвалой святому
2) нравоучительной проповедью
3) эпилогом
4) похвалой автору жития
А2. Какое видение явилось Пелугию?
1) Богородица
2) Борис и Глеб
3) Николай Чудотворец
4) Апостол Пётр
А3. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?
1) из Новгорода
2) из Киева
3) из Рязани
4) из Пскова
А4. Кем стал Александр в конце своей жизни?
1) послушником
2) священником
3) монахом
4) настоятелем монастыря
В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?
В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?
С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?
Ответы на тест по литературе Житие. «Сказание о житии Александра Невского» для 8 класса
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-2
В1. В Византии
В2. Спиридон
2 вариант
А1-1
А2-2
А3-4
А4-3
В1. В XIII
В2. Святой Софии
Тест с ответами по литературе: “Житие” для 8 класса
1. Житие-это:
а) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью +
б) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
в) историческое повествование, которое велось по годам
2. Сколько подвигов, согласно сказанию, совершил Александр Невский:
а) 5
б) 3 +
в) 7
3. Чем обычно завершалось повествование жития:
а) похвалой автору жития
б) эпилогом
в) похвалой святому +
4. Какому герою уподобляет рассказчик князя:
а) царю Иосифу +
б) герою Ахиллесу
в) Зевсу
5. «Повесть о житии … Александра Невского» написана:
а) вскоре после Ледового побоища
б) незадолго до битвы на Неве
в) вскоре после смерти Александра Невского +
6. Какому герою уподобляет рассказчик князя:
а) Иисусу Христу
б) царю Соломону +
в) Николаю чудотворцу
7. Где похоронен Александр Невский:
а) в Новгороде
б) в Москве
в) во Владимире +
8. Как называется краткое изречение, содержащее обобщающее умозаключение в словах Александра Невского: “Не в силе Бог, но в правде”:
а) афоризм +
б) мораль
в) фразеологизм
9. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни:
а) священником
б) послушником
в) монахом +
10. Какие жанры литературы сочетаются в произведении:
а) притчи и воинские повести
б) агиографии и воинские повести +
в) предания и агиографии
11. Из какого города Александр Невский изгнал немцев:
а) из Пскова +
б) из Новгорода
в) из Рязани
12. Что заставляет главного героя “Повести о житии… Александра Невского” браться за оружие:
а) жажда славы
б) вторжение врагов в его владение +
в) стремление захватить чужие земли
13. Какое видение явилось старейшине Ижорской земли:
а) Борис и Глеб +
б) Богородица
в) Апостол Пётр
14. Как называется приём противопоставления “силы великой” короля “малой дружине” Александра Невского:
а) аллегория
б) олицетворение
в) антитеза +
15. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение:
а) Пелгусий +
б) Давид
в) Борис
16. Кто из героев “Повести о житии… Александра Невского” говорит: “Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя”:
а) Пелгусий
б) Андреяш +
в) Александр
17. Чьей премудростью уподобляет рассказчик ум великого князя:
а) Самсона
б) Веспасиана
в) Соломона +
18. Какое событие произошло 5 апреля 1242 года:
а) Невское побоище
б) битва на Чудском озере (Ледовое побоище) +
в) Куликовская битва
19. Как звали отца Александра Невского:
а) Святослав
б) Олег
в) Ярослав +
20. Кто такие Борис и Глеб, упомянутые в “Повести о житии… Александра Невского”:
а) архиепископы
б) святые мученики +
в) храбрые воины
21. В каком веке было создано произведение:
а) в XIII +
б) в XII
в) в XI
22. Что сделал князь Александр в “Повести о житии.. Александра Невского” пере битвой:
а) стал собирать дружину
б) вошёл в церковь и начал молиться +
в) пошёл к царю просить помощи
23. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской:
а) Святого Николая
б) Святой Марии
в) Святой Софии +
24. Что делает Александр Невский перед смертью:
а) пишет завещание
б) принимает схиму +
в) даёт наставления своим воинам
25. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем:
а) Давид
б) Соломон
в) Спиридон +
26. Откуда не черпал сведения о жизни своего героя автор “Повести о житии… Александра Невского”:
а) из рассказов соратников Александра
б) из летописей +
в) из своих воспоминаний
27. В каком государстве возник жанр жития:
а) в Византии +
б) на Руси
в) в Двуречье
28. В “Повести о житии… Александра Невского” есть предложение: “Третий – Яков, половчанин, был ловчим у князя”. Кем был Яков:
а) стрелком
б) воином
в) охотником +
29. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту:
а) умерший сам взял грамоту из руки митрополита +
б) раздалось пение хора ангелов
в) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу
Тест «Сказание о житии Александра Невского» Вариант 1 А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по года
Тест «Сказание о житии Александра Невского»
А1. Что такое житие?
1) историческое повествование, которое велось по годам;
3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;
4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
А2. Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав 3) Олег
АЗ. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?
А4. Каким героям уподобляет рассказчик князя?
1) Александру Македонскому
В1. В каком веке возник жанр жития?
В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?
С1. Почему Александра Невского причислили к святым?
Тест «Сказание о житии Александра Невского»
А1. Чем обычно завершалось повествование жития?
1) похвалой святому
2) нравоучительной проповедью
4) похвалой автору жития
А2. Какое видение явилось Пелугию?
3) Николай Чудотворец
АЗ. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?
А4. Кем стал Александр в конце своей жизни?
4) настоятелем монастыря
В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?
В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?
С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?
Тест «Сказание о житии Александра Невского» Вариант 1 А1?
Тест «Сказание о житии Александра Невского» Вариант 1 А1.
А2. Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав 3) Олег 2) Ярослав 4) Рюрик АЗ.
Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?
1) Давид 2) Борис 3) Севастьян 4) Пелугий А4.
Каким героям уподобляет рассказчик князя?
1) Александру Македонскому 2) «царю» Ахиллесу 3) Иосифу 4) Соломону 5) Ииусу Христу В1.
В каком веке возник жанр жития?
В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?
С1. Почему Александра Невского причислили к святым?
Тест «Сказание о житии Александра Невского» Вариант 2 А1.
Чем обычно завершалось повествование жития?
1) похвалой святому 2) нравоучительной проповедью 3) эпилогом 4) похвалой автору жития А2.
Какое видение явилось Пелугию?
1) Богородица 2) Борис и Глеб 3) Николай Чудотворец 4) Апостол Пётр АЗ.
Из какого города Александр Невский изгнал немцев?
1) из Новгорода 2) из Киева 3) из Рязани 4) из Пскова А4.
Кем стал Александр в конце своей жизни?
1) послушником 2) священником 3) монахом 4) настоятелем монастыря В1.
В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?
В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?
С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?