Чем обычно завершалось повествование жития чем обычно завершалось повествование жития

Тест с ответами по литературе: “Житие” для 8 класса

1. Житие-это:
а) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью +
б) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
в) историческое повествование, которое велось по годам

2. Сколько подвигов, согласно сказанию, совершил Александр Невский:
а) 5
б) 3 +
в) 7

3. Чем обычно завершалось повествование жития:
а) похвалой автору жития
б) эпилогом
в) похвалой святому +

4. Какому герою уподобляет рассказчик князя:
а) царю Иосифу +
б) герою Ахиллесу
в) Зевсу

5. «Повесть о житии … Александра Невского» написана:
а) вскоре после Ледового побоища
б) незадолго до битвы на Неве
в) вскоре после смерти Александра Невского +

6. Какому герою уподобляет рассказчик князя:
а) Иисусу Христу
б) царю Соломону +
в) Николаю чудотворцу

7. Где похоронен Александр Невский:
а) в Новгороде
б) в Москве
в) во Владимире +

8. Как называется краткое изречение, содержащее обобщающее умозаключение в словах Александра Невского: “Не в силе Бог, но в правде”:
а) афоризм +
б) мораль
в) фразеологизм

9. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни:
а) священником
б) послушником
в) монахом +

10. Какие жанры литературы сочетаются в произведении:
а) притчи и воинские повести
б) агиографии и воинские повести +
в) предания и агиографии

11. Из какого города Александр Невский изгнал немцев:
а) из Пскова +
б) из Новгорода
в) из Рязани

12. Что заставляет главного героя “Повести о житии… Александра Невского” браться за оружие:
а) жажда славы
б) вторжение врагов в его владение +
в) стремление захватить чужие земли

13. Какое видение явилось старейшине Ижорской земли:
а) Борис и Глеб +
б) Богородица
в) Апостол Пётр

14. Как называется приём противопоставления “силы великой” короля “малой дружине” Александра Невского:
а) аллегория
б) олицетворение
в) антитеза +

15. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение:
а) Пелгусий +
б) Давид
в) Борис

16. Кто из героев “Повести о житии… Александра Невского” говорит: “Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя”:
а) Пелгусий
б) Андреяш +
в) Александр

17. Чьей премудростью уподобляет рассказчик ум великого князя:
а) Самсона
б) Веспасиана
в) Соломона +

18. Какое событие произошло 5 апреля 1242 года:
а) Невское побоище
б) битва на Чудском озере (Ледовое побоище) +
в) Куликовская битва

19. Как звали отца Александра Невского:
а) Святослав
б) Олег
в) Ярослав +

20. Кто такие Борис и Глеб, упомянутые в “Повести о житии… Александра Невского”:
а) архиепископы
б) святые мученики +
в) храбрые воины

21. В каком веке было создано произведение:
а) в XIII +
б) в XII
в) в XI

22. Что сделал князь Александр в “Повести о житии.. Александра Невского” пере битвой:
а) стал собирать дружину
б) вошёл в церковь и начал молиться +
в) пошёл к царю просить помощи

23. В какой церкви молился Александр перед боем с ко­ролём страны Римской:
а) Святого Николая
б) Святой Марии
в) Святой Софии +

24. Что делает Александр Невский перед смертью:
а) пишет завещание
б) принимает схиму +
в) даёт наставления своим воинам

25. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем:
а) Давид
б) Соломон
в) Спиридон +

26. Откуда не черпал сведения о жизни своего героя автор “Повести о житии… Александра Невского”:
а) из рассказов соратников Александра
б) из летописей +
в) из своих воспоминаний

27. В каком государстве возник жанр жития:
а) в Византии +
б) на Руси
в) в Двуречье

28. В “Повести о житии… Александра Невского” есть предложение: “Третий – Яков, половчанин, был ловчим у князя”. Кем был Яков:
а) стрелком
б) воином
в) охотником +

29. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту:
а) умерший сам взял грамоту из руки митрополита +
б) раздалось пение хора ангелов
в) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу

Источник

Тест по литературе Житие для 8 класса

Тест по литературе Житие. «Сказание о житии Александра Невского» для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Что такое житие?

1) историческое повествование, которое велось по годам
2) обширное повествование в стихах или прозе о вы­дающихся национально-исторических событиях
3) биографии духовных и светских лиц, канонизиро­ванных христианской церковью
4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1) Святослав
2) Ярослав
3) Олег
4) Рюрик

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1) Давид
2) Борис
3) Севастьян
4) Пелугий

А4. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?

1) раздалось пение хора ангелов
2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита
3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб
4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу­

В1. В каком государстве возник жанр жития?

В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?

С1. Почему Александра Невского причислили к святым?

2 вариант

А1. Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому
2) нравоучительной проповедью
3) эпилогом
4) похвалой автору жития

А2. Какое видение явилось Пелугию?

1) Богородица
2) Борис и Глеб
3) Николай Чудотворец
4) Апостол Пётр

А3. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода
2) из Киева
3) из Рязани
4) из Пскова

А4. Кем стал Александр в конце своей жизни?

1) послушником
2) священником
3) монахом
4) настоятелем монастыря

В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?

В2. В какой церкви молился Александр перед боем с ко­ролём страны Римской?

С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?

Ответы на тест по литературе Житие. «Сказание о житии Александра Невского» для 8 класса
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-2
В1. В Византии
В2. Спиридон
2 вариант
А1-1
А2-2
А3-4
А4-3
В1. В XIII
В2. Святой Софии

Источник

Тест с ответами: “Летописи. Былины. Жития.”

1. В каком государстве возник жанр жития?
а) В Византии+
б) В Италии
в) В Греции

2. Чем обычно завершалось повествование жития?
а) похвалой святому+
б) нравоучительной проповедью
в) похвалой автору жития

3. Чего не просил Сергий Радонежский у черноризца:
а) знать грамоту
б) оба варианты не правильны
в) здоровья +

4. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне:
а) пленённым быть +
б) богатым быть
в) убитым быть

5. Князь Олег умер таким образом:
а) погиб в сражении
б) от отравления
в) от укуса змеи +

6. Правильное значение слова “жемчуг”:
а) украшение
б) драгоценное перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков +
в) драгоценный металл

7. Неправильное значение слова “жемчуг”:
а) драгоценное перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков
б) нет верного ответа
в) посуда +

8. Произведение устного народного творчества о подвигах богатырей относится к этому жанру:
а) былина +
б) сказание
в) летопись

9. Основная тема «Жития Сергия Радонежского»:
а) отношение Сергия Радонежского к родителям
б) детство Сергия Радонежского
в) становление святого Сергия Радонежского +

10. Не является основной темой «Жития Сергия Радонежского»:
а) становление святого Сергия Радонежского
б) встреча Сергия Радонежского с монахом +
в) нет верного ответа

11. В детстве Сергия Радонежского звали:
а) Варфоломей +
б) Стефан
в) Никифор

12. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне:
а) богатым жить
б) забытым быть +
в) женатым быть

13. Против какого народа воевал князь Олег:
а) греков +
б) турков
в) немцев

14. Против какого народа не воевал князь Олег:
а) греков
б) нет верного ответа
в) немцев +

15. Правильное значение слова “башлык”:
а) капюшон +
б) священник
в) плащ

16. Запись событий по годам называется:
а) житие
б) летопись +
в) былина

17. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого:
а) гулял по лесу
б) пастушил
в) искал скот +

18. Богатырь-это:
а) могучий человек
б) воин, обладающий необычной силой +
в) защитник Родины

19. Сколько княжил Олег:
а) 20 лет
б) 25 лет
в) 33 года +

20. Слово “узорочье” означает:
а) старинные монеты
б) драгоценности +
в) покрывала

21. Слово “узорочье” означает:
а) наряды +
б) шелковые ткани
в) кушанья

22. У Олега было столько кораблей:
а) 3 000
б) 2 000 +
в) 5 000

23. Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях называется:
а) летопись
б) сказка
в) былина +

24. Слово “паволоки” означает:
а) наряды
б) шелковые ткани +
в) деньги Древней Руси

25. Слово “паволоки” означает:
а) кушанье
б) драгоценности
в) покрывала +

26. Почему Олег не принял вино от греков:
а) оно прокисло
б) оно было отравлено +
в) оно было разбавлено

27. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях:
а) с появлением письменности +
б) многие тысячи лет назад
в) когда стали печатать первые книги

28. Исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий:
а) сказание
б) былина
в) летопись +

29. Что значит “повесить щит”:
а) одержать победу +
б) захватить чужие земли
в) сдаться

30. Слово «былина» образовано от слова:
а) «больше»
б) «быль» +
в) «было»

31. Основная тема былины об Илье Муромце:
а) три подвига Ильи Муромца +
б) три поездки Ильи Муромца
в) бой с разбойниками

32. Сергий Радонежский попросил у черноризца:
а) стать монахом
б) знать грамоту +
в) богатства

Источник

Чем обычно завершалось повествование жития. «»Сказание о житии Александра Невского»

В то время, когда составлялась первоначальная редакция «Жития Варлаама Хутынского», в устной традиции бытовали легендарные рассказы о нем сказочного и новеллистического характера. Но в письменный житийный текст такие рассказы стали включаться позднее. В XIII в. в житие церковного подвижника эпизоды бытового, сказочно-легендарного характера не включаются.

«Житие Александра Невского» имеет и существенное жанровое отличие от «Летописца Даниила Галицкого»: оно с самого начала писалось как произведение житийное, это памятник агиографического жанра. Жанровые особенности нашли отражение в авторском предисловии с элементами самоуничижения и этикетными сведениями автора о себе, в том, как рассказчик сообщал в начале своего повествования о рождении и родителях Александра («… родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава, и от матере Феодосии»), в рассказе о свершившихся по смерти Александра чудесах, в многочисленных отступлениях церковно-риторического характера. Но реальный образ героя повествования, его деяния придали «Житию Александра Невского» особый воинский колорит. Чувство живой симпатии рассказчика к своему герою, о котором он не только слышал «от отець своих», а и сам был «самовидець възраста его» (с. 159), преклонение перед его воинскими и государственными делами придали «Житию Александра Невского» какую-то особую искренность и лиричность.

Героико-эпический дух «Жития Александра Невского» обусловил включение в текст Жития эпизода, повествующего о шести храбрецах, отличившихся во время битвы на Неве. Автор говорит, что он слыхал об этом от самого Александра и «от иных, иже в то время обретошася в той сечи» (с. 168). Видимо, в основе эпизода лежит какое-то устное эпическое предание или, возможно, героическая песня о шести храбрецах. Правда, автор Жития лишь перечислил имена героев, кратко сообщив о подвиге каждого из них.

По образцу «Жития Михаила Черниговского» в XIV в. будет написано «Житие Михаила Ярославича Тверского», убитого в Орде в 1318 г. по проискам московского князя Юрия Даниловича. И здесь князь добровольно идет в Орду. Но самоотверженность его объясняется уже не религиозными мотивами, а заботой князя о судьбе своего княжества. Рассказ об унижениях Михаила Ярославича в Орде, об обстоятельствах его гибели осложнен рядом сильных деталей и психологически острых ситуаций.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Житие Александра Невского не представляет полной и системат. изложенной биографии князя, а описывает только наиболее значительные события его жизни (победа над шведами в устье Ижоры, разгром немцев на Чудском озере, поездка князя в Орду). В Житии «нет даже связного рассказа: содержание представляет недлинный ряд отрывочных воспоминаний, отдельных эпизодов из жизни Александра» (Ключевский), автор описывает «именно такие черты, которые рисуют не историческую деятельность знаменитого князя. а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников. «

В Житии описан и такой эпизод. К Александру прибывает посольство от папы, но он отказывается: «От вас учения не приемлем». Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. «И бысть страх и ужас велик зело на всех». Это чудо подтверждает святость Александра»

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

«Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли. » так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали. В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным, шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою на лице самого короля оставляет «след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде».

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж., деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.
Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!»

Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании о житии и о храбрости «благоверного и великого князя Александра». И. П. Еремин назвал Ж. «восторженной данью светлой памяти князя». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

1) историческое повествование, которое велось по годам

2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях

3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прощлом

2. Как звали отца Александра Невского?

1) Святослав 2) Ярослав 3) Олег 4) Рюрик

1) Давид 2) Борис 3) Севастьян 4) Пелугий

4. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?

1) раздалось пение хора ангелов 2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита

3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб 4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу

В1. В каком государстве возник жанр жития?

В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?

С1. причислили к святым?

1. Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому 2) нравоучительной проповедью 3) эпилогом 4) похвалой автору жития

2. Какое видение явилось Пелугию?

1) Богородица 2) Борис и Глеб 3) Николай Чудотворец 4) Апостол Пётр

3. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода 2) из Киева 3) из Рязани 4) из Пскова

4. Кем стал Александр в конце своей жизни?

1) послушником 2) священником 3) монахом 4) настоятелем монастыря

В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?

В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?

1. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

1) Семёныч 2) Савельич 3) Степаныч 4) Архип

1) перстнем 2) пятиалтынным 3) ужином 4) заячьим тулупом

3. Как повёл себя Швабрин после захвата крепости?

1) откупился 2) перешёл на сторону Пугачёва 3) сбежал из крепости 4) спрятался в доме попа

4. К кому Маша Миронова обратилась за помощью, чтобы оправдать Гринёва?

1) к Екатерине II 2) к Екатерине I 3) к Потёмкину 4) к влиятельным родственникам

В1. Какое издание было любимым чтивом отца Гринёва?

В2. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

С1. Почему глава, повествующая о дуэли Гринёва и Швабрина, названа не «Дуэль», а «Поединок»?

1. Какое наставление дал Гринёву отец, отправляя на службу?

1) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» 2) «Под лежачий камень вода не течёт»

3) «Береги платье снову, а честь смолоду» 4) «Если Магомет не идёт к горе, то гора придёт к Магомету»

2. Как называлась крепость, в которой Гринёв нёс службу?

1) Белозерская 2) Белокаменная 3) Белоглинская 4) Белогорская

3. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

1) Пугачёв их помиловал 2) отец был убит, матери удалось спастись

3) оба были убиты 4) Пугачёв содержал их под арестом

4. Почему Гринёв был заключён под стражу?

2) его оговорил Швабрин

3) за самовольное отлучение из Оренбурга

4) его оболгали неизвестные ему перебежчики

В1. Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачёв Гринёву.

В2. К какой главе в качестве эпиграфа взята поговорка? Мирская молва – морская волна.

С1. Почему Гринёв, будучи арестованным, на допросе не рассказал всей правды о своих взаимоотношениях с Пугачёвым? Как это характеризует героя?

1. Каким предстаёт монастырь в самом начале повествования?

1) разрушенным 2) действующим 3) отстраивающимся заново 4) пустым

2. Что вспомнил Мцыри, оказавшись на воле?

1) человека, пленившего его 2) дорогу домой 3) отчий дом 4) своего брата

3. С каким зверем бился Мцыри?

1) с тигром 2) с барсом 3) с пантерой 4) с ягуаром

4. Что (кто) в предсмертном бреду привиделось(ся) Мцыри?

Контрольное классное сочинение-рассуждение по комедии «Ревизор».

1. Случаен ли самообман чиновников в «Ревизоре»?

2. Мир чиновничества в комедии «Ревизор».

3. Что осуждает в комедии «Ревизор»?

4. Смешное и грустное в комедии «Ревизор».

5. * Город, в котором происходит действие «Ревизора» (что случится в городе после приезда настоящего ревизора?).

Контрольное классное сочинение-рассуждение по рассказу «После бала».

1. Полковник на балу и после бала.

2. Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала.

3. Утро, изменившее жизнь.

4. * Страница из дневника Ивана Васильевича.

Средства контроля

Диагностический контроль

Примерные задания для диагностической работы № 1 (начало учебного года).

1. «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу и заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова…» О каком герое идет речь? Назовите это произведение, его автора, жанр, имя героя. Какой композиционный прием использован автором в этом отрывке?

2. Вспомните свое любимое стихотворение о Родине и назовите его автора. Какие образы являются в стихотворении ключевыми и какими способами они создаются? Какими приемами пользуется автор для создания образа Родины? Приведите примеры.

Примерные задания для диагностической работы № 2 (середина учебного года).

1. Приведите по три примера эпических, лирических и драматических произведений. Назовите их авторов и жанры.

2. Назовите основные образы изученного стихотворения. Какими художественными средствами созданы эти образы? Приведите примеры.

3. Почему комедия «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?

Примерные вопросы и задания для письменных работ

Уровни литературного развития учащихся

Древнерусская и житийная литература. Литература XVIII века.

Как отразилась жизнь народа в древнерусской литературе?

Какова историческая основа произведений русских писателей XVIII века?

Как показаны человек и история древнерусской литературе и литературе XVIII века? (по выбору)

Каков смысл эпиграфа к роману «Капитанская дочка»?

Какова роль эпизода первой встречи Гринева и Пугачева?

Как раскрывается тема «русского бунта» в романе «Капитанская дочка»?

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Какие нравственные ценности утверждает поэма «Мцыри»?

Гоголь хотел «высмеять все дурное в России»?

Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?

Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

О каких порядках в России рассказывает?

Каковы приемы изображения внутреннего состояния героев в рассказе «После бала»?

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Каков нравственный выбор ровесника в произведении? В чем гуманизм и оптимизм стихов и песен о Великой Отечественной войне?

Стихи о Родине и родной природе

Какой изображены Родина и природа в русской лирике?

В чем особенности восприятия мира природы в лирике?

Каково ваше восприятие, истолкование, оценка стихотворения о Родине и природе?

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

по литературе 8 класс

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

А1. Что такое житие?

историческое повествование, которое велось по годам.

обширное повествование в стихах или в прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность а прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1. Святослав 3. Олег

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1. Давид 3. Севастьян 2. Борис 4. ПелгусийА4. Какое видение явилось Пелгусию? 1. Богородица 2. Борис и Глеб 3. Николай Чудотворец 4. Апостол Пётр

А5. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1. из Новгорода 2. из Киева 3. из Рязани 4. из Пскова

А6. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

А7. Чем обычно завершалось повествование жития?

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка.

А1. Жанр произведения:

А2. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

«Честь лучше бесчестья»;

«Долг платежом красен»;

«Береги честь смолоду».

А3. Повествование «Капитанская дочка» ведётся от лица:

А4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

А5. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

А6. В унизительных словах Гринёва, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

А7. Как вёл себя Швабрин после захвата крепости?

1. откупился 2. перешёл на сторону Пугачёва 3. сбежал из крепости 4. спрятался в доме попа

А8. Отказ Гринёва служить Пугачёву вызван тем, что:

Гринёву не была предложена должность коменданта Белогорской крепости

Он хотел поскорей уехать из крепости а Оренбург

Он дворянин и присягал государыне императрице.

А9. В ответе Гринёва, отказавшегося сотрудничать с Пугачёвым, звучит:

искренность 3. высокомерие

Пугачёв их помиловал

отец был убит, матери удалось спастись

А11. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:

слабость, нерешительность, робость

гордость, эгоизм, пренебрежение к людям

сомоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга

А12. Пётр Гринёв вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

спасти Машу Миронову

передать Пугачёву письмо от генерала

А13. Почему Гринёв был заключён под стражу?

Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

его оговорил Швабрин

за самовольное отлучение из Оренбурга

его оболгали неизвестные ему перебежчики

А14. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как:

историческое лицо – предводитель народного восстания

простой человек, пользующийся уважением народа

А15. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

удальство, широта натуры

склонность к пьянству

память на добро, благодарность

А16. Екатерина II показана в «Капитанской дочке» как:

добрая, рассудительная, и справедливая женщина

властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринёва

внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши.

А17. Какому герою принадлежат слова?

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

А18. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали._______________________________

А1. Завязкой «Ревизора» является сцена:

1. появление Хлестакова в доме городничего;

2. разговора городничего с чиновниками;

3. сообщение Бобчинского и Добчинского об инкогнито.

А2. Монолог Осипа в начале второго действия введён автором для того, чтобы;

1. слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

2. русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

3. рассказать о Хлестакове зрителям.

А3. Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

1. детской наивной мечтой побыть государственным чиновником;

2. страхом за своё положение, которое может измениться;

3. глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестокова в сложившихся обстоятельствах.

А4. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

1. должность ревизора останавливает их;

2. страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

3. иначе придётся признать свою глупость и ограниченность.

А5. Хлестаковщина – это:

1. безудержное, беззастенчивое хвастовство и неосмысленные и неожиданные для самого героя действия;

2. стремление следовать моде во всём;

3. карьеризм, мошенничество.

А6. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

1. случайная интрижка, которая укрепила его положение в доме городничего;

2. настоящее, светлое чувство влюблённого;

3. жестокая насмешка над провинциальной барышней.

А7. Узнав правду о Хлестакове, городничий:

1. испугался, что все теперь будут над ним смеяться;

2. негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчёмного мальчишку;

3. обрадовался, что он не ревизор.

А8. Ситуация, при которой истинное лицо Хлестакова открыто лишь зрителю, а действующие лица принимают его за ревизора, создаёт:

А9. В чём заключается смысл «немой сцены»?

1. настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь.

2. введение элементов народного творчества;

3. подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением.

А1. Жанр произведения:

А2. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

1. душевная слабость, малодушие героя;

2. характер героини;

3. несогласие Гагина.

А3. Развязка в произведении:

2. свидание у фрау Луизы;

3. последний разговор с Гагиным.

А4. В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват:

А5. Особое очарование главной героини – в её:

3. романтической таинственности.

А6. Лирическая грусть героя произведения проникнута:

1. мечтой о будущем;

2. горьким самоосуждением

3. чувством удовлетворения от того, что Ася не стала его женой.

А7. Особое представление о героини создают:

1. рассказ о ней Гагина;

2. её поступки, поведение в различных ситуациях;

3. рассказ о ней фрау Луизы.

А8. Только теме любви посвящено произведение:

3. «Станционный смотритель».

А1. Жанр произведения:

А2. Раскрытию идеи произведения помогает:

А3. Как можно охарактеризовать смысл заглавия раввсказа?

1. важность судьбы героя после бала;

2. особое значение сцены расправы с солдатом;

3. важность утра, следующего за балом.

А4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

2. на балу надел «маску» добропорядочности;

3. добросовестно, не рассуждая выполняет свои служебные обязанности;

4. искренне верит в необходимость жестокой расправы,

А5. Определите основную идею рассказа.

1. судьба человека зависит от случая;

2. осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3. идея личной ответственности человека.

А6. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1. замшевая перчатка;

2. белые усы и бакенбарды;

3. блестящие глаза и радостная улыбка;

4. «домодельные» сапоги.

А7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1. утверждает идею Толстого «непротивления злу насилием»;

3. идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

А8. Произведение заставляет задуматься о:

1. судьбе полковника;

2. личной ответственности человека за жизнь общества;

3. любви Ивана Васильевича.

А9. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

2. сделал ей предложение;

4. продолжал её любить.

А10. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

2. он нигде не стал больше служить;

3. во всех своих неудачах он винил полковника.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

А1. Жанр произведения:

А2. В основе сюжета произведения:

сочетание фантастики и жизнеподобия.

А3. Особенностью стиха произведения является:

наличие высокопарной лексики;

тесная связь с живой разговорной речью;

А5. Героя произведения можно назвать:

А6. А.Т. Твардовский сравнивает советских солдат с:

русскими воинами прошлых веков

А7. В чём смысл сопоставления Тёркина с солдатом-стариком?

показать преемственность поколений;

подчеркнуть глубину веры Тёркина в победу

показать общенародный характер войны

расширить представление о разносторонности Тёркина.

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

2. подчеркнуть исключительность главного героя;

3. показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата;

4. утвердить непобедимость русского национального характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *