Чем объясняются черты сходства и различия во внешнем строении растений
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Разнообразие живой природы
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Чем растения отличаются от животных?
Несмотря на то, что, согласно энциклопедическим словарям, растения и животные являются частями единой живой природы и имеют общие свойства (клеточное строение и обмен веществ), что объясняет единство их происхождения, они все-таки отличаются друг от друга.
Во-первых, растение является организмом, который питается неорганическими веществами из воды, почвы и воздуха, а из них создает органические вещества. Также растения – это прикрепленные к месту своего обитания организмы, то есть, ведущие неподвижный образ жизни. Животные же определяются как существа, которые способны к передвижению и питаются исключительно готовыми органическими веществами – сложной органикой (углеводы, белки, жиры). Они способны усваивать твердую пищу, предварительно переваривая ее.
Во-вторых, размеры, структура, особенности и состав растительных и животных клеток отличаются. Размер растительной клетки значительно больше (от 10 до 100 микрометров в длину), чем у животных (от 10 до 30 микрометров в длину). Форма их также отличается: у растений клетки имеют форму куба или прямоугольника, у животных округлую, неправильную форму. В растительных клетках энергия хранится в виде крахмала, тогда как в животных – в виде сложного углеводного гликогена. Растут клетки животных за счет увеличения своего числа, у растений – за счет увеличения своих размеров, накапливая больше воды в центральных вакуолях. Также у растительных клеток есть клеточная стенка, которая состоит из клеточной мембраны и целлюлозы. Но в них отсутствуют центриоли. У животных клеток клеточная стенка отсутствует, однако есть клеточная мембрана и цилиндрические структуры, которые организовывают сборку микротрубочек в процессе деления клеток.
В-третьих, растения не ограничены в своем росте, они могут расти всю свою жизнь. Животные же растут только в определенный период жизни, после их рост и развитие прекращается.
№ 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Для всех живых организмов характерно наличие следующих признаков:
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение веществ – влаги, углекислого газа, неиспользованных питательных элементов;
Раздражимость (способность реагировать на изменение факторов окружающей среды);
Способность к размножению и наследственности;
Изменчивость и способность к адаптации.
Стр. 16. Моя лаборатория
Рассматриваем несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявляем у них сходные черты. Объясняем, почему эти растения относят к одному виду.
Признаки | Ромашка аптечная | Ромашка непахучая (собачья) |
---|---|---|
Корень | Стержневого типа, слаборазветвленный. | Тонкий, веретенообразный, стержневого типа. |
Стебель | Голый, сильноветвистый. | Прямостоячий, наверху ветвистый. |
Листья | Сидячие, расположенные поочередно, рассеченные дважды на узколинейные заостренные доли. | Трижды перисто-рассечённые на узкие линейные острые доли, расположенные поочерёдно, сидячие. |
Цветок | Цветочные корзинки располагаются на длинных цветоножках одиночно. Цветки двух типов: внутренние (желтого цвета, трубчатые, обоеполые) и краевые (белые, язычковые, женские, сидят на полом и голом коническом цветоложе). | Цветочные корзинки с неполным полушаровидным плотным цветоложем. Цветки двух видов: краевые (ложно-язычковые, белые) и срединные (трубчатые, мелкие, жёлтые). |
Плод | Мелкая продолговатая семянка. | Темно-бурая трехгранная семянка. |
Цветение | Май – сентябрь. | Май – сентябрь. |
Место произрастания | Как сорняк в огородах и на полях, преимущественно в европейской части России (исключение – юго-восточные и северные районы). | В городах, полях, вдоль дорог, по берегам рек и прудов, практически повсеместно. |
Особенности | Все растение, включая цветочные корзинки, имеет горький вкус и характерный приятный аромат. | Однолетнее или двухлетнее растение с характерным ароматом. |
И ромашка аптечная, и ромашка непахучая являются травянистыми растениями, высота которых составляет от 25 до 50 см. Распространены они повсеместно и растут, как сорняки, в полях, на огородах, на лугах, около жилищ и вдоль дорог. Корень у них стержневого типа – прослеживается стержень и отходящие от него боковые и придаточные корешки. Период цветения обоих видов – с мая по сентябрь. Листья сидячие, расположены поочередно, перисто-рассечённые на узколинейные острые доли. Так как цветки ромашки аптечной и ромашки непахучей имеют сложное строение, а именно цветки двух типов – внутренние и краевые – эти два растения относят к семейству сложноцветных.
Рассматриваем несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Находим у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?
Клевер красный (луговой) | Клевер ползучий (амория ползучая, белая чашка) |
---|---|
Сходства | |
Многолетнее травяное растение семейства бобовых и подсемейства мотыльковых с мочковатой корневой системой. Форма соцветия – шаровидные рыхлые головки до 4 см в диаметре. Цветок состоит из 10 тычинок (одна свободная и 9 сращены нитями) Листья сложные, тройчатые (изредка состоят из четырех листиков), с черешковым прикреплением. | |
Различия | |
Венчик диаметром 5 – 15 мм; длина чашечки 6 – 8 мм; шиловидные и длинно-оттопырено-волосистые зубцы чашечки; нижний зубец практически вдвое длиннее трубки, а все остальные равны ей; снаружи чашечка волосистая, в зеве – закрыта волосистым кольцом. | Венчик в диаметре 6 – 12 мм; длина чашечки около 4 мм, зубцы чашечки ланцетно-шиловидные; сама чашечка голая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах. Соцветия белые и шаровидные. Цветоносы длиннее черешков. |
Клевер луговой и клевер ползучий относят к разным видам, потому что клевер ползучий обитает в более влажных условиях, хорошо переносит холода в отличие от клевера лугового. Он не так высок, как клевер луговой, и имеет меньшую по размеру головку. Также короче у него и трубочки цветов.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Для чего классифицируют организмы?
Организмы классифицируют для того, чтобы упорядочить накопленные за долгое время научные данные о них. Это нужно для удобства изучения живых организмов и исключения хаоса в научном мире.
№ 2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
Вид – это группа организмов или особей, которые схожи между собой по физико-экологическим, морфолого-анатомическим, генетическим и биохимическим признакам, а также занимают определенную территорию и способны скрещиваться между собой, в результате чего дают плодовитое потомство. Названия видов состоят из двух слов. Например, заяц беляк и заяц русак, береза пушистая и береза бородавчатая, купальница азиатская и купальница европейская.
№ 3. Какие царства живых организмов вы знаете?
№ 4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
Основным отличием живых организмов от неживых объектов является наличие у них таких признаков, как:
Клеточное строение (исключение – вирусы), потому что неживые объекты состоят их атомов;
Способность к росту и развитию (Хотя есть неживые объекты, например, кристаллы поваренной соли, которые могут расти со временем. Живые организмы – растения могут в определенный период находиться в состоянии покоя, например, в виде семян. Именно эти моменты делают живые организмы и объекты неживой природы схожими между собой);
Способность к дыханию и питанию, обмену веществ;
Способность к размножению – воспроизведению себе подобных.
Именно совокупность данных признаков и позволяет отличить живые организмы от тел неживой природы. При этом еще одним важным отличием является способность живых организмов получать и обрабатывать информацию из окружающей среды, осуществляя ответные реакции на внешние раздражители. Это называется раздражимостью.
№ 5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Способность к размножению является одним из важнейших и определяющих свойств живых организмов. Если бы они не могли размножаться – воспроизводить себе подобных, то и жизни на Земле не существовало бы. В какой-то момент все виды организмов просто исчезли бы с нашей планеты, а все возможное разнообразие сводилось бы к каким-то случайным мутациям, либо результату воздействия вирусов. Но даже такие организмы существовали бы недолгое время и в конечном итоге бы все равно вымерли.
Стр. 17. Задание
Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.
Классификация организмов (вид, царство и чем они отличаются).
Какие царства живой природы существуют?
Основные отличия живых организмов от неживых объектов.
Стр. 16. Подумайте
Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
Живые организмы (растения, животные, люди) тесно связаны с неживой природой (вода, воздух, почва, небесные тела и т.д.) и составляют с ней единое целое. И ни один объект живой или неживой природы не может существовать по отдельности, потому что только при их тесном взаимодействии на Земле происходят процессы, которые не только обеспечивают, но и поддерживают жизнь. Например, растения не могут существовать без солнечного сета, влаги и воздуха. Из воздуха они поглощают углекислый газ, которым им необходим для фотосинтеза, а выделяют чистый кислород – важное вещество для жизни всех остальных живых организмов, включая человека. Ветер участвует в переносе семян растений, влага – в питании, солнечный свет – в процессе получения энергии. При этом растения и животные участвуют в поддержании химического состава воды, почвы и т.д.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вариант 1 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Бегония вечноцветущая или изящная
многолетнее растение. Стебель прямой, высотой 15-20 см, с ярко-зелеными, розовыми, красными, красно-бурыми блестящими листьями, сидящими на сочных стеблях с сетчатым жилкованием.
Размножают семенами, но возможно и вегетативное размножение.
Вариант 2 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Пеларгония (герань) клобучковая
Пеларгония (герань) зональная
Распространенный, многочисленный вид. Растение представляет собой прямостоячий, густо облиственный куст. Листья слегка волнистые, с красно-коричневым ободком по окружности, опушены мелкими волосками, имеют своеобразный запах. Цветы бывают простые, полумахровые и махровые. По окраске цветы могут быть двухцветные, либо с каймой по краю лепестка, либо с переходом одного цвета в другой. Кусты высотой 30 – 60 см. Различна окраска листьев, они бывают двухцветные, трехцветные, с сетчатым жилкованием.
При хорошем уходе зональные герани могут цвести все лето, а в теплых помещениях круглый год.
Вариант 3 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Травянистое растение с укороченным стеблем, от которого пучком отходят дугообразно изогнутые мягкие светло-зеленые листья. Из середины пучка вырастают длинные, свисающие побеги с редуцированными листьями и мелкими белыми цветками в виде звездочек. На этих побегах после отцветания вырастают многочисленные растеньица, каждое из которых имеет розетку листьев и несколько толстых корней (пригодны для вегетативного размножения). Корни хлорофитума сочные, мочковатые, белые утолщенные. Плод — трёхгранная коробочка.
Хлорофитум капский.
Растет в лесах, тенистых местах, по берегам ручьев Южной Африки.
Цветки белые, мелкие, собраны в рыхлые кисти. Плод — трёхгранная коробочка.
Этот вид отличается от хлорофитума хохлатого тем, что не образует свисающих побегов.
Хлорофитум используется для любых интерьеров, как одиночное растение, так и в группе.
Вариант 4 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Этот вид выращивается во многих странах. Растения прямостоячее, достигают высоты 80 см и легко узнаются по простым зазубренным листьям с фиолетовым краем сетчатого жилкования. Листочки имеют приятный запах и освежающий холодящий вкус. Мята перечная растение с горизонтальным ветвистым корневищем и тонкими мочковатыми корнями.
Цветы собраны в соцветия колос.
Различают две формы мяты перечной – черную и белую. Наиболее интенсивно культивируют черную (еще называемую английской) мяту, дающую значительно больший выход эфирного масла, чем белая мята. Этот вид мяты размножается вегетативным способом.
Мята яблочная (душистая)
Это пряно-ароматическое растение, родиной которого считают Египет и Малую Азию. Растение прямостоячее, растет кустом высотой до 60 см. Листочки простые округлые, довольно крупные, морщинистые по краям. Надземная часть темно-зеленого цвета, употребляется в качестве пряности. Мята душистая имеет горизонтальные ветвистые корневища и тонкие мочковатые корни.
Цветы собраны в соцветия колос.
Мята яблочная обладает нежным ароматом. Может быть добавлена в салаты, супы, мясные блюда, но и в различные напитки, сладкие блюда и домашнюю выпечку.
Размножается семенами и вегетативным способом.
Вариант 5 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Распространенный вид. Родиной диффенбахии является Южная Америка.
Декоративно-лиственное многолетнее растение происходит из влажных тропиков Центральной и Южной Америки.
Презентация: » Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов. Ход работы 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов). 2. Сравните растения трех видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.
Лабораторные работы 11 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лабораторная работа № 1
Тема: «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Цель: Научиться составлять описательную характеристику растений по морфологическому критерию.
Оборудование : гербарные растения
Рассмотрите растения 2-х видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
(видовое название растения)
(видовое название растения)
План морфологического описания растения
Жизненная форма : дерево, кустарник, травянистое растение.
Тип корневой системы : мочковатый, стержневой.
Побег : прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся.
Листорасположение : очередное, супротивное, мутовчатое.
Листья :
а) черешковые или сидячие;
в) простые или сложные.
Жилкование : сетчатое, дуговое, параллельное.
Соцветие : простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонтик.
Тип корневой системы : мочковатая, стержневая
Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются черты сходства (различия) растений?
Сделайте вывод о роли морфологического критерия для определения вида
Лабораторная работа № 1
Тема: «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Цель: Научиться составлять описательную характеристику растений по морфологическому критерию.
Оборудование : гербарные растения
Рассмотрите растения 2-х видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
(видовое название растения)
(видовое название растения)
План морфологического описания растения
Жизненная форма : дерево, кустарник, травянистое растение.
Тип корневой системы : мочковатый, стержневой.
Побег : прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся.
Листорасположение : очередное, супротивное, мутовчатое.
Листья :
а) черешковые или сидячие;
в) простые или сложные.
Жилкование : сетчатое, дуговое, параллельное.
Соцветие : простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонтик.
Тип корневой системы : мочковатая, стержневая
Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются черты сходства (различия) растений?
Сделайте вывод о роли морфологического критерия для определения вида
Лабораторная работа №2
Цель: Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Ход работы:
1.Сравните 2-3 растения одного вида или их отдельные органы: стебель, листья. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
2.Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида.
3.Сделайте вывод: Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие на ваш взгляд различия обусловленные наследственной изменчивостью, какие ненаследственной? Объясните как могли возникнуть различия между особями одного вида.
.
Лабораторная работа №2
Цель: Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Ход работы:
1.Сравните 2-3 растения одного вида или их отдельные органы: стебель, листья. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
2.Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида.
3.Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие на ваш взгляд различия обусловленные наследственной изменчивостью, какие ненаследственной? Объясните как могли возникнуть различия между особями одного вида.
.
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: фотографии животных различных мест обитания
1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность.
Снежный барс (ирбис) Байкальский омуль
Окрас шерсти барса серовато-дымчатого оттенка, но контраст с черными пятнами создает впечатление белой шерсти. Для черных пятен характерна розеточная форма. Иногда в центре пятна можно разглядеть еще одно, более темное, но меньше размером. По особенностям пятен ирбис напоминает чем-то ягуара. В определенных местах (шея, конечности) пятна больше похожи на мазки. Окрас зверя играет важную роль, он помогает ему маскироваться в естественной среде обитания, во время охоты. Ведь часто хищник ищет жертву среди белого снега или льда. На нижней части туловища шерсть в основном без пятен, белая, немного с желтоватым оттенком.
У барса красивая, густая шерсть, довольно длинная (может достигать даже длины 12 см). Есть и густой подшерсток, который согревает грациозное животное в самую холодную пору. Шерсть, которая растет даже между пальцами, спасает и от холодных камней зимой, и от разгоряченных солнцем жарким летом. Как видно, ничего случайного в деталях шерстяного покрова снежного барса нет, все имеет свое предназначение.
У зверя приземистое туловище длиной до 130 см. Такое анатомическое строение помогает ему низко примыкать к земле во время засады на очередную жертву. Барс с легкостью прячется даже за небольшими возвышенностями. По сравнению с очень сильным леопардом, ирбис менее мускулистый. Как у почти всех животных, самка барса немного меньше по параметрам, чем самец. Взрослая особь обычно имеет вес до 45 кг (если обитает в дикой природе) или до 75 кг (если регулярно питается и мало двигается в зоопарке).
Лапы у барса не очень длинные, они мягкие и не проваливаются в снег, что очень важно для удачной охоты. Но стоит отметить и силу конечностей, особенно часто используемую для прыжков. И одним из главных достоинств внешности животного является его длинный хвост, по данному параметру хищник лидирует среди кошачьих.
Средний срок жизни. При благоприятных условиях снежные барсы могут прожить до 20 лет. А в зоопарках, где они меньше подвержены травмам, болезням, едят регулярно, ирбисы доживают и до 28 лет.
Омуль – рыба полупроходная, которая может обитать даже в солоноватой воде. Тело омуля удлиненное, покрытое прочно сидящей чешуей. Рот у этой рыбы небольшой с челюстями равной длины. У омуля есть жировой плавник. Общая окраска тела – серебристая, цвет спинки имеет буровато-зеленый оттенок, брюшко светлое, а плавники и бока серебристые. В период полового диморфизма у самцов становятся сильнее выраженными эпителиальные бугорки.
Отдельные особи омуля могут в длину достигать даже 47 см и быть массой более 1,5 кг, однако обычно омуль не превышает в массе 800 г. Живет эта рыба не более 18 лет.
Омуль выбирает для обитания места с чистой и холодной водой, он предпочитает воду богатую кислородом. Обитает эта рыба в бассейне Северного Ледовитого океана, озере Байкал, она известна в тундровых речках, которые впадают в Енисейский залив. Байкальский омуль имеет следующие популяции: посольскую, селенгинскую, чивыркуйскую, северобайкальскую и баргузинскую, в зависимости от мест нереста. Нерестовая миграция омуля обычно начинается во 2-3 декаде августа. По мере приближения к нерестилищам, омуль меняет стадный образ движения на ход небольшими стайками. Двигаясь вверх по реке, омуль не подходит близко к берегам и избегает мелководных участков, держась середины русла. В основном нерестилища этой рыбы располагаются в 1,5 тыс. километров от устья реки.
Половая зрелость у омуля наступает на 7-8 году, когда его длина превышает 30см, интересно, что самцы могут становиться половозрелыми на год раньше самок, период полового созревания у омуля может растянуться на 2-3 года. Размножение омуля происходит ежегодно. Время нереста омуля – это конец сентября – октябрь месяц, когда температура воды не превышает 4°С и выбрано место с песчано-галечным дном, глубиной не менее 2м. Диаметр икринок у омуля 1,6-2,4 мм, икра не клейкая, донная. Отнерестившись, омуль скатывается в места нагула. Личинки также не задерживаются в нерестилищах, скатываясь в низовья реки. Плодовитость омуля может составлять до 67 тысяч икринок, чем крупнее рыба, тем икры больше.
Во время нереста омуль не питается, начиная интенсивно питаться после него. Омуль относится к рыбам широкого спектра питания, в его рацион входят зоопланктон, придонные беспозвоночные, молодь таких рыб как ледовитоморская рогатка, сайка и др. Нагуливается в осенне-летний период омуль в мелководной прибрежной зоне, где поедает мизид, гаммарусов и рачковый планктон.
2.Сделайте общий вывод по выполненной вами работе.
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.
1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность.
Снежный баран Бурундук сибирский
Баран – млекопитающее, относящееся к отряду парнокопытные, семейству полорогие, роду бараны. Размер барана составляет от 1,4 до 1,8 метров. В зависимости от видовой принадлежности вес барана колеблется от 25 до 220 кг, а высота в холке – от 65 до 125 см.
Характерной отличительной чертой, присущей роду бараны, являются направленные в стороны массивные завитые спирально рога с мелкими поперечными насечками, сидящие на небольшой вытянутой голове. Рога барана могут достигать 180 см, хотя встречаются виды с мелкими рожками или вообще без них. Довольно высокие и сильные ноги отлично приспособлены для ходьбы, как по ровным полям, так и по горным склонам.
Благодаря боковому расположению глаз с горизонтальными зрачками бараны обладают способностью, не поворачивая головы, видеть окружающую обстановку, находящуюся позади них. Зоологи предполагают, что глаза барана могут воспринимать цветную картинку. Это наряду с развитым обонянием и слухом помогает баранам находить пищу или скрываться от врага. Самка барана — это овца . Половые различия между мужскими и женскими особями проявляются в размерах тела (бараны крупнее овец почти в 2 раза) и рогов (у самцов рога развиты гораздо лучше, чем у самок). А вот окраска мехового покрова от половых признаков не зависит. У всех особей в пределах вида окраска практически идентична. Цвет барана и овцы бывает коричневато-бурым, желто-коричневым, серо-рыжим, белым, светло-серым, темно-коричневым и даже черным. Почти у всех видов баранов брюхо и низ ног светлого, почти белого цвета. У всех представителей рода, кроме домашних видов, наблюдается сезонная линька. Баран — животное, ведущее стадный образ жизни. Члены стада общаются между собой при помощи блеяния или своеобразного фырканья. Голос барана – блеяние, разное по тональности. Часто по голосу члены стада различают друг друга.
Средняя продолжительность жизни барана в естественных условиях колеблется от 7 до 12 лет, хотя отдельные особи доживают до 15 лет. В неволе бараны живут 10-15 лет, а при хорошем уходе могут дожить до 20 лет.
Бурундук – это маленький грызун семейства беличьих. Его длина до 15 сантиметров, а хвоста – до 12. Весит он до 150 грамм. Шерсть у них серо-рыжего цвета, а на брюшке – от светло-сероватого до белого. Линяют они один раз в год в начале осени, меняя мех на плотный и теплый. Частота пульса у них достигает 500 ударов в минуту, а частота дыхания бывает до 200. Температура тела в норме равна 39 градусов. Они частично похожи на белку: передние лапы длиннее задних, большие уши, маленькие коготки. А также бурундуки похожи на сусликов некоторыми внешними признаками и поведением: 1. Роют норы и живут в них. 2. Имеют защечные мешки. 3. Нет кисточек на ушах. 4. Встает на задние лапы и следит за обстановкой. Большинство бурундуков живет в Северной Америке в лиственных лесах. Сибирский бурундук распространяется от Европы до Дальнего Востока, и на юг до Китая. Животные тайги бурундуки хорошо лазают по деревьям, но жилище у них в норе. Вход в нее тщательно замаскирован листьями, ветками, может быть в старом гнилом пне, в густом кустарнике. Нора у зверьков длиной до трех метров с несколькими тупиковыми отделениями для кладовок, туалетов, проживания и выкармливания детенышей у самок. Жилая комната застелена сухой травой. У бурундуков за щеками расположены большие мешки, в которых переносят запасы питания на зиму, а также оттаскивают землю при рытье норы подальше от нее в целях маскировки. Каждый бурундук имеет свою территорию, и у них не принято нарушать ее границы. Исключение составляет весеннее спаривание самца и самки для продолжения рода. Самка в этот период специфическим сигналом созывает самцов. Они сбегаются и устраивают бои.
Самка спаривается с победителем. После этого они расходятся по своим территориям до следующей весны. Зверьки ведут дневной образ жизни. С рассветом они выходят из нор, лазают по деревьям, питаются, греются на солнце, играют. С наступлением темноты они прячутся в норы. Осенью заготавливаю на зиму продукты до двух килограмм, перетаскивая их за щеками.
С середины октября до апреля бурундуки спят, свернувшись клубочком, а нос прячут к брюшку. Хвостом закрывают голову. Но зимой несколько раз просыпаются для принятия пищи и сходить в туалет. Весной в солнечные дни зверьки начинают вылезать из нор, залезать на дерево и греться.
2.Сделайте общий вывод по выполненной вами работе.
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: фотографии животных различных мест обитания Иркутской области.
1. Рассмотрев фотографии и прочитав текст, определите среду обитания животных, предложенных вам для изучения. Выявите черты приспособленности животных к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность.
Байкальская нерпа Снежный баран
Питаются нерпы рыбой: голомянка, омуль, желтокрылка, байкальский бычок, лососевые и другие. Кроме рыбы нерпа питается ракообразными.
Баран – млекопитающее, относящееся к отряду парнокопытные, семейству полорогие, роду бараны. Размер барана составляет от 1,4 до 1,8 метров. В зависимости от видовой принадлежности вес барана колеблется от 25 до 220 кг, а высота в холке – от 65 до 125 см.
Характерной отличительной чертой, присущей роду бараны, являются направленные в стороны массивные завитые спирально рога с мелкими поперечными насечками, сидящие на небольшой вытянутой голове. Рога барана могут достигать 180 см, хотя встречаются виды с мелкими рожками или вообще без них. Довольно высокие и сильные ноги отлично приспособлены для ходьбы, как по ровным полям, так и по горным склонам.
Благодаря боковому расположению глаз с горизонтальными зрачками бараны обладают способностью, не поворачивая головы, видеть окружающую обстановку, находящуюся позади них. Зоологи предполагают, что глаза барана могут воспринимать цветную картинку. Это наряду с развитым обонянием и слухом помогает баранам находить пищу или скрываться от врага. Самка барана — это овца . Половые различия между мужскими и женскими особями проявляются в размерах тела (бараны крупнее овец почти в 2 раза) и рогов (у самцов рога развиты гораздо лучше, чем у самок). А вот окраска мехового покрова от половых признаков не зависит. У всех особей в пределах вида окраска практически идентична. Цвет барана и овцы бывает коричневато-бурым, желто-коричневым, серо-рыжим, белым, светло-серым, темно-коричневым и даже черным. Почти у всех видов баранов брюхо и низ ног светлого, почти белого цвета. У всех представителей рода, кроме домашних видов, наблюдается сезонная линька. Баран — животное, ведущее стадный образ жизни. Члены стада общаются между собой при помощи блеяния или своеобразного фырканья. Голос барана – блеяние, разное по тональности. Часто по голосу члены стада различают друг друга.
Средняя продолжительность жизни барана в естественных условиях колеблется от 7 до 12 лет, хотя отдельные особи доживают до 15 лет. В неволе бараны живут 10-15 лет, а при хорошем уходе могут дожить до 20 лет.
Практическая работа №1
Тема: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
Цель работы : развивать умение участвовать в научной дискуссии на основе знакомства с основными гипотезами происхождения биосферы.
1. Ознакомьтесь с характеристикой каждой из приведенных гипотез.
2. Результаты занесите в таблицу:
Основные гипотезы возникновения, биосферы
3. Сделайте вывод о том, какая из указанных точек зрения вам представляется наиболее вероятной. Почему?
Основные понятия и особенности проведения работы
Креационизм — гипотеза, вытекающая из информации, содержащейся в Священном Писании. Сводится к тому, что жизнь возникла в результате сверхъестественного события в прошлом. В настоящее время существует около 10 разных направлений креационизма:
1.Учение о молодой Земле основывается на буквалистском понимании священных текстов. Последователи этого направления верят, что Земля была создана непосредственно Богом 6000 лет назад.
2. Сторонники современного геоцентризма утверждают, что Земля была создана Богом как неподвижный центр Вселенной и остается таковой и поныне.
3. Эволюционный креационизм гласит, что Бог создал жизнь на Земле путем эволюции. Это представление является на данный момент официально признанным римско-католической церковью.
4. Представители прогрессивного креационизма не отрицают возраста Земли, рассчитанного физиками, однако настаивают на том, что современные существа были созданы самим Богом, а не эволюцией.
5. Функциональный креационизм разделяет представление о том, что Бог должен был создать Землю в ее нынешнем виде сразу, так как иначе человек не смог бы на ней жить.
6. Неокреационизм представляет собой движение, поставившее цель убедить общественность с большим доверием относиться к аргументам противников дарвинизма и эволюции, по возможности избегая ссылок на священные тексты и религиозные термины.
7. Гипотеза разумного замысла — самая современная из креационистских гипотез — базируется на допущении, согласно которому некоторые особенности Вселенной и живых существ лучше объясняются разумным замыслом Создателя, чем ненаправленным процессом эволюции.
8. Согласно гипотезе разрыва в сотворении мира между семью днями творения и изгнанием Адама и Евы из Рая пропущен огромный пласт времени — по сути, вся геологическая история Земли.
10. Гипотеза творения по дням-эпохам поясняет, что дни, указанные в Библии, не являются сутками; в соответствии с представлениями современной физики о реальном возрасте Земли это эпохи, насчитывающие тысячи и миллионы лет.
Гипотеза абиогенеза содержит положение о том, что жизнь возникла в процессе эволюции из неживого вещества путем самоорганизации. Эту гипотезу в 1924 —1929 гг. выдвинули русский биохимик А.И.Опарин и, независимо от него, английский ученый Дж.Холдейн. Ими было высказано предположение, что в условиях первобытной Земли был возможен первый этап возникновения жизни: небиологический (абиогенный) синтез органических веществ.
В 1953 г. в США С. Миллер воспроизвел в специальной экспериментальной установке предполагаемый состав атмосферы Земли в эпоху зарождения жизни. Пропуская через газовую смесь мощные импульсные разряды, имитирующие электрические явления в атмосфере, он получил многие органические вещества, в том числе некоторые аминокислоты, азотистые основания и моносахариды, включая рибозу. Сторонники теории самозарождения жизни на Земле вслед за Опариным и Холдейном считают, что на протяжении многих миллионов лет в Мировом океане, или, как его иногда называют, «первичном бульоне», происходило накопление молекул органических веществ. Этот процесс положил начало химической эволюции, которая предшествовала эволюции биологической.
Затем согласно гипотезе Опарина произошло концентрирование органических веществ. По мере накопления органических веществ в «первичном бульоне» их молекулы вступали в физико-химическое взаимодействие, образуя комплексы, которые в свою очередь вступали во взаимодействие с молекулами воды, подвергаясь гидратации с наружной поверхности. Данный процесс приводил к обособлению скоплений органических веществ от окружающей воды и образованию коацерватных капель. А. И. Опарин исследовал их поведение в растворе, усматривая в поглощении мелких капель крупными прообраз питания, в делении капель — прообраз размножения, а в постепенной с течением времени стандартизации их формы и размера — прообраз естественного отбора. Оказалось, что коацерватные капли способны избирательно извлекать из окружающей среды некоторые вещества, например ионы металлов, а другие, например молекулы липидов, накапливать на поверхности. Дальнейшая химическая эволюция должна была, по мнению Опарина, привести к появлению первичной, примитивной (прокариотической) клетки, способной к самовоспроизведению и гетеротрофному питанию органическими веществами «первичного бульона».
Гипотеза Опарина не противоречит данным астрономии (исследования состава атмосферы Юпитера и Сатурна) и исторической геологии. В то же время по мере изучения химии высокомолекулярных соединений и механизмов передачи наследственной информации стало очевидно, что целый ряд фактов нуждается в дополнительном объяснении.
Так, исследования структуры белка показали, что образование пептидных связей в природе возможно только путем матричного синтеза при участии молекул РНК, ферментов и макроэргических соединений. Несмотря на то что в настоящее время существуют относительно простые технологии получения синтетических пептидов, возможность образования белковых молекул в «первичном бульоне» выглядит маловероятной.
Кроме того, известен лишь один способ получения нуклеиновых кислот — матричный синтез. Данный тип химического взаимодействия не имеет аналогов в неживой природе. В искусственных условиях удалось синтезировать только сравнительно короткие цепочки нуклеотидов. Об их способности к самоудвоению не может идти и речи, поскольку данный процесс реализуется только в клетке в присутствии строго определенных белков-ферментов.
Можно было бы допустить, что перечисленные затруднения возникли из-за недостатка наших знаний в области органической химии, однако существуют возражения против гипотезы Опарина, имеющие принципиальный, мировоззренческий характер.
Структура белков и других пептидных соединений организма зашифрована с помощью генетического кода в виде последовательности нуклеотидов — мономеров нуклеиновых кислот. В ходе усложнения клеточных форм жизни генетический код несколько видоизменялся. Но сам принцип кодирования структуры одного вещества в молекулах другого вряд ли мог возникнуть постепенно. Поэтому буквальное следование логике рассуждений, высказанных Опариным и Холдейном в 30-х гг. прошлого века, ведет к религиозной или мистической трактовке всей проблемы происхождения жизни в целом. Это признается в современной богословской литературе, а международная популярность идей Опарина во многом объясняется религиозными убеждениями значительной части ученых-биологов. В результате обсуждение вопроса о происхождении жизни превращается в проблему, которую нельзя решить методами естественных наук.
Гипотеза биогенеза предполагает возникновение живого из живого в процессе эволюции, причем жизнь признается свойством материи, коренным, изначальным качеством Вселенной. Поэтому жизнь могла быть занесена на Землю извне (гипотеза панспермии). Научная формулировка этой гипотезы была выдвинута во второй половине XIX в. выдающимися натуралистами Г. Рихтером, Г. Гельмгольцем и С. Аррениусом. В XX столетии похожие взгляды развивал В. И. Вернадский, а в настоящее время — один из авторов двуспиральной модели ДНК Ф. Крик. Сторонники этой точки зрения исходят из положения о единстве материи. Они считают, что попытки придумать способ земного происхождения, например, нуклеиновых кислот (в отличие, скажем, от серной или уксусной) не имеют научных оснований. Научная задача заключается в поисках механизма проникновения на Землю рассеянных в межпланетном пространстве носителей жизни. В качестве таких механизмов предполагается перемещение частиц космической пыли под световым давлением, а также занесение в атмосферу и на поверхность Земли объектов, находившихся в составе комет, метеоритов и других небесных тел.
Гипотеза панспермии представляется достаточно правдоподобной с теоретической точки зрения. Споры некоторых бактерий, а возможно, и кристаллические формы вирусов в принципе могли бы выдерживать условия, наблюдаемые на поверхности ряда планет Солнечной системы. Этим объясняются санитарные меры, которые применялись по отношению к побывавшим на Луне космическим аппаратам и образцам лунного грунта. Можно допустить, что попавшие в «первичный бульон» споры хемосинтезирующих бактерий могли бы найти там приемлемую для развития и размножения среду. Такой путь вполне совместим и с возможностью абиогенного синтеза органических веществ, в том числе в условиях, воспроизведенных в упоминавшемся опыте Миллера. Таким образом, обе гипотезы происхождения жизни не вполне противоречат друг другу.
Вместе с тем, несмотря на логическую завершенность, данная гипотеза не дает определенного ответа на вопрос о происхождении биосферы. Исследования метеоритов, Луны, планет Солнечной системы, а также других астрономических объектов не дали достоверных данных, ее подтверждающих. В то же время существующие ныне методы изучения космоса все еще недостаточно точны.
Как и в случае с гипотезой Опарина, в отношении гипотезы панспермии также имеются принципиальные возражения. Исследования параметров космического излучения указывают на невозможность сохранения каких-либо микроскопических объектов в составе космической пыли. Более того, на поверхности Земли жизнь возможна только благодаря экранированию космического излучения озоновым слоем атмосферы, а этот слой, как и весь атмосферный кислород, сам имеет биогенное происхождение. Поэтому вопрос о происхождении жизни был и остается одним из самых сложных и труднообъяснимых вопросов биологии.