Что символизирует верба в вербное воскресенье
Вербное воскресенье 2021 – Вход Господень в Иерусалим
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Приближается Вербное воскресенье. Этот день совершенно особый, и в церковном календаре, и во внешней жизни тоже. Дело в том, что и в само Вербное воскресенье, и накануне на улице можно увидеть огромное количество людей с вербами. Одни их продают, другие покупают, идут с ними в храм. Но зачем все это, в чем смысл праздника, откуда пошла эта традиция — об этом мы поговорили со священником Сергием Кругловым.
Давайте начнем разговор с объяснения традиции: откуда взялась верба, и почему именно она? Что она символизирует?
Конечно, в контексте этого праздника – Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим – верба символизирует очень многое. Но как всегда, народ не может жить только символом, он привязывает к нему конкретные реалии. В результате чего символ становится святыней и даже предметом, употребимым в быту. Про освященную вербу каких только нет сказаний, какое только предназначение не изобретает для нее православный человек! Обметать дом освященной вербой, чтобы его освятить, ломать вербу на кусочки и закапывать в огороде, чтобы там все хорошо росло… Вплоть до того, что надо друг друга хлестать освященной вербой, что тоже, по мнению некоторых людей, должно приносить какой-то благой результат.
Конечно, можно смеяться над народными обычаями, но тем не менее, сама тяга человека к святыне говорит о многом. И в ней есть очень глубокий смысл. Бог пришел в мир, освятил мир, освятил творение, и мы не можем отвергать плоть как нечто греховное, достойное уничтожения, а возвеличивать только дух. Плоть и дух – едины. Это явил нам Сам Господь, Богочеловек, в Своем воплощении. Мир предстоит не уничтожить, но спасти. Вот это самая основная мысль христианства.
Освященная верба заменяет собой пальму. Как мы знаем, событие входа Господня в Иерусалим было совсем незадолго до того, когда Господь был схвачен и распят на Голгофе. Перед входом в Иерусалим Он говорил Своим ученикам, что Сыну Человеческому предстоит пострадать, даже до смерти пострадать, и через три дня воскреснуть. Как мы знаем из Евангелий, ученики не очень хорошо понимали, о чем Он говорит. Они считали, что Мессия – это победительный царь, предводитель Израильского народа, который станет во главе этого народа и изгонит, наконец, римских оккупантов-язычников. И Его власть, а через нее и власть Самого Бога Единого, установится не только для всех народов Израиля, но и для всех народов земли. Конечно, через все эти действия иудеи ожидали какого-то блага. Но Господь наш Иисус Христос вел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Его власть была совсем другая. Все это очень долго чувствовали, но не могли понять и сами ученики, и окружающий народ. Именно это и послужило причиной трагического события, когда представители того самого народа, который был Богоизбранным, не узнали пришедшего Сына Божия. Они не поняли, что это Он, не поняли Его действий и отвергли Его. Именно это привело к распятию.
И вот, как положено Мессии, Машиаху, то есть помазаннику, Господь вошел в Иерусалим. Причем вошел вовсе не во главе войска. Он ехал на ослике, Его пешком сопровождали ученики. Но, тем не менее, народ уже знал, что это великий чудотворец, пророк из Назарета, Который исцелял больных, воскрешал умерших… Накануне было воскрешение Лазаря – событие, которое мы празднуем в Лазареву субботу. Народ был наслышан об этом. Тот же народ слушал Его слова о Царствии Божием, видел Его дела, в которых проявилась духовная сила этого Царства. И вот этот народ, кто из любопытства, а кто из почитания, сбежался встречать Его.
Ему постилали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани, Его приветствовали пальмовыми ветвями. Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Все кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во Имя Господне!»
Причем же тут верба?
Соответственно, если Пасха поздняя, то и тепла долгое время нет, очевидно, для того, чтобы верба зацвела поближе к Вербному воскресенью?
Да, потому что у вербы есть свои особенности. Это не роза, она зацветает и в холодных условиях. Но все-таки она, если можно так сказать, исполняет свое послушание и исправно расцветает за неделю до Пасхи.
Расшифровка программы радио «Фома»
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Вход Господень в Иерусалим: что это такое и почему мы освящаем вербы
Жан Леон Жером, 1897 г.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – один из 12 двунадесятых (главных) праздников в православии. Его всегда отмечают за неделю до Пасхи. В 2021 году он выпадает на 25 апреля. Что произошло в этот день, почему мы освящаем вербу, можно ли это сделать дома самостоятельно и как правильно ее хранить, читайте на amic.ru.
В этот день Церковь вспоминает, как за шесть дней до ветхозаветной Пасхи иудеи торжественно приветствовали прибывшего в Иерусалим Христа.
В то время Иудеей управляли захватчики – римляне. И иудеи жили в ожидании прихода Мессии. Слова Ветхого Завета, а также видения пророков гласили, что придет освободитель, и случиться должно это было на Пасху.
Встречали Иисуса как царя и чудотворца, ведь уже знали о чуде воскрешения Лазаря, совершенном накануне. Отсюда – название праздника Вход Господень в Иерусалим. Люди устилали Христу дорогу своей одеждой, пальмовыми ветвями и цветами (таков был древний иудейский обычный).
Они слушали Христа с восхищением, подходили к нему за исцелением. Однако ликование в честь Спасителя народа Израилева длилось недолго. Через несколько дней Иисус подвергнется гонениям и умрет на голгофском кресте.
Исполняя пророчества Священного Писания, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал на ослике Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.
Пальмовая ветвь была символом победы и славы в Древнем Египте и Древней Греции. Ее вручали победителям Олимпийских игр. Обязательным атрибутом древнего православного праздника в честь входа Господня в Иерусалим являются пальмовые ветви. Но в России такие деревья растут только в Крыму и Краснодарском крае. Поэтому отсутствующие пальмовые ветки у нас заменили вербочками – символом прощения, доброты и весны, присущего этому времени года духовного возрождения. К тому же эти растения распускаются в России одними из первых. При этом Церковь категорически против варварского отношения к дереву. Не нужно охапками нести вербу в храм. Достаточно и одной ветви.
В Италии Вход Господень в Иерусалим встречают с веточками оливковых деревьев, во Франции – самшита, розмарина и лавра. Есть и другие обычаи древнего праздника – на Востоке совершается крестный ход с младенцами (согласно библейскому преданию, именно дети бросали цветы Христу).
Также Вербное воскресенье называют Неделей ваий («вайи» в переводе с греческого означают «пальмовые ветви»). Латинское название праздника – Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, буквально: «Господень день в пальмах»). В русских богослужебных книгах этот день называется также Неделей цветоносной (опять же потому, что Христа в Иерусалиме встречали цветами, а Неделя на церковнославянском означает один день недели – воскресенье).
«Живые» вербы в храмах освещают накануне вечером, в Лазареву субботу (15 апреля в 2021 году), на праздничном богослужении – всенощном бдении. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии. Искусственные вербы не освящают.
В связи с активным распространением коронавируса, верующим рекомендовано не ходить в храмы и молиться дома. Тем не менее жители Барнаула будут иметь возможность получить освященные вербы в любом из действующих храмов.
«Ветви вайи* осветят в храме, а их раздача будет проводиться на прихрамовой территории силами служащих прихода и добровольцев. Это будет проводиться с обеспечением безопасной дистанции между людьми», – рассказал amic.ru председатель информационного отдела Барнаульской епархии иерей Димитрий Никитин.
Кстати, куличи и яйца к Пасхе будут также освящать на открытом воздухе.
В храмах для освещения верб читается специальная молитва. Но в сложившихся условиях «символ победы» верующие могут освятить и в домашних условиях.
«Есть молитва на освящение всякой вещи. Можно прочитать ее, окропить вербы святой или крещенской водой. Но важно понимать, что главное – не верба, а ваша молитва. Нужно совершить ее с истинной верой и любовью. Если есть возможность, в праздник посмотрите трансляцию богослужения и со всеми помолитесь», – объяснил отец Дмитрий.
Ветви вербы — это знак победы жизни над смерью
Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви — Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.
Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.
В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.
«Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.
И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?»,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения».
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: «идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.
Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.
Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9. 9).
Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.
Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича «осанна» и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима.
Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: «Учитель, запрети ученикам Твоим» (Лук. 19. 39).
Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: «Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: «Кто это?» Народ отвечал: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского» и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.
Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, — а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанны Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3).
В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. «О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете «осанна», а через несколько дней вы будете кричать: «Распни, распни!» Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!»
В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня».
Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.
Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.
Вербное воскресенье и символ верба: значение праздника и оберега
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, входит в число самых важных дат для христиан. Праздник припадает на шестое воскресенье Великого Поста и предшествует Пасхе. В этот день верующие отправляются в церковь с веточками вербы, которую нужно обязательно освятить. Такая верба превращается в сильнейший оберег для дома.
Мы ознакомим вас с историей происхождения праздника, приметами о нем и расскажем, почему именно верба стала символом Вербного воскресенья.
Что это за праздник, Вербное воскресенье
Перед тем, как отправиться в Иерусалим, Иисус узнал о смерти своего друга Лазаря. Его сестра принесла Христу грустную весть, расстроившись, что его не было рядом в этот момент. Иисус же попросил отворить вход в пещеру, где покоился усопший, а затем воскресил его. В народе этот день назвали Лазаревой субботой.
Лазарева суббота предшествует одному из наиболее значимых христианских праздников — Вербному воскресенью. Именно благодаря сотворенному в этот день чуду вербный праздник появился в наших календарях. Узнав о совершенном, люди стали возносить славу Христу и радостно встречали его в Иерусалиме пальмовыми ветвями (это была высокая почесть, оказываемая правителям), называя его Спасителем.
Вход Господень в Иерусалим.
Но римское правительство, в то время управляющее Израилем, знало о пророчестве, предсказывающим приход Мессии. Его появление сулило освобождение народа от гнета и рабства. Знал о нем и Иисус, а потому понимал, что это его последний вход в Иерусалим. Не смог он освободить землю от завоевателей, заплатив своей жизнью за чужие грехи.
Церковь ввела праздник в IV веке, но на Руси он обосновался только в X столетии, после введения христианства в качестве государственной религии.
И теперь, каждое Вербное воскресенье, люди вспоминают его жертву, благодарят Сына Божьего за содеянное и напоминают себе о необходимости жить в соответствии с заповедями Божьими.
Приметы на Вербное воскресенье
Практически каждое празднование сопровождает древний обычай. В основном это касается религиозных праздников, таких как Вербное воскресенье. С этим днем связано немало примет и суеверий. Некоторые из них выглядят вполне разумными, а другие порой вызывают недоумение и улыбку у современного человека.
Но раньше люди относились к таким вещам серьезней, никто не смеялся над странными традициями и не игнорировал заветы предков.
Раскрывшиеся почки вербы, “котики”, символизируют приход весны. Это главный атрибут Вербного воскресенья.
Какие есть приметы на Вербное Воскресенье:
Как празднует церковь
Вербное воскресенье — один из самых важных христианских праздников. В этот день в церкви проходят службы, а в молитвах вспоминают Иисуса и его самопожертвование, совершенное ради человечества.
Изначально восприняв Иисуса как Мессию, способного освободить Иерусалим от римских захватчиков, некоторые люди обманулись в своих ожиданиях. Осознав, что у него исключительно мирные намерения, они обратились к римскому правительству, чтобы Иисуса казнили. Он взял на себя чужую вину и с достоинством понес наказание.
Говоря о переменчивости людской натуры, священнослужители напоминают что нужно бороться с искушениями, стремиться к честной и достойной жизни.
Вы уже знаете, что с Вербным Воскресеньем связано множество народных мудростей. Одни из них говорят о том, как правильно отпраздновать этот день, но есть и такие, что рассказывают о запретах.
Что нельзя делать в Вербное воскресенье
Помимо различных обязанностей, сваливающихся на празднующих в этот день, еще есть запреты. Многие не ведают о них, а потому, сами этого не зная, нарушают древние традиции. После такого вряд ли стоит удивляться, почему этот светлый праздник не принес в вашу жизнь ничего положительного.
В старину накануне Вербного Воскресенья домашнюю птицу запирали, не выпуская ее на улицу. Делали это для того, чтобы уберечь пернатых от ведьм, которые перед Пасхой проводили свои темные обряды.
Почему верба символ Вербного воскресенья
Услышав о том, что раньше Иисуса встречали пальмовыми ветвями, символизирующими победу, а не вербами, многие удивляются. Ведь в наших широтах такие диковинки не водятся, да и праздник зовется Вербным воскресеньем. Но название это в ходу только в нашем регионе. Большинство христиан знают этот день как Вход Господень в Иерусалим.
Символ верба появился, чтобы заменить не растущее у нас растение. Выбор на это дерево пал совсем не случайно — вербу издавна наделяли положительными свойствами и использовали для защиты от зла.
Верба как оберег у славян
Большинство знает вербу исключительно как христианский символ. Однако преклонение перед вербой имеет более древние корни. Известно, что во времена расцвета язычества ее тоже использовали в качестве талисмана.
Согласно славянской легенде, богиня любви и красоты Лада родилась именно под верой.
У славян верба была символом весны, нового сезона, приносящего с собой тепло, а также возрождающего привычный ритм жизни на круги своя. По легенде под этим древом родилась богиня Лада.
В те времена существовала традиция наряжать вербу венками. Украсив все цветами, девушки водили вокруг дерева хороводы, а его плоды — «котики», парни дарили барышням, чтобы снискать их благосклонность.
Как и у христиан, у язычников был распространен обычай похлестывать ветками вербы близких, чтобы защитить их от неприятностей на целый год.
Считалось, что верба обладает свойством отгонять нечисть и болезни, поэтому веточки растения развешивали в домах и хлевах.
Освящаем вербу правильно
Вербное Воскресенье — особый день, когда нужно отказаться от всякого колдовства, заговоров и прочих порицаемых церковью вещей. Освящением атрибута праздника нельзя заниматься самому — это дело следует доверить церковнослужителю.
С рук вербный букетик лучше не покупать. Собирайте сами или возьмите уже освященный прямо в церкви.
Раньше вербу самостоятельно срывали у рек, но сейчас многие не хотят на это тратить время, покупая букетик у торговцев на базаре. Приверженцы традиций утверждают, что это плохая затея — беря вербу с рук, можно взять вместе с ней чужой негатив.
В некоторых церквях практикуют продажу уже освященных веточек. Если такая возможность есть и в вашей, можно купить уже готовый оберег, не отстаивая всю службу.
Для освящения вербы придется посетить праздничную литургию, а перед ее началом купить церковную свечку. Во время богослужения прихожане стоят с зажженной свечой в одной руке и с вербными ветвями в другой.
Как и сколько хранят освященную вербу
Верба — всего лишь растение. Но в светлый праздничный день, после освящения, она превращается в сильный оберег. А любой талисман требует к себе определенного обращения. Нельзя обращаться с ним так, будто он ничего для вас не значит. Иначе оберег просто лишится силы и перестанет приносить пользу.
Освященный букетик ставят на почетном месте, желательно — рядом с иконами.
Как хранить символ Вербного Воскресенья:
Если помнить об этом, амулет хорошо прослужит вам целый года, а может и больше.
Что делать с вербой после Вербного воскресенья
После Вербного воскресенья верба остается в доме. Веточки ставятся в вазочку, а сама ваза размещается в красном уголке, рядом с ликами святых. Такой оберег будет защищать семью от сглаза, отводить болезни, неудачи.
Но им не пользуются всю жизнь. Это значит, что однажды от старого пучка вербы придется избавиться. Однако не спешите убирать его с полочки и выбрасывать в мусорное ведро.
Как можно попрощаться с оберегом:
Если нет возможности заменить вербную связку на новую, можно оставить ту, что есть. Но в таком случае нужно освежить оберег — тогда он возобновит свою, уже успевшую ослабеть, энергетику.
Чтобы вернуть вербе силу, протрите растение от пыли и окропите освященной водой.