Чем объясняется схожесть настроений граждан различных государств в первые дни войны
Новое в блогах
Первые дни войны: реакция советской молодёжи.
Довольно характерной была реакция на начало войны, связанная с непоколебимой уверенностью в скорейшем разгроме противника: «Рано утром… братишка Толя сообщает, что Германия напала на нашу страну. Верить или не верить? …Мы безоговорочно верили в могущество нашей армии и были уверены, что гитлеровские войска сразу же сломают зубы о наши трехгранные штыки» ; «Буквально полтора года назад была война с Финляндией. Два и три года назад велись боевые действия с Японией у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Нам тогда было уже по 12 лет, и мы прекрасно помнили, взрослые из этого никакой трагедии не делали»; «Честно говоря, я не очень был расстроен… Уж если на то пошло, даже оживился и несколько обрадовался: вот теперь-то мы построим коммунизм во всем мире» ; «Мы с Верой не осознавали серьезности происходящего, надеялись, что “могучая и непобедимая” Красная Армия в два-три дня разделается с наглым агрессором» ; «Думали-то как? Два-три месяца, и война закончится!».
Довольно интересную оценку общественным настроениям первых дней войны post factum дал писатель В.В. Полторацкий, военный корреспондент «Известий»: «…“Идем на запад”. Я писал эту фразу в полной уверенности, что все будет именно так. Всегда находится немало охотников задним числом причислить себя к лику провидцев. Вот, дескать, я еще тогда все предвидел, говорил, но меня не послушали, и получилось не так, как надо. Мне казалось, что война еще далеко и что, по крайней мере, в то лето она еще не начнется. А уж если начнется, то мы встретим ее на границе и пойдем вперед, громя врага на его территории».
3. Молодые люди в возрасте 17–25 лет не знали прежней войны «с германцем» и имели достаточно смутные представления о трудностях, с ней связанных, о реальной мощи Германии, о тяготах большой войны в принципе. Прибавим сюда юношеский максимализм, безграничную веру в собственные силы, даже в собственное бессмертие, свойственные любой молодежи, независимо от времени и места происходящих событий.
Восприняли начавшуюся войну адекватно, с осознанием всех предстоящих лишений и потерь, в большей степени советские граждане преимущественно старших возрастов. Их реакция на агрессию была либо тревожной, так как предстоящие бедствия выглядели более чем серьезными, а победа – отдаленной и труднодостижимой; либо относительно спокойной, обусловленной верой в свои силы и желанием разгромить врага. Подобные настроения во многом были свойственны представителям старших возрастов, которые хранили память о всех трудностях и жертвах Первой мировой.
Чрезвычайно показательными в данном случае выглядят слова академика П.Л. Капицы – представителя старшего поколения: «Мы знаем, что война эта будет тяжелая, потребует от всех нас больших жертв». Объясняется это в первую очередь большим жизненным опытом старшего поколения, знавшего еще первую войну «с германцем», помнившего о ее проблемах и трудностях. Так или иначе, оптимизм среди молодежи, связанный с уверенностью в скорейшем победоносном завершении войны, продолжался весьма недолго. Он начал снижаться, когда в сводках Информбюро стали все чаще появляться сообщения об оставленных противнику населенных пунктах и значительных территориях.
Окончательно, на наш взгляд, этот оптимизм рассеялся после обращения И.В. Сталина к советскому народу 3 июля 1941 года. Оно явилось для многих военнослужащих РККА, как и для большинства мирных жителей СССР, поистине откровением. Информация, озвученная вождем о степени продвижения германских войск вглубь СССР, ошеломляла: «Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьёзная опасность». Нам представляется, что именно это заявление вождя привело к исчезновению необоснованного оптимизма в массовом сознании советских граждан, находившихся вдалеке от линии фронта и ждавших со дня на день сокрушительного удара Красной армии по зарвавшемуся агрессору и «войны малой кровью на чужой территории».
Слова Сталина о том, что «прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение», окончательно подвели черту под оптимизмом в общественном сознании, связанным с надеждами на войну «малой кровью на чужой территории». Вместо нее в сознание входила кровопролитная и продолжительная война Отечественная.
Этот перелом стал исходным моментом для всеобщей психологической мобилизации. С данного момента то, какой на самом деле будет начавшаяся война, перестало быть тайной. В письме домой майор П. Мельников писал: «По сути выступления Сталина можно видеть, что борьба должна быть длительной и жестокой, что нам придется приносить большие жертвы. Да, враг силен, жесток и коварен. Как ни тяжело читать сообщения об оставлении нашими войсками территорий и городов, все же я не потерял уверенности в нашей Победе». На смену уверенности в молниеносном походе на Берлин приходили другие моральные стимулы – желание защитить Отечество, отомстить за вероломное нападение и за погибших друзей.
Практическая работа по тем «Первая мировая война» 11 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ПЕРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
– Война глазами ее участников,
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
— расширить знани я учащихся о событиях первой мировой войны ;
— развивать умения анализировать исторические источниками, делать самостоятельные выводы.
Урок начинается с вводного слова учителя, акцентирующего внимание на том, что масштабные и продолжительные военные действия не оставили в стороне ни одну из сторон жизни граждан стран-участниц.
После этого учащиеся в группах по четыре-пять человек работают с источниками. В качестве источников используются фрагменты мемуаров Г. Михайловского, В. Шульгина, М. Палеолога, писем с фронта, материалов охранного отделения и другие.
Источники делятся на три группы, каждая из которых посвящёна отдельной теме: «Первые дни войны», «Повседневная жизнь на фронте», «Жизнь в тылу в годы войны».
После этого учитель обобщает обсуждение и вводит учащихся в последующую работу.
Качество работы групп оценивается исходя из того, насколько они смогли:
• аргументированно ответить на вопросы к конкретному источнику или их группе;
• организовать коллективную работу с источником.
Кроме того, по ходу урока в случае необходимости старшеклассники могут использовать хронологическую таблицу, составленную дома.
Вопросы и задания к источникам по теме: Первые дни войны
1. Как жители Петрограда, Лондона и Парижа встретили известие о начале войны? Что изменилось в их жизни в эти дни?
2. Чем объясняется схожесть настроений граждан различных государств в первые дни войны?
3. Были ли готовы авторы документов и описываемые ими люди к тому, что война будет продолжаться четыре года? Предвидели ли они последствия произошедшего?
Из воспоминаний русского дипломата Георгия Михайловского, вернувшегося в Россию в первые дни Первой мировой войны
«. когда я, наконец, попал в Петербург, который так хорошо знал. то передо мной предстал огромный военный лагерь, в котором не было ни одной живой души, так или иначе, не связанной с войной. Это не был Париж с его видом осаждённой крепости накануне штурма, это не был флегматичный Лондон, где сама война носила характер спорта, это был военный лагерь, живший общей жизнью с фронтом. Как раз в эти августовские дни Петербург не являлся тылом, хотя бы и правительственным, это был фронтовой лагерь в истинном смысле слова, и территориальная удалённость от места военных действий с лихвой искупалась постоянным подвозом раненых, которыми был наполнен весь Петербург. Я с удивлением увидел особняк на Захарьевской улице против Кавалергардской полковой церкви, особняк, в котором я провёл добрую половину своего детства, превращённый в госпиталь.
Из воспоминаний русского дипломата Георгия Михайловского, оказавшегося в Лондоне в момент объявления о вступлении Великобритании в войну
«Вечером 4 августа я вместе с А. П. Кропоткиной-Лебедевой и её мужем присутствовал на церемонии объявления войны. Весь Лондон был на ногах, но какое отличие этой весёлой, праздничной и совершенно спокойной толпы, едва ли сознававшей всю важность для её страны наступившей минуты, от напряжённого до последней степени и хмуро-озабоченного, если не панически-тревожного, Парижа, в один день превратившегося из самого беззаботного города в Европе в огромную осаждённую крепость!
Из письма впоследствии погибшего немецкого студента
Повседневная жизнь на фронте
1. С какими проблемами столкнулись солдаты и офицеры, воевавшие на фронте?
2. Как положение в окопах влияло на умонастроения военнослужащих? К чему это могло привести?
3. Как изменилось восприятие обыденных в мирной жизни вещей у людей, воевавших на фронте?
4. Предположите, каким образом ситуация и настроения на фронте влияли на отношение к войне в тылу? Аргументируйте своё мнение на основе источников.
Из воспоминаний английского сержанта Гарри Робертса, шесть дней жившего в затопленном окопе
«Если вам никогда не рассказывали, какими бывают ступни в окопе, я объясню. Они распухают в два или три раза больше нормальных размеров и становятся совершенно омертвевшими. Можно воткнуть в них штык и ничего не почувствовать.
Если вам посчастливилось не лишиться ног, и опухоль начинает спадать, так зато начинаются неописуемые мучения. Я слышал, как люди плакали и кричали от боли, и многим потом пришлось ампутировать ноги и ступни.
Из писем прапорщика Фёдора Степуна матери. 3 ноября 1914 г. Лиски (Галиция)
«Нас пятеро в душной комнате курной избы, кишащей совершенно невероятным количеством клопов, блох и даже вшей. И всё-таки хорошо. Хорошо тем, что есть стены и стол, печь и деревянный пол. После обеда, усталый и озябший за утро, я лежал на своей постели, полуспал и полугрезил. За окном тихо кружил мокрый снег. Темнело. Иван Дмитриевич Чаляпин, офицер, заведующий хозяйством, считал деньги, щёлкал счётами, скрипел пером. От его свечи розовел потолок. На стене двигалась тень его склонённой головы. Тебе это покажется странным, но верь, что здесь сейчас свеча, тень, чернила, перо, стол воспринимаются так же, как в мирной обстановке цветы, стихи и музыка, как вестники нездешнего мира.
. Я уверен, что, когда я вернусь, я буду часами благодарно смотреть на чайный сервиз, на дрова в камине, на мягкое кресло, на полку с книгами. И всё это будет вовсе не комфортом, а знаком и образом какой-то новой душевности».
Из воспоминаний русского солдата Д. Оськина, 1914г.
Из письма немецкого солдата с фронта. 19 января 1915 г.
«Многое ужасное, что здесь произошло во время атаки, я не хочу вам рассказывать. Во мне поднимается отвращение, когда я об этом думаю. Можно было плакать обо всём этом несчастии, когда, например, товарищи, которые ещё недавно были рядом с нами, падали без сил, глядя на нас в последний раз. Когда мы потом двигались дальше вперёд по тесному высокому окопу, вдруг нашим глазам открылась страшная картина. Там лежали в одном месте разорванные миной 8 альпийских стрелков, элитных солдат Франции, высокая кровавая груда полностью раздробленных человеческих тел, мёртвые и раненые; наверху труп без головы и верхней части тела, под ним живые с рваными, раздробленными конечностями. Окровавленными, смертельно печальными глазами смотрели они на нас. Жалобы и стоны этих бедных, предоставленных смерти солдат противника сжали нам сердце. Выходя из окопа, обойти эту груду мы не могли. Сердца наши судорожно сжались, когда мы перешагивали нашими коваными сапогами, но мы должны были!»
Из воспоминаний В. Арамилева
«На вопрос, кто ваш внутренний враг, каждый солдат без запинки отвечает:
— Внутренних врагов у нас четыре: штабист, интендант, каптенармус и вошь.
Этих внутренних врагов солдат видит, чувствует, «познаёт» ежедневно».
Жизнь в тылу в годы войны
1. Каким образом война изменила жизнь женщин?
2. Насколько эффективным был женский труд в сельском хозяйстве и промышленности?
3. Как изменение жизни женщин в период войны сказалось на их положении в обществе? Насколько прочным было это изменение?
Британский историк Д. М. Бурн так описывает последствия Первой мировой войны в сельском хозяйстве
1. С какими проблемами столкнулись солдаты и офицеры в тыловых частях?
2. Чувствовали ли военнослужащие тыловых частей себя чем-либо обязанными в отношении тех, кто воевал на фронте? Почему? Обоснуйте своё мнение.
3. Предположите, каким образом настроения в тыловых частях влияли на другие социальные группы в столице?
Из воспоминаний французского дипломата Мориса Палеолога. 1916г.«Воскресенье, 21 мая.
Правитель канцелярии Штюрмера. Мануйлов был сегодня у меня.
. Он особенно обращает моё внимание на распространение революционного духа в армии.
1. Какие проблемы волновали российское студенчество во время войны?
2. Чем объясняются антивоенные настроения студенчества в России?
3. Предположите, каким образом настроения российских студентов влияли на другие социальные группы на фронте и в тылу.
Из книги М. Воронкова «Из жизни дореволюционного студенчества. Речь идёт об объявлениях о мобилизации в действующую армию
Из донесения ректора Московского университета М. К. Любавского местному градоначальнику. 21 мая 1916 г.
1. Каким образом война повлияла на уровень жизни людей?
2. Какие чувства в связи с этим испытывали обычные люди? Как они объясняли перемены? Насколько долго готовы были с ними мириться?
3. Предположите, как влияли проблемы, возникавшие в тылу, на положение на фронте.
Из сочинения немецкого школьника (18 ноября 1915г.)
«В войну все продукты и предметы потребления подорожали. Некоторые продукты теперь в войну стоят в два и даже в три раза дороже. Нуждой обходятся нам хлебные талоны. Булочек мы больше не едим. На хлеб мы намазываем яблочное или айвовое желе. Его готовила моя мама. Зато мы больше едим картофеля. Иногда мы получаем один фунт жира от нашего мясника. Колбасу мы больше не едим. Даже введены дни без мяса и жира, а именно, по вторникам и по пятницам. Сливочное масло и яйца тоже выросли в цене, также и растительное масло стало дорогим. Мы часто едим манный суп, так как рис уже больше не можем получить. Также моя мама насушила на зиму яблок и груш.
Таким образом, можно помочь себе в нужде.
Также необходимые предметы потребления стали очень дорогими. Уголь и угольные брикеты у нас были ещё от прошлого года. Чаще всего мы сжигали уголь, только по воскресеньям мы нагреваем нашу гостиную угольными брикетами. Мы также собирали дрова на зиму. Кожа очень дорогая. Из-за этого многие дети носят военную обувь. Я сам не получил никаких, так как у меня есть ещё пара старых.
Откуда это взялось, что всё стало так дорого? Это не удивительно, что теперь во время войны всё не так, поскольку наши враги преграждают путь или топят корабли. Также и наши пленные враги должны питаться и получать снабжение. Примерно 2 млн. человек, которых мы вынуждены обеспечивать, и это во многом способствует подорожанию».
Все группы общества в воюющих странах, вольно или невольно были сопричастны к войне.
Отношение к войне менялось по мере ее затягивания, так как менялось положение людей в воюющих странах.
Война принесла много горя и страданий всем народам и была самой кровопролитной, по сравнению с предыдущими войнами.
Домашнее задание : повторить тему «Первая мировая война»
Обобщение по теме первая мировая война
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ПЕРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
– Война глазами ее участников,
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
— расширить знания учащихся о событиях первой мировой войны;
— развивать умения анализировать исторические источниками, делать самостоятельные выводы.
Урок начинается с вводного слова учителя, акцентирующего внимание на том, что масштабные и продолжительные военные действия не оставили в стороне ни одну из сторон жизни граждан стран-участниц.
После этого учащиеся в группах по четыре-пять человек работают с источниками. В качестве источников используются фрагменты мемуаров Г. Михайловского, В. Шульгина, М. Палеолога, писем с фронта, материалов охранного отделения и другие.
Источники делятся на три группы, каждая из которых посвящёна отдельной теме: «Первые дни войны», «Повседневная жизнь на фронте», «Жизнь в тылу в годы войны».
Выступление каждой группы начинается с краткого анализа источника. После этого учащиеся сообщают выводы, к которым они пришли, отвечая на вопросы, поставленные непосредственно к предложенным им источникам. Сообщение может стоиться в следующей форме: «Нам были предложены источники. Они рассказывают о. Мы можем им полностью, или в значительной мере, или частично доверять, потому что. На основе анализа источников мы можем утверждать, что. »
После этого учитель обобщает обсуждение и вводит учащихся в последующую работу.
Качество работы групп оценивается исходя из того, насколько они смогли:
• аргументированно ответить на вопросы к конкретному источнику или их группе;
• организовать коллективную работу с источником.
Кроме того, по ходу урока в случае необходимости старшеклассники могут использовать хронологическую таблицу, составленную дома.
Вопросы и задания к источникам по теме: Первые дни войны
1. Как жители Петрограда, Лондона и Парижа встретили известие о начале войны? Что изменилось в их жизни в эти дни?
2. Чем объясняется схожесть настроений граждан различных государств в первые дни войны?
3. Были ли готовы авторы документов и описываемые ими люди к тому, что война будет продолжаться четыре года? Предвидели ли они последствия произошедшего?
Из воспоминаний русского дипломата Георгия Михайловского, вернувшегося в Россию в первые дни Первой мировой войны
«. когда я, наконец, попал в Петербург, который так хорошо знал. то передо мной предстал огромный военный лагерь, в котором не было ни одной живой души, так или иначе, не связанной с войной. Это не был Париж с его видом осаждённой крепости накануне штурма, это не был флегматичный Лондон, где сама война носила характер спорта, это был военный лагерь, живший общей жизнью с фронтом. Как раз в эти августовские дни Петербург не являлся тылом, хотя бы и правительственным, это был фронтовой лагерь в истинном смысле слова, и территориальная удалённость от места военных действий с лихвой искупалась постоянным подвозом раненых, которыми был наполнен весь Петербург. Я с удивлением увидел особняк на Захарьевской улице против Кавалергардской полковой церкви, особняк, в котором я провёл добрую половину своего детства, превращённый в госпиталь.
Из воспоминаний русского дипломата Георгия Михайловского, оказавшегося в Лондоне в момент объявления о вступлении Великобритании в войну
«Вечером 4 августа я вместе с поткиной-Лебедевой и её мужем присутствовал на церемонии объявления войны. Весь Лондон был на ногах, но какое отличие этой весёлой, праздничной и совершенно спокойной толпы, едва ли сознававшей всю важность для её страны наступившей минуты, от напряжённого до последней степени и хмуро-озабоченного, если не панически-тревожного, Парижа, в один день превратившегося из самого беззаботного города в Европе в огромную осаждённую крепость!
Из письма впоследствии погибшего немецкого студента
Повседневная жизнь на фронте
1. С какими проблемами столкнулись солдаты и офицеры, воевавшие на фронте?
2. Как положение в окопах влияло на умонастроения военнослужащих? К чему это могло привести?
3. Как изменилось восприятие обыденных в мирной жизни вещей у людей, воевавших на фронте?
4. Предположите, каким образом ситуация и настроения на фронте влияли на отношение к войне в тылу? Аргументируйте своё мнение на основе источников.
Из воспоминаний английского сержанта Гарри Робертса, шесть дней жившего в затопленном окопе
«Если вам никогда не рассказывали, какими бывают ступни в окопе, я объясню. Они распухают в два или три раза больше нормальных размеров и становятся совершенно омертвевшими. Можно воткнуть в них штык и ничего не почувствовать.
Если вам посчастливилось не лишиться ног, и опухоль начинает спадать, так зато начинаются неописуемые мучения. Я слышал, как люди плакали и кричали от боли, и многим потом пришлось ампутировать ноги и ступни.
Из писем прапорщика Фёдора Степуна матери. 3 ноября 1914 г. Лиски (Галиция)
«Нас пятеро в душной комнате курной избы, кишащей совершенно невероятным количеством клопов, блох и даже вшей. И всё-таки хорошо. Хорошо тем, что есть стены и стол, печь и деревянный пол. После обеда, усталый и озябший за утро, я лежал на своей постели, полуспал и полугрезил. За окном тихо кружил мокрый снег. Темнело. Иван Дмитриевич Чаляпин, офицер, заведующий хозяйством, считал деньги, щёлкал счётами, скрипел пером. От его свечи розовел потолок. На стене двигалась тень его склонённой головы. Тебе это покажется странным, но верь, что здесь сейчас свеча, тень, чернила, перо, стол воспринимаются так же, как в мирной обстановке цветы, стихи и музыка, как вестники нездешнего мира.
. Я уверен, что, когда я вернусь, я буду часами благодарно смотреть на чайный сервиз, на дрова в камине, на мягкое кресло, на полку с книгами. И всё это будет вовсе не комфортом, а знаком и образом какой-то новой душевности».
Из воспоминаний русского солдата Д. Оськина, 1914г.
Из письма немецкого солдата с фронта. 19 января 1915 г.
«Многое ужасное, что здесь произошло во время атаки, я не хочу вам рассказывать. Во мне поднимается отвращение, когда я об этом думаю. Можно было плакать обо всём этом несчастии, когда, например, товарищи, которые ещё недавно были рядом с нами, падали без сил, глядя на нас в последний раз. Когда мы потом двигались дальше вперёд по тесному высокому окопу, вдруг нашим глазам открылась страшная картина. Там лежали в одном месте разорванные миной 8 альпийских стрелков, элитных солдат Франции, высокая кровавая груда полностью раздробленных человеческих тел, мёртвые и раненые; наверху труп без головы и верхней части тела, под ним живые с рваными, раздробленными конечностями. Окровавленными, смертельно печальными глазами смотрели они на нас. Жалобы и стоны этих бедных, предоставленных смерти солдат противника сжали нам сердце. Выходя из окопа, обойти эту груду мы не могли. Сердца наши судорожно сжались, когда мы перешагивали нашими коваными сапогами, но мы должны были!»
Из воспоминаний В. Арамилева
«На вопрос, кто ваш внутренний враг, каждый солдат без запинки отвечает:
— Внутренних врагов у нас четыре: штабист, интендант, каптенармус и вошь.
Этих внутренних врагов солдат видит, чувствует, «познаёт» ежедневно».
Жизнь в тылу в годы войны
1. Каким образом война изменила жизнь женщин?
2. Насколько эффективным был женский труд в сельском хозяйстве и промышленности?
3. Как изменение жизни женщин в период войны сказалось на их положении в обществе? Насколько прочным было это изменение?
Британский историк так описывает последствия Первой мировой войны в сельском хозяйстве
1. С какими проблемами столкнулись солдаты и офицеры в тыловых частях?
2. Чувствовали ли военнослужащие тыловых частей себя чем-либо обязанными в отношении тех, кто воевал на фронте? Почему? Обоснуйте своё мнение.
3. Предположите, каким образом настроения в тыловых частях влияли на другие социальные группы в столице?
Из воспоминаний французского дипломата Мориса Палеолога. 1916г.«Воскресенье, 21 мая.
Правитель канцелярии Штюрмера. Мануйлов был сегодня у меня.
. Он особенно обращает моё внимание на распространение революционного духа в армии.
1. Какие проблемы волновали российское студенчество во время войны?
2. Чем объясняются антивоенные настроения студенчества в России?
3. Предположите, каким образом настроения российских студентов влияли на другие социальные группы на фронте и в тылу.
Из книги М. Воронкова «Из жизни дореволюционного студенчества. Речь идёт об объявлениях о мобилизации в действующую армию
Из донесения ректора Московского университета местному градоначальнику. 21 мая 1916 г.
1. Каким образом война повлияла на уровень жизни людей?
2. Какие чувства в связи с этим испытывали обычные люди? Как они объясняли перемены? Насколько долго готовы были с ними мириться?
3. Предположите, как влияли проблемы, возникавшие в тылу, на положение на фронте.
Из сочинения немецкого школьника (18 ноября 1915г.)
«В войну все продукты и предметы потребления подорожали. Некоторые продукты теперь в войну стоят в два и даже в три раза дороже. Нуждой обходятся нам хлебные талоны. Булочек мы больше не едим. На хлеб мы намазываем яблочное или айвовое желе. Его готовила моя мама. Зато мы больше едим картофеля. Иногда мы получаем один фунт жира от нашего мясника. Колбасу мы больше не едим. Даже введены дни без мяса и жира, а именно, по вторникам и по пятницам. Сливочное масло и яйца тоже выросли в цене, также и растительное масло стало дорогим. Мы часто едим манный суп, так как рис уже больше не можем получить. Также моя мама насушила на зиму яблок и груш.
Таким образом, можно помочь себе в нужде.
Также необходимые предметы потребления стали очень дорогими. Уголь и угольные брикеты у нас были ещё от прошлого года. Чаще всего мы сжигали уголь, только по воскресеньям мы нагреваем нашу гостиную угольными брикетами. Мы также собирали дрова на зиму. Кожа очень дорогая. Из-за этого многие дети носят военную обувь. Я сам не получил никаких, так как у меня есть ещё пара старых.
Откуда это взялось, что всё стало так дорого? Это не удивительно, что теперь во время войны всё не так, поскольку наши враги преграждают путь или топят корабли. Также и наши пленные враги должны питаться и получать снабжение. Примерно 2 млн. человек, которых мы вынуждены обеспечивать, и это во многом способствует подорожанию».
Все группы общества в воюющих странах, вольно или невольно были сопричастны к войне. Отношение к войне менялось по мере ее затягивания, так как менялось положение людей в воюющих странах. Война принесла много горя и страданий всем народам и была самой кровопролитной, по сравнению с предыдущими войнами.
Домашнее задание : повторить тему «Первая мировая война»