Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Урок-презентация на тему: «Понятие информации».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Описание презентации по отдельным слайдам:

Понятие информации Урок 1 10 Класс

Виды информации по способам восприятия человеком звуковая информация вкусовая информация информация о запахах зрительная информация тактильная информация Обоняние Осязание Зрение Слух Вкус

Информация в теории связи Теория связи телефон Системы Средства телеграф передачи связи радио информации Информация последовательность электрических и электромагнитных сигналов. Теория связи Теория информации ( решает проблему измерения информации) Клод Шеннон

Информация в кибернетике Анализ процессов управления в живых организмах и технических системах Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам. Норберт Винер

Информация в нейрофизиологии Нейрофизиология – это раздел биологии изучающий механизм нервной деятельности животного и человека.

Модель информационных процессов в живых организмах Внешняя информация Органы чувств Сигнал (Электрохимической природы) Нервные волокна Нервная клетка Нервные волокна ….

Информация в генетике Наследственная информация заложена в ДНК Молекула ДНК – это код, определяющий функционирование всего организма

Понятие информации в философии

Атрибутивная концепция. Атрибутивный подход описывает информацию как объективную реальность, данную нам в ощущениях и существующую вне зависимости от нашего понимания и осознания.

Функциональная концепция. Функциональный подход рассматривает информацию как смысл, содержащийся в сигнале, и для того, чтобы извлечь смысл из окружающей среды, необходим субъект, достигший уровня психического развития. Только человек может извлекать смысл из окружающей действительности и на основе полученных данных регулировать своё жизненное пространство.

Коммуникативная концепция (антропоцентрическая) Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Эта концепция является самой популярной на сегодняшний день.

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Номер материала: ДБ-840591

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Информация и информационные процессы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Информация и информационные процессы.

Описание слайда:

Вспомним определение:
информатика-это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;
информатика-это наука о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
26.12.2020
2

Описание слайда:

Предметом информатики является информация.
Информация-это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность.
Информация-это понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения.
Например: «научная информация», «полезная информация», «политическая информация»,…
26.12.2020
3

Описание слайда:

Основные подходы к определению понятия «информация» :

1)коммуникативный,
2) функциональный,
3) атрибутивный.
26.12.2020
4

Описание слайда:

Коммуникативная концепция.
Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Эта концепция является самой популярной на сегодняш- ний день.
26.12.2020
5

Описание слайда:

Функциональная концепция.
Функциональный подход рассматривает информацию как смысл, содержащийся в сигнале, и для того, чтобы извлечь смысл из окружающей среды, необходим субъект, достигший уровня психического развития. Только человек может извлекать смысл из окружающей действительности и на основе полученных данных регулировать своё жизненное пространство.

Описание слайда:

Атрибутивная концепция.
Атрибутивный подход описывает информацию как объективную реальность, данную нам в ощущениях и существующую вне зависимости от нашего понимания и осознания.
26.12.2020
7

Описание слайда:
Описание слайда:

Понятие информационного процесса.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют следующие информационные процессы:
1. Процесс передачи информации ;
2. Процесс обработки (преобразования) информации ;
3. Процесс хранения информации (в собственной памяти, или на внешних носителях).

Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Сценарий выпускного вечера в 4 классе

Презентация «ПОРТФОЛИО НА АТТЕСТАЦИЮ»

Музейная педагогика — средство формирования духовных ценностей учащихся

Презентация » Возможности использования платформы quizalize.com в дистанционном обучении и в классе.

Сценарий новогоднего представления «Все будет хорошо»

Презентация на тему: «Борщ»

Презентация на тему : «Основные способы тепловой обработки»

Презентация на тему «Приготовление бульонов»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376572 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Человек и информация

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

Описание разработки

Ход урока по этапам.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности группы к уроку.

2. Проверка явки учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.

Объяснить новый материал:

Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 5 класса. Вспомним определение: информатика – это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассмотренной наукой. Для нас более актуальным будут описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.

Итак, нам даны два определения:

— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?

В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничивали область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривается более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.

Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация – это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация – это высокоабстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе – она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях. Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.

Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из тубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.

Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии.

Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми. Представим ситуацию: встретились два человека, один – строитель, другой – заказчик, желающий приобрести себе дом. Для строителя дом вызывает определенные ассоциации (рис.1).

А заказник уже представил себе дом своей мечты
(рис.2).

Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Смотреть картинку Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Картинка про Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления. Фото Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления

И каждый из них прав по-своему. Потому что с одним словом связаны различные образы, которые порой и мешают нам понять друг друга. Используя одинаковые слова, а смысл вкладываем совершенно разный. Поэтому и получается, если я называю слово, то в памяти моего собеседника не тот образ, который есть у меня. А образ, сохраненный им в процессе своей жизнедеятельности. Иными словами, понятие приобретено в быту.

В бытовом представлении информация есть знания. Сведения, сообщения и т.д. подобное представление сохранилось вплоть до 20-х годов ХХ века. Интересными являются определения, данные в словаре С.И. Ожегова, где информация определяется как сведения об окружающем мире; сообщения о положении дел, состоянии чего-либо. И закономерно возникает вопрос: если информация, сведения, сообщения суть одно и то же, зачем использовать разные понятия для объяснения одного и того же явления?

Это означает, что мы используем понятие не по назначению.

Другой популярной концепцией, только уже в научных кругах, является функциональная концепция информации. В рамках данной концепции информация стала определять как форма отражения, которая связана «в данном контексте информация интерпретируется как особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления». Самоорганизующаяся система – это система управления, способная постоянно поддерживать свою качественную определенность, осуществлять целенаправленное (программное) функционирование и саморазвитие, самосовершенствование (в плане видоизменение своих программ и способов функционирования).

При данном подходе информация тесно связана с понятием «сигнал». Говоря о самоорганизующихся системах. Следует отметить единство законов для биологических, технических и социальных систем, но в отношении понятия «информация» существует ограничения в использовании её в кибернетических системах, не достигших уровня психического развития. В этом случае информация и сигнал слиты воедино. Система, обладающая способностью психического управления, выделяет информацию из сигнала. Сигнал выступает в качестве формы, а информация является содержанием. В конечном счете, для самоорганизующихся систем важным является содержание сообщения, хотя физические свойства носителя информации накладывают определенные ограничения на отображение действительности и адекватное управление ею.

Атрибутивная концепция использует более широкое понятие, понимает информацию как «отражение разнообразия в любых объектах и процессах, как в живой природе, так и в неживой природе». При этом информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Данная концепция учитывает отражательную способность материи. Под отражением будем понимать способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.

Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную. И соответственно, если информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех её уровнях. Можно условно выделить три уровня:

IV. Применение умений и навыков.

По параграфу 2.1 написать, что значит информация в физике, биологии и кибернетике.

Источник

Конспект урока «Понятие информации» 10 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Понятие информации

Цель урока: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам и формам, научить учащихся выбирать понятные формы представления информации

образовательная — выработать умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком; сформировать умение определять формы представления информации;

развивающая — формирование представление об основных идеях и методах представления информации; демонстрация роли информации в познании действительности способствовать расширению кругозора учащихся; формирование интереса к предмету; развитие памяти и мышления;

воспитательная — воспитание информационной культуры учащихся; воспитание самостоятельности, дисциплинированности, внимательности.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия; информатика, информация, информационный подход.

Методические рекомендации. Информация, рассматриваемая как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Информация является товаром, имеющим огромную ценность, и становится одним из стратегических ресурсов государства. Сформировать правильное представление о таком сложном явлении не так просто. Сложность формирования понятия «информация» объясняется такими факторами:

— во-первых, понятие есть форма мышления, отражающая предмет или явление в его общих и существенных признаках, то есть является категорией формальной логики;

— во-вторых, информация — понятие абстрактное, и оно не может быть выражено какими-либо конкретными понятиями, входящими в конкретную область познания, то есть необходимо привлекать философские категории;

— в-третьих, работа с понятиями затрагивает мышление, для этого необходимо использовать понятийный аппарат возрастной и педагогической психологии.

Также отметим, что еще А.П. Ершов подчеркивал, что адекватному усвоению понятий мешает «наша недостаточная способность мыслить абстрактными категориями, вне связи с конкретными, известными нам вещами и предметами. А это жизненно необходимо в постоянно усложняющемся мире. Абстрактное мышление вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой, в способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить его на другую, в искусстве умело пользоваться аналогиями и ассоциациями. Именно такого рода мышление превращает реальности мира в некую знаковую систему, которая закладывается в мозг и формирует интеллект человека».

II . Теоретический материал урока

Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 8 класса. Вспомним определение: информатика — это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой. Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.

Итак, нам даны два определения:

информатика — это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;

информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?

В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.

Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация — это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация — это высоко-абстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе — она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях.

Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.

Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.

Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Профессор В.И. Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал: «Личность — это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда вещей — знаков. Встречные взаимо-актуализации смыслов (а не механическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».

Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.

— Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления? (Для описания сложных явлений, которые не являются предметами, имеющими вес, размер и форму, достаточно сложно дать четкое определение. Например, дерево мы сможем описать однозначно, потому что мы его видим, можем потрогать. А для описания понятия «информация» нам нужно соотнести ее с чем-то определенным. Если информация проявляет себя лишь в информационных процессах, то возникает ощущение, что она является результатом, например, обработки данных.)

Какие еще сложные понятия вы знаете? (В физике сложным понятием является энергия.)

— Какие подходы для описания понятия «информация» существуют? (Существует много разных подходов к описанию понятия «информация», но наиболее признанные — это коммуникативный, атрибутивный и функциональный.)

Какие из представленных подходов вам нравятся и почему?

— Приведите примеры, в которых какие-либо явления и (или) процессы связаны с понятием информация. Например: информационная нагрузка, информационный кризис, информационная среда и т. д. — Перечислите характерные особенности информатики как отрасли, как науки, как прикладной дисциплины.

IV . Подведение итогов урока

2. Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.

3. Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атрибутивный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *