Чем объясняется появление различных концепций
Человек и информация
Описание разработки
Ход урока по этапам.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности группы к уроку.
2. Проверка явки учащихся.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
III. Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.
Объяснить новый материал:
Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 5 класса. Вспомним определение: информатика – это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассмотренной наукой. Для нас более актуальным будут описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.
Итак, нам даны два определения:
— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?
В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничивали область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривается более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.
Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация – это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация – это высокоабстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе – она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях. Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.
Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из тубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.
Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии.
Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми. Представим ситуацию: встретились два человека, один – строитель, другой – заказчик, желающий приобрести себе дом. Для строителя дом вызывает определенные ассоциации (рис.1).
А заказник уже представил себе дом своей мечты
(рис.2).
И каждый из них прав по-своему. Потому что с одним словом связаны различные образы, которые порой и мешают нам понять друг друга. Используя одинаковые слова, а смысл вкладываем совершенно разный. Поэтому и получается, если я называю слово, то в памяти моего собеседника не тот образ, который есть у меня. А образ, сохраненный им в процессе своей жизнедеятельности. Иными словами, понятие приобретено в быту.
В бытовом представлении информация есть знания. Сведения, сообщения и т.д. подобное представление сохранилось вплоть до 20-х годов ХХ века. Интересными являются определения, данные в словаре С.И. Ожегова, где информация определяется как сведения об окружающем мире; сообщения о положении дел, состоянии чего-либо. И закономерно возникает вопрос: если информация, сведения, сообщения суть одно и то же, зачем использовать разные понятия для объяснения одного и того же явления?
Это означает, что мы используем понятие не по назначению.
Другой популярной концепцией, только уже в научных кругах, является функциональная концепция информации. В рамках данной концепции информация стала определять как форма отражения, которая связана «в данном контексте информация интерпретируется как особенность живых, самоуправляемых систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления». Самоорганизующаяся система – это система управления, способная постоянно поддерживать свою качественную определенность, осуществлять целенаправленное (программное) функционирование и саморазвитие, самосовершенствование (в плане видоизменение своих программ и способов функционирования).
При данном подходе информация тесно связана с понятием «сигнал». Говоря о самоорганизующихся системах. Следует отметить единство законов для биологических, технических и социальных систем, но в отношении понятия «информация» существует ограничения в использовании её в кибернетических системах, не достигших уровня психического развития. В этом случае информация и сигнал слиты воедино. Система, обладающая способностью психического управления, выделяет информацию из сигнала. Сигнал выступает в качестве формы, а информация является содержанием. В конечном счете, для самоорганизующихся систем важным является содержание сообщения, хотя физические свойства носителя информации накладывают определенные ограничения на отображение действительности и адекватное управление ею.
Атрибутивная концепция использует более широкое понятие, понимает информацию как «отражение разнообразия в любых объектах и процессах, как в живой природе, так и в неживой природе». При этом информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Данная концепция учитывает отражательную способность материи. Под отражением будем понимать способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.
Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную. И соответственно, если информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех её уровнях. Можно условно выделить три уровня:
IV. Применение умений и навыков.
По параграфу 2.1 написать, что значит информация в физике, биологии и кибернетике.
Основные подходы к определению понятия «информация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Основные подходы к определению понятия «информация»
МОШИ «Харсаимская ШИС(П)ОО»
Тема и номер урока в теме
Информация и информационные процессы,
№2
Информатика и ИКТ 10-11 класс, под редакцией
8.Цель урока: освоить общие представления и подходы к описанию понятия «информация»; освоить системные представления об окружающей действительности; освоить навыки работы с объектами операционной системы для создания собственной информационной среды.
10. Тип урока: изложение нового материала
11. Формы работы учащихся: фронтальная
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, ММпроектор,
1. Организационный момент
2. Теоретический материал урока
Итак, нам даны два определения:
— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?
В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.
Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.
Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.
А заказчик уже представил себе дом своей мечты:
И каждый из них прав по-своему. Потому что с одним словом связаны различные образы, которые порой и мешают нам понять друг друга. Используем одинаковые слова, а смысл вкладываем совершенно разный. Поэтому и получается, если я называю слово, то в памяти моего собеседника возникает не тот образ, который есть у меня. А образ, сохраненный им в процесс е своей жизнедеятельности. Иными словами, понятие приобретено в быту.
Это означает, что мы используем понятия не по назначению. Другой популярной концепцией, только уже в научных кругах, является ФункциОНШlЬ1lQЯ концепция информации. В рамках данной концепции информация стала определяться как форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. т. г. Лешкевич отмечает, что «в данном контексте информация интерпретируется как
При данном подходе информация тесно связана с понятием «сигнал». Говоря О самоорганизующихся системах, следует отметить единство законов для биологических, технических и социальных систем, но в отношении понятия «информация» существуют ограничения в использовании ее в кибернетических системах, не достигших уровня психического развития. В этом случае информация и сигнал слиты воедино. Система, обладающая способностью психического управления, выделяет информацию из сигнала. Сигнал выступает в качестве формы, а информация является содержанием. В конечном счете для самоорганизующихся систем важным является содержание сообщения, хотя физические свойства носителя информации накладывают определенные ограничения на отображение действительности и адекватное управление ею.
Атрибутивная концепция использует более широкое понятие, понимая информацию как «отражение разнообразия в любых объектах и процессах, как в живой, так и внеживой природе»**. При этом информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Данная концепция учитывает отражательную способность материи. Под отражением будем понимать способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.
Различают четыре формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную. И соответственно, если информация является атрибутом материи, она должна существовать на всех ее уровнях. Можно условно выделить три уровня:
• потенциальную информацию как форму отражения в неорганической природе, или элементарные уровни отражения;
• информацию как активноиспользуемое отражение, то есть биологическую форму отражения;
• информацию как целенаправленно используемое активное отражение, или социально-психическую форму отражения сознания, связанное с мышлением человека.
3. Закрепление изученного материала
Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления? (Для описания сложных явлений, которые не являются предметами, имеющими в. ес, размер и форму, достаточно сложно дать четкое определение. Например, дерево мы сможем описать однозначно, потому что мы его видим, можем потрогать. А для описания понятия «информация» нам нужно соотнести ее с чем-то определенным. Если информация проявляет себя лишь в информационных процессах, то возникает ощущение, что она является результатом, например, обработки данных.)
Какие еще сложные понятия вы знаете? (В физике сложным понятие. м является энергия.)
Какие из представленных подходов вам нравятся и почему? Приведите примеры, в которых какие-либо явления и (или) процессы связаны с понятием информация. Например: информационная нагрузка, информационный кризис, информационная среда и т. д.
Перечислите характерные особенности информатики как отрасли, как науки, как прикладной дисциплины.
4. Подведение итогов урока
2. Содержание понятия «информацию> может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.
3. Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атрибутивный.
5. Домашнее задание
Напишите развернутое эссе, в котором выразите свое отношение к одному из рассмотренных понятий: информационная культура, информационная война, информационная перегрузка. Оформите в виде текстового документа с использованием всех необходимых видов форматирования.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Презентация на тему: Информация и информационные процессы
Информация и информационные процессы.
Вспомним определение: информатика-это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;информатика-это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Предметом информатики является информация. Информация-это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация-это понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «полезная информация», «политическая информация»,…
Основные подходы к определению понятия «информация» : 1)коммуникативный, 2) функциональный, 3) атрибутивный.
Коммуникативная концепция. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Эта концепция является самой популярной на сегодняш- ний день.
Функциональная концепция. Функциональный подход рассматривает информацию как смысл, содержащийся в сигнале, и для того, чтобы извлечь смысл из окружающей среды, необходим субъект, достигший уровня психического развития. Только человек может извлекать смысл из окружающей действительности и на основе полученных данных регулировать своё жизненное пространство.
Атрибутивная концепция. Атрибутивный подход описывает информацию как объективную реальность, данную нам в ощущениях и существующую вне зависимости от нашего понимания и осознания.
Понятие информационного процесса. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют следующие информационные процессы: 1. Процесс передачи информации ; 2. Процесс обработки (преобразования) информации ; 3. Процесс хранения информации (в собственной памяти, или на внешних носителях).
Конспект урока «Понятие информации» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Понятие информации
Цель урока: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам и формам, научить учащихся выбирать понятные формы представления информации
образовательная — выработать умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком; сформировать умение определять формы представления информации;
развивающая — формирование представление об основных идеях и методах представления информации; демонстрация роли информации в познании действительности способствовать расширению кругозора учащихся; формирование интереса к предмету; развитие памяти и мышления;
воспитательная — воспитание информационной культуры учащихся; воспитание самостоятельности, дисциплинированности, внимательности.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия; информатика, информация, информационный подход.
Методические рекомендации. Информация, рассматриваемая как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Информация является товаром, имеющим огромную ценность, и становится одним из стратегических ресурсов государства. Сформировать правильное представление о таком сложном явлении не так просто. Сложность формирования понятия «информация» объясняется такими факторами:
— во-первых, понятие есть форма мышления, отражающая предмет или явление в его общих и существенных признаках, то есть является категорией формальной логики;
— во-вторых, информация — понятие абстрактное, и оно не может быть выражено какими-либо конкретными понятиями, входящими в конкретную область познания, то есть необходимо привлекать философские категории;
— в-третьих, работа с понятиями затрагивает мышление, для этого необходимо использовать понятийный аппарат возрастной и педагогической психологии.
Также отметим, что еще А.П. Ершов подчеркивал, что адекватному усвоению понятий мешает «наша недостаточная способность мыслить абстрактными категориями, вне связи с конкретными, известными нам вещами и предметами. А это жизненно необходимо в постоянно усложняющемся мире. Абстрактное мышление вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой, в способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить его на другую, в искусстве умело пользоваться аналогиями и ассоциациями. Именно такого рода мышление превращает реальности мира в некую знаковую систему, которая закладывается в мозг и формирует интеллект человека».
II . Теоретический материал урока
Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 8 класса. Вспомним определение: информатика — это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой. Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.
Итак, нам даны два определения:
информатика — это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;
информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?
В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.
Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация — это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация — это высоко-абстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе — она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях.
Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.
Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.
Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Профессор В.И. Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал: «Личность — это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда вещей — знаков. Встречные взаимо-актуализации смыслов (а не механическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».
Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.
— Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления? (Для описания сложных явлений, которые не являются предметами, имеющими вес, размер и форму, достаточно сложно дать четкое определение. Например, дерево мы сможем описать однозначно, потому что мы его видим, можем потрогать. А для описания понятия «информация» нам нужно соотнести ее с чем-то определенным. Если информация проявляет себя лишь в информационных процессах, то возникает ощущение, что она является результатом, например, обработки данных.)
— Какие еще сложные понятия вы знаете? (В физике сложным понятием является энергия.)
— Какие подходы для описания понятия «информация» существуют? (Существует много разных подходов к описанию понятия «информация», но наиболее признанные — это коммуникативный, атрибутивный и функциональный.)
— Какие из представленных подходов вам нравятся и почему?
— Приведите примеры, в которых какие-либо явления и (или) процессы связаны с понятием информация. Например: информационная нагрузка, информационный кризис, информационная среда и т. д. — Перечислите характерные особенности информатики как отрасли, как науки, как прикладной дисциплины.
IV . Подведение итогов урока
2. Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.
3. Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атрибутивный.
Разработка урока «Понятие информации» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ ponyatie_informacii.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие информации Информатика 10 класс
Что такое информация? Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо независимо от формы их представления. Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Понятие информации в частных науках Теория информации (результат развития теории связи) (К. Шеннон) Информация – содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности
Понятие информации в частных науках Кибернетика (исследует информационные процессы в системах управления) (Н. Винер) Информация – содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления
Понятие информации в частных науках Генетика (изучает механизмы наследственности, пользуется понятием «наследственная информация») Информация – содержание генетического кода – структуры молекул ДНК, входящих в состав клетки животного и человека
Понятие информации в частных науках Нейрофизиология (изучает информационные процессы в механизмах нервной деятельности животного и человека) Информация – содержание сигналов электрохимической природы, передающихся по нервным волокнам организма
Философские концепции информации Атрибутивная концепция: информация – всеобщее свойство (атрибут) материи Функциональная концепция: информация и информационные процессы присущи только живой природе, являются её функцией Антропоцентрическая концепция: информация и информационные процессы присущи только человеку
Вопросы Какие существуют основные философские концепции? Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной? Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым? В каких биологических науках активно используется понятие информации? Что такое наследственная информация? К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике? Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции её можно будет отнести?
Выбранный для просмотра документ Плакаты.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПЛАКАТЫ Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5–7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html
Выбранный для просмотра документ К уроку 1.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
информация сигнал непрерывный сигнал дискретный сигнал виды информации свойства информации
Информация содержится в показаниях часов и других приборов в звуках и видах природы в текстах книг в речи людей
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации. Эту информацию мы получаем в виде сигналов. Различают сигналы световые звуковые тепловые механические электрические
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов. Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами. Речь человека
По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды: тактильная аудиальная обонятельная вкусовая визуальная Виды информации
Свойства информации Актуальность Полнота Полезность Понятность Достоверность Объективность
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников Сигналы Свойства информации Дискретные Непрерывные Визуальная Вкусовая Тактильная Аудиальная Обонятельная Объективность Полнота Понятность Актуальность Достоверность Полезность Опорный конспект Виды информации
Укажите в каком в виде представлена информация в следующих примерах Решение информационных задач Пример Вид информации По способу восприятия По форме представления Чертёж к задаче по геометрии Письмо к другу Картина в галерее Радиопередача Телепередача Аромат сирени Вкус лимона Температура воздуха
Теория §1 задания 7-8 Домашнее задание
Выбранный для просмотра документ Ответы на вопросы.docx
2. Какая, с Вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?
Ответ: Функциональная
3. Благодаря развитию каких наук понятие информация стало широко употребляемым?
Ответ : Кибернетика, теория связи
4. В каких биологических науках активно используется понятие информация?
Ответ : генетика, цитология, физиология человека и животных (прежде всего, разделы о нервной и гуморальной регуляции)
5. Что такое наследственная информация?
Ответ: генетическая информация о наследственных структурах организма, получаемая от предков в виде совокупности генов. 6. В какой филосовской концепции, на Ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике?
Ответ : Функциональная концепция
7. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой концепции ее можно будет отнести?
Ответ : Антропонцентрическая концепция
8 Согласны ли Вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то покажите на примерах
Ответ : Конечно Да. Понятие информация имеет контекстный смысл уже по тому, что в настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. То есть данное понятие используется в различных науках(информатика\кибернетика\биология\физика и т.д.) неся за собой различный лексический смысл.Поэтому смысл слова «информация» определяется контекстом
Выбранный для просмотра документ Урок 1.docx
Цель урока: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам и формам, научить учащихся выбирать понятные формы представления информации
образовательная — выработать умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком; сформировать умение определять формы представления информации;
развивающая — формирование представление об основных идеях и методах представления информации; демонстрация роли информации в познании действительности способствовать расширению кругозора учащихся; формирование интереса к предмету; развитие памяти и мышления;
воспитательная — воспитание информационной культуры учащихся; воспитание самостоятельности, дисциплинированности, внимательности.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия; информатика, информация, информационный подход.
Методические рекомендации. Информация, рассматриваемая как совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Информация является товаром, имеющим огромную ценность, и становится одним из стратегических ресурсов государства. Сформировать правильное представление о таком сложном явлении не так просто. Сложность формирования понятия «информация» объясняется такими факторами:
— во-первых, понятие есть форма мышления, отражающая предмет или явление в его общих и существенных признаках, то есть является категорией формальной логики;
— во-вторых, информация — понятие абстрактное, и оно не может быть выражено какими-либо конкретными понятиями, входящими в конкретную область познания, то есть необходимо привлекать философские категории;
— в-третьих, работа с понятиями затрагивает мышление, для этого необходимо использовать понятийный аппарат возрастной и педагогической психологии.
Также отметим, что еще А.П. Ершов подчеркивал, что адекватному усвоению понятий мешает «наша недостаточная способность мыслить абстрактными категориями, вне связи с конкретными, известными нам вещами и предметами. А это жизненно необходимо в постоянно усложняющемся мире. Абстрактное мышление вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой, в способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить его на другую, в искусстве умело пользоваться аналогиями и ассоциациями. Именно такого рода мышление превращает реальности мира в некую знаковую систему, которая закладывается в мозг и формирует интеллект человека».
II . Теоретический материал урока ( ЦОР INF_10_ogr_inf.oms (11) )
Информатику как школьный предмет мы начали изучать с 8 класса. Вспомним определение: информатика — это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации. Данное определение затрагивает лишь небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой. Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.
Итак, нам даны два определения:
информатика — это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;
информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
— Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?
В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.
Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе. Информация — это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. Информация — это высоко-абстрактное понятие, смысл которого раскрывается по контексту словосочетания или сообщения. Например: «научная информация», «политическая информация», «важная информация», «полезная информация». Информация не существует сама по себе — она заключена в структуре объекта или системы, в знаках и символах, зафиксированных на материальных носителях.
Информация проявляется в информационных процессах в природе, в обществе и технике, а также в процессе мыслительной деятельности и в процессе интерпретации человеком той или иной знаковой системы, знака, символа, действия, поведения, состояния и пр.
Давайте подумаем, когда мы извлекаем информацию об окружающих объектах. Мы идем по лесу, на пути нам встретилась охотничья сторожка. Из трубы идет дым. Что мы можем сказать в этом случае? Наверно, то, что в доме кто-то живет. Таким образом, дым из трубы нам позволяет сделать соответствующие выводы.
Коммуникативная концепция понятия «информация» является самой популярной на сегодняшний день. Данная концепция рассматривает информацию как сферу общения и сферу общенаучной рефлексии. Профессор В.И. Тюпа в онтологии коммуникации подчеркивал: «Личность — это чистый смысл и, подобно всякому смыслу, активизируется лишь при встрече с иным смыслом, для чего ей, собственно говоря, и потребна межличностная среда вещей — знаков. Встречные взаимо-актуализации смыслов (а не механическое перемещение информации) и составляют содержание коммуникативных процессов».
Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми. Что происходит в процессе взаимодействия между людьми.
— Чем объясняется появление различных концепций для описания одного и того же явления? (Для описания сложных явлений, которые не являются предметами, имеющими вес, размер и форму, достаточно сложно дать четкое определение. Например, дерево мы сможем описать однозначно, потому что мы его видим, можем потрогать. А для описания понятия «информация» нам нужно соотнести ее с чем-то определенным. Если информация проявляет себя лишь в информационных процессах, то возникает ощущение, что она является результатом, например, обработки данных.)
— Какие еще сложные понятия вы знаете? (В физике сложным понятием является энергия.)
— Какие подходы для описания понятия «информация» существуют? (Существует много разных подходов к описанию понятия «информация», но наиболее признанные — это коммуникативный, атрибутивный и функциональный.)
— Какие из представленных подходов вам нравятся и почему?
— Приведите примеры, в которых какие-либо явления и (или) процессы связаны с понятием информация. Например: информационная нагрузка, информационный кризис, информационная среда и т. д. — Перечислите характерные особенности информатики как отрасли, как науки, как прикладной дисциплины.
IV . Подведение итогов урока
2. Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или сообщения.
3. Существуют три основных подхода к описанию понятия «информация»: коммуникативный, функциональный, атрибутивный.
Домашнее задание : Теория §1 задания 7-8