Чем объясняется неизбежность конфликта печорина с грушницким
8. Чем объясняется неизбежность конфликта Печорина с Грушницким? 9. В каких произведениях русской литературы изображены герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом? (ЕГЭ по литературе)
Конфликт Печорина с Грушницким оказывается неизбежен по нескольким причинам.
Во-первых, два героя в романе являются одновременно и антиподами, и двойниками. В Грушницком есть все отрицательные черты Печорина, его эгоизм, оба они любят «производить эффект» на людей. Однако молодой юнкер — это карикатура на главного героя: он лишь стремиться казаться загадочным, одиноким, разочарованным в жизни человеком, тогда как Печорин таким является от природы.
В отличие от него Грушницкий мстителен и завистлив, склонен к сплетням и интригам. Печорин предсказывает трагический конец взаимоотношений с ним: «. Одному из нас несдобровать». Как противоречия, так и сходства их характеров объясняют неизбежность дуэли — они приводят к взаимной нелюбви друг к другу («Я его также не люблю»). Печорин не может, образ которого вскрывает его отрицательные черты и пародирует то, что является самой его сущностью.
Во-вторых, вызов Грушницкого задевает гордость Печорина. Главный герой узнает о заговоре членов «водяного» общества. Они намерены вызвать Печорина на нечестную дуэль, которая могла опорочить его честь: «В пистолеты мы не положим пуль. Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит. «. Героя это возмущает, он не желает становиться «посмешищем этих дураков». Гордость Печорина не позволяет ему отклонить вызов: «Берегись, господин Грушницкий. Я вам не игрушка. ».
Таким образом, конфликт Печорина с Грушницким оказывается неизбежен из-за противоречий в их характерах и гордости главного героя.
Многие герои русской литературы, помимо Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», вступают в непримиримый конфликт с обществом.
Так, главный герой комедии А. С. Грибоедова Чацкий вступает в конфликт с представителями московского дворянства. Он, как и Печорин — молодой образованный дворянин, красноречив, имеет незаурядный ум. Но такая выдающаяся личность встречается с непониманием со стороны безнравственного Фамусовского общества. Оно, подобно «водяному» обществу из романа М. Ю. Лермонтова, невежественно, склонно к сплетням и интригам, а интересуют его только материальные ценности. И тем не менее герои обоих произведений принадлежат к той среде, которая им враждебна, выросли и воспитывались в ней.
С непониманием общества сталкивается и герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров. Он — разночинец, умный и образованный человек, нигилист. Как и Печорин, Базаров одинок и не может найти ни в одном герое произведения того, кто мог бы его понять. Подобно герою романа М. Ю. Лермонтова, он вступает в конфликт с обществом ненамеренно: его противостояние с Павлом Петровичем Кирсановым возникает само из-за противоречий их характеров и убеждений. Судьба же Базарова, как и судьба Печорина, трагична: оба героя умирают в конце произведений, так и не нашедши ни в ком своего единомышленника.
Таким образом, во всех трёх произведениях герои вступают в непримиримый конфликт с обществом, но каждый автор раскрывает их по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Чем объясняется неизбежность конфликта Печорина с Грушницким? 9. В каких произведениях русской литературы изображены герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом, и что сближает их с главным героем романа Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
Безусловно, конфликт между Печориным и Грушницким был неизбежен.
Оба героя представляют совершенно противоположные характеры: холодность, расчетливость и жизненное неприятие первого сталкиваются с напускным романтизмом и внутренней слабостью второго. Со стороны Печорина ответственности больше: он знал, на что шел, он не смог вовремя совладать с собственной яростью («холодная злость овладела мною. » — приводит эпитет и олицетворение), он снова потянулся к риску, чтобы испытать судьбу.
Однако и вина самого Грушницкого, и общества, частью которого он является, несомненна. Он выступает провокатором в конфликте с Печориным в тот момент, когда обращается к обществу. Это ранит главного героя, отрекшегося от людей, не принимающих его: «За что они все меня ненавидят?».
Таким образом, неизбежность конфликта Печорина с Грушницким объясняется противоречивым характером первого и вызывающим поведением второго героя и общества, к котормоу он непосредственно относится.
Герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом, изображены во многих произведениях русской классической литературы. Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», А. Н. Островского «Гроза» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени.
Чацкий — главный герой комедии «Горе от ума» — и Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени» — схожи тем, что оба героя предпринимали тщетные попытки изменить мнение общества. Чацкий борется с устоявшимся невежественным мнением на протяжении всей пьесы, в результате остается разочарован слепотой и глухотой окружающих людей. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. » — отчаянно произносит герой в своём монологе. Печорин в одном из монологов о прежней жизни говорит: «я был готов любить весь мир, — меня никто не понял. я говори правду, — мне никто не верил. «. Различны герои тем, что Чацкий не испытывает столь же сильных страданий от борьбы с обществом, как Печорин. Чацкий по натуре — герой-борец, он полон жизненных сил, что доказывает его неисчерпаемое желание переубедить общество. Лермонтовский герой растратил свой жизненный потенциал, из-за эгоизма он погрузился в глубокие личные переживания (которые читателю позволяет узнать психологизм романа). Сколь схожи герои рвением изменить общественное мнение, столь различны мировосприятием и внутренним состоянием.
Таким образом, более схожи Печорин и Катерина, тяжелая и болезненная борьба которых оканчивается трагедией — смертью. Чацкий в данном случае стоит неким особняком, полный жизненных сил, его борьба с обществом к концу комедии не окончена.
8. Чем объясняется неизбежность конфликта Печорина с Грушницким? 9. В каких произведениях изображены герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом, и что сближает их с главным героем романа М. Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
8. «Герой нашего времени» — комедия, написанная М. Ю. Лермонтовым. Григорий Печорин-главный герой произведения и лишний человек. Он не вписывается в окружающее его общество, из-за его острого ума. Многие его ненавидят. Так одним из его ненавистников становится Грушницкий.
Во-первых, неизбежность конфликта героев-«двойников» и в тоже время антиподов, заключается в княжне Мэри.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Грушницкий испытывает к ней искренние чувства и пытается добиться её расположения к себе. Но со временем Печорин, которого княжна Мэри недолюбливала и осуждала его натуру, как это бывает у женщин встречающих мужчину им не подвластного и сильного, привлекает её внимание и на зло Грушницкому влюбляет её в себя. Здесь и сталкиваются интересы обоих персонажей, которые и способствуют конфликту между ними.
Во-вторых, никому из компании Печорин не симпатичен. И мнение большинства также оказывает влияние на Грушницкого. Ненавистники Григория придают уверенность двойнику-антиподу главного героя в его действиях: «— Славно придумано! согласны! почему же нет? — раздалось со всех сторон».
Таким образом, неизбежность конфликта Печорина и Грушницкого заключается в их отличии друг от друга, один привлекает женщин, другой не может получить их внимание, первый естественнен, а второй пытается расти в глазах других, что и является следствием не естественного поведения.
9. Во многих произведениях русской литературы изображаются герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом.
Одним из таких произведений является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Главным героем в данном произведении является Александр Чацкий. Также как и Григорий Печорий он отличается от окружаюших его людей свои умом, из-за которого у обоих происходят беды в виде конфликта с обществом.
Во втором произведением будет является роман А. С. Пушкина «Отцы и дети». Евгений Базаров также как и Григорий образован и чувствует себя уверенно в общество, что заметно в противоборстве взглядов с Павлом Кирсановым, в котором Евгений берёт верх. Так оба этих персонажа схожи тем, что их конфликт с обществом заканчивается дуэлью, в которой они выходят победителями.
Таким образом, во всех трёх произведениях изображен конфликт «лишнего человека» с обществом, хоть каждый писатель интерпретировал его по-разному, однако главные герои имеют сходный темперамент.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90072
Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Краткая характеристика героев
Сцена дуэли
Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.
Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.
После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.
В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Знакомство Печорина и Грушницкого
Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».
Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”
Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.
Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого
Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.
Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.
Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.
Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.
Причина и повод к дуэли
Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.
В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.
Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.
После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Повод
Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Характеристика персонажей
Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.
Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.
Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.
Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.
Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.
Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.
Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».
Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.
Несколько интересных сочинений
Читать онлайн «Печорин и наше время» автора Долинина Наталья Григорьевна — RuLit — Страница 62
«Прошу ваг… сейчас же отказаться от ваших слов: вы очень хорошо знаете, что это выдумка.
Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение»,— говорит Печорин (курсив мой. —
Н. Д.).
Грушницкий колеблется и все-таки отвечает: «Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить… Я не боюсь ваших угроз и готов на все».
Оба говорят правду. Грушницкий вовсе не знает, «что это выдумка». Он убежден, что Мери принимала ночью Печорина. Но если бы даже это было правдой, разве порядочный человек станет рассказывать такие вощи?
Печорин кругом виноват. Рядом с ним за столиком сидит муж женщины, у которой он провел ночь. По его вине оклеветана Мери. И все-таки паши симпатии на стороне Печорина, потому что он ведет себя как человек крупный, а Грушницкий — как мелкий.
Дуэль, которую драгунски!! капитан задумал, чтобы попугать, для смеха, теперь неизбежна. Уже п сам драгунский капитан в бешенстве. «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его».
По условиям заговора, разработапным драгунским капитаном, Грушницкий должен был придраться «к какой-нибудь глупости» и вызвать Печорина на дуэль. По вышло иначе: вызвал Печорин — обстоятельства сложились так, что он опять на высоте, а Грушницкий — в смешном и постыдном положении, еще больше унижен эпизодом в ресторане.
По Печорин, который внешно выглядит так благородно: заступился за честь девушки,— на самом деле не может чувствовать себя достойно: муж Веры с жаром восхваляет его, называет «благородным молодым человеком», радуется, что у него нет дочерей, которых мог бы оскорбить «мерзавец» вроде Грушннцкого.
Стыдно все-таки должно быть Печорину — стыдно слушать эти восторги обманутого им человека!
«Я пошел прямо к Вернсру, застал его дома и рассказал ему всс»,— записывает Печорин. При всей странности его отношений с Всрнером, при всей замкнутости характера Печорину все-таки нужен человек, к которому можно прийти в трудную минуту и рассказать «всс»; человек, который поймет, не осудит и поддержит…
Всрнер повел себя именно так. Он согласился быть секундантом н отправился к Грушннцкому вырабатывать условия дуэли.
«Поблагороднее» вовсе не значит, что он способен отказаться от подлой затеи драгунского капитана, а только то, что он колеблется, его мучает совесть. На поступки Грушницкий по способен; поступки совершает Печорин, решения принимает он — Грушницкий только подчиняется чужой воле и собственному мелочному самолюбию.
Из юного, неопытного мальчика, вызывавшего сочувствие, он за месяц превратился в негодяя; в этом превращении виноват прежде всего Печорин: своими издевательствами он довел Грушннцкого до потерн человеческого облика. Но и сам Грушницкий оказался слабым, ничтожным человеком, но способным дать отпор ни Печорину, ни драгунскому капитану.
Мы знаем не одно описание дуэли — и ночи перед дуэлыо — в русской литературе: у Пушкина в «Выстреле», «Капитанской дочке» и «Евгении Онегине»; у Толстого в «Воине н мире», у Тургенева в «Отцах и детях»… И всегда писатель сообщает о мыслях и чувствах перед дуэлыо только одного из героев: в «Выстреле» это Сильвио, в «Капитанской дочке» — Грипсв, в «Войне п мире» — Пьер, в «Отцах и детях» — Базаров. Можно было бы сказать, что автор всегда передает состояние главного героя, но п «Евгении Онегине» Пушкин рассказывает но об Онегине, а о Ленском:
Домой приехал, пистолеты Он осмотрел. Потом вложил Опять их it лини!, и раздетый При свечке, Шиллера открыл… … Владимир книгу закрывает, Перот перо: его стихи Полны любовной чепухи…
Так мог бы вести себя в ночь перед дуэлыо Грушннцкий, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушннцкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи… Но тот Грушннцкий готовился бы стреляться на самом деле, рисковать своей жпзныо. Л этот Грушннцкий, который принял вызов Печорина, идет па обман, ему нечего страшиться, незачем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет… Мучила ли его совесть в ночь пород дуэлыо, мы но Знаем. Он предстанет перед нами ужо готовым к выстрелу.
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»: конфликт, причина дуэли
Дуэль Печорина и Грушницкого. Художник М. Врубель |
Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе «Герой нашего времени» Лермонтова.
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»
«. Я познакомился с ним в действующем отряде. «
«. причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною. «
«. Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. «
Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?
Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель:
«. я к дружбе неспособен да притом у меня есть лакеи и деньги. » (Печорин о себе)
«. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. «
«. Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда‑нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. «
Грущницкий и княжна Мери. Художник М. Врубель |
В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.
Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери:
«. Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит. «
«. Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься. » (Печорин)
«. Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу. «
«. видим мы, сходит кто‑то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить. «
«. Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью. «
«. я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки. «
«. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями. «
«. Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из‑за угла. Нам на земле вдвоем нет места. » (слова Грушницкого)
10 Комментарии
Дорогой друг, вы ошибаетесь. В тексте довольно четко написано, что Печорин первый говорит о дуэли и является ее инициатором. Об этом есть цитаты, зачем же что-то домысливать? Вот цитата о том, что Печорин начинает организовывать дуэль, как инициатор и заинтересованное лицо.
В первом абзаце цитаты идет речь о том, что Печорин дает Грушницкому шанс отказаться от клеветы и грозит ему дуэлью. Грушницкий принимает вызов.
Как инициатор дуэли, Печорин присылает своего секунданта-доктора к противнику, а не наоборот. То есть официально инициатор дуэли Печорин по законам дуэли.
Цитата (начинается обращением Печорина к Грушницкому):
«Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.
Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз:
— Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить. Я не боюсь ваших угроз и готов на все. «
Дорогой друг, согласны с вашими размышлениями, кроме одного. Грушницкий на самом деле клеветал. Он говорил, что Печорин посещает по ночам Мери. Но Печорин посетил не Мери, а Веру. И Грушницкий таким образом оклеветал невинную девушку. Для княжны Мери в те времена это могло закончиться очень плохо: девушку-дворянку с такой репутацией не брали замуж приличные люди. Печорин хотя и смеялся над Мери, но не мог допустить, чтобы ее репутацию так запятнал гнусный слух. Так что Грушницкий поступил мстительно и подло.
А в остальном согласны с вами, что сюжет и в частности дуэль героев наталкивает на массу размышлений.