Что значит одиночная ось

Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля

Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.

Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.

Что значит одиночная ось. Смотреть фото Что значит одиночная ось. Смотреть картинку Что значит одиночная ось. Картинка про Что значит одиночная ось. Фото Что значит одиночная ось

Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля

Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:

Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.

Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.

Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России

Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.

Количество осейОдиночные автомобили, тАвтопоезда прицепные или седельные, т
Две18
Три2528
Четыре3236
Пять3540
Шесть и более44

Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.

Что значит одиночная ось. Смотреть фото Что значит одиночная ось. Смотреть картинку Что значит одиночная ось. Картинка про Что значит одиночная ось. Фото Что значит одиночная ось

Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.

Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.

Как рассчитать нагрузку

Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:

Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):

Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.

Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.

Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:

где, Нт – нагрузка на всю заднюю тележку.

Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.

Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.

Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.

Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.

Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.

Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.

Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.

Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.

А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.

Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.

Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:

Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.

Неисправностью подвески полуприцепа.

Прогибанием прицепа под грузом.

Негоризонтальностью площадки полуприцепа.

Конструктивными особенностями подвески.

Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля

Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:

Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.

Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.

Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.

Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.

Что значит одиночная ось. Смотреть фото Что значит одиночная ось. Смотреть картинку Что значит одиночная ось. Картинка про Что значит одиночная ось. Фото Что значит одиночная ось

Штрафы за перегруз

В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:

Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.

Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.

И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.

Оформить заказ на карту для тахографа.

Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.

Источник

Новые «ляпы» или хитрый ход?

Что значит одиночная ось. Смотреть фото Что значит одиночная ось. Смотреть картинку Что значит одиночная ось. Картинка про Что значит одиночная ось. Фото Что значит одиночная ось

Ранее, понятие «тяжеловесный груз» не предполагало под собой:

Согласно новой методики расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов п ри определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, учитывается:

Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014г. № 12, вступающим в силу с 01.01.2015г., внесены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации.
Также абз. 5 п.5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» изложен в следующей редакции:
тяжеловесный груз — груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 ;

Приложение N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом

Допустимые осевые нагрузки транспортных средств

Расстояние между сближенными осями (метров)Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси
для автомобиль-
ных дорог, рассчитан-
ных на осевую нагрузку 6 тонн/ось*
для автомобиль-
ных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось
* В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
Одиночные оси5,5 (6)9 (10)10,5 (11,5)
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилейдо 1 (включительно)8 (9)10 (11)11,5 (12,5)
автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осямиот 1 до 1,3 (включительно)90 (10)13 (14)14 (16)
(нагрузка на тележку, сумма осевых масс)от 1,3 до 1,8 включительно)10 (11)15 (16)17 (18)
от 1,8 и более11 (12)17 (18)18 (20)
Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей,до 1 (включительно)11 (12)15 (16,5)17 (18)
автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстояниидо 1,3 (включительно)12 (13,5)18 (19,5)20 (21)
между осями (нагрузка на тележку, сумма осевыхот 1,3 до 1,8 (включительно)13,5 (15)21 (22,5**)23,5 (24)
масс)от 1,8 и более15 (16)22 (23)25 (26)
** Для транспортных средств с односкатными колесами, оборудованными пневматической и эквивалентной ей подвеской.
Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей,до 1 (включительно)3,5 (4)5 (5,5)5,5 (6)
седельных тягачей, прицепов и полуприцепов с количеством осейот 1 до 1,3 (включительно)4 (4,5)6 (6,5)6,5 (7)
более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось)от 1,3 до 1,8 (включительно)4,5 (5)6,5 (7)7,5 (8)
от 1,8 и более5 (5,5)7 (7,5)8,5 (9)
Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси подо 1 (включительно)69,511
восемь и более колес (нагрузка на одну ось)от 1 до 1,3 (включительно)6,510,512
от 1,3 до 1,8 (включительно)7,51214
от 1,8 и более8,513,516

Примечания:
1. В скобках приведены значения для двухскатных колес, вне скобок — для односкатных.
2. Оси с односкатными и двухскатными колесами, объединенные в группу сближенных осей, следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами, за исключением двухосной тележки с разгружаемой осью.
3. Для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.
4. Допустимая осевая нагрузка для двухосной тележки с разгружаемой осью принимается равной соотношению 60 процентов от допустимой нагрузки на двухосную тележку для ведущей оси и 40 процентов — для разгружаемой оси.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 22.12.2012, с изм. от 15.07.2013) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»: « Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей) :
масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем;…»
«
Разгружаемая ось транспортного средства »
— ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси;…».

При изучении нововведений возник ряд вопросов, требующих разрешения :
Во-первых, действующим законодательством не предусмотрено понятие «сближенные оси» и «группа сближенных осей», в связи с чем, возникает вопрос каким образом интерпретировать и применять понятия, не предусмотренные действующим законодательством.
Понятие «сближенные оси» — оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м., ранее содержалось в Приказе ФДС РФ от 15.03.1999 N 56 «Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», который утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 08.02.2006 N 20.

Указанное руководство распространяется на железобетонные, сталежелезобетонные, металлические и деревянные мостовые сооружения, эксплуатируемые на Федеральных автомобильных дорогах, и рекомендуется для применения на всей территории Российской Федерации мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами, а также мостоиспытательными станциями, мостовыми проектными и научно-исследовательскими организациями при обследовании и диагностике мостовых сооружений. Предметом нормирования настоящих ОДН является система назначения классов грузоподъёмности мостовых сооружений и методика определения грузоподъёмности сооружений с учётом элементов конструкций.
В соответствии с п. 2.1.1 Руководства, грузоподъемность как характеристика мостового сооружения определяется максимальной, полезной нагрузкой, которую может воспринять сооружение при расчетах по первому предельному состоянию.
Основным показателем грузоподъемности мостового сооружения является класс нагрузки.

Грузоподъемность устанавливают по классу нагрузки для неконтролируемого и контролируемого режимов движения транспортных средств, а также по общей массе эталонных транспортных средств для неконтролируемого движения.
Для неконтролируемого пропуска (потока) транспортных средств, класс нагрузки назначается в виде класса «К» по схеме загружения нагрузки «АК» (рис. 2.1 а) вдоль и по ширине ездового полотна для 1 ого и 2 ого случаев загружения, принятых в СНиП.

Нагрузка по схеме «АК» на пролетное строение принята в виде равномерно-распределенной нагрузки с интенсивностью «К» кн/м (или 0,1 Кт/м) и одной двухосной тележки с нагрузкой на ось 10К кН (или 1К тс) для каждой полосы движения. При этом тележка устанавливается в наиболее невыгодное положение по длине пролета.
Коэффициенты надежности, динамический, полосности и другие коэффициенты принимают согласно действующего СНиП (п. 2.1.2 Руководства).
Для пропуска одиночных нагрузок в контролируемом режиме грузоподъемность определяют по схеме загружения НК 80, 4-хосного колесного транспортного средства, предусмотренного СНиП (рис. 2.1 б). Коэффициент надежности по нагрузке принимают равным 1.1. а динамический коэффициент — 1,0 (п. 2.1.3 Руководства).

Грузоподъемность по общей массе и осевой нагрузке, предназначенной для установки дорожных знаков на дороге, определяют для шести эталонных схем 2 — 7-осных транспортных средств. При расчете их устанавливают в колонну однотипных транспортных средств на расстоянии от 10 до 22 м друг от друга в зависимости от типа эталонной схемы, а по ширине ездового полотна как для нагрузки «АК».
Допускаемая общая масса (грузоподъемность) каждого эталонного транспортного средства определяется путем сопоставления усилий, возникающих от эталонной нагрузки с усилиями от нагрузки класса «АК», характеризующей грузоподъемность сооружения путем загружения соответствующих линий (поверхностей) влияния усилий для элементов конструкции.

Возможность пропуска конкретных или тяжеловесных транспортных средств с массой или осевыми нагрузками, превышающими установленную для сооружения грузоподъемность по эталонной нагрузке, определяют соответствующим расчетом с учетом пропуска нагрузки в контролируемом режиме (п. 2.1.7 Руководства).


Регулирование движения в неконтролируемом режиме по мосту с установленной грузоподъемностью по эталонным нагрузкам осуществляют с помощью соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86 путем:

Если мостовое сооружение соответствует классу нагрузки не ниже A11, то все виды транспортных средств по схемам таблицы 2.1 и параметрам (таблицы 2.3) должны пропускаться по сооружению в неконтролируемом режиме. При сниженной грузоподъемности сооружения для каждого транспортного средства по схеме таблицы 2.1 определяют наибольшую величину его массы, при которой транспортное средство может пропускаться по мостовому сооружению в неконтролируемом режиме. Перед сооружением устанавливают два знака 3.11 «ограничение массы» для 2-х и 3-хосных автомобилей и отдельно для автопоездов.
При этом знаки грузоподъемности для автопоездов устанавливают с указанием числа осей и соответственно допустимой их массы. Следует также устанавливать стенд с информацией при въезде на данный участок дороги с мостом и дублирующие стенды за 3 — 5 км от сооружения (на стендах, знаках указывают количество осей и соответствующие значения массы).
В соответствии с п. 2.1.9 Регламента, грузоподъемность сооружения определяется несущей способностью наиболее слабого элемента. Расчет несущей способности элементов мостового сооружения следует производить с учетом фактических геометрических размеров элементов, влияния дефектов и повреждений на распределение усилий от постоянных и временных нагрузок, на несущую способность элементов, с учетом прочностных и деформативных свойств материалов (бетона, арматуры, стали, древесины и др.) на рассматриваемый период времени.

Во всех случаях решению этих задач должно предшествовать обследование мостового сооружения, включающее:

В соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…», при введении ограничений проезда, балансодержатели дорог в обязательном порядке должны устанавливать места объезда указанных участков дороги. Кроме того. В случае согласования маршрута перевозки, предполагающего движение по мостовому сооружению только с предельной осевой нагрузкой, например. В 6 тонн, подразумевается, что должен иметься соответствующий Расчет возможности пропуска конкретных или тяжеловесных транспортных средств с массой или осевыми нагрузками, превышающими установленную для сооружения грузоподъемность по эталонной нагрузке с учетом пропуска нагрузки в контролируемом режиме.

ВЫВОДЫ:
ограничение грузоподъемности мостового сооружения безусловно не влечет запрещение движения по мостовому сооружению. Оно, помимо полного запрета движения, может устанавливать как ограничение по скоростному режиму движения на мостовом сооружении, так и ограничение интервала (знак 3.16) между грузовыми транспортными средствами. В любом случае, при несогласовании маршрута следования, грузоперевозчику следует обратиться с соответствующим запросом к балансодержателю автомобильной дороги за истребованием Расчета возможности пропуска конкретных или тяжеловесных транспортных средств с массой или осевыми нагрузками, превышающими установленную для сооружения грузоподъемность по эталонной нагрузке, содержащего необходимую инфорацию.

Правила расчета допустимых осевых нагрузок с 01.01.2015г.:
Согласно ранее действующей редакции Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», допустимая осевая нагрузка на первую ось не ставилась в зависимость от того является ли эта ось одиночной или сдвоенной и составляла 10 тонн. С 01.01.2015 года для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн на ось. На одиночную ось при односкатных колесах нормативная нагрузка 9 тонн, для двускатных 10 тонн. Одиночные колеса установлены, как правило, на первой оси, представляющие собой односкатные колеса, соответственно, осевая нагрузка на 1 ось будет составлять не 10, как ранее, а 9 тонн. Как показывает практика. Это изменение несущественно, поскольку при взвешивании даже полностью загруженных транспортных средств осевая нагрузка на первую ось составляет 5-7 тонн. Вторая и третья оси. Зачастую составляют собой единую двуосную тележку, в которой и таится самое «зло». При детальном анализе актов о превышении установленных ограничений по полной массе или нагрузке на ось устанавливается, что самая часто «пробиваемая» ось как раз вторая. А что это значит? Согласно новой редакции Постановления Правительства РФ допустимая осевая нагрузка для двухосной тележки с разгружаемой осью принимается равной соотношению 60 процентов от допустимой нагрузки на двухосную тележку для ведущей оси и 40 процентов — для разгружаемой оси. При разработке конструкторского решения разгружаемой оси выяснилось, что делать даже у одиночного транспортного средства разгружаемую ось крайней не безопасно. На большой скорости и повоторах это может вызвать опрокидывание автомобиля, поэтому она закладывается как средняя ось. В нашем случае средняя, она же –вторая. Не думаю, что законодателю этого известно не было.

Получается, то при наличии разгружаемой оси двуосной тележки нагрузка распределяется следующим образом:
2-я ось – 6,4 тонны (16/2*40%);
3-я ось – 9,6 тонн (16/2*60%),
где цифровое значение – 16 тонн – осевая нагрузка на тележку, состоящую из двускатных колес сдвоенных осей автомобилей-тягачей при расстоянии между осями в диапазоне от 1,3 до 1,8 (включительно).

При этом, для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей нагрузки на тележку на соответствующее количество формула расчета осевых нагрузок. Технически объединенных в одну тележку такова: для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.

Критерии выбора при приобретении тяжеловесного транспортного средства, рекомендуемые в настоящее время:
1. При выборе тягача целесообразным становится применение 2-хосного тягача с двумя одиночными осями. При этом, если вторая ось будет оснащена двускатными колесами, то осевая нагрузка на вторую ось составит 10 тонн.
НО, при этом следует учитывать, что полная масса 5-тиосного ТС составляет по новым правилам – 40 тонн, когда как при использовании 6-тиосного ТС полная масса ТС составила бы 44 тонны.
2. Для прицепов, полуприцеп-цистерн важно, чтобы все оси имели пневматическую или эквивалентную ей подвеску.
3. Наличие разгружаемой оси на двуосной тележке является неоспоримым недостатком, поскольку при ее наличии допустимая осевая нагрузка принимается равной соотношению 60 процентов от допустимой нагрузки на двухосную тележку для ведущей оси и 40 процентов – для разгружаемой оси.
4. Пневматическая или эквивалентная ей подвеска имеет значение только для строенных осей, состоящих из односкатных колес. В этом случае, при рассмотрении строенных осей осевая нагрузка рассматривается как нагрузка для двускатных колес.
5. Расстояние между осями от 1,8 м и более на ППЦ делать нецелесообразно, поскольку группу сближенных осей следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами. Для сравнения – при наличии пневматической подвески даже при односкатных колесах при расстоянии между осями от 1,3 до 1,8 — допустимая осевая нагрузка составит 22,5 тонн, а для трехосной тележки без пневматической или эквивалентной ей подвески составит 22 тонны.

Генеральный директор ООО «Альянс права»
Ковынева Мария Николаевна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *