Чем объясняется нежелание советского высшего руководства использовать частную инициативу граждан
Российская Империя на рубеже веков и ее место в мире (стр. 14 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
Второй уровень. Чем объясняется необходимость экономических реформ 1965 г.? Каковы позиции советского руководства относительно направленности этих реформ и темпов их реализации? Почему в начале 60-х гг. произошел негативный перелом в развитии экономики СССР? Какие результаты реформы 1965 г. вы считаете главными и почему? Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство СССР в 70-е гг.? В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.? Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.? Как оценивали экономическую ситуацию в стране и перспективы ее развития диссиденты? В чем они видели главные причины негативных тенденций в развитии экономики страны? Что они предлагали сделать для ее динамичного развития? В чем причины увеличения отставания экономики СССР от экономики западных стран в 70-х — начале 80-х гг.?
Третий уровень. Дайте общую оценку социально-экономического развития СССР в 1964—1984 гг. В чем главные противоречия в развитии экономики страны в этот период? Почему часть влиятельных политиков СССР выступила в конце 60-х гг. за свертывание реформ? Чем объясняется нежелание советского высшего руководства использовать частную инициативу граждан для экономического прогресса? Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.
Задание на дом. § 45 и вопросы к нему. Задания 4, 7, 8 из рабочей тетради (вып. 3, с. 40—41, 45—47).
Урок 52. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг.
Цель урока: уяснить что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
Основные знания: концепция «развитого социализма»; противоречия в развитии художественной культуры; диссидентское движение.
Основные понятия: теория конвергенции; застой в духовной жизни; советский народ; концепция «развитого социализма»; «магнитофонная революция»; «антисистема»; диссидентское движение.
Работа с исторической картой: показать основные центры движения диссидентов в СССР в 60—70-е гг.
Работа с историческими источниками: доклад Л. И. Брежнева на праздновании 50-летия Октября (1967 г.); выступление Ю. В. Андропова 22 апреля 1982 г.; постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (7 января 1969 г.); воспоминания А. Д. Сахарова (М., 1996. — Т. 1. — С. 380—425); письма академика П. Л. И. Солженицыну (2 апреля 1972 г.) и Ю. В. Андропову (18 апреля 1973 г.) (Капица П. Л. Воспоминания. Письма. Документы. — М., 1994. — С. 454—455); воспоминания Ф. Д. Бобкова «КГБ и власть» (М., 1995. — С. 274, 277, 279—285); воспоминания В. А. Буковского «И возвращается ветер» (М., 1990. — С. 154—156); воспоминания В. И. Новодворской «По ту сторону отчаяния» (М., 1993. — С. 63—66); воспоминания А. Альмарика «Записки диссидента» (М., 1991. — С. 381—398); воспоминания Ю. Орлова «Опасные мысли» (М., 1992. — С. 191—209).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Основные персоналии: М. А. Суслов; Ю. В. Андропов; А. И. Солженицын; А. Д. Сахаров; И. Бродский; В. С. Высоцкий; А. И. Райкин; Ю. В. Орлов.
Основные даты: 1965 г. — начало движения диссидентов; 1969 г. — образование Инициативной группы защиты прав человека в СССР; 1974 г. — «бульдозерная» выставка в Москве; 1976 г. — создание группы содействия выполнению хельсинкских соглашений СССР.
Проблемы для дискуссии. Советская культура в 1965—1984 гг.: достижения и потери. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, основные этапы.
Для рассмотрения основных положений достаточно материала учебника. И все же целесообразно дополнить его биографическими справками А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова.
Александр Исаевич Солженицын (р. 1918 г.) — выдающийся русский писатель и общественный деятель. Уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой он был, Солженицын выступал против пороков существовавшей в стране общественной системы, за что был арестован и в 1945—1953 гг. отбывал наказание в сталинских лагерях, в 1953—1956 гг. — в ссылке. Лишь после XX съезда КПСС он смог вернуться к активной литературной работе. Неудивительно, что первыми его произведениями периода «оттепели» стали два коротких рассказа — «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», опубликованные в начале 60-х гг. в «Новом мире». Главная их тема — сохранение человеческой души в условиях тоталитарного режима, внутреннее противостояние ему как в лагерных застенках, так и в простой советской глубинке. Этой же проблематике он посвятил и свои последующие крупные работы («В круге первом», «Раковый корпус» и др.). Однако наибольшую известность в СССР и в мире он приобрел как автор художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ». За эту работу Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии в 1970 г., но именно за нее же подвергся преследованиям со стороны властей. За свои взгляды Солженицын в 1974 г. был отправлен в изгнание (вначале жил в ФРГ, а с 1976 г. — в США). Крупнейшим произведением этого периода стало «Красное колесо», в котором на огромном фактическом материале автор глубоко исследует причины революционного взрыва 1917 г., политические и идейные платформы разных сил, одним из первых ставит вопрос об альтернативности развития страны в этот сложный период. В 1994 г. А. И. Солженицын вернулся в Россию, где наряду с литературной работой большое внимание уделяет оказанию практической помощи в нравственном возрождении российского общества.
Раскрывая противоречивый характер развития отечественной культуры, учитель должен отметить, что, несмотря на все ограничения и всеохватывающий партийно-государственный контроль за культурой, развитие самых различных ее направлений не остановилось.
В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Ф. Бондарчука («Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» и др.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие. », «Белый Бим — Черное ухо» и др.), Т. Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковского («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.).
Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Павлова, В. Гордеев, А. Годунов, М. Барышников и др. В эмиграции высокую марку российского балетного искусства нес Р. Нуриев.
Всемирную известность приобрели советские оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов.
Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.
Для закрепления полученных знаний ученикам можно предложить заполнить таблицу «Основные достижения советской культуры в 1965—1984 гг.»:
Российская Империя на рубеже веков и ее место в мире (стр. 14 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
Второй уровень. Чем объясняется необходимость экономических реформ 1965 г.? Каковы позиции советского руководства относительно направленности этих реформ и темпов их реализации? Почему в начале 60-х гг. произошел негативный перелом в развитии экономики СССР? Какие результаты реформы 1965 г. вы считаете главными и почему? Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство СССР в 70-е гг.? В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.? Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.? Как оценивали экономическую ситуацию в стране и перспективы ее развития диссиденты? В чем они видели главные причины негативных тенденций в развитии экономики страны? Что они предлагали сделать для ее динамичного развития? В чем причины увеличения отставания экономики СССР от экономики западных стран в 70-х — начале 80-х гг.?
Третий уровень. Дайте общую оценку социально-экономического развития СССР в 1964—1984 гг. В чем главные противоречия в развитии экономики страны в этот период? Почему часть влиятельных политиков СССР выступила в конце 60-х гг. за свертывание реформ? Чем объясняется нежелание советского высшего руководства использовать частную инициативу граждан для экономического прогресса? Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.
Задание на дом. § 45 и вопросы к нему. Задания 4, 7, 8 из рабочей тетради (вып. 3, с. 40—41, 45—47).
Урок 52. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг.
Цель урока: уяснить что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
Основные знания: концепция «развитого социализма»; противоречия в развитии художественной культуры; диссидентское движение.
Основные понятия: теория конвергенции; застой в духовной жизни; советский народ; концепция «развитого социализма»; «магнитофонная революция»; «антисистема»; диссидентское движение.
Работа с исторической картой: показать основные центры движения диссидентов в СССР в 60—70-е гг.
Работа с историческими источниками: доклад Л. И. Брежнева на праздновании 50-летия Октября (1967 г.); выступление Ю. В. Андропова 22 апреля 1982 г.; постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (7 января 1969 г.); воспоминания А. Д. Сахарова (М., 1996. — Т. 1. — С. 380—425); письма академика П. Л. И. Солженицыну (2 апреля 1972 г.) и Ю. В. Андропову (18 апреля 1973 г.) (Капица П. Л. Воспоминания. Письма. Документы. — М., 1994. — С. 454—455); воспоминания Ф. Д. Бобкова «КГБ и власть» (М., 1995. — С. 274, 277, 279—285); воспоминания В. А. Буковского «И возвращается ветер» (М., 1990. — С. 154—156); воспоминания В. И. Новодворской «По ту сторону отчаяния» (М., 1993. — С. 63—66); воспоминания А. Альмарика «Записки диссидента» (М., 1991. — С. 381—398); воспоминания Ю. Орлова «Опасные мысли» (М., 1992. — С. 191—209).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Основные персоналии: М. А. Суслов; Ю. В. Андропов; А. И. Солженицын; А. Д. Сахаров; И. Бродский; В. С. Высоцкий; А. И. Райкин; Ю. В. Орлов.
Основные даты: 1965 г. — начало движения диссидентов; 1969 г. — образование Инициативной группы защиты прав человека в СССР; 1974 г. — «бульдозерная» выставка в Москве; 1976 г. — создание группы содействия выполнению хельсинкских соглашений СССР.
Проблемы для дискуссии. Советская культура в 1965—1984 гг.: достижения и потери. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, основные этапы.
Для рассмотрения основных положений достаточно материала учебника. И все же целесообразно дополнить его биографическими справками А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова.
Александр Исаевич Солженицын (р. 1918 г.) — выдающийся русский писатель и общественный деятель. Уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой он был, Солженицын выступал против пороков существовавшей в стране общественной системы, за что был арестован и в 1945—1953 гг. отбывал наказание в сталинских лагерях, в 1953—1956 гг. — в ссылке. Лишь после XX съезда КПСС он смог вернуться к активной литературной работе. Неудивительно, что первыми его произведениями периода «оттепели» стали два коротких рассказа — «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», опубликованные в начале 60-х гг. в «Новом мире». Главная их тема — сохранение человеческой души в условиях тоталитарного режима, внутреннее противостояние ему как в лагерных застенках, так и в простой советской глубинке. Этой же проблематике он посвятил и свои последующие крупные работы («В круге первом», «Раковый корпус» и др.). Однако наибольшую известность в СССР и в мире он приобрел как автор художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ». За эту работу Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии в 1970 г., но именно за нее же подвергся преследованиям со стороны властей. За свои взгляды Солженицын в 1974 г. был отправлен в изгнание (вначале жил в ФРГ, а с 1976 г. — в США). Крупнейшим произведением этого периода стало «Красное колесо», в котором на огромном фактическом материале автор глубоко исследует причины революционного взрыва 1917 г., политические и идейные платформы разных сил, одним из первых ставит вопрос об альтернативности развития страны в этот сложный период. В 1994 г. А. И. Солженицын вернулся в Россию, где наряду с литературной работой большое внимание уделяет оказанию практической помощи в нравственном возрождении российского общества.
Раскрывая противоречивый характер развития отечественной культуры, учитель должен отметить, что, несмотря на все ограничения и всеохватывающий партийно-государственный контроль за культурой, развитие самых различных ее направлений не остановилось.
В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Ф. Бондарчука («Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» и др.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие. », «Белый Бим — Черное ухо» и др.), Т. Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковского («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.).
Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Павлова, В. Гордеев, А. Годунов, М. Барышников и др. В эмиграции высокую марку российского балетного искусства нес Р. Нуриев.
Всемирную известность приобрели советские оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов.
Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.
Для закрепления полученных знаний ученикам можно предложить заполнить таблицу «Основные достижения советской культуры в 1965—1984 гг.»:
Готовые домашние задания по истории
Урок 49. Экономика «развитого социализма»
Цель урока: показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 1960-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.
Ключевые знания: аграрная реформа 1965 г.; реформа 1965 г. в промышленности; научно-техническая политика; социальная политика.
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», темы «Индустриально развитые страны в 1950—1970-е гг.», «Особенности развития ведущих государств мира в последней четверти XX—начале XXI в.».
Ключевые понятия: теневая экономика, продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, экономический застой, лимитчики, дефицитная экономика, стадиальное отставание, механизм застоя, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): излагать основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве второй половины 1960-х гг., давать оценку их результатам и значению; объяснять причины свёртывания реформ; характеризовать социальную политику 1970-х гг., сравнивать её с социальной политикой предшествующего периода.
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные.
Работа с исторической картой: показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1966—1990 гг.» основные стройки восьмой, девятой и десятой пятилеток.
Работа с историческими источниками: постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС; постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС; Отчётный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС; Отчётный доклад ЦК КПСС XXVI съезду КПСС; Байбаков Н. К. Сорок лет в правительстве/Н. К. Байбаков. — М., 1993. — С. 112—127; Кунаева Д. А. О моём времени/Д. А. Кунаев Алма-Ата, 1992. — С. 179—251; Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А. Н. Косыгине. — М., 1997. — С. 70—82; Арбатов Г. А. Свидетельство современника/Г. А. Арбатов. — М., 1991. — С. 246—252 и др.
Основные даты: 1965, март — провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики; 1965, сентябрь — принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности; 1979 — реформа хозяйственного механизма.
Основная персоналия: А. Н. Косыгин.
Проблемы для дискуссии: советская экономика в 1964—1982 гг.: расцвет, кризис, застой? Кризис экономической системы социализма: истоки, проявления, попытки преодоления.
Образовательная среда: 1. Учебник. — § 44. 2. Рабочая тетрадь. — Ч. 2. — § 44. 3. Хрестоматия по истории России: XX в.
Ключевые вопросы: 1. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. 2. Реформы в промышленности: замыслы и результаты. 3. Научно-технический прогресс. 4. Социальная политика.
Ход урока
Отмечая предпосылки и сущность «косыгинской» реформы, следует отметить, что если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода. Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики.
Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах страны, а также на корректировку системы управления экономикой.
Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а вследствие этого — к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к её удорожанию, но и к сокращению объёмов выпуска, а в итоге — к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развёртывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.
Ученики отвечают на вопросы: в чём причины низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство? Какие рычаги могли в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства? Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия? Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г. Их можно записать в тетради или на доске.
При изучении причин свёртывания экономической реформы 1965 г. следует заполнить таблицу «Объективные и субъективные причины свёртывания экономической реформы 1965 г.».
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
По данным диаграмм, помещённых в учебнике, можно задать ученикам вопросы: чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР? Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост реальных доходов населения постоянно сокращался? Прокомментируйте данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран. Насколько они согласуются с заявлениями Хрущёва о построении коммунизма в СССР к 1980 г. и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?
Для закрепления материала урока могут быть предложены следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Когда руководство объявило о начале реформы промышленности («реформа Косыгина»)? Какие составляющие этой реформы вы знаете? Какие меры для поддержки производителя планировалось осуществить в ходе реформы? Как должны были строиться отношения между предприятиями и отраслевыми министерствами? Какова результативность реформы промышленности? Какие предприятия, построенные в годы восьмой пятилетки, вы знаете? Когда было объявлено о реформировании сельского хозяйства? Каковы основные направления реформирования аграрного сектора? Каковы объёмы капиталовложений в сельское хозяйство в ходе реализации аграрной реформы 1965 г.? Чем объясняло правительство трудности в развитии экономики страны после начавшегося свёртывания реформы 1965 г.? В каких сферах советское руководство предприняло усилия для ускорения научно-технического прогресса в 1960—1970-е гг.? Как росли капиталовложения в социальную сферу в 1965—1984 гг.? Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных товаров в 1960—1970-е гг.
Второй уровень. Чем объясняется необходимость экономических реформ 1965 г.? Каковы позиции советского руководства относительно направленности этих реформ и темпов их реализации? Почему в начале 1960-х гг. произошёл негативный перелом в развитии экономики СССР? Какие результаты реформы 1965 г. вы считаете главными и почему? Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство СССР в 1970-е гг.? В чём вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в эти годы? Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 1980-х гг.? Как оценивали экономическую ситуацию в стране и перспективы её развития диссиденты? В чём они видели главные причины негативных тенденций в развитии экономики страны? Что они предлагали сделать для её динамичного развития? В чём причины увеличения отставания экономики СССР от экономики западных стран в 1970-е — начале 1980-х гг.?
Третий уровень. Дайте общую оценку социально-экономического развития СССР в 1964—1982 гг. В чём главные противоречия в развитии экономики страны в этот период? Почему часть влиятельных политиков СССР выступила в конце 1960-х гг. за свёртывание реформ? Чем объясняется нежелание советского высшего руководства использовать частную инициативу граждан для экономического прогресса? Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 1970-х — начале 1980-х гг.
Темы докладов и сообщений: 1. Развитие науки и техники в СССР в 1964—1982 г.: причины нарастающего отставания. 2. Социальная политика СССР: достижения и проблемы. 3. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. 4. Аграрная реформа 1965 г.: замыслы и результаты.
Домашнее задание: § 44, вопросы к нему. Задания 4—6 к § 44 в рабочей тетради.
Цель урока: показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.
Основные знания: аграрная реформа 1965 г.; реформа 1965 г. в промышленности; научно-техническая политика; социальная политика.
Основные понятия: теневая экономика; продовольственная программа; товарный голод; социалистическое соревнование; стагнация; экономический застой; лимитчики; дефицитная экономика; стадиальное отставание.
Работа с исторической картой: уметь показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1966—1990 гг.» основные стройки восьмой, девятой и десятой пятилеток.
Работа с историческими источниками: постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС; постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС; отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС; Отчетный доклад ЦК КПСС XXVI съезду КПСС; воспоминания Н. К. Байбакова «Сорок лет в правительстве» (М., 1993. — С. 112—127); мемуары Д. А. Кунаева «О моем времени» (Алма-Ата, 1992. — С. 179—251); «Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А. Н. Косыгине» (М., 1997. — С. 70—82); воспоминания Г. А. Арбатова «Свидетельство современника» (М., 1991. — С. 246—252) и др.
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Основные даты: март 1965 г. — провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики; сентябрь 1965 г. — принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности; 1979 г. — реформа хозяйственного механизма.
Проблемы для дискуссии. Советская экономика в 1965—1984 гг.: расцвет, кризис, застой? Кризис экономической системы социализма: истоки, проявления, попытки преодоления.
При изучении нового материала можно предложить ученикам проанализировать приведенные в учебнике данные о совокупной рентабельности сельскохозяйственного производства в СССР в 1970 г.
Анализируя приведенные данные, ученики отвечают на вопрос: в чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство? С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) скажите, какие рычаги могли в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия? Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г. Их можно записать в тетради или на доске.
Таким же образом следовало бы выделить и причины свертывания экономической реформы 1965 г., заполнив таблицу «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
По материалам параграфа можно предложить заполнить в тетради диаграммы, показывающие сущностные параметры советской экономической модели.
Техническая отсталость СССР к началу 80-х гг.
Вручную работали
Удельный вес капиталовложений в жилищное строительство
Прирост реальных доходов на душу населения в СССР в 1966—1985 гг.
Доля фонда заработной платы в национальном доходе (1985 г.)
По данным таблиц и диаграмм можно задать вопросы ученикам: чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР? Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост реальных доходов населения постоянно сокращался? Прокомментируйте данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран. Насколько они согласуются с заявлениями Хрущева о построении коммунизма в СССР к 1980 г. и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?
Для закрепления материала урока могут быть предложены вопросы и задания.
Первый уровень. Когда руководство объявило о начале реформы промышленности («реформа Косыгина»)? Какие составляющие этой реформы вы знаете? Какие меры для поддержки производителя планировалось осуществить в ходе реформы? Как должны были строиться отношения между предприятиями и отраслевыми министерствами? Какова результативность реформы промышленности? Когда было объявлено о реформировании сельского хозяйства? Каковы основные направления реформирования аграрного сектора? Какие предприятия, построенные в годы восьмой пятилетки, вы знаете? Каковы объемы капиталовложений в сельское хозяйство в ходе реализации аграрной реформы 1965 г.? Чем объясняло правительство трудности в развитии экономики страны после начавшегося свертывания реформы 1965 г.? В каких сферах советское руководство предприняло усилия для ускорения научно-технического прогресса в 60—70-е гг.? Как росли капиталовложения в социальную сферу в 1965—1984 гг.? Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных товаров в 60—70-е гг.
Второй уровень. Чем объясняется необходимость экономических реформ 1965 г.? Каковы позиции советского руководства относительно направленности этих реформ и темпов их реализации? Почему в начале 60-х гг. произошел негативный перелом в развитии экономики СССР? Какие результаты реформы 1965 г. вы считаете главными и почему? Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство СССР в 70-е гг.? В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.? Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.? Как оценивали экономическую ситуацию в стране и перспективы ее развития диссиденты? В чем они видели главные причины негативных тенденций в развитии экономики страны? Что они предлагали сделать для ее динамичного развития? В чем причины увеличения отставания экономики СССР от экономики западных стран в 70-х — начале 80-х гг.?
Третий уровень. Дайте общую оценку социально-экономического развития СССР в 1964—1984 гг. В чем главные противоречия в развитии экономики страны в этот период? Почему часть влиятельных политиков СССР выступила в конце 60-х гг. за свертывание реформ? Чем объясняется нежелание советского высшего руководства использовать частную инициативу граждан для экономического прогресса? Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.
Задание на дом. § 45 и вопросы к нему. Задания 4, 7, 8 из рабочей тетради (вып. 3, с. 40—41, 45—47).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.