Чем объяснить возникновение у первобытных людей религиозных верований
Чем объяснить возникновение у первобытных людей религиозных верований
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИИ
Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными и непонятными явлениями природы. Вместе с тем возникновение религии около 30 тыс. лет назад (а не в более ранний период) связано с формированием «человека разумного», который делает первые попытки объяснить причины важных для него природных явлений. Поиски этих причин при низком уровне общественного сознания привели к появлению религии (§ 3).
Понятие религия формируется на основе более частных понятий «религиозные верования» и «религиозный культ», который включает в себя различные обрядовые действия. Однако самый термин «культ» в курсе не применяется.
Понятие о религии. Под религиозными верованиями понимается вера в сверхъестественные силы, будто бы управляющие жизнью людей и природой (стр. 20). Верующие считали, что эти силы.наделены сознанием и волей, что они находятся в постоянном взаимодействии с человеком, враждебны или милостивы к нему. Причем люди якобы могут влиять на сверхъестественные силы, добиваться с помощью обрядов и соблюдения различных запретов здоровья, благополучия, права на «загробную жизнь».
Курс знакомит с обрядами, при помощи которых древние люди «воздействовали» на сверхъестественные силы: «заколдовывание» первобытными охотниками зверей (§ 3, п. 3; рис. 1-3, стр. I9); поклонение статуям богов (§ 5, п. 5); жертвоприношения (§ 5, п. 5; рис. 2, стр. 27; § И, п. 4; § 20, п. 2); прославление богов (§ 13, п. 1); молитвы богу Нила, Христу (§ И, п. 1; § 56, п. 3).
По мере усложнения религиозных обрядов выделяются люди, которые руководят молитвами, жертвоприношениями и другими священнодействиями. Представление о служителях культа создается путем формирования понятий «жрецы», «священники», «епископы».
Под жрецами понимаются люди, называвшие себя «служителями богов» (стр. 52). Согласно верованиям, жрецы обладают особой таинственной силой, благодаря которой могут воздействовать на богов, беседовать с ними, узнавать их волю. Жрецы играли роль «посредников» между богами и людьми. Это обеспечивало им высокое общественное положение.
На древнем Востоке жрецы распоряжались значительными богатствами и принадлежали к господствующему классу, они нередко становились крупными чиновниками. Отдельные представители жречества занимались астрономией, математикой, медициной и обладали по тем временам большими знаниями. Роль жречества раскрывается при изучении Египта (§ 11, п. 4-5), Вавилонии (§ 17, п. 5), Индии (§ 19, п. 1). В античных обществах (Греция, Рим) роль жрецов менее заметна и в курсе не отражена.
Священники и епископы упоминаются при изучении христианства. Первые определяются как руководители отдельных христианских общин, вторые как руководители общин целой области (стр. 228). Те и другие уже в IV в. были богаты и занимались ростовщичеством (§ 57, п. 2). Они утверждали, что наделены святостью (т. е. той же чудодейственной силой, которой «обладали» языческие жрецы), благодаря чему могут обеспечить верующим вечное блаженство в раю.
Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей. Из громадного большинства явлений природы в религии получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека.
Люди понимали, что успех на охоте определяют умение и ловкость охотника, а также количество животных, их характер и особенности (быстрота бега, сила). Однако люди не знали, какие причины влияли на эти факторы. Такими причинами они стали считать действия таинственных сверхъестественных сил. Охотничья магия, поклонение зверям занимают большое место в первобытной религии.
После перехода к производящему хозяйству причины удачи на охоте несоизмеримо меньше интересовали людей. Жизнь человека зависела теперь от урожая. Все земледельческие народы начали осознавать влияние, которое оказывают на рост растений солнечное излучение, качество почвы и орошение. Однако постичь, что представляет собой солнце, земля, разливы рек, дожди и „как они воздействуют на растения, люди не могли. Они обожествляли названные природные факторы, наделяли их сознанием, волей и другими сверхъестественными свойствами.
Поклонение солнцу существовало еще у первобытных земледельческих племен (§ 5, п. 5). Солнце обожествлялось во всех древних земледельческих странах: в Египте (§ 11, п. 1), в Вавилонии (§ 17, п. 5), в Греции (§ 27, п. 1). Сходные мифы о восходе и заходе солнца возникли у египтян и греков (§11, п. 1; § 27, п. 1).
Таким образом, религиозное объяснение получали в основном те силы природы, воздействие которых на жизнь данного общества было особенно велико. Эта мысль получает еще одно подтверждение при сопоставлении египетской и греческой религий. Центральное место среди олимпийских божеств в полном соответствии с ролью дождей и моря в хозяйстве древних греков занимают Зевс и Посейдон (рис. 3, стр. 115). В египетской религии богов морских бурь и грозовых дождей не было, но отнюдь не потому, что египтяне не знали этих явлений (в дельте Нила нередки дожди, а протяженность морской границы Египта достаточно велика), а потому, что в их жизни они не играли заметной роли.
Из сказанного выше следует, что древние религиозные верования дают возможность определить основные занятия людей (охота, земледелие, мореплавание). В курсе на примере верований древних греков создается представление о том, что в некоторых религиях боги выступают как покровители отдельных отраслей хозяйства или занятий: виноградарства, кузнечного дела, торговли (§ 27, п. 2).
Религиозное объяснение получила власть царя над тысячами подданных. В Египте фараон считался «великим богом» (§ 11, п. 5). В Китае царя называли Сыном неба, т. е. сыном бога (стр. 95). Как бог почитался Александр Македонский (§41, п. 2). Обожествлялись и римские императоры: Октавиану было дано прозвище Август, что значило «священный» (§ 51, п. 3); Диоклетиан объявил себя сыном Юпитера (§ 55, п. 3). Согласно вероучению христиан, ни один царь не мог быть провозглашен богом, однако всякая власть, в том числе власть императора, установлена богом (§ 57, п. 2).
Право знатных семей на привилегии и на особое положение в обществе объяснялось происхождением от богов (§ 26, п. 5).
В древних религиях боги выступают не только как творцы звездного неба, земли, воды, растений, животных и человека (стр. 65), но и как творцы существующего порядка жизни. Так, индийские брахманы учили, что кастовое неравенство вызвано происхождением людей из разных частей тела бога Брахмы (§ 19, п. 1).
В отличие от древних племенных и национально-государственных религий раннее христианство содержало идею несовершенства существующего миропорядка, христианские проповедники говорили о его скором переустройстве и торжестве социальной справедливости. Однако в христианском вероучении нет и речи о том, что это переустройство явится делом рук человеческих. Напротив, изменение порядка жизни возможно только по воле «доброго бога». Верующим предписано пассивное ожидание, покорность судьбе и смирение (§ 56, п. 1-2) ( Идею несовершенства миропорядка выдвигали все так называемые мировые религии (буддизм, христианство, мусульманство). Названные вероучения возникали в условиях острейшей классовой борьбы, когда разрушались многовековые связи (внутрисословные, гражданские в античных полисах, родоплеменные), и потому древние религии, освящавшие традиционные отношения, не удовлетворяли широкие слои населения. Взамен указанных связей мировые религии (отсюда их название) провозгласили общность единоверцев независимо от их национальности, языка, местожительства, подданства и социального положения. Все мировые религии, подобно другим религиям классового общества, призывали к отказу от борьбы за переустройство мира).
В религиях классового общества формируется идея загробного воздаяния. В доклассовом обществе возникла вера в «душу», покидающую тело умирающего человека (§ 3, п. 3). Однако, по представлениям первобытных людей, жизнь «души» в «стране мертвых» мало отличается от земной. Иные взгляды существовали в Египте: глубокие различия в образе жизни и положении трудящихся и знати породили веру в «царство Осириса», где счастливое посмертное существование послужит угнетенным наградой за лишения, нужду и бесправие (§ 11, п. 3). Идея загробного воздаяния занимает центральное место в христианстве, которое стало рассматривать (особенно в средние века) земную жизнь человека как подготовку к жизни вечной «за гробом». В курсе отмечается, что в Римской империи угнетенные люди, бессильные изменить что-либо в своей земной судьбе, охотно верили в райское блаженство после смерти (§ 56, п. 2; § 57, п. 2).
Роль религии в древних обществах. Отрицательное влияние религии на общественное развитие рассматривается в нескольких направлениях.
Религиозные верования препятствовали поискам научного объяснения природных и общественных явлений.
Религиозный фанатизм и суеверия были причиной человеческих жертвоприношений (§ 5, п. 5; § 20, п. 2), преследований ученых, гибели культурных ценностей и традиций. В курсе говорится об изгнании Анаксагора (без упоминания имени ученого) и борьбе с учением Демокрита (§ 39, п. 3), о расправе с Ипатией, об уничтожении книг и произведений искусства, о запрещении проводить Олимпийские игры (§ 57, п. 4).
Религии классового общества проповедовали пассивность, примирение с действительностью и тем самым отвлекали трудящихся от борьбы с социальным злом (§ 11, п. 3, 5; § 19, п. 1; § 27, п. 3; § 56, п. 2, 4; § 57, п. 2).
Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей
Религия возникла задолго до появления социума. Она является частью человеческой культуры и обладает глубокой духовностью. В этой статье мы затронем важный вопрос и расскажем, что такое религиозное верование.
Этимология термина
Слово «религия» произошло от латинского religio, что в переводе означает святость, богослужение или совестливость. Существует и другие версии происхождения. Например, в латинском языке есть понятия religare и reeligere, которые обозначают соединение или воссоединение. Такое краткое описание термина не может в полной мере передать суть и понятие религии. За сотни лет слово обрело величайший смысл, который передают из поколения в поколение.
История религии: начало священного пути
Начался священный путь с духовности: человек стал верить в существование души и ее проявления – духов. Теорию, которая утверждает, что анимизм был первоисточником в зарождении истории религиозных верований, предположил Э. Тэйлор. Избрав гипотезу ученого и полагаясь на нее, за ним последовали и Л. Штернберг, и Дж. Фрейзер, и Л. Леви-Брюль. Вместе они предположили, что возникновение религиозного верования можно отнести к бессилию нашего сознания. Ученые предложили: принятие существования сверхъестественного обусловлено лишь тем, что человек не был способен выдержать ни людской, ни природный мир.
Наука предполагает, что история религии зародилась не только с анимизма, но и с мистицизма. Появилась вера в необычное, божественное, сверхъестественное более двух миллионов лет назад. Об этом говорят археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы народов и первобытных людей.
Эпоха аниматизма
Причина проста: если есть тайный мир с бессмертными сущностями, а человек имеет душу, то после гибели тела эта энергия вырывается на свободу и попадает к остальным духам. Эти мысли зародили верование в нематериальный мир и жизнь после смерти.
Тотемизм
Шаманизм и мистицизм
Фетишизм как таинственное религиозное течение
Еще одно ответвление древнего вероисповедания. В фетишизме люди верят, что окружающие предметы наделены таинственной силой. Чтобы доказать это, народы и племена искали вещи, обладающие особой отметкой. Например, камень в форме полумесяца. Нередко в фетишизме рукой человека создавались талисманы, которые бы символизировали стихии, желания, духовность.
Язычество как течение дохристианской эпохи
Религиозное верование восточных славян схоже с течениями и убеждениями других древних народов. Как и многие племена, славяне выживали только лишь с помощью земледелия, охоты и рыбалки. Их урожай, добыча, прокорм домашних животных всецело зависел от природы, на которую люди не смогли подействовать самостоятельно. Чтобы в их жизни было изобилие всего необходимого для успешной деятельности, они стали обращаться к духам. Древние славяне верили, что их защищают боги, и именно по этой причине нужно их оберегать, радовать и благодарить.
Можно отметить удивительное течение язычества. Постепенно люди переходили к единобожию, считая, что у людей не может быть несколько покровителей. На сегодняшний день язычество не является основным религиозным верованием, но то мировоззрение и мироощущение, которому поклонялись наши предки, дошло до нашего поколения. Мы по-прежнему отмечаем языческие праздники, например, Масленицу или день Ивана Купалы.
Восточные верования: буддизм, индуизм
Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.
Христианство, мусульманство и католицизм
Христианство начало развиваться в Римской империи, а позже перешло и в Грецию, Палестину и Израиль. До сих пор между учеными ведутся споры о возникновении религиозного верования. При этом христианство в настоящее время является мировым вероисповеданием и придерживается единобожия, которое предстает перед нами в трех обличьях: в виде Отца, Сына и Святого Духа. Данное течение рассказывает о мессии, который был сыном Божьим. Он странствовал по свету и проповедовал истину. В христианстве есть понятие ада и рая, Бога и Дьявола. Те, кто следует религиозному верованию, должны выполнять свод правил и законов, например, «не согреши», «не убий», «не укради» и другие. Заповеди Божьи несут в наш социум добродушие, простоту, любовь и свет. Христианство, как и многие другие вероисповедания, стремится искоренить злобу.
Новейшие религиозные течения
Что такое религиозное верование? Это течение, которое находится в постоянном развитии. На замену старых вероисповеданий приходят новые понятия, которые абсолютно отличаются от старых направлений. На сегодняшний день насчитывается более 10 неорелигий. Как правило, они создаются на основе старых течений, но с изменением канонов, заповедей и имен. Стали появляться и оккультные группы, и мистические, и феноменальные, и психологические. Например, один молодой человек верит в Макаронного Монстра, он носит дуршлаг и поклоняется ему. За последние несколько лет его религия собрала тысячи человек по всему миру, стали выпускаться аналоги Библии и других священных писаний.
Теперь вы знаете, что такое религиозное верование. История каждого течения началась с простого шага: вера в душу и духов. Дальше все направления пошли своим путем и искажались, видоизменялись, дополнялись вместе с развитием народа.
Неважно, какому богу вы поклоняетесь, ведь все течения призваны для того, чтобы сплотить народы, избавиться от ненависти и войн, сделать нашу расу счастливой, дружелюбной и добродушной.
Доклад по дисциплине «Культура и ралигия» на тему «Первобытные религии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.
Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.
Современные учёные с неопровержимой достоверностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не существовало ни одного народа, который бы не обладал той или иной формой религиозного мышления. Одни представления людей о сверхъестественных силах на протяжении веков видоизменялись и приобретали новое содержание, другие же навсегда канули в прошлое. Но всем им было положено начало в те доисторические времена, когда человек впервые смог осознать часть окружающего его мира.
Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).
Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.
Какая религия является наиболее древней?
Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.
Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».
Когда появилась первая религия?
Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая или выражаясь слишком образно.
Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.
Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.
Причины возникновения первых и последующих религий
Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.
Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:
Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.
Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).
Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.
Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.
Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.
Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).
Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.
Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.
Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.
Виды магии по методам воздействия :
контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).
Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:
вредоносная (нанесение порчи);
военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);
Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.
Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.
Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.
Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.
Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего – добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).
Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.
Непопулярные первобытные религиозные верования
Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.
Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий – земледелия, пророк Илья – дождя и грома и так далее.
Важно отметить, что в первобытную эпоху ни одна из вышеперечисленных религий не существовала в чистом виде, поскольку элементы каждой из них переплетались между собой самым причудливым образом. Именно поэтому современным исследователям не удаётся с полной убедительностью ответить на вопрос о том, какая из религиозных форм появилась раньше, а какая позже.
Можно лишь утверждать, что все они в той или иной степени прослеживаются в истории современных народов на ранней ступени их развития. В дальнейшем, по мере развития культуры, в первобытные религии вносились новые элементы, придавая им более сложные формы, пока, наконец, часть из них не трансформировалась в современные философско-религиозные учения.