Чем объяснить грубость и своенравие троекурова
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Зачетный Опарыш
Лучший ответ:
Главный Попко
1) Соседи рады были угождать мельчайшим его прихотям; губернские бюрократы трепетали при его имени; Кирил Петрович воспринимал знаки подобострастия как соответствующую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно разъяснить огромным богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может всё приобрести, и унижал достоинство людей.
2) В быту Кирила Петрович выказывал привычки избалованного, необразованного человека, дающего полную волю своей необузданной натуре. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное. Дом его был полон гостями, готовыми разделять его шумные, а порой и буйные увеселения.
Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Суд и его последствия».
Учитель русского языка и литературы
Карипанова Наталья Александровна
с. Буревестник 2017г.
Цель урока: продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.
Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.
Коммуникативные: учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
Предметные: авторское отношение к героям.
I. Актуализация опорных знаний.
1) Работа над I, II, III главой романа А.С. Пушкина «Дубровский»
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Беседа
— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? («Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).
Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:
— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »).
Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.
Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики героев: Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Подбор цитат, характеризующих героев.
— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б.М. Кустодиева (с. 68).
— Какой способ мести избрал Троекуров?
— Что было главным законом Кирилы Петровича?
Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?
Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.
Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)
«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.
Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
— Как встретил Дубровский-старший своего сына?
IV. Итоги урока. – Что узнали нового и интересного на уроке?
Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?
Наверное его можно сравнить с нашими некоторыми чиновниками, которые купаясь в богатстве и перепробовав практически все на свете, уверенные в своей неприкосновенности. Забывают, что они ходят под одним небом с простыми людьми. И таких Троекуровых у нас в стране хватает.
Вот и Троекуров именно такой всевластный помещик, бывший генерал-аншеф, который привык командовать солдатами и свои солдафонские замашки продолжил эксплуатировать в мирной жизни. У него есть деньги и есть чин, а в России того времени это было главное, что давало реальную власть. Никто не мог ему перечить, ведь на стороне Троекурова был купленный закон, он сам был законом, которому прощалось любое издевательство над людьми. Постоянная безнаказанность и превратила Троекурова в тупое животное.
Учеба в Царскосельском лицее была важнейшим этапом жизни молодого поэта, сформировавшим его как личность.
Историкам хорошо известно, что друзьями Пушкина были:
Пущин Иван. Он был писателем и декабристом. Их связывали крепкие дружеские отношения, которые длились долгие годы, даже в ссылке Пущин получал теплые письма от Пушкина.
Матюшкин Федор. Он занимался военной службой, дослужился до адмирала, а также работал в посольстве. Стихотворение А.Пушкина «19 октября» посвящено именно ему.
Дельвиг Антон. Поэт и писатель. С Антоном была особая творческая связь. Александр восхищался его стихами.
Кюхельбекер Вильгельм. Был поэт, декабрист. Достоверно известно что с ним была дуэль, которая к счастью не закончилась трагедией. Кюхельбекер вызвал Пушкина на поединок, так как был крайне обижен на нелицеприятные стихи в свою сторону. Но Вильгельм промахнулся, а Александр отказался пускать пулю в друга.
Ответом на сей вопрос может служить огромная цитата из текста, в коей говорится о том, что Троекуров имел множество пороков, кои свойственны человеку недалекого ума и необразованному. Он был настолько избалованным, что эмоции правили им, давал ибо он им полную волю. Он правил судьбами так, словно, сам человек ничего не может решать в своей жизни.
Более того, он не смущался выпивать ежедневно вечером и даже мучился от того, что обжирался. Как пишет классик мучился Троекуров обжорством два раза в недельку.
Что касается его постоянных дел-занятий, так это объезды своих владений, различные пиры, и проказы.
Из текста ясно, что образ сей является, как часто случается в литературе собирательный: образ барина.
Можно провести определенную параллель между повестью Пушкина и например народными сказками, то есть найти в повести фольклорные мотивы.
Честно говоря, у такого близкого к фольклору писателя, каким несомненно был Пушкин, фольклорные мотивы можно отыскать всюду.
Сюжет повести «Капитанская дочка» действительно построен по сказочному принципу. Есть завязка, зачин, в котором рассказывается о детстве Гринева и о том, как он отправился служить в армию. Есть встреча в буране, в сказках чаще всего в лесу, с незнакомцем, который помогает главному герою найти правильный путь. И подобно сказочному герою Гринев проявляет вежливость и благодарность и будет за это вознагражден.
Также в повести Пушкин использует яркий народный язык, полный образов, очень выразительный, богатый пословицами и краткими изречениями.
Но все это особенности стиля самого автора, который был истинно народным поэтом.
Главный герой произведения – господин Журден. Его самая заветная мечта – стать дворянином. Для того, чтобы стать хоть немного похожим на представителя дворянского сословия, Журден нанимает для себя преподавателей. У главного героя есть образец для подражания – это некий граф Дорант, который слывет в обществе подлецом и мошенником.
У Журдена также есть жена, которая невероятно умна, а также хорошо образована, но она не питает ни малейшей симпатии к дворянскому сословию. Эта прекрасная женщина считает своей главной задачей выдать собственную дочь за замечательного достойного молодого человека. Дочь Журдена и его жены зовут Люсиль.
Девушка влюблена в некого Клеонта. Этот молодой человек очень умен, благороден и красив, а что самое главное – он невероятно любит Люсиль. Но, конечно же, Журден отказывает Клеонту, так как юношу не имеет ничего общего с дворянским сословием. Казалось бы, что молодой паре не суждено быть вместе. Но обстоятельства складываются абсолютно иным образом. Слуга, которого зовут Ковелье, решается на очень отчаянный, но в то же время хитрый шаг.
Для того, чтобы молодые люди наконец-то обрели свое счастье, он переодевает Клеонта, который в свою очередь предстает перед Журденом в качестве «сына султана». После чего, так давно мечтавший о дворянском титуле Журден, дает свое согласие на свадьбу Клеонта и своей прекрасной дочери. Таким невероятным образом хитрый слуга помогает молодым людям обрести истинное счастье, ведь отец юной Люсиль дал свое родительское благословение.
А что же происходит с самим Журденом? Он очень долго жаждал драгоценный дворянский титул, но при этом остался ни с чем. Зато его жена выполнил свою главную задачу, а дочь выходит замуж за стоящего человека. На этом произведение и подходит к своему логическому завершению.
Конспект урока по литературе на тему «А.С. Пушкин: Дубровский»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока литературы в 6 классе.
Тема урока: «А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства.
Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова».
Цели урока: расширить представления учащихся об исторической эпохе 19 века; познакомить с историей создания романа. Вид: комбинированный урок.
Тип: формирование новых знаний. План урока.
1. Организац. момент (1 мин.).
2. Тестирование по циклу «Повести Белкина». Проверка домашнего задания (15 мин.).
3. Работа по теме урока (20 мин.).
4. Подведение итогов урока (2 мин.).
5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).
Запись темы урока в тетрадь.
2. Проверка домашнего задания
Тестирование по циклу «Повести Белкина». Учащиеся пересказывают понравившиеся повести из цикла «Повести Белкина». 3. Работа по теме урока.
I. Осоздании романа «Дубровский».
В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский. который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить. » (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе
II. Введение в историко-культурный контекст времени.
С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
— Когда происходит действие романа? Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.
— Каким было общество тех времен? Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия:
дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.) — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.
IV. Глава I. Изображение русского барства.
Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Хорошо, если в классе будет прочитан эпизод ссоры Дубровского и Троекурова (до слов: «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале. »).
Глава I
— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника). «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей. Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте: — Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »
Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак. Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря
Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).
— Какой способ мести избрал Троекуров?
— Что было главным законом Кирилы Петровича?
Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?
Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.
Глава II
Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель
обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще чтонибудь решал.
«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.
Комментированное чтение
Начинаем читать с главы III: пушкинский текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.
Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.
Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.
Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:
— Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
— Как встретил Дубровский-старший своего сына?
5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: с. 62 – 66 (пересказ), прочитать главы 1-8.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.