Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко
Периодизация и источники индийской философии
Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер, корни которого уходят в религию Вед (древних сборников священных песен, гимнов и т.п.). Развитие Древнеиндийской философии проходит по трём следующим этапам:
1) ведический (XV-VI вв. до н.э.) – предфилософский период появления зачатков философских знаний в священных текстах индуизма;
2) эпический (VI-II вв.. до н.э.) – период, когда многие идеи, первоначально высказанные в религиозной литературе, получают собственно философскую обработку, формируются все основные школы индийской философии;
3) классический (II-I вв. до н.э.) – время развития критически-рефлексив-ного метода и окончательного утверждения на его основе основных философских идей в индийской философии.
На каждом этапе философская мысль существует в различных формах, имеет различные источники.
На первом (ведическом) этапе главным источником философской мысли, который, однако, не теряет своей авторитетности вплоть до наших дней, являются Веды.
Веды – дословно означают «знание». Для человека верующего ведическое знание – священное, абсолютное, божественное откровение. Для нас же Веды – это собирательное название большого количества литературных произведений, которые создавались – писались, перерабатывались, дополнялись и расширялись, комментировались – на протяжении без малого двух тысяч лет. Наиболее ранние из этих произведений представляли собой записи первоначально создававшихся устно и передававшихся от одного поколения к другому песен и гимнов в честь многочисленных богов, которым поклонялись индусы. В этих гимнах воспевалось могущество богов и содержались молитвы, взывавшие к их помощи и милости.
Известны четыре основных сборника таких гимнов, каждый из которых имел собственное название – «Ригведа», «Самаведа», «Атхарваведа», «Яджурведа». Основой ведической литературы считается «Ригведа», сложившаяся к XII-X вв. до н.э. Единственный имеющийся у нас переработанный текст «Ригведы» содержит 1028 песен (примерно равен по объему «Илиаде» и «Одиссее» вместе взятым). «Самаведа» предназначалась для жреца, в чьи обязанности входило сопровождение обрядов священными песнопениями, а потому представляет собой, по сути дела, собрание мелодий. В «Яджурведе» стихи сочетаются с отрывками из особых заклинательных изречений в прозе «яджус», откуда и происходит название этой Веды. Именно в «Яджурведе» впервые получает признание институт четырёх сословий – жрецов, воинов, рабочего люда и неприкасаемых. «Атхараведа» – самая незначительная по объему (731 гимн) и значению Веда. Все три Веды были отредактированы и записаны между IX и VII вв. до н.э.
Брахманы(буквально – «толкование высшей сути») – комментарии к Ведам, чаще всего обращенные к их ритуальной стороне. В ведической литературе можно встретить упоминания о двух десятках Брахманов. Однако самостоятельное значение имеют не более десяти.
Араньяки(«лесные книги») – это в основном правила поведения для отшельников, которые удалились от мирской суеты в джунгли, чтобы в одиночестве коротать там свой век в размышлениях о высших тайнах Вселенной и смысле человеческой жизни.
Упанишады(буквально, «сидящие у ног Учителя») – собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле слова, а собрания текстов, сочиненных в большинстве своем безымянными авторами в различное время и на различные темы. Тем не менее, именно в них от имени легендарного или полулегендарного мудреца поднимались и решались многие из тех проблем, которые мы считаем философскими. Для их осмысления вводятся особые абстрактные понятия и категории, т.е. создается специфический философский язык и оттачивается философский способ рассуждения – критический, но в то же время логически связанный и доказательный. Главный философский мотив Упанишад – «Познай самого себя, и ты познаешь мир и бога». Обычно считается, что существуют 108 Упанишад, десять из которых являются главными. Упанишады, как и Брахманы, можно считать сложившимися к IX-VIII вв. до н.э.
Для самих древних индусов Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады в первую очередь являлись священными книгами, в которых излагались основы их религиозных верований и ритуалов, т. е. чем-то сродни нашей Библии. Как правило, в детстве они изучали ведические гимны, особенно «Ригведу», в зрелом возрасте, становясь отцами семейства и полноправными членами общины, обязанными соблюдать предписываемые своей национальной религией (индуизмом) обряды, они обращались к Брахманам. Араньяки и Упанишады изучались только немногими, хотя и необыкновенно уважаемыми людьми, которые вели аскетический образ жизни.
На втором (эпическом) этапе основными источниками в индийской философии являются поэмы «Рамаяна»и«Махабхарата». Наиболее существенный и оригинальный философский элемент содержит шестая из 18 книг «Махабхараты» – «Бхагавад-гита», которую вполне можно рассматривать как самостоятельное философское произведение. Если в самой «Махабхарате» повествуется об истории человечества с незапамятных времен, то события, о которых рассказывается в «Бхагавад-гите», занимают сравнительно небольшой в хронологическом отношении промежуток времени – накануне битвы между двумя родственными царскими родами за право унаследовать власть над государствами Северной Индии.
Для третьего (классического) этапа в древнеиндийской философии характерны Сутры. Сутрав переводе с санскрита означает «нить», и в этом смысле она представляет собой ряд кратких заметок «для памяти». Это название возникает потому, что философские споры в большинстве своем происходили в форме устных бесед учителя с группой своих учеников. Сутра как произведение обычно состояла из собрания кратких изречений и афоризмов, которые суммировались и систематизировались в различных философских взглядах, часто при этом приводились возражения против этих взглядов и собственные ответы на возражения. По содержанию же Сутры – это первые чисто философские трактаты.
4. Философия древней Индии.
Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.
I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)
Веды – обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»
Появляются философские школы, которые делятся на две группы:
1. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.
1. Санхья (6 в. до н.э.) сформировались в первые века нашей эры
Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век).
2. Вайшешика (5 в. до н.э.) одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила — адришта (невидимое). Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть
3. Миманса(5 в. до н.э.) (санскр., букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.
4. Веданты (4 – 2 вв. до н.э.) (санскр., букв. — конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта — одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем; сочинения «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») — приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. до н. э.). Основывается на трактовке высказываний шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др. Предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непонимания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места
5. Ньяя (3 в. до н.э.)
(санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой; важнейший комментарий к его «ньяя-сутре» — «ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст «новой ньяя» (12 в.) — сочинение Гангеши Упадхьяи «Таттва-Чинтамани». В центре ньяя — проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддистской теории познания (мадхьямики).
6. Йога (2 в. до н.э.) (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие),
1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).
2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи.
добавляет к изучению текстов и послушанию учителя систему физических и духовных упражнений, целью которых является освобождение от мира, отрешение от боли и страданий
Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.
2. Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.
Философия Древней Индии кратко
П оскольку тема нашей статьи – философия Древней Индии кратко, то мы рассмотрим только основные моменты данной темы. Тем не менее, вы можете сложить общее представление о философии, которая сформировалась на Востоке и в частности – в Индии.
Мыслители Древней Индии относились к истине как к многогранному знанию, которое нельзя выразить в полном объеме, остановив свой взгляд только лишь на отдельных сторонах. Именно поэтому они считали, что существует множество путей совершенствования, выбрав один из которых, можно развить свою личность и вырасти духовно.
Любая философская система Востока признавала конечной целью человека его развитие и самосовершенствование. Именно через собственное саморазвитие можно было бы усовершенствовать и сам мир.
Индийская философия условно делится на 3 основных периода:
Самые древние тексты, имеющие отношение к философии Древней Индии, содержатся в Ведах, которые были написаны до XV в. до н. э. Веды – это «ведение», «знание».
Именно эти знания послужили началом древнеиндийской философии, дальнейшая же литература по своей сути являлась комментированием или своеобразным толкованием ведических текстов.
Ведическая литература различается по 4м группам в исторической последовательности:
Учитывая, что Самхиты являются древнейшими текстами, то именно их и принято называть Ведами, а Упанишады – это вольные дополнения к первоисточнику, но в широком смысле все 4 группы называют Ведами.
Самхиты – это 4 сборника гимнов:
Веды представлялось как откровение, которое давали человеку божества. Боги обладали даром всевидения и они передавали свои знания (веды) поэтам-риши. Риши – это не конкретные люди, а авторы гимнов, своеобразные персонажи.
В древнеиндийской философии существовали две традиции (методы познания):
Таким образом, Веды включали в себя два отдельных рода знаний – сакральное и второе – профаническое.
По мнению большинства ученых, Веды формировались во время образования классового общества. Для Древней Индии не характерен рабовладельческий строй, но классовое неравенство присутствовало.
Именно оно привело к формированию четырех групп (варны):
Все варны отличались и по правам, и по своему общественному положению, и по обязанностям. Именно такая социальная организация и отразилась в Ведах.
Самой ранней Ведой называют Ригведу. Она делилась на 10 мандал (книг). Гимны Ригведы представляют собой хвалебные стихи богам, которые представляли собой силы природы; и ритуальные стихи, в которых присутствовали мольбы и просьбы людей к богам.
Гимны Ригведы – это не просто поэзия, а сакральная попытка древних индийцев познать истину бытия. Космос – все и вся. Пространство и время – это единство диахронии и синхронии. Закон круговращения Вселенной – это Рита. Вселенная развивается синхронистично, а затем наступает период диахронии, когда Хаос сменяет Космос.
Из Ригведы мы узнаем о таких богах как Сурья (бог солнца), Савитр (бог-побудитель), Митра (бог дружбы), Пушан (бог солнечной энергии), Ушас (богиня утренней зари), Агни (бог огня). Это далеко неполный перечень богов и божественных существ, описанных в Ригведе. Стоит отметить, что никто из них не является главенствующим; все они, в той или иной степени, выдвигались вперед, когда в этом была потребность. Таким образом, каждое божественное существо представлялось как часть всеобщего духа.
Мы рассмотрели, что собой представляет философия Древней Индии кратко. Именно Веды, а особенно первые стихи могут дать понять историю, религию (в частности, буддизм), психологию и эстетику общественной жизни Индии.
Источник: Кохановский В., Яковлев В. История философии
Ведический период
Источником знаний о ведическом периоде древнеиндийской философии является собрание памятников литературы, которые объединены под одним заглавием «Веды» (дословно «знание», «ведение»). Книги созданы на санскрите — древнеиндийском языке.
Писания сформированы из 4 собраний молитв, гимнов (самхит), заклинаний и песнопений:
Каждый постепенно дополнялся и комментировался магическими, философскими и ритуальными текстами:
Философские взгляды Древней Индии особенно ярко отражены в Упанишадах.
«Веды» считаются откровением бога подобно Библии, но свою базовую направленность книги, скорее всего, получили в середине I тыс. лет до н. э. Истинными знатоками этих Священных Писаний по праву признаны брахманы.
Философия Упанишад
Изначально Упанишады подразумевали присутствие рядом с учителем для осознания истины. Со временем термин получил значение тайного учения. В Упанишадах развит смысл объединения всего сущего, тема космологии, поиск причин и следствий различных феноменов. Например, были поставлены вопросы: «Куда пропадают звёзды днём?», «Куда исчезает солнце ночью?».
В отличие от первых двух книг, здесь делается акцент не на внешнюю, а на внутреннюю сторону бытия и всего происходящего. В основном рассматривается человек и его познание, в частности, совершенствование нравственности. Поставленные проблемы: «Откуда мы появились?», «Кто мы и куда идём?» — очень чётко характеризуют Упанишад.
Первоосновой бытия в этом учении считается Брахман — духовное начало, безликая всеобъемлющая душа, из которой происходит мир со своими составляющими. Многогранность Брахмана достигается за счёт его самопознания. Он тождественен и одновременно противоположен Атману — субъективному духовному началу, «Я». Брахман, представленный в индивиде, осознавая себя, постепенно становится атманом.
Эпический период
Значимыми литературными произведениями этого периода философии Древней Индии считаются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Полагают, что «Махабхарата» была создана мудрецом Вьясом, а «Рамаяна» — Вальмики. Эти поэмы образовывались и подвергались редакции на протяжении многих веков, в них отразились и явления ведической эпохи.
Поэмы выражают божественные и бесстрашные стороны человеческих отношений, поэтому период был назван «эпическим». В одной из частей поэмы «Махабхараты» — «Бхагавадгите» — раскритикованы замыслы Упанишад.
Эпическая часть древнеиндийской философии началась в VI в. до н. э. В это время Индия переживала основательные реформы. Происходит усиленное развитие ремесленного и земельного производства, идёт увеличение дифференциации социума и увеличение влияния монархии.
Наряду с этим меняются и взгляды индийского народа. Набирает силу критика в отношении ведического брахманизма.
Исследование занимает место интуиции, а философия подменяет религию. Внутри философии зарождаются противоречивые и враждующие философские школы древней Индии и системы, отражающие реальность разногласий тех времён.
Ортодоксальные школы
Такие школы не выступают против авторитета Вед, а наоборот, полностью опираются на них. Следует рассмотреть фундаментальные принципы в философии этих систем.
Система Миманса
Миманса — это размышление, изучение ведических текстов о жертвоприношениях. Учение, которое объясняет ведический ритуал. Здесь Веды вплотную подходят к идее долга (дхарме). Его исполнение в первую очередь подразумевает принесение в жертву. Исполнение долга и приводит постепенно к отречению от кармы и к избавлению от перевоплощений и страданий.
Направление Веданта
Веданта (окончание Вед) — очень серьёзная система, очень важная основа в философии индуизма. Это учение принимает брахмана в виде абсолютной духовной ипостаси мира. Отдельные души (атманы), воссоединяясь с богом через познание, приходят к спасению.
Выход из круговерти перерождений (сансары) и есть взгляд на всё сущее, с точки зрения высшей истины; осознание того факта, что внешнее пространство, окружающее человека, есть обманчивый мир, а верной постоянной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Основной дорогой, ведущей к познанию истины, является полное соблюдение норм нравственности и медитация, приводящая к усиленному раздумью над вопросами Вед.
Йога: основные особенности
Специфика школы Йога (углублённое размышление, созерцание, напряжение) подразумевает психологическое обучение на практике. Его теоретической основой служит санкхъя, однако в этом учении есть собственное божество.
Немалую область Йоги занимает обучение правилам психической тренировки, состоящей из последовательных упражнений:
В течение заключительного упражнения происходит разъединение духа с телом, достигается разрыв пут кармы и сансары. В основном учение направлено на формирование высоконравственной личности.
Система Санкхъя
В основах Санкхъи (перечисление) положен не сам ведический текст, а рассуждение и независимо приобретённый опыт. В этом контексте санкхъя отличается от веданты и мимансы. Эта школа принимает за основу мироздания пракриту или природу, и вместе с ней наличие пуруши или совершенной души. Благодаря присутствию пуруши во всех предметах, существуют и сами предметы. При воссоединении пуруши и пракрити происходит зарождение начальных принципов мироздания, материальных (вода, воздух и пр.) и духовных (сознание, разум и пр.).
Школа Вайшешика
На начальных этапах развития этому учению присущи сильно выделяющиеся материалистические моменты. Согласно ему, все предметы всегда изменяются, но при этом они обладают неизменными элементами — атомами. Шарообразные частицы никем не сформированы, долговечны и у них много качеств (семнадцать). Они являются строительным материалом для всех вещей. Окружающий мир, состоящий из атомов, развивается с помощью бога, действующего по законам кармы.
Учение Ньяя
В системе Ньяя (смысл, предписание), которая является учением о видах и законах мышления, характерной чертой является изучение философских вопросов с помощью логики. Освобождение — финальная цель жизни человека. Представители этой системы считают, что способы и условия настоящего познания как метода достижения избавления определяются с помощью логики. Под избавлением понимается окончание воздействия негативных источников терзания.
Самым известным и значимым памятником литературы всей истории Индии признана «Бхагавадгита», которую зачастую нарекают просто «Гита». Она является частью «Махабхараты». «Бхагавадгита» означает песнь бога или Кришны.
Религиозный трактат был создан в середине I тыс. лет до н. э., показавшая потребность народа к замене старой Упанишад на формальную и менее абстрактную религию. Книга со своим богом Кришной довольно успешно решила этот вопрос и дала начало для нового движения в религии — индуизму. Учение «Гиты» не опровергает ведический авторитет, а наоборот, подвержено серьёзному влиянию Упанишад. У истоков новой эры индуизм получил переломное влияние в идеологии народа Индии.
В «Бхагавадгите» повествуется о том, что постоянно меняющаяся действительность не является начальной — пракрити. Наивысший брахман — это неизменное, начальное бытие. Не стоит грустить о смерти, потому что она и есть увядание. Индивидуум человека может меняться, однако его сущность не будет уничтожена даже после смерти, т. е. человеческий атман остаётся без изменений, даже если тело превратилось в прах.
Наподобие Упанишад, в «Бхагаваде» приравниваются брахман и атман. За бренным телом стоит атман, за приходящими вещами мира — брахман. Оба понятия равны и едины по своей натуре. Основной объект познания в «Гите» — верховный брахман, который не имеет конца и начала. Только познав его, человек обретает вечную жизнь.
Неортодоксальные системы
Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:
Учение Джайнизм
Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.
Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.
Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.
Школа Чарвака
Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.
Характеристика буддизма
Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.
В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:
Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.
Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.