Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Периодизация и источники индийской философии

Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер, корни которого уходят в религию Вед (древних сборников священных песен, гимнов и т.п.). Раз­витие Древнеиндийской философии проходит по трём следующим этапам:

1) ведический (XV-VI вв. до н.э.) – предфилософский период появления зачатков философских знаний в священных текстах индуизма;

2) эпический (VI-II вв.. до н.э.) – период, когда многие идеи, первоначально высказанные в религиозной литературе, получают собственно философскую обработку, формируются все основные школы индийской философии;

3) классический (II-I вв. до н.э.) – время развития критически-рефлексив-ного метода и окончательного утверждения на его основе основных философских идей в индийской философии.

На каждом этапе философская мысль суще­ствует в различных формах, имеет различные источники.

На первом (ведическом) этапе главным источником философ­ской мысли, который, однако, не теряет своей авторитет­ности вплоть до наших дней, являются Веды.

Веды дословно означают «знание». Для человека ве­рующего ведическое знание – священное, абсолютное, бо­жественное откровение. Для нас же Веды – это собира­тельное название большого количества литературных произведений, которые создавались – писались, перера­батывались, дополнялись и расширялись, комментирова­лись – на протяжении без малого двух тысяч лет. Наиболее ранние из этих произведений представляли собой записи первоначально создававшихся устно и пере­дававшихся от одного поколения к другому песен и гим­нов в честь многочисленных богов, которым поклонялись индусы. В этих гимнах воспевалось могущество богов и содержались молитвы, взывавшие к их помощи и мило­сти.

Известны четыре основных сборника таких гимнов, каждый из которых имел собственное название – «Ригведа», «Самаведа», «Атхарваведа», «Яджурведа». Основой ведической литературы считается «Ригведа», сложившаяся к XII-X вв. до н.э. Единственный имеющийся у нас перера­ботанный текст «Ригведы» содержит 1028 песен (примерно равен по объему «Илиаде» и «Одиссее» вместе взятым). «Самаведа» предназначалась для жреца, в чьи обязанности входило сопровождение об­рядов священными песнопениями, а потому представляет собой, по сути дела, собрание мелодий. В «Яджурведе» стихи сочетаются с отрывками из особых заклинательных изречений в прозе «яджус», откуда и проис­ходит название этой Веды. Именно в «Яджурведе» впервые получает признание институт четырёх сословий – жрецов, воинов, рабочего люда и неприкасаемых. «Атхараведа» – самая незначительная по объему (731 гимн) и значению Веда. Все три Веды были отредактированы и записаны между IX и VII вв. до н.э.

Брахманы(буквально – «толкование высшей сути») – коммен­тарии к Ведам, чаще всего обращенные к их ритуальной стороне. В ведической литературе можно встретить упоми­нания о двух десятках Брахманов. Однако самостоятельное значение имеют не более десяти.

Араньяки(«лесные книги») – это в основном правила поведения для отшельников, которые удалились от мир­ской суеты в джунгли, чтобы в одиночестве коротать там свой век в размышлениях о высших тайнах Вселенной и смысле человеческой жизни.

Упанишады(буквально, «сидящие у ног Учителя») – соб­ственно философская часть Вед. Это не книги и не фило­софские трактаты в современном смысле слова, а собрания текстов, сочиненных в большинстве своем безымянными авторами в различное время и на различные темы. Тем не менее, именно в них от имени легендарного или полулеген­дарного мудреца поднимались и решались многие из тех проблем, которые мы считаем философскими. Для их осмысления вводятся особые абстрактные понятия и кате­гории, т.е. создается специфический философский язык и оттачивается философский способ рассуждения – кри­тический, но в то же время логически связанный и доказательный. Главный философский мо­тив Упанишад – «Познай самого себя, и ты познаешь мир и бога». Обычно считается, что существуют 108 Упанишад, десять из которых являются главными. Упанишады, как и Брах­маны, можно считать сложившимися к IX-VIII вв. до н.э.

Для самих древних индусов Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады в первую очередь являлись священными книгами, в которых излагались основы их религиозных верований и ритуалов, т. е. чем-то сродни нашей Библии. Как правило, в детстве они изучали ведические гимны, особенно «Ригведу», в зрелом возрасте, становясь отцами семейства и полноправными членами общины, обязанны­ми соблюдать предписываемые своей национальной рели­гией (индуизмом) обряды, они обращались к Брахманам. Араньяки и Упанишады изучались только немноги­ми, хотя и необыкновенно уважаемыми людьми, которые вели аскетический образ жизни.

На втором (эпическом) этапе основными источниками в индий­ской философии являются поэмы «Рамаяна»и«Махабхарата». Наиболее существенный и оригинальный философ­ский элемент содержит шестая из 18 книг «Махабхараты» – «Бхагавад-гита», которую вполне можно рассматривать как самостоятельное философское произведение. Если в самой «Махабхарате» повествуется об истории человечества с не­запамятных времен, то события, о которых рассказывает­ся в «Бхагавад-гите», занимают сравнительно небольшой в хронологическом отношении промежуток времени – накану­не битвы между двумя родственными царскими родами за право унаследовать власть над государствами Северной Индии.

Для третьего (классического) этапа в древнеиндийской философии характерны Сутры. Сутрав переводе с санскрита означает «нить», и в этом смысле она представляет собой ряд кратких за­меток «для памяти». Это название возникает потому, что философские споры в большинстве своем происходили в форме устных бесед учителя с группой своих учеников. Сутра как произведение обычно состояла из собрания крат­ких изречений и афоризмов, которые суммировались и систематизировались в различных философских взглядах, часто при этом приводились возражения против этих взглядов и соб­ственные ответы на возражения. По содержанию же Сут­ры – это первые чисто философские трактаты.

Источник

4. Философия древней Индии.

Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

Веды обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

Появляются философские школы, которые делятся на две группы:

1. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.

1. Санхья (6 в. до н.э.) сформировались в первые века нашей эры

Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век).

2. Вайшешика (5 в. до н.э.) одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила — адришта (невидимое). Для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть

3. Миманса(5 в. до н.э.) (санскр., букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

4. Веданты (4 – 2 вв. до н.э.) (санскр., букв. — конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта — одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем; сочинения «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») — приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. до н. э.). Основывается на трактовке высказываний шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др. Предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места

5. Ньяя (3 в. до н.э.)

(санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой; важнейший комментарий к его «ньяя-сутре» — «ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст «новой ньяя» (12 в.) — сочинение Гангеши Упадхьяи «Таттва-Чинтамани». В центре ньяя — проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддистской теории познания (мадхьямики).

6. Йога (2 в. до н.э.) (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие),

1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи.

добавляет к изучению текстов и послушанию учителя систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, отре­шение от боли и страданий

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

2. Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

Источник

Философия Древней Индии кратко

П оскольку тема нашей статьи – философия Древней Индии кратко, то мы рассмотрим только основные моменты данной темы. Тем не менее, вы можете сложить общее представление о философии, которая сформировалась на Востоке и в частности – в Индии.

Мыслители Древней Индии относились к истине как к многогранному знанию, которое нельзя выразить в полном объеме, остановив свой взгляд только лишь на отдельных сторонах. Именно поэтому они считали, что существует множество путей совершенствования, выбрав один из которых, можно развить свою личность и вырасти духовно.

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Любая философская система Востока признавала конечной целью человека его развитие и самосовершенствование. Именно через собственное саморазвитие можно было бы усовершенствовать и сам мир.

Индийская философия условно делится на 3 основных периода:

Самые древние тексты, имеющие отношение к философии Древней Индии, содержатся в Ведах, которые были написаны до XV в. до н. э. Веды – это «ведение», «знание».

Именно эти знания послужили началом древнеиндийской философии, дальнейшая же литература по своей сути являлась комментированием или своеобразным толкованием ведических текстов.

Ведическая литература различается по 4м группам в исторической последовательности:

Учитывая, что Самхиты являются древнейшими текстами, то именно их и принято называть Ведами, а Упанишады – это вольные дополнения к первоисточнику, но в широком смысле все 4 группы называют Ведами.

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Самхиты – это 4 сборника гимнов:

Веды представлялось как откровение, которое давали человеку божества. Боги обладали даром всевидения и они передавали свои знания (веды) поэтам-риши. Риши – это не конкретные люди, а авторы гимнов, своеобразные персонажи.

В древнеиндийской философии существовали две традиции (методы познания):

Таким образом, Веды включали в себя два отдельных рода знаний – сакральное и второе – профаническое.

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

По мнению большинства ученых, Веды формировались во время образования классового общества. Для Древней Индии не характерен рабовладельческий строй, но классовое неравенство присутствовало.

Именно оно привело к формированию четырех групп (варны):

Все варны отличались и по правам, и по своему общественному положению, и по обязанностям. Именно такая социальная организация и отразилась в Ведах.

Самой ранней Ведой называют Ригведу. Она делилась на 10 мандал (книг). Гимны Ригведы представляют собой хвалебные стихи богам, которые представляли собой силы природы; и ритуальные стихи, в которых присутствовали мольбы и просьбы людей к богам.

Гимны Ригведы – это не просто поэзия, а сакральная попытка древних индийцев познать истину бытия. Космос – все и вся. Пространство и время – это единство диахронии и синхронии. Закон круговращения Вселенной – это Рита. Вселенная развивается синхронистично, а затем наступает период диахронии, когда Хаос сменяет Космос.

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Из Ригведы мы узнаем о таких богах как Сурья (бог солнца), Савитр (бог-побудитель), Митра (бог дружбы), Пушан (бог солнечной энергии), Ушас (богиня утренней зари), Агни (бог огня). Это далеко неполный перечень богов и божественных существ, описанных в Ригведе. Стоит отметить, что никто из них не является главенствующим; все они, в той или иной степени, выдвигались вперед, когда в этом была потребность. Таким образом, каждое божественное существо представлялось как часть всеобщего духа.

Мы рассмотрели, что собой представляет философия Древней Индии кратко. Именно Веды, а особенно первые стихи могут дать понять историю, религию (в частности, буддизм), психологию и эстетику общественной жизни Индии.

Источник: Кохановский В., Яковлев В. История философии

Источник

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Ведический период

Источником знаний о ведическом периоде древнеиндийской философии является собрание памятников литературы, которые объединены под одним заглавием «Веды» (дословно «знание», «ведение»). Книги созданы на санскрите — древнеиндийском языке.

Писания сформированы из 4 собраний молитв, гимнов (самхит), заклинаний и песнопений:

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Каждый постепенно дополнялся и комментировался магическими, философскими и ритуальными текстами:

Философские взгляды Древней Индии особенно ярко отражены в Упанишадах.

«Веды» считаются откровением бога подобно Библии, но свою базовую направленность книги, скорее всего, получили в середине I тыс. лет до н. э. Истинными знатоками этих Священных Писаний по праву признаны брахманы.

Философия Упанишад

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Изначально Упанишады подразумевали присутствие рядом с учителем для осознания истины. Со временем термин получил значение тайного учения. В Упанишадах развит смысл объединения всего сущего, тема космологии, поиск причин и следствий различных феноменов. Например, были поставлены вопросы: «Куда пропадают звёзды днём?», «Куда исчезает солнце ночью?».

В отличие от первых двух книг, здесь делается акцент не на внешнюю, а на внутреннюю сторону бытия и всего происходящего. В основном рассматривается человек и его познание, в частности, совершенствование нравственности. Поставленные проблемы: «Откуда мы появились?», «Кто мы и куда идём?» — очень чётко характеризуют Упанишад.

Первоосновой бытия в этом учении считается Брахман — духовное начало, безликая всеобъемлющая душа, из которой происходит мир со своими составляющими. Многогранность Брахмана достигается за счёт его самопознания. Он тождественен и одновременно противоположен Атману — субъективному духовному началу, «Я». Брахман, представленный в индивиде, осознавая себя, постепенно становится атманом.

Эпический период

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Значимыми литературными произведениями этого периода философии Древней Индии считаются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Полагают, что «Махабхарата» была создана мудрецом Вьясом, а «Рамаяна» — Вальмики. Эти поэмы образовывались и подвергались редакции на протяжении многих веков, в них отразились и явления ведической эпохи.

Поэмы выражают божественные и бесстрашные стороны человеческих отношений, поэтому период был назван «эпическим». В одной из частей поэмы «Махабхараты» — «Бхагавадгите» — раскритикованы замыслы Упанишад.

Эпическая часть древнеиндийской философии началась в VI в. до н. э. В это время Индия переживала основательные реформы. Происходит усиленное развитие ремесленного и земельного производства, идёт увеличение дифференциации социума и увеличение влияния монархии.

Наряду с этим меняются и взгляды индийского народа. Набирает силу критика в отношении ведического брахманизма.

Исследование занимает место интуиции, а философия подменяет религию. Внутри философии зарождаются противоречивые и враждующие философские школы древней Индии и системы, отражающие реальность разногласий тех времён.

Ортодоксальные школы

Такие школы не выступают против авторитета Вед, а наоборот, полностью опираются на них. Следует рассмотреть фундаментальные принципы в философии этих систем.

Система Миманса

Миманса — это размышление, изучение ведических текстов о жертвоприношениях. Учение, которое объясняет ведический ритуал. Здесь Веды вплотную подходят к идее долга (дхарме). Его исполнение в первую очередь подразумевает принесение в жертву. Исполнение долга и приводит постепенно к отречению от кармы и к избавлению от перевоплощений и страданий.

Направление Веданта

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Веданта (окончание Вед) — очень серьёзная система, очень важная основа в философии индуизма. Это учение принимает брахмана в виде абсолютной духовной ипостаси мира. Отдельные души (атманы), воссоединяясь с богом через познание, приходят к спасению.

Выход из круговерти перерождений (сансары) и есть взгляд на всё сущее, с точки зрения высшей истины; осознание того факта, что внешнее пространство, окружающее человека, есть обманчивый мир, а верной постоянной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Основной дорогой, ведущей к познанию истины, является полное соблюдение норм нравственности и медитация, приводящая к усиленному раздумью над вопросами Вед.

Йога: основные особенности

Специфика школы Йога (углублённое размышление, созерцание, напряжение) подразумевает психологическое обучение на практике. Его теоретической основой служит санкхъя, однако в этом учении есть собственное божество.

Немалую область Йоги занимает обучение правилам психической тренировки, состоящей из последовательных упражнений:

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

В течение заключительного упражнения происходит разъединение духа с телом, достигается разрыв пут кармы и сансары. В основном учение направлено на формирование высоконравственной личности.

Система Санкхъя

В основах Санкхъи (перечисление) положен не сам ведический текст, а рассуждение и независимо приобретённый опыт. В этом контексте санкхъя отличается от веданты и мимансы. Эта школа принимает за основу мироздания пракриту или природу, и вместе с ней наличие пуруши или совершенной души. Благодаря присутствию пуруши во всех предметах, существуют и сами предметы. При воссоединении пуруши и пракрити происходит зарождение начальных принципов мироздания, материальных (вода, воздух и пр.) и духовных (сознание, разум и пр.).

Школа Вайшешика

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

На начальных этапах развития этому учению присущи сильно выделяющиеся материалистические моменты. Согласно ему, все предметы всегда изменяются, но при этом они обладают неизменными элементами — атомами. Шарообразные частицы никем не сформированы, долговечны и у них много качеств (семнадцать). Они являются строительным материалом для всех вещей. Окружающий мир, состоящий из атомов, развивается с помощью бога, действующего по законам кармы.

Учение Ньяя

В системе Ньяя (смысл, предписание), которая является учением о видах и законах мышления, характерной чертой является изучение философских вопросов с помощью логики. Освобождение — финальная цель жизни человека. Представители этой системы считают, что способы и условия настоящего познания как метода достижения избавления определяются с помощью логики. Под избавлением понимается окончание воздействия негативных источников терзания.

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Самым известным и значимым памятником литературы всей истории Индии признана «Бхагавадгита», которую зачастую нарекают просто «Гита». Она является частью «Махабхараты». «Бхагавадгита» означает песнь бога или Кришны.

Религиозный трактат был создан в середине I тыс. лет до н. э., показавшая потребность народа к замене старой Упанишад на формальную и менее абстрактную религию. Книга со своим богом Кришной довольно успешно решила этот вопрос и дала начало для нового движения в религии — индуизму. Учение «Гиты» не опровергает ведический авторитет, а наоборот, подвержено серьёзному влиянию Упанишад. У истоков новой эры индуизм получил переломное влияние в идеологии народа Индии.

В «Бхагавадгите» повествуется о том, что постоянно меняющаяся действительность не является начальной — пракрити. Наивысший брахман — это неизменное, начальное бытие. Не стоит грустить о смерти, потому что она и есть увядание. Индивидуум человека может меняться, однако его сущность не будет уничтожена даже после смерти, т. е. человеческий атман остаётся без изменений, даже если тело превратилось в прах.

Наподобие Упанишад, в «Бхагаваде» приравниваются брахман и атман. За бренным телом стоит атман, за приходящими вещами мира — брахман. Оба понятия равны и едины по своей натуре. Основной объект познания в «Гите» — верховный брахман, который не имеет конца и начала. Только познав его, человек обретает вечную жизнь.

Неортодоксальные системы

Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:

Учение Джайнизм

Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.

Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.

Школа Чарвака

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.

Характеристика буддизма

Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.

В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:

Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Смотреть картинку Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Картинка про Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко. Фото Чем объяснить деление индийской философии на периоды кратко

Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.

Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *