Чем объяснить военные успехи арабов

Объясните причины военных успехов арабов.

В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей.
Сыграл религиозный энтузиазм мусульман, переходивший часто в религиозный фанатизм, в полную нетерпимость. Арабы будто бы бросились на азиатские и африканские области, выполняя завет пророка, предписывавший обращение всего мира в новую веру, и одержанные арабами победы объяснялись религиозным воодушевлением, заставлявшим фанатиков-мусульман с презрением относиться к смерти и сделавшим, таким образом, их натиск непреодолимым.

Источник
Чем объяснить военные успехи арабов. Смотреть фото Чем объяснить военные успехи арабов. Смотреть картинку Чем объяснить военные успехи арабов. Картинка про Чем объяснить военные успехи арабов. Фото Чем объяснить военные успехи арабов

Основными причинами военных успехов, одержанных арабами, следует признать экономическое истощение Византии и сасанидского Ирана, а главное, резкое обострение социальных противоречий в этих государствах. В условиях усилившегося гнета и эксплуатации трудящееся население стран и областей, в которых появились арабы-завоеватели, склонно было смотреть на них как на избавителей от тяжелого ига своих правителей. К тому же арабы предлагали гораздо более сносные условия существования в случае подчинения их господству. Вследствие этого большинство населения завоевываемых арабами стран не только не оказывало им сопротивления, но подчас выступало их союзниками.

Сокращение материальных ресурсов породило военную слабость Византии и сасанидского Ирана, выражавшуюся в малочисленности и низкой боеспособности их вооруженных еил, запущенности многих оборонительных сооружений.

Старое объяснение военных успехов арабов пресловутым религиозным фанатизмом, якобы обуревавшим завоевателей, теперь окончательно отброшено как совершенно несостоятельное. Известно, что бедуины, представлявшие основную часть арабского войска, не знали и не могли знать нового вероучения. Ведь составление Корана, первого произведения мусульманской религиозной литературы, началось, в середине VII в., когда завершался первый этап арабских завоеваний.

Источник

В чём причины быстрых и успешных арабских завоеваний VII-VIII веков?

Возможно, я выскажу весьма спорное мнение (да и не являюсь я специалистом ни по Раннему Средневековью, ни по арабам — всё же специализация другая), но в целом мне представляется так.

Успехи арабов того времени по большей части связаны не с развитием самих арабов (хотя оно и было хорошим в вопросе культуры и науки, например), а со слабостью Европы сразу после развала Западной Римской империи и Великого переселения народов.

То есть в тот момент, когда противник был максимально разобщён, ослаблен экономически и военно, неплохо консолидированным и накопившим силы арабам действительно оказалось несложно провести мощную экспансию.

Однако как только основной кризис перехода из Античности в Средние века был преодолён (что случилось примерно к XI веку), так сразу же всё вернулось на круги своя — лидерство опять оказалось за Европой. Тут и начало уже христианской экспансии на Восток (Крестовые походы, позднее борьба за Северную Африку), и успех Реконкисты (активная её стадия завершилась к XIV веку, а явный перелом в борьбе настал гораздо раньше).

То, насколько по историческим меркам быстро откатились успехи арабов, отлично объясняется именно в рамках тезиса о том, что их основа заключена как раз не в исламском мире. Хотя, конечно, тут нельзя сбросить со счетов возникновение Османской империи — всё ж турки хотя и мусульмане, но совершенно другой народ.

Повторюсь — это мнение человека, который занимается всё-таки не Ранним, а Поздним Средневековьем. Не утверждаю, что я прав.

Источник

История

Объясните причины военных успехов арабов.

1) арабов вела сильная вера, которая учила их завоёвывать всё новые страны и распространять там ислам;

2) у арабов была лёгкая, исключительно быстрая и маневренная конница;

3) именно в этот момент Византия и Иран были истощены самой серьёзной войной друг с другом в своей истории;

4) многим христианам, которых византийские власти считали еретиками, под властью арабов было лучше, чем под властью Византии (потому, к примеру, у арабов когда они вышли на берег Средиземного моря собственный флот появился практически сразу – там служили бывшие византийцы-«еретики», давно знакомые с морским делом).

Ещё по теме

Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чём можно найти сходство?

Вопросы и задания к главе III. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII—X веках на территорию Западной Европы?

Культура стран халифата. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

Вопросы и задания к главе X. Как изоляция индейцев Америки от цивилизаций остального мира повлияла на их развитие и культуру?

Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI—XII веках.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Что нового появилось в устройстве общества во Франкском государстве в VIII веке?

Культура Византии. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

Какие цели ставили перед собой участники Крестовых походов? Добились ли они их?

Китай, Индия, Япония. Как отразилось на истории Китая, Индии и Японии создание Монгольской державы?

Столетняя война. Почему в начале XV века французские войска снова стали терпеть поражения?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

Источник

ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §5 Мир ислама

Стр. 42. Вспомните

Как было создано обширное мусульманское государство с владениями в Азии, Африке, Европе?

Огромное мусульманское государство, более известное как Арабский халифат, было создано в первой половине VII века пророком Мухаммадом. Именно он сумел объединить большинство арабских племен, населяющих Аравийский полуостров. Военные победы фактически доказывали всем правильность исламского вероучения и способствовали увеличению количества желающих стать мусульманами. Последователи Мухаммада (т.н. «праведные халифы»), которые правили в 632 – 661 гг., продолжили завоевательные походы. Их основными соперниками стали Византия и Иран. Арабы нанесли им ряд поражений и присоединили территорию Междуречья, Сирии, Палестины, Египта и Ирана. Государство Сасанидов прекратило свое существование, а Византийская империя потеряла не менее двух третей своей территории.

Однако наибольшего могущества Арабский халифат достиг в годы правления халифов из династии Омейядов (661 – 750 гг.). Они подчинили себе всю Северную Африку, переправились через Гибралтарский пролив, и разгромив вестготское королевство, завоевали всю территорию Пиренейского полуострова. Дальнейшее продвижение арабов в Европу было остановлено в 732 г. королевством франков. На востоке в состав Арабского государства вошли Средняя Азия и Северная Индия. Арабские завоеватели даже подошли к границам Китая, однако из-за серьезного сопротивления местного населения дальше не продвинулись.

Какой след оно оставило в истории?

Арабский халифат оставил огромный след в истории. Прежде всего в исламскую веру было обращено население многих азиатских, африканских и даже европейских территорий. Поэтому мир Средиземноморья разделился на христианскую и мусульманскую части. Также благодаря тому, что в состав Арабского халифата вошло множество народов, арабы использовали в своих целях их научные и культурные достижения и даже приумножили их. Как следствие, в Средние века мусульманская наука намного опередила европейскую, а исламская культура по многим параметрам превосходила христианскую (например, в литературе, архитектуре, философии).

Стр. 44. Вопросы к иллюстрации

Какие ещё святыни разных религий известны вам в Иерусалиме?

В Иерусалиме, помимо мусульманских святынь, находятся места и сооружения, которые являются священными для иудеев (например, Храмовая гора) и христиан (прежде всего Храм Гроба Господня).

Стр. 46. Вопросы к иллюстрации

Какое впечатление должен был произвести этот «лес» на человека, пришедшего в мечеть?

На мой взгляд, такое количество колонн в мечети должно подчеркнуть у всех верующих-мусульман величие и могущество Аллаха, и одновременно с этим – слабость и ничтожество человека и его жизни.

Одинаковы ли эти колонны?

Колонны, не смотря на их схожесть, не везде одинаковые. Скорее всего это связано с разной высотой потолка в отдельных частях мечети.

Были ли они сделаны специально для мечети или же её строители использовали их вторично?

Скорее всего, эти колонны были использованы вторично, поскольку их присутствие в таком количестве явно противоречит традиционному интерьеру мечетей. В большинстве мусульманских мечетей залы для молитв выглядят по-другому.

Если вам кажется верным второе, то откуда могли взяться эти колонны?

Могу предположить, что изначально данная мечеть была христианским храмом. Ведь до завоевания арабами территории Пиренейского полуострова здесь находилось королевство вестготов, а они исповедовали христианство. Скорее всего, завоевав Кордову, мусульмане решили перестроить церковь в мечеть, но колонны оставили, поскольку они поддерживают огромный вес потолков.

Стр. 49. Вопросы к иллюстрации

Сравните арабскую карту мира с современной. Чем объяснить их различие?

Арабская карта XII в., несмотря на свою неточность, имеет определенное сходство с современной. Арабским картографам удалось весьма точно изобразить местность, которая входила в состав их государства – Арабского халифата: очертания Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Ирана, Пиренейского полуострова Северной Африки. Довольно неплохо изображены другие европейские территории (например, Апеннинский и Балканский полуострова).

Различия между современной и указанной картой, прежде всего, состоят в том, что арабские картографы не могли изобразить те земли, о существовании которых они просто не знали (например, Северную и Южную Америку, Австралию и Антарктиду) или их знания, были неполными и противоречивыми (например, очертания Африканского континента, побережье Северной Европы, Индии и Китая и т.п.). Территории в глубине континента (например, Центральная и Восточная Европа, Сибирь), скорее всего, изображались со слов других людей (прежде всего, торговцев) и поэтому были весьма неточными.

Стр. 50. Вопросы в конце параграфа

1. Покажите на карте, какие территории были завоёваны арабами к середине VIII в. Чем можно объяснить победы арабских воинов?

К середине VIII в. арабы завоевали огромные территории в Азии (Аравийский полуостров, Иран, Палестина, Сирия, часть Закавказья и полуострова Малая Азия), в Африке (вся северная часть континента, включая Египет) и Европе (Пиринейский полуостров). Именно в этот период Арабский халифат достиг наибольшего могущества и максимального территориального расширения.

Победы арабских воинов и захват такого количества земель за короткий промежуток времени (чуть больше столетия), в первую очередь, можно объяснить слабостью их соседей, их постоянными противостояниями и конфликтами, и самое главное – нежеланием объединяться и бороться вместе против общего врага. Классическим примером могут послужить постоянные войны Византийской империи и Ирана (государства Сасанидов), которые существенно истощили их силы и вымотали войска. Этим воспользовались продолжатели пророка Мухаммада и нанесли поражение обоим державам. Как результат – Иран вошел в состав Арабского халифата, а Византия потеряла все свои азиатские провинции, кроме полуострова Малая Азия. Также, к причинам военных успехов арабов можно отнести высокий уровень боевого духа их воинов, которые искренне верили в то, что сражаются за благородное дело: распространяют «истинную» мусульманскую религию среди остальных народов.

2. Охарактеризуйте политику мусульманских правителей в завоёванных землях. Как различалось их отношение к разным группам населения?

Поскольку территория Арабского халифата была огромной, то её населяли множество народов, исповедующих совершенно разные религии. Поэтому и отношение мусульманских правителей к жителям покоренных земель было разным. Арабы уважительно относились к тем религиям, которые основывались на вере в Единого Бога. К таким, в первую очередь относились христианство и иудаизм. Поэтому христиане и иудеи хоть и платили налоги, однако не подвергались гонениям и притеснениям по религиозному признаку. Однако с язычниками арабы вели жестокую и беспощадную борьбу. Среди них ислам насаждался насильственно.

3. Используя карту (с. 43), назовите города, являвшиеся столицами Арабского халифата в VII—VIII вв. Чем было вызвано перемещение столицы?

Первоначально столицей Арабского халифата была Медина, город в котором учение пророка Мухаммада нашло своих сторонников. Именно с этого города начались завоевательные победы арабов-мусульман. Медина выполняла была столицей на протяжении 632 – 656 гг., т.е. в период пребывания при власти четырех «праведных халифов»: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Во времена правления халифов с династии Омейядов, с 651 по 750 г, столицей Арабского халифата был Дамаск, который находился в Сирии. После того, как к власти пришла династия Аббасидов, в 762 г. столица была перенесена в Багдад, который был основан на территории Междуречья.

Таким образом, переносы столиц Арабского халифата были связанны с политическими, а не экономическими или культурными, событиями. Каждая новая династия, желая выделиться среди предшественников и тем самым укрепить свою власть, переносила столицу в другой населенный пункт. Аббасиды для таких целей вообще построили новый город – Багдад, который очень быстро стал центром мусульманской культуры и науки.

4. Объясните, почему распался Арабский халифат. Какие значительные государства выделились из его владений?

Арабский халифат распался, в первую очередь, из-за действий местных владык. Постепенно халифы из династии Аббасидов начали терять контроль над теми территориями, которые находились на окраинах такого огромного государства. В свою очередь влияние местной знати, возглавляемой эмирами, стало возрастать. Как результат – со временем власть халифа стала распространяться исключительно на Багдад и его окрестности. Хотя, при этом халиф считался главным среди всех мусульманских правителей (такое положение дел несколько напоминало Киевскую Русь в период феодальной раздробленности). Вся реальная власть в провинциях принадлежала местным эмирам.

Среди множества государственных образований, на которые распался некогда могущественный Арабский халифат, выделилось два эмирата. Первый – Кордовский эмират, который существовал на территории Пиринейского полуострова, с центром в городе Кордова. Второй – эмират Саманидов, существовавший на территории Ирана, с центром в Священной Бухаре.

5. Проведите обсуждение вопросов: 1) В чём состоял вклад арабов в развитие наук? 2) Как передавались научные знания в период раннего Средневековья?

1) Арабские ученые сделали огромный вклад в области медицины, астрономии, географии, математики, философии, архитектуре. Они обобщили знания предыдущих поколений и других народов, а также добавили свои собственные. Например, были созданы первые обсерватории, госпитали, а также довольно точные географические карты и сложные системы орошения земли.

2) Научные знания в Арабском халифате передавались или путем обучения в медресе – мусульманских высших школах (аналогах европейских университетов), или путем изучения книг в библиотеках. Почти во всех крупных исламских городах были публичные библиотеки, крупнейшая из которых была в Багдаде – «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»). Также следует сказать, что на то время знания арабских учёных намного превосходили познания европейских. Поэтому немало христиан из Европы были вынуждены учиться у арабских мудрецов.

6*. Используя иллюстрации учебника и дополнительные материалы, составьте описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира. Какое впечатление эти сооружения должны были производить на верующих?

Считаю, что величина и размах мечетей (особенно в крупных городах), а также внутреннее богатство, должно было лишний раз подчеркивать могущество и величие Аллаха по сравнению с человеческой жизнью. Также мечеть должна была порождать среди верующих чувство восхищения и уважение к исламской религии.

7*. Раскройте смысл понятия «мир ислама». Выскажите суждение о том, какие явления определяли это понятие наряду с мусульманским вероучением.

Согласно моей точке зрения, мир ислама – это в первую очередь территории, где была распространена данная религия. К миру ислама также нужно отнести людей, которые её исповедовали и исповедуют (мусульман). Религия ислаи сформировала мусульманскую культуру и науку, а также нормы шариата (мусульманского права). Они тоже являются важнейшими частями мира ислама. Также к миру ислама можно отнести политический строй в виде халифата, арабский язык, арабскую письменность, исламские обычаи, традиции, и даже кухню.

Источник

Арабские завоевания

Арабский мир в VI-VII вв.

Аравийский полуостров — жаркая, высушенная местность, соединяющая Азию и Африку. В центре его раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня. Люди жили в основном по её границе и в районах, примыкающих к морю. В VI и VII вв. эти земли населяли преимущественно бедуины — арабские кочевники-скотоводы. Особенное значение для них имели верблюды. Эти животные служили средством передвижения, верблюжье молоко и мясо шли в пищу, а из верблюжьей шкуры шились шатры. В некоторых оазисах, где было достаточное количество воды, население занималось и земледелием.

К середине VI в. в Северной Аравии сложились три крупных города. Они находились в гористой местности под названием Хиджаз, между Красным морем на западе и пустыней на востоке. В центре Хиджаза, в небольшом плодородном оазисе, располагался Ясриб, позднее переименованный в Медину. Южнее, в горах, находился Таиф, а севернее — Мекка. Мекка являлась самым процветающим из трёх городов, благодаря выгодному положению на пересечении караванных путей и большому количеству паломников, прибывающих, чтобы поклониться Каабе — «чёрному камню» — огромному метеориту. Аллах, впоследствии почитаемый как единый Бог всех мусульман, считался одним из главных божеств Мекки. Но, кроме него, здесь поклонялись ещё 300 богам и богиням.

Проповедь Мухаммада

Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.

По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.

В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».

Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).

Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.

В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.

Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.

Чем объяснить военные успехи арабов. Смотреть фото Чем объяснить военные успехи арабов. Смотреть картинку Чем объяснить военные успехи арабов. Картинка про Чем объяснить военные успехи арабов. Фото Чем объяснить военные успехи арабов

Три праведных халифа

После смерти Мухаммада в 632 г. главой мусульманской общины был провозглашён его ближайший соратник Абу Бекр (632—634 гг.), отец Айши — любимой жены пророка. Абу Бекр принял титул халифа, что означает «преемник», «заместитель». Под его руководством вооружённые силы мусульманской общины Медины совместно с племенами бедуинов приступили к вторжениям в соседние страны. Позже дело Абу Бекра продолжили халифы Омар (634—644 гг.) и Осман (644—656 гг.). Все они считаются «праведными», «законными» халифами, так как принадлежали к числу ближайших сподвижников Мухаммада. Так начались история Арабского халифата и масштабные завоевания, в результате которых в VII и VIII вв. было установлено арабское господство на обширных территориях Азии, Африки и Европы.

Осенью 633 г. (или весной 634 г.) три арабских отряда (по 7500 воинов в каждом) вторглись через Сирийскую пустыню в Палестину и Сирию. Слабые византийские гарнизоны (эти территории в то время подчинялись Византии) и спешно набранное ополчение из коренного населения не могли оказать арабам достойного сопротивления. Местные кочевники неохотно сражались с арабами. Они предпочитали вступать с ними в переговоры и сдаваться с условием сохранения жизни и имущества и обязательством выплачивать подати.

В марте 634 г. арабский военачальник Халид ибн ал-Валид во главе отряда из 500—800 всадников осадил Дамаск. Его воины заняли Гуту, район садов под Дамаском, и встали под стенами города, не имея ни технических средств, ни опыта брать укреплённые города. После шестимесячной осады комендант и епископ под давлением горожан в сентябре 635 г. сдали Дамаск арабам. Однако войти в побеждённый город оказалось непросто: крепостные ворота были завалены изнутри камнями и брёвнами, а у осаждавших не нашлось ни одной лестницы, чтобы взобраться на городскую стену. Чтобы войти в Дамаск, победителям пришлось позаимствовать лестницу в одном из монастырей Гуты.

Осознав силу угрозы, исходившей от арабов, византийский император Ираклий сосредоточил большую армию в Северной Сирии. В её состав вошли, помимо греков, отряды сирийцев и армян. Численность византийского войска, по преувеличенным данным арабских историков, достигала 200 тыс. человек. Общая численность бойцов в арабских отрядах, по их же сведениям, не превышала 24 тыс.

При приближении византийских войск арабы, оставив Дамаск, отошли к реке Иармук, восточному притоку Иордана. Здесь 20 августа 636 г. произошло решающее сражение, в котором византийцы потерпели сокрушительное поражение. Причиной разгрома императорских войск стал разлад между греческими и армянскими частями, которые ещё накануне вступили в вооружённую драку между собой. Сирийцы же во время сражения перешли на сторону арабов. После этой победы арабы стали полностью контролировать Сирию. По преданию, император Ираклий, покидая эту страну, воскликнул: «Прощай, Сирия! Какая это прекрасная страна для нашего врага!».

В 638 г., после двухлетней осады, арабам сдался Иерусалим, а в 640 г., после семилетней осады, — Кейсария (Цезария). Такая продолжительная осада Кейсарии объясняется не только отсутствием у арабов военной техники, но и тем, что гарнизон этого портового города постоянно получал помощь из Византии по морю. Средствами борьбы с византийским морским флотом арабы в то время ещё не располагали.

В то же время в Ираке арабы потерпели несколько поражений в битвах с войсками державы Сасанидов. Потрясающее впечатление на бедуинов произвели иранские боевые слоны — животные, которых они никогда до этого не видели. Однако с конца 635 г. арабы стали одерживать победы, и в 637 г., разгромив большое иранское войско в битве при Ка-дисии, вступили в столицу державы Сасанидов Ктесифон (Мадаин). Его жители открыли арабам ворота после того, как шахиншах Йездигерд III и его придворные бежали из города.

Перемирие, заключённое арабскими военачальниками с персами, вскоре, как утверждают арабские историки, было противником нарушено. Тогда арабские отряды продвинулись на север и в 644—645 гг. вышли к границам Индии. К 651 г. они дошли до реки Амударьи. Иран был окончательно завоёван. Ещё раньше, после завоевания Сирии, в 640 г. арабы вторглись в Армению и взяли её столицу город Двин. К 654 г. они продвинулись дальше, в глубь Кавказских гор, и дошли до Тбилиси.

После первых успехов в Сирии арабские войска приступили к завоеваниям в Африке. Первое вторжение в Египет (в то время он входил в состав Византии) в декабре 639 г. совершил небольшой отряд под командованием Амра ибн ал-Аса. Существуют две версии причин этого похода. Согласно первой, этот военачальник самовольно предпринял поход в долину Нила, будучи недовольным своим подчинённым положением в войске. По другой, поход был вызван необходимостью доставлять в долину Хиджаз продовольствие из Египта. Дело в том, что после объединения Аравии потребительские запросы Мекки сильно возросли, так как стало быстро увеличиваться число мусульманских паломников, прибывающих сюда для поклонения святыням. Выросло и население Медины, ставшей столицей халифата.

В январе 640 г отряд Амра форсировал Нил и совершил набег на Файюм. В июне того же года, когда к гарнизону города прибыло подкрепление, арабы нанесли под Гелиополем поражение византийским войскам. Затем, в сентябре 640 г., Амр осадил Вавилон. Эта крепость сдалась ему в апреле 641 г., после чего арабы приступили к осаде Александрии — столицы Египта. В ноябре 641 г. александрийский патриарх Кир заключил с Амром соглашение о сдаче этой неприступной для арабов крепости, согласно которому город переходил в руки арабов после 11-месячного перемирия, необходимого для эвакуации греков, живших в нём. В сентябре 642 г., после завершения эвакуации, арабское войско вступило в Александрию. Однако в 645 г. византийский флот ворвался в гавань Александрии и высадил десант, вытеснив арабов из города. Арабы вторично осадили его и летом 646 г. взяли штурмом. Из Египта арабские отряды предпринимали набеги в соседнюю Ливию. Не встретив сопротивления местных берберских племён и нанеся поражение византийским гарнизонам, они подчинили область Киренаику.

Таким образом, за время правления трёх халифов (632—656 гг.) арабы завоевали обширные территории, входившие в состав Византийской империи в Азии и Африке, и покорили всё Иранское царство.

Завоевания Омейядов

В 660 г. в Иерусалиме преемником халифа Османа был провозглашён Муавия ибн Абу Суфийан — основатель династии Омейядов (661 — 750 гг.). Ему удалось победить в борьбе за власть четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба (зятя Мухаммада), который погиб в 661 г.

Во время правления Омейядов арабские войска продолжили завоевания в Закавказье, Средней Азии и Восточном Иране. Но основные силы были направлены на борьбу с Византийской империей. Малая Азия стала ареной постоянных грабительских набегов арабов.

В 668 г. арабы впервые осадили Константинополь. Зимние холода при отсутствии тёплой одежды, острый недостаток продовольствия, эпидемии чумы и дизентерии опустошили лагерь осаждающих. Из Сирии было направлено подкрепление под командованием Йазида, сына халифа Муавии I, но взять Константинополь, большую крепость с сильными оборонительными укреплениями, арабы, не имея осадной техники, так и не смогли, и летом 669 г. отступили.

В 673 г. арабы предприняли второй, на этот раз гораздо лучше подготовленный поход на Константинополь. Теперь сухопутное войско сопровождал сирийский военный флот. Столица империи была блокирована и с суши, и с моря. Осада затянулась на пять лет и была снята только после разгрома арабского флота греческим.

В конце VII — начале VIII в. арабы приступили к завоеванию Северной Африки. Племена кочевников-бер-беров, населявшие эти территории, оказали захватчикам упорное сопротивление. В конце VII в. (точную хронологию восстановить невозможно) арабские войска взяли древний город Карфаген. В начале VIII в., завоевав весь Магриб (Северная Африка), они вышли к побережью Атлантического океана. Это завоевание представляло собой ряд крупных набегов, сопровождавшихся непрочным подчинением отдельных берберских племён, которых завоеватели насильственно обращали в ислам. Такая политика была вызвана стремлением использовать новообращённых в качестве вооружённой силы для завоеваний в Европе.

Чем объяснить военные успехи арабов. Смотреть фото Чем объяснить военные успехи арабов. Смотреть картинку Чем объяснить военные успехи арабов. Картинка про Чем объяснить военные успехи арабов. Фото Чем объяснить военные успехи арабов

Весной 711г. отряд из 300 арабов и 7 тыс. берберов высадился на Пиренейском полуострове. Предполагалось, что он произведёт глубокую разведку на территории Вестготского королевства. Но вследствие междоусобиц вестготов и их военной слабости разведка превратилась в ударную силу вторжения. В следующем году на Пиренейском полуострове высадилось новое арабское войско. Арабы захватили обширные земли на Пиренеях вплоть до горной цепи близ города Толедо. Мусульманская экспансия в Европе была остановлена только после сокрушительного разгрома арабов франками при Пуатье 25 октября 732 г.

Одновременно с завоеваниями на западе арабы вели военные действия в Средней Азии и на Среднем Востоке. Так, в 673—674 гг. они форсировали реку Амударью, разорив окрестности Бухары. В 676 г. набег на Бухару повторился, и, хотя арабы потерпели поражение под Самаркандом, они вернулись с богатой добычей. В начале VIII в. арабские отряды совершили набеги на Афганистан, Восточный Иран, Индию. Завоевав равнинный Афганистан, арабы взяли Кабул. В 708 г. 6 тыс. арабов продвинулись в область нижнего течения реки Инд и включили её в состав Арабского халифата.

Причины военных успехов арабов

Основной причиной стремительного продвижения арабских войск можно считать общую политическую ситуацию в регионе.

Основными противниками халифата были Византийская империя и Персия, истощённые внутренними и внешними конфликтами. Кроме того, для многих народов, населявших территории, подчинённые этим странам, смена власти мало что значила. В их жизни не происходило почти никаких перемен. Нередко арабы-завоеватели терпимее относились к местному населению, чем их противники.

Арабское войско не имело единой стратегии и не подчинялось жёсткой дисциплине. Его вооружение нередко оставляло желать лучшего. Однако у него было главное преимущество, которого не было у противника, — религиозный фанатизм. Традиционное стремление к славе и наживе дополнялось идеологией ислама, который обещал вечное райское блаженство всем, кто погибнет во имя веры на поле боя. А знание пустыни дало арабам возможность использовать новые пути на территорию противника, возможность внезапного нападения с той стороны, с которой их никто не ожидал.

СОЗДАНИЕ АРАБСКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА. Сирийско-арабский военный флот был создан будущим халифом Му-авией для обороны побережья страны. В то время, при полном господстве византийского флота в Восточном Средиземноморье, берега Сирии находились под постоянной угрозой с моря. Однако сначала идее строительства флота в Сирии решительно противодействовал халиф Омар, который считал недопустимым доверять души мусульман «плавающим доскам». К строительству судов приступили лишь при халифе Османе, при котором Муавия стал полновластным хозяином в Сирии. Кораблестроителями были опытные в этом деле жители ливанского побережья, потомки древних финикийцев. Из них же комплектовались экипажи.

По мере расширения географии завоеваний арабы совершенствовали своё военное дело. Если первые завоевательные походы были одиночными рейдами, после которых воины возвращались с добычей домой, то потом арабы стали устраивать постоянные лагеря на пути маршрутов в завоёванные страны или на чужой территории. Из таких военных лагерей выросли города Каир и Басра. А благодаря созданию военного флота арабы получили возможность устраивать набеги по всему Средиземноморью.

Завершение арабских завоеваний

Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.

Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.

Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.

Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *