Чем объяснить слабость государств древности

Укажите причины слабости деспотических государств древности

Обсуждение вопроса:

Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть фото Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть картинку Чем объяснить слабость государств древности. Картинка про Чем объяснить слабость государств древности. Фото Чем объяснить слабость государств древности

Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть фото Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть картинку Чем объяснить слабость государств древности. Картинка про Чем объяснить слабость государств древности. Фото Чем объяснить слабость государств древности

Древнеегипетская цивилизация существовала более двух с половиной тысяч лет, но не беспрерывно. Её история насчитывает несколько периодов упадка, распада государства. Связаны они, прежде всего, с нарушением нормальных циклов ирригационного земледелия, долгими годами неурожаев, связанными, скорее всего, с климатическими изменениями. Довершением кризисов часто становились иноземные нашествия. Прекратило историю сменявших друг друга царств Древнего Египта очередное иноземное нашествие, но уже вряд ли связанное с климатическими изменениями.

Подобным образом прекратили своё существование и другие великие цивилизации древности: чаще всего они становились жертвами иноземных нашествий. Иногда завоеватели полностью перенимали достижения цивилизации и вливались, становились просто очередным этапом развития этой цивилизации (особенно много таких эпизодов было в Месопотамии), а иногда создавали на старом месте нечто принципиально новое, или присоединяли новую территорию к некой обширной империи.

У древних деспотий было несколько слабых черт.

— Они, как и любое государство с любой формой правления порой оказывались беспомощными перед завоевателями.

— Они сильно зависели от климатических изменений. Общество доверяло правителю абсолютную власть для того, чтобы боги позволили и дальше вести заведённый веками цикл ирригационных и сельскохозяйственных работ и получать урожай. Когда начинались природные катаклизмы, привычный климатический ритм нарушался и начинался голод, тогда центральная власть теряла всякую легитимность.

— Деспотическая власть могла быть поколеблена знатью, получившей слишком много власти, особенно высшим жречеством.

– Как и любая власть, передающаяся по наследству, деспотическая власть в древних цивилизациях была уязвима перед династическими кризисами.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛеонид Четыркин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Причины слабости древних государств: недостаточность научных знаний; нежелание низших слоев противиться богатым; слабое законодательство; нежелание провинций.» — Транскрипт:

2 Причины слабости древних государств: недостаточность научных знаний; нежелание низших слоев противиться богатым; слабое законодательство; нежелание провинций подчиняться центру; соперничество между светской и духовной властью; набеги кочевников.

3 Причины появления военных деспотий: расширение земельных угодий; борьба с кочевниками. Военная деспотия – форма государственного правления, при которой во главе государства стоит военная элита, обладающая неограниченной властью.

4 Освоение железа. В 10 веке до н.э.земледельцы стали широко ис- пользовать железо. Это изменило жизнь земледельцев и ремесленников. Египетские инструменты. Ассирийские инструменты

5 Завоевания ассирийских царей. Территории каких известных вам государств завоевала Ассирийская военная держава?

7 Индийский океан Аравийское море Реки: Инд Ганг Гималаи

8 Бог Брахма разделил людей на касты определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды Каждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога. Из рук своих Брахма создал воинов(кшатрии) Из бёдер были созданы земледельцы (вайшьи) Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг (шудры) Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.

9 ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ До 3 в. до н.э.в Китае существовало 7 царств. Цинь Шихуаном. В 221 г. после 200 лет войн Китай был объединен Цинь Шихуаном. После окончания внутренних войн он начал завоевательные походы против северных соседей. Цинь Шихуань. Древнекитайский рисунок по щелку.

10 Великая китайская стена Для защиты от гуннов император при-казал построить ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ. Это единственный памятник который видно с ЛУНЫ. Протяженность стены 6500 км.

11 Буддизм религиозно- философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

12 мудрец Конфуций Конфуцианство этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием ( до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни

13 Зороастризм Заратуштра Зороастризм одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

14 Иудаизм Иудаизм- (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. 70 н. э.), стало общим названием еврейского народа ивр. יהודה ) религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества

Источник

Чем объяснить слабость государств древности

Подробное решение параграф §7-8 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014

1. Укажите причины слабости деспотических государств древности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины его упадка?

Древнеегипетская цивилизация существовала более двух с половиной тысяч лет, но не беспрерывно. Её история насчитывает несколько периодов упадка, распада государства. Связаны они, прежде всего, с нарушением нормальных циклов ирригационного земледелия, долгими годами неурожаев, связанными, скорее всего, с климатическими изменениями. Довершением кризисов часто становились иноземные нашествия. Прекратило историю сменявших друг друга царств Древнего Египта очередное иноземное нашествие, но уже вряд ли связанное с климатическими изменениями.

Подобным образом прекратили своё существование и другие великие цивилизации древности: чаще всего они становились жертвами иноземных нашествий. Иногда завоеватели полностью перенимали достижения цивилизации и вливались, становились просто очередным этапом развития этой цивилизации (особенно много таких эпизодов было в Месопотамии), а иногда создавали на старом месте нечто принципиально новое, или присоединяли новую территорию к некой обширной империи.

У древних деспотий было несколько слабых черт.

— Они, как и любое государство с любой формой правления порой оказывались беспомощными перед завоевателями.

— Они сильно зависели от климатических изменений. Общество доверяло правителю абсолютную власть для того, чтобы боги позволили и дальше вести заведённый веками цикл ирригационных и сельскохозяйственных работ и получать урожай. Когда начинались природные катаклизмы, привычный климатический ритм нарушался и начинался голод, тогда центральная власть теряла всякую легитимность.

— Деспотическая власть могла быть поколеблена знатью, получившей слишком много власти, особенно высшим жречеством.

– Как и любая власть, передающаяся по наследству, деспотическая власть в древних цивилизациях была уязвима перед династическими кризисами.

2. Какие отношения регулировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

Самыми древними из сборников законов считаются сохранившиеся лишь фрагментарно месопотамские Законы Шульги (правил 2094-2046 гг. до н.э.). Первый полностью дошедший до нас сборник – Законы Хаммураппи (1792-1750 гг. до н.э.). Текст предполагает, что древние деспоты издавали законы только исходя из собственной воли. Считается, что жизнь общества в основном регулировала лишь воля правителя, но эта воля, как и упомянутые сборники законов, по-видимому, сильно опирались на сложившиеся в обществе традиции и обычаи.

3. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории велись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

В начале железного века сложились так называемые военные деспотии. Их главной функцией было уже не поддержание ирригационного земледелия, а защита общества от других военных деспотий и добыча дополнительных ресурсов за счёт побед над соседними государствами. Деспоты стремились захватывать всё новые территории. При этом чем большие территории они покоряли, тем больше в их руках сосредотачивалось ресурсов, тем больше они могли их вложить в новые завоевания. Таким образом, в военных деспотиях была заложена тенденция к бесконечному расширению. Однако земли объединялись лишь с помощью грубой военной силы и репрессий (вроде насильственного переселения народов), экономически регионы продолжали оставаться разрозненными, что дополнялось сепаратизмом приехавшей из центра на новые земли знати и выживших потомков местных элит. Внутриполитические проблемы обычно дополнялись новыми ударами внешних врагов, что делало крупные военные деспотии весьма непрочными. Полностью подходят под данное описание Ассирия и Персидская держава. Урарту и Нововалонское царство пали больше под ударами не внутренних проблем, а одного сильного внешнего врага (соответственно, Ассирии и Персидской державы).

4. Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты? Какие точки зрения на их возникновение вам известны?

Особенностью развития Древнеиндийской цивилизации является то, что она начиналась как бы дважды. В междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати существовала так называемая Хараппаская цивилизация (названная по современному имени поселения, возле которого обнаружены её археологические памятники. Традиционно её датируют III – началом II тысячелетий до н.э., но благодаря новым открытиям её возникновение может быть пересмотрено в сторону большей древности. Эта цивилизация пала по неизвестным нам причинам, после чего началось нашествие племён ариев, видимо уничтоживших лишь остатки Хараппской культуры. В результате нашествия Индийская цивилизация была как бы основана ариями заново, причём на основе разделения общества на варны. Варнами называли четыре группы на которые разделилось индийское общество. У каждой варны был свой круг занятий и свои неравные права. Принадлежность к варне была наследственной. Постепенно, ближе к концу нашей эры варны разделились на касты, которые отличались от варн в основном лишь своей большей многочисленностью и большей зависимостью от профессиональной деятельности. Наиболее распространённая версия происхождения варн ссылается на завоевание Индии племенами ариев. Согласно ней завоеватели образовали три высшие касты в зависимости от рода своей деятельности (брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы)), а покорённое местное население выделили в низшую касту – шудры (слуги).

5. В чем состояли особенности цивилизации Древнего Китая?

Основной особенностью было то, что после правления Цинь Шихуанди главной проблемой цивилизации стал именно сепаратизм местной знати, которая богатели за счёт развивающегося обмена, постепенно стремящегося к перерастанию в настоящую торговлю.

6. Заполните таблицу «Новый этап духовной жизни»

Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть фото Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть картинку Чем объяснить слабость государств древности. Картинка про Чем объяснить слабость государств древности. Фото Чем объяснить слабость государств древности

При всех различия между данными религиями их объединяет общая идея: существование в этом мире есть всего лишь испытание, достойно прошедшие его получат лучшую жизнь после смерти (в другом мире или в следующей жизни).

Источник

Истоки слабости деспотий древности

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время представляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругy, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли кaчественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого кpyгa жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против cвoeгo зависимого положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель, господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением, Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шумере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определенную защиту всем слоям нaceления, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племенные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.

При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость cвoeгo хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства).

Основную угpозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.

Военные деспотии Древнею мира

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть фото Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть картинку Чем объяснить слабость государств древности. Картинка про Чем объяснить слабость государств древности. Фото Чем объяснить слабость государств древности

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э.» она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть фото Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть картинку Чем объяснить слабость государств древности. Картинка про Чем объяснить слабость государств древности. Фото Чем объяснить слабость государств древности

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.


Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение «красных бровей». Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

Вопросы и задания

1. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
2. Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
3. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
4. Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
5. Заполните таблицу:

Таблица новый этап духовной жизни

РелигииОсновные идеи
Зороастризм
Будцизм
Конфуцианство
Иудаизм

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований.

Источник

Укажите причины слабости деспотических государств древности

Военные деспотии Древнего мира

С наступлением железного века — появлением первых орудий из железа — производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств.

В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв.

Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей.

Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту).

Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х — VII вв, до н.э.

Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну.

Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию.

При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли.

Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э.» она pухнула под ударами войск Македонии.

Государства-деспотии

Возникновение и формирование структуры восточных государств-деспотий

Первые государства — деспотии возникли во III-II тысячелетии до нашей эры. Эти государства возникли в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Янцзы. В этих районах процветало ирригационное (оросительное) земледелие. Ирригационная система-сеть созданных людьми каналов для искусственного полива полей.

Создание ирригационных систем требовало труда большого количества людей.

Роль организатора такого труда должна была выполнять сильная и жесткая центральная власть. В странах древнего Востока сложилась особая форма правления – деспотия (с греческого despoteia — неограниченная власть).
Правитель такого государства не только управлял этим государством, но и был верховным главнокомандующим войском, собственником всех земель в государстве, верховным судьёй, главным законодателем, верховным жрецам.

Правителю помогал управлять государством мощный бюрократический аппарат, в Древнем Египте их называли «глаза и уши фараона». Все трудовое население не только платило налоги в государство, но и бесплатно работало на государство – участвовали в строительстве и ремонте каналов, постройке дворцов, храмов. В обществе доминировало натуральное хозяйство, а торговля существовала в виде обмена. С третьего тысячелетия до нашей эры начинают складываться рабовладельческие отношения.

Рабство было патриархальным (долговым)- раб был членом семьи, ел за одним столом с хозяином, имел свои права. После того как раб отрабатывал свой долг, он становился свободным человеком. Стабильность деспотичной власти поддерживалась с помощью веры в божественное происхождение правителя: например в Египте фараона называли живым воплощением бога солнца Амон Ра.

В Китае императора считали сыном бога Неба, а Небо было главным божеством.

Расцвет государств-деспотий

Во втором тысячелетии до нашей эры в экономике государств- деспотий стал наблюдаться подъем: за счет увеличения запашки земель выросло производство зерна, были усовершенствованы орудия труда, наблюдался прогресс в ремесле.

Бурно развивается торговля, появляются многочисленные торговые пути. Самый известный из них «шелковый путь» из древнего Китая в Азию и Европу. Обостряется борьба за господство на торговых путях. В результате растет количество войн. Наиболее развитыми деспотическими государствами были: Египет, Ассирия, Вавилон, Индия (состоявшая из отдельных княжеств) и Китай. В связи с развитием торговли появляются товарно-денежные отношения, появляются первые деньги (монеты: серебряные и золотые.).

Возникает частная собственность на землю, а земля становится главным объектом купли — продажи. В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия: ремесло отделялось от земледелия, росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной. В обществе складывается жесткая иерархия. Каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть фото Чем объяснить слабость государств древности. Смотреть картинку Чем объяснить слабость государств древности. Картинка про Чем объяснить слабость государств древности. Фото Чем объяснить слабость государств древности

Общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды.

На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства.

После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.
Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах.

Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины, т.е., как правило, их нельзя было продать. Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство.

Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники — например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины.

Причины заката древних государств

С первого тысячелетия до нашей эры начинается закат древних государств-деспотий.

Одна из главных причин заката была социальная: большая часть населения этих государств была не довольна своим материальным положением, произволом чиновников, ростом повинностей. Была ли власть царей в действительности столь безгранична, как это следует из самого определения деспотии? Конечно, реальное положение дел было намного сложнее. В древних обществах были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей, даже определять ее.

Степень централизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой: во всех цивилизациях были периоды, когда огромные империи распадались и на местах появлялись вполне самостоятельные правители. Такая ситуация не раз возникала в Египте, где власть фараонов, казалось бы, была наиболее незыблемой.

Это произошло во второй половине III тысячелетия до н. э., а затем повторялось неоднократно в I тысячелетии до н. э., в эпоху ослабления цивилизации Египта, находящегося в преддверии завоевания Александром Македонским.

В периоды раздробленности страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов, создававшая деспотии в миниатюре. Отсутствие централизации, впрочем, тут же сказывалось на экономическом состоянии страны: не регулируемая сильной единоличной властью, приходила в запустение сложная ирригационная система, начинался голод и беспорядки. А это соответственно снова вызывало острую необходимость в централизации.

Именно времена централизованного управления страной совпадали в Египте с периодами его наивысшего расцвета и благополучия. Была и другая сила, оспаривавшая власть у фараонов, — жречество.

Положение жрецов особенно усилилось во II тысячелетии до нашей эры. Жрецы раз-личных храмов представляли собой довольно сплоченную силу. Во главе их стоял верховный жрец храма бога Амона в Фивах — столице Египта.

Жрецы активно участвовали в дворцовых интригах и политической борьбе, все больше укрепляя свои позиции. Фараоны, опасаясь силы и влияния светской аристократии — родовой знати, задабривали жрецов щедрыми дарами, отдавали в собственность земли и рабов.

Основные причины гибели деспотий:

• Значительно выросли налоги, в результате во многих государствах деспотии стали происходить восстания и бунты.
• Экономика государства — деспотий была подорвана постоянными, многочисленными войнами.

Когда деспотичная власть ослабла, то многие народы стали стремиться создавать собственные государства. В конечном итоге так и произошло: крупные государства — деспотии распались на мелкие государства.

Деспотия определение

организация публично-политической власти, не ограниченная свободой подвластных, осуществляет господство над политически несвободными. Деспотическая власть — не государственная власть, т.к. общество неотделимо от власти, а власть формирует и контролирует все общественные отношения. Исторически Д. — неразвитая форма политической власти, существовавшая в системоцентристских цивилизациях (древнеегипетская, шумерская, вавилонская и т.д.), где интересы отдельного человека всецело подчинялись интересам социального целого — всесильной власти.

Тоталитарные системы 20 в. можно рассматривать как рецидив Д. в эпоху индустриального развития. Поскольку при Д. нет свободы, то нет и собственности. Подданные деспота несвободны политически, но они не принадлежат частным лицам, не являются объектами собственности как крестьяне-общинники в древних Д., промышленные рабочие, колхозники и др. при социализме. Они управляются аппаратом публичной политической власти, во главе которого стоит деспотический правитель, при этом деспот распоряжается аппаратом власти так же, как и всеми остальными подданными.

При Д. нет социальных групп или сословий, члены которых располагают частной сферой общественного бытия, недоступной властному вмешательству. Перед деспотом все равны, а именно равны нулю, как писал Ж.Ж. Руссо. Деспотическая власть — абсолютная власть, выступающая верховным «собственником» всего достояния страны и не допускающая или не гарантирующая частную собственность подвластных в случае разложения Д.В.Л. Четвернин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *