Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса
Философия, помогите пожалуйста
. Рассмотрите две точки зрения по проблеме основного вопроса философии, ответьте на заданные вопросы.
Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».
Вопросы:
a)Почему именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?
b)На основе чего формулируется основной вопрос философии?
c)Каким образом отражается мировоззренческая позиция в самой постановке основного вопроса философии?
d)Чем вы можете объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
3. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н. А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:
a) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»;
b) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;
c)»Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»;
.
2. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки. Ф. математики.
3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам.
• Мелкая
Основной вопрос философии
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии,— подчеркивал Ф. Энгельс, — есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «…что является первичным: дух или природа…» В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке. Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.
Изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное — духовное» потребовались века философского развития. Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII—XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук — с другой. Но и после этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского философа XX столетия Альбера Камю, который считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,— значит ответить на основной вопрос философии».
Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится post factum (задним числом) в целях классификации философских направлений и позиций? Одним словом, особое место в философии вопроса об отношении духовного к материальному не очевидно, его нужно пояснить, теоретически обосновать.
По крайней мере, ясно одно: вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской мысли. Важно понять, что полярность «материальное — духовное», «объективное — субъективное» входит во все философские размышления, составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в форму вопроса. Будучи же переведена в эту форму, она разрастается в целое множество взаимосвязанных между собой и охватывающих все поле философской мысли вопросов.
Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь в паре, в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный характер, составляют его предельно общую основу. Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования, как пояснил К. Маркс, должно исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной стороны, и людей — с другой. Все же остальное предстает как производное, как результат практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.
Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения.
В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком «всемирно-гражданском» ее значении: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них.
Помощь с контрольной работой по философии, ИМТП
1.Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.
Философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
Философия – это сжатое изложение науки своего времени.
Предмет философии – логический анализ языка науки.
Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить.
В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия.
а) Немецкая классическая философия, объективный идеализм. По выражению Энгельса, Гегель обладал великолепным историческим чутьём, и именно поэтому он разработал именно диалектическую систему философии.
б) Позитивизм. О. Конт — его основоположник.
в) Аналитическая философия. Витгенштейн — основоположник, впоследствии на основе его идей Венский кружок разработал программу логического позитивизма.
г) Экзистенциализм, атеистический. Главное понятие — свобода.
д) Экзистенциализм. Ясперс считал, что наука и философия не могут существовать друг без друга, но не должны подменять друг друга. Философское познание универсальное, т. к. рассматривает мир сквозь призму человеческого бытия.
2. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии:
«Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть
вопрос об отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
M. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.
Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?
Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?
Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?
Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого
Ответ: Энгельс: Отношение к бытию предопределяет результат исследования. Т. е. ученый в ходе исследования будет искать факты, которые подтвердят его правоту, его отношение к бытию. С этой точки зрения это важный философский вопрос. Это означает что объективного знания не существует.
Основной философский вопрос — это отправная точка исследования. Это сильно влияет на результаты исследования. Поэтому важно правильно выбрать эту точку.
Что должно служить основанием …-не знаю. Человек, который ответит на этот вопрос, достоин нобелевской премии.
Многообразие и разнообразие постановки основного философского вопроса объясняется многообразием и разнообразием мировоззрений философов.
Тема 1: Понятие философии, её смысл и предназначение
Задания для формирования компетенций
1.Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.
а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?
б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?
в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?
г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии? Обоснуйте свой ответ:
а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»;
б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;
в) “Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости”;
г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».
3. а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: «Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению – это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…».
б) «Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология – средство достижения единомыслия в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия – это индивидуальная мыслительная деятельность» (М. Мамардашвилли).
Сравните эти высказывания с мнением К. Ясперса: «Нет философии без политики и политических выводов». Кто прав, по вашему мнению?
4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии и как он определяет ее предназначение?
а) «Работа в философии – это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).
Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике».
б) «Философия не является одной из наук (слово «философия» должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии – логическое пояснение мыслей».
в) «Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии – не «философские предположения», а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».
5. Примеры философских утверждений:
С. Караганов, политолог: «Человек несовершенен» (телеканал «Культура», «Культурная революция» 12.01.06).
Л. Фейербах, философ: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».
Гесиод, историк: «Ранее всего был Хаос». («Теогония»)
А. Эйнштейн, физик: «Бог не играет в кости».
Почему эти утверждения философские?
Приведите свои примеры философских утверждений. Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами.
6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
Как вы думаете, о какой единой истине и едином источнике идет речь в этих гегелевских словах.
1. «Так как не может быть ничего более прекрасного … чем достижение истины, то, очевидно, стоит заниматься философией, которая и есть поиск истины». (П. Гассенди)
2. «Философия – это эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).
3. «Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт).
4. «Философия легко торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» (Ф. Ларошфуко)
5. «Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов» (Ф. Ницше)
6. «Наука – это то, что вы знаете, философия – то, чего не знаете» (Б. Рассел)
7. «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия» (К. Ясперс).
Темы рефератов
1. Место и роль философии в системе культуры.
2. Философия и искусство.
3. Проблема плюрализма в философии.
4. Философия, религия, атеизм.
5. Сциентизм и антисциентизм в философии.Т
6. Философские аспекты естествознания.
7. От мифа к логосу: рождение философии.
8. Философская и научная картина мира XX века.
9. Философия и политика.
10. Личность философа (философия как образ жизни).
Контрольная на тему «Философия как наука. Становление философии»; «Основные исторические этапы развития философии»; «Специфика философии как формы мировоззрения»; «Предмет философии»»
1.Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.
Философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
Философия – это сжатое изложение науки своего времени.
Предмет философии – логический анализ языка науки.
Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить.
В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия.
2. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».
а) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?
б) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?
в) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
Прокомментируйте каждое из высказываний.
Контрольная работа № 2 по темам: «Гносеология», «Вопрос о познаваемости мира», «Субъект и объект познания».
1. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»
а) Как называется данная теория?
б) Кто был ее автором?
в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?
г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?
2. Прокомментируйте высказывание Леонардо да Винчи:
«Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»
а) Что считает Леонардо главным способом познания?
б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.
3. Прочтите высказывание Ф. Бэкона:
«Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может».
а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск?
б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы? Поясните свой ответ.
4. «Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания и его предмета. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль.
В качестве науки истина есть чистое развивающееся самосознание и имеет образ самости, что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее. Это объективное мышление и есть содержание чистой науки»[1].
а) Проанализируйте данный текст и определите, на каких мировоззренческих позициях стоит автор.
б) Стоит ли автор в теории познания на принципе отражения или принципе тождества бытия и мышления?
Контрольная работа № 3 по теме: «Философская антропология. Экзистенциализм».
1. Объясните следующее высказывание И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благовением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
2. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:
а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, и лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности». (Т. Гоббс)
б) Свобода приходит вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен». (Ж.-П. Сартр)
в) «Свобода есть познанная необходимость». (Б. Спиноза)
3. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.
4. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?
5. Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь?
6. Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?
7. Как связаны бунт и революция со свободой в философии А. Камю? Почему Камю называет свободу «страшным словом»?
Отзывы на автора Виктор
Огромное спасибо автору! Работа сделана в срок и без нареканий. Качество на высшем уровне!
Вся работа устроила
Была выполнена раньше срока, что очень порадовало. Очень благодарна
Все в срок. спасибо.
На твой заказ откликнуться несколько исполнителей, и ты сам сможешь выбрать с кем работать.
Система аукциона надежно защищает от переплат. Эксперт оценивает задание, а ты выбираешь стоимость.
Можно не вносить всю сумму сразу. Заказ пойдет в работу сразу после предоплаты.
Наши эксперты работаю с любыми системами проверки уникальности. Просто укажите в задании какая система нужна.
Эксперт не получает оплату пока не вышлет готовое задание. Даём гарантий период на каждый заказ, заключаем договор. Всегда на связи и всегда готовы помочь.