Чем объяснить многообразие общественных отношений
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.
2. Что такое процесс глобализации?
Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
Основные глобальные проблемы:
1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:
а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)
б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)
2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:
а) противоречивость научно-технического прогресса
б) демографическая (перенаселение)
в) исчезновение культурного многообразия
г) опасные болезни, эпидемии
б) межэтнические конфликты
г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)
д) освоение мирового океана, космоса
Основные причины возникновения глобальных проблем:
1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)
2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Традиционные критерии прогресса были следующими:
— развитие человеческого разума
— развитие (совершенствование) нравственности
— прогрессивное состояние науки и техники
— увеличение свободы в обществе
— совершенствование мышления людей
— развитие материально-производственных отношений
— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества
— человек превозмог собственные способности
— создание опасного для человека оружия
— наносится урон природе
— стресс в большом городе, возникают много болезней
— человек становится глупее
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.
Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.
Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.
Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Чем объяснить многообразие общественных отношений
Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
2. Что такое процесс глобализации?
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
К основным глобальным проблемам современности относятся:
— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;
— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);
— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;
— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);
— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».
Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.
Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок Многообразие подходов к пониманию общества. Понятие системы общественных отношений.
образовательная – создать условия для овладения учащимися знаниями о многообразии подходов к пониманию общества;
развивающая – способствовать развитию у учащихся информационно-коммуникативных умений, навыков аналитической работы, выстраивать причинно-следственные связи;
воспитательная – помочь определиться с позицией того определения, которое более близко учащимся в субъективном понимании общества;
учебная – выяснить, как понятии «общества» трактуют представители естественнонаучного мира и гуманитарных наук.
Форма урока: эвристическая беседа, работа в парах.
Основной метод обучения: создание проблемных ситуаций и их решение.
Оборудование урока: учебник Кравченко «Обществознание», учебник под ред. Григорьева «Общество. Государство. Человек», раздаточный наглядный материал.
Цитата: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека, благодаря чему он существует. Оторвать человека от
природы равносильно тому, как если бы отделить глаза от света, легкие от
— оценивает готовность учащихся к уроку.
2. Этап вхождения в урок.
Актуализация знаний учащихся.
Предлагает учащимся вспомнить:
Что такое общество?
Формы обществ, какие бывают?
— отвечают на вопросы учителя.
4. Изучение нового материала.
А) Разнообразие трактований «общества»
Б) Работа с документами.
3. Система общественных отношений.
5. Закрепление (самопроверка) полученных новых знаний
7. Подведя итог урока…
8. Домашнее задание.
Устраивает ли вас такой подход к изучению общества, который предложен в учебнике?
Общество – это гуманитарная дисциплина. Как, по-вашему, почему представители естественнонаучного мира тоже изучают общественные отношения и дают им свою оценку?
Вступительное слово учителя.
Вопросы для эвристической беседы:
Как существующие в обществе общественные отношения влияют на деятельность и поведение человека?
Как развивались бы события, если бы понятие «общество» рассматривалось только с позиции дарвинистической теории – эволюционный подход?
Давайте посмотрим, как понимают, объясняют, воспринимают общество социолог, философ, экономист, биолог.
выступление Боенко О. о теории Вернадского.
Записывают в тетрадь:
система общества прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность
деятельности и поведения человека.
Предлагает работу с документами.
Предлагает сделать общий вывод по теме.
Раздаёт тестовые задания.
Предлагает учащимся оформить в табличке Приложение №3
Учитель комментирует выставленные отметки
Подготовить речь на тему: «Перспективы и возможные угрозы развития современного общества» с позиции представителя естественнонаучных, гуманитарных дисциплин, ученого-дарвиниста, теософа.
— отвечают на вопросы;
-формулируют цели и в чём необходимо разобраться к концу урока
— записывают цели в тетрадь;
— слушают, анализируют услышанное.
— анализируют, отвечают в группе и в классе.
— эвристическая беседа по проблемным ситуациям.
Работа с раздаточным материалом. Приложение №1 Документы:
Сорокин П. « Человек. Цивилизация. Общество.»
.В. Н. Лавриненко «Философия».
В. И. Вернадский «Теория о ноосфере».
Лукьянчиков Я. Я. «Ноосферный путь развития».
— Работают в парах, знакомятся с текстом, отвечают на вопросы в конце документов, включаются в общее обсуждение документов.
— Системность общества. В. Г. Афанасьев.
— делают вывод, комментируя его.
— проверяют степень усвоения материала по средствам теста.
Соглашаются, если нет, то аргументируя, оспаривают отметку, выставленную учителем
Что такое общество?
Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между
Общество – это универсальный способ организации социальных связей и
социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных
потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и
самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочнения
социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и
развивающих эти связи.
Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему
его изучения. Неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных
людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять
того повторяющегося, устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать
определенным способом, несмотря на самые яркие черты индивидуальности.
Основы социологии. – М., 1993. – С. 257–261.
2. Сравните приведенную в тексте характеристику общества с характеристикой, данной П. Сорокиным. Что между ними общего и в чем отличия?
3. Можно ли считать, что последний фрагмент связывает тексты П. Сорокина? Обоснуйте свое мнение.
Общество – взаимодействие людей
П. Сорокин – русско-американский социолог.
Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не
одной единицы, не одного существа, а, по меньшей мере, нескольких. Единица
общества не составляет. Значит, общество означает, прежде всего, совокупность
нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что
эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений
друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда
вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей,
индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от
друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают
друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между
собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества не только
предполагает наличность нескольких единиц, но и требует еще, чтобы эти единицы
взаимодействовали между собой.
. Общество в смысле социологическом означает, прежде всего,
совокупность людей, находящихся в процессе общения.
Действительно, присматриваясь к миру человеческого общежития, мы
видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают
тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер: обмен идеями
(религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т.д.), обмен
волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для
достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных,
научных и т. д.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, ненависти, при
созерцании драмы, при религиозном обряде и т.д.).
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 27–29.
I. Какой признак общества в приведенном отрывке находится в центре
внимания автора? Подтвердите свою мысль цитированием текста.
2. Какие взаимодействия людей в обществе называет П. Сорокин?
Приведите примеры взаимодействий, не названных в этом тексте.
Общество как система
Представители разных направлений социальной философии исходят из
понимания общества как определенной социальной системы («социального
организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они
расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала
деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные
ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и
материальных условиях общественной жизни.
Как бы там ни было, общество – это, прежде всего, совместная жизнь
многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во
взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых
потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения,
касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из
существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают
устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных
Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку
возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их
существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и
деятельности. Разумеется, система общественных отношений необязательно жестко
и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете
она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его
деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность
действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе
социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и др.
Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и
развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных
личностей) и их общественные отношения. Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.
Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное
содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной
жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической,
правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности
и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой
деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры,
социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т. д. Значение
всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению
разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления
их творческих способностей.
Философия: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1996.
1.Что такое общество? Ответы подготовьте по текстам документа и
учебника. В чем сходство в изложении материала по этому вопросу в двух данных
источниках знаний? Чем документ дополняет учебник?
2. Охарактеризуйте общество как систему. Рассмотрите, какие элементы
включает в систему автор предложенного текста. Совместимы ли эти представления
о структуре системы или они противоречат друг другу?
3. Как существующие в обществе общественные отношения влияют на
деятельность и поведение человека? Приведите несколько примеров этого влияния.
4. Как вы понимаете выражение: «Деятельность выступает как основа
всего социального и специфический способ его существования»?
В. Г. Афанасьев – современный философ, академик Российской академии
Экономика – это промышленность, сельское хозяйство, транспорт,
связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство и т. д. членятся на
отрасли и подотрасли, эти последние – на объединения, предприятия, предприятия
– на цехи, отделы, бригады, участки.
Политическая сфера – снова совокупность подсистем – партия,
государство, общественные организации. Многосистемность присуща и сфере
духовной жизни, в которой интегрированы различные формы общественного
сознания, учреждения, организации и т.д.
Если говорить об обществе в целом, то его системность обнаруживается
в генетической связи исторически следующих друг за другом
общественно-экономических формаций, поколений людей; в общности,
преемственности материальной и духовной культуры; в наличии общественного
производства как материальной основы любого общества, любой социальной системы
на всем протяжении истории человечества; в труде как форме взаимодействия
быта, культуры и т. д.; в зафиксированных с древнейших времен непосредственных
связях различных обществ – экономических, культурных и т. д.
Важно отметить, что по мере прогресса общества степень его
системности, интеграции растет.
Благодаря научно-технической революции, бурному развитию средств
информации и транспорта интенсифицируются связи, взаимодействия народов и
государств, обмен людьми, научными и культурными ценностями.
Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980. – С. 270, 272.
1. Как автор документа трактует системность общества? Найдите слова,
которые могут быть опорными при ответе на этот вопрос.
2. Как вы понимаете слова «по мере прогресса общества степень его
системности, интеграции растет»?
Обособление общества от природы – это означает, что отдельные законы
природы утрачивают свою непреложность в общественной жизни. В то же время в
обществе возникают новые закономерности, отражающие специфический характер
– объединение людей по интересам, профессиям, совместной деятельности;
– исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество,
феодальное общество и др.);
– социальное окружение, как пример – дурное общество.
Не раз уже отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной
историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и,
как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам
политики, законоведения и даже морали – люди угрюмые, склонные к меланхолии и
т.д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые – общество; первые
созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека.
Следствия не могут не быть разными.
В. И. Вернадский. Теория о ноосфере.
Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, но и в планетарном аспекте. – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из которой не может.
Ноосферный путь развития
Я. Я. Лукьянчиков – современный российский ученый.
Ноосфера – это сфера разума («ноос» – «разум» в переводе с
греческого). Без вмешательства разума в развитие мировой цивилизации ее ждет
деградация и вымирание. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку
оно рассматривает в качестве единой системы планету Земля, обозримую для
человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и
Биосфера представляет собой область активной жизни, охватывающую
нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые
организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с
другом, образуя целостную динамическую систему. Размеры биосферы в
пространстве ограничиваются слоем толщиной 30–40 км.
Ноосферное развитие – это разумно управляемое соразвитие человека,
общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей
населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений, оно
базируется на четком понимании того, что Человек является частью Природы и
должен подчиняться ее законам. Без сохранения Природы невозможно продолжение
рода человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее.
Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху – ноосферу –
предсказал великий русский ученый В.И. Вернадский. Дело, начатое им,
продолжают многие ученые России и других стран мира. Ими доказано, что
человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором
развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного
изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития
человечества. Достижение этой цели возможно лишь при условии, если основные
процессы биосферы будут управляться Разумом.
Лукьянчиков Н. Н. Как спасти человечество от экологической катастрофы //
Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического
общества России. В 6 т. – СПб., 1999. – Т.6. – С. 33–34.
1. Вспомните, что означают понятия «атмосфера», «гидросфера»,
2. Что такое ноосфера? Как связаны понятия «ноосфера» и «биосфера»?
3. Как вы понимаете слова автора: «Ноосферное развитие – это разумно
управляемое соразвитие человека, общества и природы. »? При каких условиях
развитие общества может осуществляться без ущерба для будущих поколений?
Соблюдаются ли эти условия в полной мере? Если нет, то чем вы могли бы
4. По вашему мнению, ноосферное развитие – это один из возможных
путей развития человечества или единственный? Ответ аргументируйте.
Отношения общественные (социальные) – связи, возникающие между людьми в
процессе общения, совместной деятельности.
Какое из суждений верно?
а) Общество – часть природы и подчиняется всем её законам.
б) Общество – это обособившаяся часть природы.
Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами.
а) государство 1. экономическая сфера
б) банковская система 2. политическая сфера
в) семья 3. духовная сфера
г) образование 4. социальная сфера.
Установите соответствие между общественными институтами и их функциями.
а) строительство жилья, добыча пищи, пошив одежды;
б) социализация людей, приобщение к ценностям;
в) соблюдение законов, правил, принятых стандартов;
г) забота, выживание, воспитание людей;
д) содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры.