Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса в философии
Основной вопрос философии и две его стороны
Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».
Онтологическая сторона основного вопроса философии
Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.
Материализм
Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.
Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.
Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.
В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:
Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.
Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.
Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.
Идеализм
Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.
Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).
Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.
Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).
Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.
Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).
Данный вопрос допускает два ответа:
— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;
— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.
Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.
Помощь с контрольной работой по философии, ИМТП
1.Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.
Философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
Философия – это сжатое изложение науки своего времени.
Предмет философии – логический анализ языка науки.
Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить.
В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия.
а) Немецкая классическая философия, объективный идеализм. По выражению Энгельса, Гегель обладал великолепным историческим чутьём, и именно поэтому он разработал именно диалектическую систему философии.
б) Позитивизм. О. Конт — его основоположник.
в) Аналитическая философия. Витгенштейн — основоположник, впоследствии на основе его идей Венский кружок разработал программу логического позитивизма.
г) Экзистенциализм, атеистический. Главное понятие — свобода.
д) Экзистенциализм. Ясперс считал, что наука и философия не могут существовать друг без друга, но не должны подменять друг друга. Философское познание универсальное, т. к. рассматривает мир сквозь призму человеческого бытия.
2. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии:
«Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть
вопрос об отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
M. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.
Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?
Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?
Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?
Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого
Ответ: Энгельс: Отношение к бытию предопределяет результат исследования. Т. е. ученый в ходе исследования будет искать факты, которые подтвердят его правоту, его отношение к бытию. С этой точки зрения это важный философский вопрос. Это означает что объективного знания не существует.
Основной философский вопрос — это отправная точка исследования. Это сильно влияет на результаты исследования. Поэтому важно правильно выбрать эту точку.
Что должно служить основанием …-не знаю. Человек, который ответит на этот вопрос, достоин нобелевской премии.
Многообразие и разнообразие постановки основного философского вопроса объясняется многообразием и разнообразием мировоззрений философов.
МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФИИ
Как и во многих областях культуры и науки, в философии существует множество направлений, или школ. Однако в отличие, например, от науки в философии каждый крупный мыслитель в большинстве случаев столь неповторим, что его учение часто может быть квалифицировано как самостоятельное направление. Тем не менее исследователи истории философии вправе объединить близкие между собой учения в определенные группы. Это тем более оправдано, что философы часто сами осознают близость или преемственность своих идей с уже известными концепциями.
Деление всех философов на два враждебных лагеря — на «своих» и «чужих», как это было принято в официальной советской философской школе, — неоправдано и недопустимо. Такое деление есть проявление баррикадного стиля мышления, свойственного состоянию непрерывной войны, в том числе гражданской. Оно провоцирует раскол в обществе, а также в душевном мире человека, поскольку приучает везде и всюду отыскивать врагов, во всем усматривать враждебные происки и злой умысел. В действительности в философии существуют не два противостоящих друг другу направления, а множество направлений, различающихся по самым разным параметрам. По одним вопросам точки зрения философов совпадают, по другим — мыслители спорят друг с другом, по ряду позиций — их взгляды оказываются взаимодополняющими.
Многообразие философии проявляется, прежде всего, в способе постановки проблем. Не следует думать, что существует одна наперед заданная проблема, которую лишь по-разному решают многие поколения мыслителей. Это не так, поскольку во многих случаях филосо-
фы по-разному ставят проблемы. Различия во взглядах возникают часто на этапе постановки проблем, поэтому и ответы оказываются несопоставимыми. По сути, это ответы на разные вопросы. Так, размышляя о мире в целом, можно поставить вопрос о том, какая субстанция составляет его основу. Тогда вполне правомерен последующий вопрос: является ли эта субстанция материально-вещественной или идеальной, мыслимой? Однако можно поставить вопрос иначе: какая сила или какие силы составляют основу мира? Очевидно, что применительно к силе вопрос о материальности или нематериальности не имеет смысла. Чувственно воспринимаемы лишь проявления силы, но не сама сила, которую мы не в состоянии ни увидеть, ни потрогать руками.
В поисках философской картины мира можно идти самыми непохожими путями. При этом в роли главных могут выступать различные вопросы. Можно поставить вопрос о том, существуют ли в мире закономерности всеобщего типа, справедливые для всех возможных объектов. Если да, то каков их характер? В частности, являются ли они исключительно динамическими или в мире есть место для вероятностно-статистических закономерностей? Под динамическими закономерностями понимают такие, которые предполагают однозначную связь между параметрами объекта. Закономерности динамического типа позволяют предсказывать поведение объектов точно и определенно, а не только с той или иной степенью вероятности. Последнее имеет место в закономерностях вероятностно-статистического типа.
Можно поставить вопрос о «разумности» или «неразумности» мироздания. Признав его разумность, мы подкрепим свою уверенность в способности человеческого разума познать мир. Отказав мирозданию в элементах разумности, мы поставим под сомнение нашу перспективу познать его или ограничим эту перспективу. В других случаях философ вправе предположить, что в мире действует и находит свое проявление нечто аналогичное воле человека. Эта воля предопределяет борьбу между собой всех составных частей мира, определяет жизненное торжество тех, кто обладает волей, и обрекает на потерю жизненности тех, у кого ее недостаточно. Можно поставить вопрос о действии нравственного начала в мире и обществе и предположить, что, например, элементы чувства сострадания присущи многим существам, а не только человеку. Возможна постановка вопроса и совсем в иной плоскости: а не обладают ли все или ряд предметов, или мироздание в целом неким универсальным свойством, например свойством хранить, передавать и перерабатывать информацию?
В истории философской мысли встречаются самые разнообразные, часто лежащие в разных плоскостях подходы к фундаментальным темам философии. Упомянутые нами выше и множество других нашли свое выражение в различных концепциях. Очевидно, что при их оценке мы не должны пытаться отнести их к «дружественному» или, на-
оборот, к «враждебному» лагерю. Во всех случаях необходимо обратить первоочередное внимание на то, насколько они убедительны и обоснованы.
Подавляющее большинство мыслителей, особенно из числа крупных и авторитетных, — это люди, отличающиеся здравомыслием, строгой последовательностью и обоснованностью рассуждений и выводов. Они одинаково далеки как от неоправданных фантазий, так и от примитивного «реализма», не желающего ничего видеть дальше самых близлежащих целей. Отличительной чертой выдающихся философов является их способность остро чувствовать и переживать несовершенство мира, человека и общества. Остро переживая противоречия, проявляющиеся в реальном мире, они ищут пути к совершенству и справедливости. В истории мысли известны имена тех, кто уповал на естественный ход вещей, ведущий в конечном итоге к всеобщей гармонии, и тех, кто более взывал к разуму и совести людей. Наконец, третьи пытались соединить и то и другое. Разница в выборе путей, конечно, не может служить основанием для абсолютного противопоставления одних взглядов другим, одних мыслителей другим.
Философия жаждет пробиться к подлинному бытию, преодолеть пороки и несовершенства, предостеречь от возможных опасностей, наметить пути к гармонии и совершенству. Однако эту задачу можно решать по-разному. Различия между философскими учениями могут состоять не только в постановке проблем (о чем речь шла выше), но и в тематике.
Преобладающая тематика того или иного учения часто задается особенностями постановки проблем. Но она может также определяться и другими факторами. К их числу относится особая актуальность той или иной темы в контексте соответствующей эпохи и определенного общества, потребности социального развития, особенности культуры, развития научного знания, склонности и предпочтения самого автора. У разных авторов на передний план выходит разная тематика. Это могут быть проблемы социальной философии или философской антропологии, метафизики и т.д. Нередко крупный философ открывает совершенно новую тематику, не вписывающуюся ни в один из традиционных разделов философии.
Наконец, многообразие философии проявляется в различии фундаментальных идей и соответствующих выводов из учения. Каждой глубоко проработанной концепции присущ ряд фундаментальных идей, составляющих ее ядро, ее основу. Отправляясь от них, философ развивает ряд производных идей и приходит к определенным выводам.
Еще один аспект многообразия философии тесно связан с отмеченными выше. Речь идет о философских направлениях. Под направлением в философии принято понимать ряд учений (принадлежащих разным авторам), близких по постановке проблем, по тема/пике, по фунда- м енталъным идеям и по соответствующим выводам.
Уже в древней философии возникает множество разнообразных направлений. Множественность направлений — характерная черта развития философии.
Значительный ущерб развитию философского многообразия в России был нанесен акцией Советского правительства, осуществленной в 1922 г. 1 Из страны была выслана большая группа представителей творческой интеллигенции. Среди высланных оказались и крупнейшие философы. В последующий период их имена и труды намеренно замалчивались. Огромный пласт отечественного философского наследия оказался выключенным из культурного оборота. Произошел обрыв гуманитарно-культурной традиции.
В советский период философия длительное время развивалась под жестким партийно-идеологическим контролем сверху. В этих условиях формирование самостоятельных философских направлений не было возможным. Всеобщий партийно-идеологический контроль затруднял свободное развитие общественной мысли во всех сферах гуманитарного знания, в том числе в философии. Тем не менее, вопреки неблагоприятным условиям, советские философы многое сделали для постепенного подъема уровня философской культуры общества. В ряде отраслей философского знания были получены значительные достижения.
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.