Чем обусловлены разные представления о макроэкономической политике государства
Макроэкономическая политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие, цели и задачи макроэкономической политики
Определяющей частью экономической политики как совокупности действий государства в сфере производства, распространения, сбыта и потребления благ, считается макроэкономическая политика.
Макроэкономическая политика – это государственные меры, которые направлены на регулирование экономики для стабилизации темпов ее роста, полной занятости населения и ограничения инфляции.
Эти действия государства носят долгосрочный характер и ориентированы на регулирование экономики как единого организма.
На макроэкономическом уровне исследуются следующие проблемы:
Ключевой целью макроэкономической политики является обеспечение стабильности развития национальной экономики. Реализация поставленной цели осуществляется через решение основных задач: достижение устойчивого роста экономики; минимизирование уровня инфляции (минимизация увеличения цен); уменьшение безработицы и обеспечение полной занятости населения.
Между вышеперечисленными задачами отмечается некоторая противоречивая связь. Рост экономики приводит к снижению безработицы в стране и повышением инфляции. Следовательно, государство должно определить, какое направление более приоритетное: обеспечение экономического роста и сокращение безработицы, или снижение инфляции при снижении роста экономики и увеличения незанятости населения страны.
Поэтому главной задачей макроэкономической политики считается формирование баланса между инфляцией и безработицей.
Виды макроэкономической политики
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Виды макроэкономической политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Долгосрочная макроэкономическая политика – это политика роста экономики. Ее целью является обеспечение долговременных условий для наибольшего роста и развития экономики.
Разновидностями долгосрочной макроэкономической политики считаются: научно-техническая и индустриальная. Первый вид подразумевает обеспечение государством необходимых условий для проведения научных исследований и их финансирование. При втором типе политики государство обязано поддерживать отрасли и сферы деятельности, которые являются будущим национальной экономики страны.
Краткосрочная макроэкономическая политика – это политика стимулирования или сдерживания роста экономики, то есть сглаживания ее цикличности
Основные виды краткосрочной макроэкономической политики: фискальная, монетарная, внешнеэкономическая политики и политика доходов.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это правительственные меры по стабилизации экономики посредством изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
В рамках данной политики правительство регулирует совокупный спрос. При этом управление экономикой осуществляется путем воздействия на количество совокупных издержек. Некоторые инструменты фискальной политики способны оказывать воздействие и на совокупное предложение, влияя на уровень деловой активности.
Монетарная (кредитно-денежная) политика – это один из видов стабилизационной политики, которая направлена на сглаживание колебаний и цикличности в экономике.
Этой вид краткосрочной макроэкономической политики проводит Центробанк, но и операции коммерческих банков и предприятий небанковской сферы влияют на изменение предложения денег. Монетарная политика воздействует на экономическую конъюнктуру, тем самым влияя на совокупный спрос. Объектом управления является рынок денег (денежной массы).
Проводимая правительством внешнеэкономическая политика подразумевает собой действия в области экспорта и импорта, тарифных и нетарифных ограничений, привлечения иностранных инвестиций, внешних кредитов и займов, выполнения совместных проектов, а также оказания помощи другим государствам.
Политика доходов или зарплаты-цены – это ограничения доходов населения путем замораживания оплаты труда и цен. Это осуществляется в целях борьбы с инфляцией.
Методы макроэкономической политики
При проведении макроэкономической политики осуществляется комплексное использование правовых, экономических, косвенных и административных методов, которые оказывают воздействие на управление экономикой государством
Рисунок 2. Методы макроэкономической политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К правовым методам относятся:
Под экономическими методами понимают функционирование государственного сектора экономики, целевое финансирование государственных программ и проектов, а также госзакупки.
Основными косвенными методами считаются: денежно-кредитные; бюджетно-налоговые; внешнеэкономические (кредитование и поощрение экспортных сделок, привлечение или ограничение иностранных инвестиций); ускоренная амортизация и др.
Выделяют следующие административные методы:
Содержание:
Экономика любой страны в своем движении подчиняется в первую очередь объективным историческим и экономическим законам. В этом смысле есть основания полагать, что его путь предопределен, предопределен сверху, исходит от судьбы. Однако в реальности экономика лишь частично связана с историческим прошлым и неизбежным будущим; во многом ее курс не предопределен, а зависит от устремлений и воли ее главных действующих лиц: государства, бизнеса, граждан. Каждый из этих акторов имеет возможность влиять на экономическое состояние, хотя и в разной степени, в разном масштабе. Государство в широком смысле этого слова, т.е. все ветви власти, имеет в этом смысле самые широкие возможности.
Финансово-экономическая политика
Фискальная политика, также называемая фискальной политикой и налоговой политикой, охватывает основные элементы государственных финансов (фискальной). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это является основой экономической политики государства. Фискальная политика обобщает такие основные виды, формы налоговой политики, как бюджетная, налоговая, доходная и расходная политика.
В целом, фискальная политика проявляется в совокупности действий государства по организации управления государственными финансовыми ресурсами, их использованию для решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, получение необходимых средств для государства, их распределение, обеспечение использования этих средств по назначению.
Одной из основных задач фискальной политики является поиск источников и способов формирования централизованных государственных денежных средств, средств для реализации целей экономической политики. Посредством фискальной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает стабильность финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует более эффективному использованию промышленного, экономического и научно-технического потенциала. Используя инструменты фискальной политики, государство воздействует на совокупный спрос и предложение экономики, тем самым влияя на общий экономический цикл, способствует стабилизации экономической ситуации, реализует антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги значительна, при этом государство выступает крупнейшим покупателем на рынке, расходы которого за год составляют около половины ВВП экономически развитых стран. Правительство покупает как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Таким образом, у правительства есть огромные возможности влиять на объем и структуру совокупного спроса при условии, что оно не будет связано рукой и ногой предопределенными жесткими ограничениями.
Суть макроэкономической политики
Макроэкономическая политика зависит от фазы экономического цикла, в котором находится страна (бум или рецессия). Если экономика страны находится в фазе экономического спада (рецессии), правительство проводит стимулирующую политику. Во избежание высокой инфляции страна проводит ограничительную политику на этапе восстановления.
Макроэкономическая политика разделена на долгосрочную и краткосрочную. Рассмотрим их характеристики.
Краткосрочная макроэкономическая политика
Цели краткосрочной политики таковы:
Рассмотрим виды краткосрочной макроэкономической политики.
В зависимости от воздействия на экономику проводится различие между стимулирующей и ограничительной фискальной политикой.
Стимулирующая политика осуществляется путем снижения налогов в период спада производства и (или) путем увеличения государственных расходов.
Политика сдерживания осуществляется путем сокращения расходов и повышения налогов. Она вводится правительством в условиях инфляции.
В зависимости от степени вовлеченности правительства в макроэкономические вопросы, фискальная политика делится на дискреционную и встроенную стабилизационную политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой целенаправленные изменения в налоговой системе и государственных расходах.
Основными инструментами дискреционной политики являются сокращение государственных расходов и снижение налогов.
Автоматическая фискальная политика содержит механизм встроенных стабилизаторов (мер), которые заставляют экономику работать в режиме саморегулирования. Встроенными стабилизаторами могут быть: изменения в системе социальных выплат и пособий по безработице, автоматическое изменение налоговых выплат и др. Таким образом, в период экономического подъема выплаты социальных пособий либо сокращаются, либо прекращаются, снижая совокупный спрос. Во время экономического спада для увеличения совокупного спроса применяются меры по снижению налогов.
Денежная политика. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых центральным банком с целью регулирования совокупного спроса с помощью воздействия на уровень денежных средств в обращении и кредитов.
Объектами регулирования являются спрос и предложение на денежном рынке. Объектами регулирования являются банковские резервы, обменный курс и процентная ставка. Целями денежно-кредитной политики являются содействие национальной денежно-кредитной стабильности, ценовой стабильности и долгосрочному экономическому росту.
Цели внешнеэкономической политики:
Налоговая политика. Политика доходов правительства является неотъемлемой частью социальной политики, которая преследует следующие основные цели:
Основными принципами социальной политики являются Защита жизненного уровня населения путем введения различных форм компенсации за повышение цен; оказание помощи безработным; поддержка малообеспеченных семей; установление минимальной заработной платы и т.д.
Государственная политика доходов предполагает их перераспределение через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения и социальных льгот. В настоящее время во всех развитых странах создана система социальной поддержки малоимущих.
Долгосрочная макроэкономическая политика
Целью долгосрочной макроэкономической политики является обеспечение долгосрочных условий для экономического роста и развития.
Виды долгосрочной макроэкономической политики:
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Макроэкономика и политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность макроэкономики
Эволюция человека тесно связана с развитием и усложнением хозяйственных отношений в обществе. Примитивные формы экономики сложились еще в первобытные времена, когда люди объединялись для совместного ведения хозяйства и совершали обмен благами. В настоящее время экономические системы представляют собой сложные многоуровневые иерархические структуры, пронизанные множеством связей между субъектами отношений. Сами отношения строятся на принципах рыночного механизма, который позволяет сформировать гибкую систему, способную к саморегулированию. При провалах рынка часто требуется дополнительное вмешательство со стороны государства. Эффективность стороннего воздействия во многом зависит от грамотного подхода, базирующегося на теоретических знаниях экономической теории.
Наука об экономике занимается вопросом обеспечения потребностей общества в условиях конечности ресурсов. Она имеет два принципиальных направления:
Основная задача макроэкономики – это исследование закономерностей развития национальных хозяйственных систем, которые рассматриваются с точки зрения их целостности. Объектами ее изучения становятся условия роста, факторы, масштабные экономические проблемы и результаты хозяйственной деятельности.
Макроэкономическое направление занимается общими процессами и явлениями, закономерностями развития и роста. Ее задачи охватывают совокупные элементы на уровне экономической системы страны. Здесь субъекты объединяются в группы, а также учитывается роль государства, как экономического агента и как управляющего субъекта. Макроэкономика лежит в основе экономической политики государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Роль экономической политики
Экономическая политика государства представляет собой набор мер и действий, направленных на осуществление решений в сфере хозяйственных отношений на уровне национальной экономики. Как правило, ее цели определяют текущим состоянием хозяйственной деятельности. Цели политики в экономической сфере связаны, прежде всего, с интересами общества.
Практически во всем мире произошел отказ от командно-административной модели ведения национального хозяйства. Рыночные отношения предполагают, что экономика способна к саморегулированию. При этом хозяйственные системы подвергаются цикличности своего развития. Они могут испытывать подъемы и спады, что в определенные моменты времени требует дополнительного государственного вмешательства и помощи. Сам рынок не является идеальной системой с совершенной конкуренцией. На нем периодически случаются отклонения, влияющие на относительное равновесие предложения и спроса. Эти отклонения ведут к диспропорциям, требующим дополнительного вмешательства государства.
Одной из обязанностей государства можно назвать предоставление достойного уровня жизни населения, которое обеспечивается за счет экономического развития. Стратегия достижения более высокого уровня хозяйственной жизни реализуется через инструменты экономической политики, в чьи цели входят:
Стоит отметить, что экономическая политика проявляется не только в хозяйственной жизни общества. Она охватывает все сферы существования человека – социальную, культурную, производственную и другие. Каждая из этих сфер завязана на государственный бюджет, общую денежную массу, налогообложение, доступности трудовых ресурсов.
Экономическая политика может оказывать прямое влияние на хозяйственные процессы. Здесь решения принимаются непосредственно государственными органами управления. Косвенное воздействие реализуется через налоговую или финансовую систему, путем воздействия на основные регуляторы экономической жизни общества.
Макроэкономика и политика
Методы экономического воздействия государства на состояние хозяйственной системы страны могут колебаться от полного невмешательства до тотального контроля. Сама экономическая политика в зависимости от объектов влияния подразделяется на:
В части макроэкономического управления политика создает условия для поддержания стабильности хозяйственной системы страны, обеспечивает надежность ее функционирования, а также сглаживает спады и кризисы, стремясь создать условия для роста.
Научное направление макроэкономики дает представление о теоретической основе процессов и явлений, наблюдающихся в обществе на текущий момент времени. С его помощью можно сформировать оптимальные решения, которые можно внедрить в работу хозяйственной системы страны. То есть, любые предпринимаемые изменения в экономике будут научно обоснованными.
При разработке экономической политики учитывается отечественный и зарубежный опыт хозяйствования, а также специфические условия и особенности каждого отдельного государства или региона.
Специальные методы макроэкономического анализа так же создают базу для разработки максимально эффективных решений экономической политики. Например, агрегированные показатели рассматривают субъекты экономики, как большие группы предпринимателей, домашних хозяйств, государства, как субъекта хозяйствования. Взаимодействие между ними представляется через систему взаимосвязанных рынков национального уровня. Здесь так же учитывается воздействие факторов изнутри системы, и со стороны иностранных государственных экономик. То есть, макроэкономика дает необходимый объем информации для реализации экономической политики государства, чьей целью является повышение благосостояния населения страны.
Содержание:
Основные проблемы, изучаемые на макроэкономическом уровне:
Теоретическое обоснование целей, содержания и форм реализации государственной макроэкономической политики.
Как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне анализируется положительная и нормативная экономика. На позитивном уровне рассматриваются фактические условия в экономике; на нормативном уровне выносятся оценочные суждения об отдельных аспектах функционирования экономики и действиях ее основных участников. На макроуровне нормативный аспект в основном анализирует экономическую политику государства. Вопрос о целях и методах реализации макроэкономической политики является одним из самых противоречивых в экономической теории. Именно в этом вопросе наиболее заметны различия между различными школами макроэкономической теории. Спектр этих различий очень широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа) до признания доминирующей роли государства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому важнейшей задачей в современных условиях является кардинальное изменение подходов к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике.
Теоретическая основа нечеткой трактовки целей макроэкономической политики базируется на различном понимании способности рынка самостоятельно регулировать и развивать экономику без кризиса. Современная макроэкономическая теория представлена различными школами и течениями. Представители каждого из нынешних экономических кругов придерживаются диаметрально противоположных взглядов на одни вопросы, в других они солидарны, а в третьих они пытаются найти консенсус. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотря на значительные различия во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должно быть повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:
Устойчивый и эффективный экономический рост;
Макроэкономическая политика имеет важное значение для экономики, поскольку она затрагивает все секторы общества, и показатели макроэкономической политики показывают, как и куда следует направлять деньги для повышения благосостояния людей.
Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования
Субъектами экономической политики являются носители, представители и исполнители экономических интересов.
Носителями экономических интересов являются социальные группы, которые отличаются друг от друга рядом особенностей: Имущество, доходы, виды деятельности с аналогичным доходом, профессии, промышленность и региональные интересы. Это наемные работники и владельцы предприятий, фермеры и землевладельцы, мелкие и крупные предприниматели, руководители и акционеры, государственные служащие и др. Каждая из этих групп имеет свои интересы, которые обусловлены их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к определенному региону и виду деятельности.
Носители экономических интересов в развитых странах с рыночной экономикой объединены в многочисленные профсоюзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, брокеров и др. Некоторые из этих профсоюзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют большую роль в экономике из-за капитала, который они представляют (бизнес-ассоциации, банковские учреждения, торговые палаты). Существуют также очень небольшие объединения, такие как объединение физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации определенного участка земли в муниципалитете. Такие объединения являются рупором экономических интересов.
Наиболее влиятельными голосами экономических интересов являются деловые ассоциации и профсоюзы. Они проводят собственную социально-экономическую политику и стремятся оказывать максимальное влияние на экономическую политику правительства. Деловые ассоциации и профсоюзы структурированы по отраслевому и территориальному принципу, все местные и отраслевые ассоциации иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в состав международных, региональных и глобальных ассоциаций.
Концепция, цели и задачи макроэкономической политики
Макроэкономическая политика рассматривается как определяющая часть экономической политики как комплекс государственных действий в области производства, распределения, маркетинга и потребления товаров.
Эти действия правительства носят долгосрочный характер и направлены на регулирование экономики как единого организма.
На макроэкономическом уровне рассматриваются следующие проблемы:
Главной целью макроэкономической политики является обеспечение стабильности экономического развития страны. Реализация этой цели осуществляется путем решения основных задач: Достижение устойчивого экономического роста; минимизация инфляции (сведение к минимуму роста цен); сокращение безработицы и обеспечение полной занятости населения.
Существует некоторое противоречие между вышеуказанными целями. Экономический рост приводит к снижению безработицы в стране и росту инфляции. Следовательно, правительство должно решить, какое направление имеет более высокий приоритет: обеспечение экономического роста и снижение безработицы или снижение инфляции при одновременном снижении темпов экономического роста и росте безработицы в стране.
Поэтому основной задачей макроэкономической политики считается формирование баланса между инфляцией и безработицей.
Методы макроэкономической политики
В процессе реализации макроэкономической политики происходит комплексное использование правовых, экономических, опосредованных и административных методов, влияющих на управление экономикой государства
Диаграмма 1: Методы макроэкономической политики.
Юридические методы включают в себя:
Под экономическими методами понимается функционирование государственного сектора экономики, целевое финансирование государственных программ и проектов, государственные закупки.
Основными косвенными методами считаются: монетарный; фискальный; внешнеэкономический (кредитование и стимулирование экспортного бизнеса, привлечение или ограничение иностранных инвестиций); ускоренная амортизация и др.
Различают следующие административные методы:
Виды макроэкономической политики
Диаграмма 2. виды макроэкономической политики.
Рассмотрены варианты долгосрочной макроэкономической политики: научно-технической и промышленной. Первый тип подразумевает, что государство обеспечивает необходимые условия для научных исследований и их финансирования. При проведении политики второго типа государство обязано поддерживать отрасли и виды деятельности, представляющие будущее национальной экономики страны.
Основными видами краткосрочной макроэкономической политики являются бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, внешняя политика и политика в области доходов.
В рамках этой политики правительство регулирует совокупный спрос. В то же время она управляет экономикой, влияя на уровень совокупных расходов. Некоторые инструменты налогово-бюджетной политики способны также влиять на совокупное предложение в экономике, влияя на уровень экономической активности.
Данный вид краткосрочной макроэкономической политики проводится центральным банком, однако деятельность коммерческих банков и небанковских корпораций влияет на изменение денежной массы. Денежно-кредитная политика влияет на экономические условия и, следовательно, на совокупный спрос. Объектом контроля является денежный рынок (денежная масса).
Внешнеэкономическая политика, проводимая правительством, включает меры в области экспорта и импорта, тарифных и нетарифных ограничений, привлечения иностранных инвестиций, иностранных займов и кредитов, осуществления совместных проектов и оказания помощи другим государствам.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.