Чем обусловлены экологические риски предпринимательской деятельности
Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным
Об авторе: Михаил Бабенко — выпускник МГУ им. Ломоносова, к.э.н., с 2014 года, директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России. До прихода в фонд работал в Программе развития ООН (ПРООН), Евразийском банке развития и других институтах развития. В WWF России пришел координатором по нефтегазовому сектору Глобальной арктической программы в 2011 году. В качестве приглашенного эксперта Арктического совета участвовал в разработке соглашения по готовности и ликвидации нефтеразливов. Выступает инициатором развития «зеленого» финансирования: участвовал в выпуске первых в России «зеленых» облигаций, работал над адаптацией Целей устойчивого развития ООН для РФ. По инициативе Бабенко вышел русскоязычный глоссарий по «зеленой» экономике и проведено первое исследование по практике ответственного финансирования в российском банковском секторе.
Для понимания термина «зеленая экономика» нужно осмыслить одну довольно простую вещь: любая деятельность имеет не только финансово-экономический результат, но и внешнее дополнительное воздействие. Как положительное, так и отрицательное. У российского бизнеса до недавнего времени это воздействие было в основном отрицательным — изъятие ресурсов, трансформация ландшафтов, загрязнение окружающей среды. Однако потребителю, особенно так называемому поколению Z, теперь важно не только то, что он покупает, но и история, связанная с производством покупки. И это начинает менять способы ведения бизнеса в сторону экологической ответственности.
Возьмем, к примеру, лесное хозяйство: можно оставить после себя пустыню, а можно снова посадить лес, и если правильно ухаживать, через несколько десятилетий иметь на том же самом месте новое сырье. Да, речь идет о дополнительной нагрузке — вложениях, создании инфраструктуры, привлечении мощностей. Но из этого вовсе не обязательно следуют убытки или снижение прибыльности.
Или вот горно-металлургические компании. Почему они начинают иначе смотреть на бизнес? Потому что партнеры задают вопросы: как были добыты эти ресурсы? Оценивают имиджевые риски: не были ли нарушены социальные права работников, нет ли риска аварий, когда, например, может быть истреблено все живое в бассейне реки. Это риски, касающиеся не только самой компании, но и ее кредиторов, покупателей, поставщиков, сотрудников. Снижение таких рисков хоть и требует инвестиций, но в итоге приводит к снижению издержек по всей цепочке поставок. Так реализуется концепция «рубль плюс».
Мы говорим об этом уже лет десять, и лишь недавно нас начали слышать. Мы пытаемся донести до лиц, принимающих решения в государстве и бизнесе, что быть экологически ответственным выгодно. Есть реальные примеры, когда ESG-рейтинг (Environmental, Social, Governance — окружающая среда, общество, корпоративное управление. — РБК) помогал привлечь более дешевые заемные средства. Мне известны как минимум три такие истории у финансовой группы ING, когда для компаний с высоким качеством управления экологическими рисками создавались специальные кредитно-инвестиционные продукты, поскольку такие компании показывают более устойчивый и стабильный рост стоимости.
Бизнес начинает искать новые модели развития. Например, «ноль отходов на полигон» — ищут потребителей на отходы, и это направление превращается в отдельную бизнес-единицу. Сложнее всего здесь дается на самом деле очень простая вещь — сесть и подсчитать. Например, энергоэффективность. Начинаешь разговор об этом, а в ответ: это вы про лампочки что ли? В том смысле, что есть дела поважнее. Но когда стоит вопрос выживания бизнеса, как раз надо ловить мелочи и уходить от подхода Business as usual (все делаем как обычно) — снижать платежи и зарабатывать на том, что приносило убыток или просто выбрасывалось. Потом ведь оказывается, что новые решения становятся экономически выгодными меньше чем за год.
Мы говорили с ретейлерами, подписавшими меморандум об устойчивом развитии, про то, что их побудило к этому. Первое — требование инвесторов, и особенно это важно для тех, чьи бумаги обращаются на биржах за пределами России. Что вы делаете в области устойчивого развития? Как измеряете? Как формулируете свою роль в устойчивом развитии? И инвесторы ожидают конкретные цифры, а от наличия или отсутствия ответов зависит привлекательность компании для инвестиций.
Второе — потребитель. Его роль пока не очень велика, но появляется новый слой покупателей, которым важно, например, что рыба добыта без ущерба экосистеме. Они ищут на полках магазинов наклейки «эко». Хотя часто такие наклейки не имеют реального отношения к экологической безопасности, появился даже термин «гринвошинг», или «зеленый камуфляж». Но факт остается фактом: ретейлеры адаптируют полки под спрос, им приходится считаться с изменениями спроса, и это сказывается на их поставщиках.
И есть еще один неожиданный драйвер: требования сотрудников. Людям действительно не все равно, в какой компании они работают.
Конечно, если бизнес-модель заточена на снятие сливок и исчезновение, то ответственное ведение дел для компании неактуально. Но уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям.
Да, «зеленую наклейку» в магазине чаще всего требуют представители поколения Z, которое «еще не окончило колледж» и на которое «мы еще посмотрим через десять лет». Грета Тунберг высказалась от имени этого поколения, и хотя за ней есть целое движение молодежи, реальных рычагов в части принятия решений пока нет. И, может быть, во многом это дань моде. Предсказывать, как поведет себя поколение Z через десяток лет, вряд ли возможно. Но каждое поколение оставляет след в образе жизни.
Хиппи нам оставили не только джинсы — мода прошла, но мир уже перестал быть таким, каким был до них. И новая мода может в итоге оказаться новой экосистемой, новой природой нашего мира.
Осознанный выбор, поиск новых бизнес-моделей — это все может стать очень мощным драйвером новых технологических решений и побочных продуктов. Многие решения можно найти у самой природы: взять те же деревья — вновь посаженный лес, за которым ухаживают, растет быстрее, он более качественный, лучше поглощает углекислоту, восстанавливает экосистему для дикой природы. И его опять можно вырубить и опять посадить.
Крупные компании, управляемые иногда теми самыми бывшими хиппи, смотрят больше чем на десять лет вперед. И им нужно искать решения, чтобы соответствовать массовому спросу. Протест нового поколения направлен против медлительности чиновников. Но многие государства уже принимают стратегии «зеленого» развития. И мы видим их первые результаты — например, страны Скандинавии целенаправленно уходят от использования углеводородов. А иногда это не превентивная, но вынужденная мера. В 2013 году Казахстан принял стратегию перехода на «зеленую экономику»: страна просто поняла, что к 2025–2030 годам столкнется с дефицитом пресной воды. Китай делает сегодня фантастические вещи — правда, сначала пришлось столкнуться с тем, что во многих городах стало сложно передвигаться без респиратора. Дышать нечем, и китайцы теперь ограничивают кредитование для загрязняющих воздух предприятий, и действуют очень быстро. Они уже отказались от строительства 150 угольных электростанций, вводят мораторий на рубку лесов.
Что такое хорошо и что такое плохо? Если решения принимаются на волне, на хайпе, и эта волна превращается в необдуманное регулирование — это нехорошо. Это рост административной нагрузки, риск появления финансовых пузырей. Но все больше компаний становятся «зелеными», потому что это выгодно и создает дополнительную стоимость, обеспечивает ресурс на десятилетия вперед. Например, ретейлеры, получающие овощи и фрукты с Севера Африки. Климат меняется, и может оказаться, что продуктов оттуда скоро не будет — так что ретейлерам просто приходится заниматься охраной природы и адаптацией, чтобы снижать долгосрочные риски. И самый большой плюс — эту пользу обязательно оценит потребитель.
Бизнес-риски
Кто не рискует, тот не зарабатывает
Ни для кого не секрет: чтобы открыть свой бизнес, нужно через многое пройти. Под «многим» подразумеваются не только реализация собственного желания, планирование и вложение денег. В первую очередь предприниматель, будь он новичком или закоренелым бизнесменом, должен помнить о тех рисках, которые ожидают его на пути к прибыли. Понятно, что, когда открываешь свое дело, сомнений не избежать. Но одни с этими сомнениями справляются, а другие только больше в них вязнут. Какие же существуют бизнес-риски и как их избежать?
Риск организации бизнеса
Главным риском для каждого предпринимателя является сомнение, что бизнес не принесет прибыли. И исход сомнения зависит от того, как человек психологически настроен на успех своего дела. Излишняя пессимистичность еще никого не спасала, но и с крайним оптимизмом далеко не уедешь. Нужно помнить, что на любой бизнес, каким бы простым в реализации он ни казался, нельзя смотреть сквозь розовые очки.
Открывая бизнес, предприниматель должен держать в голове основные параметры:
Стандартный предпринимательский риск
Сам по себе предпринимательский риск подразумевает под собой риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством и реализацией продукции, товаров и услуг, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, а также с осуществлением научно-технических проектов. Считается, что он даже необходим — по причине того, что все познается методом проб и ошибок. Примеров предпринимательского риска множество: предприниматель закупил товар, а он не продается; выполнил какие-либо строительные работы, а постройка сгорела; предлагает какие-либо услуги, а они оказываются невостребованными.
Финансовый риск
Без финансового риска не обходится ни один бизнес. Причем преследует он каждого бизнесмена на протяжении всего развития и становления дела. Финансовая поддержка бизнеса важна на каждом этапе, от первоначальных вложений (куда входят кредиты и инвестиции) до постоянной организации продаж, оценки финансового состояния.
Из финансовых рисков вытекают первоначальные сомнения по поводу будущего той или иной компании. Бизнесмен постоянно находится в замкнутом круге, где невозможно предугадать, что ждет тебя за поворотом, от колебания курса валют и повышения налогов до желания покупателей и поведения конкурентов.
Риск мировых факторов
Этот риск актуален всегда. Если на других фронтах может устанавливаться какая-либо стабильность, то развитие ситуаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности стран мира, предсказать невозможно. Здесь тоже существует свой замкнутый круг. Все внутренние проблемы вытекают из проблем внешних — проблем глобального масштаба. На развитие бизнеса не могут не влиять следующие факторы:
Здесь необходимо отметить, что все риски, так или иначе связанные с бизнесом, будь они постоянными или уходящими (приходящими), зависят от глобальных факторов устойчивого развития. Следовательно, влекут за собой и все остальные риски, включая моральную неустойчивость того или иного предпринимателя, страх перед постоянными мировыми изменениями.
Риск личности бизнесмена
Большинство проблем возникает именно из-за того, что сам бизнесмен не рассчитал свои возможности. Основная проблема — время. У начинающего бизнесмена практически все время уходит на свое дело. Многие проекты так и не находят своей реализации именно потому, что бизнесмен либо растрачивает себя еще на какую-либо работу и пытается погнаться за двумя зайцами, либо потому, что выбирает между бизнесом и семьей второе. В остальных случаях причиной того, что не получилось, становится потеря интереса. Здесь важно научиться планировать свое время, что тоже колоссальная работа, поэтому нужно уметь мыслить рационально и вырабатывать критическую оценку.
Необходима четкая организация в управлении бизнесом, временем, отношениями с клиентами, в этом поможет постоянное стремление к саморазвитию.
Развитие бизнеса всегда требует от предпринимателя много сил и энергии, желания и особенной способности уметь правильно распланировать как свое время, так и то время, которое должно быть затрачено на бизнес. Бизнесмен — это почти синоптик. Но объективный синоптик, всегда готовый к внезапному торнадо. Торнадо — это и есть те самые риски, которым может и должен подвергаться каждый бизнес. И нельзя выделить что-то одно, чему бы предприниматель уделил большее внимание. Здесь все потери и приобретения равны. Важнее не волноваться, не бежать за двумя, а то и более зайцами, не пытаться схватиться за каждую соломинку и отрегулировать ее в одно касание, а делать свою работу и быть подготовленным, держать в постоянном тонусе свои мысли, из которых вытекают правильные действия.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Экология и экономические риски — как экологическому стартапу найти баланс и выжить
Директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»
Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», рассказал, зачем компании занимаются ESG-тематикой, чем отличается экостартап от других проектов и что ему нужно, чтобы выжить.
Экология и развитие бизнеса
Уже давно в корпоративных стратегиях фигурируют такие понятия, как «инновации», «энергоэффективность», «цифровизация», но в последнее время в этом списке все чаще звучат слова устойчивое развитие и экология или шире — ESG-повестка (Environmental, Social, and Corporate Governance — Экологическое, социальное и корпоративное управление).
Но если та же энергоэффективность и цифровизация уже давно вошли в повседневность, то ESG-тематика еще набирает обороты. Ее поле намного шире, и активность вокруг этой темы еще не достигла своего пика ни с точки зрения пиара, ни экономики.
Многие крупные компании сейчас обратились к ESG-повестке в целом и ее экологическому блоку в частности, и именно роль буквы E, т.е. экологической компоненты, в последние годы растет. Эта тема становится актуальной как на уровне корпораций, так и государства, устанавливающего новые нормативные акты в области экологии и низкоуглеродного развития.
Еще несколько лет назад обоснование рентабельности проекта в сфере экологии вызывало огромные трудности, по крайней мере, в России. Штрафы за несоответствия определенным экологическим нормам были невысокими, и крупные компании не очень заботили такие суммы.
Сейчас же все значительно меняется. Экологическая повестка приобретает все большую значимость на корпоративном, государственном и межгосударственном уровне.
Растущие тарифы на вывоз и депонирование отходов, штрафные санкции за нарушение требований в сфере охраны окружающей среды, риск приостановки деятельности предприятия в случае выявления нарушений, ожидающееся в перспективе введение механизма трансграничной углеродной корректировки, который окажет влияние на экспортеров из ряда ключевых отраслей, ведут к быстро растущему количеству технологических решений, которые действительно окупаются.
Кроме того, возможно использование риск-ориентированного подхода к оценке инвестиций с учетом вероятности крупных потерь в случае пусть и маловероятного, но масштабного негативного воздействия на экологию и учет ожидаемых убытков такой ситуации может позволить также изменить оценку инвестиционного решения в сфере экологии.
Таким образом, прямой экономический расчет при корректном учете всех факторов уже зачастую показывает экономическую эффективность реализации проектов в сфере экологии, влияя на финансовые показатели.
Отдельная история связана с влиянием ESG на привлечение финансирования компанией, как акционерного, так и заемного.
Внимание, уделяемое компаниями экологическим, социальным и корпоративным аспектам деятельности, находит отражение в ESG-рейтингах, публикуемых целым рядом рейтинговых агентств.
В последние годы оно также начинает оказывать влияние на стоимость капитала, причем ряд инвесторов, особенно институциональных, начинают включать в свои политики явные ограничения на вложения в компании, не соответствующие ESG-критериям, а стоимость заемного финансирования также может отличаться для компаний с разным отношением к ESG-тематике.
В конечном итоге это может оказывать влияние как на текущие финансовые показатели компаний, так и долгосрочные, связанные с их капитализацией, все больше компаний в мире начинают это понимать.
Кроме того, в современном мире, все больше компаний хотят быть «зелеными», но что за этим стоит?
Одна из причин — восприятие компании стейкхолдерами.
Экологичность компании может влиять на отношение к ней госорганов и местных сообществ, на привлечение клиентов и даже сотрудников. Опросы международных компаний показывают, что профессионалы вполне могут отказаться работать на компанию, которая не придерживается определенных правил и норм, либо закрепленных на уровне государства, либо просто отвечающих современной этике.
Клиенты во многих странах, в свою очередь, также могут сделать выбор в пользу «зеленого» конкурента. Жители региона, в котором расположено «неэкологичное» предприятие, могут повлиять на принятие регулятором решения о выдаче компании лицензий на расширение производства и т.д.
Таким образом, в ситуации с «зеленой» репутацией важно понимание того, что в конечном итоге она может опосредованно влиять на эффективность бизнеса компании.
Учитывая, что эффективная работа с экологическими и отчасти социальными аспектами бизнеса часто связана с технологическими решениями, для стартапов появляется новая широкая повестка, в рамках которой можно предлагать множество новых решений.
Такой же стартап, как и другие
Можно ли сказать, что экологические стартапы сильно отличаются от проектов в других сферах? Скорее нет, чем да. Это такие же технологические проекты, которые проходят обычные уровни технической готовности от формирования концепции через создание MVP и опытно-промышленного образца до проведения пилотных испытаний и готового рыночного продукта.
К ним так же приходят клиенты, у них есть те же бизнес-модели. Большая часть проектов в этой сфере использует модели B2B, но есть и те, кто работает с государством или частными клиентами. Они сталкиваются с теми же задачами по привлечению финансирования, защите интеллектуальной собственности и поиску клиентов, что и другие.
Отличаются экостартапы от других проектов, пожалуй, тем, что для них иногда сложнее показать свою экономическую эффективность, так как она не всегда очевидна.
Любой бизнес зависим от заказчика. А тот, в свою очередь, всегда принимает решения на основе понятных ему критериев.
Можно бесконечно говорить про экологическую ответственность, важность заботы об окружающей среде, приближающиеся масштабные экологические катастрофы и, в конце концов, про моду на «зеленое», но в конечном итоге заказчик, как правило, основывается в своих решениях на экономических показателях.
И здесь экостартапу предстоит довольно сложная задача — доказать свою эффективность и экономическую выгоду клиента от его внедрения.
Часто для этого принципиально важно найти «правильного» человека в компании, который заинтересован в развитии экологической тематики, так как далеко не всегда еще все подразделения компаний в достаточной степени погружены в важность этого направления и могут оценить эффекты тех или иных проектов для компании.
И в разных компаниях заинтересованными могут быть разные подразделения — экологи, стратеги, инноваторы, блоки по GR и PR. Отчасти эта проблема подтверждается различием в методиках расчетов ESG рейтингов, то есть в мире только формируется единый подход.
Так, только в середине 2020 года была опубликована официальная таксономия Евросоюза, определяющая, какие проекты соответствуют целям экологически устойчивого развития. Поэтому разработчикам технологий необходимо глубоко погружаться в повестку компаний, причем не только в технологическом и экономическом, но и в регуляторном, медийном, инвестиционном аспекте, а также в логике управления рисками компании.
Надо сказать, что, похоже, многие стартапы, в том числе, российские, не опасаются этого дополнительного усложнения, что видно, например, по результатам программы Greentech Startup Booster, которую второй год подряд проводит Фонд «Сколково» в партнерстве с крупнейшими российскими и международными индустриальными компаниями из разных отраслей промышленности — металлургии, нефтегаза, химии, электроэнергетики.
Количество заявок превысило все ожидания, составив более 850 в прошлом году и более 950 в этом. Но путь их на рынок, как и любых высокотехнологичных стартапов, конечно, не является простым, и на нем надо уделить внимание многим аспектам бизнеса.
Курс выживания
1. Задайте себе вопросы: что, для кого и зачем
Если стартап может ответить на эти вопросы — значительная часть пути уже пройдена. Зачастую компания не до конца понимает, чем она занимается, что делают конкуренты, или же создает решения, не совсем применимые к реальной жизни с учетом сформировавшихся у заказчика технологических процессов.
Как уже говорилось ранее, для экостартапа несколько сложнее понять, какую «боль» заказчика он решает. Сложность состоит в том, что если формально заказчик, например, не превышает нормативов по выбросам, не факт, что он примет новое экологическое решение какой-то задачи. Зачастую приходится помогать заказчику осознать эффективность новой идеи.
2. Дифференциация собственного продукта
Базовая задача для любого стартапа — изучить рынок, понять, кто твои конкуренты (а иногда это не так просто, поскольку многие компании являются закрытыми), в чем твои преимущества, причем желательно количественно их оцифровать.
3. Финансовое планирование
Важно оценить ожидаемый cash burn rate и иметь представление, откуда брать деньги, в каких объемах и на каких этапах. При отсутствии финансового планирования велики риски того, что средства закончатся в самый неподходящий момент и будет потеряна команда, или не удастся рассчитаться с подрядчиком.
4. Защита интеллектуальной собственности
Еще на начальном этапе необходимо выстраивать модель защиты интеллектуальной собственности. Патентовать или поддерживать режим ноу-хау? Если патентовать, то что конкретно, когда и на каких рынках?
Если поторопиться с патентованием идеи, то надо понимать возможности поддержания патента до выхода на продажи, с другой стороны, есть риск потери приоритета при слишком позднем патентовании. Все зависит от рисков копирования, конкуренции на рынке и затрат на обеспечение защиты.
5. Команда
Не стоит упускать такой фактор, как люди, с которыми ты работаешь. Собрать правильную команду — одна из значимых частей на пути к успеху. И наличие только сильной научной команды — не гарантия, что проект выйдет на рынок.
Коллектив должен быть сбалансирован, включая на разных этапах ученых, инженеров, технологов, бизнес-девелоперов и т.д.
6. Механизмы поддержки
Изучить все возможные механизмы поддержки. Они существуют во всем мире и со стороны государства, и со стороны корпораций. Инструменты могут быть бесплатными, или на льготных условиях. На ранних стадиях такие инструменты могут дать серьезный толчок, который поможет стартапу в развитии до появления инвестора.
Поэтому, помимо традиционных трех F (Friends, Family, Fools), не нужно забывать про такие механизмы поддержки.
В России ими могут, в частности, стать Фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям, Национальная технологическая инициатива, МСП Банк, Московский инновационный кластер и региональные институты развития, Российский экспортный центр и другие, каждый из которых имеет свои меры финансовой и нефинансовой поддержки стартапов.
7. Слушать и слышать
Без умения слушать не обойтись. У многих стартапов формируется собственная концепция, которую они не готовы корректировать, даже если она не проходит испытания действительностью.
Здесь важно привлекать менторов, слушать идеи профессионалов отрасли и стараться понять, как этим грамотно воспользоваться в своих целях. И так же важно слышать заказчиков, понимать их видение, чтобы как можно скорее приступить к запуску первых пилотов.
Казалось бы, все эти пункты являются вполне очевидными и банальными, но опыт показывает, что очень многие основатели стартапов игнорируют те или иные из упомянутых пунктов, что приводит к сложностям в развитии их бизнеса.