Чем обусловлены экологические риски предпринимательской деятельности тест
Экология и экономические риски — как экологическому стартапу найти баланс и выжить
Директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»
Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», рассказал, зачем компании занимаются ESG-тематикой, чем отличается экостартап от других проектов и что ему нужно, чтобы выжить.
Экология и развитие бизнеса
Уже давно в корпоративных стратегиях фигурируют такие понятия, как «инновации», «энергоэффективность», «цифровизация», но в последнее время в этом списке все чаще звучат слова устойчивое развитие и экология или шире — ESG-повестка (Environmental, Social, and Corporate Governance — Экологическое, социальное и корпоративное управление).
Но если та же энергоэффективность и цифровизация уже давно вошли в повседневность, то ESG-тематика еще набирает обороты. Ее поле намного шире, и активность вокруг этой темы еще не достигла своего пика ни с точки зрения пиара, ни экономики.
Многие крупные компании сейчас обратились к ESG-повестке в целом и ее экологическому блоку в частности, и именно роль буквы E, т.е. экологической компоненты, в последние годы растет. Эта тема становится актуальной как на уровне корпораций, так и государства, устанавливающего новые нормативные акты в области экологии и низкоуглеродного развития.
Еще несколько лет назад обоснование рентабельности проекта в сфере экологии вызывало огромные трудности, по крайней мере, в России. Штрафы за несоответствия определенным экологическим нормам были невысокими, и крупные компании не очень заботили такие суммы.
Сейчас же все значительно меняется. Экологическая повестка приобретает все большую значимость на корпоративном, государственном и межгосударственном уровне.
Растущие тарифы на вывоз и депонирование отходов, штрафные санкции за нарушение требований в сфере охраны окружающей среды, риск приостановки деятельности предприятия в случае выявления нарушений, ожидающееся в перспективе введение механизма трансграничной углеродной корректировки, который окажет влияние на экспортеров из ряда ключевых отраслей, ведут к быстро растущему количеству технологических решений, которые действительно окупаются.
Кроме того, возможно использование риск-ориентированного подхода к оценке инвестиций с учетом вероятности крупных потерь в случае пусть и маловероятного, но масштабного негативного воздействия на экологию и учет ожидаемых убытков такой ситуации может позволить также изменить оценку инвестиционного решения в сфере экологии.
Таким образом, прямой экономический расчет при корректном учете всех факторов уже зачастую показывает экономическую эффективность реализации проектов в сфере экологии, влияя на финансовые показатели.
Отдельная история связана с влиянием ESG на привлечение финансирования компанией, как акционерного, так и заемного.
Внимание, уделяемое компаниями экологическим, социальным и корпоративным аспектам деятельности, находит отражение в ESG-рейтингах, публикуемых целым рядом рейтинговых агентств.
В последние годы оно также начинает оказывать влияние на стоимость капитала, причем ряд инвесторов, особенно институциональных, начинают включать в свои политики явные ограничения на вложения в компании, не соответствующие ESG-критериям, а стоимость заемного финансирования также может отличаться для компаний с разным отношением к ESG-тематике.
В конечном итоге это может оказывать влияние как на текущие финансовые показатели компаний, так и долгосрочные, связанные с их капитализацией, все больше компаний в мире начинают это понимать.
Кроме того, в современном мире, все больше компаний хотят быть «зелеными», но что за этим стоит?
Одна из причин — восприятие компании стейкхолдерами.
Экологичность компании может влиять на отношение к ней госорганов и местных сообществ, на привлечение клиентов и даже сотрудников. Опросы международных компаний показывают, что профессионалы вполне могут отказаться работать на компанию, которая не придерживается определенных правил и норм, либо закрепленных на уровне государства, либо просто отвечающих современной этике.
Клиенты во многих странах, в свою очередь, также могут сделать выбор в пользу «зеленого» конкурента. Жители региона, в котором расположено «неэкологичное» предприятие, могут повлиять на принятие регулятором решения о выдаче компании лицензий на расширение производства и т.д.
Таким образом, в ситуации с «зеленой» репутацией важно понимание того, что в конечном итоге она может опосредованно влиять на эффективность бизнеса компании.
Учитывая, что эффективная работа с экологическими и отчасти социальными аспектами бизнеса часто связана с технологическими решениями, для стартапов появляется новая широкая повестка, в рамках которой можно предлагать множество новых решений.
Такой же стартап, как и другие
Можно ли сказать, что экологические стартапы сильно отличаются от проектов в других сферах? Скорее нет, чем да. Это такие же технологические проекты, которые проходят обычные уровни технической готовности от формирования концепции через создание MVP и опытно-промышленного образца до проведения пилотных испытаний и готового рыночного продукта.
К ним так же приходят клиенты, у них есть те же бизнес-модели. Большая часть проектов в этой сфере использует модели B2B, но есть и те, кто работает с государством или частными клиентами. Они сталкиваются с теми же задачами по привлечению финансирования, защите интеллектуальной собственности и поиску клиентов, что и другие.
Отличаются экостартапы от других проектов, пожалуй, тем, что для них иногда сложнее показать свою экономическую эффективность, так как она не всегда очевидна.
Любой бизнес зависим от заказчика. А тот, в свою очередь, всегда принимает решения на основе понятных ему критериев.
Можно бесконечно говорить про экологическую ответственность, важность заботы об окружающей среде, приближающиеся масштабные экологические катастрофы и, в конце концов, про моду на «зеленое», но в конечном итоге заказчик, как правило, основывается в своих решениях на экономических показателях.
И здесь экостартапу предстоит довольно сложная задача — доказать свою эффективность и экономическую выгоду клиента от его внедрения.
Часто для этого принципиально важно найти «правильного» человека в компании, который заинтересован в развитии экологической тематики, так как далеко не всегда еще все подразделения компаний в достаточной степени погружены в важность этого направления и могут оценить эффекты тех или иных проектов для компании.
И в разных компаниях заинтересованными могут быть разные подразделения — экологи, стратеги, инноваторы, блоки по GR и PR. Отчасти эта проблема подтверждается различием в методиках расчетов ESG рейтингов, то есть в мире только формируется единый подход.
Так, только в середине 2020 года была опубликована официальная таксономия Евросоюза, определяющая, какие проекты соответствуют целям экологически устойчивого развития. Поэтому разработчикам технологий необходимо глубоко погружаться в повестку компаний, причем не только в технологическом и экономическом, но и в регуляторном, медийном, инвестиционном аспекте, а также в логике управления рисками компании.
Надо сказать, что, похоже, многие стартапы, в том числе, российские, не опасаются этого дополнительного усложнения, что видно, например, по результатам программы Greentech Startup Booster, которую второй год подряд проводит Фонд «Сколково» в партнерстве с крупнейшими российскими и международными индустриальными компаниями из разных отраслей промышленности — металлургии, нефтегаза, химии, электроэнергетики.
Количество заявок превысило все ожидания, составив более 850 в прошлом году и более 950 в этом. Но путь их на рынок, как и любых высокотехнологичных стартапов, конечно, не является простым, и на нем надо уделить внимание многим аспектам бизнеса.
Курс выживания
1. Задайте себе вопросы: что, для кого и зачем
Если стартап может ответить на эти вопросы — значительная часть пути уже пройдена. Зачастую компания не до конца понимает, чем она занимается, что делают конкуренты, или же создает решения, не совсем применимые к реальной жизни с учетом сформировавшихся у заказчика технологических процессов.
Как уже говорилось ранее, для экостартапа несколько сложнее понять, какую «боль» заказчика он решает. Сложность состоит в том, что если формально заказчик, например, не превышает нормативов по выбросам, не факт, что он примет новое экологическое решение какой-то задачи. Зачастую приходится помогать заказчику осознать эффективность новой идеи.
2. Дифференциация собственного продукта
Базовая задача для любого стартапа — изучить рынок, понять, кто твои конкуренты (а иногда это не так просто, поскольку многие компании являются закрытыми), в чем твои преимущества, причем желательно количественно их оцифровать.
3. Финансовое планирование
Важно оценить ожидаемый cash burn rate и иметь представление, откуда брать деньги, в каких объемах и на каких этапах. При отсутствии финансового планирования велики риски того, что средства закончатся в самый неподходящий момент и будет потеряна команда, или не удастся рассчитаться с подрядчиком.
4. Защита интеллектуальной собственности
Еще на начальном этапе необходимо выстраивать модель защиты интеллектуальной собственности. Патентовать или поддерживать режим ноу-хау? Если патентовать, то что конкретно, когда и на каких рынках?
Если поторопиться с патентованием идеи, то надо понимать возможности поддержания патента до выхода на продажи, с другой стороны, есть риск потери приоритета при слишком позднем патентовании. Все зависит от рисков копирования, конкуренции на рынке и затрат на обеспечение защиты.
5. Команда
Не стоит упускать такой фактор, как люди, с которыми ты работаешь. Собрать правильную команду — одна из значимых частей на пути к успеху. И наличие только сильной научной команды — не гарантия, что проект выйдет на рынок.
Коллектив должен быть сбалансирован, включая на разных этапах ученых, инженеров, технологов, бизнес-девелоперов и т.д.
6. Механизмы поддержки
Изучить все возможные механизмы поддержки. Они существуют во всем мире и со стороны государства, и со стороны корпораций. Инструменты могут быть бесплатными, или на льготных условиях. На ранних стадиях такие инструменты могут дать серьезный толчок, который поможет стартапу в развитии до появления инвестора.
Поэтому, помимо традиционных трех F (Friends, Family, Fools), не нужно забывать про такие механизмы поддержки.
В России ими могут, в частности, стать Фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям, Национальная технологическая инициатива, МСП Банк, Московский инновационный кластер и региональные институты развития, Российский экспортный центр и другие, каждый из которых имеет свои меры финансовой и нефинансовой поддержки стартапов.
7. Слушать и слышать
Без умения слушать не обойтись. У многих стартапов формируется собственная концепция, которую они не готовы корректировать, даже если она не проходит испытания действительностью.
Здесь важно привлекать менторов, слушать идеи профессионалов отрасли и стараться понять, как этим грамотно воспользоваться в своих целях. И так же важно слышать заказчиков, понимать их видение, чтобы как можно скорее приступить к запуску первых пилотов.
Казалось бы, все эти пункты являются вполне очевидными и банальными, но опыт показывает, что очень многие основатели стартапов игнорируют те или иные из упомянутых пунктов, что приводит к сложностям в развитии их бизнеса.
Обзор попытки 1
Промежуточный тест 1
Тест начат | Среда 17 Июнь 2015, 23:53 |
Завершен | Четверг 18 Июнь 2015, 00:18 |
Прошло времени | 25 мин 24 сек |
Набрано баллов | 16.5/30 (55%) |
Оценка | 5.5 от максимума 10 |
Question1
Какие основные черты присущи методу уклонения от рисков:
Выберите один ответ.
a. Отказ от инновационных проектов |
b. Работа с высокодоходными проектами |
Баллов за ответ: 1/1.
Question2
Как на практике реализуется метод локализации риска:
Выберите один ответ.
a. Создание венчурных предприятий |
b. Расширение выпуска инновационной продукции |
Баллов за ответ: 0/1.
Question3
Какие существуют формы хозяйственных обществ:
Выберите один или несколько ответов:
a. Полного товарищества |
b. Товарищества на вере |
c. Общества с ограниченной ответственностью |
d. Акционерное общество |
Баллов за ответ: 1/1.
Question4
Что является результатом несовершенной конкуренции:
Выберите один или несколько ответов:
a. снижение издержек производства и обращения |
b. ускорение научно-технического прогресса |
c. снижение конкурентоспособности на рынках |
d. снижение эффективности экономики |
Баллов за ответ: 0/1.
Question5
Что является источником выплаты дивидендов акционерам:
Выберите один ответ.
a. Общая прибыль общества |
b. Чистая прибыль общества |
c. Общий доход общества |
Баллов за ответ: 1/1.
Question6
Выберите один или несколько ответов:
a. Демпинговые цены |
b. Отсутствие ценовой дискриминации |
c. Создание входных барьеров на рынок |
d. Наличие важной информации для потребителя |
Баллов за ответ: 0/1.
Question7
Могут ли государственные органы выступать участниками хозяйственных обществ:
Выберите один ответ.
a. Да |
b. Нет |
Баллов за ответ: 0/1.
Question8
Где проявляются угрозы со стороны заменителей товара или услуг по М.Портеру:
Выберите один ответ.
a. Конкуренция между основным производителем и заменителем |
b. Конкуренция между основными производителями |
c. Конкуренция между заменителями |
Баллов за ответ: 0/1.
Question9
Как проявляется недобросовестная конкуренция:
Выберите один ответ.
a. в получении преимуществ на рынке |
b. в самонастройке рыночных отношений |
c. в отсутствии дискриминации на рынке товаров и услуг |
Баллов за ответ: 0/1.
Question10
В чем заключается рыночная власть покупателя по М.Портеру:
Выберите один или несколько ответов:
a. В стремлении к снижению цен на продукцию |
b. В стремлении к повышению качества товара |
c. В снижении объемов закупок |
d. В отсутствие альтернативных источников закупок |
Баллов за ответ: 1/1.
Question11
Чем обусловлены коммерческие риски предпринимательской деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Изменением конъюнктуры рынка |
b. Потерей качества товара в процессе обращения |
Баллов за ответ: 1/1.
Question12
В чем особенности метода компенсации риска:
Выберите один ответ.
a. В стратегическом планировании |
b. В разработке краткосрочных прогнозов |
Баллов за ответ: 1/1.
Question13
Что понимается под предпринимательским риском:
Выберите один ответ.
a. Вероятность |
b. Угроза |
c. Ущерб |
Баллов за ответ: 0/1.
Question14
Почему Модель Портера выделят поставщиков в качестве конкурентной силы:
Выберите один ответ.
a. Стремление получить максимальные цены за поставки |
b. Стремление к повышению качества поставок |
c. Стремление к снижению цен на поставки |
Баллов за ответ: 1/1.
Question15
Что признается производственным кооперативом (артелью) :
Выберите один ответ.
a. Добровольное объединение граждан на основе членства |
b. Объединение акционеров |
Баллов за ответ: 1/1.
Question16
Как достичь превосходства над конкурентами:
Выберите один ответ.
a. Применение тактических приемов |
b. Выработка стратегии |
Баллов за ответ: 1/1.
Question17
Какое влияние оказывает демпинг на конкурентную среду:
Выберите один ответ.
a. усиливает конкурентную борьбу |
b. нарушает правила справедливой конкуренции |
Баллов за ответ: 0/1.
Question18
На чем основан выпуск облигаций акционерного общества:
Выберите один ответ.
a. На членстве в обществе |
b. На займе |
Баллов за ответ: 0/1.
Question19
Чем обусловлены политические риски предпринимательской деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Изменением конституционного законодательства |
b. Национализацией |
Баллов за ответ: 1/1.
Question20
Что влияет на уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами по М.Портеру:
Выберите один ответ.
a. Отсутствие сбалансированных конкурентов |
b. Существование конкурентов |
c. Отсутствие препятствий для выхода из дела |
Баллов за ответ: 0/1.
Question21
Как называется ограничение конкуренции со стороны спроса:
Выберите один или несколько ответов:
a. монополия |
b. олигополия |
c. монопсония |
d. олигопсония |
Баллов за ответ: 0/1.
Question22
Какие существуют формы хозяйственных товариществ:
Выберите один или несколько ответов:
a. Полного товарищества |
b. Товарищества на вере |
c. Общества с ограниченной ответственностью |
d. Общество с дополнительной ответственностью |
e. Акционерное общество |
Баллов за ответ: 0/1.
Question23
Какое влияние оказывает высокий уровень пяти конкурентных сил на компанию по М.Портеру:
Выберите один ответ.
a. Влияет на снижение прибыли компании |
b. Влияет на повышение прибыли компании |
c. Дает компании конкурентное преимущество |
Баллов за ответ: 0/1.
Question24
Чем обусловлены экономические риски предпринимательской деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Изменением налогового законодательства |
b. Изменением процентных ставок по кредитам |
Баллов за ответ: 1/1.
Question25
Должен ли индивидуальный предприниматель встать на учет в налоговом органе:
Выберите один ответ.
a. Да |
b. Нет |
Баллов за ответ: 1/1.
Question26
Может ли индивидуальный предприниматель открыть счет в банке:
Выберите один ответ.
a. Да |
b. Нет |
Баллов за ответ: 1/1.
Question27
Что такое структурный анализ конкурентной среды:
Выберите один ответ.
a. Выявление наиболее значимых факторов |
b. Выявление широкого спектра факторов |
c. Выявление интенсивности бизнес среды |
Баллов за ответ: 1/1.
Question28
С какого момента индивидуальный предприниматель может заниматься предпринимательской деятельностью:
Выберите один ответ.
a. С момента подачи документов |
b. С момента государственной регистрации |
c. С момента решения суда |
d. С момента регистрации юридического лица |
Баллов за ответ: 1/1.
Question29
Как может быть увеличен уставный капитал акционерного общества:
Выберите один или несколько ответов:
a. Путем увеличения номинальной стоимости акции |
b. Путем размещения дополнительных акций |
c. Путем снижения убытков |
d. Путем приобретения части акций |
Баллов за ответ: 0.5/1.
Question30
Что является высшим органом управления акционерным обществом:
Выберите один ответ.
a. Общее собрание |
b. Совет директоров |
c. Наблюдательный совет |
Баллов за ответ: 1/1.