Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе

Семинар-практикум к лекции «История развития отечественной методики преподавания естествознания»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Семинар-практикум к лекции

«История развития отечественной методики преподавания естествознания»

Подготовил магистрант группы МНО-16

Расширить знания студентов о развитии методики естествознания.

Проанализировать историю развития отечественной методики преподавания естествознания.

Дать характеристику взглядам В.Ф.Зуева на развитие естествознания.

обсудить основы методических работ А.Я Герда.

Вопросы для самостоятельной подготовки на основе лекции

(в виде коротких сообщений)

Чем обусловлено введение преподавания естествознания в русской школе во второй половине 18 века?

Какие были в то время проблемы в школе и с чем это связано?

Каково значение педагогической деятельности В.Ф.Зуева для становления отечественной методики естествознания?

Как назывался учебник, написанный Зуевым?

Какова роль этого учебника для истории методики естествознания?

В чем сущность педагогической теории К.Д.Ушинского?

Роль теории К.Д.Ушинского в истории методики естествознания.

В чём сущность курса естествознания, разработанного А.Я.Гердом?

Какова заслуга А.Я.Герда перед начальной школой?

Роль А.Я.Герда в развитии методики естествознания?

Н.К. Крупской в развитии методики естествознания

Дополнительные задания для предварительной подготовки докладов и рефератов

Задание 1: В курсе истории педагогики найдите ответы на следующие вопросы: какие реформы по народному образованию были проведены в России в 18 веке?

Задание 2: Подготовить доклады о жизни и деятельности К.Д.Ушинского.

Задание 3: Подготовить выступления о жизни и творчестве А.Я.Герда

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Темы для обсуждения

1. Развитие методики естествознания А.Н.Бекетовым и Августом Любеном

Цель: Рассмотреть взгляды А.Н.Бекетова и А. Любена.

1. Что А.Н.Бекетов считал главным при обучении школьников?

2. Роль А.Н.Бекетова в развитии методики естествознания.

3. Методика А.Любена

Глубокие мысли о воспитании мышления и наблюдательности при__

изучении_естествознания высказал известный ботаник профессор Андрей Николаевич Бекетов (1825—1902), которого К. Л. Тимирязев назвал «живым проводником современного ему движения научной мысли, истолкователем только что нарождающихся идей.

Он резко выступал против догматического обучения: «Дедуктивное преподавание обогащает школьников знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятельности мысли, заставляя работать только память.

Таким образом, А. Н. Бекетов поставил_самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, своеобразие структуры школьного предмета, синтезирующего морфологию, анатомию и физиологию организма.

Обоснованием значимости «индуктивного метода» Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в дальнейшем в « исследовательском методе» и в наше время в проблемном построении уроков.

Эти новые веяния подняли вопрос образовательного и воспитательного значения метода. Выявилась необходимость в создании особой педагогической науки – методики естествознания, которой в России в то время не было.

Первая методика естествознания была написана в 40-х годах в Германии учителем Августом Любеном ( 1804 – 1873).

Он считал, что изучение естествознания должно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному, т.е. индуктивным путем.

Задание: Ответить на вопросы, поставленные в начале темы

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384

2. Философские и естественно-научные основы педагогической теории К.Д.Ушинского.

Цель: Ознакомть студентов с работами К.Д.Ушинского, его взглядами на развитие методики изучения природы

1.Как развивалось в России общественно-педагогическое движение во второй половине 19 века?

2.В чем сущность педагогической теории К.Д.Ушинского?

3. Роль теории К.Д.Ушинского в истории методики естествознания.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870)—крупней­ший методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и геогра­фии в начальных классах для развития логического мышления, воображения и языка младших школьников. По мнению К. Д. Ушинского, «логика природы есть самая доступная и са­мая полезная логика для детей» (Ушинский К. Д- Собр. соч. —М.; Л., 1949. Т 5. — С. 26).

Говоря о значении изучения детьми природы, он отмечал, что дети должны зорко смотреть на изучаемый предмет, «заме­чать его особенности — словом, учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать». К.Д. Ушин­ский предлагал начать школьную географию с изучения своей местности (принцип краеведения). Под влиянием этих идей в России стали появляться новые учебники географии, основан­ные на краеведческих принципах. Дальнейшее развитие школь­ного естествознания связано с появлением нового биологиче­ского направления, основанного на эволюционном учении, при­знающем развитие органического мира и объясняющем особен­ности строения растений и животных их предшествующим исто­рическим развитием. Больщое влияние на его развитие оказали учение Ч. Дарвина об эволюции органического мирз и его книга «Происхождение видов».

3. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки

Цель: Познакомить студентов с системой методической работы А.Я Герда

1. В чём сущность курса естествознания, разработанного А.Я.Гердом?

2. Какова заслуга А.Я.Герда перед начальной школой?

3. Роль А.Я.Герда в развитии методики естествознания?

Герд Александр Яковлевич (1841 — 1888) — основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы К. Д- Ушнн-ского и идеи дарвинизма. Разработанный им курс естествознания для средней школы начинался изучением неорганического мира, затем растений, животных, человека, Завершался курс изучением «Истории Земли», куда включались элементы эволюционного учения. Для понимания жизни растений и животных нужно было изучать живые организмы в условиях обитания, в естественных взаимоотношениях со средой и между собой. Такое обучение, как считал А. Я. Герд, должно иметь место в преподавании естествознания. Он писал, что преподавание естествознания должно по возможности начинаться в саду, в поле, в лесу. Дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке. Животное необходимо рассматривать в связи с условиями его жизни, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает. В этом заключалась сущность биологического направления в школьном естествознании.

А. Я. Герд разработал систему изучения природы в начальных классах, которая не утратила своего методического значения и в наши дни. Им написан учебник «Мир божий» для учащихся II—III классов, состоящий из двух частей. Первая часть его «Земля, воздух и вода» предназначается для учащихся второго года обучения, вторая часть «Растения, животные и человек» — для школьников третьего года обучения. А. Я. Герд считал, что, прежде чем знакомить детей с миром растений и животных, им необходимо познакомиться с предметами и явлениями неживой природы, так как закон эволюции природы не может быть осознан учащимися без понимания тех взаимосвязей, которые существуют между неорганическим и органическим миром и которые связывают неживую и живую природу (т. е. растения и животные) в одно целое. Знакомство с неживой природой дает учащимся материал для наиболее полных наблюдений над растениями и животными. В противном случае изучение растений и животных сведется к простому перечислению одних признаков, а такой способ преподавания не может сформировать целостного представления о природе. Для учителей им было написано методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе» (1883), в котором объясняется, как следует учить детей начальному естествознанию: какими пособиями пользоваться, какие опыты необходимо ставить, к каким выводам и обобщениям дети должны прийти, проводя наблюдения и опыты.

Л. Я. Герд считал, что дети, наблюдая природу или ее объекты под руководством учителя, должны учиться сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемое, делать выводы, обобщения и по возможности проверять их простыми, доступными для них’ опытами.

А. Я. Герд, как и все лучшие педагоги того времени, центральной фигурой в учебном процессе считал учителя, его зна-ния, эрудицию, умение быстро устанавливать контакт с детьми, хорошо владеть материалом. Он считал, что к своей работе учитель должен подходить вдумчиво, заранее планировать весь материал, обеспечивая правильную последовательность его изучения. А. Я. Герд требовал регулярного планирования каждого урока как средства наиболее рациональной организации учебного процесса: «Преподавателю необходимо составлять конспекты уроков, т. е. накануне урока записывать в кратких выражениях весь материал, в том порядке, в каком он намерен передать его детям. По этому конспекту преподаватель может тщательно обдумать каждую отдельную часть урока и какими приемами и вопросами удобнее всего довести до ясного сознания содержание всего урока» (Герд А. Я. О преподавании мииералогии//Учитель.— 1866. — № 5, 6).

Желая помочь учителю в планировании уроков, А. Я. Герд в методическом руководстве «Первые уроки минералогии» разработал планы всех уроков по курсу неживой природы. Анализируя их, следует отметить, что А. Я. Герд обращал внимание учителя на необходимость отбора материала, формулировки темы, перечисления оборудования, необходимого для демонстрации опытов, наглядных пособий, требующихся для глубокой проработки учебного материала и записи хода урока. В частности, учитель должен в плане кратко изложить содержание вступительной беседы, связывающей новый материал с ранее изученным, затем сформулировать вопросы для беседы с учениками по изучению нового материала, располагая их в такой логической последовательности, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к правильному выводу. Вывод в общей форме также должен быть записан в плане. В плане отмечается также домашнее задание.

Планы уроков, разработанные А. Я. Гердом по курсу неживой природы, явились первым образцом системы преподавания учебного предмета.

Таким образом, А. Я. Герд, обобщив передовой педагогический опыт преподавания естествознания в школе того времени и свой собственный, впервые принципиально поставил и в соответствии с прогрессивными требованиями того времени решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания в школе, оформив* ее как педагогическую науку.

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

4. Дальнейшее развитие методики естествознания. Д.Н Кайгородов и В.В.Половцев

Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева

1.В чем суть программы природоведения Д.Н.Кайгородова?

2. Сущность «биологического метода» Половцева В.В.

Итак, вторая половина XIX века характеризуется существенными положительными изменениями в методике начального естествознания. Передовые, творчески работающие учителя поддерживали новые методические идеи А. Я. Герда и старались претворять их в жизнь на практике, но постоянно наталкивались на преграды со стороны царского правительства. Так, программы и учебники по естествознанию для гимназий и городских училищ отражали метафизические взгляды и утверждали «волю Всевышнего творца». К. тому же царское правительство, опасаясь проникновения в школу материализма и безбожия, в 1876 г. вновь изъяло естествознание из младших классов гимназий, а в 1890 г. — из мужских гимназий, и только в 1901 г. оно в них было лишь частично восстановлено.

В России бурно развивается капитализм, появляется большая потребность в людях, хорошо знающих математику, физику, химию, биологию, географию. Социально-экономические условия развития России заставили царское правительство включить естествознание в учебный план трех младших классов гимназии. В основу программ была положена система А. Я. Герда. Природоведческий материал по этим программам между классами распределялся следующим образом: I класс — неживая природа, II класс-— растения, III класс — животные и человек. (Программа требовала написания учебной литературы).Учителя, методисты – естественники, профессора университетов выпустили учебники по начальному природоведению.

Стали открывать частные учебные заведения, в которых часто проповедовались новые для своего времени методические идеи. Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу этих школ; в них были свои программы, учебники и нередко передовые методы преподавания.

В методике этого времейи разрабатываются две формы пре подавания, независимые от уроков: экскурсионная и практиче ская; решается проблема отбора содержания учебного мате риала для учащихся.

В 1902 г. в гимназии была введена программа природоведе ния, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кай городовым. В ней предлагалось изучение природы по «обще житиям» (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду а их взаимосвязи, только но сезонам (принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу. Д. Н. Кайгородов в программе преследовал также воспитательную цель, но явно идеалистическую: позна ние закона изумительной целесообразности о природе и того «Великого разума», которым «все создается и управляется а природе и во всей Вселенной». Точка зрения Д. Н. Кайгородова не была принята педагогической мыслью, но она дала толчок экскурсионному делу.

Большинство авторов учебников природоведения, выпущен ных в период до Великой Октябрьской социалистической рево люции, в изложении материала придерживались «биологиче ского метода», пропагандистом которого явился В. В. Половцов.

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский пе дагог-естественник, впервые в истории Петербургского универ ситета начал читать для студентов курс методики естествозна ния. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». На этой книге воспитывалось методическое мировоззрение огромного большинства русских педаго гов-естественников. В своей методике он указывал, что природ ные факты и явления, изучаемые учащимися, не должны рассматриваться изолированно. В процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться те доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в при роде и доступны непосредственному наблюдению. В этом именно пидит В. В. Половцов сущность «биологического метода». Харак теризуя его, он выделяет два положения: «формы должны быть изучаемые в связи с отправлениями, образ жизни должен изучать ся в связи со средой обитания». Он считает также, что при изучении неживой природы нельзя ограничиваться простым описа нием форм, что в данном случае, как и при изучении растений н животных, необходимо вскрывать связи и отношения междупредметами. Решающую роль в этом сыграло состояние науки того времени, где связь между формой и средой является одной из важнейших проблем естествознания. Морфологические черты строения животных и растений оказалось возможным не толь ко описывать, запоминать, но и выводить, объяснять и даже элементарно предсказывать. Исходя из этих требований, авторы учебников для начального природоведения, описывая объекты живой природы, старались показать взаимосвязь строения с образом жизни.

Внедрение в школьное естествознание «биологического ме тода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся, которому в наши дни совершенно справедливо уделяется столь серьезное внимание. Знание экологии растений и животных лежит в основе всех аспектов взаимодействия человека и природы.

В предреволюционный период естествознание в гимназиях преподавалось только в трех младших классах. Авторы учебников, как и составители программ, стремились дать в мате риалах для этих классов как можно больше знаний, но зачас тую не учитывали психологические возможности учащихся9—12 лет, полезность формируемых знаний и умений. Поэтому часто в учебниках встречался материал, сложный для понима ния, недоступный, а значит, неприменимый в жизни.

Недостатки учебников учитывались многими передовыми учителями-практиками, методистами, которые писали специаль ные пособия для учителей, книги для чтения учащихся. Так, большое влияние на дальнейшее развитие школьного курса начального естествознания и методики его преподавания в этот период оказали В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, И. И. Полян ский и другие.

При убеждении в отсутствии вопросов со стороны аудитории, подведение итогов семинара-практикума.

Оценивание студентов. Каждая оценка охарактеризовывается и объясняется для того, чтоб студент в следующий раз знал и исключил свои недочеты в ответе.

Источник

Вопросы преподавания начального естествознания и географии в XVIII и XIX веках

Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе

Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе

Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе

Борьба Ломоносова за включение учебного предмета «Естество­знание» в русскую школу привела к некотором переменам в народном образовании. Уставом 1786 г. в России была введена общеобразова­тельная школа, состоящая из двух типов училищ — малых двухго­дичных в уездных городах и главных пятигодичных в губернских

городах. В IV классе главных училищ преподавалась естественная история. На структуру школьного образования, содержание учебных предметов и методику их преподавания, в том числе на структуру и методику преподавания естественной истории большое влияние оказали идеи великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Какова же суть этих идей, определивших народное образование в России (в том числе и естественнонаучное) в конце XVIII века. Не вдаваясь в подробности взглядов Коменского, обратимся лишь к тем из них, которые представляют интерес для методики препо­давания естествознания.

Второе очень важное положение о том, что обучение и воспита­ние должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, явилось для Коменского основой деления народного образования на четыре ступени: 1) материнская школа до 6 лет; 2) народная школа, или школа родного языка, от 6 до 12 лет; 3) средняя школа-гимназия от 12 до 18 лет; 4) высшая «академия и путешествие» от 18 до 24 лет. Для каждой ступени определено содержание образова­ния и воспитания, в котором Коменский не обошел и природу. В на­родной школе, где, по его мнению, должны обучаться все, кто родился человеком, ученик может получить первоначальные знания о неко­торых явлениях природы, а также по сельскому хозяйству. Програм­ма ознакомления с окружающим миром на следующих ступенях значительно расширяется. Как видим, содержание образования и воспитания усложняется от ступени к ступени, оно строится «со­образно внешней и внутренней природе ребенка».

Большую ценность для становления методики преподавания ес­тествознания имели разработанные Коменским общедидактические принципы: в обучении идти от общего к частному, от более легко­го к более трудному, от близкого к далекому; учитывать индивиду­альные особенности учащихся, возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению», всякое последующее знание должно опираться на

Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе

Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не толь­ко в теоретическом плане. Еще в «Великой дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками. Такая книжка была создана Коменским. Это — «Мир чувственных вещей в картинках», где нашли практическое воплощение основные идеи великого пе­дагога. Насыщая свою книгу материалом, доступным восприятию

1 Коменский Я. А. Великая дидактика. Издание журнала «Семья и школа». — СПб., 1875-1877.-С. 118.

Как уже отмечалось, уставом 1786 г. в 4 классе главных училищ была введена естественная история, которая представляет для нас интерес как начальный этап естественнонаучного образования.

Устав, введя в школу новый предмет, не определял его содержание. Эту задачу решил изданный для народных училищ учебник «Начер­тание естественной истории». Автором его был академик Василий Федорович Зуев (1754—1794). Этот учебник и является лучшим до­кументом, позволяющим судить о содержании и методике препода­вания школьного естествознания на заре становления последнего.

В кратком вступлении автор раскрывает сущность естественной истории как науки и ее основных отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство», «Животное царство». Сам учебник состоит из этих же разделов. В разделе «Ископаемое царство» рассказывается о землях, камнях, о солях, о горючих веществах, о полуметаллах, о металлах, об окаменелостях, о горах. Изучение растений предлага­ется начинать с ознакомления с некоторыми физиологическими процессами, происходящими в растении, со строением растений, с использованием растений человеком, т. е. содержание учебника проникнуто идеей связи науки с практикой. В разделе «Животное царство» даются краткие общие сведения о строении и жизни жи­вотных, а затем их описание по классам. Причем при описании рас­тений и животных данного класса подробно рассматриваются лишь наиболее типичные представители. Затем дается описание форм, обладающих какими-то резкими отклонениями по сравнению с рас­смотренными. Такое изложение материала помогает учащимся на небольшом объеме учебного материала увидеть разнообразие и единство живой природы, лучше усвоить учебный материал.

Описания растений и животных довольно интересны, сделаны на уровне развития науки того времени, проникнуты идеей полезнос­ти. Замечательно, что автору удалось избежать всякой телеологии и ложного антропоморфизма. Он не подчиняет изучение естествен­ной истории цели религиозно-нравственного воспитания. В этом тем более велика заслуга В. Ф. Зуева, что естественно-историчес­кие сочинения того времени, ставившие своей целью популяризацию

1 Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. — М., 1957. — С. 28.

Как видим, в основу своей методики В. Ф. Зуев положил важней­шие взгляды Я. А. Коменского на преподавание.

Таким образом, уже в конце XVIII век»а были выдвинуты важные положения содержания и методики преподавания начального есте­ствознания. Однако состояние науки и преобладание вербализма в школьном преподавании не позволяли развить и широко применять эти передовые взгляды. Для нас же представляет большой интерес предложенный Зуевым порядок изучения естественнонаучного материала; неживая природа — растения — животные. Приступая

Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Смотреть картинку Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Картинка про Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе. Фото Чем обусловлено введение преподавания естествознания географии истории в русской школе

базы и соответствующей подготовки учителей. И все же решающую роль в упадке школьного естественнонаучного образования сыгра­ли другие факторы. А именно следующие.

Таким образом, постановка преподавания начального естествоз­нания и начальной географии в первой четверти XIX века своди­лась к чистой зубрежке учебного материала.

1 Сборник материалов для истории просвещения в России. — СПб., 1898. — Т. 3. — С. XCIV, § 4.

2 Устав учебных заведений, подведомых университетам. — СПб., 1804. — С. 55, § 120.

^Голиков В. И. Методика естествоведения в главнейших ее представителях. — М., 1902.-С 33.

С развитием торгового и промышленного капитала возросла по­требность в развитии естественных наук. Недовольство буржуазии классическим образованием вынудило Министерство уже в 1843 г. считать одной из основных задач «решение вопроса о приспособ­лении главнейших начал наук к техническим потребностям ремес­ленной, фабричной и земледельческой промышленности»’.

Хотя естествознание и не преподавалось в школе, в общепедаго­гической литературе ставятся некоторые вопросы методики его пре­подавания.

Таким образом, вторая четверть XIX века не пропала даром для методики преподавания начального естествознания хотя бы пото­му, что в общепедагогической литературе были поддержаны и на­стойчиво пропагандировались идеи В. Ф. Зуева. Кроме того, был поставлен вопрос об экскурсиях в природу.

Вторая половина XIX века совпала с оживлением прогрессивных настроений во всех сторонах жизни русского общества. Наступил период интенсивного развития капитализма в России. Огромных успехов добилось научное естествознание. Профессор Московского

университета К. Ф. Рулье (1814—1858) выдвинул идею эволюции органического мира и сделал это несколькими годами раньше вы­хода в свет знаменитого труда Ч. Дарвина о происхождении видов. Появились работы И. М. Сеченова (1829—1905), А. О. Ковалевского (1840-1901), В. О. Ковалевского (1842-1883), К. А. Тимирязева (1843-1920), И. И. Мечникова (1845-1916). Естествознание пре­вращалось в науку, вскрывающую связи и формы взаимодействия процессов природы и доказывающую тем самым материальность и единство органического мира. Это позволило русским биологам бы­стро усвоить теорию Ч. Дарвина о естественном отборе и происхож­дении видов, проникшую в Россию в 60-х гг., встать на ее защиту и внести свой вклад в ее разработку. Г. Мендель (1804—1881) поло­жил начало генетике как точной экспериментальной науке. Француз Л. Пастер (1822-1895) и немец Р. Кох (1843-1910) сделали заме­чательные открытия в области микробиологии. М. Шлейден (1804— 1881) и Т. Шванн (1810—1882) исследовали строение клетки и сфор­мулировали важные положения клеточной теории. К концу XIX века в биологии все более отчетливо стали выделяться как самостоятель­ные науки цитология, генетика, экология, эволюционное учение.

Аналогичный подъем переживала и география. Расширение гео­графических исследований во второй половине XIX века связано с активной деятельностью русского географического общества, во главе которого стоял талантливый исследователь природы Средней Азии П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827—1914). Большой вклад в исследование природы России и сопредельных с ней территорий внесли в этот период Н. А. Северцов (1827—1885), А. П. Федченко (1844-1873), И. В. Мушкетов (1850-1902), А. Н. Краснов (1862-1914) и др. Как и в биологии, в географии происходил процесс диф­ференциации: выделились геология, ботаническая и зоологическая география, климатология, почвоведение. Опубликовались фундамен­тальные работы, ставшие классическими и не утратившие значения до наших дней. Таковы «Русский чернозем» В. В. Докучаева (1883), «Климаты земного шара, в особенности России» А. И. Воейкова (1884)и др.

Такой подъем в общественной и научной жизни страны не мог не отразиться на школьном деле. Вопрос о системе общего обра­зования сделался предметом обсуждения в печати. Видное место занимают статьи о воспитании и развитии учащихся через учеб­ный предмет. Таковы статьи В. Даля, Н. И. Пирогова в «Морском сборнике», появляются педагогические журналы: «Журнал для вос­питания» (1857), «Русский педагогический вестник» (1857), «Учи­тель» (1861) и др. В 60-х гг. организуется Петербургское педагоги­ческое общество, в работе которого участвуют виднейшие педагоги

Многое было сделано в области общей педагогики и частных ме­тодик. Выдвигался ряд положений, направленных на оживление преподавания естествознания и географии. Некоторые из этих поло­жений были важны для преподавания начального естествознания. Так, достаточно серьезно разрабатывался вопрос об образователь­ном и воспитательном значении учебных предметов, об различии науки и учебного предмета, о связи науки и учебных предметов с жизнью, об интересе к учению, В связи с последним естествозна­ние признается наиболее занимательным и полезным для детей. Появились также указания на то, что интерес надо вызывать не шутками, остротами и напыщенностью слога, а четким изложени­ем, понятным для всех читателей. Многими авторами и довольно широко ставился вопрос об умственном развитии учащихся в про­цессе изучения школьных предметов, особенно естествознания. Решался вопрос о структуре и содержании начального естествозна­ния: оно не должно было быть ни геологией, ни ботаникой, ни зоо­логией, а представлять собой единый предмет. Именно таким пу­тем шло познание природы человеком. Большая роль отводилась наглядности в обучении. Поэтому пропагандировались наблюдения в природе и опыты, сборы экспонатов и составление гербария, кол­лекций. Экскурсия была выдвинута как форма обучения, как осо­бый тип урока.

Правительственный устав 1864 г. сыграл определенную положи­тельную роль в становлении начального естествознания. В началь­ных народных училищах предлагалось ввести в курс объяснитель­ного чтения сведения из естественной истории и географии. Устав не определял объем знаний о природе, которые должны были по­лучать младшие школьники, а оставлял право за преподавателями школ отбирать необходимые сведения. Такая постановка вопроса имела двоякое значение. С одной стороны, основная масса детей в возрасте от 7 до 10 лет ни в народных училищах, ни при домашнем обучении не получала сколько-нибудь правильных научных знаний о природе. Нередко домашние учителя пытались давать сведения о природе в объеме гимназического курса, что также приводило к плачевным результатам. С другой стороны, многие педагоги, высоко оценивавшие образовательное и воспитательное значение излуче­ния природы, не только включали в учебные планы своих школ естествознание но и сделали очень многое для развития его методи­ки. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. Разраба­тывая методику первоначального обучения родному языку, он выс­казал и практически реализовал ряд ценных положений в методике преподавания естествознания и географии для начальной школы.

С материалистических позиций подошел К. Д. Ушинский к по­ниманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения — от конкретного к абстрактному, от представлений к по­нятиям 3 и внести серьезный вклад в разработку преподавания учеб­ных предметов.

Остановимся на тех моментах, которые имеют отношение к пре­подаванию естествознания в начальной школе.

Прежде всего для преподавания естествознания очень важно поло­жение о том, что необходимым является «такое учение, которое стро­ится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных

1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений в И томах. — М.; Л., 1948—1952. — Т. 6. — С. 265, 266.

Много внимания уделял Ушинский работе с текстом. При этом он считал, что такая работа должна находиться в зависимости от направления его на формирование навыка чтения или на сообще­ние знаний. Во втором случае речь идет об особенностях работы с деловой статьей. Именно это и представляет интерес для методи­ки преподавания природоведения.

1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 томах. — М; Л., 1948—1952. — Т. 5. — С. 340.

С. 312. 3 Тамже.Т.5.-С.ЗЗ\.

Другим видным педагогом XIX века был Александр Яковлевич Герд (1841—1888). Его взгляды представляют для нас особый инте­рес, т. к. он по праву считается основоположником русской мето­дики начального естествознания. А. Я. Герд внес также огромный вклад в разработку содержания этого предмета.

Прежде всего он считал, что естествознание следует преподавать в начальной школе как самостоятельный учебный предмет. Только надо знакомить детей с природой не с первого, а со второго класса, т. к. учителю приходилось затрачивать много времени, чтобы на­учить первоклассников читать, писать и считать. Герд довольно четко определял структуру начального естествознания: «. отдель­ным естественным наукам — зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. — в начальной школе нет места. Здесь место только

1 Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. — С. 4.

3 Герд А. Я. Первые уроки минералогии. — СПб., 1874. — С. 9.

Итак, ознакомление младших школьников с природой надо на­чинать с неживой природой, со знакомства с предметами, а затем переходить к раскрытию сущности явлений.

Идеи о структуре и содержании начального естествознания А. Я. Герд блестяще воплотил в своей книге для детей «Мир божий» (СПб., 1891 г.). Во 2 классе изучается первая часть этой книги — «Земля, воздух, вода», в 3 классе — «Растения, животные, человек».

Гердом написаны и первые в России самостоятельные методичес­кие пособия по начальному естествознанию. Это «Первые уроки минералогии» и «Предметные уроки в начальной школе». Кроме того методические рекомендации по преподаванию природоведения высказал в отдельных статьях, опубликованных в различных жур­налах того времени.

Большое внимание уделял Герд доказательству того, что есте­ствознание развивает в учениках интерес к изучению природы

1 Герд А. Я. Первые уроки минералогии. — СПб., 1874. — С. 8.

Итак, Герд выдвинул довольно серьезные цели перед учебным естествознанием, но методика преподавания этого предмета в мас­совой школе была неудовлетворительной и не способствовала дос­тижению этих целей. Поэтому Герд обратил серьезное внимание на методику преподавания естествознания. Через все его труды крас­ной нитью проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности и, в особенности натуральных объектов; проводить уроки, по возможности, в самой природе. «Преподава­ние естествознания должно, по возможности начаться в саду, в лесу,

1 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М, 1953. — С. 21.

2 Герд А. Я. Первые уроки минералогии. — СПб., 1874. — С. 9.

4 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М., 1953. — С. 148.

1 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М., 1953. — С. 19.

3 Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. — С. 8.

5 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М., 1953. — С. 148.

Другим важным методом изучения природы является получение знаний через постановку опытов (экспериментирование). Опыты на уроке в классе Герд считал одним из важных условий успешного преподавания.

Важным в преподавании естествознания Герд считал привитие де­тям любви и интереса к книге. В связи с этим он критиковал совре-

Большое место при формировании знаний Герд отводит сравне­ниям. Вопрос на сравнение он включает в задания для наблюдений, в беседы по материалам наблюдений.

Велик вклад Герда в разработку таких форм обучения начально­му естествознанию, как предметные уроки и экскурсии.

1 Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. — С. 13.

‘•’ Герд А. Я. Первые уроки минералогии. — СПб., 1874. — С. 18, 19.

1 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М., 1953. — С. 95—101.

1 Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. — С. 1.

5 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М., 1953. — С. 30.

Таким образом, А. Я. Герд внес большой вклад в разработку содер­жания начального естествознания, явился родоначальников методи­ки его преподавания, создав первые самостоятельные методические работы. Он убедительно показал, что учебный предмет не только дол­жен давать знания, но и выполнять развивающую и воспитывающую роль, что в обучении должны применяться разнообразные методы и формы организации учебной деятельности учащихся.

Со второй половины XIX века продвинулась вперед и школьная география. Она стала ближе к науке. Появляются учебники, в ко­торых делается попытка отвести школьную географию от одной лишь номенклатуры. Таков учебник «Уроки географии» Д. Д. Се­менова (1835-1902).

Д. Д. Семенов работал вместе с К. Д. Ушинским и принимал его взгляды. Не случайно в первых изданиях своего учебника он ста­рается излагать материал доступно, живо. В предисловии к «Уро­кам» он высказывает интересные мысли, которые можно отнести и

В 80-е гг. имела некоторое распространение книга Ф. Пуцыкови-ча «Вокруг нас» (СПб., 1882 г.) Она представляет собой интеграцию сведений из биологии и географии. Изучение географического ма­териала начинается со знакомства с планом и картой, со сторона­ми горизонта. Предлагается практическая работа по вычерчиванию плана. Затем поданы задания для изучения своего населенного пун­кта по двум вариантам: «Наш город» и «Наше село». Далее чисто географический материал представлен двумя темами — «Движение Земли» и «Небо». Книга снабжена многими рисунками, к статьям даются вопросы и задания. Интересно, что по каждой теме рекомен­дуется делать вывод. Для этого даются 4—5 вопросов, которые по­могают детям самим выделить главное из полученных знаний. По мере необходимости предлагаются опыты и наблюдения, которые дети выполняют самостоятельно или под руководством учителя. Книга написана доступным, живым языком, что важно для обуче­ния маленьких детей.

Однако такие учебники имели ограниченное применение. В шко­лах до 1890 г. продержалось заучивание географической номенкла­туры и черчение карт, преследующие цель — запоминать наизусть координаты многих десятков географических объектов. И лишь в учебниках после 1890 г. появилось четко выраженное стремление к объяснительному изложению материала. Одним из таких учебников был учебник «Начальный курс географии» (М., 1893 г.) А. Линбер-га. Эта книга предназначалась для первоначального обучения. В пре-

1 Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М,, 1953. — С. 30.

Таким образом, к концу XIX века сложилось определенное мне­ние о начальных естествознании и географии не как об учебных предметах, знакомящих с классификацией природных объектов и с географической номенклатурой, предметах, «приноровленных к тренировке памяти», а об учебных предметах, дающих знания о природе в их связях и зависимостях, играющих огромную роль в воспитании и развитии учащихся. Определен порядок расположе­ния учебного материала, высказаны мысли о целесообразности интеграции. Обоснованы такие принципы начального естествозна­ния, как принцип наглядности и краеведческий, поставлен вопрос о необходимости реализации принципов экологической и практи­ческой направленности. В качестве ведущих методов обучения ес­тествознанию выдвинуты наблюдения и эксперимент, обоснована роль словесных методов и специфика их применения при изучении начального естествознания. Разработаны четкие требования к такой

форме организации как предметный урок. Выдвинута экскурсия как специфический тип урока естествознания. Появились первые учебники для начального естественнонаучного образования и само­стоятельные методические пособия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *