Чем обусловлена этническая адаптация человека

Адаптация этническая

АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (от лат. adaptatio — приспособлять) — процесс активного приспособления этнических групп (общностей) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом адаптации этнической является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-культурных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т. п.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).

Адаптация этническая имеет две формы: активную, когда этническая группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые она должна освоить), и пассивную, когда она не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной адаптации этнической — высокий уровень приживаемости в данной национально-этнической среде, а также психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для данной этнической группы элементами (например, отсутствие расовой и национальной дискриминации, равные возможности и условия устройства на работу, свобода выбора языка обучения и пользования и т. п.). Показателями низкой адаптации этнической является эмиграция, различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе социально-этнической среды и др.

Нормальный ход адаптации этнической может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации ит. п. Адаптация этническая происходит быстрее у близких языково-культурных и хозяйственно-культурных народов. Обычно же адаптация этническая требует длительного времени, долго проживая в иной этнической среде, человек постепенно приспосабливается к обычаям, нравам, традициям, образу жизни данного народа. В той или иной мере усваиваются язык, национальная культура. Процесс адаптации этнической происходил в СССР в довольно широких масштабах, поскольку более 60 млн. человек жили не в «своих» республиках. Адаптация этническая следует отличать от этнической ассимиляции.

См.: Аккультурация национальная, Ассимиляция этническая, Межэтническая интеграция, Сближение наций.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 20-21.

Источник

Этническая адаптация

Этническая адаптация — процесс активного приспособления этнических групп (общности) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом этнической адаптации является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-культурных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т. п.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).

Этническая адаптация имеет две формы: активную, когда этническая группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые она должна освоить), и пассивную, когда она не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной этнической адаптации — высокий уровень приживаемости в данной национальной этнической среде, а также психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для данной этнической группы элементами (например, отсутствие расовой и национальной дискриминации, равные возможности и условия устройства на работу, свобода выбора языка обучения и пользования и т. п.). Показателями низкой этнической адаптации является эмиграция, различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе социально¬этнической среды и др.

Нормативный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т. п. Этническая адаптация происходит быстрее у близких языково-культурных и хозяйственно-культурных народов. Обычно же этническая адаптация требует длительного времени. Долго проживая в иноэтнической среде, человек постепенно приспосабливается к обычаям, нравам, традициям, образу жизни данного народа. В той или мной мере усваиваются язык, национальная культура. Процесс этнической адаптации происходил в СССР в довольно широких масштабах, поскольку более 60 млн. человек жили не в «своих» республиках. Этническую адаптацию следует отличать от этнической ассимиляции.

Источник

Этнокультурная адаптация

Данное явление изучали А. Фарнхем и С. Бочнер, которые пришли к заключению, что симптомы культурного шока весьма разнообразны: «Постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, неуверенность в себе, бессонница, чувство изнеможения, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. ». Подобные симптомы, говоря о ностальгии, выделяли психиатры, начиная с семнадцатого века: «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, снижение аппетита и жажды, чувство страха, оцепенения. ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям».

Согласно литературным данным, культурный шок почти всегда ощущается как неприятный, стрессогенный и имеет негативные последствия, однако некоторые исследователи видят позитивную сторону данного феномена для тех индивидов, у которых первоначальный дискомфорт ведёт к принятию новых ценностей и моделей поведения, что в конечном счёте, важно для саморазвития и личностного роста.

Выборы стратегии аккультурации, как и установки на них могут широко варьироваться. С точки зрения Дж. Берри, успешной адаптацией для явных этнических меньшинств является бикультурализм, который предполагает достижение социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной. При этом этническая сохранность (сохранение этнической принадлежности) может играть позитивную роль в уменьшении культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержании позитивной самоидентификации.

Анализ современной реальности межэтнических отношений, особенно в связи с проблемами эмиграции, свидетельствует о том, что на поведение в ситуациях межэтнического взаимодействия значимым образом влияет этнокультурная маргинальность. Так, А. Б. Мулдашева указывает, что этнокультурная маргинальность влияет на направленность групповых и индивидуальных межэтнических установок. Выявлено три основных фактора, определяющих особенности проявления этого феномена: степень комплиментарности между этническими группами; характеристики этнического поля каждой из групп; характеристики жизненного мира субъекта взаимодействия. Наличие этнической двойственности определяет большую аффективную насыщенность, а также жёсткость межэтнических установок маргинала.

Согласно данным этнопсихологических исследований, этническая дезадаптированность проявляется в неспособности личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям; в нарушенной или полной неспособности идти навстречу требованиям и ожиданиям социальной среды и собственной социальной роли, ведущей деятельности и другой, мотивированной изнутри или извне, деятельности. Следует указать, что наиболее эффективной стратегией приспособления к новой культурной среде является стратегия интеграции, при которой каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру. Другие стратегии аккультурации подразумевают либо замкнутость в свою этническую группу, либо растворение в новой культуре, что значимым образом влияет на характер протекания процесса этнокультурной адаптации.

Изучение психологической и социокультурной адаптации затрагивает факторы, которые влияют на ее успешность в новой среде. Т.Г. Стефаненко указывает, что продолжительность межкультурной адаптации определяется многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относятся демографические и личностные факторы. Достаточно сильно влияет на процесс адаптации возраст: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс оказывается сложным. Очень болезненным испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей. Психотерапевты и врачи считают, что пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде, и им «нет необходимости обязательно усваивать чужую культуру и язык, если к этому у них нет внутренней потребности». Образование также является фактором, который влияет на успешность адаптации: чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока. В целом успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. Р. Тафт полагает, что эмпирических исследований, рассматривающих роль индивидуально-личностных факторов в культурном приспособлении очень мало.

Помимо вышеперечисленных, к числу необходимых для успешной адаптации эмигранта факторов относят: желание интегрироваться в новую среду и степень активности этого процесса; наличие установки на усвоение новых культурных феноменов; стремление к преодолению информационной изоляции; наличие интеллектуально-волевого комплекса, в центре которого располагаются обучаемость, критичность мышления, готовность к изменениям; стремление к установлению коммуникативных связей с окружающей средой; устойчивость к нервно-психическим перегрузкам, саморегуляция состояний; удовлетворённость основных социогенных потребностей личности (потребность в аффилиации, потребность в самореализации, потребность в удовлетворяющем социальном статусе).

Таким образом, анализируя некоторые факторы, влияющие на адаптацию на психологическом и социокультурном уровнях, учёные выявили зависимость хорошей социокультурной адаптации от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки.

Источник

Объемлющее 18 страница

Можно выделить четыре варианта результата этнических процессовконтактирующих этносов:

1)прибавление — результат осваивания этносом некоторых сторон культуры другого этноса, с которым первый вступил в контакт. Например, европейцы многое восприняли от других эт­носов после Великих географических открытий и колонизации;

усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более богатой и зрелой культуры (известно, кпримеру, влияние китайской, греческой, русской культур на дру­гие культуры);

3)убавление — потеря некоторых традиционных форм и элементов собственной культуры в результате контакта с более развитой (народы Севера, Алтая, Кавказа теряют навыки изго­товления некоторых изделий традиционных промыслов);

4)обеднение (эрозия) — постепенное исчезновение этничес­кой культуры малочисленных народов вследствие изменения условий жизни и навязывания чужой культуры.

От уровня культуры этноса зависит результат взаимодей­ствия и взаимовлияния с другими культурами. Чем выше уро­вень культуры этноса, тем более благоприятные последствия приносит ей соприкосновение с другой культурой. У такой куль­туры обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное для нее и определяющий глубину проникнове­ния одной культуры в другую. По данному показателю (масшта­бам, глубине проникновения) межэтнические культурные контак­ты делятся на четыре типа: адаптация, аккультурация, интегра­ция и ассимиляция.

Чем обусловлена этническая адаптация человека. Смотреть фото Чем обусловлена этническая адаптация человека. Смотреть картинку Чем обусловлена этническая адаптация человека. Картинка про Чем обусловлена этническая адаптация человека. Фото Чем обусловлена этническая адаптация человека

46. Этническая адаптация и аккультурация

Этническая адаптация— процесс активного приспособле­ния этнических групп (общности) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом этнической адаптации является принятие норм и ценностей новой социаль­но-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-куль­турных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложив­шихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формаль­ных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т.п.), а также форм предметной деятель­ности (например, способов профессионального выполнения ра­бот или семейных обязанностей).

Этническая адаптация имеет две формы:активную, когда этническая группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассивную, когда она не стремится к та­кому воздействию и изменению. Показатели успешной этничес­кой адаптации — высокий уровень приживаемости в данной на­циональной этнической среде, а также психологическая удовлет­воренность этой средой в целом.

Нормативный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т.п. Обычно этническая адап­тация требует длительного времени, но происходит быстрее у близ­ких языково-культурных и хозяйственно-культурных народов. Этническая аккультурация— это процесс и результат взаимовлияния национальных культур, заключающийся в воспри­ятии одной из них (обычно менее развитой) элементов другой культуры. Введение в быт народа какого-либо культурного но­вовведения, т.е. превращение инновации в традицию, происхо­дит не сразу. Формы обмена культурной информацией между народами и внедрения ее в быт очень разнообразны. Культур­ный процесс в той или иной степени захватывает все народы нашей планеты независимо от их расовой, языковой и этничес­кой принадлежности или социально-экономического уровня. Особенно интенсивно этот процесс проходит у народов Азии, Африки, Океании, Латинской Америки. На основе имеющихся научных исследований этнологи составляют программы облег­чения усвоения европейской культуры отсталыми народами и населением резерваций.

Этническая аккультурация (следствие контактов между куль­турами, способствующих широкому распространению культурных явлений) обычно ведет к частичной или полной ассимиляции.

47. Этническая ассимиляция

Этническая ассимиляция— процесс усвоения представи­телями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают. В результате этого происходит потеря ими своего языка, куль­турных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или го­сударства происходит увеличение численности лиц одной (ас­симилирующей) национальности и сокращение числа лиц дру­гой (ассимилируемой) национальности.

Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосудар­ственной и межрегиональной миграции, расширение межнацио­нального общения, рост межнациональных браков, семей и т.д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичана­ми уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное житель­ство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, пере­селившихся во Францию, США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различают естественную и насильственную ассимиляцию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Проблема анализа межкультурной адаптации

Надо отметить, что начало исследований положило обращение ученых к проблемам этнопсихологии: взаимодействию различных этнических общностей, этнических диаспор, этнокультурных контактов и т.д.

Известный исследователь адаптации к новой культурной среде, Н.М. Лебедева определяет этнокультурную адаптацию как процесс и результат взаимодействия этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия.

Автор разделяет успешную и неуспешную адаптацию. Успешной адаптацией этнических групп может считаться межэтническая интеграция, при которой сохранятся этнокультурные особенности, свойственные каждой этнической группе. В то же время для такого объединения характерны элементы общего самосознания, вхождения в общее «мы» (реальное или условное). Неуспешная адаптация характеризуется противоположными признаками, в частности, утратой культурных особенностей и самосознания одной из этнических групп, и изоляцией, как процесса «отдаления» от культурной идентичности. Подобная картина наблюдается, например, при ассимиляции.

Результаты этнокультурной адаптации зависят от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки, а также от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповых установок. Кроме того, этнокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в школе). Эта адаптация включает в себя психологический компонент (психологическая удовлетворенность и хорошее физиологическое самочувствие) и социокультурный компонент (то, как индивиды справляются со своей повседневной жизнью в новом культурном контексте).

В работах Т.Г. Стефаненко межкультурная адаптация понимается как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответствии с ними.

Автор выделяет внутреннюю и внешнюю стороны межкультурной адаптации. Внутренняя сторона выражается в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, а внешняя проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, полноправном межличностном взаимодействии с ее членами.

Важно подчеркнуть, что в психологических исследованиях не уделяется внимание термину «культура». Как правило, используется наиболее устоявшееся в философии понимание культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Согласно модели аккультурации канадского психолога Дж. Берри, люди, адаптируясь к иной культуре, не могут с лёгкостью изменить свой поведенческий репертуар и у них возникает серьёзный конфликт в ходе приспособления к новой социокультурной среде. Автор считает, что источники возникающих проблем лежат не в культуре, а в межкультурном взаимодействии.

По мнению Берри, аккультурация сводится к двум основным проблемам: поддержание культуры (в какой степени признаётся важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру или остаться среди «своих»).

В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса автор выделил четыре основных типа стратегии аккультурации:

Выборы стратегии аккультурации, как и установки на них могут широко варьироваться. С точки зрения Берри, успешной адаптацией для явных этнических меньшинств является бикультурализм, который предполагает достижение социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной. При этом этническая сохранность (сохранение этнической принадлежности) может играть позитивную роль в уменьшении культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержании позитивной самоидентификации.

Культурный шок изучался многими учеными. Например, А. Фарнхем и С. Бочнер пришли к заключению, что симптомы культурного шока весьма разнообразны: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, неуверенность в себе, бессонница, чувство изнеможения, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий может выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что может негативно влиять на межличностные отношения.

Подобные симптомы, говоря о ностальгии, выделяли психиатры, начиная с семнадцатого века: «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, снижение аппетита и жажды, чувство страха, оцепенения, ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям».

Психологическое исследование межкультурной адаптации тесно связано с анализом поведения мигрантов в ситуациях межэтнического взаимодействия и оценкой влияния этнокультурной маргинальное.

Э. Стоунквист вводит понятие маргинальной личности как «индивида, который интериоризировал многие ценности двух или более конфликтующих систем». Такая личность обычно испытывает тревогу, дискомфортные чувства, проявляя иногда и социально-отклоняющееся поведение. По мнению А.В. Сухарева, маргинальность личности не является обязательно негативной характеристикой, напротив, такой индивид может играть особую положительную роль в сфере межкультурного взаимопонимания. Здесь все зависит от уровня разрешения внутриличностного маргинального конфликта. Маргинальность может проявляться психологически также ив невозможности найти у себя какие-либо достаточно выраженные признаки тех или иных групп при сохранении стремления к самоидентификации. Разрешение внутриличностного конфликта можно рассматривать как один из этапов развития личности, связанных с проявлением психической зрелости. Сначала человек не осознает, что маргинальный конфликт затрагивает его жизнь, затем он осознанно переживает этот конфликт и в итоге находит более или менее конструктивное разрешение ситуации.

А.Б. Мулдашева указывает, что этнокультурная маргинальность влияет на направленность групповых и индивидуальных межэтнических установок. Автор выделяет три основных фактора, определяющих особенности проявления этого феномена: степень комплиментарности между этническими группами; характеристики этнического поля каждой из групп; характеристики жизненного мира субъекта взаимодействия. Наличие этнической двойственности определяет большую аффективную насыщенность, а также жёсткость межэтнических установок маргинала.

Многие авторы рассматривают проблему культурного шока в контексте так называемой U-образной кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации:

— первый этап, называемый «медовым месяцем», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами, но этот этап быстро проходит;

— на втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать своё негативное воздействие, проявляется влияние и психологических факторов (чувства взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими), что приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии;

— на третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в серьёзных болезнях и чувстве беспомощности;

Процесс адаптации может сопровождаться проблемами межгруппового и межличностного взаимодействия, что является следствием противоречивых переживаний, чувства незащищенности, сложных ситуаций, особенностями взаимоотношений человека в новой группе.

Сложным является вопрос о факторах межкультурной и социально-психологической адаптации, т.е. о тех условиях, которые влияют на успешность приспособления индивида к новой культуре и группе. Критериями успешной адаптации в различных работах рассматриваются по-разному. По этому поводу нет единой точки зрения. Но можно отметить, что рассматриваются, прежде всего, временные показатели, а именно продолжительность дискомфортных состояний, которые испытывает человек, попавший в новую для себя культурную среду. Также можно говорить об уровне выраженности этих состояний.

Т.Г. Стефаненко пишет, что длительность межкультурной адаптации определяется индивидуальными и групповыми факторами. К индивидуальным факторам относятся демографические и личностные факторы. Среди демографических факторов основным является возраст, который достаточно сильно влияет на процесс адаптации: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс оказывается сложным. Очень болезненным испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей. Психотерапевты и врачи считают, что пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде, и им «нет необходимости обязательно усваивать чужую культуру и язык, если к этому у них нет внутренней потребности».

Образование также является фактором, который влияет на успешность адаптации: чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока. В целом успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. Р. Тафт полагает, что эмпирических исследований, рассматривающих роль индивидуально-личностных факторов в культурном приспособлении очень мало.

Важным условием успешной адаптации является знание языка носителей новой культуры, которое не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить доверие «хозяев». Одним из важнейших факторов, благотворно влияющих на процесс адаптации, является установление дружеских отношений с местными жителями. Так, мигранты, имеющие друзей среди местных жителей, познавая правила поведения в новой культуре, имеют возможность получить больше информации о её нормах, правилах и ценностях.

Помимо вышеперечисленных, к числу необходимых для успешной адаптации эмигранта факторов относят: желание интегрироваться в новую среду и степень активности этого процесса; наличие установки на усвоение новых культурных феноменов; стремление к преодолению информационной изоляции; наличие интеллектуально-волевого комплекса, в центре которого располагаются обучаемость, критичность мышления, готовность к изменениям; стремление к установлению коммуникативных связей с окружающей средой; устойчивость к нервно-психическим перегрузкам, саморегуляция состояний; удовлетворённость основных социогенных потребностей личности (потребность в аффилиации, потребность в самореализации, потребность в удовлетворяющем социальном статусе).

Было выявлено, что показателями межкультурной адаптации на психологическом уровне является зависимость хорошей социокультурной адаптации от знания культуры, языка, степени включённости в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки.

На основе проведенного анализа, в данном исследовании мы будем рассматривать межкультурную адаптацию в качестве разновидности социально-психологической адаптации, а именно, как сложный, многогранный и многосторонний процесс знакомства, привыкания и приспособления личности к условиям жизни в новой культурной среде.

На основе проведенного анализа, мы выделяем следующие основные показатели успешной межкультурной адаптации:

— восприятие себя в качестве члена новой культурной группы (или близкого ей человека);

— позитивное отношение к групповой принадлежности;

— чувство удовлетворенности и полноты жизни в новых социокультурных условиях;

— участие в социальной и культурной жизни новой группы;

— полноправное межличностное взаимодействие с ее членами.

Таким образом, анализируя психологические и социокультурные факторы адаптации, была выявлена зависимость успешности социокультурной адаптации от знания индивидом культуры, степени включённости в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки. Успешная адаптация представляет собой процесс погружения в чужую культуру, сопровождающееся освоением ее ценностей, норм, моделей поведения. Достижение социальной и психологической интеграции в новую культуру происходит без потери богатств собственной. Исследование межкультурной адаптации в соответствии с выделенными критериями включает себя анализ следующих феноменов: межкультурное взаимодействие; трансформация социальной идентичности; толерантное отношение к новой культуре; атрибутивные характеристики; стремление к самоактуализации и удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью, эмоциональное состояние личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *