Чем обусловлена этническая адаптация человека
Адаптация этническая
АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (от лат. adaptatio — приспособлять) — процесс активного приспособления этнических групп (общностей) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом адаптации этнической является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-культурных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т. п.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).
Адаптация этническая имеет две формы: активную, когда этническая группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые она должна освоить), и пассивную, когда она не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной адаптации этнической — высокий уровень приживаемости в данной национально-этнической среде, а также психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для данной этнической группы элементами (например, отсутствие расовой и национальной дискриминации, равные возможности и условия устройства на работу, свобода выбора языка обучения и пользования и т. п.). Показателями низкой адаптации этнической является эмиграция, различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе социально-этнической среды и др.
Нормальный ход адаптации этнической может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации ит. п. Адаптация этническая происходит быстрее у близких языково-культурных и хозяйственно-культурных народов. Обычно же адаптация этническая требует длительного времени, долго проживая в иной этнической среде, человек постепенно приспосабливается к обычаям, нравам, традициям, образу жизни данного народа. В той или иной мере усваиваются язык, национальная культура. Процесс адаптации этнической происходил в СССР в довольно широких масштабах, поскольку более 60 млн. человек жили не в «своих» республиках. Адаптация этническая следует отличать от этнической ассимиляции.
См.: Аккультурация национальная, Ассимиляция этническая, Межэтническая интеграция, Сближение наций.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 20-21.
Этническая адаптация
Этническая адаптация — процесс активного приспособления этнических групп (общности) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом этнической адаптации является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-культурных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т. п.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).
Этническая адаптация имеет две формы: активную, когда этническая группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые она должна освоить), и пассивную, когда она не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной этнической адаптации — высокий уровень приживаемости в данной национальной этнической среде, а также психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для данной этнической группы элементами (например, отсутствие расовой и национальной дискриминации, равные возможности и условия устройства на работу, свобода выбора языка обучения и пользования и т. п.). Показателями низкой этнической адаптации является эмиграция, различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе социально¬этнической среды и др.
Нормативный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т. п. Этническая адаптация происходит быстрее у близких языково-культурных и хозяйственно-культурных народов. Обычно же этническая адаптация требует длительного времени. Долго проживая в иноэтнической среде, человек постепенно приспосабливается к обычаям, нравам, традициям, образу жизни данного народа. В той или мной мере усваиваются язык, национальная культура. Процесс этнической адаптации происходил в СССР в довольно широких масштабах, поскольку более 60 млн. человек жили не в «своих» республиках. Этническую адаптацию следует отличать от этнической ассимиляции.
Этнокультурная адаптация
Данное явление изучали А. Фарнхем и С. Бочнер, которые пришли к заключению, что симптомы культурного шока весьма разнообразны: «Постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, неуверенность в себе, бессонница, чувство изнеможения, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. ». Подобные симптомы, говоря о ностальгии, выделяли психиатры, начиная с семнадцатого века: «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, снижение аппетита и жажды, чувство страха, оцепенения. ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям».
Согласно литературным данным, культурный шок почти всегда ощущается как неприятный, стрессогенный и имеет негативные последствия, однако некоторые исследователи видят позитивную сторону данного феномена для тех индивидов, у которых первоначальный дискомфорт ведёт к принятию новых ценностей и моделей поведения, что в конечном счёте, важно для саморазвития и личностного роста.
Выборы стратегии аккультурации, как и установки на них могут широко варьироваться. С точки зрения Дж. Берри, успешной адаптацией для явных этнических меньшинств является бикультурализм, который предполагает достижение социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной. При этом этническая сохранность (сохранение этнической принадлежности) может играть позитивную роль в уменьшении культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержании позитивной самоидентификации.
Анализ современной реальности межэтнических отношений, особенно в связи с проблемами эмиграции, свидетельствует о том, что на поведение в ситуациях межэтнического взаимодействия значимым образом влияет этнокультурная маргинальность. Так, А. Б. Мулдашева указывает, что этнокультурная маргинальность влияет на направленность групповых и индивидуальных межэтнических установок. Выявлено три основных фактора, определяющих особенности проявления этого феномена: степень комплиментарности между этническими группами; характеристики этнического поля каждой из групп; характеристики жизненного мира субъекта взаимодействия. Наличие этнической двойственности определяет большую аффективную насыщенность, а также жёсткость межэтнических установок маргинала.
Согласно данным этнопсихологических исследований, этническая дезадаптированность проявляется в неспособности личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям; в нарушенной или полной неспособности идти навстречу требованиям и ожиданиям социальной среды и собственной социальной роли, ведущей деятельности и другой, мотивированной изнутри или извне, деятельности. Следует указать, что наиболее эффективной стратегией приспособления к новой культурной среде является стратегия интеграции, при которой каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру. Другие стратегии аккультурации подразумевают либо замкнутость в свою этническую группу, либо растворение в новой культуре, что значимым образом влияет на характер протекания процесса этнокультурной адаптации.
Изучение психологической и социокультурной адаптации затрагивает факторы, которые влияют на ее успешность в новой среде. Т.Г. Стефаненко указывает, что продолжительность межкультурной адаптации определяется многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относятся демографические и личностные факторы. Достаточно сильно влияет на процесс адаптации возраст: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс оказывается сложным. Очень болезненным испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей. Психотерапевты и врачи считают, что пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде, и им «нет необходимости обязательно усваивать чужую культуру и язык, если к этому у них нет внутренней потребности». Образование также является фактором, который влияет на успешность адаптации: чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока. В целом успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. Р. Тафт полагает, что эмпирических исследований, рассматривающих роль индивидуально-личностных факторов в культурном приспособлении очень мало.
Помимо вышеперечисленных, к числу необходимых для успешной адаптации эмигранта факторов относят: желание интегрироваться в новую среду и степень активности этого процесса; наличие установки на усвоение новых культурных феноменов; стремление к преодолению информационной изоляции; наличие интеллектуально-волевого комплекса, в центре которого располагаются обучаемость, критичность мышления, готовность к изменениям; стремление к установлению коммуникативных связей с окружающей средой; устойчивость к нервно-психическим перегрузкам, саморегуляция состояний; удовлетворённость основных социогенных потребностей личности (потребность в аффилиации, потребность в самореализации, потребность в удовлетворяющем социальном статусе).
Таким образом, анализируя некоторые факторы, влияющие на адаптацию на психологическом и социокультурном уровнях, учёные выявили зависимость хорошей социокультурной адаптации от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки.
Объемлющее 18 страница
Можно выделить четыре варианта результата этнических процессовконтактирующих этносов:
1)прибавление — результат осваивания этносом некоторых сторон культуры другого этноса, с которым первый вступил в контакт. Например, европейцы многое восприняли от других этносов после Великих географических открытий и колонизации;
усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более богатой и зрелой культуры (известно, кпримеру, влияние китайской, греческой, русской культур на другие культуры);
3)убавление — потеря некоторых традиционных форм и элементов собственной культуры в результате контакта с более развитой (народы Севера, Алтая, Кавказа теряют навыки изготовления некоторых изделий традиционных промыслов);
4)обеднение (эрозия) — постепенное исчезновение этнической культуры малочисленных народов вследствие изменения условий жизни и навязывания чужой культуры.
От уровня культуры этноса зависит результат взаимодействия и взаимовлияния с другими культурами. Чем выше уровень культуры этноса, тем более благоприятные последствия приносит ей соприкосновение с другой культурой. У такой культуры обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное для нее и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические культурные контакты делятся на четыре типа: адаптация, аккультурация, интеграция и ассимиляция.
46. Этническая адаптация и аккультурация
Этническая адаптация— процесс активного приспособления этнических групп (общности) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом этнической адаптации является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-культурных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т.п.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).
Этническая адаптация имеет две формы:активную, когда этническая группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассивную, когда она не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной этнической адаптации — высокий уровень приживаемости в данной национальной этнической среде, а также психологическая удовлетворенность этой средой в целом.
Нормативный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т.п. Обычно этническая адаптация требует длительного времени, но происходит быстрее у близких языково-культурных и хозяйственно-культурных народов. Этническая аккультурация— это процесс и результат взаимовлияния национальных культур, заключающийся в восприятии одной из них (обычно менее развитой) элементов другой культуры. Введение в быт народа какого-либо культурного нововведения, т.е. превращение инновации в традицию, происходит не сразу. Формы обмена культурной информацией между народами и внедрения ее в быт очень разнообразны. Культурный процесс в той или иной степени захватывает все народы нашей планеты независимо от их расовой, языковой и этнической принадлежности или социально-экономического уровня. Особенно интенсивно этот процесс проходит у народов Азии, Африки, Океании, Латинской Америки. На основе имеющихся научных исследований этнологи составляют программы облегчения усвоения европейской культуры отсталыми народами и населением резерваций.
Этническая аккультурация (следствие контактов между культурами, способствующих широкому распространению культурных явлений) обычно ведет к частичной или полной ассимиляции.
47. Этническая ассимиляция
Этническая ассимиляция— процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают. В результате этого происходит потеря ими своего языка, культурных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или государства происходит увеличение численности лиц одной (ассимилирующей) национальности и сокращение числа лиц другой (ассимилируемой) национальности.
Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосударственной и межрегиональной миграции, расширение межнационального общения, рост межнациональных браков, семей и т.д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, переселившихся во Францию, США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различают естественную и насильственную ассимиляцию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Проблема анализа межкультурной адаптации
Надо отметить, что начало исследований положило обращение ученых к проблемам этнопсихологии: взаимодействию различных этнических общностей, этнических диаспор, этнокультурных контактов и т.д.
Известный исследователь адаптации к новой культурной среде, Н.М. Лебедева определяет этнокультурную адаптацию как процесс и результат взаимодействия этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия.
Автор разделяет успешную и неуспешную адаптацию. Успешной адаптацией этнических групп может считаться межэтническая интеграция, при которой сохранятся этнокультурные особенности, свойственные каждой этнической группе. В то же время для такого объединения характерны элементы общего самосознания, вхождения в общее «мы» (реальное или условное). Неуспешная адаптация характеризуется противоположными признаками, в частности, утратой культурных особенностей и самосознания одной из этнических групп, и изоляцией, как процесса «отдаления» от культурной идентичности. Подобная картина наблюдается, например, при ассимиляции.
Результаты этнокультурной адаптации зависят от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки, а также от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповых установок. Кроме того, этнокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в школе). Эта адаптация включает в себя психологический компонент (психологическая удовлетворенность и хорошее физиологическое самочувствие) и социокультурный компонент (то, как индивиды справляются со своей повседневной жизнью в новом культурном контексте).
В работах Т.Г. Стефаненко межкультурная адаптация понимается как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответствии с ними.
Автор выделяет внутреннюю и внешнюю стороны межкультурной адаптации. Внутренняя сторона выражается в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, а внешняя проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, полноправном межличностном взаимодействии с ее членами.
Важно подчеркнуть, что в психологических исследованиях не уделяется внимание термину «культура». Как правило, используется наиболее устоявшееся в философии понимание культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Согласно модели аккультурации канадского психолога Дж. Берри, люди, адаптируясь к иной культуре, не могут с лёгкостью изменить свой поведенческий репертуар и у них возникает серьёзный конфликт в ходе приспособления к новой социокультурной среде. Автор считает, что источники возникающих проблем лежат не в культуре, а в межкультурном взаимодействии.
По мнению Берри, аккультурация сводится к двум основным проблемам: поддержание культуры (в какой степени признаётся важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени следует включаться в иную культуру или остаться среди «своих»).
В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса автор выделил четыре основных типа стратегии аккультурации:
Выборы стратегии аккультурации, как и установки на них могут широко варьироваться. С точки зрения Берри, успешной адаптацией для явных этнических меньшинств является бикультурализм, который предполагает достижение социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной. При этом этническая сохранность (сохранение этнической принадлежности) может играть позитивную роль в уменьшении культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержании позитивной самоидентификации.
Культурный шок изучался многими учеными. Например, А. Фарнхем и С. Бочнер пришли к заключению, что симптомы культурного шока весьма разнообразны: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, неуверенность в себе, бессонница, чувство изнеможения, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий может выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что может негативно влиять на межличностные отношения.
Подобные симптомы, говоря о ностальгии, выделяли психиатры, начиная с семнадцатого века: «устойчивая печаль, мысли только о родине, нарушенный сон или длительное бодрствование, упадок сил, снижение аппетита и жажды, чувство страха, оцепенения, ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности, враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям».
Психологическое исследование межкультурной адаптации тесно связано с анализом поведения мигрантов в ситуациях межэтнического взаимодействия и оценкой влияния этнокультурной маргинальное.
Э. Стоунквист вводит понятие маргинальной личности как «индивида, который интериоризировал многие ценности двух или более конфликтующих систем». Такая личность обычно испытывает тревогу, дискомфортные чувства, проявляя иногда и социально-отклоняющееся поведение. По мнению А.В. Сухарева, маргинальность личности не является обязательно негативной характеристикой, напротив, такой индивид может играть особую положительную роль в сфере межкультурного взаимопонимания. Здесь все зависит от уровня разрешения внутриличностного маргинального конфликта. Маргинальность может проявляться психологически также ив невозможности найти у себя какие-либо достаточно выраженные признаки тех или иных групп при сохранении стремления к самоидентификации. Разрешение внутриличностного конфликта можно рассматривать как один из этапов развития личности, связанных с проявлением психической зрелости. Сначала человек не осознает, что маргинальный конфликт затрагивает его жизнь, затем он осознанно переживает этот конфликт и в итоге находит более или менее конструктивное разрешение ситуации.
А.Б. Мулдашева указывает, что этнокультурная маргинальность влияет на направленность групповых и индивидуальных межэтнических установок. Автор выделяет три основных фактора, определяющих особенности проявления этого феномена: степень комплиментарности между этническими группами; характеристики этнического поля каждой из групп; характеристики жизненного мира субъекта взаимодействия. Наличие этнической двойственности определяет большую аффективную насыщенность, а также жёсткость межэтнических установок маргинала.
Многие авторы рассматривают проблему культурного шока в контексте так называемой U-образной кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации:
— первый этап, называемый «медовым месяцем», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами, но этот этап быстро проходит;
— на втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать своё негативное воздействие, проявляется влияние и психологических факторов (чувства взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими), что приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии;
— на третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в серьёзных болезнях и чувстве беспомощности;
Процесс адаптации может сопровождаться проблемами межгруппового и межличностного взаимодействия, что является следствием противоречивых переживаний, чувства незащищенности, сложных ситуаций, особенностями взаимоотношений человека в новой группе.
Сложным является вопрос о факторах межкультурной и социально-психологической адаптации, т.е. о тех условиях, которые влияют на успешность приспособления индивида к новой культуре и группе. Критериями успешной адаптации в различных работах рассматриваются по-разному. По этому поводу нет единой точки зрения. Но можно отметить, что рассматриваются, прежде всего, временные показатели, а именно продолжительность дискомфортных состояний, которые испытывает человек, попавший в новую для себя культурную среду. Также можно говорить об уровне выраженности этих состояний.
Т.Г. Стефаненко пишет, что длительность межкультурной адаптации определяется индивидуальными и групповыми факторами. К индивидуальным факторам относятся демографические и личностные факторы. Среди демографических факторов основным является возраст, который достаточно сильно влияет на процесс адаптации: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но уже для школьников этот процесс оказывается сложным. Очень болезненным испытанием оказывается изменение культурного окружения для пожилых людей. Психотерапевты и врачи считают, что пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде, и им «нет необходимости обязательно усваивать чужую культуру и язык, если к этому у них нет внутренней потребности».
Образование также является фактором, который влияет на успешность адаптации: чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока. В целом успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. Р. Тафт полагает, что эмпирических исследований, рассматривающих роль индивидуально-личностных факторов в культурном приспособлении очень мало.
Важным условием успешной адаптации является знание языка носителей новой культуры, которое не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить доверие «хозяев». Одним из важнейших факторов, благотворно влияющих на процесс адаптации, является установление дружеских отношений с местными жителями. Так, мигранты, имеющие друзей среди местных жителей, познавая правила поведения в новой культуре, имеют возможность получить больше информации о её нормах, правилах и ценностях.
Помимо вышеперечисленных, к числу необходимых для успешной адаптации эмигранта факторов относят: желание интегрироваться в новую среду и степень активности этого процесса; наличие установки на усвоение новых культурных феноменов; стремление к преодолению информационной изоляции; наличие интеллектуально-волевого комплекса, в центре которого располагаются обучаемость, критичность мышления, готовность к изменениям; стремление к установлению коммуникативных связей с окружающей средой; устойчивость к нервно-психическим перегрузкам, саморегуляция состояний; удовлетворённость основных социогенных потребностей личности (потребность в аффилиации, потребность в самореализации, потребность в удовлетворяющем социальном статусе).
Было выявлено, что показателями межкультурной адаптации на психологическом уровне является зависимость хорошей социокультурной адаптации от знания культуры, языка, степени включённости в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки.
На основе проведенного анализа, в данном исследовании мы будем рассматривать межкультурную адаптацию в качестве разновидности социально-психологической адаптации, а именно, как сложный, многогранный и многосторонний процесс знакомства, привыкания и приспособления личности к условиям жизни в новой культурной среде.
На основе проведенного анализа, мы выделяем следующие основные показатели успешной межкультурной адаптации:
— восприятие себя в качестве члена новой культурной группы (или близкого ей человека);
— позитивное отношение к групповой принадлежности;
— чувство удовлетворенности и полноты жизни в новых социокультурных условиях;
— участие в социальной и культурной жизни новой группы;
— полноправное межличностное взаимодействие с ее членами.
Таким образом, анализируя психологические и социокультурные факторы адаптации, была выявлена зависимость успешности социокультурной адаптации от знания индивидом культуры, степени включённости в контакты и межгрупповые установки, а психологической адаптации от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки. Успешная адаптация представляет собой процесс погружения в чужую культуру, сопровождающееся освоением ее ценностей, норм, моделей поведения. Достижение социальной и психологической интеграции в новую культуру происходит без потери богатств собственной. Исследование межкультурной адаптации в соответствии с выделенными критериями включает себя анализ следующих феноменов: межкультурное взаимодействие; трансформация социальной идентичности; толерантное отношение к новой культуре; атрибутивные характеристики; стремление к самоактуализации и удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью, эмоциональное состояние личности.