Чем обусловлена эффективность педагогического процесса
Условия эффективности педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс.
Обращаясь к истокам возникновения воспитания, следует сказать, что с момента своего зарождения оно оформилось как целостный процесс. Уже в первоначальных формах воспитания – обрядах, ритуалах, имитационных играх происходила не только трансляция знаний и опыта деятельности старшего поколения.
То есть в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение развитии путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, осуществляемого в соответствии с заранее предполагаемым результатом.
Педагоги и воспитанники как субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятелъностный компонент взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью.
Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность – педагогической системы.
Условия эффективности педагогического процесса.
Показателями эффективности педагогического процесса являются: правильность и системность знаний; точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности, а также способов познания и самообразования; готовность к творческому применению знаний и умений; сформированность ценностного отношения к учебному матералу, стоящим за ним объектом и самому процессу учебной деятельности; готовность и устремленность к самореализации; трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность; сформированность системы ценностей; социальная активность, мотивированная этой системой и усвоенным социальным опытом.
Для эффективного функционирования педагогического процесса необходимы определенные условия. К ним относятся:
1. Учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства, в том числе и современные информационные и коммуникационные технологии и др.).
2. Учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный, температурный режим и др.).
3. Морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучающимися и др.).
4. Высокая профессиональная подготовка педагогического состава образовательного учреждения.
Эффективная организация педагогического процесса обеспечивается в том случае, если он строится в соответствии с закономерностями воспитания, которые предполагают социальную обусловленность цели и задач воспитания, зависимость содержания, форм и методов воспитания от поставленных целей, зависимость результатов воспитания от целостности и взаимосвязи всех основных компонентов педагогического процесса.
Выступление на тему «Условия эффективности педагогического процесса», презентация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВЕН ПРИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПЕД.ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДЧИНЁН ОПРЕДЕЛЁННЫМ ЦЕЛЯМ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА НА ОБУЧАЕМЫХ ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАКСИМАЛЬНАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ ГРАМОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕД. ПРОЦЕССОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДЧИНЁН ОПРЕДЕЛЁННЫМ ЦЕЛЯМ СТЕРЖЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕЗУЛЬТАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАН НА ОБУЧАЕМЫХ. ЛЮБОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЗДАЁТСЯ И ФУНКЦИОНИРУЕТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ. ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ С УСТОЙЧИВЫМИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫМИ ПРИНЦИПАМИ ЧЕЛОВЕК.
МАКСИМАЛЬНАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ. НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ЕГО СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЧУ УЧИТЬСЯ
ДО СЕМИ ЛЕТ ДЕТЕЙ УЧАТ ХОДИТЬ И ГОВОРИТЬ, А В ШКОЛЕ ИХ УЧАТ… СИДЕТЬ И МОЛЧАТЬ. КТО НА УРОКЕ БОЛЬШЕ ГОВОРИТ, ТОТ… БОЛЬШЕ УЧИТСЯ. ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ. (РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА). КАК УЧИТЬ?
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЧЕНЬ ВАЖНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько); это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев); это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (Монахов В. М.);
Личностно ориентированные технологии обучения Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыслительной деятельности Технология эвристического обучения Проектная деятельность Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко ) Технология концентрированного обучения Модульное обучение
Информационные технологии ИКТ Технологии дистанционного обучения Технологии оценивания достижений обучающихся Технология «Портфолио» Безотметочное обучение Рейтинговые технологии Технология «Лестница достижений» Технология уровневой дифференциации
Интерактивные технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты» Тренинговые технологии
Преимущество использования современных технологий вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; учитель координирует деятельность обучающихся, формирует навыки добывания знаний; атмосфера сотрудничества.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ, И, МОЖЕТ БЫТЬ, Я ЗАПОМНЮ. СДЕЛАЙ МЕНЯ СОУЧАСТНИКОМ, И Я ПОЙМУ». КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАВИСИТ ТАКЖЕ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РОДИТЕЛЕЙ
организация диагностической работы по изучению семей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета; создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением; объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов ) НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Выбранный для просмотра документ Условия эффективности педагогического процесса.docx
Условия эффективности педагогического процесса
Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности:
педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы соответствии с потребностями развития общества;
ориентация педагогического процесса на обучаемых;
формирование всесторонне развитой личности;
максимальная интенсификация учения обучаемых.
построение педагогического процесса на основе современных психолого-педагогических технологий.
грамотное управление педагогическим процессом
Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция. Стержень педагогической работы — целенаправленность, деятельность ориентированная на результат и обеспечивающая его достижение.
Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности. Главный результат — высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы.
Образовательный процесс в настоящее время
Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире. За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны.
Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.
Отношения между педагогом и учащимся
Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования.
Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе.
Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности. Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ученику .
В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно, школа должна создать условия для развития личности.
Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков обучающимися.
Негативные явления: жалобы родителей и обучающихся на некоторые моменты в поведении учителей, конфликтные ситуации, возникающие в отношениях с учителями.
Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроке и, как следствие нервные срывы.
Комфортно чувствуют себя в школе только 58% обучающихся, 28 % часто конфликтуют с учителями. При отсутствии благоприятного психологического климата школа не может решать поставленные перед ней задачи.
Педагогическое взаимодействие как составная часть труда учителя является «главным инструментом этого труда». В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно взаимосвязанных звена: общие и индивидуальные принципы общения.
Культура общения учителя является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие принципы обучения и воспитания. Чем выше диапазон применяемых приемов и средств общения, тем боле высок уровень культуры учителя.
Человеческие отношения образуют основу социально – психологического климата коллектива. Оно является тем социальным клеем, который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов.
Работая в школе нужно научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями обучающихся, от этого, как отмечают психологи, зависит настроение учителя на работе. Взаимоотношения в коллективе сильно отражаются и на качестве учебно – воспитательной работы.
Эффективность педагогического процесса зависит также от вовлечения в педагогический процесс родителей
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Из опыта работы ряда образовательных учреждений можно выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи:
организация диагностической работы по изучению семей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;
объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.)
Условия эффективности педагогического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности:
Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция.
Стержень педагогической работы — целенаправленность, деятельность ориентированная результат и обеспечивающая его достижение.
Педагогический процесс должен быть ориентирован на обучаемых. Любое образовательное учреждение создается и функционирует для учеников. Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности. Главный результат — высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Максимальная интенсификация учения требует обучения учеников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, большего времени в педагогическом процессе для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как личности и профессионала. Важно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором не заставляют обучающегося учиться, а создают обстановку в которой самому индивиду хотелось бы учиться.
Образовательный процесс в настоящее время
Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире. За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны.
Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.
Отношения между педагогом и учащимся
Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования.
Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе.
Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности.
Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28 01 2021
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Коллектив авторов
Книга «Шпаргалка по педагогике (для педагогов)»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие.
1. Закономерность динамики педагогического процесса – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).
Главные этапы педагогического процесса:
На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Важную роль на данном этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).
15. Педагогические цели
Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. При этом у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.
Цель – категория философская, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.
Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.
Инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов.
Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:
– первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;
– вторая группа – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;
– третья группа – цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся (например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса).
Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
1) сравнить, обобщить определенную информацию;
2) сделать выбор наиболее значимой информации;
3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия.
Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях.
Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника, которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
4) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.