Чем обусловлен коммуникативный барьер

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации.

Учесть всю совокупность искажающих сообщение факторов практически невозможно — они слишком разнообразны. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

♦ языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

♦ профессиональное неприятие некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

♦ неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепелъ В. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М., 1992. С. 118-119).

В литературе по психологии принято выделять четыре типа барьеров:

♦ фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;

♦ семантический — различие в системах значений слов;

♦ стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

♦ логический сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В теории коммуникации в качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды.К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

акустические помехи шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье двери, звонки телефона и т.д.;

отвлекающая окружающая обстановка— яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном и т.д.;

температурные условия слишком холодно или слишком жарко в помещении;

погодные условия дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры.В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуникации К. Шенноном. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом. Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п.); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения и др.

«Человеческие» барьеры коммуникацииможно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Отечественный психолог Б.Д.Парыгин выделяет барьеры, связанные как с безличными механизмами социально- психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных индивидуальных особенностей коммуникантов. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых являются индивидуальные особенности личности, например, ее интровертированность. (См. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999).

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Кроме перечисленных, к распространенным формам психологических барьеров относятся нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, повышенная впечатлительность и др.).

Психологические барьеры выполняют две функции:

1) функция психологического препятствия;

2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно. В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Одна из главных причин этого состоит в феномене «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении. Интерпретация — это осознанная или неосознанная попытка преодолеть дистанцию между культурами коммуникантов. Попытки такого рода не всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования текста (сообщения).

Практические выводы можно сформулировать следующим образом:

♦ никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;

♦ важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

♦ необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;

♦ нужно использовать различные средства доставки сообщения;

♦ следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

Источник

Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Оглавление

1. Коммуникационные барьеры – основные аспекты

1.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения

1.2 Классификация коммуникационных барьеров

2. Характеристика методов и средств преодоления барьеров в коммуникациях

2.1 Правила и принципы построения эффективной коммуникации

2.2 Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров

Введение

Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления

При обмене информацией могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешность бизнеса в целом. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий, а следственно снижается эффективность ведущихся работ. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотреть проблему коммуникационных барьеров и выявить причины их возникновения.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

§ изучить теоретические материалы по данной проблеме;

§ дать определение коммуникативных барьеров;

§ рассмотреть различные виды коммуникационных барьеров;

§ проанализировать причины возникновения барьеров в коммуникациях;

§ сделать выводы и внести предложения.

С целью написания работы были изучены труды отечественных и зарубежных авторов: Мескона М, Абчук В.А., Басовского Л.Е. и других.

Коммуникационные барьеры – основные аспекты

Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения

Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или барьеры.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. [16]

При диалоге людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.

В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Условно можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях:

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьерСложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьерНепривычность и сложность формы сообщения;

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьерПроблемы со средствами передачи сообщения;

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьерПлохая обратная связь;

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьерЗапаздывание информации и другие.

Источник

Особенности исследования коммуникативных барьеров

Общение как один из видов деятельности. Определение существующих коммуникативных барьеров. Причины их возникновения, классификация. Поиск путей и средств возможного преодоления этих барьеров. Правила и принципы построения эффективной коммуникации.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления19.11.2015
Размер файла239,8 K

Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть фото Чем обусловлен коммуникативный барьер. Смотреть картинку Чем обусловлен коммуникативный барьер. Картинка про Чем обусловлен коммуникативный барьер. Фото Чем обусловлен коммуникативный барьер

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

общение коммуникативный барьер

Глава 1. Коммуникативные барьеры

1.1 Понятие коммуникативных барьеров

1.2 Причины возникновения коммуникативных барьеров

1.3 Классификация коммуникативных барьеров

Глава 2. Методы борьбы с коммуникативными барьерами

2.1 Правила и принципы построения эффективной коммуникации

2.2 Методы и средства преодоления коммуникативных барьеров

Список использованных источников

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что в жизни любого человека так и менеджера в частности общение занимает особое место. Коммуникация в менеджменте выступает связующим процессом. С помощью коммуникации объединяются в единое целое все блоки и элементы управленческой деятельности. Влияние коммуникативных навыков на результат его профессиональной деятельности огромно: он должен уметь общаться с людьми, объяснять свою точку зрения, держаться в рамках принятых норм, правильно трактовать, передавать принятую информацию и делегировать полномочия в качественной форме. Проще говоря, без менеджера нет. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает менеджер, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. В целом взаимодействие с обществом сегодня строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

Многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения. В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Если углубляться в вопрос коммуникативных барьеров, то можно понять, что единой классификации не существует. При исследовании философами проблемы общения, было выявлено множество теорий. Например, Б.Д. Парыгин выявил, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение, как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта.

В широком и в узком смысле слова множественное понимание общения вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. Частью общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— дать определения существующих коммуникативных барьеров;

— рассмотреть различные классификации коммуникативных барьеров;

— определить предпосылки возникновения барьеров в общении;

— выявить правила и принципы построения эффективной коммуникации;

— найти пути и средства возможного преодоления этих барьеров.

1.2 Понятие коммуникативных барьеров

Менеджеры часто сталкиваются с такой проблемой, как коммуникативные барьеры. Возникают они по разным причинам, существуют как внешние, не зависящие от человека факторы, так и внутренние, имеющие прямое отношение к человеческой психике и восприятию.

Внешние коммуникативные барьеры:

Внутренние коммуникативные барьеры:

Внутренние коммуникативные барьеры куда сложнее внешних, и бороться с ними надо долго и с усердием. Прежде всего, к таким проблемам относятся различные причины, мешающие объективному восприятию чужой речи. Это может быть отрицательное отношение менеджера к собеседнику (на личной почве), к его деятельности или результатам его труда, к каким-то раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника. Для человека, работающего с информацией, крайне важно сохранять объективность даже в самых неприятных для него условиях. Достигается это со временем, в процессе работы и тренировок.

— дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

— инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

— антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

— неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии принято выделять четыре типа барьеров:

1. Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить.

2. Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуникации К. Шенноном. В современной коммуникации это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом. Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

Рис. 1.1 Модель коммуникационного процесса

3. Человеческий барьер. Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социокультурный барьеры коммуникации:

— социокультурные барьеры. Люди являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно;

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали, а самое главное слышали.

Коммуникативные барьеры в первую очередь порождают социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Одной из главных причин является феномен «общественного сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах, особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Общественное сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных личностей, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

Попытки такого рода не всегда бывают удачными потому, что наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования сообщения.

1.2 Причины возникновения коммуникативных барьеров

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Выделяют классификацию потребностей:

— первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские потребности, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

Но недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

Причины возникновения коммуникативных барьеров и их основные виды

Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями направленности личности

Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями познавательной сферы личности

Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями эмоциональнодинамической сферы личности

Коммуникативные барьеры, обусловленные особенностями общения участников коммуникации

Барьеры, обусловленные особенностями информационной составляющей общения

Барьеры, обусловленные особенностями социально-перцептивной составляющей общения

Барьеры, обусловленные особенностями интерактивной составляющей общения

Барьеры, обусловленные различным стилем и стратегиями общения.

Барьеры, обусловленные социальнопрофессиональными и социальнодемографическими характеристиками участников коммуникации

Барьеры, обусловленные различным социальным, управленческим и профессиональным статусом участников коммуникации.

Барьеры, обусловленные вековыми особенностями участников коммуникации.

Барьеры, обусловленные гендерными особенностями участников коммуникации.

Рис. 1.2 Основные коммуникативные барьеры в организации, обусловленные индивидуально-психологическими, социально-профессиональными и социально-демографическими особенностями участников коммуникации

Коммуникативные барьеры является одной из причин возникновения и развертывания внутренне-личностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, которые возникают в организациях. Они также могут приводить к снижению результативности деятельности менеджеров и персонала организаций, влиять на их межличностные отношения, эмоциональное состояние, степень удовлетворенности работой. Поэтому важность профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации очевидна, а работа организационного психолога в этом направлении является насущной.

В отношении основных видов коммуникативных барьеров в организации следует отметить, что психологами выделено несколько их видов.

Другие авторы выделяют типы барьеров, препятствующих как отправке, так и получению информации в организации:

— связанные с восприятием информации;

— организационные. Причины барьеров восприятия заключаются в различии во время наблюдения, отбора и организации стимулов, которые постоянно получают участники коммуникации, и интерпретации информации. Причинами организационных барьеров общения выступают: слишком большое количество звеньев в коммуникационной цепочке; монополия на информацию; отношения, основанные па статусе; обход информации; защитная реакция кого из сотрудников; равнодушие и халатность руководства; озабоченность (собственная ли кого из коллег); невнимательность.

Отдельно выделены коммуникативные барьеры, возникающие в управленческом общении:

— фонетический и стилистический барьер, связанные с качеством дикции, темпом, скоростью и громкостью вещания;

— интеллектуальный барьер, связан с логико-грамматическим оформлением вещания и особенностями мышления;

— семантический барьер, который отражает индивидуальность жизненного опыта человека и актуализирует задачу «поиска общего языка»;

— эмоциональный барьер связан с разным эмоциональным состоянием партнеров;

— мотивационный барьер, связан с различными целями, установками и мотивацией;

— барьер, связанный с социальными ролями «руководитель», «подчиненный» и иерархией их взаимоотношений;

Так, в процессе переговоров в организации могут возникнуть такие коммуникативные барьеры:

1. Партнеры вступают в переговоры, достаточно не обдумав заранее свои цели и задачи. Это можно назвать барьером «холодного запуска» па начала переговоров.

2. Отсутствие программы. У партнеров нет четкого плана действий в рамках максимальных и минимальных требований. Переговоры вести легче, если существуют разработанные варианты и программы действий.

5. Барьер «пустить все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о конкретные предложения, потребности и критерии оценки предмета переговоров, позиций и ожидаемой реакции противоположной стороны.

Анализируя коммуникативные барьеры, возникающие в образовательных организациях, один из авторов раздела обосновал, что они могут быть обусловлены объективными (внешними) и субъективными (внутренними факторами).

К группе объективных (внешних) факторов, обусловливающих возникновение коммуникативных барьеров в организации, автор относит:

— особенности социально-политического развития общества, которые определяют общий уровень демократичности коммуникативных процессов, их ориентацию на межгосударственные и межнациональные связи;

— уровень материально-технической оснащенности каналов информации как в целом в обществе, так и конкретно в каждом месте, где осуществляется коммуникация;

— характеристику микроситуации, связанной с общением, в конкретной образовательной организации;

— особенности проблемы, которая составляет предмет коммуникации.

Негативное влияние объективных факторов приводит к таким видов коммуникативных барьеров:

К группе субъективных (внутренних) факторов, обусловливающих возникновение коммуникативных барьеров в организации, относятся:

— особенности направленности участников коммуникации (потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные установки, жизненные планы);

— характеристики познавательной сферы субъектов и объектов коммуникации (уровень интеллектуального развития, наличие общих и профессиональных знаний);

— особенности, которые определяют стратегию взаимодействия участников общения (стиль общения участников коммуникации, уровень психологической готовности к общению, социально-психологический климат в коллективе).

Субъективные факторы обусловлены, как правило, национально-культурными, социально-профессиональным, возрастным, половым, индивидуально-психологическими различиями участников коммуникации. Влияние субъективных факторов оказывает влияние таких коммуникативных барьеров:

— собственно коммуникативных (вербальных и невербальных).

1.3 Классификация коммуникативных барьеров

3. Барьеры понимания.

3.1 Фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Можно также выделить ряд барьеров, не вошедших вышеприведенную классификацию, но являющихся важными для осуществления электронной коммуникации.

Соответственно всякий коммуникатор должен обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.

5. Психологические барьеры общения. Барьеры отношения.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят психологический характер.

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей:

5.1 Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

5.2 Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

5.3 Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним

5.4 Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

5.5 Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер. Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.

Таким образом, под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

2.1 Правила и принципы построения эффективной коммуникации

Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.

Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника,

Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективная обратная связь:

— должна быть направлена на изучение действий членов организации;

— конструктивна, и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи;

— обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;

— носит незамедлительный характер;

— основывается не столько на оценке сказанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;

— полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы;

— характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;

— для того чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее;

— должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю;

— должна быть надежной.

Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.

Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

2.2 Методы и средства преодоления коммуникативных барьеров

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо, или суггестии. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.

1. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

— привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *