Что значит репродуктивный уровень организации опытов
Что значит репродуктивный уровень организации опытов
Ключевые слова: ОПЫТ; КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЫТОВ; ТРЕБОВАНИЯ К ОПЫТАМ; ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; EXPERIENCE; CLASSIFICATION OF EXPERIMENTS; REQUIREMENTS FOR EXPERIMENTS; PRACTICAL TRAINING METHODS.
Рассматривая понятие «опыт» с точки зрения В.М. Пакуловой, можно представить его как способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных условиях и выяснения из многообразия комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [3].
При выборе опыта на урок окружающего мира в младших классах необходимо учитывать его классификацию, так как цель методик и организация опытов значительно различается. Рассмотрим разные подходы к классификации опытов.
Обратимся к классификациям научных деятелей: Е.Ф Козиной, Р.А Петросовой, И.Л. Лернеру и М.Н. Скаткину, и сравним разные подходы в составленных классификациях. Е.Ф. Козина классифицировала опыты по следующим критериям:
1. По времени проведения: краткие (на уроках) — ориентирование на местности с помощью компаса, определение свойств воды в жидком состоянии; длительные (дома, во внеурочной работе, в течение недели, года) — опыт по выяснению значения тепла для образования корней у комнатных растений.
2. По месту в учебном процессе: урочные и внеурочные.
По диалектической цели: для создания проблемной ситуации на уроке, в ходе контроля над выполнением домашнего задания (на этапе адаптации), при изучении нового материала (иллюстрации к рассказу), как подтверждение усвоенного (разновидность контроля при проверке домашнего задания).
3. По специфике проведения: демонстрационные (показ учителем или подготовленный учеником, класс делает выводы), лабораторные (работа детей) [1].
В классификации, представленной у Петросовой Р.А., отмечено что, в обучении естествознанию широко применяются демонстрационные методы. Например, учитель демонстрирует опыт «Расширение и сжатие воды при нагревании и охлаждении». В методическом пособии данного автора классификация лабораторных опытов более подробная, лабораторные опыты могут быть фронтальными, выполняемыми всем классом, групповыми и индивидуальными. Групповые и индивидуальные опыты по заданию учителя школьниками выполняться могут и дома. Это, например, опыт по проращиванию семян или выращиванию кристаллов. При изучении темы «Почва, её состав, виды почв» этот вид опыта также можно использовать. К примеру, каждая колонка проводит опыт с песчаной, глинистой, черноземной и прокаленной почвой. При проведении лабораторных опытов учащиеся непосредственно работают с оборудованием, приборами, ведут «Дневник наблюдений» и оформляют результаты. Всё это приучает учащихся к самостоятельности.
4. По поисковой направленности: традиционные (цель ставится учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).
5. По характеру мыслительной деятельности у Петросовой выделены следующие опыты: иллюстративные, эвристические, исследовательские.
Стоит обратить внимание на то, что И.Л. Лернер и М.Н. Скаткин данную классификацию дополнили ещё несколькими направлениями: репродуктивные, проблемно-иллюстративные и частично-поисковые опыты [2].
Иллюстративные опыты применяют для подтверждения учебного материала, рассказанного учителем, а также для проверки усвоения знаний учащимися. Поэтому нередко их называют проверочными. Это, например, опыты, подтверждающие расширение тел при нагревании, различную водопроницаемость горных пород и т.д. Например, учитель говорит: «Дети, мы с вами узнали, что в почве есть песок, глина, перегной. Кроме того, в почве имеется воздух. Вот посмотрите, я опускаю в стакан с водой комок почвы. Видите – из почвы выделяются пузырьки воздуха. Следовательно, в почве есть ещё и воздух. В этом случае проводимый опыт служит лишь в качестве иллюстрации к излагаемому учителем материалу. Дети в организации и постановке опыта не участвуют.
Проблемно-иллюстративный опыт. В данном случае учитель ставит проблему (вопрос) и сам же с помощью опыта её решает. Дети следят за ходом рассуждения учителя, наблюдают за его действиями. Учитель: «Давайте посмотрим, что ещё есть в почве. Для этого я сейчас проделаю опыт. Я опускаю в стакан с водой комок почвы. Видите – из почвы выделяются пузырьки воздуха? (Дети: видим). Учитель: «Выделившиеся из почвы пузырьки показывают, что в почве есть ещё и воздух».
Частично-поисковый опыт. Здесь учитель организует опыт таким образом, что дети сами находят ответ на поставленный учителем вопрос. Учитель: «Давайте посмотрим, что ещё есть в почве. Перед вами на партах – стаканы с водой и комочки почвы. Сейчас вы проделаете следующий опыт. Возьмите почву и опустите её в воду. (Дети выполняют). Что вы видите?» (Возможные ответы детей: из почвы выделились пузырьки воздуха). Учитель обращает внимание именно на пузырьки воздуха и спрашивает: «Так что же ещё есть в почве?» Дети отвечают, что в почве есть воздух.
Эвристические опыты (от греческого эврика — «я нашел») проводят с целью получения конкретного результата учащимися самостоятельно. При этом путь работы намечается учителем и известен учащимся, результат же — неизвестен. Например, учащимся предлагают заполнить сосуд водой и выставить на мороз. Вывод по итогам опыта школьники делают самостоятельно.
Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Это, например, описанные в литературе опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости и другие. В начальной школе эти опыты находят ограниченное применение.
Репродуктивный опыт. После того как опыт был проведен в классе, учитель может предложить детям повторить его дома, но уже с другой почвой. Ученики повторяют опыт, но несколько с другим материалом. Некоторое продвижение к исследованию есть: дети сами проводят опыт и подтверждают достоверность полученного ранее знания [2].
Как видим, классификация опытов довольно обширная. На наш взгляд, наиболее продуктивным для приобщения детей к поисковой деятельности, развития мышления является лабораторный частично – поисковый опыт. Именно с помощью его и следует проводить большинство опытов, связанных с изучением свойств объектов, природных явлений, процессов.
Для проведения разных видов опыта существуют общие требования, которые нужно учитывать и выполнять. Отметим данные требования.
Во–первых, осознание учителем и учениками цели опыта. Для педагога это две главные цели: первая – приобретение детьми новых знаний, вторая — приобщение детей к исследовательской работе. Для детей цель опыта – ответ на поставленный учителем или самими детьми проблемный вопрос.
Во–вторых, ясная, исчерпывающая инструкция по технике выполнения опыта. Эта инструкция может быть дана учителем в устной форме, записана на доске или приведена в учебнике.
В–третьих, необходим контроль учителем хода проведения опыта, необходимая коррекция действий школьников, диагностика воспринимаемого материала. Учитель следит, чтобы дети самостоятельно выполняли инструкцию, при необходимости оказывает помощь.
В–четвёртых, учитывается самостоятельность выводов детей по результатам опыта.
В–пятых, связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека. Дальнейшая беседа по результатам опыта строится по определенным вопросам.
Приведённые выше требования используются учителем на уроке при любых видах опытов. С методической точки зрения подход к организации опытов разной классификации между собой значительно отличается. Выбирать опыт необходимо в соответствии с темой урока, уровнем подготовленности учащихся и их возрастными особенностями. А также необходимо помнить, что проводить опытническую деятельность нужно в соответствии с вышеперечисленными требованиями.
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий. В этой статье вы узнаете об определении репродуктивного метода обучения, а также о его преимуществах и недостатках.
Суть репродуктивного метода обучения
Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель.
Репродуктивный способ обучения является очень популярным, и на сегодняшний день он лидирует среди других методик. Со временем форма обучения несколько видоизменяется, но сама суть остается той же.
Особенности метода
Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и пытаться запомнить сказанное.
Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы имеют взаимосвязь между собой.
К третьей особенности можно отнести универсальность учебного процесса, ведь учителю не нужно подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Репродуктивный метод обучения может применяться сразу для больших групп.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы имеют существенные отличия между собой. В первом случае усвоение материала происходит с помощью предоставления информации учителем, при этом ученик никак не проявляет себя и не подходит к процессу творчески.
Для продуктивного метода характерным является подход, когда ребенку дается возможность самостоятельно проделать определенную работу для получения знаний, а задания построены таким образом, что ученик обязан приложить усилия. Эти усилия могут заключаться в составлении таблиц для лучшего понимания материала, поиске ответов в тексте, а также объяснении, как он понял определенную информацию.
В итоге в репродуктивном приеме ребенку дают все знания, а в продуктивном типе он должен самостоятельно сделать какие-то выводы, чтобы усвоить урок.
Сочетание с другими методами
В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным приемом:
Пример использования репродуктивного метода
Характер репродуктивного метода достаточно функционален, так как в образовании его можно использовать абсолютно на любом уроке. В качестве примера можно взять урок математики, на котором учитель пытается объяснить детям тему умножения. Сразу педагог использует словесный и наглядный метод, рассказывая детям все правила, а также демонстрируя это все на картинках и специальных таблицах.
После информационного и познавательного приема учитель самостоятельно решает несколько примеров на доске, чтобы все ученики поняли суть. Далее к доске вызывают учащихся и предлагают им самостоятельно решить примеры. Заключительным уровнем является домашнее задание, которое учитель задает на дом для проверки знаний. Таким образом ученик обучается благодаря многократному повторению материала.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения
Несмотря на то, что репродуктивный метод является на сегодняшний день основным в обучении и вопрос о смене подхода пока не рассматривается, помимо достоинств он имеет достаточно большое количество недостатков.
К основному достоинству можно отнести то, что учителю не нужно тратить много времени на то, чтобы объяснить предмет каждому ученику отдельно. Репродуктивный метод подразумевает предоставление большого объема информации большой группе людей. К тому же, он прекрасно соотносится с любым предметом и не требует выхода за рамки.
Недостатков в данном методе обучения гораздо больше, чем достоинств:
На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, так как он является универсальным. Данный подход по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а используется из-за того, что в классе присутствует достаточно много детей, а время урока ограничено. Тем не менее, настоящим профессионалам удается привить детям любовь к знаниям. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо регулярно тренировать мозг, например, с помощью когнитивных тренажеров Викиум.
Репродуктивный метод обучения — что это такое, примеры
Репродуктивный метод в теории обучения долгое время остается наиболее привычным и понятным для учителей. Его можно использовать на разных уроках и с разным количеством детей, он не требует создания специальных условий и не предполагает особой активности детей в добывании знаний. При этом у детей нет возможности высказать свое мнение, поделиться наблюдениями или попробовать самостоятельно разобраться в том или ином вопросе.
Суть репродуктивного метода обучения
Что такое репродуктивный метод обучения? Это в педагогике метод, который по определению предполагает работу по выданной инструкции, а также воспроизведение ранее полученных знаний и умений.
Главная задача репродуктивного обучения – формирование знаний, умений и навыков у обучающихся. Решается она с посредством действий по образцу, в условиях, предложенных учителем. Деятельность детей организуется на основе многократного повторения информации и выполнения практических действий.
Репродуктивный метод основан на постоянном воспроизведении имеющихся знаний. Его можно отнести к традиционным методам, потому что в нашей системе образования он используется достаточно давно и сегодня является практически основным в условиях общеобразовательной школы. Он видоизменяется со временем, но суть остается той же: усвоение знаний посредством многократных повторений.
Особенности
Главной особенностью репродуктивного метода является то, что учебная информация передается учащимся в виде готового, уже переработанного для удобного восприятия. Детям не приходится ни о чем думать, остается лишь слушать, смотреть и воспринимать.
Вторая особенность – при его использовании пройденный материал постоянно приходится повторять. Темы связаны друг с другом, чтобы изучить новую, необходимо обязательно знать предыдущую.
Третья особенность – метод является удобным для работы сразу с большим количеством обучающихся. Не нужно подстраивать материал под индивидуальные особенности детей, к ним одно требование: слушать и запоминать.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы обучения отличаются друг от друга позицией обучающегося в процессе получения знаний. В первом случае учение – это объект обучения, а во втором – субъект. То есть при репродуктивном обучении ребенок не проявляет себя, не высказывает свое мнение, не пытается самостоятельно добыть информацию.
Продуктивный же метод предполагает более активную его позицию: ребенку также дается информация, но для ее восприятия ему нужно немного постараться, например: составить удобную таблицу, найти в тексте неочевидные ответы на вопросы, рассказать, как он понял полученную информацию. Если кратко, то в репродуктивном методе обучающемуся дают знания, а в продуктивном он частично добывает их самостоятельно.
Сочетание с другими методами
В теории обучения есть три метода, на которых базируется репродуктивный метод и идеально с ними сочетается.
Первая группа методов, которые относятся к репродуктивному, – словесные. Сюда можно отнести лекцию, объяснение, разъяснение, чтение, конспектирование. То есть все приемы, которые помогают выдать информацию с помощью речи.
Вторая группа – наглядные. Это методы, позволяющие визуально рассмотреть предмет объяснения. К этим методам относятся всевозможные иллюстрации, схемы, таблицы, презентации и модели. Они помогают создать более полную картину того, о чем учитель хочет рассказать детям.
Третья группа – практические методы. Это то, что дети могут выполнять самостоятельно, но по четкому алгоритму, выданному учителем. Здесь: конструирование, рисование, лепка, аппликации и создание сооружений из разных материалов.
Пример использования репродуктивного метода на уроке
Репродуктивный метод обучения можно использовать практически на любом уроке, он применяется при объяснении любой новой и повторении любой уже известной темы.
Пример: на уроке математики учитель в рамках репродуктивного метода обучения объясняет тему «сложение чисел». Сначала он объединяет словесные и наглядные методы: объясняет, вводит условные обозначения – символы сложения и равенства, показывает процесс сложения на конкретных предметах или картинках, их иллюстрирующих. После этого учитель решает у доски самостоятельно несколько примеров, вызывает к доске учеников, чтобы решили они, а также дает домашнее задание – еще некоторое количество примеров. В результате навык сложения чисел осознается и запоминается благодаря многократным повторениям.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода
К преимуществам метода можно отнести его экономичность: он позволяет за короткое время донести большое количество информации сразу большому количеству людей. Учителю удобно один раз все объяснить, не подстраиваясь под особенности восприятия у детей. Кроме того, репродуктивный метод можно назвать универсальным – он может быть использован практически на любом уроке.
Недостатков у репродуктивного метода можно найти значительно больше:
Заключение
Репродуктивный метод сегодня продолжает широко использоваться в общеобразовательных школах в связи со своей универсальностью. Сегодняшняя система образования не всегда позволяет использовать более интересные методы, так как детей в классе много, их время ограничено рамками урока, а учителю нужно успеть многое рассказать за это время. Тем не менее, учителям, которые стараются задействовать на уроке активность детей другими методами, обычно удается дать более крепкие знания и завоевать высокий уровень уважения у своих учеников.
I. Дидактика и информатика
Репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности
Эффективность учебного процесса можно фиксировать формально (изучена тема, выполнена контрольная работа, сдан экзамен). Однако его реальная эффективность зависит от существенно менее формализуемых соотношений между обученностью (овладением знаниями, способами деятельности) и развитием личности обучаемого. Необходим обоснованный выбор методов для организации процесса обучения, опирающихся на понимание соотношений между совокупностью полученных знаний и уровнем развития личности.
Существуют два варианта (направления) учебной деятельности — репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий).
Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление. Оба эти этапа приводят к пониманию, усвоению и овладению.
Схема репродуктивного варианта учебной деятельности
Продуктивный вариант, в отличие от репродуктивного, содержит ряд новых элементов (выдвижение и проверка гипотез, оценка вариантов и др.) и состоит из трех основных этапов — ориентировочный, исполнительский и контрольно-систематизирующий (по [9]).
Определение метода и методической системы
В [9] дается традиционное определение метода обучения как способа взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как системы целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих задачи обучения. Уже само определение метода носит двойственный характер. Здесь не раскрывается характер деятельности и характер процессов обучения и развития. Чтобы трактовать метод более конкретно, надо рассматривать его на уровне методики, то есть на уровне приемов — конкретных способов организации учебной деятельности школьников. Многообразие методов, обогащенное множеством конкретизирующих их приемов, сильно затрудняет педагогический выбор методик.
Один из путей, позволяющих сделать (и обосновать) такой выбор, обращает внимание педагогов на более крупные дидактические структуры — типы, или методические системы современного обучения. Типом (методической системой) обучения называют единство целей, содержания, форм, методов и средств конкретного способа обучения.
Методы в методической системе служат способами реализации целей и содержания. Преимущество ориентации на методические системы состоит в том, что выбор разыскиваемых методов упрощается, процедура выбора становится целостной, а не пошаговой.
Рассмотрим некоторые из существующих методических систем обучения.
Догматическое обучение, популярное на заре дидактики, сейчас, конечно, практикуется мало: его цель — запоминание фактов, даже без обязательного их осмысливания. Элементы такого обучения используются, правда, и сейчас при заучивании наизусть формул, иностранных слов, исторических дат. Главное в этой системе — точное воспроизведение заучиваемого материала.
Чисто репродуктивное обучение с его основным педагогическим лозунгом “Делай, как я!”, как и большинство репродуктивных методов, практически вымирает. Примыкают к названным системам и такие существующие, но достаточно далекие от массовой школы системы, как гипнопедия (обучение во сне), релаксопедия (обучение в расслабленном состоянии) и суггестопедия (обучение внушением).
Существенно более распространенной, даже привычной является система репродуктивного сообщающего обучения.
Целью сообщающего (информационно-иллюстративного) обучения является обогащение учащегося знаниями фактов, оценок, методов и приемов деятельности в типовых ситуациях. Средства, используемые в этой системе, — рассказ-объяснение учителя, демонстрации, решения типовых упражнений. Такими средствами даже сейчас удается передать достаточно большой объем человеческого опыта, тем более, что учитель сохраняет возможность строить свое изложение как строго логичным, так и эмоционально.
Тем не менее возможности сообщающего обучения (как всякой репродуктивной методической системы) довольно ограничены. Канал обмена информацией между участниками учебного процесса — учителем и учеником — сейчас предельно насыщен, и возможностей увеличить информационную емкость системы нет без существенных потерь в качестве обучения.
Один из главных недостатков этой методической системы — слабые возможности индивидуализации обучения, в связи с тем, что выработанный десятками лет педагогической практики методический опыт ориентирован на среднего ученика. Слаба обратная связь от ученика к учителю.
Однако главный недостаток репродуктивного сообщающего обучения — минимальные возможности воздействия на инициативу и творчество учащихся. В поисках эффективных средств формирования личности требуются другие, продуктивные методические системы. В качестве одной из таких систем может быть представлено тоже достаточно распространенное в отечественной школьной практике проблемное, или проблемно-поисковое, обучение.
Проблемное обучение является в полном смысле развивающим обучением (см. “Структура обучения”). Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию, можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук.
Прежде чем определить и обсудить проблемное обучение, сравним его с описанным выше сообщающим обучением по некоторым основным характеристикам.
Проблемное обучение — это не абсолютно новое педагогическое явление. Трактовку, совпадающую с современной, давал еще К.Д. Ушинский, обсуждая дидактику Сократа: “Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли”.
При широкой распространенности проблемного метода, определяя его, разные авторы предлагают разные формулировки, делая акцент на разных особенностях системы:
Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний ([15]).
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В.Т. Кудрявцев, 1991).
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20–30-х годах ХХ века. В Советском Союзе они также применялись и даже рассматривались как революционные, но только в последние годы получили распространение.
В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Оконь, М.Н. Скаткин и другие.
Программное обучение, по существу, моделирует реальный творческий процесс за счет создания проблемных ситуаций и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
· возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;
· овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.
Различают три формы проблемного обучения:
· проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
· совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
· творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.
Следуя Г.К. Селевко, главная цель педагога на уроке — это активизация мышления ученика. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определенную активность ученика).
Подходы к построению учебного процесса зависят от того, что выбрано в качестве элементарной единицы обучения. Ссылаясь на статью “Структура обучения”, напомним, что такой единицей в развивающем обучении становится познавательная задача. Задача основана на исходном уровне знаний, но направлена через зону ближайшего развития в сторону перспективного ее решения. Тем самым, в познавательной задаче отображается основное противоречие обучения — между новыми перспективными потребностями школьников и уже достигнутым (исходным) уровнем их знаний.
И анализ проблемной ситуации, и выявление ее связей и отношений выражаются в виде задач. Поэтому структурной единицей проблемного обучения является проблемная ситуация.
При этом речь идет не о выдумывании и нагромождении искусственных проблем, а об обнаружении и постановке реальных проблем. “…Первый признак мыслящего человека — это умение видеть проблемы там, где они есть” [23].
Структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу (или вопрос), систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов. Схема заимствована из [9] (ее полезно сравнить с таблицей продуктивного обучения в начале этой статьи).
Проблемность ситуаций и задач может быть
· сквозной, когда проблема важна для курса в целом;
· комплексной, если речь идет о задачах, охватывающих несколько тем;
· тематической, ограниченной кругом вопросов одной темы;
· ситуационной, связанной с конкретными фактами и ситуациями на том или ином занятии.
Структура проблемного обучения (основные звенья)
Коль скоро проблемное обучение является столь эффективным и конструктивно развивает личность, не следует ли считать его педагогической панацеей? Ответ на этот вопрос, однако, не положителен: методическая система проблемного обучения не универсальна и имеет свои ограничения.
· проблемное обучение применимо не на всяком материале, а лишь там, где допускаются неоднозначные или даже альтернативные оценки и мнения;
· оно оправданно лишь на материале высокого уровня значимости; в противном случае (при концентрировании внимания на второстепенных вопросах) можно получить обратный эффект, когда главное будет утеряно, а второстепенные вопросы хорошо усвоены;
· проблемное обучение оправданно тогда, когда учащиеся хорошо подготовлены; в противном случае есть вероятность непопадания в зону ближайшего развития со всеми негативными последствиями;
· проблемное обучение — “времяемкий” процесс по сравнению с другими типами обучения, и требуемый ресурс времени не всегда может оказаться допустимым.
Метод проектов как вид проблемного обучения
По определению проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. В определенном смысле этот вид обучения очень близок к проблемному, но с определенным уклоном не в алгоритмическую, а в информационно-технологическую составляющую информатики. Метод проектов — это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.
Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными упоминавшимся выше американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Среди многочисленных определений понятия проект в свое время фигурировали и такие [30], которые предполагали его пространственную протяженность, большую длительность (несколько месяцев или даже лет), многоязычность и другие глобальные характеристики. Однако с тех пор, как стало ясно, что у проектов большое будущее не только в дополнительном образовании, но и базовом, в массовой школе, превалирующими стали более “демократические” трактовки этого понятия.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно ориентированного учебного поиска. Метод проектов — это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности.
Использование метода проектов в школьной программе решает следующие задачи:
· активизация познавательной деятельности;
· педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;
· формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;
· формирование навыков работы в команде;
· привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного;
· расширение кругозора учащихся при подборе материалов.
Основные требования к проекту:
· необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы); в школе проекты выступают в роли интегрирующего фактора, помогая реализовывать межпредметные связи;
· выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и формы презентации;
· каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
· результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы; в экспертных оценках проектов максимальным баллом принято оценивать практическую полезность, применимость его в предметной области и, в частности, предметных частных методиках;
· подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику (конкурсной комиссии) как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
В последние годы метод проектов активно применяется в дистанционном обучении школьников [18], [20] (см. также “Дистанционное обучение”).