Чем обрабатывали мрамор в древности

История обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения

С того времени как резец древнего мастера впервые прикоснулся к мраморной глыбе прошло уже по меньшей мере три тысяч лет. Этим пропускающим солнечный свет камнем облицовывали стены и ступени величественных храмов, из него делали колонны и портики, барельефы для украшения фасадов домов знатных горожан. Но во все времена, лучшим, что можно было сделать из этого красивого материала, считалось объемное изображение человеческого тела. Именно для создания скульптуры нужен был весь арсенал технологических средств вкупе с мастерством художника. Проследив последовательность движения материала от карьера до готовой статуи, узнав используемые инструменты и станки, можно понять какой путь проделала технология обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения.

Возникновение технологии обработки мрамора

Древним грекам повезло: на Пелопоннесе были богатые залежи прекрасного строительного материала. Само слово «мрамор» пришло к нам из греческого языка и означает «блестящий камень». Есть свидетельства того, что на Балканском полуострове уже в архаичную эпоху появляются первые каменоломни. А во времена строительства Парфенона, полностью построенного из мрамора, на добыче светлого камня трудились уже десятки тысяч рабов.

Каменные глыбы откалывали клиньями ровно по намеченной линии. Для этого использовали железные и деревянные конусообразные пики. Отделенную от массива глыбу поднимали, используя сложную систему рычагов и блоков. Предварительную обработку и раскрой по размерам проводили на месте. Заготовки перемещали на катках или на санках оригинальной конструкции.

Археологи подтверждают, что у греков были мощные ручные сверла. Для того, чтобы просверлить мраморную глыбу один раб давил на опору коловорота сверху, а второй вращал ручку. Для ускорения и облегчения процесса в отверстие постоянно лили воду и сыпали кварцевый песок. Закрепление нового сверла в зажиме занимало более часа, сверла быстро тупились, поэтому на сверление тратился целый день.

В мастерской скульптора заготовка помещалась рядом с глиняной моделью. Художник проводил разметку, с помощью циркуля и линейки перенося размеры на глыбу. Шнуром проверялись пропорции. Крупные куски скалывались при помощи долота. Затем наступал черед стамесок, скребков и шилообразных наконечников. В финале применялись пасты для полировки поверхности.

В начале нашей эры римские мастера довели до совершенства искусство соединения изделий из «блестящего камня» при помощи клея из древесных смол. Отдельные цилиндры большой колонны смотрелись как единое целое: до сих пор невозможно увидеть, где проходит шов.

К римскому периоду относят одну из самых известных скульптур из мрамора – копию работы Мирона «Дискобол».

Мрамор и Ренессанс

Микеланджело говорил: «Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее». Итальянцы с успехом повторяли шедевры греческих и римских мастеров. Подтверждением тому служит пятиметровая статуя Давида, выставляемая сегодня во Флоренции.

В плане организации работ мало что изменилось – исключительно ручной тяжелый труд на всех этапах обработки. Однако европейцы 15 века имели уже более развитую технологическую базу. Появились легированные стали и сплавы, позволяющие изготавливать прочные сверла и пилы. Обработку химическими растворами не проводили – щавелевую кислоту начнут применять только в конце 19 века. Для тонкой обработки поверхности мрамора использовались прообразы современных напильников.

Несмотря на прогресс, основной перечень инструментов для работы с «блестящим камнем» оставался прежним:

Как удивились бы рабочие каменоломни, увидев алмазный диск, как масло разрезающий толщу мраморной глыбы. Хотели бы, наверное, древние мастера испытать в работе шлифовальные машины, ручные плиткорезы, фрезы и лазерные диски.

Источник

Обработка мрамора в древности – технология кристаллизации мрамора, шлифовка и полировка

Сегодня технология кристаллизации мрамора очень распространена. Практически каждый мраморный пол был подвержен соответствующей обработке:
— на вокзалах,
— в аэропортах,
— в торговых центрах и т.д.

Однако при этом мало кто знает, что находки археологов наталкивают на удивительные мысли. В древние века существовали технологии обработки натуральных камней, не уступающие нашим, механизированным. Их существование очень спорно, однако находки порой обработаны столь искусно, что сомневаться в подобных предположениях очень трудно.

Например, ряд находок в Южной Америке натолкнул ученых на мысли о том, что технология кристаллизации мрамора была известна представителям индейцев майя. Как известно, мрамор очень плохо сохраняется без должной обработки. Его поверхность подвержена влиянию влаги, которая дестабилизирует структуру поверхности. Из-за этого камень начинает крошиться и ломаться. А вот находки южно-американских ученых датируют первым тысячелетием до нашей эры. При этом подобным образом обработанные изделия из мрамора находят и при раскопках гробниц египетских фараонов.

Геологи заявляют, что даже, если бы технология кристаллизации мрамора была известна древним, изделия все равно не смогли бы пролежать столько времени без повреждения поверхности. Однако факт остается фактом. Многие археологи боятся выдвигать гипотезы, поскольку научного обоснования находкам из мрамора, а точнее их состояния, просто нет.

Значит, не одни мы любуемся превосходными мраморными изделиями, облицовкой стен и полов. И древние люди тянулись к этому удивительному камню, который наполняет окружающее пространство приятным мягким блеском!

Источник

История обработки мрамора

Как все начиналось

Прошло уже более трех тысяч лет с тех пор, как человек впервые начал использовать резец и мрамор, чтобы воплотить в жизнь самые безумные и прекрасные из своих идей. Мрамор использовали повсеместно, им облицовывали стены и ступени, из него строили колонны и портики, изящные барельефы венчали величественные здания и храмы. Уникальная способность этого камня – пропускать через себя свет – создавала неповторимый эффект, пленяющий множество мастеров и по сей день.

Однако скульптуры и статуи это все же лучшее для чего можно использовать это необычный материал. Человеческое тело, цветы и даже просто предметы обихода – все это обретало неповторимый вид и будто светилось изнутри каким-то таинственным светом стоило только обратить это в мрамор.

Однако такой способ создания шедевров требовал от мастера не только отменного художественного вкуса, но и высокого уровня навыков и полного арсенала технологических средств.

Технологии обработки мрамора в Греции

Слово «мрамор» пришло к нам из Греции, дословно это можно перевести как «блестящий камень». Грекам очень повезло с этим строительным материалом. На Пелопоннесе было много залежей этого чудесного камня. К слову, существуют свидетельства, что уже в архаичную эпоху люди добывали мрамор.

Во время строительства Парфенона (город был построен полностью из мрамора) с этим материалом работало множество рабов. Огромные глыбы с помощью специальных клиньев, а также деревянных и железных конусообразных пик разбивали строго по заданной линии. Затем, при помощи системы блоков и рычагов, отколотый кусок поднимали и там же проводили предварительную обработку и раскалывали его по необходимым размерам.

Для транспортировки готовых блоков использовали санки или катки специальной конструкции.

Многие археологи считают, что греки также использовали специальные сверла, чтобы проделывать в каменных блоках отверстия. Однако, пусть такие сверла и были мощными, но все же требовали приложения многих сил. Как правило, для того чтобы проделать отверстие таким инструментом использовалось два человека. Один человек давил на опору, а второй вращал ручку колеса. Для ускорения этого процесса могли использовать воду или кварцевый песок – он непрерывно засыпался в отверстие. Этот процесс мог занимать по много часов (а иногда и целый день), а сверла быстро затуплялись.

Для изготовления более сложных вещей, как, например, скульптуры людей, требовалась более сложная технология. Для начала мастер изготавливал глиняную заготовку. Затем, опираясь на нее, на мраморном блоке делалась разметка с помощью циркуля и линейки, а для соблюдения пропорций использовался шнурок. Когда разметка была нанесена, долотом скалывались самые крупные куски. Потом в ход пускали различные скребки, стамески и шилообразные наконечники. Когда статуя была готова, применяли различные пасты для полировки.

Уже в начале нашего века римские мастера смогли усовершенствовать способ соединения мраморных изделий, используя клей из древесной смолы. Благодаря этому несколько блоков смотрелись как одно целое. Впрочем, и сейчас невозможно отчетливо увидеть швы таких соединений.

Мрамор во времена Ренессанса

Во времена ренессанса, по большому счету, мало что изменилось. Для создания статуй из мрамора все также использовался тяжелый ручной труд и ничего более. Однако же было и то, что несколько облегчало работу – технологическая база. В XV веке в Европе появились легированные стали и сплавы, которые позволяли выплавлять более прочные инструменты. Позже, в IXX веке начали проводить и химическую обработку, используя щавелевую кислоту.

Вместе с этим набор стандартных инструментов остался тем же: отвес, скребок, долото, сверло, различные пилы и т.д.

Источник

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древностиeaquilla

Дневник воина Света

Бог един, путей к нему тысячи, но все идут через сердце

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Оригинал взят у Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древностиhuan_de_vsad в Каменные чудеса или как отлили в граните Санкт-Петербург

Много вопросов возникает при осмотре величественных храмов и соборов г.Санкт-Петербург. Много информации и размышлений. Бюст Монферрана, отделка Исаакиевского собора, его колонны, Казанский собор и его колонны, Александрийский столб, Баболовская ванна, Колыванская ваза, Атланты и многие другие невероятные свидетельства работ по камню. Все это объединяет собой период 1800-1850 год. И все это умение по обработке камня также внезапно исчезло как и появилось.

Сначала я повторю те, в основном чужие размышления (с которыми я согласен). Они пестрят на страницах интернета уже много лет и я отобрал лишь небольшую часть, которые позволят наглядно развить идею.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Фолетти Егорович, да. У меня лично диссонанс возникает при одной только фамилии. Более того, такой талантливый художник и мастер экстракласса (исходя из того как сделан бюст), а такая «никакая» биография, почитайте сами:

«Ученик Императорской Академии Художеств, он занимался в ней под руководством профессора Витали и за свои работы получил награды: 2-ю серебряную медаль — 27 сентября 1849 г. за бюст архитектора Монферрана (бывший на академической выставке 1849 г. в гипсовой отливке, а в 1850 г. сделанный уже из разноцветных мраморов); 1-ую серебряную медаль — 23 декабря 1852 г. за лепку с натуры (бюст профессора Витали, находящийся в Академии Художеств), и 2-ю золотую — 24 сентября 1853 г. за исполненную по программе статую в рост «отдыхающего Адониса», после чего возведен был 28 сент. 1859 г. в звание художника 14-го класса. «Сборн. матер. для истор. Имп. Акад. Худ.» Петрова, т. III, и «Указатель» к нему Юндолова.»

А теперь разгоняемся и вспоминаем, что отмечено неоднократно:

В статье http://sibved.livejournal.com/131938.html?thread=1505122 колонны Казанского собора (1811 год постройки) не имеют следов обработки. Сделаны из Пудостского камня.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

И как будто скалывается «гранитная»штукатурка

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Внутренние колонны из серого полированного гранита

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Атланты Эрмитажа имеют невероятную деталировку и качество исполнения, тоже полированный гранит (1840 год исполнения). И где-то там же в комментариях были фото как сейчас Атланты дали трещину

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Александрийская колонна (1834). Тут вопросы, как такую тяжеленную колонну вообще смогли доставить до места устаовки (не говоря уже о самом моменте установки)

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности
Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Все нестыковки с офиц.историей очень подробно описано на таких ресурсах как kramola.info, sibved.livejournal.com, kadykchanskiy.livejournal.com. Да много где. Информации вагон и маленькая тележечка. У меня нет цели скопировать сюда все выкладки, которые сделали уже многие до меня.

А ларчик просто открывался.

Там шло реально соревнование, у кого камень получался лучше, прочнее, ярче и конечно выигрывал тот у кого конечный материал был дешевле. Там конечно тьма рецептов, но есть оказывается всего 2 основных, которые и произвели революцию мире искусственного камня. Самые популярные и массовые.

Камень Коада (Coade stone).

Уникальный искусственный полимерный камень, который просто потрясает воображение!
Изобрела рецепт Элеонор Коада (родилась в 1733 году) в 1769 году. Отличие этого камня состоит в том, что он не содержит цементных присадок. Сама она называла свой камень как «дважды обоженный» или «обжиг с двух сторон». Т.е. по сути это была прочная керамика, которая могла держать нагрузку и быть устойчива к погодным явлениям. Его можно было окрашивать в любой цвет радуги от темно серого до ярко желтого. Он практически идентичен на вид мрамору. Этот искусственный камень производился до 1840-х годов, после чего умер последний приемник секрета производства камня. Настоящий секрет производства так и не разгадан до сих пор.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Дело мадам Коад было очень прибыльным и популярным. У нее был свой выставочный зал. Ее заказчиками были короли и королевы. По сути она произвела революцию в изготовлении полимера!

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

И вы знаете, никто не скрывает что это из искусственного камня!

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Или памятник Мельпомене 1809 год в Ковен Гардене

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

По мне, так очевидно, что все это сделано из камня Coade, за рубежом и стоимость его на момент изготовления была невысока.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности
А вот так выглядела в 1806 году мадам Коад. И не скажешь, что изобретательница.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Там же кстати упоминается, что здание Royal Society of Arts building in the Adelphi уже более 150 лет стоит себе и ничего не случается. А лев на мосту склеен из двух частей почти незаметно.

А теперь снова вспомним бюст Монферрана и Колыванскую вазу.

Но самым прорывным в истории 19 века было изобретение камня «Виктория». Его запатентовали в 1868г, но рецепт был известен с 1820-х годов, по сути как только было что-то понятно с цементом, его сразу стали мешать с гранитом. Мне кажется, что такое название этот полимер получил только из уважения к старушке королеве Виктории, которая как раз тогда правила.

По сути это паста из цемента (портлендского) и измельченого гранита. Который замешивали специальным образом с добавками. Оставляли на несколько дней в форме. Потом окаменевшее изделие еще несколько дней держали в растворе с «содой». После чего изделие считалось готовым. Гранит добывали из огромного (уже теперь) карьера Mountsorrel Quarry

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

https://www.google.ru/maps/search/Mountsorrel+Quarry/@52.7280153,-1.1672436,1756m/data=!3m1!1e3?hl=ru
Уже к 1860-м годам из карьера добывали миллионы тонн гранита, перерабатывали его в «пудру» и делали Виктория Камень в любой форме, развозя все это хозяйство по железной дороге.

Камень этот был признан как очень устойчивым к морской воде, слабо истираем, невосприимчив к городским условиям эксплуатации. Очень прочный. Из него делались (отливались) лестницы, портики, блоки фасадов, брусчатка, просто блоки нужного размера и т.п. и т.д и да, колонны тоже.

Ключевым моментом для этого камня было то, что он со временем только увеличивал прочность (как бетон сейчас). О чем было сделано много исследований.

Механизация труда буквально рванула с 30-х годов в Англиии, там во всю трудились машины по производству блоков из этого полимера.

Есть упоминание, что в жидком состоянии (видимо от способа замеса первоначальной смеси), этот полимер мог находится до 1 недели.

Ну, а теперь, что же я думаю насчет всего этого.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Все колонные привозились на кораблях. И легенда гласила что из под Выборга. Но кто проверял, что не из Англии плыли? ))

«Штукатурка» гранитная в Казанском Соборе отваливается со стен и понятно почему. Приложил руку Монферран. Ведь до 1829 он что-то там отделывал. Думается, что он скрывал отлитые колонны из цемента под слоем штукатурки под гранит. Но, видимо его поставщики секретного рецепта подвели и спустя 150 лет вся эта искусственная история начинается сыпаться. Или у нее таков запас прочности.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Гранитные ванны, происхождение которых приписывают сходу древним инопланетянам из Тартарии (я утрирую конечно, но смысл ясен)

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Их находят много. Про даты никто не пишет. Но я уверен, что это тоже 20-30 годы 19 века. Ее просто отлили из полимера «Виктория»

Ну и пресловутые ступеньки из Петровского Дока да и вообще все что там в доке http://huan-de-vsad.livejournal.com/7481.html

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Тут мелькала у Чиспы, да и не только у него некоторая гравюра, где непонятная конструкция, которая похожа на опалубку колонны (строительство Казанского Собора)

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

И да, штукатурка и еще раз штукатурка.

Так что нет особой загадки про эти каменные чудеса. Мы просто очень мало знаем об уровне западных технологий середины 18 и всего 19 века. А там она была очень развита.

Одним из последних ярких проявлений был некий японец Dr.Imori, который с 1960 по 1980 создал полимерный камень высочайшей пробы. Он создавал «подделки» под драгоценные камни. Он умер и никто не может воспроизвести все это.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

У меня остается вопросы, но они относятся скорее к историкам.

Почему, зная какой расцвет произошел в Англии в плане полимерной продукции, наши историки сочиняют байку про бюст Монферрана? Почему вообще умалчивается факт такого расцвета? Ведь в западной истории никто ничего не скрывает. Там вещи называют своими именами! И читая факты строительства их дворцов, там прямо указывается, что такие прямоугольные блоки пилили, а вот такие сложные скульптуры сделали из полимера, самого лучшего на тот момент.

Сейчас продолжается вся таже песня. Россия великая держава, но вот только смотрю я в японский монитор и стучу по китайской клавиатуре.

Источник

Забытая реальность

вспомним прошлое, вернемся к истокам

Старинные разработки мрамора и гранита

Тут мне сегодня пытались сказануть про выработанные карьеры в Антарктиде и в Гималаях :о) Мол, техника там потрудилась суперцивильская. Да так потрудилась, что кругом «Явные следы инструментов и даже шаг фрез (или чего там, идентичный) выборки пород…» Что, что? Шаг фрез? Следы инструментов? Это что, менее пары-тройки столетий тому назад было? Там что, микрочастицы этих самых фрез обнаружены? Кем и когда? Где, именно, и кто об этом сообщил? Гугл-спутник?

Скажите, видны ли здесь следы фрез?

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Это — Рускеальские мраморные ломки. А вот так эта местность выглядит со спутника:

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

А ведь прошло совсем немного времени… Знаете ли вы, что существует горное давление, и что в случае разработок, особенно с большим объёмом вынутых масс, произходит переразпределение этого горного давления? В результате обвалы и оползни. Вот, что по этому поводу написано:

Что касается способа ломки мрамора и гранита для петербургских строений, то я обращаюсь к книге Андрея Глебовича Булаха

«Каменное убранство Петербурга«

Мрамор добывался в карьерах у северной оконечности Онежского озера, вблизи села Тивдия, и к северу от Ладожского озера, у села Рускеала (Рускола). Первые сведения об этих карьерах связывают с именем пастора из Сортавалы (Сердоболя) Самуила Алопеуса. Как писал сам Алопеус, он в 1757 г. «с дозволения Выборгской консистории предпринял первую свою поездку к Петрозаводским медным и железным рудникам… для исполнения духовных треб, а частью для осмотра рудников». Затем он стал ездить в эти края ежегодно и «старался распознать находящиеся в Карелии горные и каменные породы, которые для строения и другого употребления были годны»10. По сведениям В.П. Соболевского, одни «вообще почитают его за виновника открытия, другие, напротив того, приписывают… честь открытия» Рускеальского месторождения «сердобольскому бухгалтеру Ренерусу», а мрамора у села Тивдия – новгородскому купцу, уроженцу села Лычнова на озере Сандал Ивану Мартьянову и олонецкому крестьянину Ивану Гриппиеву. Вернее всего, эти месторождения были известны и ранее, строительство Северной столицы лишь дало им новую судьбу.

Регулярная разработка обоих месторождений для нужд Петербурга началась в 1769 г. В этот год в село Тивдия были отправлены два «италианских каменоломщика и камнесечца», а с Урала было перевезено несколько партий семейных рабочих, знакомых с гранильным делом. Так возник поселок Белая Гора. В Рускеале камень добывали финны и русские.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Модель «Забойник для порохострельных работ». М 1:5 Отсюда https://polymus.ru/

Цилиндры для пороха выбуривались на глубину до 6–9 м и на расстоянии около 2–6 м друг от друга, в каждый цилиндр высыпалось приблизительно от 50 до 65 кг пороху, сверху он забивался обыкновенной глиной и толченым кирпичом. На отвалку одной глыбы употреблялось до тонны и даже более пороху. Как указывал В.П. Соболевский, в Рускеале «для безопасности стрельба бывает в обеденное время, после вечернего шабашу и рано поутру, до прихода рабочих на ломку. Следовательно, каждые сутки три раза продолжительная канонада оглушает окрестности рускеальские на дальние расстояния… Описываемым способом отделяют здесь иногда массы мрамора весом до 300 000 пуд (не менее 170 куб. саж.), что примерно соответствует весу пяти Александровских колонн». На Белой горе самые крупные глыбы отвалены взрывами в 1850 г. – 3145 куб. м и в 1901 г. – 4880 куб. м. Сохранилось описание одного из таких больших взрывов, когда вся глыба, пошевелившись, оторвалась от горы и на какое-то мгновение зависла, словно остановившись в воздухе, уже ничем не связанная со скалой. Разделка глыб на «штуки», т. е. на части, велась вручную (бурами) и порохом. Затем камень вручную же обрабатывался и дальше до придания ему окончательной формы, размеров и фактуры.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Разработки Белогорских и Рускеальских мраморных ломок то были государственными и находились в ведении Берг-академии, Комиссии по постройке Казанского собора, Комиссии по постройке Исаакиевского собора и т. д., то отдавались в подряд и в аренду. Число рабочих постоянно менялось. Так, на Рускеальских ломках в 1804 г. было занято только 6 человек, в 1837 г. – около 700, в 1838 г. – более 300. Все работы на Белогорских ломках велись в открытых карьерах, на Рускеальских – в карьерах глубиной до 15–16 м и в подземных выработках до глубины 65 м; они и сейчас, давно заброшенные, поражают своими размерами.

В 1807 г. в селе Белая Гора был построен первый завод на 10 пил с двумя отделениями: одно предназначалось для механической распиловки и шлифовки, другое – для полировки ручным способом. Пилы приводились в движение водяной мельницей на небольшой речке между Кривозером и Гижозером. Скорость распиловки составляла 2,2 см в сутки. В 1816 г. по штату на этом заводе работали смотритель, его помощник, 3 мастера и 56 мастеровых, к заводу были приписаны крестьяне: 500 мужчин, 200 женщин, 120 детей. В 1845 г. после пожара завод реорганизовали, и он стал еще крупнее – на 100 пил. Это был период расцвета, а к 1857 г. население поселка резко сократилось и составляло лишь 186 человек.

Камень, смачиваемый водой, разрезался металлическими пилами с кварцевым песком в качестве абразива. Готовые блоки («штуки») доставлялись на стройку по Онежскому и Ладожскому озерам, рекам Свири и Неве в баржах. Но путь от карьеров к водным трассам был труден; это расстояние приходилось преодолевать и по суше, и по небольшим озерам и речкам с неоднократными перегрузками камня. А масса блоков иногда достигала более 15 т! Гигантские штуки камня не перевозились современными «кразами» и «белазами», а перетаскивались конной тягой. На Рускеальском месторождении это делалось так, судя по описанию В.П. Соболевского: «С половины декабря и до самого сгону снега отработанные куски перевозят на санях к берегу Ладожского озера. При перевозе мрамора ежедневно бывает занято от 500 до 2000 лошадей с таким же числом проводников. Под самый малый камень запрягают тройку, под большой 6 лошадей и т. д. Самые большие штуки возятся на 130 лошадях. Двадцать восемь верст пути от ломки до берегу Ладожского озера возчики мрамора совершают обыкновенно в один день. Камень остается на берегу до открытия навигации; потом уже доставляют его к С.-Петербургу на галиотах, что весьма удобно, потому что многие суда приходят к Сердоболю нагруженные хлебом… а в обратный путь им очень выгодно нагружаться мрамором».

С. Алопеус оставил в 1787 г. еще более любопытное описание того, как мрамор на пути из Тивдийских ломок к берегу Онежского озера не раз перетаскивался посуху, по перемычкам между речушками и небольшими озерами: «Провоз камней сухим путем весьма дорог и затруднителен. Для оного делаются особливые сани из длинных и крепких берез. Коренья деревьев составляют передовые изгибы полозов. Оные столь крепко делаются и так обиваются железом, что могут держать до 1000 пудов и более. Встащив на такие сани мрамор посредством великих рычагов и воротов, столько запрягают лошадей, сколько для везения толикой тяжести потребно. Спереди саней пару сильных лошадей запрягают в оглобли, а после сих на толстых и на крепких канатах с дугами запрягают гусем от 10 до 80 лошадей, смотря по тяжести груза. Лошади, запряженные в оглобли, с помощью рабочих людей должны первые сдвинуть груз, потом весь ряд запряженных лошадей с криком погонщиков принимается вдруг и бежит в пол-рыси, покамест тяжесть не остановится. Тогда опять требуется великого труда привести оную в движение». Лишь в начале XX в. при добыче мрамора для внутреннего оформления бывшего Этнографического отдела Русского музея на некоторых перемычках между озерами и реками уложили рельсовые пути.

Добыча гранитных блоков и монолитов

Наиболее знамениты три старинные разработки гранита рапакиви в бывшей Выборгской губернии Финляндии – Питерлакское, Гиммекюльское и Монрепо. Из них только третье, давно полностью исчерпанное, находится на территории современной России. Поэтому бытующее среди неспециалистов мнение, что гранита рапакиви у нас под Выборгом много, неверно. Причина житейски проста: добыча камня – дело очень тяжелое и приносит прибыль только при массовом производстве. Поэтому карьер закладывают в таких горных массивах или их участках, где редкие трещины проходят в них горизонтально и вертикально. Природа как бы сама нарезала камень на прямоугольные параллелепипеды, «их надо только лишь вынуть». Горные массивы с такой системой трещин – уникальное явление. Итак, граниты есть всюду, но мало мест, где можно добыть из них блочный камень.

Питерлакские (Пютерлакские) и Гиммекюльские каменоломни находились в бывшем Кюменьгородском уезде Ведерлакского Кирхшпиля, в угодьях Питерлакской мызы, принадлежавшей статской советнице У.О. фон Экеспарре. Это несколько каменоломен на сплошь гранитных островках Выборгского залива, недалеко от города Хамина (Фридрихсгам). Здесь были вырублены подрядчиками С. Сухановым и Шихиным колонны для Исаакиевского собора, подрядчиком В Яковлевым – Александровская колонна.

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

«Местные обыватели финны, – писал в 1834 г. Я. Зембницкий, – именуют оное место Гевониеми, то есть мыс Гево… По местоположению, кажется, сама природа устроила Гевониемский мыс поприщем человеческих сил для важных предприятий: подобного, единственного во всех отношениях места, удобного для производства работ, до сих пор еще не отыскано. Во‑первых, гранитная гора находится возле самого морского берега… а следовательно, громады, выламываемые из горы, с большою удобностью могут скатываться по отлогости на берег посредством простых механических орудий, приводимых в движение людьми, и таким образом доставляться к пристани и погружаться на суда. К тому же фарватер, достаточно глубокий для поднятия величайших тяжестей на судах, доходит почти до самого берега… Даже самый грунт дна моря, окруженный гранитными скалами и каменными, оказался удобным к битию свай для основания пристани, будучи глинистого свойства, что весьма редко встречается при берегах каменистых».

В 1820 г. О. Монферран посетил одну из каменоломен и составил описание работ «о добывании 36‑ти гранитных колонн, назначенных для портиков Исаакиевского собора в Санкт‑Петербурге». Такие же подробные сведения опубликованы в 1841 г. подпоручиком Мевиусом.

При добыче блоков и монолитов выполнялись следующие операции. Сначала вся верхняя поверхность скалы очищалась, чтобы выбрать место без трещин. Выбранный участок разделялся бороздами по размеру будущих колонн. Борозды вырубались вручную долотами (рыльцами) шириной примерно 10 см и глубиной 25 см.

В бороздах сверлами или долотами пробивали дыры на всю глубину будущего блока, располагая их в 15 см одна от другой. Дыры пробивались вручную: два рабочих били кувалдами, третий поворачивал долото при каждом ударе, отверстия смачивались водой. Диаметр дыр составлял около 5 см вверху и примерно 4 см внизу.

Когда все дыры пробивались на необходимую глубину, в них вставляли между железными прокладками клинья длиной 37–45 см. Прокладки были нужны, чтобы не повредить камень при его расклинивании. На каждого рабочего приходилось по три клина. «По условному знаку все рабочие руки вдруг потрясают камень, который оттого звенит. Тогда‑то, – пишет О. Монферран, – надо стать на одной из боковых сторон, чтобы увидеть, как он в несколько мгновений начинает исподволь колоться, пока сия трещина достигнет третьей части толщины его и быстро дерет всю остальную массу до самого низу. Сия трещина никогда не уклоняется от черты направления, какое дано ей множеством дыр, определивших путь отделения».

Вслед за этим начинали отваливать монолит от скалы. В щель закладывали восемь больших железных рычагов с кольцами наверху, через каждое кольцо протягивали канаты, которые тянули по 40 человек. Раскачивая, они сдвигали глыбу примерно на 0,5 м, сразу же загоняли в щель бревна и тянули за них, расширяя отверстия. Как только становилось возможным по ширине щели, в нее спускались рабочие, били в камне дыры и вставляли в них крюки с канатами.

Далее воротами с блоками рабочие тянули за крюки. «Тогда колонна совершенно отделяется от массы (скалы), скатывается на очищенную свою сторону, принимается на приготовленную подмостку из крепких досок, служащих вместе и лесами, на которых обрабатывается и доканчивается, т. е. приводится в такой вид, в каком доставляется на Исаакиевскую площадь, где уже все колонны должны быть совершенно отделаны и вылощены. Здесь же она отделывается в круг, скатывается и погружается» – так заканчивает О. Монферран свое описание способа добывания колонн.

История добычи монолита Александровской колонны и его доставки морем в Петербург рассказана во многих статьях и книгах. Наиболее полную информацию о добыче монолита для Александровской колонны дал в своей монографии В.И. Шуйский по документам и книге О. Монферрана[11].

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

В 1848 г. на каменоломнях работали солдаты, арестанты и вольнонаемные из Олонецкой губернии, всего около 500 человек, руководили добычей камня один штабс‑капитан, один поручик и два подпоручика. Вольные мастеровые жили на квартирах в окрестных селениях у финских крестьян, для солдат была построена казарма, а для арестантов – тюрьма.

Замечание Мевиуса о четырех–пяти сутках показывает, что организация работ была совершенной. На современных предприятиях тоже стремятся обработать горную массу сразу же после взрыва. Возникшие при взрыве дефекты кристаллических решеток минералов еще не релаксировали, зерна более податливы к механическим воздействиям (распиливанию камня, дроблению, измельчению и т. п.). Расходы на электроэнергию для механизмов по обработке камня меньше в эти первые дни, если только на горном комбинате их не упустили. Нам только кажется, что древние приемы и методы работы были архаичны и менее обоснованны, чем нынешние новаторства времени нанотехнологий. Простое, казалось бы, колесо было открытием, оно катится через тысячелетия…

10 Алопеус С. Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии. СПб., 1787. С. 15.

Кстати, книгу Алопеуса и ссылку на неё я приводила в статье: https://cont.ws/post/306701

«2.2. История выработок Рускеала, применение рускеальского мрамора.

Самые первые упоминания о деревне Рускеала встречаются в налоговых книгах 1500 года. Как и другие деревни вокруг, Рускеала состояла тогда из нескольких дворов и не играла особой роли в экономической жизни Карелии.

Очевидно, что самые первые разработки мрамора велись в конце XVII века шведами, в основном для жжения строительной извести, реже для постройки фундаментов и стен зданий в окрестностях. (Сборник карт 1718 – 1730 гг.)

В 1721 году, после заключения Ништатского мира, большая часть территории церковного прихода была подарена Петром I фельдмаршалу князю Бутурлину. Тот заселил опустевшие в ходе войны земли крестьянами из центральных районов России.

В 1721 году и позже выломка мрамора в Рускеале не велась, и о «шведских» каменоломнях забыли на долгие десятилетия, вспомнив о них лишь только тогда, когда на российский престол взошла Екатерина II. (Борисов, 2001 г.)

Петербургу срочно был нужен мрамор и желательно свой, отечественный. Тогда-то, в 1760 годы вспомнили, сто в Выборгской губернии, на берегу реки Русколки есть залежи красивых мраморов. Большую помощь в возрождении добычи мрамора в Рускеале оказал Самуил Алопеус, который оставил после себя книгу, раскрывающую нам тайну о заложении первых мраморных ломок. В 1765 году Самуил Алопеус пригласил в Рускеалу разведчика камня Андрея Пилюгина. Разведчик заложил там опытные ломки. Осенью 1767 года Рускеальские мраморные ломки осмотрел горный инспектор капитан Кожин с полковником Зверевым. Похвалив работу своего предшественника, они дали положительную оценку перспектив здешнего месторождения. Промышленная добыча Рускеальского мрамора началась после подписания Екатериной II известного указа Сената от 19 января 1768 года, и была поручена в первые, самые тяжелые годы, опытному горному инженеру Кожину (Алопеус, 1787 г.).

Мрамор с реки Русколки должен был пойти на украшение Исааковского собора. Тогда, в 1768 г. из Рускеальского мрамора мастер Бергер сделал «постамент, где должны были храниться медали в честь заложения соборной Исааковской церкви» (Алопеус, 1787 г.).

Главные работы по добыче мрамора (с 1769 г. по 1830 г.) велись на горе Белой. Здешний мрамор пошел в основном на украшение Исааковского собора Ринальди и Монферрана (1818 – 1858 гг.). Часть этого камня пошла на изготовления наличников окон Мраморного дворца, облицовку южного фасада Михайловского замка (1800 г. В. Бренна), изготовление оконных досок зимнего дворца, сооружение постамента памятнику Петру I (1800 г. Р. Бренна) перед Михайловским замком и др. здания и сооружения Петербурга. (Булах, 1987, 1999 гг.)

Также мрамор с горы Белой использовался в сооружении: Орловских ворот (1772 г. А. Ринальди), фриза Екатеринского дворца (1782 – 1785 гг. Камефон) и др. (Булах 1987 – 1999 гг.)

В начале XIX века, когда Рускеальские мраморные ломки находились введении «Комиссии по постройке Казанского собора», начал действовать карьер на Зеленой горе, расположенной неподалеку от горы Белой.

Известно, что в «главной мраморной ломке» Рускеала (1769 по 1830 гг.) было добыто больше 200 тыс. тонн мрамора. (Соболевский, 1839 г.)

Большая часть этого камня отправлялась в Петербург, Царское село и Гатчину, меньшая, в виде окола и щебня складировалась в отвалы.

Старинные каменоломни, работавшие в Рускеале с 1769 по 1830 гг. практически не сохранились, т. к. большая их часть попала в зону действия новых более крупных карьеров.

В 1840 гг. добыча Рускеальских мраморов для Петербурга постепенно затухала и с окончанием строительства Исааковского собора вовсе прекратилась. Лишившись государственных заказов, Рускеала превратилась в запущенный карьер. Через несколько лет выработка опять начинает действовать, но не для декоративно-облицовочных целей, а для жжения строительной извести, которая применялась как стройматериал. (Борисов, 2001 г.)…

На территории Рускеала, в 300 м от «Главного карьера», на краю деревни, у реки Тохмайоки сохранилось старое (примерно 150 лет) кладбище, где хоронили рабочих и мастеров мраморной ломки.

Кладбище сохранилось не в лучшем виде: памятники растащены или разбиты, ограды не осталось, одна часть от ворот куда-то пропала. На его территории лежат всего четыре надгробных плиты (см. рис. 2). 1 плита. Имеет форму равнобедренной трапеции с основаниями 62 и 44 и высотой 132 см, с гранеными краями. По прошествии многих лет памятник обветрился, покрылся лишайником и мхом. Надпись на плите стала почти нечитаемая, но все же удалось восстановить следующее:

«на сем месте похоронено тело … Андрея … 1832 года … июня. «…»

2 плита. Выглядит в виде памятника на постаменте. Размеры ее не велики: памятник 60´30 см, постамент в виде квадрата 50´20 см. На этой плите не сохранилось надписей, но сам камень за многие годе не обветшал.

3 плита – прямоугольник с гранеными концами размером 22´115 см. В отличие от других плит, она сохранилась лучше всех. Надпись на ней гласит:

«на сем месте погребено тело города Сердоболя мещанина Григория Петрова, родившегося 1830 сентября 30 дня…1830 февраля скончавшегося…дня на 62 году от рождения положен сей памятник сыном его Матвеем 24 марта 1834 года.»

Внизу, под надписей выбит православный восьмиконечный крест.

4 плита сохранилась хуже всего, но что удивительно, надписи остались неповрежденными:

«На семъ месте погребено тело умершего тивдïскихъ мраморныхъ ломокъ мастераваго Семена Сазонова ему от роду было 33 года оставшихъ у него сиротах жена и четверо детей умер 1821 года сентября 27 дня»

Как мы видим, на памятниках того времени заключалась информация не только о полном имени, смерти и рождению умершего, но и о том, где он работал, а иногда где жил и кто остался у него в сиротах….

2.3. Добыча мраморов в каменоломнях Рускеала.

В Рускеале с 1769 года основные работы по выломке мрамора сосредоточились на горе Белой. 1770 – 1780 гг. здесь уже был пройден карьер глубиной до 11 – 15 м, в котором добывали пепло-серый волнистый с желтыми и зеленоватыми жилками мрамор. (Алопеус, 1787 г.) Добыча камня в этом карьере выглядела следующем образом. В начале по всей длине отрываемого блока рабочие проходили «подкоп» – горизонтальный ров в основании уступа карьера. Для этого применялись железные буры длинной от 0.7 м и диаметром 2.5 см с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками, которые высверливали в породе «дыры» (шпуры) нужной глубины. На бурение одного шпура было задействованно 2 человека: один держал и поворачивал бур, другой бил по буру тяжелым молотком. Периодически в шпур заливалась вода для охлаждения инструмента и смачивания шлама. В день двое рабочих могли просверлить от 2.1 м до 2.8 м породы в зависимости от твердости и строения. Когда в «подкопе» было выбурено нужное кол-во шпуров, их высушивали, заполняли порохом и сверху забивали сухой глиной, оставив отверстие для фитилей. В полдень и вечером осуществлялась отпалка заряженных шпуров, в результате чего в подошве уступа образовывалась полость вытянутой формы – «подкоп». Затем сверху разметочного блока, над подкопом, где видны расщелины шпуров, сверлят равномерно глубокие дыры одну против другой, для чего применяли в начале короткие затем подлиннее и, наконец, 6 – 8 метровые шпуры, в зависимости от высоты уступа. Пробуренные шпуры также заряжали порохом и далее по команде поджигали вставленные в них фитили. В результате взрыва подкопанный снизу мраморный блок обрушивался целиком или большими кусками, которые по надобности разделывали на более мелкие части с помощью буров и клиньев. Полученные таким образом блоки по масштабу и деревянному шаблону обтесывали долотами и нумеровали, а затем отправляли в Петербург. (Алопеус, 1787 г.)…

Работы в Рускеальских мраморных ломках велись безостановочно — летом и зимой, а бурение даже ночью. Взрывы производились два раза в сутки: в обед, вечером – после работы. Глубина «Главной мраморной ломки» в эти годы достигала 20 – 30 м, а площадь ее была весьма значительна. По расчетам поручика Геттунга, за период с 1769 до конца 1830 гг. из этой каменоломни было вынуто более 200 тыс. тонн камня, немалая часть которого превращалась в щебень и окол, долгие годы не находивших себе применения.

В начале XIX в. в северном борту «Главной мраморной ломки» было пробита «брешь» – траншея, через которую добытые в карьере блоки и окол с щебнем вывозили в долину озер. В первой трети XIX в. в Рускеала получали блоки размеров от 1.24´0.7´0.35 м3 до 2.84´2.84´0.93 м3…»

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Остатки каменоломни на Урале

Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть фото Чем обрабатывали мрамор в древности. Смотреть картинку Чем обрабатывали мрамор в древности. Картинка про Чем обрабатывали мрамор в древности. Фото Чем обрабатывали мрамор в древности

Так где, скажите сохранились следы супер фрез?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *