Чем оборудована ассистентская комната в аптеке
Ассистентская комната в аптеке
Оснащение ассистентской комнаты
Комната должна быть изолирована от других помещений, но находиться недалеко от материальной, моечной, рецептурного отдела и кабинета провизора-аналитика (иногда рабочее место провизора-аналитика находится непосредственно в ассистентской комнате). В помещении ассистентской выделяется светлое, просторное, сухое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям. Стены указанного помещения должны иметь ровную поверхность, покрытую масляной краской светлых тонов. Перед входом в ассистентскую должен находиться резиновый коврик, который ежедневно моют теплой водой и смачивают дезинфицирующим средством. В помещении должен быть кран с водой и раковиной для мытья рук, пользоваться которым могут только работники, непосредственно занятые изготовлением и контролем лекарственных препаратов.
Оборудование ассистентской комнаты
Ассистентская комната оснащена обычным комплектом производственного оборудования: ассистентская столами разной конструкции на 1; 2; 4, 5, 6; 8 рабочих мест с вертушками, на которых размещены часто используемые лекарственные препараты общего списка, настенными шкафами для хранения ядовитых, сильнодействующих, пахучих, красящих веществ (при большом объеме работы сильнодействующие вещества можно хранить во вращающихся шкафах или на отдельной вертушке на рабочем месте ассистента).
Все рабочие места ассистентов оснащены весами (ручными и тарирными), комплектами грузиков, ступки, посудой (подсобным и для отпуска лекарств), упаковочным и вспомогательным материалом, размещенным в тумбах и ящиках столов, приборами для скачивания и выливания суппозиториев, дозаторами порошков и жидкостей. Кроме того, на рабочем месте ассистента должны быть Государственная Фармакопея, справочная литература, таблицы. Рабочее место провизора-контроллера оборудуют вертушками с реактивами и необходимыми материалами и приборами для проведения контроля качества лекарств, этикетками и сигнатурами для оформления лекарств к отпуску. Рабочее место должно быть размещено, чтобы провизор-контроллер имел возможность постоянно наблюдать со своего места за работой ассистентов (фармацевтов). Стол провизора-аналитика располагают ближе к окну, оснащают реактивами, пипетками, бюретками с титруемыми растворами, приборами (рефрактометром, поляриметром) для проведения физико-химического и химического анализа лекарств.
Полезно знать
© VetConsult+, 2015. Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на ресурс. При копировании либо частичном использовании материалов со страниц сайта обязательно размещать прямую открытую для поисковых систем гиперссылку, расположенную в подзаголовке или в первом абзаце статьи.
Состав помещений аптеки
Минимальный состав помещений аптеки включает: торговый зал, помещение для приготовления лекарств, помещение для получения дистиллированной воды, моечную, кабинет заведующего, комнату персонала, помещение для хранения запасов лекарственных средств, туалет, гардеробная.
Согласно правилам, в торговом зале находится книга отзывов и предложений, вывешиваются объявления. Обязательно должны быть вывешены копии лицензии и следующая информация:
— о внеочередном обслуживании инвалидов и участников ВОВ;
— о сроках хранения лекарств, изготовленных в аптеке;
— о работе дежурного администратора;
— о часах приема населения директором аптеки;
— о надзорных и контролирующих органах;
— о сотрудниках, обслуживающих посетителей, с указанием фамилии, имени отчества и должности.
В аптеке с минимальным размером торгового зала может быть одно рабочее место. Оплата стоимости лекарств населением должна проводиться через кассовый аппарат.
Площадь помещения для приготовления лекарств должна быть не менее 15 кв.м. и оснащена специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки, этикетирования, упаковки и укупорки лекарств, а также сейфами для хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств, этилового спирта, штанглазами, средствами измерения веса, объема, удельного веса, реактивами для проведения химического контроля лекарств. [1]
В помещении для приготовления лекарств должны быть организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств. В зависимости от объема работы и увеличения площади ассистентской комнаты могут быть созданы специализированные рабочие места по изготовлению различных лекарственных форм.
Изготовление лекарств требует максимально благоприятных санитарно-гигиенических условий. Проникновение с улицы пыли, микроорганизмов, холодных потоков воздуха, шума и т.д. неизбежно будет сказываться на состоянии здоровья работающих и на качестве лекарственной продукции. Поэтому при планировке и строительстве аптек большое внимание уделяется входам, через которые в аптеку могут проникать различные загрязнения и холодный воздух.
Аптеки имеют два входа: для посетителей и персонала и для приемки товаров. Вход для посетителей аптек 1и 2 категорий должен иметь две двери, а в аптеках 3 и 4 категорий – одну одностворчатую дверь шириной не менее 0,9 м. Дверь служебного входа и приема товаров должна быть шириной 1,2 м.
Вход для посетителей оборудуется тамбуром, выполняющим роль защитного барьера. Двери в тамбуре должны располагаться под углом друг к другу для того, чтобы холодный воздух успевал согреться, прежде чем проникнет в торговый зал. При наличии в тамбуре, воздушной тепловой завесы возможно обычное устройство дверей: одна дверь против другой. Температура подаваемого воздуха должна быть в пределах 30-35°С.
При отсутствии отдельного помещения необходимо изолировать приемник для перегнанной воды так, чтобы в него не попадали пыль и микроорганизмы из воздуха. Это достигается путем помещения приемника в застекленный ящик, окрашенный снаружи и внутри белой масляной краской.
Для дополнительной защиты перегнанной воды от загрязнений летучими веществами существует несколько приспособлений: стеклянный колпак с стеклянной трубкой, которая соединяется с холодильником, специальный сернокислый защитный запор, присоединяемый к приемнику, пробка с хлоркальциевой трубкой, закрепляемая на конденсаторе. [6]
В некоторых аптеках имеются специальные установки для автоматической подачи перегнанной воды по стеклянному или полиэтиленовому трубопроводу непосредственно к ассистентским столам. Это освобождает от необходимости ручной доставки перегнанной воды к рабочим местам и устраняет опасность ее загрязнения. Для обеззараживания воды отдельные участки трубопровода монтируют из трубок кварцевого стекла, через которые и облучают воду бактерицидной лампой.
— инъекционных растворов и глазных капель;
Порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения регламентирован Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 г. № 377. Соблюдение данной инструкции позволяет обеспечить сохранение высокого качества лекарств и создать безопасные условия труда фармацевтов при работе с ними.
Особое внимание уделяется хранению, выписыванию, учету и отпуску ядовитых и наркотических средств. Правильное хранение лекарств зависит от правильной и рациональной организации складирования, от строгого учета его движения, регулярном контроле сроков годности лекарств. [12]
Очень важно также поддерживать оптимальную температуру и влажность воздуха, соблюдать защиту определенных препаратов от света.
Комнаты и сейфы с наркотическими и особо ядовитыми средствами должны иметь сигнализацию, на окнах должны быть металлические решетки.
Оборудование помещений хранения должно обеспечивать сохранность лекарств. Эти помещения обеспечиваются противопожарными средствами, в них поддерживаются необходимые температура и влажность воздуха.
Обогревание помещения должно осуществляться приборами центрального отопления, исключается использование газовых приборов с открытым пламенем или электрических приборов с открытой спиралью.
Дополнительные помещении. Аптека для выполнения своей основной задачи должна иметь дополнительные помещения:
— асептический блок для приготовления асептических и стерильных лекарственных форм;
— помещение для получения апирогенной воды;
— помещения для хранения огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, требующих особых условий хранения в соответствии с их физико-химическими свойствами. [10]
Расположение производственных помещений должно исключать встречные потоки технологического процесса изготовления стерильных и нестерильных лекарственных средств.
Состав помещений аптеки и их назначение
При планировании помещений аптеки следует руководствоваться видом деятельности и объемом работы организации. При этом важно учитывать не только собственные идеи, позволяющие увеличить товарооборот, но и обязательные требования к помещениям аптеки, необходимые для получения фармлицензии:
Площадь аптеки должна быть не менее 80 м2
В минимальный состав помещений должны входить:
Никто не запрещает увеличивать площадь помещения, а вот уменьшать ее нельзя. Рассмотрим подробнее состав и назначение аптечных помещений.
Торговый зал. Его назначение – обслуживание покупателей. В торговом зале размещаются информационные стенды, на которых покупатель может ознакомиться с лицензией, получить данные о часах приема, порядке обслуживания инвалидов и участников ВОВ, контролирующих и надзорных органах. Здесь же находится книга жалоб и предложений.
Планирование торгового зала является непростой задачей, для выполнения которой нужно обладать определенными маркетинговыми познаниями. Так, по статистике на прикассовую зону приходится лишь 15% торговой площади, остальное – на зал. Если площадь торгового зала имеет слишком много свободных зон – значит, она расходуется неэффективно, причем в основном это касается центра и периметра, за исключением зоны в левой части сразу при входе в аптеку.
Помещение для приготовления лекарств оснащается различным оборудованием для работы с лекарственными средствами – смешивание, фильтрование, фасовка, упаковка, непосредственно изготовление. В данном помещении помимо оборудования нужно установить аптечную мебель и приборы для измерения веса и объема, а также реактивы для химического контроля изготовленных препаратов. Здесь же размещаются сейфы для хранения сильнодействующих, наркотических, ядовитых ЛС и этилового спирта.
Помещение для приготовления лекарств должно быть оборудовано рабочими местами для сотрудников. В производственной аптеке площадь этого помещения выходит за рамки нормативных требований и может иметь несколько рабочих мест для изготовления и контроля качества ЛС.
Нужно понимать, что для производственной аптеки особенно важны санитарно-гигиенические условия, вот почему нужно обеспечить полную изоляцию от загрязненного воздуха снаружи. В данных аптеках нужно не только соблюдать нормативные требования (изолированный вход), но и установить дополнительные системы очистки воздуха в вентиляционной системе. Желательно исключить наличие посторонних шумов с улицы, чтобы сотрудники могли полностью сосредоточиться на своей работе. Попутно нужно упомянуть о входах в аптеку – две двери для аптечных организаций 1 и 2 категории, она двухстворчатая шириной не меньше 0,9 м для аптек 3 и 4 категорий, а также отдельный вход для приемки товара и служебного входа шириной не менее 1,2 м. Обязательно следует оборудовать тамбур тепловой завесой.
Помещение для изготовления дистиллированной воды обязательно лишь в производственных аптеках. Здесь располагаются аппараты для получения дистиллята и емкости для его хранения. Недопустимо наличие посторонних предметов и производство прочих работ, не связанных с дистилляцией воды! Допускается получить дистиллированную воду путем непосредственно дистилляции, обратного осмоса, ионным обменов или комбинируя указанные методы.
В моечной комнате производится мытье лабораторной посуды, используемой для приготовления лекарств, поэтому данное помещение также можно отнести к разряду производственных. Основные требования к оборудованию изложены в документации по санитарному режиму аптеки. Раковины для мойки посуды должны быть промаркированы в зависимости от ее типа: для глазных капель и растворов для инъекций, для внутривенных и наружных лекарственных форм.
Помещение для хранения лекарственных средств есть в любой аптеке, при этом оно обязательно должно соответствовать нормативным требованиям и оснащено необходимым оборудованием и мебелью (шкафчики, стеллажи, поддоны), зоны хранения лекарственных трав. Аптека должна обеспечить сохранность ЛС, сохранить исходные свойства лекарств, поддерживая нужный уровень температуры и влажности, в противном случае они не только потеряют свои качества, но и могут стать опасными. Полный список требований указан в Приказе Минздрава N 706н от 23 августа 2010 г. «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
Все лекарственные средства хранятся в условиях, соответствующих их
Поверхности помещения должны быть выполнены из материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам. Комнаты и сейфы с наркотическими и особо ядовитыми средствами должны иметь сигнализацию, на окнах должны быть металлические решетки.
Комната персонала предназначена для отдыха сотрудников. Поскольку принимать пищу на рабочем месте запрещено, а собственная столовая является роскошью, чаще всего в комнате персонала сотрудники еще и обедают. Поэтому она должна быть оснащена необходимым для этого оборудованием (холодильник, СВЧ, электрический чайник). Категорически запрещено хранить продукты питания в холодильниках для хранения лекарственных средств!
Площадь гардеробной должна соответствовать количеству персонала и оборудуется шкафами для хранения верхней одежды и обуви.
Кабинет руководителя и бухгалтера выделяется в зависимости от возможности – чем больше аптека, тем больше там сотрудников руководящего звена, тем больше будет площадь помещения. В небольших аптечных киосках и аптечных пунктах чаще всего один кабинет для руководителя и бухгалтера.
В состав аптеки обязательно должен входить санузел, а если организация находится в торговом центре, сотрудникам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в общее помещении санузла. Планировать помещения следует исходя из их назначения.
«Основные требования, предъявляемые к «Аптеке, обслуживающей население» (утв. Минздравом РФ 29.07.1992) (ред. от 28.07.1999) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.1992 N 50)
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К «АПТЕКЕ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ НАСЕЛЕНИЕ»
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.07.99 N 294)
Требования не распространяются на специфические особенности основных разделов деятельности аптеки, регулируемых специальными документами Минздрава Российской Федерации.
1.4. Минимальная площадь аптеки 90 кв. м. В дальнейшем с развитием аптеки ее площадь должна соответствовать объему и характеру выполняемой работы согласно действующим методическим документам Минздрава Российской Федерации.
1.5. Внешнее оформление аптеки должно содержать:
— вывеску с названием «Аптека» на национальном и русском языках и ее наименованием (номером, названием);
— указание о часах работы, номер телефона;
— информацию о дополнительных услугах, оказываемых аптекой населению;
— информацию об оказании первой доврачебной помощи населению.
Дежурная аптека должна иметь наружную сигнализацию.
1.6. В аптеке должны быть условия для оказания первой доврачебной помощи.
1.8. Для функционирования аптека обязана иметь:
— разрешение органов государственного санитарного надзора;
— заключение органов государственного пожарного надзора;
— рекомендации органов здравоохранения о желаемом профиле деятельности аптеки;
— сертификат аккредитационной комиссии;
2. Состав помещений и оснащение аптеки
2.1. В соответствии с планируемым объемом работы и характером производственной деятельности состав помещений и оснащение аптеки определяется с учетом рекомендаций Минздрава Российской Федерации и СНиП.
2.2. Минимальный состав помещений аптеки включает: торговый зал, помещение для приготовления лекарств, помещение для получения дистиллированной воды, моечную, кабинет заведующего, комнату персонала, помещение для хранения запасов лекарственных средств, туалет, гардеробную.
Обязательно наличие в аптеке водопровода, канализации, телефона, электричества, газа, печного отопления (при отсутствии других видов энергоресурсов).
2.4. В торговом зале в зависимости от объема работы аптеки должны быть оборудованы рабочие места для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам, отпуска лекарств и изделий медицинского назначения без рецептов.
В аптеке с минимальным размером торгового зала может быть одно рабочее место.
2.5. Оплата стоимости лекарств населением должна проводиться через кассовый аппарат.
2.6. Площадь помещения для приготовления лекарств должна быть не менее 15 кв. м и оснащена специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки, этикетирования, упаковки и укупорки лекарств, сейфами (специальными шкафами) для хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств, этилового спирта, штанглазами, средствами измерения веса, объема, уд. веса, реактивами для проведения химического контроля лекарств. В помещении для приготовления лекарств должны быть организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств.
В зависимости от объема работы и увеличения площади ассистентской комнаты могут быть созданы специализированные рабочие места по изготовлению различных лекарственных форм.
2.12. Площадь гардеробной должна обеспечивать хранение домашней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.
3. Производственная деятельность аптеки
3.1. По характеру производственной деятельности аптеки подразделяются на:
3.3. Производственная аптека для выполнения своей основной задачи должна иметь дополнительные помещения:
— асептический блок для приготовления асептических и стерильных лекарственных форм;
— помещение для получения апирогенной воды;
Расположение производственных помещений должно исключать встречные потоки технологического процесса изготовления стерильных и нестерильных лекарственных средств.
3.4. Организация рабочих мест должна обеспечивать соблюдение санитарных, фармацевтических требований, технологии изготовления лекарственных форм и контроля их качества.
3.5. Проведение контроля качества лекарственных средств и дистиллированной воды регламентируется нормативными документами Минздрава Российской Федерации.
3.6. Для упаковки изготовленных лекарств аптека должна иметь упаковочный материал и стеклянную посуду, а также специальное оборудование для ее дезинфекции, мытья, сушки, стерилизации.
3.7. В аптеке должны строго соблюдаться фармацевтические и санитарные требования.
Сотрудники аптеки, занятые изготовлением и контролем качества стерильных лекарственных средств, должны проходить аттестацию по оценке знаний и практических навыков в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.8. Техническое и хозяйственное оснащение аптек должно осуществляться в соответствии с нормативными документами.
3.9. На все приборы, аппараты, имеющиеся в аптеке, должны быть технические паспорта, своевременно производиться их техническое обслуживание и ремонт.
3.10. Для выполнения основной задачи аптека должна иметь запас лекарственных средств, разрешенных к применению в Российской Федерации, включая жизненно важные лекарственные средства, по перечню, утвержденному Минздравом Российской Федерации.
По указанию местных органов здравоохранения отдельные аптеки должны иметь неснижаемый запас вакцин и сывороток.
4.1. Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.
4.2. Возглавлять аптеку должно лицо с фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 5 лет.
4.3. Режим работы персонала должен обеспечить восстановление сил работающих, условия для отдыха.
5. Охрана труда и техника безопасности
5.1. В аптеке должны быть созданы условия для обеспечения охраны труда и техники безопасности.
5.2. Все работники аптеки должны быть обеспечены специальной и санитарной одеждой.
5.3. Персонал аптеки, привлекаемый к работе с приборами и оборудованием, должен пройти соответствующую подготовку и иметь удостоверения на право работы (с дистилляторами, автоклавами, сушильными шкафами, электроприборами, газовыми приборами, персональными компьютерами и другим оборудованием).
5.4. На всех рабочих местах должны находиться инструкции по технике безопасности, работе с аппаратами и приборами.
5.5. Весь персонал аптеки должен пройти необходимый инструктаж по технике безопасности и диспансеризацию.
Вся документация о проведении инструктажа и прохождении диспансеризации должна быть в аптеке в полном порядке.
Знакомство с аптекой и ее подразделениями
Помещения аптеки и их расположение. Работа на месте провизора-технолога в отделе безрецептурного отпуска лекарственных препаратов. Предупредительные мероприятия, осуществляющиеся при изготовлении лекарственных форм и исключающие возникновение ошибок.
Рубрика | Медицина |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2013 |
Размер файла | 24,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Знакомство с аптекой и ее подразделениями
аптека провизор лекарственный безрецептурный
Аптека расположена на втором этаже двух этажного дома расположенного по адресу Челюскинцев 67а.
Аптека №1 действует на основании следующих документов:
1) Устав предприятия, утвержденный совместным решением комитета по управлению имуществом и комитетом по управлению здравоохранения, и согласовано с администрацией Ленинского района г. Барнаула.
2) Свидетельство о внесении записи в единый Госреестр юридических лиц.
Аптека работает с 8.00 до 19.00., суббота с. 900 до 16.00.
Работники аптеки работают в соответствии с внутренним трудовым распорядком, который был утвержден общим собранием работников аптеки.
Помещения аптеки и их расположение.
Все помещения аптеки можно разделить на:
— административные (кабинет директора, кабинет бухгалтера).
— производственные (РПО, бокс),
— торговые (торговый зал).
Все помещения аптеки имеют внутреннее сообщение через коридоры, смежные проходы и двери.
Внутренняя отделка помещений выполнена в соответствии с их функциональным назначением.
На выходе из ассистентской комнаты на двери расположено расписание работы, где указано время и кратность (2 раза) проведение влажной уборки помещения, также время проветривания и кварцевания, время работы в помещении.
Помещение отделано в соответствии с правилами санитарного режима (приказ МЗ РФ от 21.10.1997 г. №309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»). Поверхность стен и потолков гладкая, без нарушения целостности покрытия, допускающая влажную уборку с применением дезсредств.
Все используемое оборудование зарегистрировано МЗ РФ и разрешено к применению в установленном порядке и имеет сертификаты соответствия.
Ассистентская комната снабжена:
1. Раковина с подводом горячей и холодной воды, инструкция по обработке рук персонала;
2. Плита электрическая;
3. Рабочий стол фармацевта (полка с этикетками);
4. Ассистентский стол, на котором расположены:
Например: стрептоцид, кислота никотиновая, новокаин, димедрол, эуфиллин, анестезин, левомицетин, папаверина гидрохлорид, дибазол.
Б) весы ручные (различных размеров) и комплекты разновесов,
Г) вспомогательный материал: вата, марля,
Д) в ящиках стола: капсулаторки, ложка-дозатор, пергаментные, вощаные капсулы, шпатели, укупорочный материал (пробки, крышки), фарфоровые чашки,
Е) шкаф с мерной посудой, пипетки, воронки и др.
Например: глюкоза, кислота борная, кислота аскорбиновая, глицерин, магния сульфат, цинка оксид, сера, натрия тиосульфат, натрия гидрокарбонат, натрия хлорид, натрия бромид, калия иодид, резорцин, кислота салициловая.
6. Шкаф с пахучими и красящими веществами (весит на стене).
Например: рибофлавин, колларгол, формалин, иод кристаллический.
7. Стол провизора-аналитика, который оснащен:
— пипетки для титрованных растворов,
— пипетки для стерильных растворов,
— пипетки для простых растворов,
— слив для нитрата серебра,
— реактивы и индикаторы,
8) Вспомогательная литература и учетные журналы (хранятся в шкафах, журналы в рабочем столе фармацевта).
Асептический блок размещен в изолированном. Перед входом в бокс на полу размещен резиновый коврик. В шлюзе имеется шкаф для халатов и биксов с комплектами стерильной одежды. Из оснащения имеется стол для изготовления стерильных ЛФ, стеклянные баллоны на железных подставках для растворов, отдельный стол для стерильной посуды, укупорочная машина, тележка. Подвод воды и канализация отсутствует согласно требованиям приказа №309. Бокс оснащен приточно-вытяжной вентиляцией, что исключает поступление воздуха из коридоров. Установлены также кварцевые лампы для дезинфекции воздуха.
Помимо бокса имеется еще одно помещение, объединенное одним коридором вместе с боксом и объединяющее автоклавную и дистилляционную.
Оно оснащено двумя автоклавами, в которых осуществляется паровая стерилизация (насыщенным паром при избыточном давлении) ЛВ и вспомогательных веществ, одним сушильным шкафом, обеспечивающим воздушную стерилизацию (горячим воздухом при температуре 180-200 о С). Используют для стерилизации термостойких порошкообразных ЛВ при различных режимах. Также имеется стол, на двери весит таблица режимов стерилизации различных ЛФ.
3. Работа на месте провизора-технолога в отделе безрецептурного отпуска лекарственных препаратов
Работа провизора-технолога в отделе безрецептурного отпуска заключается в отпуске ЛС и ИМН граждан без предъявления рецепта и за полную стоимость, а также консультацию больных по приему того или иного средства, оказание первой медицинской помощи.
Отпуск ЛС и ИМН без рецепта врача производится согласно приказу МЗ РФ №578 от 13.10.05 г. «О перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача».
Рабочее место оснащено:
На витринах представлен ассортимент товара. ЛС распределены в соответствии с фармакотерапевтическим действием (витамины, противовоспалительные, сердечно-сосудистые и т.д.) независимо от ЛФ, ЛРС расположено в отдельно оснащенной витрине. Для ЛС, требующих для хранения пониженную температуру, предусмотрен холодильник (на витринах представлены только упаковки). В отделе ЛС хранятся в шкафах, на каждом из которых написано наименование ЛС и в холодильнике.
В торговом зале размещена всевозможная информация для потребителей:
— сведения о наличии лицензии на право осуществления данного вида деятельности,
— телефоны контролирующих организаций,
— сведения об оказываемых услугах,
— информация о льготах для отдельных категорий граждан,
— книга отзывов и предложений,
— правила продажи отдельных видов товаров и ФЗ «О защите прав потребителей»,
— информация о правилах отпуска ЛС из аптеки.
4. Работа на месте провизора-технолога по приему рецептов и отпуску лекарственных форм и препаратов
Провизор-технолог, работающий в этом отделе, производит прием рецептов на индивидуальное изготовление, а также отпуску ГЛФ.
При приеме рецепта провизор-технолог обязан проверить правильность выписывания рецепта:
— наличие обязательных реквизитов на рецепте,
— соответствие дозировок возрасту больного,
— проверить совместимость ингредиентов,
— подчеркнуть красной чертой ЛС, подлежащие предметно-количественному учету в аптеке, а также вещества списка А.
Производит таксировку рецепта (общая сумма ингредиентов, в том числе стоимость посуды, укупорочного материала и трудовые затраты). Оформляет квитанцию на изготовление ЛФ: средняя часть отдается вместе с чеком больному, первая остается в книжке (в конце месяца подшивается в товарный отчет), третья часть передается вместе с рецептом в ассистентскую комнату на изготовление.
На оборотной стороне рецепта ставится штамп «ПРИНЯЛ, ПРИГОТОВИЛ, ОТПУСТИЛ» и подпись принявшего. При несоответствии рецепта правилам выписывания рецептов в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ №328 от 23.08.1999 г. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска их аптечными учреждениями» провизор-технолог должен: погасить неправильно выписанный рецепт штампом «РЕЦЕПТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН» и зарегистрировать в специальном журнале «Журнал неправильно выписанных рецептов», возможно и приготовление рецепта после согласовании с врачом по телефону. Далее рецепт передается на изготовление в ассистентскую комнату.
При отпуске ЛС провизор должен обращать внимание на соответствие:
— упаковки физико-химическим свойствам входящих ингредиентов,
— доз, указанных в рецепте,
— номера на рецепте и номера на этикетке,
— фамилии на этикетке и на рецепте.
Место провизора-технолога по приему рецептов оснащено:
— стол с выдвижными ящиками, в которых хранятся этикетки, печати, справочная литература, а также таблицы ВРД и ВСД для взрослых и детей, прейскурант цен, калькулятор, квитанционная книжка.
— на столе под стеклом расположены справочные таблицы, такса на все виды ЛВ, посуды, укупорочного материала и др.,
— вертушка с приготовленными ЛФ.
5. Предупредительные мероприятия, осуществляющиеся при изготовлении ЛФ и исключающие возникновение ошибок
Обязательно проводится приемочный контроль с целью предупреждения поступления в аптеку ЛС с дефектами (проверка упаковки, укупорки, маркировки, внешнего вида, а также проверки соответствующей документации (на ЛС сертификаты качества)). Если возникают сомнения в качестве, то ЛС направляется в территориальную КАЛ, и до решения об их качестве ЛС хранятся в аптеке отдельно от других ЛС с обозначением «Забраковано при приемочном контроле».
Строго соблюдаются санитарные нормы и правила, санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы, правила асептического изготовления ЛФ.
Обеспечивается исправность и точность приборов и аппаратов, соблюдается регулярность их проверки (метрологическая служба).
Обеспечение сроков и условий хранения в аптеке ЛВ в соответствии с их физико-химическими свойствами и требованиями ГФ Х и ГФ Х1 издания, действующих приказов и инструкций.
На всех штанглассах с ЛВ в помещениях хранения указаны № серии завода-изготовителя, № анализа, срок годности, дата и подпись заполнившего.
На всех штанглассах с ЛВ в ассистентской комнате указаны: дата заполнения, подпись заполнившего и проверившего, подлинность ЛВ, а на штанглассах с веществами списка А и Б указаны ВРД и ВСД.
Штанглассы с растворами, настойками и жидкими полуфабрикатами обеспечены капиллярами, число капель в определенном объеме обозначено на штанглассе.
Заполнение штанглассов производится только после полного использования ЛВ и соответствующей обработка штанглассов. На штанглассах с ЛВ, предназначенными для изготовления стерильных ЛФ указано «Для стерильных ЛФ», для внутреннего применения указано соответственно «Для внутреннего применения», точно также и для наружного.
Тщательно просматриваются поступающие в аптеку рецепты и требования ЛПУ в целях проверки правильности их выписывания (см. выше).
Соблюдается технология изготовления ЛФ в соответствии с требованиями ГФ Х и ГФ Х1 издания, действующих инструкций и приказов.
Подготовка вспомогательных, укупорочных материалов, посуды и т.д.
Основные стадии изготовления регистрируются в соответствующих журналах.
6. Работа провизора—технолога по изготовлению лекарственных форм по рецептам и требованиям ЛПУ
Раствор выписан на рецептурном бланке №107/у. На рецепте указаны Ф.И.О. больного, его возраст, Ф.И.О. врача, подпись и личная печать врача.
Проверка фармацевтической (физико-химической, химической и фармакологической) совместимости ингредиентов прописи.
Вывод: ЛВ совместимы.
Раствор формальдегида 37% Х = 200*5%/37% = 27 мл
Воды очищенной 200-27 = 173 мл
Оборотная сторона паспорта:
Воды очищенной 173 мл.
Физико-химические свойства ингредиентов:
2. Особенности ЛФ: раствор для наружного применения, содержащий формальдегид (пахучее вещество).
3. Технология изготовления:
В отпускной флакон отмеривают 173 мл воды очищенной и 27 мл 37% раствора формальдегида. Укупоривают и оформляют к отпуску.
4. Оформление: этикетки: «Наружное», «Беречь от детей».
5. Контроль качества:
Раствор выписан на рецептурном бланке №107/у. На рецепте указаны Ф.И.О. больного, его возраст, Ф.И.О. врача, подпись и личная печать врача.
Проверка фармацевтической (физико-химической, химической и фармакологической) совместимости ингредиентов прописи.
Вывод: ЛВ совместимы.
D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
КУО = 0,25 6,0*0,25 = 1,5 мл
Оборотная сторона паспорта
Физико-химические свойства ингредиентов:
2. Особенности ЛФ: раствор для внутреннего применения, содержащий калия иодид (общий список).
3. Теоретическое обоснование:
— т. к. сухих веществ = 3%, то учитываем КУО.
4. Технология изготовления:
6,0 калия иодида растворяем в подставке в 198,5 мл воды очищенной, процеживаем в отпускной флакон, укупориваем и оформляем к отпуску.
5. Оформление: этикетки: «Внутренне», «Беречь от детей».
6. Контроль качества:
Паста выписана на рецептурном бланке №107/у. На рецепте указаны Ф.И.О. больного, его возраст, Ф.И.О. врача, подпись и личная печать врача.
Проверка фармацевтической (физико-химической, химической и фармакологической) совместимости ингредиентов прописи.
Recepe: Pastae Lassarae 50.0
Signa: наносить на пораженные участки кожи.
Масса общая 50,0*2= 100,0
Состав пасты Лассара (100,0):
Кислоты салициловой 2,0
Физико-химические свойства ингредиентов:
Все ингредиенты совместимы.
2. Особенности ЛФ: паста для наружного применения, содержащая салициловую кислоту, цинка оксид, крахмал, вазелин (вещества общего списка).
3. Теоретическое обоснование:
— паста на гидрофобной основе,
— готовится по массе,
-% сухих веществ 52%>75%,
— общая масса пасты более 30,0, поэтому основу расплавляют отдельно.
4. Технология изготовления:
В фарфоровой чашке на водяной бане расплавляют 48,0 вазелина. В подогретой ступке растирают 25,0 цинка оксида, затем добавляют 25,0 крахмала и 2,0 салициловой кислоты, перемешивают, добавляют Ѕ расплавленного вазелина и тщательно растирают до получения однородной массы, затем прибавляют оставшийся расплавленный вазелин и перемешивают до охлаждения, периодически снимая скребком пасту со стенок ступки и пестика. Пасту переносят в отпускные банки (по 50,0), укупоривают пластмассовыми крышками с подкладкой в виде кружка из парафированной бумаги и оформляют к отпуску.
5. Оформление: этикетки: «Наружное», «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте».
6. Контроль качества:
Применяется как антисептическое, вяжущее и подсушивающее средство при кожных заболеваниях.
Раствор выписан на рецептурном бланке №107/у. На рецепте указаны Ф.И.О. больного, его возраст, Ф.И.О. врача, личная печать и подпись врача.
Проверка фармацевтической (физико-химической, химической и фармакологической) совместимости ингредиентов прописи.
Вывод: ЛВ совместимы.
Состав раствора Люголя 1%-100 мл.
йод 1,0-100,0 Х=1,0*30,0/100,0= 0,3
% сухих веществ = 0,9*100,0/30,0 = 3%
Оборотная сторона паспорта:
Физико-химические свойства ингредиентов:
Все ингредиенты совместимы.
2. Особенности ЛФ: Раствор для наружного применения, содержащий йод, калия иодид и воду.
3. Теоретическое обоснование:
— т. к. йод растворяется в растворах иодидов, то сначала готовим раствор калия иодида, в котором затем растворяем йод.
4. Технология изготовления:
В подставку помещаем 0,6 калия иодида, добавляем 30,0 воды очищенной, затем растворяем 0,3 йода в растворе калия иодида. Процеживаем в отпускной флакон темного стекла. Укупориваем флакон и оформляем к отпуску.
5. Оформление: этикетки: «Наружное», «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться с осторожностью».
6. Контроль качества:
Мазь выписана на рецептурном бланке №107/у. На рецепте указаны Ф.И.О. больного, его возраст, Ф.И.О. врача, подпись и личная печать врача.
Проверка фармацевтической (физико-химической, химической и фармакологической) совместимости ингредиентов прописи.
Вывод: ЛВ совместимы.
D.S. Наносить на пораженные участки кожи.
Масса общая = 5,0+5,0+0,5 = 10,5
© 2000 — 2021, ООО «Олбест» Все права защищены