Чем обладают товары которые хорошо обменивались ответ
Занятие кружка «Финансовая грамотность» по теме «Что такое деньги?»
Дьякова С.А., учитель МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
Тема: Что такое деньги?
Форма занятия: интерактивная беседа
Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Оборудование: карточки с тестом, карточки с практическими заданиями, презентация.
Важной характеристикой денег является их покупательная сила, т. е. способность обмениваться на некоторое количество товаров. Если по прошествии некоторого времени за одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров, это означает, что покупательная сила денег уменьшилась. Изменение покупательной способности денег связано с изменением цен на товары.
1.Постановка практической задачи.
Работа с учебником.
Посмотри на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как ты думаешь, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?
Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Низа что не догадаешься! Это. деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё. Стоп! Не будем торопиться. Давай обовсём по порядку.
2. Постановка учебных задач.
Итак, какие задачи поставим перед собой?
Что нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Спланировать свою деятельность: узнать теорию, затем эти знания применить на практике.
Появление обмена товаров.
Давным-давно, когда люди ещё охотилисьна мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время…Они стали встречаться и обмениваться товаром между собой.
То, что люди предлагают для обмена называется товаром.
Возникли ситуации при обмене. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Так появились первые деньги.
— Вспомните, что было в качестве первых денег?
А вот другие примеры необычныхденег. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них простописали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.
Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.
1. Почему люди обмениваются?
2. Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной?
3. Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его было удобно использовать в качестве денег?
4. Для чего нужна мелочь?
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
A. Выложить продукты из тележки.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
6. Презентация решения практической задачи.
2. Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте общее название оставшимся словам.
7. Выполнение тренировочных заданий.
3. Укажите, в каких случаях деньги выполняют функции : средства обмена (а), меры ценности (б) и средства платежа (в).
При обмене мы отдаём деньги и получаем товар или услугу. Если мы видим число, обо-
• Мама купила конфеты. (…)
• Папа заплатил штраф. (…)
• Митя купил билет и едет на трамвае. (…)
• Маша знает, что книга стоит 100 р. (…)
• Илья заплатил налоги. (…)
• Поля увидела, что цены на обувь снизились. (…)
• Дедушка купил фотоаппарат. (…)
1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
2) Измерить ценность разных товаров
3) Иметь возможность делать накопления
4) Все ответы верны
— Что нового вы узнали о деньгах?
— Какими свойствами могут обладать деньги?
— Для чего они нужны?
— С какими новыми понятиями познакомились?
— С какими видами денег познакомились?
Урок по финансовой грамотности. 2 класс Тема: Бартер
Тема: Что такое деньги и откуда они взялись.
Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег
1.В процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.
2) Вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег,
— учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности;
— слушать и понимать речь других.
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
— определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;
Посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане.
Как ты думаешь, что это такое?
Колечки для ожерелья великанши?
Колёса от первобытного танка?
А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Ни за что не догадаешься! Это. деньги.
Да, да, деньги бывают и такими
огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё. Стоп! Не будем торопиться. Давай обо всём по порядку.
Итак, поговорим о том, что такое деньги, какие они бывают и откуда они взялись.
Постановка темы и целей занятия.
Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое
Цель : освоить новые знания и учиться применять их на практике
Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее,
жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось.
Но время шло, люди выбрались из пещер стали жить отдельными племенами.
Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать много разных полезных вещей.
К тому же они стали чаще встречаться
людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
Что вы тогда сделаете?
Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе – лук со стрелами.
Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.
То, что люди предлагают – это товар
Обмен товаром – это бартер
Я вам предлагаю посмотреть, как производили обмен
Что делали герои нашего мультфильма?
ИГРА БАРТЕР ДЕТЯМ ПРЕДЛАЮТ ОБМЕНЯТЬ ТОВАРЫ ПЛЕМЕНИ
1 есть цыпленок, нужна курица;
2 есть курица, нужна собака;
3 есть собака, нужен цыпленок.
2 есть соль, нужно мясо
3 есть мясо, нужна рыба
1. есть пшено, нужно молоко
2.есть молоко, нужен кувшин
3.есть кувшин, нужно пшено.
1.Есть лук, нужен топор
2. есть топор, нужен стрелы
3. есть стрелы, нужен лук
Какие возникли трудности в таком обмене?
Но тут возникла другая проблема. Поясним опять на примере. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу – опять тот же человек из племени у-гу-гу с новеньким луком. Он успел проголодаться и снова хочет обменять свой лук на твою рыбу. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из медвежьих зубов, которое делает одна девочка из племени хрум-хрум.
Что остаётся делать голодному бедняге с луком?
Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом обменять его у тебя на рыбу. А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Что же,бежать к кому-то ещё? Так можно и с голода умереть…
1.Затрачивается много времени.
2.Сложность и неудобство поиска.
3. Обмен может сорваться.
Такие непростые ситуации возникали довольно часто.
Тогда люди додумались использовать при обмене
товары, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.
У каждого народа были свои деньги.
Так, в Эфиопии (это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли.
Соль нужна каждому, а достать её было
трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Если бы, к примеру, предыдущая сценка произошла в Эфиопии, ты бы сразу сказал мальчику с луком, что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за две плитки соли. Если бы его это устроило, он бы отдал тебе две «соляные» денежки и по лучил твою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы хватило, а может, тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.
Задачка из блокнота
Посмотри на эту картинку и скажи: сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки?
И сколько рыб пришлось бы для этого ещё поймать?
Чем обладают товары которые хорошо обменивались ответ
Дьякова С.А., учитель МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
Тема: Что такое деньги?
Форма занятия: интерактивная беседа
Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Оборудование: карточки с тестом, карточки с практическими заданиями, презентация.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. Тем не менее даже сегодня в опредеённых ситуациях люди используют бартер, начиная с обменов средиколлекционеров и кончая международными коммерческими сделками. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Товарными деньгами может быть любой предмет, который представляет ценность и всеми принимается для обмена. Способность легко обмениваться называется ликвидностью. Основными товарными деньгами стали драгоценные металлы, из которых позже стали изготавливать монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.
Важной характеристикой денег является их покупательная сила, т. е. способность обмениваться на некоторое количество товаров. Если по прошествии некоторого времени за одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров, это означает, что покупательная сила денег уменьшилась. Изменение покупательной способности денег связано с изменением цен на товары.
1.Постановка практической задачи.
Работа с учебником.
Посмотри на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как ты думаешь, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?
Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Низа что не догадаешься! Это… деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными — скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё… Стоп! Не будем торопиться. Давай обовсём по порядку.
2. Постановка учебных задач.
Итак, какие задачи поставим перед собой?
1.- что такое деньги; 2.- какие они бывают ; 3 — откуда они взялись.
Что нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Спланировать свою деятельность: узнать теорию, затем эти знания применить на практике.
4. Освоение теоретического материала.
Появление обмена товаров.
Давным-давно, когда люди ещё охотилисьна мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы — охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время…Они стали встречаться и обмениваться товаром между собой.
То, что люди предлагают для обмена называется товаром.
Возникли ситуации при обмене. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Так появились первые деньги.
-Вспомните, что было в качестве первых денег?
А вот другие примеры необычныхденег. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то — железные гвозди и топоры, а где-то — даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них простописали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.
Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги — товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.
5. Решение практической задачи.
1. Почему люди обмениваются?
2. Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной?
3. Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его было удобно использовать в качестве денег?
4. Для чего нужна мелочь?
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
A. Выложить продукты из тележки.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
6. Презентация решения практической задачи.
2. Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте общее название оставшимся словам.
Продукты, одежда, обувь, связь, игрушки, машина, телефон, телевизор.
7. Выполнение тренировочных заданий.
3. Укажите, в каких случаях деньги выполняют функции : средства обмена (а), меры ценности (б) и средства платежа (в).
При обмене мы отдаём деньги и получаем товар или услугу. Если мы видим число, обо-
значающее цену товара, то деньги являются мерой ценности. При платеже мы получаем деньги или только отдаём, ничего не получая взамен, например возвращая долги или выплачивая налоги.
• Мама купила конфеты. (…)
• Папа заплатил штраф. (…)
• Митя купил билет и едет на трамвае. (…)
• Маша знает, что книга стоит 100 р. (…)
• Илья заплатил налоги. (…)
• Поля увидела, что цены на обувь снизились. (…)
• Дедушка купил фотоаппарат. (…)
1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
4. Люди изобрели деньги для того, чтобы
2) Измерить ценность разных товаров
3) Иметь возможность делать накопления
4) Все ответы верны
— Что нового вы узнали о деньгах?
— Какими свойствами могут обладать деньги?
— Для чего они нужны?
— С какими новыми понятиями познакомились?
— С какими видами денег познакомились?
Р.S.- на следущее занятие принести монеты.
Курс финансовой грамотности в начальной школе. Внеурочная деятельность
«Курс финансовой грамотности
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 г. Петровска
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3 г. Петровска
Издание подготовлено в рамках совместного проекта
Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного
банка «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования
в Российской Федерации».
Другие участники: родители, сотрудники музея
Название внеурочной деятельности: кружок «В мире финансов»
Место занятия в логике реализации внеурочной деятельности
До: учащиеся знают лишь о существовании денег и немного о их
После: учащиеся смогут:
Объяснять причины и приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Тип занятия: экскурсия в краеведческий музей
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
экспонаты краеведческого музея, компьютер, мультимедийный проектор
Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Федин, C. Н. Финансовая
грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.
Методические материалы для учителя: Ю. Н. Корлюгова. Финансовая
грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-
4 классы общеобразоват. орг.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.
выявление учащимися проблемы выгоды обмена, неудобства
бартера и причин появления денег.
Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?
Предметные образовательные результаты
овладение предметными умениями: понимание и правильное использование
экономического термина «деньги»;
представление о роли денег в обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные образовательные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Экономическая теория
В пособии рассматриваются экзаменационные вопросы по основам экономической теории. Материал отвечает требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по курсу «Экономическая теория». Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 521600 «Экономика», 061100 «Менеджмент», 020200 «Политология», 021200 «Юриспруденция» и другим. Пособие может быть также использовано при подготовке к зачетам и экзаменам по микроэкономике и макроэкономике.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Товар и его свойства
Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо потребность человека и созданный для обмена. Товар обладает двумя свойствами:
• способностью удовлетворять какую-нибудь потребность людей (потребительной стоимостью);
• способностью обмениваться на другие товары (стоимостью).
Различные блага могут удовлетворять различные потребности человека:
• потребности в пище (хлеб, мясо, молоко и другие продовольственные продукты);
• потребности в одежде (костюмы, платья, пальто и т. п.);
• потребности в средствах производства (машины, сырье и т. п.).
Потребительная стоимость — это способность блага удовлетворять какую-либо человеческую потребность независимо от того, пользу (хлеб, пальто, машины) или вред (наркотики, табак) оно приносит людям.
Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (зерно используется и как корм животным, и как химическое сырье).
Потребительные стоимости существуют в любую историческую эпоху, зависят от естественных свойств вещей и не зависят от количества труда, затраченного на изготовление данной вещи.
Товаром могут быть не только вещи, но и услуги, обладающие следующими основными особенностями:
• услуги как потребительные стоимости не выступают в вещественной форме;
• потребительная стоимость услуги принимает форму полезного эффекта живого труда.
Наличие у блага потребительной стоимости не делает его товаром. Чтобы стать товаром благо должно обладать меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие товары. Приравнивание товаров друг к другу при обмене предполагает объективное равенство их до процесса обмена, т. е. равенство общественного (неиндивидуального) труда, затраченного на их производство.
Что лежит в основе соизмеримости товаров? Может ли ею стать потребительная стоимость. Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, поскольку товары как потребительные стоимости качественно разнообразны и количественно не равны (один товар имеет одну потребительную стоимость, другой — другую). Все товары обладают одним общим свойством — они продукты труда, т. е. на их производство расходуется общественный труд, который делает товары соизмеримыми. Таким образом, объективной основой соизмеримости товаров является меновая стоимость, являющаяся выражением общественного труда.
Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся при их обмене, является стоимостью товаров. «Стоимость» и «меновая стоимость» — разные экономические категории. Они соотносятся как внутреннее (стоимость) и внешнее (меновая стоимость) свойство товаров. Другими словами, меновая стоимость есть форма выражения стоимости.
Выше была дана характеристика трех свойств товара: потребительная стоимость, меновая стоимость и стоимость. Поскольку меновая стоимость есть форма выражения стоимости, то в товаре выделяют два свойства — потребительную стоимость и стоимость.
Эти свойства товара обусловлены двойственным характером, воплощенного в нем труда. С одной стороны, это труд определенного качества и вида, характеризующийся конкретными целями, характером производственных операций, орудиями и предметами труда, результатами. Этот труд получил название конкретного труда, создающего потребительную стоимость. С другой стороны, в конкретных видах работы есть общее — затрата человеческой рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме. В этом качестве он выступает абстрактным трудом и создает стоимость товара. Абстрактный труд содержится во всех товарах, делает их соизмеримыми.
Затраты труда определяют величину стоимости товара, между ними существует прямая связь: чем больше затрачено труда, тем больше и стоимость. Однако различные товаропроизводители на производство единицы одного и того же товара расходуют различное время. Рабочее время, используемое на изготовление товара отдельным производителем, называется индивидуальным рабочим временем. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, а общественно необходимым рабочим временем (наличие общественно нормальных условий производства, средний уровень умелости и интенсивности труда).
Величина стоимости товара зависит от производительности труда. Стоимость единицы товара обратно пропорциональна изменению производительности общественного труда. При изменении интенсивности труда величина стоимости единицы товара остается без изменений, поскольку, например, увеличение затрат труда приводит к увеличению изготовленных товаров.
Различают две технико-экономические формы труда, влияющие на величину стоимости, созданную за единицу времени, — простой труд и сложный труд. Простой труд — труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой (дровосека, землекопа и т. д.). Сложный труд — труд работника, обладающего определенной квалификацией (токаря, слесаря и т. д.). Сложный труд — это помноженный или возведенный в степень простой труд, в единицу времени создает большую стоимость по сравнению с простым трудом.