Чем обеспокоен обломов в начале романа

Служба Обломова в романе «Обломов»: описание карьеры, поведение на службе и отношение к ней

Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть фото Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть картинку Чем обеспокоен обломов в начале романа. Картинка про Чем обеспокоен обломов в начале романа. Фото Чем обеспокоен обломов в начале романа
Обломов в доме Пшеницыной.
Художник Л. Красовский

Карьера и служба Ильи Обломова является одним из важных элементов в образе героя.

В этой статье представлено описание службы Обломова в романе «Обломов»: описание карьеры в цитатах, поведение героя на службе и отношение к ней.

Смотрите:
— Все статьи об Илье Обломове
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обломов»

«. в службе, что и было целью его приезда в Петербург. «

«. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом. «

«. А вместе канцелярскими чиновниками служили. «

«. Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях. «

«. Илья Ильич думал, что начальник до того входит в положение своего подчиненного, что заботливо расспросит его: каково он почивал ночью, отчего у него мутные глаза и не болит ли голова. «

«. он жестоко разочаровался в первый же день своей службы. С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног. «

«. Он полагал, что [. ] посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность. «

«. всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались [. ] Все это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» – твердил он. «

«. Илье Ильичу не нужно было пугаться так своего начальника, доброго и приятного в обхождении человека. «

«. Илья Ильич вдруг робел, сам не зная отчего, когда начальник входил в комнату, и у него стал пропадать свой голос и являлся какой‑то другой, тоненький и гадкий, как скоро заговаривал с ним начальник. «

«. Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. «

«Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками.

Почему же Обломов уходит в отставку? Какой особый случай заставляет его покинуть службу в канцелярии?

История с отставкой начинается с того, что однажды Обломов совершает ошибку: по невнимательности он посылает какой-то документ не в Астрахань, а в Архангельск. Об этой ошибке узнает начальство:

«. Он отправил однажды какую‑то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать виноватого. «

«. Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство. «

«. я считаю за нужное прекратить на время г. Обломову хождение на службу и вообще предписываю воздержание от умственного занятия и всякой деятельности. » (отрывок из справки)

«. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась – и потом уже не возобновлялась – его государственная деятельность. «

«. может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина. « (прим.: до получения следующего чина Обломову нужно прослужить 3 года, а он прослужил только 2 года)

«. Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению. «

«. У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный. «

Это было цитатное описание службы Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание карьеры в цитатах, поведение героя на службе и его отношение к ней.

Источник

Илья Ильич Обломов

Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть фото Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть картинку Чем обеспокоен обломов в начале романа. Картинка про Чем обеспокоен обломов в начале романа. Фото Чем обеспокоен обломов в начале романа

Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Илья Ильич Обломов – центральный персонаж одноименного романа И.А. Гончарова. Герой живет в Петербурге, куда переселился из своего родового имения. Илья Ильич – человек, давно лишенный каких-либо стремлений и надежд, добровольно заключивший себя в четырех стенах съемной квартиры. Появление в России социального явления «обломовщина» во многом обязано герою данного произведения, который является символом застоя, апатии и полной бездеятельности.

Описание героя

Внешность

Илья Ильич разменял четвертый десяток – на момент событий ему 32 года. Это мужчина среднего роста, симпатичный, со спокойным и мягким выражением лица. Темно-серые глаза выражают доброжелательность, но в них абсолютно отсутствует какая-либо сосредоточенность. Порою мимолетная мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Беспечность и какая-то тепличность сквозят во всем облике героя. Обрюзглость, которую его тело приобрело слишком рано, и нездоровый цвет лица говорят о том, что герой редко бывает на воздухе и слишком мало двигается. Любимое место обитания Обломова – старый диван, обычная одежда – необъятный халат восточного типа и мягкие туфли. Этот домашний гардероб как нельзя лучше гармонирует со всем обликом своего хозяина.

Характер

Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть фото Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть картинку Чем обеспокоен обломов в начале романа. Картинка про Чем обеспокоен обломов в начале романа. Фото Чем обеспокоен обломов в начале романа

Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Тихомиров

Апатия и лень – ярко выраженные отрицательные черты Обломова. Такой склад характера сформировался у него еще в детстве, в атмосфере сонного царства, в котором пребывали обитатели Обломовки. Никто не привил ему даже малой доли тех необходимых навыков, которые пригождаются человеку, вступающему во взрослую жизнь. Не он сам, а другие всегда были исполнителями его желаний, родители же не видели в этом ничего предосудительного. Ведь мальчик – барин, пусть даже и маленький, а барчукам негоже и не по сословию перетруждаться. Такое воспитание обернулось тем, что взрослый Обломов все так же продолжает надеяться на то, что придет некто и решит за него все его проблемы. Даже письмо от управляющего Обломовкой не в силах поднять его с дивана, чтобы разобраться, что происходит в имении.

Но есть в характере Ильи Ильича и положительные стороны. Прежде всего, это доброта и отзывчивость, способность к сочувствию. Наделен Обломов и таким свойством, как проницательность. Ведь, благодаря ей, он первым понял, что отношения с Ольгой – это путь в никуда. Не чужды герою и мечтательность, романтизм, способность тонко чувствовать и переживать. К сожалению, судьба его сложилась так, что этим фантазиям и мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Между тем, ему хорошо в своих грезах, ведь там ему не нужно подстраиваться под жестокий окружающий мир, который он не приемлет всем своим существом.

Квартира, где обитает герой, выглядит неуютно и запущенно. Уборкой занимается Захар и то, скорее, для видимости. Если присмотреться, можно увидеть паутины, свисающие по углам, ковры, покрытые пятнами, мусор под шкафами, неубранные тарелки. Повсюду царит ощущение необжитости и пустоты. Если бы не диван с Обломовым, можно было подумать, что здесь давно никто не живет.

Элементы биографии

В настоящее время Обломов владеет родовым имением с тремястами крестьянами. Это наследство, доставшееся ему от отца. Стоит коротко упомянуть о родителях Обломова – добродушных людях, приверженцах патриархального жизненного уклада. Жизнь их протекала в полнейшей безмятежности и покое. Отец «целое утро сидел у окна и неукоснительно наблюдал за всем, что делается на дворе», мать Илюши весь день отдавала разные распоряжения по хозяйственной части. Ее любовь к единственному сыну не знала границ. Каждое утро она осыпала «его страстными поцелуями», затем вглядывалась в него «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки… не болит ли что-нибудь».

С детства Илья Ильич усвоил, что жизнь – это «покойная река», которая протекает мимо, а жизненный идеал – это праздность и бездействие. Еще будучи совсем ребенком, он выстроил программу своей будущей жизни, образцом для которой была жизнь в Обломовке. Одной из главнейших забот обитателей имения была забота о еде: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Никто не смел нарушать вековую традицию – послеобеденный сон, который был «истинным подобием смерти». Спали все – хозяева, прислуга, дворовые девки, конюх, садовник и прочая многочисленная челядь. Мальчик с нетерпением ожидал той минуты, когда в доме наступала мертвая тишина. В это время он становился предоставленным самому себе и ощущал себя единственным во всем мире. Несмотря на пытливость ума, ребенок, в силу своего возраста не оказывал никакого сопротивления атмосфере застоя, царившего в имении. Долгими зимними вечерами, укладывая Илюшу спать, няня рассказывала ему «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Даже во взрослой жизни Обломов будет продолжать верить в чудеса, непроизвольно сожалея о том, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». У него «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

Учеба в пансионе, переезд в Петербург

Наступила пора учебы и «отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу». Учиться ему предстояло в пансионе, который для дворянских детей организовал Иван Богданыч Штольц. Его сын Андрей стал одноклассником Илюши. У юного Обломова полностью отсутствовала тяга к обучению, да и родители в его образовании усматривали единственную выгоду: «мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Но они хотели, чтобы всего этого их мальчик достиг, не слишком утруждаясь, «как-нибудь подешевле, с разными хитростями». В пансионе, где Обломов пробыл до пятнадцати лет, его, так же, как и дома лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло».

Затем была учеба в Москве, после которой Обломов так и не воспользовался в своей жизни науками, которые изучал. Обосновывал он это так: «Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?». Тем не менее, тщеславие и мечты о блестящей карьере сподвигли его на переезд в Петербург. С собой он забрал верного слугу Захара и поселился с ним в двух комнатах, но после того, как стал владельцем Обломовки, смог позволить себе «квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».

Служба, карьера и гости Обломова

Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть фото Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть картинку Чем обеспокоен обломов в начале романа. Картинка про Чем обеспокоен обломов в начале романа. Фото Чем обеспокоен обломов в начале романа

Илья Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

В Петербурге Обломов устроился на службу в канцелярию. Работу он выполнял мелкую, соответствующую его должности коллежского секретаря. Однажды он перепутал адреса и отправил служебное письмо не в Астрахань, а в Архангельск. Это обстоятельство так испугало Обломова, что он из-за страха перед начальством был вынужден подать в отставку. Таков был финал его так и не начавшейся карьеры. Став свободным, он поначалу посещал светские мероприятия, однако разочаровавшись в обществе, насквозь пронизанном ложью, завистью и сплетнями, он стал делать это все реже и реже. Тогда он поставил перед собой цель навести порядок в Обломовке, жениться и зажить там беззаботной жизнью, как и его родители. Но лень, которую он впитал с молоком матери, не позволила ему осуществить задуманное.

У Обломова есть несколько приятелей, которые регулярно его навещают. Судьбинский, Волков и Пенкин заглядывают редко и буквально на несколько минут. Такие же, как Алексеев и Тарантьев наносят основательные визиты. У Обломова они едят, пьют, курят дорогие сигары, одним словом, находят в его доме «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, но равнодушный прием». Да и сам Илья Ильич уже привык к этим людям. Алексеев позволяет ему «жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате…». Он переносит «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Совсем другой Тарантьев. Он вносит в сонное царство Обломова «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Помимо этого, Обломов по наивности надеется, что Тарантьев «в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное».

Мечты Обломова

Лежа на диване, Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Его голову посещали высокие идеи, в воображении он ощущал себя героем – победителем всемирного зла. Иногда он представлял себя художником или великим, непобедимым полководцем. Но когда в своих мечтах он сталкивался с какой-нибудь проблемой, то начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После этого он вновь становился равнодушным и ко всему безучастным. Даже письмо от управляющего из Обломовки и требование хозяина освободить квартиру отходили куда-то далеко, на последний план.

Обломов был способен осознать весь трагизм своего положения и то, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».

Обломов и Штольц

Дружба Обломова и Штольца берет свое начало в далеком детстве. Затем была совместная учеба в пансионе, и до сих пор Штольц остается единственным близким Обломову человеком. В юности они оба были романтиками и мечтателями, собирались «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Только перед Штольцем Илья Ильич может быть до конца откровенным и искренним, он обсуждает с ним свое здоровье, просит у него совета: «Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места».

Штольц – активный и деятельный молодой мужчина. Для него разъезды – обычное дело, в отличие от Обломова, который «избаловался настолько», что не в состоянии съехать с квартиры. Стоит ли говорить о дальних путешествиях, когда единственной поездкой Обломова была дорога из имения до Москвы. И проходила она с кучей прислуги, «среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы».

Однако Штольцу все же удается прервать затворничество друга. Он намерен вновь вернуть его в общество. После долгого упорства Обломов соглашается, и это можно считать настоящим подвигом, первым шагом на пути к «излечению». Но во время бесконечных визитов Обломов начинает замечать, что представители света – это «спящие люди». «Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Обломов пытается доказать другу, что светская жизнь – это средоточие лжи и лицемерия, что никак не соответствует его представлению о счастье. Он вновь мечтает о жизни в Обломовке в кругу семьи, в доме с изящной мебелью, роялем, книгами. Это и есть тот самый рай, который рисует его воображение.

Обломов и Ольга Ильинская

Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть фото Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть картинку Чем обеспокоен обломов в начале романа. Картинка про Чем обеспокоен обломов в начале романа. Фото Чем обеспокоен обломов в начале романа

Обломов и Ольга Ильинская. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Поселившись в Петербурге, Обломов иногда заводил отношения с женщинами, но это было лишь мимолетной влюбленностью, которая никогда не превращалась в настоящую любовь. Потом он сознательно прекратил общение со слабым полом во избежание разных хлопот. Всколыхнула душу Обломова встреча с Ольгой Ильинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Девушка вновь подарила ему желание жить и любить. Под влиянием этой встречи Илья Ильич начал меняться, он перестал спать после обеда, стал читать книги, совершать с Ольгой длительные пешие прогулки. Все начало меняться после того, как он сделал девушке предложение и получил ее согласие стать его женой. На него вдруг навалились мысли о предстоящих хлопотах, которые неизбежно сопровождают подготовку к свадьбе. Первые же попытки по наведению порядка в своих делах оказались настолько неподъемны для Обломова, что его чувство начало угасать. Ольга, которая так активно взялась за перевоспитание Обломова, поняла, что ее усилия пропадают зря. Считая для себя невозможным жить так, как Обломов, она приняла решение расстаться с ним.

Обломов тяжело пережил разлуку с Ольгой. Он долго болел и «мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь». Тем не менее, он от души порадовался за нее, когда получил известие о том, что она вышла замуж за Штольца. «Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив. »

Обломов и Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына была кумой Тарантьева, который и посоветовал Обломову снять у нее квартиру на Выборгской стороне. Ему сразу пришлась по душе эта простая и трудолюбивая женщина, вдова чиновника, занимавшего в свое время такой же пост, как и Обломов. В свою очередь, Пшеницына также очень хорошо относилась к Илье Ильичу, помогала и заботилась о нем. Обломов понял, что дом Агафьи Матвеевны – это и есть тот самый райский уголок, о котором он мечтал всю свою жизнь. Здесь все было таким же, как и в любимой Обломовке, те же разговоры о еде и продовольствии, те же мирно протекающие, однообразные дни, в которых нет места бурям и потрясениям.

Здесь Обломов впервые стал отцом – у него родился сын, названный в честь Штольца Андреем. Анализируя свою жизнь, Илья Ильич решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать… идеал его жизни осуществился». Обломов жил тихо и спокойно, так же спокойно и тихо он ушел из жизни, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Роль героя в произведении

Обломов – яркий образец патриархального дворянина. В романе он играет роль «лишнего человека», не принимающего современное общество, навсегда застрявшего в прошлом. Ему абсолютно чужда та среда, к которой принадлежат его лучший друг Андрей Штольц и его возлюбленная Ольга Ильинская. Писатель показывает «обломовщину» с ее влечением к далекому прошлому, бездеятельностью, безразличием и духовной деградацией, когда личность превращается в биомассу, лежащую на диване.

В то же время, Гончаров неоднозначно изображает и представителей современного мира. Почти каждый из них лишен того душевного покоя и внутренней мечтательности, которые были у Обломова. Даже Штольц находит этот покой только в доме Обломова. Создавая образ главного героя, автор стремится донести мысль, что, несмотря на положительные черты характера, такие, как доброта и отзывчивость необходима постоянная работа над развитием собственной личности. В противном случае человека ожидает такой же тупиковый застой, в какой добровольно вогнал себя Обломов.

Развитие героя по мере сюжета

Первое знакомство с героем происходит, когда Илюше Обломову всего семь лет, в последних главах описываются события, произошедшие тридцать семь лет спустя. Чтобы лучше понять, какие изменения претерпевает главный герой на протяжении повествования, необходимо обратить внимание на «Сон Обломова», в котором он вновь возвращается в детство, в деревню, где еще жива его любимая маменька, где все – и господа и слуги пребывают в царстве сна и покоя, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».

Шаг за шагом приближается Обломов к своей деградации. Сначала следует увольнение со службы, затем утрата интереса к обществу и внешнему миру в целом. У героя остаются только диван, необъятный халат и домашние туфли. Он неуклонно погружается в полную духовную апатию и лень. Даже полный энергии Штольц не в состоянии пробудить в нем желание начать жить, а не продолжать бессмысленное существование. В ответ он слышит: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Не смогла воскресить Обломова и любовь к Ольге Ильинской. Его страшат те недостижимые для него свойства, которые сделают его достойным любви этой девушки. Свой идеал он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, не требует от Обломова никаких изменений, и любит его таким, каков он есть.

Отношение автора к герою

Позиция автора по отношению к Обломову неоднозначна. Подробно описывая быт главного героя, образ его мыслей, Гончаров довольно положительно относится к господину Обломову. Он даже сочувствует ему в его беспомощности и несостоятельности. Он понимает, что Обломов – жертва родительского воспитания, а его инфантильность – порождение барской среды, где помещики ведут праздную жизнь за счет труда крепостных крестьян.

Гончаров показывает положительные черты характера Обломова, такие как доброта, порядочность, ум, честность, чтобы читатель почувствовал, что перед ним, прежде всего, человек. В то же время, временами чувствуется антипатия автора к герою за его лень, несостоятельность и трусость. В финале Гончаров не обозначает свою позицию по отношению к какому-либо герою. Остается неизвестным, чью сторону он принимает – энергичного Штольца или пассивного Обломова. Тем не менее, становится понятно, что именно давно изжившая себя «обломовщина» и стала причиной деградации героя.

Прототипы

История произведения корнями уходит в историю жизни самого И.А. Гончарова. Как признавался сам писатель, для него особенно важным было описание полной реальности, без ухода на «почву мыслителя». Таким образом, можно сделать вывод, что своего главного героя автор списал с собственной персоны. Об этом говорили и современники писателя, находя в Гончарове и Обломове множество совпадений. И тот и другой были выходцами из русской патриархальной глубинки, оба отличались медлительностью и, в некоторой степени, леностью, но при этом, оба были умны и порядочны.

Экранизации героя

Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть фото Чем обеспокоен обломов в начале романа. Смотреть картинку Чем обеспокоен обломов в начале романа. Картинка про Чем обеспокоен обломов в начале романа. Фото Чем обеспокоен обломов в начале романа

Илья Ильич Обломов. Актер О. Басилашвили. Т/сп «Обломов». 1965

В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Обломова он пригласил в свою работу известного актера Олега Басилашвили.

В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Обломова Михалков пригласил всеми любимого актера Олега Табакова. Обломов Табакова получился очень натуральным и трогательным. Добродушный, мягкий, ленивый, мечтательный – таким зритель видит Обломова в исполнении Олега Павловича. Хотя сам Табаков неоднократно повторял, что в действительности Штольцем был скорее он, а не Богатырев. Несмотря на это, роль Обломова является одной из лучших в копилке Олега Павловича Табакова.

Источник

Анализ 1 главы романа Гончарова «Обломов»

В первой части романа «Обломов» происходит знакомство с главным героем с одноименной фамилией. Также в этом фрагменте автор красочно описывает его бытовое окружение. Роман неслучайно получил название по фамилии персонажа. В ней отмечается ряд подсказок для трактовки произведения: «обломок» — распад личности главного героя, «облый» значит «круглый». Эти определения хорошо подходят для характеристики главного героя. Анализ 1 главы «Обломова» позволит читателю поближе познакомиться с ним.

Внешность Обломова

Начало романа описывает внешность персонажа, его одежду и образ жизни. Илья Обломов предстает перед читателем мужчиной около 32 лет, вполне привлекательным, однако «обрюзгшим не по летам». Мягкость — главная черта его внешности, и прослеживается она во всем: в линиях тела, выражении лица, мимике, жестах.

«…Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины…» — такие строки из текста описывают главного героя. И сразу складывается первое впечатление об Обломове: человек, который не умеет и не любит трудиться, привык к праздному и бездеятельному образу жизни.

Ни одна эмоция не могла согнать с его лица выражение спокойствия и безмятежности, даже когда он был чем-то встревожен. Описание автором наружности Обломова дает возможность читателю увидеть следующие черты характера персонажа:

При этом его внешности присуща некоторая обезличенность — отсутствие идеи и сосредоточенности, тусклые глаза, «безразличный» цвет лица. Однако И. А. Гончаров говорит о глубине характера персонажа: «Добряк должен быть, простота!»

Символика одежды

Главный герой не утруждал себя соблюдением чистоты, и наряды его выглядели соответствующе. Ходить он предпочитал в старой, но удобной домашней одежде, которая как нельзя лучше дополняла его спокойный внешний вид и мягкое изнеженное тело. На нем был поношенный бесформенный восточный халат из персидской материи, дизайн которого не был усложнен какими-либо декоративными элементами. Именно простота и удобство нравились обладателю этого предмета гардероба — он был гибким и мягким.

Халат носился Обломовым на протяжении долгого времени и от старости «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Любимый предмет гардероба явно требовал если не замены, то хотя бы чистки, но это не смущало героя.

Еще один обязательный элемент одежды Ильи Ильича — мягкие широкие туфли. Даже в этом случае подчеркивается нежелание персонажа совершать лишние, по его мнению, движения. Туфли эти пользовались любовью хозяина, потому что как только утром он вставал с постели, сразу в них попадал.

Таким образом, домашнее облачение еще раз подчеркивает мягкость и неопрятность главного героя. Бесформенные халат и туфли — это признак «обломовщины», которые указывают на апатичность Ильи и его уход от реальной жизни в иллюзии.

Описание комнаты

Интерьер, в котором несколько лет проживает Обломов, помогает автору наиболее подробно показать образ главного героя. В его квартире четыре комнаты, но используется только одна — в остальных мебель покрыта пыльными чехлами.

Во-первых, все в доме свидетельствует о неопрятности и лени хозяина: его не смущает паутина на стенах, мутные зеркала, грязные ковры, шкафы, забитые поношенной вылинявшей одежды, остатки еды по углам, а также клопы и блохи. Он свыкся с подобной обстановкой и вполне комфортно чувствует себя в ней, не требуя от слуги наведения порядка и чистоты.

Во-вторых, описание интерьера передает внутреннее состояние Ильи Ильича. Развернутые и забытые хозяином книги, высохшая чернильница, прошлогодняя газета — все вокруг свидетельствует о запущенности самого Обломова и бесцельности его существования. Автор подробно и очень живописно описывает детали интерьера, чем вводит читателя в изолированный и забытый всеми «мирок» главного персонажа и создает эффект остановки времени.

Диван — еще один символ лени и «обломовщины» как образа жизни. Это среда обитания Обломова, его убежище, защита от внешних проблем и привычка всей жизни, место, с которого начинается повествование, и где все закончится.

Безразличие, с которым Илья Ильич относится к своему кабинету, характерно и для его мироощущения в целом. Через довольно подробное описание жилища Обломова автор раскрывает такие черты его характера, как:

Вместе с тем Илья Ильич был бы не против соблюсти внешние приличия — иногда он пытается сподвигнуть Захара на наведение порядка. Однако сила привычки сильнее — даже мысль о том, что уборка вызовет суету и нарушит уклад жизни, приводит Обломова в ужас.

Комната героя выглядит нежилой: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Для образа Обломова эта фраза является определяющей — из-за своей нерасторопности, лени и нежелания существовать полной жизнью главный герой словно теряет человеческие черты и исчезает из реальности.

Отношения с Захаром

Еще один персонаж, с которым автор знакомит читателя в первой главе произведения — это слуга Обломова. Так же, как и хозяин, он выступает идеологом архаичных ценностей. Захар — пожилой человек, носивший сюртук серого цвета, в подмышке которого была прореха, оттуда еще виднелся кусок рубашки, поверх всего этого — жилет с медными пуговицами.

Характеристика слуги полностью соответствует обломовским принципам существования: он так же ленив, неряшлив и прочно держится за старый уклад жизни, сопротивляясь всему новому. Ниточкой, связывающей этого мужчину в настоящем обновленном мире со спокойствием и стариной-обломовкой, является одежда, которая неизменно шьется по прошлой моде.

Отношения между Обломовым и Захаром нельзя назвать однозначными. На первый взгляд, они недолюбливают друг друга. Слуга негативно реагирует на капризы хозяина, ворчит на него как вслух, так и про себя. Обломов также по любому поводу критикует и упрекает Захара. Однако, с другой стороны, эти персонажи взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Захар воспринимает себя исключительно в роли барского слуги, его жизнь сосредоточена вокруг Обломова и направлена на поддержание его комфорта и благополучия. Он не является самостоятельной личностью — это преданный слуга и часть обломовского дома. Илья Ильич также неспособен существовать без Захара — герой абсолютно непрактичен и беспомощен к самообслуживанию в быту.

Между этими персонажами можно провести параллель: в то время как хозяин ведет бурную мыслительную работу над планом, его слуга демонстративно намеревается провести генеральную уборку. Однако в обоих случаях это лишь имитация деятельности — на самом деле персонажи ленивы и безынициативны, и в этом проявляется их сходство.

Можно сказать, что Обломов и Захар являются дополнением друг друга и представляют собой основные ценности представителей обломовского общества в двух его проявлениях — мещанство и преданный слуга.

Определенный тип существования

Описанию образа жизни характерного представителя мещан с разрушенным прошлым и неизвестным будущим, в котором ему нет места — вот чему посвящена первая часть романа. Обломов — не просто выдуманный персонаж, он олицетворяет собой определенный уклад жизни, который свойственен многим помещикам того времени. Исходя из краткого анализа первой главы, можно выделить основные черты «обломовщины»:

Вся первая часть романа заключается в описании одного дня из жизни Ильи Ильича. Не очень ранний подъем, чаепитие, встреча нарушающих покой гостей, визит доктора, дневной сон. Нет сомнений в том, что каждый день этого персонажа проходит именно так. Свою жизнь герой проводит, лежа на диване, переругиваясь со слугой.

Таким образом, через описание внешности и повадок персонажей, а также иллюстрацию их бытового окружения, Гончаров «прорисовывает» особенности черт характера героев своего произведения и показывает глубину и противоречивость их внутреннего мира. С одной стороны, описываемые персонажи — это типичные представители своего времени, с другой — сложные трагичные образы, интересные современному читателю многогранностью и актуальностью.

Илья Обломов — собирательный персонаж, неспособный приобщиться ни к какому делу и найти себе новые ценности и ориентиры. Его образ неоднозначен тем, что его нельзя назвать ни категорически положительным, ни абсолютно отрицательным персонажем.

Роман «Обломов» — это уникальный синтез романтизма с душевной немощью и ослабленной волей человека, отображающий конец эпохи отмены крепостного права. Он показывает невозможность адекватного развития личности в условиях процветающего крепостничества.

Стилистический анализ первой главы «Обломова» поможет школьникам подготовить ответы на вопросы по теме или презентацию к открытому уроку по литературе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *